Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района рт информационно-методический центр в Азнакаевском муниципальном районе




страница1/6
Дата14.05.2018
Размер0.84 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4   5   6
Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ Информационно-методический центр в Азнакаевском муниципальном районе Печатается по решению методического Совета отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ Сборник составлен из материалов педагогов школ Азнакаевского муниципального района. Рецензенты: Гилязов Д.Р., начальник отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ, Ахмадишина Л.М., директор МУ ИМЦ Азнакаевского района. Составители: Шарафиева Р.И., методист МУ ИМЦ Азнакаевского района, Хуснутдинова Р.Р., программист МУ ИМЦ Азнакаевского района. Азнакаево, 2009 Использование Интернет-ресурсов в урочной деятельности Хуснутдинова Регина Рифгатовна, программист МУ ИМЦ Азнакаевского муниципального района Очевидно, что использование новых информационных технологий не может не влиять на образовательный процесс. Существенно расширяется содержательное наполнение педагогического процесса, происходят его структурные изменения, внедряются инновационные модели обучения, организуется совместная деятельность педагогов, библиотекарей, учеников, родителей. Рациональное использование Интернета несомненно требует особых знаний, навыков, обучения. Нужно не только уметь найти необходимую информацию в Сети, но и уметь управлять найденными материалами: оценить и систематизировать их, объединить и интегрировать в свою работу. Сеть Интернет доступна в каждой школе района. Как можно использовать Интернет в образовательных целях: при организации уроков, для повышения мотивации школьников к обучению, для профессионального развития педагогов Очевидна выгода использования ресурсов Интернет в школах: Доступ ко всем ресурсам (как к инструменту для создания уроков). Доступ к исследованию ресурсов (для достижения образовательных целей). Регулярный характер содействия обучению. Совершенствование общения и интеллектуального обмена. Обеспечение существующим мировым опытом и навыками. Интернет — как забавное, увлекательное обучение (игровой элемент). Доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках, сотрудничество с людьми всего мира, обмен профессиональной информацией с коллегами или специалистами экспертами в других странах определяет необходимость образовательных Интернет-ресурсов. Интернет в помощь образовательной деятельности предлагает: Уроки в режиме on-line. Ресурсы для учителей. Ресурсы для школьников. Проекты online. Сетевые педагогические сообщества. Личные и школьные сайты. Википедия - свободная энциклопедия в Интернете. (Свободная энциклопедия означает, что все желающие могут свободно пользоваться ее материалами и свободно их редактировать). Рассмотрим позитивные характеристики использования Сети в учебном процессе. Значимость (ценность) Интернет-уроков для школьников: Обучение и работа в классе в командах. Сотрудничество помогает в решении проблем. Работа в школьных группах вне класса. Формирование мыслительных навыков высшего уровня (предполагаемый анализ информации и создание собственного интеллектуального продукта). Возрастание информационной грамотности учащихся. Значимость (ценность) Интернет-ресурсов для учителей: Знакомство с профессиональной информацией. Использование планов уроков, online курсов, Web-сайтов. Обмен информацией с коллегами и специалистами-экспертами из других стран. Объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач. Все вышесказанное должно убедить в правильности и своевременности и необходимости использования ресурсов Интернет в педагогической деятельности для достижения более ярких, значимых результатов в обучении школьников. Рассмотрим возможные шаги по использованию информационного поля — Сети. Ресурсы Сети для совершенствования работы педагогов. Основа для создания урока с привлечением Интернет-ресурсов: 1. Использование текущих уроков педагогов. Традиционные планы своих уроков учителя применяют много лет. Надо воспользоваться возможностью обновления их содержания материалами из Интернет. 2. Персональные и коллективные урочные планы. Интегрированные уроки, авторские разработки, инновационные идеи только выиграют в наполнении и наберут силу и скорость для достижения конечной идеи, пополняя свое содержание образовательными ресурсами Интернет. 3. Изучение опыта и адаптация имеющихся в Сети планов Интернет-уроков других учителей для собственного использования. Безусловно, достижение максимально эффективного сочетания имеющегося информационного педагогического ядра и образовательных Интернет-ресурсов требует большой подготовительной работы. В первую очередь, это поиск и оценка качества предоставляемой информации в Сети. Кроме того, очень важен так называемый человеческий фактор, а попросту — желание педагога усовершенствовать свою профессиональную деятельность. Приступая к планированию уроков с привлечением Интернет-ресурсов, педагогу необходимо: 1. Исследовать сайты по интересующей тематике. 2. Предусмотреть возможность сотрудничества, совместной деятельности с другими классами и учителями-предметниками. 3. Целесообразно ориентироваться на публикацию собственных материалов в Интернете. 4. Организовать структуру обучающей деятельности таким образом, чтобы школьникам требовалось использование Интернет. Педагогу необходимо подготовить школьников к новой деятельности с использованием Интернет-ресурсов. Для этого следует: 1. Представить ученикам весомые доводы использования Интернет для учебы. 2. Продемонстрировать школьникам технологию поэтапного ознакомления и применения Интернет-ресурсов (поиск, сбор, анализ информации). Каковы могут быть общие рекомендации педагогам, решившим использовать Интернет-ресурсы 1. Определить четкий перечень работ, которые будут делать ученики. 2. Использовать традиционные ресурсы в ваших уроках так же, как Интернет-материалы. 3.Использовать печатные материалы и поисковые инструменты online . 4. Посмотреть некоторые уроки для примера, изучить имеющийся опыт. Примерная схема: 1. Педагог планирует свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Необходимо выбрать курсы, темы, при изучении которых Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект. 2. Учителю необходимо предварительно найти самые лучшие ресурсы и составить для детей список Webов, с которыми им надо познакомиться, выполняя задание учителя. На этом этапе работы очень уместным видится совместная деятельность педагога и библиотекаря. Эффективная помощь последнего облегчит подготовку учителя. Кроме того, в ходе такой деятельности возможно создание библиотекарями справочного портала с Web-адресами по темам, предметам, специфическим задачам, выполняемыми даннной школой. Итоговым продуктом деятельности библиотекарей при изучении, использовании и систематизации Интернет-ресурсов может быть создание Webлиографии. Предметная специфика Webлиографии окажет значительную помощь учителям и ученикам в достижении поставленных образовательных задач. Возможно построение урока (или даже блока занятий) на основе одного сайта, если его информационное поле достаточно для этого. Целесообразно это и в том случае, когда подготовка учащихся недостаточна для расширенного поиска. 3. Учитель, объяснив определенную тему, дает задание школьникам. Для его выполнения детям необходимо обратиться к учительскому списку Webов, познакомиться с Интернет-ресурсами. Предварительно учителю необходимо определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа ученика). Существенно, чтобы найденная в Сети информация отсутствовала в традиционных источниках. Очень важным на этом зтапе видится помощь педагога ученику в оценке информации. 4. Видится очень важным отслеживание результатов эффективности обучения с привлечением Интернет-ресурсов, мониторинг такой образовательной работы. Помимо занятий в классе, ученики могут вести поиск дополнительной информации по предметам самостоятельно. Также, школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяться с другими классами, осмысливать полученную информацию и публиковать свои авторские материалы в Интернете. При этом регулярное взаимодействие с педагогом обеспечит успешность данной работы. Важным аспектом при использовании Интернет-ресурсов видится создание фильтров, ограждающих детей от ненужной информации в Сети. Администрация школы, учителя, школьные библиотекари должны определить те данные, которые необходимо заблокировать или отфильтровать. При создании такого механизма будет существенно экономиться время, облегчится работа детей в Сети, будет соблюдаться безопасность учащихся. Обучение с помощью Интернета неизбежно приводит не только детей, но и педагогов к выходу за рамки урока и предмета Каковы основные направления этого расширения 1. Модернизация и расширение возможностей имеющейся техники. 2. Пересмотр педагогами предметных ограничений планов Интернет-уроков, уровня специализации курсов. 3. Вместе со школьниками — работа по созданию Web-сайта. 4. Использование в работе со школьниками аудио-, видеоконференций. 5. Создание телеполей путешествий для того, чтобы перемещаться между основными понятиями предмета, а также вне его рамок (межпредметные связи). Каталог образовательных сайтов: http:katalog.iot.ruindex.php Единая коллекция образовательных ресурсов: http:school-collection.edu.ru Сетевое сообщество учителей: http:www.openclass.ru Использование информационных технологий на уроках биологии Шарафиева Рушания Илькамовна методист первой категории МУ ИМЦ Азнакаевского муниципального района В настоящее время существует ряд отработанных моделей использование ИКТ во время урока и во внеурочной деятельности: 1. Презентации Power Point – наиболее эффективные формы представления материала по биологии. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. Презентации могут включать в себя анимацию, аудио и видеофрагменты. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, формируются системы мыслеобразования. Создать такие презентации может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Применение мультимедийных презентаций возможно на любом этапе урока. Например, при проведении урока «Эволюция человека» в 8 классе презентация может использоваться на этапах объяснения нового материала, закрепления нового материала и для самопроверки правильности выполненных заданий. Кроме того, презентации используются во внеурочной деятельности для представления проектов учеников. 2.Электронные энциклопедии являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями: удобная система поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Например, при проведении лабораторной работы в 6 или 8 классе по теме «Ткани человека» можно использовать диск «Открытая биология», для демонстрации микропрепаратов тканей. Здесь важно проследить, чтобы учащиеся сопоставляли видимый объект в микроскопе с изображением в электронном учебнике. 3. Уроки с использованием ресурсов сети Интернет. Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы: Использование ресурсов Сети учителем: исследование сайтов по интересующей тематике. Использование ресурсов Сети учениками: при изучении текстового материала по заданной учителем теме Контроль знаний: тесты с самопроверкой, сетевые конкурсы, олимпиады, викторины. Без четкого сценария посещение Интернета не может оказаться полезным и эффективным При организации урока с применением ресурсов сети Интернет: Прежде всего, планировать свои уроки с привлечением ресурсов Интернет. Выбор темы, при изучении которых Интернет ресурсы органичнее всего впишутся в процесс обучения, и, соответственно, будет достигнут максимальный образовательный эффект. Находить лучшие ресурсы и составление списка Web- сайтов, с которыми учащимся необходимо познакомиться, выполняя задание учителя. Объясняя определенную тему, давать задание школьникам. Для его выполнения необходимо познакомиться с Интернет - ресурсами. Предварительно определить сложность заданий, их объем, величину школьных групп (возможна и индивидуальная работа учеников). Очень важно, чтобы найденная в сети информация отсутствовала в учебниках. Школьники публично представляют выполненные задания либо в электронном виде отправляются для проверки. Например, на уроке по теме «Строение клетки» в 10 профильном классе при закреплении материала учащимся можно дать задание заполнить таблицу по материалам сайта http:school-collection.edu.ru http:www.mathcell.rufavicon.ico Название органоида Особенности строения, рисунок Функции органоида Учащиеся заполняют электронный вариант таблицы и присылают на проверку учителю Ученикам предлагается выполнить тест на сайте http:www.mathcell.rufavicon.ico 4. Работа с тестами в Net-school. Известный педагог-исследователь Ю.К. Бабанский поставил перед педагогической наукой задачу: Нужны контрольные материалы, проверяющие не только наличие и прочность, но и осмысленность знаний. Использование компьютера в контроле знаний способствует решению этой и других задач образования по следующим причинам: • применение компьютера для непосредственной проверки и оценки знаний повышает объективность контроля • применение компьютера сокращает время между этапами выполнения теста, анализа его результатов и этапом коррекции, повышая его эффективность. Применение информационных технологий на уроках биологии: интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает информационный фон, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс; позволяет преподавателю значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразить формы, способы её восприятия учащимися; позволяет изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе средств компьютерной графики и моделирования; материал к уроку учитель может приготовить заранее, что обеспечивает на уроке оптимальный темп и сложность и экономит время на обсуждение. Материал всегда структурирован, это дает возможность его поэтапного изучения; электронные материалы доступны учащимся и во внеурочное время для самоподготовки и самоконтроля; материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках и в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета; способствует развитию творческих способностей детей через создание образовательных информационных продуктов. Список литературы: Андреев,А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования.А.А.Андреев Школьные технологии.2001,№3 Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре.А.Н. Дахин Школьные технологии. 2006, №5. Ильясова, Т.В. Современные информационные технологии в обученииТ.В. Ильясова, Е.Е. Полянская, Е.В. Фабрикантова. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 2006. – 92.с. Роберт, И.В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе. И.В.Роберт Школьные технологии. 2006, № 6. Цветкова, М.С. Проект «Информатизация системы образования» и проблемы его методического обеспечения. М.С. Цветкова Школьные технологии. 2005, № 6 Дистанционное обучение Харисова Светлана Фаиловна, учитель информатики, математики МОУСОШ № 3 п.г.т. Актюбинский Дистанционное обучение (ДО) — тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью компьютеров, телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет. Для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов. Исследования растущей популярности дистанционного обучения в образовании выделяют тому четыре причины: для дистанционного обучения не нужно покидать свое местожительство, дом, семью, родных, друзей, работу, а также оплачивать связанные с этим денежные расходы на дорогу, на проживание и прочее; дистанционная форма обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют; ярко выраженная практичность дистанционного обучения. Она достигается благодаря тому, что ученикам предоставляется больше выбора в последовательности изучения предметов, гибком темпе обучения, прямом общении с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого обучаемого; высокая мобильность дистанционного обучения. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное. Дистанционное обучение по своей методологии претендует на отдельную форму обучения (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). Дистанционное обучение имеет несколько моделей. В том числе — модель интеграции очного и дистанционного обучения в различных пропорциях. Благодаря экономичности (не требуется затрат на аренду помещений, поездки и т. п.). Дистанционное обучение — удобная форма обучения для заочников, экстернов, вечерников. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологиях) можно проводить как очно, так и дистанционно. Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением. Средства ИКТ (Информационно-коммуникативных технологий) при дистанционном обучении: дистанционные курсы электронная почта (в том числе и списки рассылки) форум и блоги чат и ICQ теле- и видеоконференции вики и т. д. Формы дистанционного обучения Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов. Телеконференции — проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Телелекции - передача образовательного контента (видеолекции, тестирование, интерактивные консультации и др.) через космическую телепортацию учебного заведения на спутники, а оттуда - на спутниковые антенны как коллективных пунктов доступа, так и студентов, занимающихся индивидуально на дому. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы. В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner). Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы, для получения дополнительного образования. Студент, постоянно выполняя практические задания, приобретает устойчивые автоматизированные навыки. Теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях (при наличии). Немного об истории. Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969. Немногим позже (1974) в Германии был основан FernUniversität in Hagen. В настоящий момент все они являются мировыми мегауниверситетами.1984 г. США — Национальный технологический университет (программы ДО по инженерным специальностям). Другие зарубежные организации с программами дистанционного обучения: Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть. Программы ДО: GLADNET — обучение детей с ограниченными возможностями (Канада); программа модернизации среднего образования в Чили; программы ДО в Казахстане, Беларусии, Чехии, Словакии, на Украине. В России дистанционное обучение через Интернет начало развиваться с 1988 (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»). Пионерами спутниковых технологий дистанционного обучения в 1990-х стали Международная ассоциация Знание и ее коллективный член Современная гуманитарная академия.
  1   2   3   4   5   6

  • Составители
  • Использование Интернет-ресурсов в урочной деятельности
  • Использование информационных технологий на уроках биологии
  • Список литературы
  • Дистанционное обучение
  • Средства ИКТ (Информационно-коммуникативных технологий) при дистанционном обучении
  • Формы дистанционного обучения
  • Телеконференции
  • Немного об истории.