Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Отчет по результатам самообследования




страница1/16
Дата29.06.2017
Размер2.36 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

(факультет истории)


 
УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого совета

факультета истории

председатель Ученого совета

д.и.н., проф.А.Б.Каменский

«12» сентября 2013 г. протокол № 23

ОТЧЕТ

по результатам самообследования


основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования

(030600.62 «История» бакалавриат)

Основание для проведения самообследования:

Приказ ректора от 28.03.2013 № 6.18.1 – 01/2803 - 07


Москва

2013




СОДЕРЖАНИЕ

отчета по самообследованию

основной профессиональной образовательной программы

высшего профессионального образования


1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

2. Организация учебно-воспитательного процесса

3. Организация методической и научно-методической работы

4. Организация научно-исследовательской работы

5. Сотрудничество с другими научными, образовательными учреждениями и предприятиями, международное сотрудничество

6. Материально-техническая база



7. Информация по устранению недостатков по реализации ООП ВПО, отмеченных в ходе комплексной оценки деятельности вуза (если были)

8. Общие выводы и рекомендации

9. Приложения
ОТЧЕТ

о результатах самообследования направления подготовки

030600.62 «История» бакалавриат


На основании приказа ректора от 28.03.2013 № 6.18.1 – 01/2803 - 07 «О подготовке к государственной аккредитации Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и его филиалов» комиссия под председательством декана факультета истории д.и.н., проф. А.Б.Каменского, в составе: д.и.н., проф. И.Н.Данилевского, директора РГАСПИ А.К.Сорокина, чл.-кор. РАН П.Ю.Уварова, зам. декана к.и.н., доц. Шаровой А.В., секретаря Н.В.Некрасовой рассмотрела материалы по самообследованию образовательной программы по направлению подготовки 030600.62 «История» (бакалавриат) и определила следующее.
1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности

1.1. Нормативно-правовой документация, касающаяся деятельности НИУ ВШЭ реализации ООП «История» размещена на сайтах университета: http://www.hse.ru/org/hse/aup/legal/officially, http://www.hse.ru/org/hse/aup/legal/arxiv. В числе прочих документов - лицензия от 05 сентября 2012 г. на осуществление образовательной деятельности, в том числе по направлению 030600.62 бакалавр «История»; а также свидетельство о государственной аккредитации № 0203 от 13 сентября 2012 г. Для направления «История» (бакалавриат) основополагающим является приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2009 г. № 974 «О повторном лицензировании ГОУ ВПО Государственного университета – Высшей школы экономики», на основании которого НИУ ВШЭ прошел экспертизу условий осуществления образовательной деятельности по этому направлению.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2011 г. № 626 «О лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» (http://www.hse.ru/org/hse/aup/6210762/6210768/norm.doc_obraz) дополняет эту базу.

1.2. Поскольку ООП «История» (бакалавриат) на факультете истории НИ У ВШЭ имеет только первый выпуск студентов в 2013-2014 учебном году, программа аккредитуется впервые.

1.3. Наличие и достаточность нормативной и организационно-распорядительной документации по организации и ведению учебной, методической и научной работы университета подтверждается наличием базы нормативной и организационно-распорядительной документации по организации и ведению учебной, методической и научной работы университета на сайте НИУ ВШЭ (http://www.hse.ru/studyspravka/loc), где в том числе размещены следующие документы:

«Положение об организации контроля знаний», утвержденное Ученым советом НИУ ВШЭ от 21.12.12;

«Положение об организации и проведения практики студентов в НИУ ВШЭ» от 18.04.2012;

«Положение об организации международной академической мобильности студентов утвержденное ученым советом НИУ ВШЭ 28.06.2013;

«Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ в Государственном университете – Высшей школе экономики», утвержденный Ученым советом ГУ-ВШЭ Протокол от 20.03.2009 г. № 56 с изменениями, утвержденными приказом ГУ-ВШЭ от 06.04.2010 № 31.1-04/295 ;

«Положение о порядке восстановления студентов и допуска к учебному процессу в связи с выходом из академического отпуска» (Приложение к приказу НИУ ВШЭ от 10.12.2012 №6.18.1-06/1012-04);

«Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов» (утверждено ученым советом Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (Приложение к приказу НИУ ВШЭ от 24.05.2011 г., №6.18.1.-06/2405-04) от 29 апреля 2011 г.);

Приказ о введении в действие новой редакции «Порядка перехода студентов с платного обучения на бесплатное» от 11 января 2013г.;

«Регламент планирования и организации дисциплин по выбору и факультативов» (Приложение к приказу НИУ ВШЭ от 5.08.2011 № 6.18.1-06/0508-01), утвержден протоколом ученого совета НИУ ВШЭ от 24 июня 2011 № 26, а также другие документы.

Помимо этого в базе имеются такие документы, как «Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2010г. № 1109 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Устав ФГАО УВПО НИУ ВШЭ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2010 г. № 1109; свидетельство о внесении изменений в учредительные документы НИУ ВШЭ от 26.09.2012 г.

1.4. Нормативная и организационно-распорядительная база по реализации ООП «История» дополняется наличием разработанных на факультете и утвержденных ученым советом факультета: ООС НИУ ВШЭ по направлению «История» (бакалавриат), утвержденный Ученым светом НИУ ВШЭ Протокол от 29.06.2012 № 38; базовые и рабочие учебные планы направления «История» (http://www.hse.ru/standards/standard). Для успешной реализации ООП «История» (бакалавриат) ученый совет факультета регулярно рассматривал и утверждал соответствующую документацию, в том числе: (Протокол № 3 от 31 марта 2011 года) базовый учебный план и рабочий учебного плана для второго курса бакалавриата факультета истории; (Протокол № 4 от 26 мая 2011 года) - о внесении изменений в БУП и РУП на 2011-2012 гг. подготовки бакалавров по специальности «история» 030600.62.; Протокол № 6 от 25 сентября 2011 года - Об утверждении состава аттестационной комиссии по проведению переаттестации и перезачета дисциплин при поступлении на второй и последующие курсы обучения и переводе на факультет истории; Протокол № 10 от 18 января 2012 года - О внесении изменений в базовый учебный план подготовки бакалавров и магистров; Протокол № 11 от 17 апреля 2012 - О внесении изменений в рабочие учебные планы подготовки бакалавров и магистров по специальности «история»; Протокол № 13 от 3 июня 2013 года - Об утверждении программы дисциплины «Социология, модуль I. Общая социология» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра. Автор программы: д.с.н., проф. А.Б. Гофман; протокол №29 от 17 января 2014 г. об утверждении фонда оценочных средств ООП «История».

Особая роль отводится при реализации ООП «История» (бакалавриат) развитию студенческой мобильности и самоуправления. Студенческий совет факультета истории принял свой Устав. (http://hist.hse.ru/studsov)

Для факультета истории важным направлением деятельности является и организация лектория для школьников, в связи с чем готовится план работы лектория и отчет о проведении лекций преподавателями факультета (http://hist.hse.ru/lect )

1.5. Выводы и рекомендации.

Таким образом, можно констатировать достаточность и полноту обеспечения нормативной и организационно-распорядительной документации для реализации ООП «История» (бакалавриат).

В качестве рекомендации комиссия по самообследованию указала на необходимость завершить разработку следующих документов: «Положение о ВКР бакалавра и магистра факультета истории», «Положение о курсовой работе студента факультета истории», «Положение о практиках факультета истории», которые отражали бы специфику ООП «История» в НИУ ВШЭ. Документы были обсуждены и утверждены на заседании ученого совета факультета 28.01.2014. (протокол № 30). Таким образом, студенты бакалавриата имеют в своем распоряжении «Положение о курсовой работе студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению «История» на факультете истории в НИУ ВШЭ», «Методические указания по разработке выпускных квалификационных работ студентов, обучающихся по направлению «История», «Положение о курсовой работе студентов, обучающихся по программе подготовки бакалавров по направлению «История» на факультете истории в НИУ ВШЭ» и соответствующие методические указания по написанию курсовых работ.


2. Организация учебно-воспитательного процесса

2.1. Первый набор бакалавров по направлению «История» был осуществлен в 2010 г. Тогда на 40 бюджетных мест было принято 13 победителей олимпиад, имеющих право на зачисление без вступительных экзаменов, а также 4 студента с оплатой обучения на договорной основе. В набор 2011 г. было принято в общей сложности 56 человек, из них победителей и призеров олимпиад, имеющих право на поступление без вступительных экзаменов - 19. При этом было принято 4 студента с оплатой обучения на договорной основе. В 2012 г. на первый курс факультета истории было принято 67 студентов, из которых 23 – победители и призеры олимпиад, а 4 оплачивают свое обучение на договорной основе. Также в 2012 г. на ООП «История» был принят один студент по межправительственному соглашению (Узбекистан). В 2013 г. на бакалавриат по направлению «История» в общей сложности были зачислены 83 человека, из которых 11 – победители олимпиад. Всего же по конкурсу было принято 54 человека (итого на бюджетной форме обучения на 1 курсе начали учиться 65 человек), 17 студентов были приняты на договорную основу, 1 студент зачислен по межправительственному соглашению (Узбекиcтан).

При этом проходной балл все эти годы неуклонно повышался, что свидетельствует как высоком спросе на ООП «История», так и о высоком потенциале учащихся факультета. Если в 2010 г. проходной балл был 295 , в 2011 - 310, то в 2012 – 322, а 2013 - 342 балла. При этом количество поданных заявлений в 2012 г. на 50 бюджетных мест составило 561 (397 на бюджетные места и 164 на места с оплатой обучения). В предшествующие годы (2010) на 40 бюджетных мест было подано 344 заявления, а средний балл по ЕГЭ составлял 70,8 балла.


Год поступления

Средний балл по ЕГЭ

2010

70,8

2011

73,6

2012

76,2

Средний балл зачисленных на бюджетные места



Год поступления

Средний балл

2010

80,2

2011

83,3

2012

84,0

2013

88,0

Таким образом, отчетливо видно, что динамика зачисления отражает повышение среднего балла по ЕГЭ в поданных заявлениях, что характеризует и качественный уровень поступающих на программу абитуриентов. Более высокий уровень поступивших на ООП «История» отчетливо видно и по результатам сессий, когда количество отчисленных среди поступивших в 2012 г. гораздо ниже, чем среди поступивших в 2010 г. Количество студентов, поступивших на места с оплатой обучения на договорной основе по отношению к общему количеству бюджетных мест оставалось некоторое время практически неизменным, однако в наборе 2013 г. ситуация резко изменилась в сторону увеличения количества студентов-договорников. Подробнее см. (Приложение 1).

При этом сохраняющийся спрос на данное направление среди других направлений, по которым происходит набор абитуриентов в НИУ ВШЭ, показывает востребованность историков в обществе, в частности, в качестве квалифицированных кадров для вузов (в том числе провинциальных), для архивов и органов местной власти. Навыки работы с ретроспективной информацией, аналитические навыки, равно как и умения презентации результатов своих исследований, ставят выпускников направления «История» достаточно высоко в рейтинге востребованных рынком труда направлений подготовки.

В 2012-2013 г. на факультете истории был открыт лекторий для школьников. Всего было прочитано за зимние месяцы 8 докладов ведущих преподавателей факультета истории, причем среднее число слушателей обычно превышало 60 человек. К лекциям был проявлен значительный интерес: просьбу о внесении в списки слушателей направили более 500 человек (абитуриентов, школьников 7 – 11 классов их родителей, учителей). Фактически лекции посетили более 300 человек. Среди представленных докладов были, в частности, следующие: В.И. Уколова «Как рождалась Европа (у истоков европейской цивилизации)», А.Б. Каменский «Ломоносов против Миллера: спор об истории в XVIII веке», Д. А. Добровольский «"Се Повести временных лет", или Как Древняя Русь обрела свою историю», Михаил Абрамович Давыдов «Столыпинская аграрная реформа».

В 2012-2013 г. факультет истории организовал работу по составлению олимпиадных заданий по «Истории» и «Истории мировых цивилизаций» для Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». В результате проведенной работы направление «История» получила статус олимпиады 1 уровня, что соответствовало как значительному количеству участников в 1 и 2 турах, так и высокому качеству олимпиадных заданий. Таким образом, опыт, полученный на протяжении 2010-2012 гг. преподавателями факультета при участии в подготовке и проведении олимпиад по истории, привел к таким значительным результатам. Преподаватели факультета также принимают участие в олимпиаде «Ломоносов» по истории российской государственности.

На факультете регулярно проводились дни открытых дверей, как в рамках общих дней открытых дверей ВШЭ, так и отдельно факультетских. В то же время можно отметить, что богатейшая информационная база НИУ ВШЭ практически снимает весь спектр вопросов, связанных с вступительными экзаменами, а вовлеченность абитуриентов в систему лектория и даже научных семинаров факультета (а также его центров и лабораторий) позволяет проводить профориентацию школьников заблаговременно и помогать им делать выбор именно в пользу ООП «История», реализуемой на факультете истории НИУ ВШЭ.


2.2. Содержание и сроки освоения основной образовательной программы – определяются ОС НИУ ВШЭ по направлению «История», который, в свою очередь, учитывал требования ФГОС ВПО.

Cтруктура ОС НИУ ВШЭ по направлению «История» выстраивалась в соответствии с концепцией, разработанной факультетом. При этом в качестве отдельного элемента выделялся блок «Общепрофессиональных дисциплин», призванный соответствовать содержанию блоков гуманитарного, социального и экономического циклов, математического и информационно-технологического циклов ФГОС ВПО. Что касается профессионального цикла ФГОС ВПО, то в ОС НИУ ВШЭ направления «История» дисциплины были скомпанованы по трем основным блокам: «Теоретические и эмпирические основания исторической науки», «Общеисторические дисциплины», «Политическая история», «Социальная история», «История идей и методологии исторической науки». В общей сложности на теоретическое обучение отводится 227,5 кредитов.

Структура освоения основной образовательной программы, срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы соответствуют ОС НИУ ВШЭ и основным характеристикам ФГОС ВПО.

Общая трудоемкость ООП «История» в соответствии с ОС НИУ ВШЭ превышает составляет 270 кредитов. Все учебные дисциплины ООП История», заложенные в ОС НИУ ВШЭ, имеют свое отражение в базовых и рабочих учебных планах бакалавриата направления «История», в расписании занятий и сессий. (Приложение 2б).

В соответствии с правилами организации учебного процесса НИУ ВШЭ все дисциплины учебного плана обеспечены программами учебных дисциплин, которые размещены на сайте НИУ ВШЭ и отражают содержание дисциплин, компетентностный подход, содержат списки источников и литературы. При этом значительным компонентом образовательного процесса по ООП «История» является вариативная часть к каждому блоку дисциплин. Все шесть блоков ООП «История» содержат как обязательную базовую, так и вариативную части. В зависимости от блока доля вариативной части может отличаться, однако в структуре базового учебного плана вариативная часть в общей сложности составляет из 227,5 кредитов, отведенных на теоретическое обучение, 66 кредитов (то есть 29%). Среди дисциплин по выбору в рамках ООП «История» не только иностранный язык (немецкий или французский), углубленное изучение древнего языка (латинский или древнегреческий), но и такие предметы как «Историческая статистика» / «Математические методы в исторических исследованиях» , научно-исследовательские семинары.

Срок освоения ООП «История» составляет 4 года. Практики проходят у студентов после 2го, 3го курсов и на 4м курсе обучения и предоставляют студентам возможность выбора как вида практики, так и места ее прохождения. Например, музейная или археологическая, архивная (выбор архивов). В общей сложности на практики отводится 13, 5 з.е. Программы практик ориентированы на формирование у учащихся широкого спектра профессиональных компетенций. В рамках археологических практик предусмотрено также чтение лекций ведущими специалистами-археологами и историками. Помимо обязательных практик, в состав учебного плана включены ознакомительные практики на факультативной основе, в ходе которых студенты (обычно 1 курса) отрабатывают навыки экскурсионной деятельности и на практике реализуют знания, полученные в ходе курсов по исторической географии и истории искусства. Программы практик и отчеты по ним за 2011-2013 гг., фотоотчеты, частично размещены на странице http://hist.hse.ru/faclife .

Всего ООП «История» охватывает ежегодно 41 учебную неделю, включая 36 учебных недель. Объем каникулярного времени соответствует требованиям как стандарта ОС НИУ ВШЭ, так и ФГОС ВПО - от 7 до 10 недель ежегодно. В среднем, (за все 4 года обучения) на каникулярное время отводится 10-11 недель (с учетом летних практик).

Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по ООП «История» варьируется в зависимости от курса и модуля. Объем аудиторных занятий студента в неделю составляет по курсам соответственно в среднем 28, 29, 27, 19 часов, что в среднем за четыре года составляет 25,8 часов в неделю.

ООП «История» рассчитывается исходя из 36 часов за з.е., что также соответствует всем правилам и норам ФГОС ВПО. (Приложение 3б).
2.3. Выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы.

ООП «История», реализуемая на факультете истории НИУ ВШЭ полностью выполняет требования, предъявляемые к проценту занятий, проводимых в активных и интерактивных формах. При этом среди таких форм обучения особую роль играют занятия по «Исторической географии» и «Истории искусства и литературы», когда студенты вместе с преподавателями организуют экскурсии по Москве, на выездных школах отрабатывают навыки описания памятников. В рамках научно-исследовательских семинаров студенты вовлекаются в конкретную исследовательскую деятельность, обсуждения материалов научных докладов и конференций, текстов исторических источников. Практически все предметы, читаемые в рамках ООП «История» предполагают работу студента с открытыми электронными базами данных, а также – работу в библиотеках, музеях, формирование и развитие навыков архивной эвристики. Все эти навыки формируются и закрепляются на семинарских занятиях. Традиционно практически по всем предметам количество семинарских занятий составляет около 60%. Ориентация именно на практические занятия составляет особенность ООП «История», поскольку способствует как развитию профессиональных компетенций студентов, так и раннему их включению в жизнь профессионального сообщества. Практические занятия в соответствии с БУП и РУП предусмотрены по таким дисциплинам, как: иностранный язык (английский), латинский (древнегреческий) язык, специальные исторические дисциплины, все научно-исследовательские семинары, антиковедение, общая и историческая география, источниковедение и информационные ресурсы истории, Европа V-XVII в.., история российской государственности. Эти занятия предполагают работу с историческими источниками, написание докладов и составление презентаций, работу с архивными и библиотечными фондами. Все вышеназванное помогает развитию профессиональных компетенций. Этому же способствуют такие интерактивные формы работы, как студенческие конференции; интервьюирование; экскурсионная программа; выездные школы; работа над проектами научных лабораторий и центров; участие в конференциях и круглых столах.

Что касается процента лекционных занятий, то их процент не превышает требуемые 50% от числа аудиторных занятий. В среднем в зависимости от курса и дисциплины доля лекционных занятий в аудиторной нагрузке оставляет 33-35%.

Студенты имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору студента, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины. Реализация этого принципа последовательно проводится в рамках ООП «История» начиная с первого года обучения. Что касается выполнения требований к удельному весу дисциплин по выбору обучающихся в составе вариативной части обучения, то вариативная часть составляет более одной трети по отношению к общему количеству кредитов по основным разделам ООП, а если добавить возможность выбора различного вида практик и курсовых работ, то этот процент возрастает. Так, если сопоставлять количество дисциплин, то на долю дисциплин по выбору приходится более 58% дисциплин, по количеству кредитов – около 30%.

ООП «История» (бакалавриат) также соответствует требованиям к объему аудиторных учебных занятий в неделю. Нагрузка студентов не превышает 32 часов в неделю, даже учетом факультативных занятий, и колеблется в пределах 25- 28 часов в неделю в зависимости от курса обучения. В 2010-2014 гг. аудиторная нагрузка студентов составляла на 1 курсе – 26,7 часов в неделю, на 2 курсе – 25, на 3 курсе – 26,8, на 4 курсе – 23,3 часов в неделю. Среднее количество аудиторных часов в неделю за четыре года составляло 25,5. Что касается нагрузки студентов с учетом всех видов аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы, то ее объем в среднем составил 58 часов, что соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ по направлению «История».

ООП «История» соответствует требованиям к общему объему каникулярного времени в учебном году и требованиям к объему часов по дисциплине «Физическая культура», в том числе по объему практической подготовки, реализуемой при очной форме получения образования. В НИУ ВШЭ действует значительное количество спортивных секций, занимаясь в которых студенты, в том числе ООП «История», поддерживают хорошую физическую форму. Наибольшей популярностью у студентов традиционно пользуются секции фитнеса, занятия плаванием и футболом. Возможность выбрать для себя наиболее удобное время занятий в секциях позволяет студентам вести здоровый образ жизни и регулярно заниматься спортом. (Приложение 4б).

ООП «История» (бакалавриат), выстроенная по принципу от ОС НИУ ВШЭ к базовому и рабочим учебным планам, программам дисциплин и расписаниям занятий – соответствуют всем предъявляемым требованиям. Расписания занятий по срокам начала и окончания модулей, каникулярному времени и т.д. совпадает с РУПами соответствующих лет обучения. Расписания сессий и вся организационная информация своевременно доводится до студентов путем размещения на сайте, систему LMS, вывешивания на досках объявлений. Помимо всего, наиболее актуальная информация дублируется на электронную почту курсов. Также своевременно до студентов доводятся все изменения в расписании.

При необходимости в РУП вносились изменения, которые были связаны по большей части с исключением несостоявшихся предметов по выбору студентов, а также совершенствованием логики учебного процесса. Промежуточные аттестации, оговоренные в программах учебных дисциплин, отраженные в РУПах каждого года обучения, играют важнейшую роль в формировании итоговой оценки студента. Соотношение накопленной и итоговой оценки определяется каждым преподавателем самостоятельно и указывается в программе дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предусматривает, прежде всего, подготовку к семинарским и практическим занятиям, чтение источников и литературы, а также ее реферирование, написание докладов и курсовых работ, переводы текстов с древних и иностранных языков, работу с архивными фондами. Помимо этого студенты готовят выступления на конференциях и круглых столах, в частности, на ежегодной факультетской студенческой конференции. Самостоятельная работа студентов в ходе практики означает работу в археологической экспедиции и освоение навыков датировки и консервации памятников, в ходе музейной практики – освоение навыков описания различных типов музейных предметов, структурирование музейных фондов. На факультете наличествуют утвержденные программы практик, а по итогам практик студенты защищают свои отчеты на кафедрах. В качестве базы для археологической практики используются, в частности, площадки Института археологии Украины, с которым есть договор. Студенты занимаются в фондах ГИМ, РГАДА и других архивов. Научные руководители практик разрабатывают и уточняют программу практики и ежегодно ее обновляют в соответствии с требованиями и возможностями музеев и архивов. Всего на практику в различных формах отводится 13, 5 кредитов, что соответствует как положениям ОС НИУ ВШЭ, так и требованиям ФГОС. По итогам практик студентами составляется отчет, который оценивается преподавателями. Летние практики студентов традиционно получают высокую оценку принимающими сторонами. - (Приложение 5)

Значительный объем самостоятельной работы отводится студентам на научно-исследовательских семинарах, которые начинаются на первом курсе и продолжаются вплоть до защиты ВКР. Тем же исследовательским навыкам способствует и привлечение студентов к работе в качестве учебных ассистентов, а также стажеров-исследователей в рамках существующих подразделений факультета истории, таких как «Лаборатория медиевистических исследований», «Центр истории и социологии II Мировой войны и ее последствий», а также ИГИТИ.

При реализации ООП «История» широко используется сотрудничество с зарубежными партнерами факультета истории. С 2011 г. студенты отправляются на практику в музей Холокоста в Вашингтоне, а также с 2013 г. в университеты Германии. По итогам их работы публикуются статьи в зарубежных изданиях.

Итоговая государственная аттестация по ООП «История» (бакалавриат) состоит из нескольких частей: междисциплинарного государственного экзамена по направлению история, государственного экзамена по иностранному языку (английский), а также подготовки и защиты выпускной бакалаврской работы. Программа и структура итоговой государственной аттестации составлена таким образом, что позволяет проверить формирование профессиональных инструментальных компетенций у выпускников ООП «История» (бакалавриат).


2.4. При реализации ООП «История» факультет стремится к внедрению новых форм и методов обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов, организация самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов. Особенно хорошо в этом отношении проявили себя как научно-исследовательские семинары, организованные профессорами факультета, так и система учебных ассистентов, позволяющая привлекать к научной и педагогической работе в различных ее формах студентов уже с 2-3 курсов.

При этом, учитывая богатую базу информационных ресурсов НИУ ВШЭ, существует реальная возможность вести занятия с ориентацией на подлинные тексты источников, широкий охват зарубежной литературы и т.п. Это тем более важно, что благодаря современным информационным ресурсам есть возможность не только чтения, но воспроизведения всего внешнего облика источника а, значит, и изучения его визуальных характеристик. Это же касается и музейного пространства мировых музеев.



Наличие на факультете и в ИГИТИ научно-исследовательских лабораторий позволяет привлекать к научной работе студентов еще и в рамках этих подразделений, учитывая те проекты, которые они разрабатывают. В частности, студенты ООП «История» активно формируют базу интервью и мемуаров сотрудников факультета, что соответствует проекту по изучению университетской жизни в России.
2.5. Учебно-методическое обеспечение реализуемой основной образовательной программы соответствуют всем требованиям, предъявляемым к соответствующим документам. ООП ВПО и учебно-методической документации соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ: все виды занятий по дисциплинам учебного плана обеспечены учебно-методической документацией; предусмотрена возможность доступа всех студентов к фондам учебно-методической документации и изданиям по основным изучаемым дисциплинам, в том числе доступа к электронно-библиотечным системам, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями. Система LMS, доступ к которой есть у каждого преподавателя и студента, позволяет наполнять самым разнообразным содержанием базу каждой дисциплины, а также вести постоянный контроль самостоятельной работы студента.

Качество содержания основной образовательной программы и всего комплекса её учебно-методического сопровождения соответствует требованиям Оригинального стандарта НИУ ВШЭ.

В структуру ООП входят:

- концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- ОС НИУ ВШЭ по направлению «История» (бакалавриат);

- учебный план - БУП;

- учебные планы - РУПы;

- совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации).

В учебно-методическую документацию входят:

- ОС НИУ ВШЭ;

- рабочие учебные программы дисциплин (ПУД), в которые включаются методические указания по самостоятельной работе студентов, тематика семинарских занятий, итоговые вопросы и т.д. Методические указания по написанию реферата монографии размещены на сайте. Методические указания по написанию курсовой работы и ВКР (бакалавра и магистра) по направлению «История» учитывают специфику данного направления. Для проверки остаточных знаний и текущих аттестаций создан фонд КИМов по различным дисциплинам, в частности: «Антиковедение», «Специальные исторические дисциплины», «История российской государственности», «История искусства и литературы» (часть1) и др. По всем дисциплина РУП и БУП имеются регулярно обновляемые программы учебных дисциплин, в которых учитывается и новейшая литература, и базы данных. Соблюдается строгий порядок утверждения программ и их реализации с целью обеспечения компетентностного подхода.


2.6. Что касается достаточности и современности учебной и учебно-методической литературы, включённой в ПУД дисциплин в качестве основной (обязательной); ее наличие в библиотечном фонде, то следует прежде всего указать на особенность, связанную с реализацией ООП «История» в соответствии с ОС НИУ ВШЭ. Программа выстраивалась как ориентированная в первую очередь на обретение навыков получения нового знания, тогда как большинство учебников имеющихся в высшей школе на настоящий момент серьезно отстает от уровня современного осмысления проблем исторического развития. Поэтому программа ООП «История» ориентировалась в первую очередь на богатый комплекс источников, как опубликованных, так и неопубликованных, а также ту богатую литературу, в том числе зарубежную, которая в настоящее время доступна благодаря подписке НИУ ВШЭ на важнейшие электронные базы данных. ООП «История» в НИУ ВШЭ ориентирует студентов на работу с фондами крупнейших библиотек Москвы и мира.

Помимо этого, существенно пополняемые новейшей литературой фонды библиотеки НИУ ВШЭ позволяют сделать вывод о достаточности обеспечения студентов источниками информации и их современности. В программах дисциплин широко представлены периодические издания, в том числе на иностранных языках. Библиотека НИУ ВШЭ располагает значительным количеством электронных ресурсов, что упрощает доступ студентов к соответствующей литературе ( возможность как доступа как с компьютеров факультета (компьютерный класс), так и через удаленный доступ). Перечень электронных ресурсов библиотеки НИУ ВШЭ находится по адресу: http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm

(Приложение 6).

Таким образом, студенты, обучающиеся по ООП «История» в полной мере обеспечены литературой по всем дисциплинам программы в полном объеме.


2.7. Образовательная программа по направлению подготовки 030600.62 «История» (бакалавриат) реализуется на основании оригинального стандарта НИУ ВШЭ с соблюдением установленных стандартом требований к состоянию и динамике кадрового обеспечения образовательного процесса.

Профессора и преподаватели, ведущие дисциплины всех блоков ОС, имеют базовое образование, соответствующее требованиям ОС и профилю преподаваемых дисциплин.

Профессора и преподаватели, ведущие дисциплины всех блоков ОС, обладают научно-педагогической квалификацией высокого уровня.

В общей сложности программа обеспечивается 27,5 ставками (60 специалистов), из которых 12 ставок (43%) – доктора наук, 12,5 ставок (45%) - кандидаты наук и только 3 ставки (12%) преподавателей без степени. Таким образом, доля преподавателей со степенью кандидата/доктора наук при реализации ООП «История» составляет около 90%. При этом базовое образование преподавателей практически на 90% соответствует профилю преподаваемых дисциплин, доля штатных преподавателей также превышает 65%. Стаж научно-педагогических кадров ООП «История» колеблется от 47 лет до 3 лет, в реализации программы принимают участие как академики РАН (Давидсон А.Б.), член-корреспонденты РАН (П.Ю.Уваров, В.И.Уколова), так и преподаватели со степенью PhD (2,5 ставок, 9%). В 2012-2013 г. «Экономическая история нового и новейшего времени» читалась на 3м курсе бакалавриата выпускником Оксфордского университета У.Чарльтон-Стивенсом на английском языке. Также на английском языке читаются курсы 2013-2014 уч.года «Политические проекты ХХ века», «История русской эмиграции», а также факультативные дисциплины. Что касается возрастной структуры, то наибольший процент составляют преподаватели возрастной группы 35-50 лет, что позволяет говорить о сильных продуктивных кадрах наряду с опытными профессорами и докторами наук. Что касается избрания на вакантные должности, то оно осуществляется по конкурсу, в соответствии с правилами НИУ ВШЭ и высшей школы РФ. Активную роль в формировании кадрового состава преподавателей играют кадровые комиссии НИУ ВШЭ.

Что касается преподавателей-совместителей, работающих в рамках программы ООП «История» (бакалавриат), то их доля составляет около 27% от общего числа преподавателей. Это наиболее видные представители определенных предметных полей в исторической науке: член-кор. РАН В.И.Уколова, член-кор. РАН П.Ю.Уваров, д.и.н., проф. А.В.Ревякин и др. Таким образом, в реализации ООП «История» (бакалавриат) принимают участие представители ведущих для данной ООП организаций: институтов РАН, МГИМО, МГУ, РГГУ, ИГИТИ, что способствует усилению профессиональной подготовки выпускников данной образовательной программы.

Профессора и преподаватели, ведущие дисциплины всех блоков ОС, имеют возможность повышать свою квалификацию, обучаясь на разнообразных курсах как в НИУ ВШЭ, так и в других центрах, в том числе за рубежом.

(Приложение 7а).
2.8. На программу ООП «История» (бакалавриат) традиционно поступают немало победителей и призеров олимпиад. В 2010 г. таких абитуриентов было 13 человек, в 2011 – 19, в 2012 – 23. Дополнительных испытаний при поступлении на ООП не предусмотрено. С каждым годом все большее количество студентов имеют сертификаты по иностранным языкам, особенно по английскому. Таким образом, это дает возможность студентам слушать курсы на английском языке без дополнительных усилий и полноценно участвовать в обсуждении. (Подробнее анализ динамики набора абитуриентов см. в п. 2.1 и приложении 1).

При реализации ООП «История» используется широкий набор вариантов контроля знаний студентов – от оценок на каждом семинарском занятии, блиц-тестов и контрольных, рефератов до коллоквиумов и полноценных контрольно-измерительных материалов по отдельным дисциплинам. Доля студентов, успешно осваивающих обязательные дисциплины ООП превышает 85%, при этом успеваемость студентов отражена в приложении. (Приложение 7б)

В 2013-2014 уч.году четверо студентов прошли отбор для участия в международных стажировках в университетах Лувена, Базеля, Хельсинки. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что качество остаточных знаний студентов соответствует требованиям ОС НИУ ВШЭ.

Уровень подготовленности выпускников к выполнению профессиональных обязанностей определяется по результатам итоговой государственной аттестации, частью которой является защита выпускной квалификационной работы. Студенты ООП «История» заранее проходят адаптацию к требованиям такой работы, поскольку не только пишут на каждом курсе курсовые работы, но и со 2го курса публично защищают ее результаты перед комиссией преподавателей. Подобная практика позволяет отрабатывать и закреплять практические навыки написания квалификационной работы, устанавливать единые требования к содержанию, форме презентации, формировать более четко оценочные категории.


2.9. Связь с работодателями при реализации ООП «История» (бакалавриат) осуществляется как путем приглашения ведущих отечественных и зарубежных ученых для чтения лекций студентам, так и для выступлений на научно-исследовательских семинарах и научных семинарах и конференциях, организуемых факультетом истории НИУ ВШЭ. Вместе с тем, многие преподаватели также представляют соответствующие научные подразделения и являются потенциальными работодателями выпускников ООП «История» (ИГИТИ, Лаборатория медиевистических исследований, Центр истории и социологии Второй Мировой войны и ее последствий и др). Во многих из этих подразделений студенты работают в качестве стажеров-исследователей, привлекаются для работы с базами данных, организации и проведения конференций, другим научным проектам. В ходе практик студенты также знакомятся с возможными траекториями своей профессиональной деятельности.
Выводы и рекомендации. Комиссия констатирует, что для успешной реализации ООП «История» (бакалавриат) разработаны и обновляются базовые и рабочие учебные планы, содержание и структура которых соответствуют ОС НИУ ВШЭ. Разработаны рабочие программы учебных курсов и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы научно-исследовательской и научно-педагогической практик. Имеются необходимые документы для проведения итоговой государственной аттестации. Составляется расписание занятий на 1-4 модули каждого учебного года.

Компетентностный подход в реализуется при широком использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, групповых дискуссий).

Одной из основных активных форм освоения профессиональных компетенций является научно-исследовательский семинар (НИС), являющийся обязательной частью образовательной программы и продолжающийся на регулярной основе в течение 1-4 модулей каждого года обучения, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс ООП «История» позволяет успешно реализовывать ОС НИУ ВШЭ по направлению «История», формировать соответствующие профессиональные компетенции у учащихся. Профессорско-преподавательский состав является высококвалифицированным. Фонды библиотеки НИУ ВШЭ позволяют в достаточной степени обеспечивать студентов необходимой литературой в соответствии с требованиями стандарта.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

  • ( факультет истории )
  • Москва