Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


От структуры к свойствам Образ и мысль




страница1/5
Дата30.01.2017
Размер0.56 Mb.
ТипГлава
  1   2   3   4   5




Глава 3.
От структуры к свойствам


Образ и мысль

Мерет Оппенгейм. Покрытая мехом чашка



  • Рассмотрите изображение странного объекта. Выскажите версии относительно его предназначения.

  • Предположите, как взаимосвязаны структура объекта и его предназначение? Какая функция преобладает в его предназначении – утилитарная или символическая? Поясните свою мысль примерами.

  • Как вы считаете, способно ли искусство обогатить ваши представления о взаимосвязях структуры и свойств предметов окружающего мира?

Почему окружающие нас вещества обладают столь разными свойствами? Достаточно очевидно, что эти свойства есть следствие соответствующих структур. Однако каким образом структура объекта влияет на его свойства?

Проблема эта волновала философов и ученых в течение многих веков, и нельзя сказать, что в настоящее время она полностью решена. В этой главе мы расскажем, как на протяжении истории развития естествознания изменялись представления о природе свойств вещества.

Безусловно, огромное разнообразие свойств характерно для живой природы. Многие из этих свойств сохраняются для организма на протяжении всей его жизни и передаются по наследству, путем кодирования на молекулярном уровне в молекулах ДНК. О многообразии живой природы и о том, каким образом реализуется генетическая информация, также пойдет речь в данной главе.
§ 40. Атомы и элементы. Два решения проблемы генезиса свойств веществ

Урок-лекция

Нельзя не признать в атомизме возвышенного обобщения, согласного с основным началом философии … и

не без явного успеха в ясности понимания вещей и явлений, перенесенного на сложение веществ из атомов.

Д. И. Менделеев

К
?


ак древнегреческая «наука о природе» объясняла свойства тел? В чем отличие атомистического и элементаристского подходов к объяснению явлений природы? Каковы социо-культурные предпосылки древнегреческого природознания?

А
!


том. Пустота. Элемент. Стихия элементарные качества. Первоматерия.
Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. (
*
Химия,
8 кл.)

Проблема Парменида. Мысль о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц – атомов, – красной нитью проходит через всю историю естествознания. Обычно начало атомистических теорий связывают с древнегреческой наукой о природе (pery physeos). Однако зарождение атомистических представлений можно проследить в нескольких регионах мира, в частности, в философских учениях Древней Индии (школы ньяйя и вайшешика) III–I вв. до н. э. Но именно древнегреческая атомистика сыграла наиболее важную роль в истории естествознания. Почему? Причин много. Одна из важнейших заключена в характере греческой науке о природе.

Само греческое слово physis произошло от глагола phyo – рождаю, создаю, возникаю, происхожу. Из этого глагола вычленились две группы значений:

внешний вид, рост, осанка;

– внутренняя структура, состав, сущность вещи.

Ко второй половине V в. до н. э. на первый план выступает значение слова «фюзис» как истинной сущности вещи, противостоящей видимости, внешности, тому, что только кажется.

По определению Аристотеля, «природою в первом и основном смысле является сущность – именно сущность вещей, имеющих начало движения в самих себе, как таковых».

Понимание природы как структуры, сущности вещей мира, при всей его расплывчатости, означало, что природные явления должны объясняться естественными, а не сверхъестественными, божественными причинами. Иными словами греческая наука «о природе» была наукой о естественных причинах возникновения, развития и строения как мира в целом, так и его отдельных вещей. Аристотель назвал эту науку физикой, а тех, кто ею занимается – физиологами или физиками.

Появление атомистики свидетельствует о достаточно высоком развитии мышления греков, поэтому было бы в корне неправильно представлять себе атомное учение как результат обобщения непосредственных наблюдений (пылинки в луче света, поднятый ветром песок и т. д.).

По свидетельству Аристотеля, атомистика возникла в процессе решения фундаментальной проблемы, поставленной Парменидом Элейским (около 540 – 450 гг. до н. э.). Окружающий человека мир – изменчив и многообразен. Но за этой многокачественностью, подвижностью, изменчивостью мира скрываются некие неизменные первоначала его. Например, существует множество органических соединений, но при всем разнообразии их свойств и составов между ними есть общее: все они в определенных условиях способны вступать в те или иные химические реакции, причем, эта способность зависит от состава и строения вещества, от растворителя, от температуры и т. д. Этот пример сформулирован на языке современной науки. Парменид, разумеется, использовал иные слова. В иносказательной форме он поставил вопрос о нахождении единого, неизменного и не уничтожающегося в многообразии изменчивого, возникающего и преходящего. И он был прав – некое единство мира, не связанное с его качественным многообразием, существует. Древнегреческие мыслители предложили два ответа на вопрос Парменида.

Атомы и пустота. Первый ответ сводился к тому, что все сущее построено из двух начал:


– начала неуничтожимого, неизменного, вещественного и оформленного

и

– начала разрушения, изменчивости, невещественного и бесформенного.



Первое было названо атомом, второе – пустотой, т. е. ничем не наполненной протяженностью.

Такой путь решения проблемы Парменида был предложен Левкиппом


(V в. до н. э.) и Демокритом (около 460 – 370 гг. до н. э.). Бытие в их представлении – не едино, оно представляет собой бесконечное множество частиц, невидимых вследствие малости своих размеров, которые носятся в пустоте. Соединяясь, они приводят к возникновению вещей, а разъединяясь – к их гибели. Основа качественного многообразия мира – это многообразие геометрических форм и пространственных положений атомов. Причем – и это очень важно – сами атомы лишены каких-либо качеств.

«Причинами всех вещей являются определенные различия в атомах ..., – писал Аристотель, пересказывая идеи Демокрита, – а различий этих три: форма ("схема"), порядок (т. е. величина, "таксис") и положение ("тезис")».

Таким образом, на место качественной определенности атома атомисты поставили его количественную определенность. В этом заключалась колоссальная объяснительная сила атомистики.

Иллюстрация Аристотель и Демокрит

  1   2   3   4   5

  • Атомы и пустота. Первый ответ сводился к тому, что все сущее построено из двух начал