Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Отечественная война 1812 года




Скачать 103.87 Kb.
Дата23.06.2017
Размер103.87 Kb.
Тема: Отечественная война 1812 года.
Цели урока: 

1. Сформировать представления о войне 1812 года.

2. Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.

3. Воспитывать патриотизм, интерес к истории.

 Задачи урока: 


  1. Дать определение понятию «Отечество».

  2. Познакомить с военной биографией Наполеона Бонапарта и Михаила Илларионовича Кутузова.

  3. Познакомить с основными событиями Отечественной войны 1812 года.

  4. Показать, какую роль в победе над французской армией сыграл простой русский народ.

  5. Проанализировать материал всего урока и ответить на проблемный вопрос: Почему война 1812 года называется Отечественной?

  6. Проверить усвоение нового материала.

  7. Показать презентацию в течение урока.

 Оборудование: 

проектор, экран, флэшкарта с презентацией, репродукции картин, отрывки из произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушнина


Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами перелистываем трагические истории нашей страны. Почему трагические?

Любая война – трагедия для народа. Это всегда смерть, потеря близких. В каждой войне выделяются люди, которые встают на защиту Отечества. Сегодня мы поговорим об Отечественной войне 1812 года.(Слайд)
Французской армией руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек?

(Слайд )
Ученик : Биография Напалеона

Родился Наполеон в семье обедневшего дворянина. Учился он во Франции за государственный счёт. В 16 лет стал младшим лейтенантом артиллерии. Бонапарт много работал баз отдыха, запоминал каждого солдата, с которым ему приходилось сталкиваться, заботился о каждом из них. Солдаты любили своего командира. Дослужившись до генерала Наполеон стал командовать армией. Именно армия помогла ему совершить переворот и стать императором. Имея в своём распоряжении лучшую армию в Европе, Наполеон стал захватывать европейские страны. Он хотел господствовать во всём мире. Пройдя через всю Европу, армия Бонапарта подошла к границам России. В то время его армия была численностью 600 000 человек. У России к началу войны только240 000 солдат. Французы были уверены, что Россия вскоре погибнет.


Наполеон был уверен в правильности выбранной стратегии: все решить одним ударом по направлению

Вильно – Москва, навязать русским генеральное сражение, разгромить русские армии по одиночке, заставить русского императора подписать унизительный мир.



Наполеон надеялся раз и навсегда покончить с мощью России, вернуть ее к допетровским границам, отторгнуть ее западные территории в пользу союзников (Австрии и Пруссии), навязать России свой экономический диктат.
Начальный этап войны (Слайд)

  • 12 июня 1812 французская армия переправилась через р. Неман

  • Французская армия: «великая армия» - 600 тысяч, 1372 орудия, в состав входили воинские части подвластных Наполеону стран. Генералы и маршалы были талантливы и имели большой боевой опыт. Множество инонациональных частей шли на войну по принуждению, захватнические планы Наполеона были им чужды. Это делало «Великую армию» разобщенной, не спаянной единым духом.

  • Русская армия: 220 тысяч (рекруты). Защита родной земли сплачивала солдат и офицеров, поднимала их патриотический дух. Русские войска были раздроблены



  • 1 армия (основная)

  • Под рук. генерала Барклая де Толли – военного министра; стояла заслоном под Вильно, прикрывала петербургское направление

  • 2 армия

  • Под рук. генерала Багратиона; располагалась южнее первой, прикрывала московское направление

  • 3 армия западная

  • Под рук. генерала А.П.Тормасова;

  • защищала киевское направление


Объективная обстановка на театре военных действий требовала отступлений русских армий в глубь страны

22 июля русские армии соединились у Смоленска
Смоленское сражение 2-6 августа

  • Смоленск не имел мощных оборонительных сооружений, поэтому главный удар должна была принять на себя армия

  • 4 августа к Смоленску подошли основные силы французов. Их попытка смять русские войска также не удалась.

  • 5 августа Наполеон приказал взять город штурмом, но встретил мощное сопротивление со стороны защитников. Тогда французы подожгли город, но и этот план не принес им должных результатов - все их атаки были отбиты.

  • 6 августа Наполеон планировал продолжить наступление, но увидел, что город пуст, русская армия снялась со своих позиций.


Михаил Илларионович
Голенищев – Кутузов


17 августа Командование на себя всеми русскими войсками принял М. И. Кутузов.
Кутузов понимал, что с каждым шагом в глубь России силы французов будут слабеть, а силы русских войск возрастать. (Фабианство)

  • «Хитрый лис Севера», - так назвал Кутузова Наполеон. (Слайд)


Ученик: Кутузов родился в Петербурге в 1745 году. Его отец был военным инженером и прослужил в армии 30 лет. Своего подросшего сына Илларион Михайдович отдал учиться в Кадетский корпус. Будущий полководец отлично учился. Он знал несколько языков, математику, литературу, военную историю. Получив офицерский чин, Кутузов стал командиром роты в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. Кутузов видел, что Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю свою жизнь берёц и ценил воинов русской армии. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет.
26 августа – Бородинское сражение (Слайд)
Ужасная битва Бородинская может считаться одной из кровопролитнейших, какие только бывали. Обе армии понесли почти равный урон, и сражались с одинаковым мужеством.
Историк Д.П. Бутурлин отмечает ошибки Наполеона, который мог склонить победу в свою сторону:

-Наполеон мог повести ложные атаки нашего левого крыла, а сам бросил бы основные силы по старой Смоленской дороге; смяв и преследуя войска Тучкова, он получил бы возможность выйти на Московскую дорогу в тыл русской армии;



-Наполеон не имел верных карт, был лишен надежных проводников, и не осмеливался сворачивать в сторону с главной дороги;

-уже в три часа пополудни прекратил сражение, хотя имел свежими 32 батальона и 27 эскадронов , в то время когда последние резервы русских были введены в дело.




  • Бородинское сражение не принесло победы ни одной стороне. Но оно надломило дух непобедимой наполеоновской армии, вдохнуло новые силы в русские войска, показало патриотизм, неустрашимость, самоотверженность русских солдат, офицеров, генералов. (Слайд)


1 сентября - Совет в Филях
Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым? (Оставить Москву).(Слайд)

Кутузов произнёс тогда слова: «С потерею Москвы не потеряна Россия.»


- Что же происходило в Москве, когда туда вошёл Наполеон Бонапарт?

Ученик: Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующее: « Москва загорелась от трубок, от кухонь , от костров, от неряшливости солдат… Москва должна была сгореть, каждая деревня, фабрика, каждый дом, из которого выйдут хозяева и в который пустят хозяйничать и варить себе кашу чужих людей.

- Может оно так и было. Однако известно, что московские власти взорвали воинские склады и эвакуировали команды с «огнегасительными» инструментами.

- Почему же Наполеон вынужден был отступить?

В сожженном городе он ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся.


Тарутинский маневр. (Слайд)

  • Кутузов имел целью обмануть неприятеля отступлением своим по Коломенской дороге. Сделав два перехода он немедленно решил выйти к Смоленскому тракту, чтобы прервать единственный путь сообщения французской армии.

  • Русская армия двинулась в двух колоннах и 7 сентября заняла позицию у села Красная Пахра, совершив круговое движение около Москвы.

  • Мюрат преследовал русские войска до Бронниц в уверенности, что идет за всей русской армией. На самом деле он шел только за двумя Донскими полками.

  • Наполеон до 14 сентября оставался в неведении о местопребывании основных сил русских.

  • Русские отряды со всех сторон наводнили Смоленскую дорогу.

  • 20 сентября Кутузов расположил армию в укрепленном лагере у

с. Тарутино, перекрыв тем самым путь к тульскому оружейному заводу
Сюда же Наполеон направил своего генерал-адъютанта маркиза Лористона с целью добыть мир во чтобы то ни стало!

Мир любой ценой! (Слайд)
Ученик: « Князь Кутузов! Я посылаю к Вам своего генерала- адъютанта для переговоров о многих важных предметах. Я желал бы, чтобы Ваша Светлость верила тому, что он скажет. За сим молю Бога, чтобы он сохранил Вас под своим священным и благим покровом. Наполеон».
Ученик: Кутузов: «Меня на пост командующего выдвинул сам народ, и, когда он провожал меня к армии, никто не молил меня о мире, а просили едино лишь о победе над вами… Меня бы прокляло потомство, подай я даже слабый повод к примирению с врагом, и таково мнение не только

официального Санкт- Петербурга, но и всего простонародья

российского..

Я не склонен придавать нашей беседе ни военного, ни политического характера. Все подобные разговоры мы станем вести, когда ни одного чужеземца с оружием в руках не обнаружится на нашей священной русской земле…» (Слайд)


7 октября
Наполеон выступил из Москвы и двинулся на Калугу.
Планы Наполеона: овладеть Калугой, ее продскладами, двинуться в южные губернии России, потом свернуть к Смоленску, где располагались военные, продовольственные, фуражные склады.
Ключевым пунктом стал г. Малоярославец.
12 октября – сражение под Малоярославцем.
8 раз город переход из рук в руки. Этот бой стал поворотным в ходе войны: Кутузов заслонил Калужскую дорогу и заставил Наполеона двигаться по разоренной Смоленской дороге.
Колоны неприятеля двигались в беспорядке. Пехота, кавалерия, артиллерия, обоз - все смешалось, что сделало французов более уязвимым для армии и отрядов партизан.

(Слайд) «Малая война»
В «малой войне» наполеоновская армия потеряла 30тыс.убитыми,ранеными,взятыми в плен. Неисчислимыми стали потери обозов, боеприпасов, складов.
Денис Давыдов – единственный поэт – партизан. Друг Пушкина. Взял в плен 2тысячный отряд французов.

Александр Фигнер – разведчик, переодевался в французскую форму, проникал в неприятельский лагерь, собирал сведения. За его голову Наполеон объявил денежное вознаграждение.

Сеславин – его отряд из 500 человек контролировал дорогу между Боровском и Москвой. Он был первым, кто добыл сведения о движении Наполеона после его выхода из Москвы

Василиса Кожина – крестьянка, староста деревни Смоленской губернии. На ее счету немало пленных французов

Герасим Курин – крепостной, организовал отряд из 5,5

тысяч крестьян, громил французов



Ермолай Четвертаков – солдат-драгун, организовал 4-тысячный отряд для борьбы с французов
(Слайд) 14-16 ноября переход через Березину

  • Наполеон стремился с остатками своей армии первым достигнуть берегов Березины, за которой начиналась литовская земля. Для этого Наполеон бросил все, что мешало быстрому движению его армии – обоз, артиллерию.

  • У берегов Березины разгорелись бои.

  • Кутузов ждал северную и южную группы войск, чтобы окружить Наполеона, но те запаздывали.

  • Пользуясь этим , Наполеону удалось переправиться через реку с небольшим отрядом, бросив основные войска. Это был конец «Великой армии».


Наполеон был побежден русским мужеством, патриотизмом армии

и народа, искусством русских военачальников и, прежде всего,

фельдмаршала Кутузова.
(Слайд 17)

Отступление французов сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. Наконец, 14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. Начался распад империи Наполеона.
(Слайд 18)

В истории России, да и всего мира немало трагических дат. Но и во время этих тяжёлых испытаний наш народ проявлял сострадание и милосердие.


Задание: (Слайд 19)

РАСПОЛОЖИТЕ В ХРОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Хронология:

  • Отступление русских армий

  • Соединение под Смоленском 22 июля

  • Смоленское сражение 2-6 августа

  • Бородинское сражение 26 августа

  • Совет в Филях 1 сентября

  • Пожар Москвы

  • Тарутинский маневр 7-20 сентября

  • Сражение под Малоярославцем

12 октября

  • Переправа через Березину 14-16 ноября



Значение, итоги

  • Огромные потери (сожжены города, села)

  • Промышленность и с/х расстроены

  • Большие людские потери

  • Консолидация русской нации Объединение народа

  • Кутузов стал национальным героем

  • Россия отстояла свою свободу и независимость


Домашнее задание: параграф 4, стр. 24

Список литературы

  • http://lexandre.ya.ru/replies.xml?item_no=3962

  • http://nanotetechology.ucoz.ru/photo/3-0-3-3

  • http://chron.eduhmao.ru/img_9_5_1_2.html

  • http://www.ekburg.ru/news/2/11076/

  • http://www.stihi.ru/2008/11/27/4978

  • http://www.bg-znanie.ru/print.php?nid=927

  • http://www.diary.ru/~the-best-of-thebest/p106398566.htm

  • http://wpc.freeforums.org/post1192.html

  • http://www.distedu.ru/mirror/_litera/www.bashedu.ru/konkurs/azamatov/warm/borodino.html

  • http://www.diary.ru/~sacurada13/p157106540.htm

  • http://sex.ochek.ru/index.php?q=uggc://jjj.yvirvagrearg.eh/gntf/%R4%R5%RQ%R8%S1+%R4%R0%R2%SO%R4%RR%R2/

  • Россия. Автобиография. Москва, Эсксо,2009.

  • Д.Бантыш- Каменский. Российские генералиссимусы и генерал- фельдмаршалы. Москва, Эксмо,2008

  • В. Пикуль. Исторические миниатюры, Москва,1988.

Каталог: uploads -> doc
doc -> «Целый мир от красоты…»
doc -> Писатели о себе (автобиографические книги)
doc -> Абай, Пушкин и Байрон в нашей жизни
doc -> Ы. Алтынсариннің 175 жылдығына к 165-летию И. Алтынсарина Ибрай Алтынсарин
doc -> Путь Мухтара Ауэзова к Абаю
doc -> Праздники Новой Зеландии Панорама Окленда — города парусов
doc -> Справка по результатам Недели русского языка и литературы, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина
doc -> Устный журнал ко Дню Первого Президента рк для учащихся 6 класса
doc -> Кураторский час Сабақтың тақырыбы / Тема занятия/ Theme: «Моя страна. Мой президент» Куратор : Нуганова Гульжанар Асхатовна у-11
doc -> Сведения о кандидатах в депутаты земских и поселкового собраний Прохоровского района третьего созыва, зарегистрированных по мажоритарным избирательным округам

  • Задачи урока
  • Оборудование
  • (Слайд) Французской армией руководил Наполеон Бонапарт. Что это за человек (Слайд ) Ученик : Биография Напалеона
  • Начальный этап войны (Слайд) 12 июня 1812 французская армия переправилась через р. Неман Французская армия
  • 1 армия (основная) Под рук. генерала Барклая де Толли – военного министра; стояла заслоном под Вильно, прикрывала петербургское направление 2 армия
  • Объективная обстановка на театре военных действий требовала отступлений русских армий в глубь страны 22 июля русские армии соединились у Смоленска
  • Смоленское сражение 2-6 августа
  • Михаил Илларионович Голенищев – Кутузов 17 августа
  • «Хитрый лис Севера»
  • 26 августа – Бородинское сражение (Слайд)
  • 1 сентября - Совет в Филях Какое решение приняли русские военные вместе с Кутузовым (Оставить Москву).(Слайд)
  • Тарутинский маневр. (Слайд)
  • Сюда же Наполеон направил своего генерал-адъютанта маркиза Лористона с целью добыть мир во чтобы то ни стало! Мир любой ценой! (Слайд) Ученик
  • «Малая война» В «малой войне» наполеоновская армия потеряла 30тыс.убитыми,ранеными,взятыми в плен. Неисчислимыми стали потери обозов, боеприпасов, складов.
  • Денис Давыдов
  • Василиса Кожина
  • Ермолай Четвертаков
  • Наполеон был побежден русским мужеством, патриотизмом армии и народа, искусством русских военачальников и, прежде всего, фельдмаршала Кутузова.
  • Задание
  • Россия отстояла свою свободу и независимость Домашнее задание: параграф 4, стр. 24 Список литературы