Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Особенности программы ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечествен­ной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности




Скачать 260.29 Kb.
Дата07.02.2017
Размер260.29 Kb.

.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по исто­рии для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России».

Особенности программы - ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечествен­ной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «История Средних ве­ков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на все­общую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явле­ниях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполага­ет детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоре­чивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

Цели курса:


  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира,


показать общие черты и различия.

2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.



  1. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  2. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религи­озной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление со­циально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообра­зия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать фак­ты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электрон­ных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в раз­личных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы историческо­го анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

  • формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных историче­ских и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обяза­тельного в 6 классе - 35 учебных недель (70 часов), 2 часа в неделю



Содержание учебного предмета

Всеобщая история.

История Средних веков (не менее 30 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Про­светители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и пра­вила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинно­сти. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Ви­зантии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восста­ния, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государст­ва Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монго­лами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особен­ности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хар­тия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские госу­дарства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восста­ние Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Че­хии. Ян Гус. Культурное наследие Средневековья

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.



История России.

История России с древности до XV в. (не менее 30 часов). Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Склады­вание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского го­сударства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы земле­владения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географиче­ское положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Вели­кий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенно­сти развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне мон­гольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамо­ты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запа­да. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - се­редина XV в.).

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ве­дущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордын­ского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литерату­ре. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.



Учебно – тематическое планирование


п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

(всего)


Из них (количество часов, отводимое на специфические для данного предмета виды деятельности)*.)

Проверочные

работы











Лабораторные, практические работы

Экскурсии




1

Введение. Что изучает история средних веков.

1









2

Становление средневековой Европы


5










3

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа

3










3

АРАБЫ В VI-XI ВВ. (2 часа)

2










4

ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

2










5

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа)

2










6

КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)

2










7

ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов)

6










8

ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII-XV ВВ. (2 часа)

2










9

СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

2










10

КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)

5







2




ИСТОРИЯ РОССИИ













11

ДРЕВНЯЯ РУСЬ В VIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII В.

9







1

12

русь удельная В XII-XII ВВ.

9







1

13

МОСКОВСКАЯ РУСЬ В XIV-XVI ВВ.

19







3

14

Итоговое повторение

1












Итого

70







7


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории ученик должен:

  • знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

  • знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;




  • знать изученные виды исторических источников;

  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;




  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении раз­личных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая зна­ние необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;




  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней исто­рии, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений совре­менной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории в 6 классе

Предметные результаты изучения истории включают:



  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Учащиеся должны знать:

  • хронологию, работу с хронологией;

  • исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

  • Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике

  • Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.

  • Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;  

Уметь:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; - 

  • работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; 

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории

Метапредметные результаты 

  • способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками,

Личностные результаты

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Обучающиеся должны владеть:

  • способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); - 

  • чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

Программно – методическое обеспечение образовательного процесса

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:



  1. Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. - М. : Просвещение, 2013.

  2. Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Просвещение, 2013.

  3. Данилов, А. А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : рабочая тетрадь / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Просвещение, 2013.

  4. Крючкова, Е. История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. - М. : Про­свещение, 2013.


Х.Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское сло­во, 2005.

  1. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя исто­рии. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М.: Курсив, 2010.

  2. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних ве­ков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М.: Сфера, 2000.

  3. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI—XII вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. - М.: Курсив, 2010.

  4. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.-сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.

в. Донской, Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Дон­ской. - М. : Просвещение, 1992.

  1. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материа­лы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.

  2. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический матери­ал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.

  3. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.

10. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост.
Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.

  1. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донско­го. 6 класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 2011.

  2. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприя­тия / авт.-сост. Т. В. Типаева. - Волгоград : Учитель, 2008.

  3. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.

  4. Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод, материалы / Н. Г. Петрова. - М. : Русское слово, 2002.

  5. Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвеще­ние, 2001.

  6. Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.

Список литературы для учащихся.

  1. Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М. : Дрофа, 1999.

  2. Багрова, Л. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. : ACT : Аст-рель : Хранитель, 2002.

3. Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М. : Дрофа Плюс, 2011.

  1. Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия / Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. - М. : Дрофа, 2007.

  2. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М. : Экс-мо-Пресс, 1999.

6. Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.

7. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М. : ACT,


2008.

1. Печатные пособия.

Исторические карты:

  1. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

  2. Великое переселение народов.

  3. Франкское государство в V - начале IX в.

■ 4. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

  1. Арабы в VII-XI вв.

  2. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв.).

  3. Западная Европа в XI - начале XIII в. Крестовые походы.

  4. Англия и Франция в XI - начале XIV в.

9. Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
. 10. Европа в XIV-XV вв.

  1. Англия и Франция во второй половине XV в.

  2. Чехия в XIII-XV вв. .

  3. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.

  4. Индия и Китай в Средние века.

  5. Географические открытия и колониальные захваты в XV - середине XVII в.

Демонстрационные таблицы:

  1. Крестовые походы 1096-1270 гг.

  2. Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.

  3. Крестьянская община.

  4. Средневековый замок.

  5. Городское самоуправление в XII-XV вв.

  6. Вассальная пирамида XIII-XIV вв.

2. Информационно-коммуникативные средства.

  1. Биографии великих ученых (рефераты) / Н. В. Ширшина. - Волгоград : Учитель, 2008. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  2. История. Древний мир. Средние века. 5-6 классы (карточки) / авт.-сост. Т. В. Ковригина. -Волгоград : Учитель, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  3. История. 5-11 классы / авт.-сост. Н. Б. Крючкина [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2011. -1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  4. История. 5-6 классы. Редактор тестов. Тематические тесты / авт.-сост. Т. В. Ковригина, Л. В. Селянина. - Волгоград : Учитель, 2010.-1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  5. История. 6-11 классы. Демонстрационные таблицы / сост. Т. В. Ковригина. - Волгоград : Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  6. Портреты великих ученых (с краткой биографией) / Н. В. Ширшина. - Волгоград : Учи­тель, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

  7. История. 5-6 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель 15 уче­ников» / сост. Т. В. Ковригина, Л. В. Селянина. - Волгоград : Учитель, 2012. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

3. Интернет-ресурсы.


Учебно-методические материалы

Библиографические сведения об историче­ской литературе, ис­торические докумен­ты, отрывки из трудов историков

ittp://www.shpl.ru http://www.history.ru http://www.hist. msu.ru http://lesson-history.narod.ru/obl 011 .htm http://his. 1 september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/muzeu.htm



Исторические фото­документы, репро­дукции

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/ index.html

http://www.humanities. edu.ru/db/sect/44/6 http://www.sovr.ru



Исторические фото­документы, записи песен, гимнов, речей

http ://www. hum an ities.edu.ru/db/sect/219/6



Карты

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html



Презентации

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-

chto-izuchaet-istoriya



http://viki.rdf.ru

http://prezentacii.com/istori

http://pedsovet.su

http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii

http://www.uchportal.ru

http://metodisty.ru

http://ooc-school.ru

http://www.openclass.ru

http://www.history, lact.ru

http://mirppt.ucoz.ru

http://www.proshkolu.ru

http://ppt-presentation.ru

Справочные и дополнитель­ные материа­лы по истории

Исторические поня­тия, персоналии

http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes