Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Отчет федеральной экспериментальной площадки «школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования»




страница1/10
Дата21.07.2017
Размер2 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА «УНИСОН»

ОТЧЕТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «ШКОЛА КАК ЦЕНТР ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ДОМАШНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»




Санкт-Петербург

2010




СОДЕРЖАНИЕ




  1. Отчет о реализации экспериментальных задач стр. 3

проектно-внедренческого этапа.








Приложения.





  1. Инновационная деятельность педагогов.







    1. Система оценивания образовательной деятельности

(результаты, процесс, условия).

      1. Информационные листы Приложение № 1

      2. Ковзель О.Б.Презентация детских достижений

(экспертная оценка родителя) Приложение 2

      1. Родительские часы Приложение 3

      2. Анализ ресурсного обеспечения школы «Унисон»

(по методике «Матрица ресурсов») Приложение 4

      1. Чек-лист для учителя Приложение 5

      2. Шолпо И.Л. Рабочие тетради по литературе для

учащихся 6,7,8 классов Приложение 6

      1. Школьная научно-исследовательская конференция

(экспертные оценки) Приложение 7

      1. Зеленская О.А.Система оценивания образовательной

деятельности (результат, процесс, условия)

Приложение 8





12
27

30
32

36

25



39

32

151



156

  1. Апробация программ сетевого проекта «Наш Петербург. Петербург и петербуржцы». Из опыта работы школы.


    1. Шолпо И.Л. Воспитание исследовательской культуры учащихся Приложение 10

    2. Аналитические материалы по результатам обработки

Тестов и опросов, проводимых среди участников образовательного процесса школы «Унисон» Приложение 11

    1. Экспертиза инновационной деятельности НОУ «Унисон» на логическую непротиворечивость данной педагогической системы Приложение 12

    2. Зеленская О.А. Создание в школе образовательного пространства, способствующего объединению детского и взрослого коллектива Приложение 13


172


179

184


189








Тема проекта: «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования».
Цели проекта.

1. Выяснить условия, необходимые для обеспечения взаимодействия школы, семьи и учреждений дополнительного образования на основе общей образовательной программы.

2. Разработать и экспериментально проверить программу развития школы как центра интеграции основного, дополнительного и домашнего образования.
Основные идеи проекта раскрываются в следующих положениях:


  • каждый ребенок обладает определенными способностями, а реализация этих способностей зависит от образовательной среды, в которой находится ребенок. Основными компонентами образовательной среды являются школа, семья и учреждения дополнительного образования (которые в условиях Санкт-Петербурга охватывают примерно третью часть школьников);

  • целостная образовательная среда складывается в том случае, если осуществляется взаимодействие школы, семьи, учреждений дополнительного образования в рамках общей образовательной программы. На практике нередко школа не учитывает возможностей дополнительного и домашнего образования. В связи с этим педагогический потенциал образовательной среды ребенка используется лишь частично;

  • для изменения качества образовательной среды необходимо превратить школу в центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования. Общее образование не сводится к школьному обучению. Оно включает в себя также дополнительное образование, домашнее образование, иннообразование, опыт реализации социальных проектов как процесс развития способности к самостоятельному решению проблемы на основе использования социального опыта, одним из элементов которого является собственный опыт обучения.

  • Интеграция основного, дополнительного и домашнего образования возможна, если ребенок является субъектом образовательного процесса, если он понимает и может самостоятельно определять цели образовательной деятельности, выбирать способы их реализации, оценивать достигнутые результаты.

  • Ребенок может стать субъектом образовательной деятельности, если процесс образования представляет для него процесс решения значимых для него проблем, и если в процессе образования круг значимых для ребенка проблем непрерывно расширяется.

  • Необходимыми условиями становления ребенка как субъекта образовательной деятельности являются расширение его образовательного пространства, включение в него внешкольных источников информации; формирование универсальных методов познавательной деятельности, применимых в разных сферах образовательной деятельности, формирование междисциплинарных понятий, выполняющих методологическую функцию при решении познавательных задач.


Теоретической основой решения поставленной проблемы является концепция раскрытия природных возможностей ребенка.

Эта концепция исходит из того, что на начальном этапе образовательной деятельности приоритетное значение имеют следующие задачи:

Стабилизация и гармонизация внутреннего состояния ребенка через созидательную творческую деятельность, снятие неврозов, «зажимов»,
которые часто испытывают дети. Все внимание педагогов направлено на
процесс созидательной деятельности ребенка, а не на конечный
результат, который, как правило, предполагает оценку.

Повышение адаптивности ребенка к окружающей среде. Образно говоря, в этот период педагоги помогают расширить возможности созидательной деятельности ребенка, открывая одну за другой дверь в мир, разрешая войти в эти двери без страха и с желанием участвовать в созидании.

Расширение сферы достижений ребенка. В процессе нашей работы предполагается улучшение качества жизни ребенка: ребенок сможет лучше учиться, лучше существовать в семье, в школе, в классе, в окружающем мире.

Концепция раскрытия природных возможностей ребенка в процессе образовательной деятельности опирается также на концепцию образованности, которая разрабатывается группой петербургских ученых (Лебедев О.Е., Тряпицына А.П., Казакова Е.И., Богданова Р.У. и др.). Концепция образованности исходит из того, что общее образование не сводится к школьному обучению. Оно включает в себя также дополнительное образование, домашнее образование, иннообразование, опыт реализации социальных проектов. Концепция образованности рассматривает образование как процесс развития способности к самостоятельному решению проблемы на основе использования социального опыта, одним из элементов которого является собственный опыт обучения. С этой точки зрения, родители могут выступать не только в роли «соисполнителей» образовательных программ, но и их соавторов.


Гипотеза исследования состоит в том, что:

  • интеграция основного, дополнительного и домашнего образования возможна, если ребенок наряду со взрослыми является субъектом образовательного процесса, если он принимает и/или может самостоятельно определять цели образовательной деятельности, выбирать способы их реализации, самостоятельно и объективно оценивать достигнутые результаты;

  • ребенок может стать субъектом образовательного процесса, если последний представляет для него процесс решения значимых для него задач, и если в процессе образования круг значимых для ребенка проблем непрерывно расширяется;

  • необходимыми условиями становления и развития ребенка как субъекта образовательной деятельности и взаимодействия являются расширение его образовательного пространства, включение в него вариативных (школьных, внешкольных) источников информации; формирование универсальных методов познавательной деятельности, применимых в разных сферах образовательной деятельности, формирование междисциплинарных понятий, выполняющих методологическую функцию при решении познавательных задач.

Этап реализации проекта: проектно-внедренческий. Реализация программ взаимодействия с родителями и социальными партнерами, реализация программ интеграции основного, дополнительного и домашнего образования.

В рамках экспериментальной деятельности школы «Унисон» было проведено обобщение накопленного опыта по созданию образовательного пространства в школе, способствующего объединению детского и взрослого коллектива участников образовательного процесса. Образовательное пространство представляет собой форму единства людей и складывается в результате их совместной образовательной деятельности. В основе процессов целеполагания такой деятельности лежат согласованные потребности участвующих в ней субъектов, при этом цели и средства их достижения формируются и изобретаются самими субъектами.



Проанализированный опыт, накопленный в этом направлении, позволил выявить вопросы и задачи, касающиеся перспектив развития интеграции основного, дополнительного и домашнего образования.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ПРОЕКТНО-ВНЕДРЕНЧЕСКОМУ

ЭТАПУ ЭКСПЕРИМЕНТА
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проводимой работы. Уточнены условия, необходимые для создания единого образовательного пространства в педагогической системе НОУ «Унисон», способствующие становлению и развитию субъектной позиции участников образовательного взаимодействия: учеников, педагогов, родителей. Такими условиями являются:

  • реальная возможность влияния на образовательный процесс всех его субъектов: педагогов, родителей, детей, что обеспечивается в свободном самовыражении идей, мнений, оценок всех участников образовательного взаимодействия (организация межсубъектного диалога);

  • учет мотивов, потребностей, склонностей, способностей, умений детей и взрослых при выстраивании образовательного процесса, предполагающего интеграцию основного, дополнительного и домашнего образования;

  • расширение образовательного пространства для воспитывающих взрослых, что будет способствовать снижению стереотипности образовательных подходов (что значимо для вариативного образования), а также для детей – обогащения их личного опыта взаимодействия с окружающим миром;

  • развитие у всех субъектов образовательного взаимодействия базовых компетентностей, определяющих степень свободы человека в современном мире: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

  • раскрытие природных возможностей ребенка на разных ступенях образования предполагает как общие, так и специфические задачи. Общей задачей является развитие ребенка как субъекта образовательной деятельности и поведения. На дошкольной ступени приоритетными являются задачи воспитания субъектной позиции в детских видах деятельности, проявляющейся в активности, любознательности, устойчивом интересе к познанию нового, открытости окружающему миру, готовности контактировать с ним, добывая интересующую информацию доступными средствами (через взрослого, через книгу, через исследовательскую деятельность – экспериментирование). На ступени начальной школы важно обеспечить развитие субъектных проявлений во взаимодействии с окружающими людьми и учебной деятельности, что обеспечит успешность вхождения ребенка в новые условия школьного обучения, развивать в нем стремление к познанию, элементарные умения исследовательской деятельности, умение преодолевать сложные ситуации, вступать в позитивное взаимодействие, сотрудничество; произвольность поведения. В большей мере это зависит от учителя и родителей, их особенностей взаимодействия с детьми. На ступени средней школы важно поддерживать и развивать субъектные проявления подростков в культурном самоопределении, стимулировать проявления творчества, самостоятельности в исследовательской деятельности, способность к самостоятельному выбору исследовательских проектов. Для детей 11-14 лет становится значимой оценка коллектива, поэтому очень важно развивать доброжелательные взаимоотношения между одноклассниками. На старшей ступени значимым становится развитие субъектной позиции в познании и понимании себя, умения позитивно оценить свои способности, возможности, осознанно выбирать перспективы для дальнейшего образования, творчески осуществлять и презентовать исследования на разном содержании, в конечном итоге, развивая способность к самообразованию. Для воспитывающих взрослых необходимо развивать педагогическую рефлексию как основу саморазвития и самовоспитания; расширять пути и способы для познания детей для понимания мотивов их поступков и прогнозирования возможных траекторий развития в русле гуманитарной педагогической парадигмы; развивать умение выстраивать диалог как центральную характеристику гуманитарности, включая диалог людей, диалог идей, диалог культур, самодиалог (диалог человека с самим собой).


Основные результаты:


  1. Наблюдается положительная динамика в проявлении субъектной позиции родителями учащихся школы «Унисон», развивается опыт взаимодействия родителей с педагогами школы, учащимися. Анализируя опыт реализации программы взаимодействия с родителями, можно утверждать, что родители осознают значимость своей родительской миссии, проявляют активность и заинтересованность процессом и результатами образования детей, по своей инициативе включаются в процесс реализации образовательных программ, а часть родителей выступают соавторами и авторами образовательных программ. Немаловажную роль в активизации такого взаимодействия играют ставшие уже традиционными в школе формы, которые мы используем в работе с родителями

1.1. Родители выступают как соавторы образовательных программ: «Дети в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург в детях».

1.2. Родители постоянно информируются о планах школы посредством листовок, социальной сети, журнала Netschool участвуют и активно проявляют себя в работе круглых столов («Портфель достижений воспитанника школы «Унисон», «Учимся учиться», «Великий и малый учитель»), собраний («Презентации детских достижений»), обсуждают педагогические проекты («Система оценивания достижений учащихся»), программы («Прогулки с Эрой Коробовой в Эрмитаже», «Музыкальные вечера в Доме Энгельгардта», «Родительский час»), являются разработчиками и инициаторами проведения развивающих игр и праздников (игра по станциям «Пушкинская лира», проведение «Рождественской ярмарки»).

Родители выступают в роли экспертов вышеназванных проектов, программ, что помогает оптимизировать условия для взаимопонимания и выработки механизмов взаимодействия между взрослыми участниками образовательного процесса в вопросах воспитания и образования ребенка:

- посещают уроки;

- ежемесячно получают информационные листы о предстоящих событиях в школе (Приложение № 1);

- присутствуют на презентациях детских и педагогических достижений;

- участвуют совместно с педагогами в обсуждении детских достижений. (Приложение № 2 О.Ковзель «Экспертная оценка родителя»).



1.3. Родители осуществляют научное руководство подготовкой работ своих детей для научно-практической конференции
1.4. Родители активно включаются в образовательный процесс школы, делясь опытом своей работы и выступая перед учащимися в роли Учителя в рамках проектов «Родительский час», «Бизнес как область успеха» и др. Реализован очередной этап проекта «Родительский час». В рамках этого проекта родители учащихся в разных формах включались в образовательный процесс школы. Они рассказывали детям о своей профессии, демонстрируя ее некоторые основы; проводили мастер-классы по технологиям; организовывали встречи учащихся с интересными людьми; вместе с детьми посещали достопримечательности Санкт-Петербурга. (Приложение № 3)
1.5. В процессе взаимодействия и общения родителей с педагогами и детьми осуществляется проектирование образовательного маршрута каждого ребенка в дополнительном образовании, что в дальнейшем может стать определяющим в выборе профессии. В процессе реализации проектов происходит постоянная обратная связь всех участников образовательного пространства, в том числе и взаимодействие с педагогами дополнительного образования, при необходимости коррекция образовательных маршрутов (повышение мотивации, выбор новых направлений, замена педагога). В прошедшем учебном году, по согласованию с семьей и согласно желанию ребенка, учителя школы предоставили детям возможность досрочной сдачи зачетов по образовательным предметным программам. Причем, ребенок мог сдавать зачет несколько раз, пока у него не появлялась удовлетворенность от достигнутого результата. Освободившаяся сетка учебных часов распределялась учениками и их семьями для получения ребенком дополнительного образования по выбранному им направлению. Необходимо отметить, что такое признание прав учащегося как равноправного участника образовательного процесса в триаде «ученик-родитель-учитель» позволяло ученику более глубоко осознать меру своей ответственности в выполнении домашних заданий, посещении учебных занятий, получении дополнительного образования и т.д.

1.6. В рамках сетевого образовательного проекта Института Образовательной Политики «Эврика» апробирован и проанализирован очередной этап реализации пакета модульных образовательных программ «Наш Петербург. Петербург и петербуржцы». Родители выступают как авторы образовательного процесса – родителями учащихся созданы, частично реализованы проекты образовательных программ:

проект «Школьная библиотека – Дом детской книги» - ориентирован на повышение мотивации к чтению литературы, способствует овладению компьютерными технологиями (создание электронной базы данных для библиотек), расширение культурного пространства учащихся (проведение книжных выставок, совместных литературных праздников детей и их родителей, образовательных экскурсионных программ, формирование навыков независимого библиотечного пользователя, создание собственной книжной продукции школы УНИСОН и т.д.).


В учебном году родителям, активно участвующим в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования» в качестве внешних экспертов образовательных программ и руководителей проектов школы, объявляются благодарности от имени коллектива школы «Унисон» на школьном празднике «Последний звонок».


  1. Развивается инновационная деятельность учителей, растет их педагогическая рефлексия, осмысление своей образовательной миссии

Наблюдается движение педагогов от «рецептурной» модели профессионального поведения к концептуальной, проявляется субъектность позиции педагогов в способности к самостоятельному осмыслению и трактовке педагогических процессов; в целесообразности, целенаправленности, обоснованности, свободе действий в различных ситуациях воспитания и обучения, в оригинальности выбора и сочетания средств, форм, приемов педагогической деятельности. Динамика ценностно-смысловых представлений и установок в сознании педагогов в аспекте воспитания человека ведет к осознанному изменению системы образовательных целей, человекоориентированности в образовании.
2.1. Реализован очередной этап проекта заработной оплаты труда учителя «Три «В».

Проект направлен развитие саморефлексии учителя для оплаты его инновационной деятельности в реализации федеральной экспериментальной программы «Школа как центр интеграции основного, дополнительного и домашнего образования». Опыт показал, что не все учителя готовы к самоэкспертизе собственных достижений ежемесячно в чек-листах. (Сложившийся стереотип «мои достижения должны оценить другие. Меня уже оценили и у меня высшая категория профессионального мастерства и т.д.» очень мешал многим учителям дать самому оценку собственным достижениям. В будущем учебном году это будет для администрации школы являться одной из доминант в работе с кадрами в вопросах личностного и профессионального роста учителя школы «Унисон». (Приложение № 4,5)


2.2. Разработаны рабочие тетради по литературе для учащихся 6,7,8 классов. (Приложение № 6)

2.3. Реализован очередной этап проекта «Воспитание исследовательской культуры учащихся». В рамках проекта был проведен «День альтернативного образования», состоялась школьная научно-практическая конференция, где научными консультантами стали учителя, выбранные учащимися школы (Приложение № 7). Учащиеся школы под руководством учителей школы приняли участие в работе конференции Института Проблем Образовательной Политики «Эврика» (г.Москва), создав проектный спектакль «Школа будущего».
2.4. Учителями школы ведутся карты индивидуального развития ребенка, где отражается динамика развития ребенка (анализ выполненных учащимися творческих работ по учебным дисциплинам и специальным курсам профильного образования). В индивидуальных беседах с семьями учителя высказывают экспертные суждения, соотносят их с экспертной оценкой родителей и вырабатывают индивидуальные образовательные маршруты для ребенка.

Все это отражает динамику изменений учителя, его самообразование, самосовершенствование, т. е. личностный и профессиональный рост. Учитель становится координатором взаимодействия родителей и ребенка по учебному содержанию. (Приложение № 8)


3. Происходит расширение образовательного пространства через взаимодействие с социальными партнерами. Круг социальных партнеров расширяется.

3.1. Осуществлена реализация очередного этапа совместного проекта «Первые дни ребенка в школе» (практика студентов РГПУ им. А.И. Герцена – осознание педагогических систем взаимодействия в инновационном образовании). (Приложение № 9)
3.2. Осуществлен очередной этап реализации совместного проекта с муниципальным советом Муниципального Образования Муниципального Округа №78 Центрального района г.Санкт-Петербурга «Оказание помощи детям из социально незащищенных семей».
Каталог: files
files -> Урок литературы в 7 классе «Калейдоскоп произведений А. С. Пушкина»
files -> Краткая биография Пушкина
files -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
files -> Планы семинарских занятий для студентов исторических специальностей Челябинск 2015 ббк т3(2)41. я7 В676
files -> Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И.: Литература: 9кл. Метод советы
files -> Обзор электронных образовательных ресурсов
files -> Внеклассное мероприятие Иван Константинович Айвазовский – выдающийся художник – маринист Цель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Апробация программ сетевого проекта «Наш Петербург. Петербург и петербуржцы». Из опыта работы школы.