Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Отражение английского национального характера в журналистике и литературе великобритании




страница1/18
Дата06.04.2017
Размер3.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Программы спецсеминаров

для III курса очного отделения

(бакалавриат)

весенний семестр 2016/2017 учебного года


ОТРАЖЕНИЕ АНГЛИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В ЖУРНАЛИСТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Автор:

доцент Людмила Сергеевна Кустова, кафедра зарубежной журналистики и литературы

Аннотация

Цель спецкурса – изучение журналистики и художественной литературы Великобритании в контексте национального характера.


1. Цели освоения дисциплины/модуля

Целями освоения дисциплины (модуля) Отражение английского национального характера в журналистике и художественной литературе Великобритании являются освоение закономерностей и механизмов формирования национального характера, обеспечивающих научно-теоретическую основу для практического исследования журналистики и художественной литературы Великобритании. Спецсеминар является частью профессиональной подготовки студентов, нацеленных на международную проблематику.

Освоение научной методологией исследования (системно-функциональным и системно-историческим подходами), овладение теоретической основой формирования национальной сферы в целом и английского национального характера, в частности. Творческое применение этих знаний в практических исследованиях конкретных журналистских изданий и отдельных художественных произведений.
2. Место дисциплины в структуре ООП

Спецеминар относится к вариативной части ООП бакалавриата.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Социально-личные – толерантное восприятие культурных различий , уважение к своеобразию иноязычной культуры, принятие всего этого во внимание в процессе профессиональной деятельности;

готовность к социальному взаимодействию; способность расширять кругозор, обновлять свое сознании, в том числе и с помощью источников на иностранных языках;




    Общенаучные – способность использовать полученные знания для понимания принципов функционирования современного общества, механизмов СМИ в Великобритании;

    способность использовать полученные знания в профессиональной деятельности.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: Особенности формирования национального характера англичан.

Уметь: Применять теоретические знания на практике

Владеть: навыками содержательного и страноведческого анализа.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов).


4.1. Структура дисциплины (модуля)




п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Национальный характер английского народа

6




Лекция

Пись-менные работы

Самост.




Контрольные работы

(текущий контроль)

Тест в конце семестра

(промежуточный контроль)















16




20




В конце семестра – курсовая работа


4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)


№ п/п

Раздел дисциплины

Тема раздела

Содержание темы

1

Национальный характер английского народа

Тема первая

Общие представления о национальном характере. Национальный характер как страноведческая проблема и источники его изучения.

2




Тема вторая

Методология изучения национального характера.

Вертикально-горизонтальный способ анализа. Системно-исторический и системно-синергетический подход.



Трехуровневая модель изучения национального характера.

3




Тема третья

Английский национальный характер и влияние на него формирование историко-природного фактора. Теоретические установки учения Л.Н. Гумилева об этногенезе. Зависимость характера англичан от ландшафта и климата.

4




Тема четвертая

Историческая эволюция английского национального характера. Роль контактов-конфликтов в его становлении. Универсальные черты: «островная психология»: консерватизм, индивидуализм, дистанцированность от других народов и друг от друга? Законопослушание.

…5..




Тема пятая

Формирование духовного облика англичан под влиянием культурно-лингвистического фактора. Эволюция английского языка с У по Х1У век. Религиозный компонент: язычество и христианство кельтов. Специфика христианства у британцев. Две реформации. Взаимовлияние национального характера британцев и пуританизма.

6




Тема шестая

Проявление национального характера британцев в искусстве и науке.

7




Тема седьмая

Этническое сознание и формирование национального самосознания англичан под влиянием социально-этического фактора. Появление и эволюция правосознания. Законопослушание как универсальная черта национального характера англичан. Специфика понимания свободы и отношение к собственности

8




Тема восьмая

Приверженность англичан традициям. Государственный строй. Проявление национального характера в отношении к королевской семье. Специфика семейных отношений, воспитание и образование. Ритуалы и праздники. Национальная кухня и уличное движение.


5. Рекомендуемые образовательные технологии
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

а) темы для самостоятельной работы студента

б) вопросы для проведения промежуточной аттестации

в) вопросы для итоговой аттестации (зачет/экзамен)

г) темы и формы контрольных работ
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

Блэк Джереми. Переводчик С. Иванов. История Британских островов. М., 2008.

Бокль Г.Т. История цивилизаций. История цивилизации Англии. Цифровая книга. М., 2007.

Иглз Робин, Диксон Эндрю. Переводчик: Г. Горевцов. История Англии (пер. с англ.). М., 2008.

История, литература и культура Великобритании. Учебник. М., 2012 (Авторы - Ковалевская Т.В., Вагинова Ф.А., Семенюк Е.В.).



Карпов С.П. История средних веков. В 2-х т. Т. 1. М., 2005.

Кустова Л.С. Теория и практика изучения национального характера.. Учебно-метод.пособие. М., 2015.



Кустова Л.С. Тайна национального характера. М., 2003.

Кустова Л.С. Национальный характер как результат творчества народа. Учебное пособие. М., 2002

Михайлов Н.Н. Лингвострановедение Англии. М., 2010.

Фокс Кейт. Англия и англичане. То, о чем умалчивают путеводители (пер. с аннгл. И.П. Новоселецкой). М., 2012.

История Англии и шекспировские короли/ Джон Норвич пер. с англ. И.В. Лобанова. М., 2013.



Mandler Peter. The English National Character. New Haven and London.Yale University Press. 2006.

David McDowall. Britain in Close-up: An In-Depth Study of Contemporary Britain. London, 2008.

б) дополнительная литература:

Брэгг Мелвил. Приключения английского языка. Пер. с англ. М., 2013.

Барнс Джулиан. Переводчик: Светлана Силакова, Англия, Англия. М., 2012.

Белинский. В.Г Избранные эстетические работы. М.,1986.

Волков. А. Музыка в камне. История Англии через архитектуру. М., 2012

Герцен А.И. Письма из Франции и Италии. С того берега. Собр.соч. в 8 т. М., 1975, т. 3.

Герцен А.И. Былое и думы. Собр. соч. в 8 т. М., 1975, т.4,5,6,7.

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

Карамзин Н.М.. Письма русского путешественника. Л.,1984.

Маколей Т.Б. История Англии. Часть 1-8 / Маколей Т.Б. Полн. собр. соч. Т 06 – 13 СПб. – М., 1863-1868.

Мейер-Стабли Бертран. Переводчик: Ю. Розенберг. Повседневная жизнь Букингемского дворца..

в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

https: //www.gov.uk/. (Welcom to GOV. UK.) - Сайт правительства Великобритании



http://www.bbc.co. uk/ BBC

http://www/culture.gov.uk - department for culture, media and sport

Кертман Л. Е. География, история и культура Англии.М.: высшая школа, 1979.

кeview 3d. ru/1-e kertman-geografiya-istoria-i-kultura-anglii
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕДИАСИСТЕМЫ: ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ
Автор:

доцент Тамара Сергеевна Якова кафедра зарубежной журналистики и литературы
Аннотация

Цель спецсеминара: дать краткий обзор истории формирования и становления средств массовой информации Швейцарии, представить основные этапы эволюции системы СМИ от первых газет до онлайн-изданий. В основной части спецкурса средства массовой информации рассматриваются в контексте исторического развития Швейцарской Конфедерации (XVII - XXI вв.). Особое внимание уделено формированию и развитию партийной печати в XIX - XX вв. (католическо-консервативного и либерально-прогрессивного направления), кризису партийной журналистики во второй половине XX века и становлению современной системы СМИ.




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины являются получение студентами знаний об истории формирования и развития средств массовой информации Швейцарии, выявление особенностей системы СМИ Швейцарии в общеевропейском контексте.

Задачи освоения дисциплины: дать представление о процессе формирования национальных особенностей швейцарских средств массовой информации, выявить особенности СМИ в языковых регионах.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части ООП. Студенты должны для её изучения обладать знаниями по истории зарубежной журналистики (курс «История зарубежной журналистики») и иметь представления о современных системах и моделях СМИ (курс «Медиасистемы») и о различных аспектах функционирования зарубежных СМИ (курсы «Техника и технология СМИ», «Правовые основы журналистики», «Экономика и менеджмент СМИ»). Студенты должны владеть немецким, французским и (или) итальянским языком.

Спецкурс имеет содержательно-методическую и логическую связь с другими частями ООП и дисциплинами по направлению Журналистика, в том числе «Международная журналистика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать: историю журналистики Швейцарии в начале ХVII – конце ХХ вв., основные этапы ее развития; национальные особенности системы СМИ Швейцарии.

Уметь: ориентироваться в исторических процессах развития СМИ Швейцарии и использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

Владеть: навыками исследовательской работы, знаниями методологии изучения журналистских текстов.
4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов).


4.1. Структура дисциплины

№№

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды

учебной работы, в том числе самостоятельной работы студента и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Аудиторная

Самостоятельная

Лекции

Семинары

1

Исторические аспекты формирования швейцарской государственности







2




2

Тестирование

2

Эпоха Реформации. Первые швейцарские газеты







2




2

Тестирование

3

Формирование и развитие Швейцарской Конфедерации в XVII-XVIII вв







2




2

Реферат

4

Формирование основ швейцарской политической системы в XIX вв







3




4

Тестирование

5

Партийная печать в Швейцарии в XIX в







2




2

Контрольная работа

6

Формирование разветвленной системы печати Швейцарии в первой половине XX в.







2




2

Тестирование

7

Радиовещание и телевидение Швейцарии







1




4

Тестирование

8

Становление и развитие системы СМИ Швейцарии во второй половине XX в







2




2

Контрольная работа






















В конце семестра – курсовая работа


4.2. Содержание разделов дисциплины

п/п

Раздел дисциплины

Содержание темы

1

Исторические аспекты формирования швейцарской государственности

1.1.

Формирование Швейцарской Конфедерации. «Декларация

независимости Швейцарии».



Швейцарский союз 1291 г. (объединение кантонов Ури, Швиц и Унтервальден). .«Декларация независимости Швейцарии». Борьба за независимость. Союз восьми кантонов (присоединение Люцерна, Цюриха, Цуга, Гларуса и Берна). Мирный договор 1388 г. с империей Габсбургов. Военное мастерство швейцарцев (наемные солдаты). Швабская война. Договор 1513 г. о союзе 13 кантонов. Международное признание по Вестфальскому миру 1648 г

1.2.

Истоки прямой

демократии



Законодательные основы Швейцарского союза. Община как основа государства. Демократическое устройство общины. Союз кантонов – основа Швейцарской Конфедерации

2

Эпоха Реформации. Первые швейцарские газеты

2.1.

Реформация в Швейцарии. Идеи Ж.Кальвина

Период Реформации в Европе и в Швейцарии. Мартин Лютер и Томас Мюнцер. Протестантизм в Германии и Швейцарии. Идеи Жана Кальвина и Хульдриха Цвингли. Уникальность Реформации в Швейцарии (принципы протестантизма провозглашены без насилия). Религиозный характер государственного устройства Женевы. Распространение кальвинизма в Швейцарии

2.2.

Первые швейцарские газеты. «Ординари-цайтунг»

Церковные (католические и протестантские) издания в Швейцарии. Первые швейцарские газеты «Ординари-цайтунг» (1610 г.) и «Ординари-вохенцайтунг»

3

Формирование и развитие Швейцарской Конфедерации в XVII-XVIII вв

3.1

Независимая федеральная республика (1649 г.). Первая Конституция Швейцарии (1798 г.)

Признание независимости Швейцарии от священной римской империи. Создание независимой и нейтральной федеральной республики. Стремление к нейтралитету в европейских войнах. Первая Конституция Швейцарской Конфедерации. Гельветийская республика Революционные идеи демократии, гражданских свобод и централизованной власти. Кодекс гражданских свобод

3.2.

Развитие газетного рынка

Католические и протестантские газеты в Швейцарии. Развитие издательского дела в Швейцарии. Городские газеты. Цензура

4.

Формирование основ швейцарской политической системы в XIX вв

4.1.

Третья Конституция 1848 г. Федеральный Совет и Федеральный Парламент

Независимость Швейцарии после падения империи Наполеона (1815 г.). «Вечный нейтралитет» Швейцарии (Венский конгресс). Федеративное государство (по Конституции 1848 г.). Формирование государственных органов (Федеральный Совет и Федеральный Парламент)

4.2.

Швейцарские газеты в период революционных событий 1830-1848 гг. Отмена цензуры

Рост газетного рынка в Швейцарии. Указы об отмене цензуры. «Век Просвещения»: А.фон Галлер, Ж. Ж. Руссо, И.Г.Пенталоцци. Швейцарские публицисты

5

Партийная печать в Швейцарии в XIX в.

5.1.

Католическо-консервативные и либерально-прогрессивные газеты

Развитие партийной системы в Швейцарии. Парламентские партии. Партийные газеты (католическо-консервативные и либерально-партийные)

5.2.

Первые швейцарские надрегиональные газеты

«Швайцер цайтунг» - первая швейцарская надрегиональная газета. Влияние прессы соседних стран (Германии, Франции, Италии)

6

Формирование разветвленной системы печати Швейцарии в первой половине XX в.

6.1.

Развитие независимой печати. «Тагес-анцайгер»

Первая «надпартийная» независимая газета «Тагес-анцайгер». Независимые региональные и городские газеты. «Нойе цюрхер цайтунг» - крупнейшая качественная газета Швейцарии. Массовые газеты («Блик»)

6.2.

Развитие региональной и локальной прессы

Региональная и локальная пресса (газеты общин, городские газеты, газеты кантонов). Типология швейцарской прессы. Крупнейшие ежедневные газеты. Региональные издания. Газеты языковых регионов

7

Радиовещание и телевидение Швейцарии

Развитие радиовещания и телевидения в Швейцарии в XXв. «Швейцарское общество радиовещания и телевидения» (1931 г.). Вещание на государственных языках ( немецком, французском, итальянском). Радио- и телепрограммы на ретороманском языке. Диалекты в практике теле- и радиовещания Швейцарии. Общественные и частные радио-телеканалы

8

Становление и развитие системы СМИ Швейцарии во второй половине XX в.

8.1.

Законодательные основы функционирования СМИ в Швейцарии

Конституция Швейцарии о свободе слова. Законодательные акты о СМИ. Законодательное регулирование радиовещания и телевидения. Этические и профессиональные кодексы журналистов

8.2.

Структура системы СМИ Швейцарии. Характеристика модели

Медиарынок Швейцарии. Крупные медиаконцерны («Тамедиа», «Эдипрессе», «Ринье», «Нойе Цюрхер цайтунг»). Бесплатные газеты («20 минут»). Специализированная пресса. Общественное телевидение («SRG»). Частные радио- и телекомпании
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

  • Аннотация
  • 2. Место дисциплины в структуре ООП
  • Знать
  • 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
  • Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  • 4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
  • 5. Рекомендуемые образовательные технологии
  • 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕДИАСИСТЕМЫ: ШВЕЙЦАРСКАЯ МОДЕЛЬ Автор
  • Цели освоения дисциплины
  • 3. Требования к результатам освоения дисциплины
  • Уметь
  • 4. Структура и содержание дисциплины
  • (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
  • 4.2. Содержание разделов дисциплины № п/п