Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Ответы к упр. Музыка, как и другие виды искусства, неотделима от жизни. А в жизни каждого человека есть и серьёзное (труд, большие, важные события и т п.), и лёгкое, развлекательное




Скачать 339.54 Kb.
Дата21.07.2017
Размер339.54 Kb.
ОТВЕТЫ
К упр. 5. Музыка, как и другие виды искусства, неотделима от жизни. А в жизни каждого человека есть и серьёзное (труд, большие, важные события и т. п.), и лёгкое, развлекательное (отдых, шутки, веселье, смех и т. п.). Главное в жизни – серьёзное. Оно служит источником и содержанием серьёзной музыки. Для развлечений же и музыка создаётся развлекательная, лёгкая.

К упр. 6. 1) … грустным, вялым, тревожным, подавленным, пессимистическим. 2) … светлым и мрачным, весенним и осенним, солнечным и хмурым, мажорным и минорным.

К упр. 7. Тихим и мирным – синонимы; все другие пары однородных членов в этом тексте – антонимы.

К упр. 8. Люди воспринимают музыку по-разному. Одни, слушая её, представляют определённые образы, картины; другие же вместе с музыкой переживают выраженные в ней чувства, потом размышляют над тем, что под влиянием этой музыки пережито. И первый тип слушателя, и второй – хорошо. Плохо – вообще не слушать хорошей музыки.

К упр. 14. Белая ворона – человек, резко отличающийся от окружающих, не такой, как все.

Аура – совокупность энергетических излучений, образующих биополе человека.

К упр. 16. Один из возможных вариантов сочинения на тему «Мои размышления по поводу статьи Д. С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен».

Прочитав статью Д. С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен», я прежде всего задумался над значением слов интеллигентный и образованный. Раньше я думал, что это – одно и то же. Да и по словарям выходит почти так же: одно из значений слова интеллигентный – образованный, культурный, а образованный – получивший широкое образование, обладающий разносторонними знаниями. Теперь я понял: можно быть образованным, но неинтеллигентным, и наоборот.

Вот, например, «молодой помещик, гвардейский офицер в отставке» Аркадий Павлович Пеночкин из рассказа И. С. Тургенева «Бурмистр». «Воспитание он получил отличное, служил, в высшем свете потёрся»; «одевается отлично и со вкусом»; «говорит мягким и приятным голосом», причём не только по-русски, но и по-французски; «употребляет много французских выражений»; «выписывает французские книги, рисунки и газеты»; «любит музыку», «поёт французские романсы»… И видимо, только поэтому «считается одним из образованнейших дворян в губернии».

Да, в образованности Аркадию Петровичу не откажешь. Но интеллигентен ли он?

По-моему, нет, неинтеллигентен: в нём нет главного признака интеллигентности – понимания окружающих, уважения их человеческого достоинства. Камердинера Фёдора он приказывает подвергнуть физическому наказанию только за то, что тот вино к столу подал не нагретым. Старика крестьянина, которого и видит-то, возможно, впервые, называет «дураком», грубо перебивает его в разговоре, не даёт ему слова сказать. Ничего не зная о жизни этого старика, без каких-либо оснований обвиняет его в пьянстве и лени. Интеллигентные люди так не поступают. Они в каждом незнакомом человеке стараются увидеть прежде всего что-то хорошее.

Образованному, но неинтеллигентному Пеночкину хочется противопоставить героя другого рассказа И. С. Тургенева, «Касьян с Красивой Мечи», - неграмотного крестьянина, карлика Касьяна.

У этого маленького, тщедушного человека, «уродца» - большая, богатая душа. Мало сказать, что Касьян любит природу: он слит с ней в единое целое. Стоит только понаблюдать, как он «перекликается» с поющими птицами, как «передразнивает» их, «чиликая» вслед поршку – молодому перепелу или «подхватывая» песню жаворонка. По глубочайшему убеждению этого простого бескорыстного человека, «стрелять пташек небесных» - великий грех. Пусть живут на земле, каждая до своего предела.

Касьян, по его же словам, - «непоседа», любит по свету ходить да на всё с нежной лаской глядеть. Его рассказы о том, что видел, звучат напевно, складно, словно сказки.

«…А то за Курском пойдут степи, этакие степные места, вот удивление человеку, вот раздолье-то, вот божия-то благодать! И идут они, люди сказывают, до самых тёплых морей, где живёт птица Гамаюн сладкогласная, и с дерев лист ни зимой не сыплется, ни осенью, и яблони растут золотые на серебряных ветках, и живёт всяк человек в довольстве и справедливости… Вот уж я бы туда пошёл… Ведь мало ли я куда ходил! И в Ромен ходил, и в Синбирск – славный град, и в самую Москву – золотые маковки; ходил на Оку-кормилицу, и на Цну-голобку, и на Волгу-матушку, и много людей видал, добрых хрестьян, и в городах побывал честных…»

Касьян сочиняет немудрёные песни, и сам же их поёт, незаметно для других. И так же незаметно для других, не афишируя, не гордясь, воспитывает девочку-сиротку! Вот она, подлинная интеллигентность!

«…Уменье незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями. Это тоже мусор, и ещё какой!» (Д. С. Лихачёв.)

Внутренне интеллигентен ещё один тургеневский герой – немой богатырь из повести «Муму». Вспомним, какой идеальный порядок в его каморке, как он сам аккуратно одет, как добросовестно выполняет свои обязанности, с каким достоинством и независимостью держит себя и как верен своему слову-обещанию. Нет читателя, который остался бы равнодушным к трагической судьбе этого человека.

Интеллигентные люди всегда вызывают к себе глубокое уважение.

Вот какие мысли пробудила во мне статья Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен».


(Кирилл Г.)
К упр. 17. Один из возможных вариантов сочинения на тему «Пример интеллигентности».

Прочитав статью Д. С. Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен», я задумался над вопросом: кого из окружающих меня людей, занимающихся физическим трудом, можно назвать по-настоящему интеллигентным? Думал, думал – и решил: нашу школьную нянечку бабу Надю. Какое у неё образование – не знаю. Да это и не важно. Главное в том, как данный человек относится к другим: понимает их, уважает или оскорбляет их словом и всякими подозрениями.

В этом смысле лучше бабы Нади не найти никого.

Когда наш класс дежурит по школе, я беру для себя пост №1, у входной двери, и невольно наблюдаю за бабой Надей. И тут просто уж нельзя не заметить, как приветливо встречает она и учителей, и ребят, как старается каждому помочь, подсказать добрую мысль, добрый совет. А как баба Надя говорит! Не говорит, а поёт. «Шарфик-то ты вчера забыла, голубушка? На-ка, возьми. Да другой раз аккуратней будь». «А у тебя, касатик, пуговка-то вот-вот оторвётся. Негоже это. Давай-ка пришью. «Спасибо» сказать не забудь. Ладно?» «Позвонить надо? (Под присмотром бабы Нади – общий телефон.) Бабушке? Звони, милый, звони. Бабушек беречь надо». И так с утра до вечера.

На рабочем месте бабы Нади – всегда порядок. А рабочее место её – вестибюль. Самое многолюдное помещение в школе! Сколько человек за день через него пройдут, сколько следов оставят! И баба Надя, как только посадят ребят на урок, протирает пол вестибюля «лентяйкой» - большой влажной тряпкой, прикреплённой к длинной палке. Пять-шесть раз в день так полы моет! Зато чистота кругом.

На столе у бабы Нади – цветы – душистая герань и кактус, цветущий в декабре, «декабрист», а также – раскрытая книга и газеты. В свободную минуту баба Надя читает. Она в курсе всех событий, любит поговорить про политику, но на своём мнении обычно не настаивает. «Вы учёные, - скажет, - вам виднее. А мне вот так показалось». И отойдёт в сторонку.

Живёт баба Надя, наверное, очень скромно: пенсия да мизерная зарплата. Приходится каждую копейку считать и во многом себя ограничивать. Но никто никогда не слышал, чтобы она жаловалась на свою судьбу, ныла, завидовала богатым, рассказывала про свои болезни. Кому это интересно? У каждого свои болячки есть.

Вот во всём том, что я написал о бабе Наде, и проявляется, по-моему, её интеллигентность.

Конечно, таких интеллигентных людей, как баба Надя, много, но и неинтеллигентных тоже хватает. Например, наши соседи за стенкой. В любое время ночи, даже после 12, включают на всю мощь магнитофон, телевизор. Стены дрожат от их шума. И моим родителям приходится идти утром на работу не выспавшись. Просили мы соседей избавить нас от их ночного шума. Куда там! Ни извинений, ни изменений! А глава этой соседской семьи – образованный человек, президент какой-то коммерческой фирмы. Как тут не согласиться с мнением академика Д. С. Лихачева: «Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью».

Интеллигентность многим из нас, в том числе и мне, надо постоянно в себе воспитывать.

Хочется закончить словами Н. Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Максим К.)
К упр. 20. Что такое традиция? Смотрю в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, быту. Видимо, здесь слово употреблено во втором значении.

Какая же традиция может быть в этой стране? Догадаться трудно. Оказывается, главного врача, то есть руководителя больницы, отправляют обязательно (!) (в этом традиция) в длительную (!) командировку.

Какова же цель этой командировки? Может быть, главного врача отправляют учиться, чтобы он не терял своей квалификации? Но курсы повышения квалификации могут быть и краткосрочными. А здесь обращается внимание на то, что командировка – длительная. Значит, важно проверить, как работают подчинённые без руководителя? Наше предположение верно.

Но что же следует из того, что без главного врача всё идёт как при нём? Может быть, он и вообще не нужен? Оказывается, наоборот, это свидетельствует о том, что главный врач сумел хорошо наладить работу, каждый знает своё дело, а такой руководитель необходим.

Интересно, а что же будет с главным врачом, если без него дело ухудшится? Видимо, он лишается своего поста? Так и есть. Его переводят в рядовые врачи.



К упр. 22. Получился сжатый пересказ текста, потому что в первом предложении каждого абзаца выражено его основное содержание.

К упр. 27. 1) Не плюй в колодец – пригодится воды напиться. 2) сколько вору ни воровать, а ответа не миновать. 3) Как аукнется, так и откликнется. 4) Что посеешь, то и пожнёшь. И т. д.

К упр. 29. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «На севере диком стоит одиноко…».

К упр. 36. Из стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Это стихотворение Л. Н. Толстой отметил буквой «К!» (Красота!). А по поводу приведённых строк писал: «Здесь это слово праздной как будто бессмысленно, и не в стихах так сказать нельзя, а между тем этим словом сразу сказано, что работы закончены, всё убрали, и получается полное впечатление. В умении находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер».

К упр. 39. Один из возможных вариантов описания сцен, наблюдаемых из окна вагона.
Горячая встреча и холодное прощание
Я сижу в вагоне и смотрю из окна на платформу. Вижу: из вокзального ресторана выходит толстый – богато одетый, с достоинством несущий себя господин. А из вагона выгружается тонкий – сухопарый мужчина, весь обвешанный чемоданами, узлами, коробками, за ним идёт худенькая женщина, наверное, его жена, и гимназист (так класса третьего), вероятно, их сын.

Вдруг толстый видит тонкого и, радостно всплеснув руками, что-то кричит ему. Мужчины бросаются в объятия друг другу, целуются. Горячая встреча. Радостная. Тонкий восхищённо глядит на толстого, представляет ему своих жену и сына. Сын снимает шапку, отец подталкивает его поближе к толстому, но гимназист, смущаясь, прячется за спину отца.

Должно быть, друзья детства. Давно не виделись. Есть о чём поговорить. И они действительно говорят, говорят, говорят.

Точнее, говорит-то в основном тонкий, а толстый снисходительно слушает его. На лице тонкого – выражение довольства. Видимо, дела его идут в гору.

Но что это? Толстый говорит что-то очень кратко, но внушительно, с плохо скрываемой гордостью – и всё мгновенно меняется. Тонкий каменеет, горбится, как бы уменьшаясь в росте. Жена его тоже каменеет, сын застёгивает все пуговицы на своём мундире и застывает по стойке «смирно». Тонкий заискивающе глядит на толстого, угодливо хихикает, всё больше горбится. Толстый, отвернувшись от него, всё же подаёт ему на прощанье руку. Тот жмёт три пальца и кланяется всем туловищем. Жена угодливо изображает подобие улыбки. Сын-гимназист шаркает ногой, роняет фуражку. Холодное прощание. Печальное.
(Олег Н.)
К упр. 40. Текст 3.

К упр. 44. 1) Арфа. 2) Офорт. 3) Барельеф.

К упр. 45. 1) Морфема. 2) Скульптура. 3) Картина.

К упр. 47. Смычковые музыкальные инструменты: виола, виолончель, контрабас, скрипка; деревянные духовые инструменты: гобой, кларнет, фагот, флейта; медные духовые музыкальные инструменты: валторна, горн, колокола, тромбон, труба, туба.

К упр. 55. В научных определениях каждое слово важно и необходимо. Поэтому воспроизводить их нужно абсолютно точно, а для этого нужно знать наизусть. Кстати, чем больше определений вы будете знать наизусть, тем быстрее и успешнее овладеете научным стилем речи.

К упр. 56. Почему иногда считают, что всякое определение является родовидовым?

К упр. 58. Примеры 1, 2, 3, 4, 7.

К упр. 60. 1) «Отцы и дети», «Враг и друг» И. С. Тургенева; «Война и мир» Л. Н. Толстого; «Толстый и тонкий» А. П. Чехова; «Молодость и старость» И. А. Бунина.

2) Недорого начало, похвален конец. Мал телом, да велик делом. Язык длинный, мысли короткие.



К упр. 64. Как в воду опущенный; как вкопанный; как заведённая машина; как за язык повешен; как из-за угла мешком прибитый; (знать) как облупленного; как проклятый; как свинцом налита; как собак нерезаных; как убитый; как ужаленный; (носиться) как (дурень) с писаной торбой.

К упр. 70. Сложный план.


  1. Парки в Пушкинском заповеднике.

  2. Тригорский парк:

    1. «пропитан солнцем»;

    2. как будто создан для приятного общения людей.

  3. Михайловский парк:

    1. «приют отшельников», «угрюм и молчалив»;

    2. поляна лютиков и пруд на окраине;

    3. главная прелесть – обрыв над Соротью и домик няни;

    4. вид с обрыва.

  4. Петровский парк:

    1. «чёрен, сыр, зарос весь лопухами»;

    2. животные, которых можно в нём встретить.


К упр. 78. Образец ответа о лексических средствах связи предложений в тексте на примере первого текста.

Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает. (Л. Н. Толстой.)

Предложения связаны цепным способом: от первого ко второму можно поставить вопрос (что он, этот огонь, делает?). Сцепляющие слова: огонь – огонь этот; это лексический повтор. Связь предложений усилена указательным местоимением этот. Лексический повтор – здесь наиболее уместное средство связи; замена его, например местоимением, привела бы к нарушению ясности смысла (местоимение стало бы соотноситься со словом человек, а не огонь).



К упр. 80. Образец ответа на примере первого фрагмента.

Предложения связаны цепным способом: от первого ко второму можно поставить вопрос (почему?). Сцепляющие слова: прозы – она; это местоимённая связь. Здесь она самая уместная; замена местоимения она лексическим повтором привела бы к нарушению законов благозвучия: прозы. Проза требует – неприятные для слуха повторения звука [р].



К упр. 85. Один из возможных вариантов текста.
Школьный двор
Наш школьный двор как сад.

Окаймляют его рябины, вишни, сирень. В глубине двора растут яблони, груши, сливы. А перед входом в школу – цветы. Их много-много: весенние, летние, осенние. Одни отцветают, распускаются другие. И всегда у нас здесь нарядно, красиво. Даже зимой: снегири на рябине – как живые цветы из сказки.



К упр. 88. Получится краткий пересказ текста, потому что в первом предложении каждого абзаца выражена его основная мысль, которая далее конкретизируется, развёртывается.

К упр. 94. Примеры сочинений.
Счастливые минуты
Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей. Мне повезло.

Моей первой учительницей была Александра Ивановна. Любовь и благодарность к ней я пронёс сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочёл записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением всё время ждала появления Пугачёва. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением всё время ждал появления Савельича.

Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше… Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против неё, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

Ещё почти ребёнком, слушая чтение «Капитанской дочки», я чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. Любовь – главнее всех.

Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности. Может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы.

Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти всё, культурный человек по сравнению с обычным крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. И многое потеряв, он может сказать себе и говорит себе: «Я ведь ещё могу слушать Бетховена, перечить «Казаков» и «Войну и мир» Толстого. Далеко не всё потеряно».


(Фазиль Искандер)
Моя памятная встреча с Пушкиным
Это было в день памяти И. М. Смоктуновского. По телевидению повторяли в записи программу, название которой я, к сожалению, не помню, но её можно было бы назвать так: «И. М. Смоктуновский читает А. С. Пушкина».

На экране, как мне показалось, - одна из комнат большой библиотеки. Шкафы с книгами; бюсты учёных, писателей, поэтов, в том числе и А. С. Пушкина; огромные фотографии памятников ему в Москве и Санкт-Петербурге; изображение музы с лирой в руках. И в этой комнате – Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Мягкие черты лица. Необыкновенно выразительные, добрые глаза. Вьющиеся светло-каштановые волосы. Поверх черного пиджака – широкий отложной воротник белой рубашки.

Иннокентий Михайлович читает стихи А. С. Пушкина. Читает просто, естественно, без лишних жестов, без надрыва, без завывания. «Если жизнь тебя обманет», «Зимнее утро», «На холмах Грузии», «Вновь я посетил»… Особенно запомнилось «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Произнося слова «Мы все сойдём под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час», - Смоктуновский так многозначительно посмотрел с экрана, что мне подумалось: он говорит о себе, предчувствуя свою близкую кончину. И с каждой новой строфой это ощущение неотвратимой близкой смерти актёра усиливалось.

…Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Казалось, Иннокентий Михайлович рассказывает собравшимся в зале людям о себе, о том, что его волнует, что наболело.

…И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

В моём сознании «Брожу ли я вдоль улиц шумных» всегда было неотделимо от памятника А. С. Пушкину в Москве. Печально склонённая голова, грустное лицо, опущенные плечи – поэт глубоко задумался. О чём? Может, о том же, о чём и «Брожу ли я вдоль улиц шумных»? Теперь это стихотворение для меня неотделимо ещё и от образа выдающегося русского Актёра – Иннокентия Михайловича Смоктуновского, читающего один из шедевров великого Поэта – Александра Сергеевича Пушкина.
(Стас Н.)
Моя первая встреча с Пушкиным
Мне было четыре года, когда мы с мамой переехали из Казани в Ульяновск и стали жить вместе с бабушкой. Бабушка работала в библиотеке, приносила оттуда для меня большие нарядные книги и по вечерам читала их мне вслух. (Сам я читать ещё не умел.)

О том, как я слушал и понимал тогда некоторые книги, бабушка впоследствии рассказывала мне много забавного. Вот что мне вспоминается, например, на основе одного из её рассказов.

Представьте себе: зимний вечер; маленькая бабушкина комнатка. Шкаф с книгами, столик, диван. И на диване – мы с бабушкой. Она читает «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, а я слушаю.

Вдруг чтение обрывается. Всё? Сказка кончилась?

- Почему? – спрашиваю я. Мне показалось, что сказка кончилась слишком быстро, неожиданно. И я прошу бабушку: - Пропой мне ещё раз.

Именно пропой, а не прочитай.

Так меня впервые пленила музыка пушкинского стиха. Конечно, далеко не всё понимал я тогда в гениальной сказке поэта, но музыку его слога почувствовал сразу.

Бабушка «пела» мне «Сказку о рыбаке и рыбке» несколько вечеров подряд. Многие строки оттуда я запомнил наизусть. Но одну упрямо повторял в своём варианте: «Лучше прежнего старуха рассердилась». Слово «пуще» мне было, видимо, непонятно, и я решительно отверг его, заменив понятным «лучше».

…Сейчас на моём стеллаже среди любимых книг стоит и «Сказка о рыбаке и рыбке» - подарок бабушки в тот день, когда я стал первоклассником.

Издание недорогое, скромное, даже не в переплёте, но оформлено оно со вкусом и с любовью.

По внешним страницам обложки плещутся лёгкие синие волны, а внизу, «в глубине морской», плавает золотая рыбка. Каждая страница книги обрамлена простым, но ярким орнаментом, украшена цветными рисунками известного художника Владимира Конашевича. Иллюстрации прекрасные, их много. Особенно запоминается «Старуха – столбовая дворянка», «Вольная царица», «На море – чёрная буря». Последний рисунок – старуха сидит у своей старой землянки, а перед ней – разбитое корыто…

Теперь я знаю, что выражение «у разбитого корыта» стало крылатым. Его смысл – после недолгого благополучия, успеха, удачи вернуться к бедственному, жалкому положению, чаще всего по своей вине. Например, бывает, что какой-нибудь жадный, непорядочный человек ворует и ворует у государства до тех пор, пока его не поймают с поличным и не отберут у него всё награбленное. О таком любителе лёгкой наживы можно сказать: остался у разбитого корыта. «Сказка о рыбаке и рыбке» - очень мудрая. Хапугам надо бы знать её наизусть.


(Сергей В.)
Моя памятная встреча с Пушкиным
Летом мы с классом ездили в Санкт-Петербург на экскурсию. Один из тех удивительных двенадцати дней полностью был отдан Царскому Селу: лицею, в котором учился юный Пушкин, и знаменитым Царскосельским паркам. Сколько там красивых аллей, беседок, павильонов, зеркальных прудов, мраморных статуй, изображающих древнегреческих богов и героев!

Но на меня почему-то самое сильное впечатление произвёл скромный, не сразу заметный фонтан «Молочница», точнее, украшающая этот фонтан скульптура «Девушка с кувшином».

Экскурсовод рассказала нам, что художественная композиция фонтана воспроизводит сюжет басни Жана Лафонтена.

Девушка-крестьянка, по имени Перрета, шла на базар и несла кувшин с молоком. Шла и мечтала, как она выгодно продаст молоко, как разбогатеет, что купит… На миг Перрете показалось, что мечты её уже сбылись! От радости она подпрыгнула, забыв о кувшине. А он выскользнул из рук и разбился…

И вот теперь на гранитной глыбе сидит горько плачущая девушка-крестьянка. Скульптор изобразил её в античной одежде (так принято было в начале XIX века), но, несмотря на эту условность, с исключительным лиризмом и правдивостью передал настроение печали. Одной рукой девушка подпирает поникшую голову, в другой держит отлетевший от кувшина осколок. А рядом разбитый кувшин, из которого вот уже более 150 лет льётся вода (здесь из земли бьёт естественный источник).

Экскурсовод прочитала нам и стихотворение А. С. Пушкина «Царскосельская статуя»:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила,

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

Так я впервые услышала эти гениальные строки поэта. Было нестерпимо жаль бедную девушку, и я несколько раз возвращалась к ней, рискуя отстать от группы.

Вернувшись домой, в Ульяновск, я в первый же день взяла томик стихов Пушкина и прочитала «Царскосельскую статую», сначала про себя, потом вслух. Прочитала и прислушалась: ритмический рисунок строк передаёт журчание воды, мерно льющейся из кувшина! Не веря своему открытию, читаю стихи снова и снова. Да, это так. И сама «Девушка» - передо мною как живая.

А слова? Все ли они мне понятны? Всё ли здесь так, как я думаю? Обращаюсь к словарям, толковому и синонимов. Сколько здесь интересных нюансов.

Урна в значении «вообще сосуд, ваза, кувшин» имеет пометку устар. (устаревшее). Праздный – никем или ничем не заполненный, пустой, порожний, тоже с пометкой устар. И ещё одно устаревшее слово – сякнуть – истощаясь, пропадать; иссякать. Были ли эти слова устаревшими во времена Пушкина? Наверное, нет. А вот слово дева – традиционно-поэтическое, имеет приподнятый характер. Для обозначения девушки-крестьянки в XIX веке употреблялось одно слово – девка. Пушкин же бронзовую молочницу-крестьянку называет девой, причём повторяет это слово трижды! Очень интересно!

Нельзя также не заметить однокоренных слов печально (сидит) и (вечно) печальная, над вечной (струёй) и вечно (печальна). Они в сочетании с устаревшими и традиционно-поэтическими (дева) придают стихам особый торжественно-печальный тон.

А чем объяснить пушкинский выбор синонимов? Скала – утёс. У Пушкина – утёс («…об утёс её дева разбила»). Диво – чудо. У Пушкина – чудоЧудо! Не сякнет вода…»). Почему? Допустима ли здесь замена слов утёс и чудо их синонимами? - … о скалу её дева разбила… Диво! Не сякнет вода…

Ритмика стиха сохраняется, но замена всё равно невозможна. Почему? Не знаю. Могу лишь повторить известную истину: у великого поэта каждое слово на месте; оно здесь единственно возможное, незаменимое. И лучше его не заменять другим, а запомнить.

«Царскосельскую статую» я знаю наизусть и, когда вижу какой-либо фонтан, невольно вспоминаю: «Чудо! Не сякнет вода…»
(Аня Д.)
К упр. 98. Родина – это родная земля, с её лесами и горами, морями и степями, озёрами, лугами, реками, ручьями. Это – живущие на ней люди, их труд, их искусство. Это – история народа, его прошлое, настоящее и будущее.

К упр. 100. Сравнительный оборот неудачно употреблён во втором предложении («капелька застывшей воды» не может висеть в воздухе) и в пятом (роса не звенит).

К упр. 107. Возможные варианты предложений.


  1. Над башней стынет, как кружок из белой жести, наивная луна.

  2. С оттаявших крыш, как хрустальные гвозди, свисают сосульки.

К упр. 110. I. Кошачьи лапки, или бессмертник.

К упр. 110. II. 1. Стихотворение – художественное произведение, отличающееся ритмизованной речью, с определённым размером.

(«Словарь современного русского языка»)

2. Стихотворение – небольшое поэтическое произведение в стихах. Стихотворения Пушкина. Стихотворение в прозе (небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе).



(«Толковый словарь русского языка»)
К упр. 111. В заглавии слово деревья обозначает такое родовое понятие, в которое входят называемые далее в тексте видовые: липа, дуб, осина, клён, сосна.

К упр. 113. Заглавие; параллельная связь предложений, анафора.

К упр. 115. Заглавие; параллельная связь предложений, анафора.

К упр. 116. 3. В сборниках произведений М. Пришвина есть миниатюры, состоящие из заголовка и одного предложения. Например:
У старого пня
Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват.

Под снегом


Удалось слышать, как мышь под снегом грызла корень.
Время
Ячмень сеют, когда молодой скворец голову в окошке показывает.
Горлинка
Мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается.
О мудрости
Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий.
А вот миниатюра Ф. Абрамова:
Верба
Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве.
Как видим, есть особая разновидность текстов, состоящих из заглавия и одного предложения.
К упр. 117. 1. А. А. Ахматова. «Музыка».

2. Например: А. Пушкин. «Эхо»; М. Лермонтов. «Мой демон»; А. Фет. «Месяц и роза»; А. Ахматова. «Любовь»; М. Цветаева. «Генералам 12 года»; И. Бунин. «Пантера».



К упр. 127. Образец выполнения задания.

Самый близкий друг мой – мама. С ней я делюсь всеми радостями и горестями; с ней обсуждаю планы на будущее; с ней мне всегда хорошо и уютно.



К упр. 140.

Любка, смолянка – растения; ладанный – относящийся к церковному ладану (пахучая смола); Животворящий Крест выносит священник в праздник Воздвиженья – 14 (27) сентября в память о кресте Господнем, который был воздвигнут в 326 г. для общего поклонения.

К упр. 143. I. 1) «Руслан и Людмила». 2), 3) «Цыганы». 4) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…».

К упр. 152. Второй текст – стихотворение «Дарю тебе сердце». Это стихотворение из цикла «Переводы с детского», написанное от имени Мартинко Фельдека, четырёх лет. «Мартинко Фельдек сочинил стихотворение о сердце, которое он нарисовал на листке бумаги и подарил своей маме. Понимает ли он, какая большая мысль в его строчках?» (А. Барто.)

К упр. 166. Допустим, вы подобрали фрагмент.

Музыка… Каждая встреча с ней делала меня счастливым, наполненным то светлой радостью, то лёгкой печалью.
(С. Конёнков)
Комментарий к данному примеру может быть примерно следующим.

В этом фрагменте первое предложение Музыка… - именительный темы; второе связано с ним цепным способом при помощи местоимения с ней. На конце именительного темы – многоточие.


К упр. 167. Возможный вариант сочинения.

Хоккей!.. Что может быть лучше этого скоростного, эмоционального, красивого вида спорта?! Эта игра – чемпион популярности. Самый любимый вид спорта миллионов мальчишек. Миллионов юношей. Миллионов взрослых людей.

Место хоккея в нашей жизни?!

Ответить одним словом трудно.

Ведь в хоккей играют не только знаменитые мастера, чьи имена известны всем любителям спорта. В него играют тысячи людей.

А что значит хоккей для самых юных спортсменов? Что ищут мальчишки в хоккее? Ответов на этот вопрос можно получить великое множество, но легко заметить, что в главном они сходятся – прекрасная игра, увлекательная, самая интересная и мужественная игра. Игра для настоящих мужчин. Даже если мужчинам по десять, двенадцать или четырнадцать лет.


(Алёша С.)
К упр. 171.

Стихи А. С. Пушкина:



  1. Мой первый друг, мой друг бесценный. («И. И. Пущину».)

  2. Последняя туча рассеянной бури! («Туча».)

Стихи М. Ю. Лермонтова:



  1. Тучки небесные, вечные странники! («Тучи».)

  2. Царю небесный! Спаси меня… («Юнкерская молитва».)

К упр. 173. Вероятно, картина В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.).

Сюжет её навеян поэмой «Слово о полку Игореве», однако эта картина не иллюстрация, а самостоятельное произведение живописи.



К упр. 179. Сочинение ученика.
Живи, Соколка!
Моя тихая, незаметная речка Соколка! Медленно, задумчиво течёшь ты в своих низких песчаных берегах, поросших ивняком, ольхой да черёмухой. Весной слушаешь соловьиное пение, летом даришь всем желанную прохладу, а осенью принимаешь на лоно своё разноцветные кораблики – листья.

Вода твоя такая чистая и прозрачная, что видно, как пляшут на дне легчайшие песчинки. Наверное, за эту хрустальную чистоту и полюбила тебя дивная рыба – форель: в грязных реках она не живёт и никогда жить не будет. Спасибо тебе, добрая, щедрая речка моего детства, за первую рыбацкую удачу – за первую форель (домой я с ней не шёл, а бежал, летел, не чуя ног от радости). Спасибо за все наши встречи, за то, что есть ты на голубой планете по имени Земля.

Живи, Соколка! Будь всегда такой же чистой и уютной, какой я тебя знаю и помню, хотя и разделяют нас теперь сотни, а может, и тысячи километров.
(Гена П.)
К упр. 181. Предложения первое, четвёртое и пятое.

К упр. 183. I. Опущены союзы: 1) как; 2) будто; 3) как будто.

К упр. 184. II. Сценарист, режиссёр, актёр, гримёр, художник по костюмам, композитор, дирижёр, режиссёр звукозаписи, звукоинженер, звукооператор, декоратор, реквизитор, светоустановщик, пиротехник, каскадёр, рабочий постановочного цеха, оператор, ассистент режиссёра, ассистент оператора, монтажёр, дублёр, консультант, директор картины.

К упр. 185. Все фильмы делят на четыре основных вида: художественные, или игровые; документальные; научно-популярные; мультипликационные. В данном учебнике речь идёт только о художественных фильмах; поэтому прилагательное художественный далее опускается.

1. Мелодрама (от греч. melos – песня, мелодия и drama – действие, драма): 1) жанр драматургии; пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией; 2) музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги действующих лиц сопровождаются музыкой.



К упр. 197. Тексты первый – третий – рассказ И. Л. Андроникова «Из жизни Остужева»; четвёртый – статья академика Д. С. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен».

К упр. 203. I. Вариант ответа на вопрос: почему Пугачёв освободил Машу Миронову?

Пугачёв, по приказу которого был казнён капитан Миронов, освободил от гнусных преследований Швабрина дочь этого погибшего капитана – Машу Миронову. И вот почему.

Во-первых, Маша Миронова – сирота, а Пугачёв всех бедных и сирот защитник. Он – народный вождь; в народе же обижать сироту считается самым большим грехом.

Во-вторых, Маша Миронова – невеста Гринёва. А для этого человека Пугачёв на добро не скупился. (Почему? – Это уже другой вопрос.)

Освобождение Маши Мироновой Пугачёвым – свидетельство широты его натуры, его человечности и великодушия.

К упр. 214. Пример сочинения.
В чём сходство предлогов и союзов
Главное сходство предлогов и союзов в том, что обе эти части речи – служебные. А это значит, что они, в отличие от знаменательных частей речи, не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, а служат для соединения других слов, а также компонентов предложения и текста (выставка в музее; откроется завтра или послезавтра; Говорят, что на открытии выставки будут авторы картин; Выставка прошла успешно. И это окрылило молодого художника).

Соединяют слова и компоненты предложения, чтобы выразить то или другое значение (например, значение цели: работать для пользы общества; работать, чтобы быть полезным обществу).

Нельзя не заметить, что некоторые предлоги и некоторые союзы (в частности, подчинительные) служат для выражения одних и тех же отношений, или значений. Это можно представить в виде следующей таблицы.


Выражаемые отношения (значения)

Предлоги

Союзы

Временные

через, к, до, с, перед, в течение

когда, пока, едва, лишь, только, чуть

Причинные

по, из-за, от

потому что, оттого что, так как, ибо

Целевые

для, ради, на

чтобы, чтоб, для того чтобы

Сравнительные

подобно, вроде, наподобие

как, словно, точно, будто, как будто

Как среди предлогов, так и союзов есть такие, которые служат для выражения одних и тех же значений и вследствие этого образуют синонимические ряды.

Вот несколько выписок из «Словаря синонимов русского литературного языка».

Предлоги-синонимы

вокруг

вкруг


кругом

округ


окрест (книжн.)

напротив

против


насупротив (прост.)







сверх

свыше
через

спустя


около

возле


подле (книжн.)

близ


обок (книжн.)

Союзы-синонимы

едва

лишь


только

едва лишь

едва только

лишь только

как только

чуть только

чуть



пока

покамест (прост.)

покуда (прост.)

до тех пор пока


потому что

оттого что

вследствие того что

в силу того что

благодаря тому что

потому как (прост.)









как

будто


как будто

словно


точно

чисто (прост.)

ровно (прост.)

что (прост.)

подобно тому как


чтобы

чтоб


для того чтобы

с тем чтобы

затем чтобы

дабы (книжн.)


Обратим внимание на стилистические пометы в приведённых здесь синонимических рядах и на сходство сравниваемых частей речи с точки зрения стилистики: и предлоги, и союзы могут быть не только нейтральными (таких большинство), но и стилистически окрашенными.



Между предлогами и союзами есть и морфологическое сходство: они не изменяются, а по своему происхождению, по морфологической структуре делятся на непроизводные, или первообразные (в, на, под, у, к, с и др.; и, а, но, или, что и др.), и производные, образованные от других частей речи (насчёт, вследствие, благодаря и др.; с тех пор как, в силу того что, несмотря на то что и др.).

Кстати, как предлоги, так и союзы за счёт других частей речи пополняются беспрерывно, и в этом они тоже подобны друг другу.

По составу и предлоги, и союзы могут быть простыми, состоящими из одного слова (к, у, в, о, про и др.; а, или, да, что и др.), и составными, состоящими из двух и более слов (в течение, в продолжение, в зависимости от, в связи с и др.; потому что, так как, для того чтобы и др.).

О синтаксической общности предлогов и союзов легко догадаться по тому, что о них уже сказано в самом начале сочинения: не называя предметов, признаков и действий, они не могут быть самостоятельными членами предложения.

Как видим, предлоги и союзы сходны во многом. Сходство между ними просматривается и на лексическом уровне, и на грамматическом.


К упр. 216. Пример сочинения.
В чём различие между предлогами и союзами?
Главное различие между предлогами и союзами состоит в том, что предлоги служат для соединения слов в словосочетании (отражается в реке) и в предложении (Ласточка с весною в сени к нам летит. А. Плещеев), а союзы – для связи компонентов предложения и самостоятельных предложений в тексте. Например.

  1. Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

(С. Есенин)



  1. Луга купаются в тумане,

И пахнут звёзды молоком.

(В. Полторацкий)



  1. Дни прибывают.

И ночи короче.

(В. Фирсов)

В первом примере и соединяет однородные члены предложения, во втором – части сложносочинённого предложения, в третьем – самостоятельные предложения.

Кроме того, союзы отличаются от предлогов более сложной классификацией. Они делятся не только по значению, происхождению и составу, как и предлоги, но ещё и по характеру выполняемой ими связи – на сочинительные, связывающие грамматически равноправные компоненты предложения (и, либо, но, же, то-то и др.), и подчинительные, связывающие такие компоненты предложения, один из которых является главным, а другой – подчинённым (когда, если, хотя, для того чтобы и др.).

По способу употребления в речи союзы могут быть и одиночными (а, но, да), и повторяющимися (и – и, ни – ни, не то – не то), и двойными (как – так и, не только – но и, если – то, лишь только – как). О предлогах этого сказать нельзя.

Зато среди предлогов, в отличие от союзов, есть антонимы: в – из (идти в лес – возвращаться из лесу), к – от (приближаться к станции – отходить от станции), на – с (подниматься на гору – спускаться с горы), по – против (плыть по течению – плыть против течения), под – над (Кавказ подо мною. А. С. Пушкин – Облака надо мною), с – без (тетрадь с полями – тетрадь без полей).



Есть ещё одно различие между предлогами и союзами: знание первых важно для орфографической грамотности человека, знание вторых – для пунктуационной (союзы помогают быстрее определить строение предложения и в соответствии с этим ставить или не ставить те или другие знаки препинания).

Вот, кажется, и всё, чем предлоги отличаются от союзов.


К упр. 221. Вариант текста-рассуждения.

Перед нами – первое и последнее предложения одного из стихотворений С. Острового:


Убили дерево.

<…>

И тихо

сделалось

золой…
Нужно сравнить их по грамматическим признакам, то есть указать общее и различное между ними.

Сходство данных предложений в том, что оба они повествовательные, невосклицательные, простые, распространённые. Кроме того, как в первом, так и в последнем предложении нет подлежащего. Однако причины отсутствия подлежащего в них разные. В первом – подлежащего нет и не должно быть: в нём говорится о действии (кстати, возмутительном) кого-то, неопределённой группы лиц. Это предложение односоставное, неопределённо-личное, полное. В последнем же предложении подлежащее легко подразумевается по контексту: оно, то есть убитое дерево, тихо сделалось золой. Следовательно, это предложение, в отличие от первого, двусоставное, но неполное.

Итак, между первым и последним предложениями стихотворения С. Острового «Убили дерево» есть и сходство, и различие.
К упр. 222. Вариант сравнительного разбора.

Перед нами два очень близких по смыслу предложения:

1) Поздняя осень. 2) Осень поздняя. И в грамматическом отношении между ними много сходного: оба эти предложения повествовательные, невосклицательные, простые, полные, построены из одних и тех же слов, и в том и в другом – одинаковый временной план – собственно настоящее время.

Однако это два разных предложения, и, следовательно, кроме сходства, есть между ними и различие. В чём же оно?

Первое предложение односоставное, назывное, распространённое: при подлежащем осень есть определение поздняя. Второе предложение, напротив, двусоставное, нераспространённое.

Грамматические различия между данными предложениями связаны с типовым порядком слов в русском предложении: на первом месте – подлежащее, на втором – сказуемое (Осень поздняя); определение перед определяемым словом (Поздняя осень).



К упр. 223. Вариант сравнительного разбора.

Нам надо сравнить два предложения. Например: 1) Ночь. 2) Ночь вокруг. Между ними есть как сходство, так и различие.

Сходство данных предложений в том, что оба они повествовательные, невосклицательные, простые; и в первом, и во втором предложении только один главный член – подлежащее ночь. Кстати, предложения близки по смыслу: в них говорится об одном и том же времени суток – ночи; временной план предложений тоже одинаковый – собственно настоящее время.

Как видим, сходного между предложениями, которые мы сравниваем, много. Но и различия между ними существенны. Первое предложение (Ночь) односоставное, назывное, полное, нераспространённое. Второе (Ночь вокруг), напротив, двусоставное, неполное, распространённое, потому что обстоятельство вокруг входит в состав второго главного члена – сказуемого, которое здесь (в целях ритмической организации стихотворной речи) опущено, но легко подразумевается.

Итак, между предложениями Ночь и Ночь вокруг, близкими по смыслу, есть грамматическое сходство и грамматическое различие.

К упр. 224, п. 2, а) предложения 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и 4, 2 и 5;

б) предложения 1 и 2, 1 и 3, 1 и 7, 1 и 8, 2 и 3, 2 и 7;

в) предложения 2 и 6.

К упр. 224, п. 3, предложения 2 и 8.

К упр. 229. Вспомним, Владимир Дубровский в описываемое время жил в доме Троекурова под именем француза Дефоржа и никто его по этому описанию не узнал!

К упр. 232. 1) Хорошее Дело. (М. Горький. «Детство».) 2) Дед Каширин. (М. Горький. «Детство».) 3) Швабрин. (А. Пушкин. «Капитанская дочка».)

К упр. 234. Предложения 2 и 7 – Татьяна и Герасим. (И. Тургенев. «Муму».) Предложение 3 – Старик Дубровский. (А. Пушкин. «Дубровский».) Предложение 8 – Капитан Миронов. (А. Пушкин. «Капитанская дочка».)

К упр. 235. Предложения 1, 2 – М. Горький. «Детство», «Сказки об Италии».

К упр. 237. 1) В. Г. Короленко, 2) А. А. Ахматова, 3) К. И. Чуковский, 4) и 5) А. П. Чехов.

К упр. 243. Пример сочинения.

Когда я была маленькой, очень гордилась, если мне говорили, что я похожа на папу. И я всё старалась найти что-то общее в его лице и моём. Встану, бывало, у зеркала и рассуждаю вслух: «Лоб! Нет, лоб у меня маленький, а у папы большой, открытый. Брови? Хм! Что-то есть. У папы брови большие-большие и чёрные. Густые такие. У меня, правда, маленькие, но такие же широкие. Глаза!.. Вот что общее!» Да, мне очень нравятся отцовские глаза. Эти глаза оживляют всё его лицо. Не очень большие, они кажутся такими глубокими и необъятными, что даже сможешь долго сидеть, всматриваться в них. А я очень люблю сидеть и смотреть, просто сидеть и смотреть, как папа работает или читает.


(Галя М.)
К упр. 245. Удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот. Гнев – брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты. Печаль – брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены.
(Иствуд Атватер)
К упр. 247. Примеры психологических зарисовок.
Весёлое настроение
Было это год тому назад. Возвращались мы со Славкой из школы. Шли быстро. У нас дома были неотложные дела. Мы закончили постройку ракеты и сегодня должны были запустить её.

Я прикрепил бикфордов шнур, а Славка поджёг его. И мы скрылись за дровами. Огонь подполз к ракете, вот он уже достиг цели. И вдруг завыл двигатель, и ракета стремительно стала набирать высоту. Славка выскочил из-за дров и от радости начал плясать. Его чёрные прямые брови преобразились в дуги. Глаза светились озорным волшебным огоньком. Курносый нос Славки, казалось, был вздёрнут до предела. Рот был растянут в широкой, поистине настоящей русской улыбке. Всё лицо пылало жарким пламенем победы. Одной рукой Славка поддерживал фуражку, а другой махал ракете. «Мы ещё не то покажем!» - говорил он с волнением.

Признаться, я первый раз видел Славку таким. Да и сам-то я прыгал от радости. Вот и всё. Хотите верьте, хотите – нет.
(Юра Г.)
Трудная задача
Вова сегодня очень озабочен, у него не получается задача по геометрии. Он наморщил лоб, точно лёгкий ветерок пробежал по глади озера, упёр кулаки в виски и, не отрываясь, смотрит в задачник. В его глазах вопрос: «Может быть, в ответе опечатка?»
К упр. 257. Слова самостоятельных (знаменательных) частей речи вне контекста можно сравнивать: 1) по их лексическому значению; 2) по звуко-буквенному составу; 3) по морфемному составу; 4) по неизменяемым морфологическим признакам.

Примеры: Атлас и атлас – в лексическом значении сходства нет: атлас – сборник географических карт, атлас – сорт шёлковой ткани с гладкой блестящей лицевой стороной; звуковой состав разный: [атлΛс], [Λтлас]; буквенный состав одинаковый; морфемный – тоже: окончание – нулевое, основа равна корню – атлас; морфологические признаки одинаковые: имя сущ., нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.



Родник – источник – лексическое значение одинаковое – естественный выход подземных вод на поверхность земли; это – слова-синонимы; звуко-буквенный состав их – разный: [рΛдн’ик], [источ’н’ик]; морфемный состав одинаковый: окончание нулевое, основа равна корню – родник, источник; морфологические признаки одинаковые: имя сущ., нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.

К упр. 266. Один из возможных вариантов сочинения на тему «Что я узнал из рассказа «Постскриптум» о его авторе».

«Постскриптум» написал Виктор Петрович Астафьев. Вот что узнала я о нём из текста этого рассказа.

Виктор Петрович, теперь уже «пожилой и седой», воспитывался в детдоме и был там «самым певучим и читающим человеком»; «ребятня» относилась к его поступкам «сочувственно».

Покоряют честность, искренность и стыдливость Виктора Петровича. Он не боится сказать о себе, что в жизни «совершил много постыдных поступков». Скорей всего поступки эти были не так уж страшны и, может, не стоило бы их называть постыдными; просто человек строго судит себя. Ведь «самый памятный постыдный поступок» детдомовца Астафьева состоял в том, что, когда в репродукторе «раздался ни на чей не похожий голос», он сказал: «Ха! Орёт как жеребец!» и «выдернул вилку репродуктора из розетки». Потом оказалось: оборвал голос знаменитой Надежды Андреевны Обуховой… Оскорбил её словом…

Впоследствии, когда бывший детдомовец «исправился», то есть научился ценить и понимать подлинное искусство, Обухова стала самой любимой его певицей; он называет её Великой и пишет это слово с большой буквы; признаётся, что «не раз плакал, слушая её».

Но… того, что было, уже не исправишь. «Жизнь – не письмо, в ней постскриптумов не бывает, - говорит автор «Постскриптума». – Она-то, певица, никогда уж не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня».

С такой же горечью, болью и чувством собственной вины рассказывает он и о поведении тех курортников, которые во время исполнения симфоническим оркестром классической музыки покидали концертный зал, стуча стульями, бранясь и выкрикивая.

Виктор Петрович сидел в этом зале, «ужавшись в себя», ему хотелось «попросить за всех прощения» у «милой дирижёрши, у оркестрантов», которые «так трудно и упорно зарабатывают свой честный, бедный хлеб».

Читая «Постскриптум», нельзя не заметить, что написал его человек талантливый, владеющий словом. Его эпитеты «сказочный» Штраус, «огненный» Брамс, «кокетливый» Оффенбах кратко и точно характеризуют музыку этих композиторов. Он находит самые меткие слова для иронического изображения любителей курортов, демонстративно, с шумом покидающих концертный зал во время исполнения музыки: жизнь этих «граждан» перенасыщена духовными ценностями», они «переутомлены культурой», «на музыкальное мероприятие набились только потому, что оно бесплатное…». Зато сколько сочувствия автора в словах о музыкантах крымского оркестра, «всё повидавших и переживших на своём веку»: они «надрываются», чтоб заглушить шум и ругань в зале». Какое прекрасное сравнение в описании «славной дирижёрши, похожей на муравьишку»! «Молоденькая девушка с тонкой «осиной» талией в «чёрненьком фраке» с фалдами-крыльями действительно напоминает «муравьишку», которого хочется защитить и уберечь.

Итак, что же я узнала из рассказа «Постскриптум» о его авторе?



Штрихи из биографии. Прекрасные человеческие качества: честность, искренность, совестливость. Литературный талант. Любовь к музыке, глубокое понимание её.