Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Открываем богатства журнального царства




Скачать 281.71 Kb.
Дата06.07.2017
Размер281.71 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Открываем богатства журнального царства

(работа с периодическими изданиями для детей и подростков)

Методические рекомендации

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.

Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Данные рекомендации помогут работникам библиотек правильно организовать работу с такой важной частью фонда, как периодические издания.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок, так или иначе связанных с представлением периодики:


  • «Наша пресса – на все интересы»,

  • «Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

  • «Что лист печатный нам готовит»,

  • «Страна Журналия»,

  • «Почтовый дилижанс»,

  • «По страницам модных журналов»,

  • «О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:



Памятка «Как читать газету и журнал»

  1. Для ежедневного чтения определи 2-3 газеты (журнала). Одна из них центральная, например, «Комсомольская правда», другая местная, чтобы быть в курсе событий города, района. Прочие газеты (журналы) – на твой вкус и интересы.

  2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

  3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи. Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

  4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

  5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

  6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

  7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы, прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

  8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

  9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения.

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

В молодежной аудитории лучше использовать активные формы работы с периодикой с привлечением самих ребят. К примеру, конкурс «Журнальный коктейль», состоящий из двух этапов:



  1. Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

  • Автор газетного или журнального материала (журналист).

  • Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

  • Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

  • Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

  • Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

  • С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

  1. Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

  • Пресс-час «Королевство красоты»,

  • Круглый стол «Пресса нашего края»,

  • Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

  • Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND»,

  • Конкурс «Журналистское расследование»,

  • Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:



  • Журналята – юные корреспонденты;

  • Журналюди – люди, работающие в журнале;

  • Журналище – большой журнал;

  • Журналенок – меленький журнал;

  • Журналеди – корреспондент женского пола;

  • Журнамен – корреспондент мужского пола;

  • Журналюб – любитель журналов;

  • Журналацци – папарацци, работающие на журнал.

Эффективной формой популяризации журналов и газет среди детей станет День периодики. На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий:



  • Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

  • Пресс-тусовка «Весь журнальный хоровод в гости Печкин приведет»,

  • Веселый калейдоскоп «Эти журналы – самые-самые!»,

  • Мастер-класс «Это наш мышонок Тим, играй и делай вместе с ним!» (по журналу «Коллекция идей»),

  • Журнальный КВН «К прессе – с интересом!»,

  • День прессы «Читай, листай – мир узнай!»,

  • Премьеры и презентации новых журналов,

  • Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Представление некоторых периодических изданий.

«Комсомольская правда»

На знамени «Комсомольской правды» пять орденских лент. Каждый из пяти орденов – как веха на славном пути. Это доказательство того, что газета «шагает» в ногу со временем, сообщая о важных событиях, обсуждая проблемы, освещая новости науки и техники.

Этот материал размещен в рубриках:

-Картина дня: столкновения миров;

-Дела духовные;

-Портрет явления; (суть происходящих явлений);

-Доходное место: финансы (экономика);

-Клуб любознательных;

-Люди и дела;

-Клубный пиджак (Встречи для вас);

-На старт! (спортивные материалы);

-Телевизор КП

-и многое другое интересное и  увлекательное.

Её читают от корки до корки, ведь несмотря на то, что она бывает «Толстушкой», она при этом всегда остается спортсменкой, бизнесменкой и просто красавицей.



«Вокруг света»

Старейший научно-популярный журнал в нашей стране –«Вокруг света» издается с 1861 года.

Сегодня – это богато иллюстрированный журнал путешествий, приключений и фантастики. Адресован он широким кругам молодежи. Его читателями являются и старшие школьники. В составе редколлегии известные писатели, путешественники, журналисты.

Проблематика и тематика журнала актуальна, широка и очень определенна. Это – всё новое, прежде всего в области географии и смежных наук (океанография, этнология). Помещаются историко-географические заметки.  «Вокруг света» знакомит и с сокровищами национальных культур, рассказывая об архитектурных и художественных памятниках разных стран.

В журнале печатаются произведения разных жанров: очерки, репортажи, научно-популярные статьи, небольшие заметки и информации. Традиционными являются и чисто литературные разделы. Систематически печатаются научно-фантастические и приключенческие повести, рассказы, произведения фольклора разных стран и народов.

Основной иллюстративный материал – фотографии, которые убедительно подтверждают текст, дополняют его. Журнал издается раз в месяц.



«Геоленок» -

Младший брат журнала «Гео». Подзаголовок: «Про все на свете». Читается легко и с интересом благодаря выразительному оформлению и небольшим по объему публикациям.

«Геоленок» поможет на уроках географии: он дает информацию о странах, людях и животных, которые в них обитают. В доступной форме изложена информация о новых достижениях техники.

 « Техника - молодежи » -

научно-художественный журнал. Издается с 1933 года. 
Основные рубрики:
-Сенсации науки, техники, медицины.
-Идеи, гипотезы, изобретения, самоделки.
-Феномены.
-Фантастика.
-Загадки забытых цивилизаций.
-Антология таинственных случаев.
На публикациях журнала выросло несколько поколений Российской научно-технической интеллигенции. На страницах « Техники молодежи » выступили почти все выдающиеся отечественные ученые, специалисты: от маститых Ивана Павлова, Николая Зелинского, Петра Капицы, до никому тогда неизвестных Сергея Королева,  Игоря Курчатова. И если на первых порах его задачей было дать молодым читателям основы научно-технических знаний, то затем – познакомить с последними достижениями в области науки и техники, промышленности, медицины, сельского хозяйства. И еще – воспитать новатора, нетрадиционно мыслящего человека, отстаивающего свою точку зрения; научить мыслить творчески, заглянуть за горизонт имеющихся знаний. 
Основные рубрики журнала  ведут первые в своем деле специалисты, ученые, исследователи, художники: «Танковый музей», ««Авиамузей», «Авиамастер», «Морской музей», «Флотомастер», «Оружейный музей» и многие другие.

 

«Юный эрудит» -

Журнал для любознательных с говорящим названием. В нем вы встретите информацию об устройстве машин и механизмов, о происхождении букв и языков, о загадках природы и истории, о фантастических проектах, о пиратах и путешественниках и о многом-многом другом.

«Смена» -

лучший журнал для семейного чтения .

  По итогам 2003 года Лауреат высшей награды ежегодной Национальной премии "Золотой Лотос" - за исключительный вклад в пропаганду российской истории и культуры.


  • Всероссийский литературно-художественный, цветной иллюстрированный журнал.

  • Основан в январе 1924 года.

  • Тираж 50000 экземпляров.

  • Распространяется по подписке и в розницу во всех краях, областях и автономных республиках России, в СНГ и еще 24 странах мира.

В каждом номере:

  • Детективный роман или повесть отечественного или зарубежного писателя. Среди постоянных авторов "Смены" лучшие мастера остросюжетного жанра Виктор Пронин, Андрей Молчанов, Сергей Устинов, Андрей Ильин, Сергей Высоцкий, Анна Малышева. Журнал публикует - в прекрасных переводах! - зарубежных классиков детектива и фантастики: Грегори Макдональда, Буало-Нарсежака, Рут Рэндэл, Рекса Стаута, Эда Макбейна, Рея Брэдбери. Детектив - фирменный знак "Смены". И это не просто криминальное чтиво, а литература самого высокого уровня.

  • Проза и стихи прекрасных российских писателей и поэтов.

  • Очерки и публицистика ведущих российских журналистов о том, что волнует общество и каждого из нас.

  • История России, биографии ее лучших сынов, неизвестные архивные материалы о событиях давних лет. Жизнь замечательных людей - ученых, художников, артистов.

  • Шедевры мировой живописи.

  • Эксклюзивные материалы о достижениях науки.

  • Советы медиков: как сохранить и укрепить здоровье.

  • Интервью со звездами отечественной и зарубежной поп- и рок-музыки.

  • А еще - юридическая консультация, кроссворды и даже шахматные задачи.

Среди авторов журнала писатели Виктор АстафьевФазиль ИскандерЕвгений НосовЮрий ПоляковАлександр Кушнер,  поэты Новелла Матвеева,Александр КушнерБелла Ахмадулина, публицисты Ольга ЧайковскаяВасилий ПесковСветлана Бестужева-Лада и другие замечательные литераторы.

«Чудеса и приключения»

Ежемесячный литературно-художественный журнал-альманах приключений путешествий, научных гипотез и фантастики.

Журнал «Чудеса и приключения», основан в 1991 году известным публицистом и общественным деятелем В.Д.Захарченко, на страницах которого нашли своё отражение необъяснимые, загадочные и мистические явления, составляющие иррациональную сторону нашей жизни, без которой она не может быть полной.

И в каждом его номере читатель обязательно найдёт материалы на подобные темы, в том числе - о таинственных явлениях природы, загадках времени и пространства, феноменах человеческой психики, неизвестных событиях русской истории, чудесах в личной жизни, нетрадиционной медицине и народном целительстве, тайнах материи и Мироздания, приключениях на земле, в воздухе и под водой, необычных фактах из жизни растений и животных, а также фантастические рассказы и многое­ многое другое.

Авторы журнала вместе с читателями осмысливают, конечно, и глубинные стороны всего нашего, появившегося из небытия, загадочного мира. Среди авторов журнала «Чудеса и приключения» не только известные люди, но и те, кого ещё никто не знает. Взрослые и старшеклассники  найдут материал по своим интересам. Ибо этот журнал - для тех, кому не только человек или природа, но и весь мир в целом кажется тайной без границ. Откройте любой номер  журнала хотя бы один раз - и Вы не пожалеете!

«Чудеса и приключения – детям» - новое издание, выходит с 2007 года, литературно-познавательное. Старается объять многое, начиная со стихов и заканчивая кулинарными рецептами. В каждом его номере можно найти большое количество развивающих и развлекательных материалов: кроссворды, чайнворды, ребусы, головоломки, конкурсы.

«Юный техник»

научно-популярный журнал для юношества, заслуживший почти за полвека доверие и любовь читателей многих поколений. Сейчас трудно подсчитать точно, но можно с уверенностью сказать, что с 1956 года, когда вышел в свет первый номер, журнал был издан суммарным тиражом не менее 500 миллионов экземпляров. Так что не будет преувеличением сказать, что "ЮТ" известен каждой семье.


     "ЮТ" традиционно предлагает читателям рассказы о самых свежих научных открытиях и изобретениях, новинках техники. Наряду с именитыми писателями-фантастами на страницах журнала выступают с первыми своими рассказами сами ребята.
     При журнале более тридцати лет работает уникальное Патентное бюро, где обсуждаются предложения юных изобретателей. Лучшие из них получают Авторские свидетельства журнала, помощь при оформлении "взрослых" патентов.
     Ежемесячно в журнале разыгрывается для самых внимательных читателей "Приз номера".
С «Юным техником» не бывает скучно!

«Юный натуралист»

Научно-популярный иллюстрированный детский и юношеский журнал. Издается с 1928 года.

Вот уже много лет "Юный натуралист" является верным спутником миллионов ребят в увлекательных путешествиях в мир живой природы, замечательным помощником в изучении природоведения, биологии, экологии.

С "Юным натуралистом", ребята, вы сделаете много потрясающих открытий.



«Маруся»

Ежемесячный красочный журнал для девочек. Издается с 1991 года. Мода. Красота, любовь, психологические проблемы, рукоделие, кулинария, а также…. Обо всем, что вам интересно. Почитай, не пожалеешь!



«Коллекция идей» -

издание для умелых ребят, которые любят что-нибудь мастерить, причем из самых необычных материалов: бельевых прищепок, винных пробок, картонных трубочек, из туалетной бумаги, скрепок, зубочисток. Кроме этого, в каждом номере можно найти рецепты забавных бутербродов из колбасы, сыра, овощей. Даже если вы не хотите мастерить, то изготовление бутербродов вас наверняка заинтересует!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Копилка идей

***


На свете много разных стран,

Но есть средь них одна,

В которой можно побывать,

Открыв журнал…Тогда

Увидишь чудеса Земли

И неба, и морей.

Так не откладывай – вперед!

Читай журнал скорей!

***

Эй, девчонки! Эй, мальчишки!



Есть у нас не только книжки!

Заходите в этот зал,

Выбирайте-ка журнал!

***


«Геоленок» - журнал познавательный,

Интересный и увлекательный.

Вместе с ним путешествуй по свету,

Исследуй нашу планету.

Ты много чего узнаешь

И, конечно, везде побываешь.

***

Журнал «В мире животных»



Для хороших людей и добрых.

В нем все, что только пожелаете,

О животных много узнаете.

***


Тебя читал с восторгом дед,

Читали мать с отцом.

Читаю я уж много лет.

Читает весь наш дом.

И вижу прямо как сейчас,

Что правнук мой сказал:

«Мурзилка» - это просто класс!

«Мурзилка» - мой журнал!

***

Давайте смеяться,



Давайте дружить,

Журналы читать

И весело жить.

***


Журналу и ребенку –

Счастливого пути!

Пусть будут вперегонку

Расти, расти, расти!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
О ЖУРНАЛАХ И ЖУРНАЛИСТИКЕ

Театрализованное представление
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Куклы,


Бабушка,

Змей Горыныч,

Красная Шапочка,

Мурзилка,

Охот­ники,

Ведущий (человек перед шир­мой).


ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Я хочу рассказать вам одну историю. Давным-давно, 500 лет назад была в Италии в городе Венеция мелкая мо­нета, которая называлась «газета». Именно одну газету должен был запла­тить купец за листок, где сообщались разные торговые новости. Так посте­пенно листок, в котором были напеча­таны самые последние новости, стали называть по имени монетки — «газе­той». А мы с вами, ребята, откуда мо­жем узнать самые последние новости? (Ответы детей: газеты, радио, телеви­дение, журналы.) Правильно!

Появляется Мурзилка.



МУРЗИЛКА: Добрый день, ребя­та! Я услышал, что вы говорите о газе­тах и журналах, и поспешил явиться!

ВЕДУЩИЙ: Здравствуй! Мы рады тебя видеть! Ребята, вы, надеюсь, уз­нали нашего гостя?

(Ответы детей: узнали! Это Мурзилка!)

Да! Это Мурзилка. Самый извест­ный, самый старинный, но всегда юный журнальный персонаж.

МУРЗИЛКА: Я приглашаю вас в путешествие в таинственный, вечно меняющийся мир периодики: мир пе­чатных изданий — газет и журналов.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, ну-ка назови­те нам, какие вы знаете газеты и жур­налы? (Ответы детей.) Всё это вместе называется периодическими издания­ми, или периодикой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

МУРЗИЛКА: Потому что все они выходят через определенный проме­жуток времени. Например, мой жур­нал «Мурзилка» выходит один раз в ме­сяц, а многие газеты для взрослых — ежедневно. Как вы думаете, зачем это нужно? (Ответы детей.) Правильно. Мы же с вами говорим, что в газетах и жур­налах пишут новости, а какие же это новости, если газеты и журналы будут выходить как попало? Строгая перио­дичность — одна из основных харак­теристик периодических изданий. По­смотрите, на обложке каждого журна­ла или на первой странице газеты напечатаны номер издания и дата вы­пуска.

(Мурзилка показывает журнал «Мур­зилка», чтобы ребята назвали номер и месяц выпуска. Появляется Змей Горыныч.)



ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: А-а-а! Какой жёлтенький да пушистенький! Вот я тебя сейчас съем!

МУРЗИЛКА: Подожди, Змей Горы­ныч, меня нельзя есть! Если ты меня съешь, ребята никогда-никогда боль­ше не получат мой журнал. И вообще, Змей Горыныч, ты когда-нибудь жур­налистов ел? Может быть, у тебя жи­вот заболит.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Кого-кого?



МУРЗИЛКА: Журналистов.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Это ты, что ль, журналист, пушистик?

МУРЗИЛКА: Это я!



ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Это ты, что ль, журналы делаешь?

МУРЗИЛКА: Эх ты, Змей Горыныч, собрался есть, а не знаешь кого! Я не один делаю журнал.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Расскажи! Честное слово, я никого из них есть не буду! (Говорит в сторону.) А то ещё и вправду живот разболится...

МУРЗИЛКА: Хорошо. Я журналист, автор газетного или журнального ма­териала.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: А, что увидишь, про то и пишешь?

МУРЗИЛКА: Если бы это было так просто, это вам было бы неинтересно читать. А я вижу самое главное, я могу объяснить тот или иной факт да ещё и вас заставлю задуматься. Это работа для ответственных и неравнодушных.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Ухты! Столько пишешь и никогда ошибок не де­лаешь?

МУРЗИЛКА: Ошибок никто не дол­жен делать. Для этого в школе русский язык надо хорошо учить. А у нас есть такая должность — корректор. Он от­вечает за исправление грамматиче­ских ошибок, так называемых опеча­ток. Без него ни одно издание не вый­дет.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Получается, если ученик Вася напишет домашнее сочинение, а папе даст ошибки прове­рить, папа будет корректором.

МУРЗИЛКА: Ну... вроде того...

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Ага! Значит, са­мый главный из вас — корректор!

МУРЗИЛКА: Нет, Змеюшка, самый главный у нас — редактор.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: А его с чем едят?

МУРЗИЛКА: Ну ты же обещал.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Да нет, это я так, к слову... Так чем же редактор за­нимается?

МУРЗИЛКА: Это руководитель из­дания. Он определяет цели и задачи журнала. На нём лежит ответствен­ность за подготовку материала и вы­пуск номера. Слово «редактор» в пе­реводе с латинского — «приведённый в порядок».

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Много у вас там народу...

МУРЗИЛКА: Это ещё не все. На­пример, есть такой «бильдредактор».

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Чего-чего?!



МУРЗИЛКА: К слову «редактор» прибавили немецкое слово bild — «картинка». Вот и получается, что это редактор, расставляющий картинки. Это от него зависит, каким будет внеш­ний вид журнала или газеты.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Ну-ка дай-ка я посмотрю картинки в твоём журнале. Красиво! Молодец этот ваш... как его — бильд... бульд… бильдредактор. Мурзилка, а вот что значит вверху страницы: «Поговорим по душам. Мурзилкины советы»? Ой, да тут ещё и кроссворды есть!

МУРЗИЛКА: Молодец, Горыныч, заметил! Это постоянные разделы в газете и журнале. Они имеют назва­ние «рубрики». Наши читатели хорошо знают свои любимые рубрики. Вот тебе что нравится?

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Я люблю крос­сворды, головыломки...

МУРЗИЛКА: Ты хотел сказать, го­ловоломки.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Это для тебя го­ловоломки, а для меня головыломки.

МУРЗИЛКА: Ах, да! У тебя ж три головы... Хорошо, а ребятам кроссвор­ды нравятся?

(Ответы детей: да, да!)



Вот я вам и предлагаю разгадать этот небольшой кроссворд. Заодно и посмотрю, как вы запомнили то, что я рассказывал.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: Смотри, Мур­зилка, какие ребята молодцы: ты про заголовок не рассказывал, а они уга­дали.

МУРЗИЛКА: Ну это не очень слож­но. Сложно сам заголовок придумать. В некоторых редакциях даже есть спе­циальные сотрудники, которые зани­маются исключительно придумывани­ем броских заголовков.

ВЕДУЩИЙ: Ну вот, ребята, мы вы­яснили (и даже Горынычу объяснили), что журналистика сообщает о разных событиях. А сообщать о них можно по- разному. Это называется жанром.

Жанр — это форма, в которой нам преподносят ту или иную информа­цию. Можно это сделать, например, в форме интервью, репортажа, очер­ка, обзора и т. д. Это не очень сложно понять.

Интервью — когда журналист за­дает вопросы, а его собеседник на них отвечает. Сегодня наш корреспондент Мурзилка встретился с героями сказ­ки «Красная Шапочка». Вот как это про­исходило.

МУРЗИЛКА блокнотом): Недав­но в нашем лесу случились трагиче­ские события. К счастью, всё закончи­лось благополучно. Известный пре­ступник Волк по кличке Серый совершил нападение на домик и съел беззащитную бабушку и её внучку. Спасшаяся благодаря счастливой слу­чайности бабушка отвечает на вопро­сы. Как Волку удалось убедить вас от­крыть дверь?

БАБУШКА: Он меня обманул. То­неньким голоском сказал, что он — моя внучка, которую я ждала в гости. Ну я и сказала: «Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется».

МУРЗИЛКА: Как выглядел бандит?

БАБУШКА: Я успела увидеть толь­ко большие зубы да серую шерсть.

МУРЗИЛКА: Красная Шапочка, вы беседовали с Волком, не возникли ли у вас какие-либо подозрения?

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: Нет. В лесу он мне показался очень добрым и за­ботливым, даже предложил нарвать для бабушки цветов.

МУРЗИЛКА: Ну а в избушке как же вы не смогли отличить бабушку от Вол­ка?

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: Он надел бабушкин чепчик, очки и спрятался под одеяло. Вот я и подошла близко- близко.

МУРЗИЛКА: А дальше случилось страшное, и только благодаря этим отважным людям мы видим перед со­бой бабушку и Красную Шапочку жи­выми и невредимыми. Следующий вопрос к нашим героям. Как вы дога­дались, что в доме находится преступник?

ОХОТНИКИ: Мы услышали страш­ный храп и подумали, что бабушка так храпеть не может. Мы почувствовали необъяснимую тревогу, вошли в из­бушку и увидели на кровати раздувше­гося Волка в бабушкином чепце, а из живота у него раздавались крики о по­мощи. Мы немедленно освободили несчастных, а Волка отдали в руки пра­восудия.

МУРЗИЛКА: Мы поздравляем всех участников события со счастли­вым исходом и призываем всех читате­лей быть осторожнее и бдительнее.

ВЕДУЩИЙ: Ребята, так что же та­кое интервью? (Ответы детей.) А вот как Мурзилка изложит эти события в форме репортажа.

МУРЗИЛКА: Сегодня в 10 часов 35 минут было совершено нападение на гражданку N. По словам пострадавшей, гражданин серого цвета ворвался в дом, накинулся на гражданку N и про­глотил её. Зная, что к гражданке N дол­жна прийти внучка, серый гражданин В дождался девочку и тоже её прогло­тил, а затем уснул на месте преступле­ния. Проходивший мимо гражданин О услышал доносившиеся из дома по­дозрительные звуки и решил проверить, всё ли в порядке. Он составил план захвата и обезвредил преступни­ка. Гражданка N и её внучка чувствуют себя хорошо, но потрясены случив­шимся. Преступник получил по заслу­гам и находится в тюремном госпитале.

ВЕДУЩИЙ: А сейчас мы попросим нашего дорогого Мурзилку сделать аналитический обзор. Это сложная за­дача — разобраться в событиях, проа­нализировать факты. Аналитический обзор — один из самых солидных и уважаемых жанров. Это не просто рассказ о событиях, а анализ фактов. Итак, слово корреспонденту.

МУРЗИЛКА: Уважаемые читатели! Вот уже неделю нас будоражат сооб­щения о трагических событиях, про­изошедших в лесу. Мы не будем пере­сказывать леденящие душу подроб­ности. Наша цель — разобраться: как в цивилизованном лесу XXI века могло такое случиться?! Я думаю, беспеч­ность бабушки и наивность Красной Шапочки привели к тому, что преступ­ник сумел осуществить свой коварный план и поужинал бабушкой и внучкой. Нельзя не сказать, что бандиты стали более изобретательными. Вспомним, что Волк уже однажды воспользовался этим приёмом: изменил голос, подви­дом Матери Козы ворвался в дом и съел семерых козлят. Поэтому мы призываем: «Дети и родители! Будьте осторожны! Не открывайте дверь слу­чайным знакомым!»

ВЕДУЩИЙ: Ребята! Сегодня мы встретились с Мурзилкой, который из­вестен вам по одноимённому журна­лу. Он рассказал вам, что такое перио­дика, кто и как делает журнал, мы поз­накомились с некоторыми из жанров журналистики. А в следующую нашу встречу мы отправимся в удивитель­ный мир Журнальной страны. До сви­дания!

МУРЗИЛКА: До свидания, ребята!





1




























2

























3































4











  1. Автор газетного или журнального ма­териала.

  2. Постоянный раздел в газете или жур­нале.

  3. Ответственный за исправление грам­матических ошибок.

  4. Ню обозначает цифра, написанная на обложке журнала.

  5. Часть текста.

  6. С него начинается знакомство с тек­стом, расположен по центру, напеча­тан крупными буквами.









5
















6





























Рекомендуемая литература по теме:

    1. Затонских Г., Ивко Л. Журнальная страна [Текст]: опыт работы с периодическими изданиями в отделе обслуживания читателей среднего и старшего школьного возраста/Г.Затонских, Л. Ивко//Библиополе. – 2009. - №4. – С.59-60

    2. Андреева, М. «Родился я в Мурзилии…»[Текст]: Материал для подготовки презентации журналов для детей 6-12 лет/М. Андреева, М. Короткова//Библиотека в школе. – 2007. - №15. – С. 8-17

    3. Белоусова, Г. В. Привет из Лукоморья[Текст]: Мир народной мудрости /Г.В. Белоусова//Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. - № 12. – С. 38-45

    4. Косова, Н. В. «Журнальный коктейль» [Текст]: Привлечение к чтению периодических изданий/ Н.В. Косова//Детские библиотеки Томской области: Опыт. Проблемы. Поиск: Информационный вестник. Вып.8/Томская обл.дет.-юнош.б-ка. – Томск, 2007. – С. 32-34

    5. Кузнецова, Н.Л. Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы [Текст]: знакомство с периодикой/Н.Л. Кузнецова//Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2009. - №1. – С. 65-67

    6. Куликова, Е.В. Дети и подростки в мире периодики: проблемы выбора и роль библиотекарей [Текст]/Е. В. Куликова//Библиотеки для молодого поколения: новые стратегии развития. – Екатеринбург. – 2006. – С. 17-22

    7. Небаева, В. А. Наша пресса – на все интересы [Текст]: методические рекомендации/ В. Небаева//Детские библиотеки Томской области: Опыт. Проблемы. Поиск: Информационный вестник. Вып.8/Томская обл. дет.-юнош.б-ка. – Томск, 2007. – С. 11-14

    8. Одинцова, В. А. Периодика в нашей жизни[Текст]/ В. А. Одинцова// Читаем. Учимся. Играем. – 2007. - № 10. – С. 4-8

    9. Потанина, Н.Н. Местечко «Познавалкино» [Текст]/Н.Н. Потанина//Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. - №10.- С. 70-73

    10. Пресса на все интересы [Текст]: из опыта работы читального зала «Юность» Ивановской областной библиотеки для детей и юношества//Юношеские библиотеки России. – 2007. -№2. – С. 79-85

    11. Скуридина, Ю. Открываем богатства журнального царства: популяризация детских периодических изданий [Текст]: мастер-класс/Ю. Скуридина, Г. Соболева//Библиополе. – 2009. - №8. – С. 17-20

    12. Шевченко, Л. Кому быть лоцманом в журнальном половодье? [Текст]: из опыта работы с периодикой/Л.Шевченко//Библиотека. – 2007. - №10. – С.59-62

    13. Щелкова, И. Тематика одна – выставки разные [Текст]/И. Щелкова//Библиотека. – 2011. – №5. – С. 17 - 23

Составитель: Н. В. Иванова, зав.отделом библиотечного маркетинга и инноваций