Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Отечества верные солдаты»




страница1/6
Дата12.06.2018
Размер0.87 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6
«Отечества верные солдаты»: методическое пособие по военно-патриотическому воспитанию молодежи, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. – Краснодар, ГАУК КК «Кубанькино», 2015. – 62 с. – (В помощь методистам муниципальных кинотеатров Краснодарского края). Составитель: Васильева Ю.Н., методист методического отдела ГАУК КК «Кубанькино». Рецензент: Сухачева Г.М., начальник методического отдела ГАУК КК «Кубанькино». Цель данного комплекса методических рекомендаций: формирование патриотических чувств сознания у детей, подростков и молодежи, популяризация технических и военно-прикладных видов спорта, повышение интереса к изучению Истории своего Отечества с использованием возможностей кинотеатра. Приложения: 1. Фрагмент киноурока «У войны не женское лицо», беседа перед показом фильма «А зори здесь тихие…». 2. Урок мужества (краткая программа перед просмотром фильма). 3. Урок мужества (краткая программа перед просмотром фильма). (вариант 2). 4. Фильмография. 5. Сборники методических рекомендаций и сценариев по патриотическому воспитанию обучающихся. 6. Великая Отечественная война в художественной литературе и поэзии. Пособие адресовано методистам муниципальных кинотеатров Краснодарского края, будет полезно преподавателям средних общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования и всем, кто интересуется кинематографом. © ГАУ КК «Кубанькино» Краснодар, 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………………… 5 Глава 1. Понятие патриотического воспитания в современной России……………………………………………………….………….……... 7 1.1 Патриотическое воспитание в России………..……….……….…….….7 1.2. Классификация методов и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся разных возрастов……………………………………………………………………… 8 Глава 2. Методические рекомендации по формированию чувств гражданственности и патриотизма средствами кинематографического материала………............................................................................................ 10 Заключение ……………….….……………………………….…...................13 Список литературы…………………………………….……………............13 Приложения ………………………………………………………......………14 ВВЕДЕНИЕ «Патриотизм. Это слово подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного, косного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В.В. Путин Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но фактические наполнения понятия способны быть кардинально противоположными. В толковом словаре русского языка С. Ожигова, патриотизм (от греч. patriotes-соотечественник; patris-отечество) трактуется как – любовь к Родине; идеология, декларирующая поддержку родной стране и деятельность на благо Отечества в представлении индивида, нравственный, основополагающий принцип. На протяжении истории само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства. В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» и имперского патриотизма. Современный патриотизм проявляется не только в сфере политической борьбы и дискуссий, сколько в области повседневных межличностных взаимоотношений, практической деятельности людей. Патриотизм – в укреплении семьи и воспитании детей, уважении традиций, работе с полной отдачей по своей специальности. Патриотизм – в значимых публичных и политических формах – голосовании на выборах, праздновании исторических событий и юбилеев, участие в работе патриотических организаций. Сегодня такие вечные ценности, как гражданственность, патриотизм, любовь и святое отношение к Родине, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, не являются достоянием большей части российской молодежи. Прерванная связь поколений разрушила преемственность, лишила сегодняшнее российское общество идеалов, способствовало появлению «потерянного поколения» молодёжи, для которого слово «патриот» не звучит гордо. Непростое положение в стране, трудности и проблемы при прохождении этапов социализации, трагический военный опыт породили утрату нравственных ориентиров, бездуховность, «беспризорность» молодежи. Оказалось, что вечные ценности не передаются при рождении, каждое новое поколение должно их выстрадать или получить из рук в руки от предков с любовью, заботой и надеждой [14, с. 55–64]. Возрождение России как великой державы невозможно без формирования развитого чувства гражданственности, патриотизма, нравственных устоев и знания своей истории. Ведь сложный исторический путь становления России, как могучей державы, является яркой летописью самоотверженной борьбы нашего народа, которая покрыла Русскую армию неувядаемой ратной славой за целостность и независимость родной земли. В периоды тяжких испытаний с особой остротой проявлялось патриотическое самосознание людей. Дух народа оказывал решающее воздействие на боеспособность защитников Отечества. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Георгий Жуков и многие другие славные имена и их дела останутся навечно в памяти народной. В системе обучения и воспитания сложилась хорошая традиция – чтить воинскую доблесть, мужество, отвагу и доносить глубокий смысл этих слов через различные мероприятия военно-патриотической направленности [1, с. 114–115]. Существует множество форм воспитательных мероприятий, посвященных памятным патриотическим датам. Они бывают массовыми, групповыми и индивидуальными, а также словесными (собрания, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.), практическими (деловые игры, экскурсии, конкурсы, вечера, праздники и т.д.) и наглядными (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.). Но не следует забывать и о богатейшем опыте, накопленном в кинематографе: историко-героические, военно-патриотические, приключенческие фильмы могут использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с вышеназванными формами работы. Благодаря такому богатому насыщению воспитательная работа по формированию активной и патриотической личности будет эффективнее [3, с. 62–78]. В связи с вышеизложенным, появляется необходимость разработки методических рекомендаций для методистов кинотеатров, ведущих работу в направлении гражданско-патриотического воспитания со зрительской аудиторией обучающихся разных возрастов. Актуальность данной методической разработки состоит в том, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания. И поэтому хочется особенно обратить внимание на один из главных принципов воспитательного процесса, призванный способствовать сохранению исторической преемственности поколений: воспитанию бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формированию духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Цель данного комплекса методических рекомендаций: формирование патриотических чувств сознания у детей, подростков и молодежи, популяризация технических и военно-прикладных видов спорта, повышение интереса к изучению Истории своего Отечества с использованием возможностей кинотеатра. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ «…Мне случалось говорить про патриотизм, указывая на его несовместимость с христианством. И всегда я встречал один ответ. Патриотизм дурной – да, но есть хороший. В чем же хороший, никто не сказал. Как будто патриотизм так же, как и эгоизм, может быть хороший и согласный с человечностью и христианством». Л.Н. Толстой 1.1 Патриотическое воспитание в России Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Таким образом, патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [4, с. 35–39]. Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время. Основные направления системы мероприятий: - повышение социального статуса патриотического воспитания детей и молодежи;  - проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию; - развитие высокой гражданственности личности, уважения к законам Российской Федерации, гражданско-правовой культуры детей и молодежи; - воспитание гражданственности, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор; - формирование российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений, как мотивов деятельности [5]. 1.2 Классификация методов и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся разных возрастов Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи в целях развития личности, интересов и потребностей обучающихся, способствует формированию на этой основе тех или иных качеств, умений личности. Особенности формы воспитательной работы обусловлены тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценностную деятельность ребенка, и они не повторяют друг друга. Данное методическое пособие объединяет в себе вышеперечисленные формы работы и делает акцент на возможностях кинотеатра; опора на богатейший фильмофонд военных и героико-патриотических фильмов в сочетании с традиционными формами работы усиливает впечатление от пережитого и увиденного, делает ярче связь с реальной жизнью и способствует развитию социальных компетенций. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целесообразность, которая зависит от многих компонентов: содержания и направленности воспитательных задач, профессиональной подготовленности, уровня воспитанности и личностного социального опыта, как учителя, так и ученика; особенностей коллектива и его традиций и их связи с традициями региона; технических и материальных возможностей образовательного учреждения. Эффективность той или иной формы во многом зависит от максимального приобщения основной массы учащихся к подготовке и проведению предстоящего мероприятия, сочетания эмоциональных и рациональных начал в планируемом мероприятии, целесообразного сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм воспитания. В данных рекомендациях мы представляем вам только небольшой список интересных форм работы, которые вы можете использовать в своей деятельности. Классификация форм работы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи. Ниже представлены наиболее яркие формы работы учебно-воспитательной деятельности. Урок мужества, гражданственности и патриотизма. Линейка (торжественная церемония) – ритуальное представление, предполагающее построение участников в шеренгах на какой-либо площадке. Методические условия проведения линейки: ритуалы, применяемые на линейках: - подъем государственного флага; - наличие государственных флагов Российской Федерации, Кубани; - вынос знамени; - награждение. Экскурсия – специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции. Форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках и проч. Позволяет углублять знания, наглядно знакомит с успехами профессиональной деятельности, в развитии науки и техники; помогают воспитывать учеников на трудовых и боевых традициях Отечества, а также решать задачи эстетического и нравственного воспитания. Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Различают следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, «судебное заседание», пресс-конференция выпускников-курсантов, дебаты «Готов ли стать защитником Отечества», «Ветераны среди нас». Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, возможно в сочетании с хореографией, декламацией и другими номерами. Посещение краеведческих, исторических музеев; посещение мемориальных комплексов, обелисков, памятников погибшим воинам. Ситуационно-ролевая игра как форма воспитательной работы – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры. Разновидности ситуационно-ролевой игры: малая игра, большая ролевая игра, игра-эпопея. Например: операция «Рассвет», «Подарок воину», «Знамя Победы»; акция «Подарок городу», «Жилье героям», «Поздравительная открытка». Парад – ритуальное передвижение участников с целью демонстрации внешней красоты костюмов, строя и т.п. Данная форма в настоящее время стала активно использоваться в учреждениях города: «Парад юнармейских отрядов», «Смотр строя и песни». Вечера-встречи ветеранов Великой Отечественной войны, чествование тружеников тыла и ветеранов труда; Конкурсы чтецов, рисунков и плакатов, патриотической песни, Просмотр кино-, видео- , телефильма, спектакля-представления, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами. В данной форме присутствует две функции субъектов взаимодействия – зритель и организатор просмотра [16]. ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА «…Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ш. Монтескье Урок мужества проводится накануне или в дни государствен­ных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России и др. Именно на этих занятиях воскрешается слава, доблесть и высокий патриотизм старших поколений, оживают героические страницы истории страны. Важнейшей задачей рассмотрения военной темы является обращение обучающихся к истории своей семьи, которая обязательно в той или иной мере была вовлечена в события Великой Отечественной войны, чаще всего несла людские потери. Методическими условиями успешного проведения занятия являются: опора на местный материал, включение в содержание урока фактов участия в войнах выпускников школы, местных жителей; возможность использования семейных архивов учащихся (фотографии, письма и т.д.); приглашение ветеранов Великой Отечественной войны, трудового фронта времен войны и воинов-интернационалистов, участников локальных воин и других боевых действий; использование социокультурных возможностей города при проведении занятия; максимально возможное использование наглядного материала, фонозаписей, предметов быта военных лет, настенной карты «Великая Отечественная война», фрагментов документальных кинофильмов о войнах; необходимо предусмотреть включение в мероприятия минуты памяти, возложение цветов к мемориальным доскам, знакомство с экспозициями школьных музеев. Дополнением к оформлению Урока мужества могут стать предварительно подготовленные обучающимися информационные листы, стенды, стенные газеты. В заключение можно рекомендовать такие элементы, как вручение наказа ветеранов - почетных гостей школьникам, ответное слово ребят и вручение ветеранам сувениров и подарков, сделанных своими руками, цветов. Следует обратить внимание на то, чтобы данный Урок мужества, не превратился в простое перечисление дат, имен, фактов и событий. Основным показателем удавшегося занятия можно будет считать искренний интерес учащихся к событиям прошлого, организации встреч с ветеранами войны, помощи тем, кто нуждается в их внимании. Это должно способствовать осознанию краснодарскими школьниками и студентами себя частью страны, города, выработке собственной активной жизненной позиции. Результатом Урока мужества может стать фотогазета, фотоальбом, видеофильм, рукописный журнал из ученических работ, выставка рисунков и проектов. Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества. Задачи проведения урока мужества: - воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Ро­дине, гордости за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям; - формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов, защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций; - формирование глубокого осознания учащимися граждан­ского и воинского долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации; - сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, со­действие проявлению учащимися заинтересованности в из­учении исторического наследия своей Родины; - побуждение учащихся к использованию в качестве примера для подражания в своей жизни дел и поступков героев бы­лых времен; популяризация интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил. Подготовительный этап Для успешного проведения урока мужества прежде всего не­обходимо собрать как можно больше информации о событии или герое, которым посвящено данное мероприятие. По возможности целесообразно сделать выставку по теме уро­ка мужества в классе, музее или комнате Боевой славы. Неплохо разместить анонс о проведении урока мужества в общедоступном месте. Урок мужества целесообразно начинать с прослушивания госу­дарственного гимна. Затем в кратком вступлении зачитать обраще­ние к участникам от имени представителей государственных органи­заций или общественных объединений и дать краткую историческую справку о той дате или героях, которым посвящен урок. Во вступительном слове можно напомнить обучающим­ся о том, что теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели и поэты нашего Отечества (привести примеры и несколько высказываний). Целесообразно организовать просмотр кинофильмов (видеофильмов) или прослушивание аудиозаписей по теме проводимого урока. Для закрепления информации возможно проведение викторин, с использованием технических и аудиовизуальных средств. Подводя итоги проведения урока мужества, следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образован­ности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традици­ям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям. В заключении необходимо поблагодарить всех участников уро­ка, особенно отметить приглашенных и по возможности вручить им памятные знаки, посвященные проводимому мероприятию. Заканчивать урок мужества целесообразно государственным гимном или гимном республики, города, образовательного учреж­дения. Урок мужества только тогда достигнет своей цели, если в ходе его проведения каждый обучающийся почувствует себя наследником и про­должателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа. Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи в целях развития личности, интересов и потребностей обучающихся, способствует формированию на этой основе тех или иных качеств, умений личности. Особенности формы воспитательной работы обусловлены тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценностную деятельность ребенка, и они не повторяют друг друга. Данное методическое пособие объединяет в себе вышеперечисленные формы работы и делает акцент на возможностях кинотеатра, опираясь на богатейший фильмофонд военных и героико-патриотических фильмов в сочетании с традиционными формами работы усиливает впечатление от пережитого и увиденного, делает ярче связь с реальной жизнью и способствует развитию социальных компетенций. В приложении представлены примерные разработки киноуроков, викторин, которые могут использоваться в качестве дополнения перед просмотром фильмов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги сказанного, следует обратить внимание на то, что содержание уроков мужества и сопутствующая им всесторонняя методическая работа постепенно обогащается путём расширения воспитательных задач, которые ставят перед собой её участники; усиливается направленность на формирование целостной личности.  Важно, чтобы дети усвоили, что их личное достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Агапова И.А. Патриотическое воспитание. – М: Айрис-кресс, 2002. – 224 с. Беленко В.В. Нам дороги эти позабыть нельзя. Сценарии акций, вечеров, классных часов. Патриотическое воспитание школьников. – М: Педагогическое общество России, 2005. – 48 с. Быть патриотом каждый доложен. – Минск: Красико-Принт: 2011. – 128 с. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 2000. – 156 с. Гражданско-патриоическое воспитание. . http:guunpk.ruinstasisocialpedagogicpatriotic Дегтярева О.В. Поклонись России Читаем, учимся, играем. – 202 с. – № 8. – С. 4–13. Детский творческий центр: организация методической работы. Волгоград: Учитель, 2008. – 126 с. Зубайраев А.Л. Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт Сов. педагогика, 1990. № 5. – С.10–13. Коваль М.Б. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. – М., 2001. – 137 с. Кон И.С. Молодежь и общество. – М: 2001. – 73 с. Кузнецова Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов. – 2-е изд. – М: Айрис-пресс, 2004. – 96 с. Мазыкина Н.В. Растим патриотов России. – Москва, 2004. Методическое пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим патриотов. – Москва, 2003. О подвиге, о доблести, о честиред.-сост. Л.И. Жук. – Минск: Красико-Принт, 2010. – 128 с. Патриотическое воспитание школьников: учебное пособие. – М: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с. Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодежи. http:www.nirsi.ru100
  1   2   3   4   5   6

  • СОДЕРЖАНИЕ Введение
  • Глава 1. Понятие патриотического воспитания в современной России
  • Глава 2. Методические рекомендации по формированию чувств гражданственности и патриотизма средствами кинематографического материала
  • Заключение
  • Приложения
  • 1.1 Патриотическое воспитание в России
  • 1.2 Классификация методов и форм работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся разных возрастов
  • Классификация форм работы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧУВСТВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
  • Целью проведения урока мужества
  • Задачи проведения урока мужества