Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Особенности выдвижения кандидатов и состава партийных списков на выборах 18 сентября 2016




страница1/12
Дата25.01.2017
Размер2.33 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



ОСОБЕННОСТИ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ И СОСТАВА ПАРТИЙНЫХ СПИСКОВ НА ВЫБОРАХ 18 СЕНТЯБРЯ 2016
Выборы в Государственную Думу 2016 года стали проверкой состоятельности партийной системы, обновленной в результате реформы 2012 года. В значительной степени результаты выдвижения кандидатов в Государственную думу РФ показывают, что степень различных электоральных ограничений, сформировавшихся за последние годы, стала чрезмерной и снижающей качество реальной конкуренции. С одной стороны, по сравнению с 2007-2011 годами за счет первоначального эффекта реформы в 2012-2013 годах стало больше возможностей притока в партии и появления на выборах новых политических фигур, благодаря изменению избирательной системы усилились стимулы для работы кандидатов непосредственно с избирателями. С другой стороны, фактически, в несколько модифицированном по сравнению с системой вида 2000-х новая система, начиная с мая 2014, все сильнее воспроизводит монопольное положение нескольких партий, успевших закрепиться за краткий период 2012-2013 годов, препятствуя появлению и развитию новых политических проектов и неизбежно постепенно стимулируя их ликвидацию. При этом воспроизводятся, во-первых, зависимость политических партий от государственной бюрократии (причем порой в формах, аналогичных 2011 – особенно в ситуации «Российской партии пенсионеров за справедливость»), мешая развитию их как институтов самоорганизации гражданского общества, во-вторых, ограниченный и управляемый характер политической конкуренции, сохраняемый на практике несмотря на все политические декларации.

I. Выдвижение политическими партиями федеральных списков и списков по одномандатным округам

1.1. Участие политических партий в выборах в Государственную Думу
Напомним, что к началу реформы в России действовали лишь 7 партий – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело» (недавно переименованное в «Партию Роста»). После реформы была восстановлена партия РПР, ликвидация которой в 2007 году была оспорена в Страсбургском суде (стала называться РПР-ПАРНАС, а позже – ПАРНАС), а затем в течение четырех лет право участия в выборах получили 69 новых партий. Однако одна из них («Новая Россия») самоликвидировалась, еще одна («Партия Человека Труда») находится в процессе ликвидации, а деятельность партии «Умная Россия» приостановлена.

Таким образом, право выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной думы РФ на выборах 2016 года формально имели 74 партии. Однако, из данных партий этим правом как по спискам, так и по округам, пытались воспользовались только 25 (34%), причем две из них, «Народ против коррупции» и партия «Добрых дел, защиты детей, женщин, природы и пенсионеров», провели партийные съезды, но до конца 13 июля (последнего дня, когда это можно было сделать) так и не представили документы на заверение. Кроме того, три партии из 25 – «Партия Родителей Будущего», Партия «Возрождение аграрной России» и «Партия Возрождения Села» - выдвинули только кандидатов по округам. Со съездом еще одной партии, «Альянс зеленых»1, возник скандал – ЦИК заявил, что вопреки закону, не был извещен о проведении съезда.

Как и прогнозировалось, наибольшим стало «неучастие» в выборах партий, не имеющих льготу при регистрации кандидатов и партийных списков – из данных 60 партий попытались выдвинуть своих кандидатов только 11 (18%), при этом общероссийский список только 8 (13%).

Очевидно, что это обстоятельство связано с существующей в настоящее время системой регистрации кандидатов и партийных списков. Данная система сочетает завышенные требования по их количеству (особенно для кандидатов по мажоритарным округам) со сверхжесткими требованиями по их проверке, которые позволяют при наличии соответствующего желания избирательной комиссии забраковать почти любую подпись.

Напоминаем, что согласно российскому законодательству, выбраковываются как недостоверные (то есть сфальсифицированные), так и недействительные (то есть настоящие, но имеющие технические недочеты) подписи. При этом многократно высказывались претензии к качеству проверки подписей, включая недостатки баз данных, по которым проверяются данные избирателей, претензии к качеству работы и отсутствию личной ответственности выбраковывающих подписи экспертов, и т.д. Для кандидатов по мажоритарным округам, которые не могут по той или иной причине выдвинуться от партии, имеющей льготу при регистрации, в таких условиях даже проще выдвигаться в качестве самовыдвиженца, чем от партии, не имеющей льготу. В любом случае, такой кандидат собирает подписи, готовит на себя и членов своей семьи обширный объем документов о расходах и доходах за последние три года, имуществе, банковских счетах и т.д., но при выдвижении от партии еще и комплект документов на саму партию. Увеличение за счет этого объема требуемых документов не только удорожает стоимость процедуры их подготовки, но и повышает риски появления к ним тех или иных претензий.

В итоге из партий, не имеющих льготу, кандидатов в Госдуму РФ помимо названных «Альянса зеленых», «Народ против коррупции» и партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, природы и пенсионеров», выдвинули только следующие партии:

1. «Союз труда»;

2. «Родная партия»;

3. «Возрождение аграрной России» (только кандидаты по округам);

4. «Партия возрождения села» (только кандидаты по округам);

5. «Партия родителей будущего» (только кандидаты по округам);

6. «Воля»;

7. «Партия Великое Отечество»;

8. «Партия социальных реформ».



При этом кандидатов выдвинули все 14 партий, имеющих льготу при регистрации. В соответствии с действующей редакцией Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» освобождены от сбора подписей партии и их кандидаты, если список партии был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3% голосов на последних выборах депутатов Государственной Думы РФ. Это пять партий: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, РОДП «Яблоко». Также льготу имеют партии, списки которых были допущены к распределению депутатских мандатов на выборах хотя бы одного регионального парламента, действующего на день официального опубликования решения о назначении выборов (либо списку партии был передан депутатский мандат хотя бы в одном регионе). Всего льготу имеют и провели выдвижение следующие партии:

  1. «Единая Россия»;

  2. КПРФ;

  3. ЛДПР;

  4. «Справедливая Россия»;

  5. РОДП «ЯБЛОКО»;

  6. «Гражданская платформа»;

  7. «Гражданская сила» (было анонсировано, но не состоялось возможное объединение с Коммунистической партией социальной справедливости (КПСС) и смена названия на КПСС);

  8. Коммунистическая партия «Коммунисты России»;

  9. Партия Народной Свободы (ПАРНАС);

  10. «Патриоты России»;

  11. «Партия Роста» (ранее именовалась партией «Правое дело»);

  12. Партия «Родина»;

  13. «Российская партия пенсионеров за справедливость»;

  14. Российская экологическая партия «Зеленые».


В результате число партий – участников выборов уже на этапе выдвижения меньше уровня выборов Государственной думы РФ 1993, 1995, 1999 и 2003 годов (при том, что формальное число партий больше, чем в 2003 году), но больше уровня выборов 2007 и 2011 (эпохи наиболее жестко ограниченной конкуренции и управляемой партийности). Доля партий, выдвинувших кандидатов, по отношению к числу формально существующих партий, имеющих право участия в выборах, ниже даже по сравнению с выборами 1993-1999 (при том что в 1993-1999 эта доля от числа существующих партий была в условиях правового равенства партий и отсутствия у них льгот при регистрации кандидатов) и тем более ниже, чем в 2003-2011 годах. Иными словами, эта доля самая низкая за все время выборов Государственной думы РФ с применением партийных списков (т.е. с 1993). Если же брать только партии без льгот при регистрации, то доля решивших выдвинуть кандидатов среди них ниже, чем на прежний выборах, в несколько раз.

Так, на начало избирательной кампании по выборам Государственной Думы РФ 12 декабря 1993, когда в российском законодательстве политические партии были лишь разновидностью общественных объединений (фактически лишь через самоназвание себя «партией») и не были отдельной юридической формой, Министерством юстиции РФ было зарегистрировано 148 организаций, которые предварительно могли участвовать в выборах. В это число входили 33 политические партии, 16 движений, 89 других общественных объединений (от Союза работников культуры до Лиги кооператоров и предпринимателей) и 9 так называемых учтенных профсоюзных объединений, уставы которых предусматривали возможность участия в выборах2. После рассмотрения уставов Министерство юстиции РФ утвердило список из 91 организации, допущенных к выборам. Из них намерение участвовать в выборах выразили 55 организаций. Часть из них объединилась в предвыборные блоки и коалиции. В результате документы о выдвижении в Центризбирком подали 35 избирательных объединений (т.е. 38% из списка в 91 организацию). В итоге в условиях чрезвычайной ситуации и внезапных выборов требуемые 100 тыс. подписей сдали 21 избирательное объединение, из них было официально зарегистрировано 13 списков.

На следующих выборах 17 декабря 1995 года по состоянию на 17 июня 1995 правом участия в выборах депутатов Государственной Думы обладали 258 общественных объединений и 15 профессиональных союзов3. Списки выдвинули 40 избирательных объединений и 29 избирательных блоков (включавших 71 избирательное объединение), то есть в сумме 111 избирательных объединений (41% от имевших право). Документы на регистрацию представили 27 избирательных объединений и 24 избирательных блока. В результате ЦИК РФ зарегистрировала 43 федеральных списка кандидатов (25 избирательных объединений и 18 избирательных блоков).

После изменений федерального законодательства и появления новой юридической формы «общероссийское политическое общественное объединение» (ОПОО) к выборам 19 декабря 1999 прошла перерегистрация претендующих на участие в выборах организаций. По данным Министерства юстиции РФ правом участия в выборах депутатов Государственной Думы 1999 года обладали 139 ОПОО. Из них списки выдвинули 26 избирательных объединений и 10 избирательных блоков (включавших 28 избирательных объединений). Итого предприняли попытку участия в выборах 54 организации (39% имевших право). Документы на регистрацию представили 22 избирательных объединения и 10 избирательных блоков. Первоначально ЦИК РФ зарегистрировала 28 списков, затем регистрация двух списков была отменена. В итоге в выборах 1999 года участвовали 26 федеральных списков (16 избирательных объединений и 10 избирательных блоков).

После принятия в 2001 году закона «О политических партиях» в выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 года имели право принимать участие 44 политические партии и 20 общероссийских общественных объединений (последние – только в составе избирательных блоков вместе с партиями). Реально попытались принять участие в выборах 39 политических партий (то есть почти все) и одно общероссийское общественное объединение, часть только по одномандатным округам. Если учитывать общественные объединения (не имевшие права самостоятельно участвовать в выборах) и партии, выдвигавшие только одномандатников, то доля объединений, попытавшихся принять участие в выборах, составит 63%. Списки же в 2003 году выдвинули 21 политическая партия и 5 избирательных блоков (включавших 12 партий). Таким образом, в выборах по спискам попытались принять участие 33 партии из 44 (75%). Было зарегистрировано 23 списка (18 политических партий и 5 избирательных блоков).

После поправок 2005 года, увеличивших с 1.01.2006 минимальное число членов политической партии с 10 до 50 тысяч членов (параллельно также были запрещены избирательные блоки) количество политических партий к выборам 2 декабря 2007 года резко сократилось. В результате в подобных условиях ограниченной конкуренции и управляемой партийности к началу избирательной кампании 2007 года в стране формально оставалось только 15 политических партий. При этом одна из партий (Партия Возрождения России) фактически была лишена руководящих органов и потому не могла выдвинуть список кандидатов. Оставшиеся 14 партий (т.е. 93% имевших право) выдвинули свои федеральные списки, и эти списки были заверены ЦИК РФ. Было зарегистрировано 11 списков.

Наконец, к выборам Государственной думы РФ 4 декабря 2011 года в России осталось только 7 зарегистрированных партий, все они (т.е. 100%) выдвинули списки и их зарегистрировали.

Напомним, что на нынешних выборах выдвижение списков и/или кандидатов осуществили только 25 партий из 74 (34%), но если считать только партии, выдвинувшие федеральные списки и представившие их в ЦИК, то таких было всего 19 (т.е. 26%).



При этом по итогам заверения списков число первоначально сдавших документы о выдвижении кандидатов партий-участников еще уменьшилось, и с высокой долей вероятности по итогам регистрации это число еще больше уменьшится.

Уже 16 июня отказ в заверении как партийного списка, так и списка кандидатов по одномандатным округам получила «Партия социальных реформ». Согласно закону, в списке должно быть не менее 200 и не более 400 кандидатов, при этом количество граждан, которые не являются членами данной партии, должно составлять не более 50% от числа кандидатов в списке. Однако в списке «Партии Социальных Реформ» было всего шесть кандидатов, из них только два кандидата являются членами данной политической партии. При этом даже у кандидатов по округам отсутствовал ряд документов, в том числе заявление о согласии баллотироваться.

18 июля ЦИК РФ отказал в заверении списка кандидатов, выдвинутых партией «Возрождение аграрной России» по одномандатным избирательным округам. Согласно протоколу Съезда партии «Возрождение аграрной России», в работе съезда, на котором рассматривался вопрос о выдвижении кандидатов по одномандатным округам, участвовало 32 делегата от 32 региональных отделений политической партии. Следовательно, в работе съезда приняли участие делегаты региональных отделений партии, образованных менее чем в 43 субъектах Российской Федерации, что нарушает требования закона.

19 июля ЦИК РФ отказал в заверении списка кандидатов «Российской партии пенсионеров за справедливость» по одномандатным избирательным округам (при этом список по пропорциональной системе был заверен, хотя при этом из него был исключен ряд ключевых кандидатов). Причиной отказа в заверении списка кандидатов РППС по округам, согласно постановлению ЦИК, стал ряд нарушений. Так в трех одномандатных избирательных округах вопреки закону были выдвинуты по два кандидата в каждом (Кабардино-Балкарский № 14, Ставропольский № 65, Кавминводский № 67). Кроме того, в соответствии с протоколом съезда был выдвинут список в количестве 166 кандидатов, что не соответствует представленному в ЦИК РФ списку (169 кандидатов).

3 августа последний день, когда партии могут сдать в ЦИК подписи, еще 10 дней дается ЦИК РФ для принятия решения о регистрации.

*******

Обращаем внимание, что ситуация подобного массового неучастия формально зарегистрированных партий имеет и еще одно важное последствие: почти все не участвующие в выборах партии тем самым обрекают себя на ликвидацию в 2019–2020 годах. При условии, конечно, что не будут смягчены требования к участию партий в выборах.

Закон о партиях гласит: партия, не принимавшая в течении 7 лет участия в выборах, подлежит ликвидации. При этом партия считается участвовавшей в выборах, если она выполнила хотя бы одно из пяти условий (во всех случаях имеется в виду, что список или кандидат партии дошли до дня голосования):



  1. Участие списка партии в выборах в Государственную Думу;

  2. Участие кандидата партии в выборах Президента РФ;

  3. Участие кандидатов партии в выборах глав не менее 9 регионов;

  4. Участие кандидатов и/или списков партии в выборах не менее чем 17

  5. региональных парламентов;

  6. Участие кандидатов и/или списков партии в муниципальных выборах не менее чем в 43 регионах.

Полагаем, что для подавляющего большинства партий участие в выборах Президента РФ нереально (хотя надо отметить алогизм действующего законодательства – на выборах Президента РФ от них требуется 100 тыс. подписей, а на выборах в Государственную Думу 200 тыс., но закон о выборах Президента РФ, скорее всего, поправят).

На выборах глав регионов нужно преодолевать муниципальный фильтр, что тоже для всех партий почти нереально. За 2012–2015 годы представители только трех партий из числа тех, которые не попытались участвовать в выборах в Государственную Думу, приняли участие хотя бы в трех губернаторских выборах: «Партия пенсионеров России» (5), КПСС (4) и «Казачья партия РФ» (3). При этом за четыре года прошли 64 губернаторские кампании, в последующие три года их будет явно меньше.

На выборах региональных парламентов, по нашим данным, из партий, не заверивших федеральные списки на выборах в Государственную Думу, барьер в 17 кампаний пока преодолели только ДПР и КПСС. Более половины от 17 в зачете еще четырех «богдановских» партий: «Гражданской позиции» (16), СДПР (12), «Союза горожан» (12) и «Народной партии России» (11), а также у «Партии За справедливость!» (15) и «Альянса Зеленых» (11). Еще у одной «богдановской» партии («Народного альянса») 7 кампаний. 8 кампаний у «Трудовой партии России», 6 – у Народной партии «За женщин России». У остальных «малых» партий (45) в зачете не более 5 кампаний. В последующие три года кампаний по выборам региональных парламентов также будет меньше.

Остается еще некая призрачная возможность участия в муниципальных выборах в половине регионов – благо, муниципальные выборы проходят непрерывно. Но это потребует большого напряжения.

Таким образом, для большинства партий участие в выборах в Государственную Думу было бы наиболее реальной возможностью сохранить партию. И то, что они этой возможностью даже не попытались воспользоваться, вызывает, по меньшей мере удивление.

Очевидно, что сильным стимулом к созданию множества партий в 2012-2013 стало то, что одновременно с партийной реформой в избирательном законодательстве появилась норма, освободившая все партии, имеющие право участвовать в выборах, от сбора подписей за своих кандидатов на всех выборах, кроме президентских и губернаторских. Однако нетрудно было предвидеть, что это непродуманное решение затем будет пересмотрено. И действительно, принятый в начале 2014 года Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы…» уже предусматривал освобождение от сбора подписей только партий, получивших на предыдущих выборах в Государственную Думу не менее 3% голосов и/или прошедших по спискам хотя бы в один региональный парламент. Таких партий к 2016 году, как уже отмечено выше, оказалось всего 14.



Отметим также, что, в отличие от 2003 года, у партий нет возможности образовывать избирательные блоки или каким-то иным способом (например, путем соединения списков, предлагаемых некоторыми экспертами) блокироваться на выборах. При этом некоторые партии стали создавать неформальные блоки. Так, «Демократический выбор» еще в 2015 году вошел в коалицию с партией ПАРНАС; «Партия Возрождения России» и «Достоинство» объявили о вхождении в коалицию с партией «Патриоты России» (лидер партии «Достоинство» С.О. Бычинский выдвинут «Патриотами России» по одномандатному округу), а «Гражданская инициатива» – о коалиции с «Партией Роста» (в частности, ее лидер, А.А. Нечаев, выдвинут в составе федерального списка и по одномандатному округу). Однако для этих партий участие в неформальном блоке не может быть зачтено в качестве участия в выборах.

Дополнительно отметим, что некоторые партийные лидеры также выдвинуты другими партиями из числа имеющих льготы. Так, «Единая Россия» выдвинула в одномандатном округе лидера «Автомобильной России» В.И. Лысакова, а по списку – неформального лидера «Национального курса» Е.А. Федорова, КПРФ выдвинула в составе федерального списка и в одномандатном округе лидера «Общероссийского народного союза» С.Н. Бабурина (на сайте Минюста он по-прежнему значится председателем партии, имеющим право представлять ее без доверенности), а «Партия Роста» – лидера партии «Национальной Безопасности России» А.М Федулова (на сайте Минюста он также значится председателем партии, имеющим право представлять ее без доверенности).

Кроме того, поскольку значительная часть партий создавалась под патронажем Администрации Президента, нельзя исключить, что эти партии получили прямое или косвенное указание (пожелание) не участвовать в данных выборах, возможно исходя из неких неформальных соглашений между властью и «старыми системными партиями» (положение которых защищает вышеназванный закон об изменении порядка регистрации кандидатов, принятый весной 2014). Возможно, была сделана сознательная установка на минимизацию числа участвующих в выборах партий, помимо 14 партий-льготников4.

1.2. Проблемы выдвижения партиями федеральных списков

Как отмечалось в предыдущем подразделе, партии на выборах в Государственную Думу делятся на две категории: льготники, то есть освобожденные от сбора подписей (14), и те, которым нужно собирать подписи (60). Для первых основные проблемы связаны с подготовкой огромной массы документов, которые нужно подать в ЦИК России для заверения списков. Для вторых главное – собрать нужное число подписей избирателей. Проанализируем те факторы, которые влияют на успешность выполнения данной задачи.



1. Число собираемых подписей. Закон требует собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тыс. подписей. Это означает, что подписи нужно собирать не менее чем в 29 регионах. Количество представляемых подписей может превышать необходимое для поддержки выдвижения не более чем на 5%. Само по себе требование сбора 200 тыс. подписей мы не считаем чрезмерным, хотя в 2011 году от партий требовалось собрать 150 тыс., и тогда закон предусматривал снижение этого числа на следующих выборах до 120 тыс. Тем не менее, в предыдущие годы планка в 200 тыс. подписей преодолевалось многими партиями. Так, в 1995 году это сумели сделать 43 избирательных объединения и блока, в 1999 году – 10 (тогда большая часть списков регистрировалась на основании залога), в 2003 году – 22, в 2007 году – 4. Однако ряд других факторов (описанных ниже) делают эту планку сейчас труднопреодолимой.

2. Требования к качеству подписных листов. Если в 2003 году допустимая доля брака в подписных листах составляла 25%, то в 2005 году она была резко снижена до 5%. Точно так же (с 25 до 5%) был снижен допустимый избыток подписей, представляемых в ЦИК. Это уже в 2007 году привело к существенному росту отсева. Если в 1995, 1999 и 2003 годах регистрировались большинство списков, представивших подписи, то в 2007 году из семи таких списков три получили отказы. При этом у четырех партий, зарегистрированных по подписям, доля брака в подписных листах составила 4,6–4,8%, то есть все они прошли на грани.

Повышение требований к качеству подписных листов также требует от партий больших затрат времени, сил и финансов: нужно собрать заметно больше подписей, чем требуется для представления в ЦИК, а затем их тщательно проверить и отбраковать сомнительные.



3. Требования нотариально удостоверить данные о сборщиках подписей избирателей и их подписи. До 2005 года таких требований законодательство не содержало. Его введение обосновывалось тем, что это якобы повысит надежность подписей. Однако опыт показал, что выполнение данного требования лишь снижает шансы преодоления подписного барьера. Оно накладывает на партии дополнительную финансовую нагрузку и увеличивает время, требуемое для сбора подписей и оформления подписных листов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

  • I. Выдвижение политическими партиями федеральных списков и списков по одномандатным округам 1.1. Участие политических партий в выборах в Государственную Думу
  • Таким образом, право выдвинуть кандидатов в депутаты Государственной думы РФ на выборах 2016 года формально имели 74 партии. Однако
  • При этом кандидатов выдвинули все 14 партий, имеющих льготу при регистрации.
  • 1.2. Проблемы выдвижения партиями федеральных списков
  • 1. Число собираемых подписей.
  • 2. Требования к качеству подписных листов.
  • 3. Требования нотариально удостоверить данные о сборщиках подписей избирателей и их подписи