Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Особенности драматургического конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Завязка комедийного действия




Скачать 71.63 Kb.
Дата06.07.2018
Размер71.63 Kb.
Особенности драматургического конфликта в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Завязка комедийного действия Седлецкая Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5» г.Егорьевска Московской области Цели урока: Обучающая – раскрыть жизненную основу комедии; привести учащихся к пониманию обстоятельств, приведших чиновников к роковой ошибке. Развивающая – применение на практике теоретических понятий: драматический конфликт, завязка действия, экспозиция, время и место драматического действия, Воспитывающая - воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре и литературе. Оборудование: видеопроектор, компьютер, интерактивная доска, магнитная и учебная доски, презентация по произведению Н.В.Гоголя «Ревизор» с использованием иллюстраций к произведению художников А.Константиновского, В.Кожевниковой, П.Боклевского, репродукции к произведению – на доске. Эпиграф к уроку (оформляется на доске) Только смехом поражается здесь порок. Н.В.Гоголь Корпорация разных служебных воров и грабителей… В.Г.Белинский ХОД УРОКА Организационный момент. Объявление темы и целей урока. СЛАЙД К ТЕМЕ УРОКА Сегодня на уроке мы продолжим изучение комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», с которой вы начали знакомство на предыдущем уроке. Вы уже смогли познакомиться с героями произведения. Мы с вами поставим перед собой цели: СЛАЙД С ЦЕЛЯМИ УРОКА 1. Выяснить, как Гоголь, создавая портрет общества и показывая несовершенство человека, лишённого нравственного закона, находит новый тип драматургического конфликта. 2. Выяснить, в чём суть этого конфликта и как он развивается. 3. Докопаться до истины и понять, какие же обстоятельства привели чиновников к роковой ошибке. Лучший способ познать пьесу – это проследить, как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведётся борьба, какие группы борются и во имя чего Важно также определить, какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж. Создание экспертной группы учащихся: А чтобы в конце нашей работы подвести итог поискам, сделать выводы, мы создадим группу экспертов, которой это и предстоит сделать, работая на уроке и следя за ответами одноклассников.(Ребята, которых указывает учитель, садятся отдельной группой) 3. Работа по теме урока: Слово учителя: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «комедия» А вот свою комедию «Ревизор» Н.В.Гоголь написал не просто для того, чтобы посмеяться, поиздеваться, а во имя утверждения этической чистоты человека. Смех для Гоголя – средство нравственного исправления людей. Комедия – это борьба писателя за живую душу. Вспомните слова Гоголя: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в Росси, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться на всем». СЛАЙД С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ ГОГОЛЯ. - На предыдущем уроке вы уже знакомились с историей создания комедии и её героями. Какие же противоборствующие стороны представлены в комедии Попробуйте дать общую характеристику. (Градоначальник и его подчинённые, которые всячески пытаются скрыть от так называемого ревизора своё бесчинство, казнокрадство и обман жителей уездного города. И Хлестаков – чиновник самого низшего 14 класса, ничего собой не представляющего) СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ УЕЗДНОГО ГОРОДА - А вот теперь давай те попробуем определить время и место действия. Что можно сказать (Городничий замечает: « Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». – т.е. уездный город удалён от центра, от столицы )(д.1, явл.1) - А с какой целью автор переносит действие комедии из столиц в отдалённый уездный городишко ( Если так обстоят дела в захолустье России, так как же тогда в столице – Так же, только в больших масштабах и взятки, и бесчинства!») - В какое время происходят события (1831 год – судья докладывает Хлестакову, что он с 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства, а теперь сидит уже на судейском стуле 15 лет.)(д.4, явл.3) - Давайте попробуем теперь определить, суть конфликта комедии. Скажите, в основу комедии положена любовная интрига (Нет.) - Может быть, вопросы частного порядка Интересы частного лица.(Нет.) - Тогда чему уделяет внимание автор, что хочет подвергнуть осмеянию и порицанию Какие вопросы (Явления общественные.) СЛАЙД «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА» Вывод: Мы можем определить: каков же конфликт (Социально-политический) Учитель: Итак, как вам известно, в основе сюжета лежит переполох среди чиновников, которые ожидают появления ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». – Как вы думаете, почему Белинский называет чиновничество уездного города «корпорацией разных служебных воров и грабителей». (Обращение к эпитету урока) (Это единый механизм, система, где каждый играет определённую роль, чтобы этот механизм работал безупречно.) Учитель: Чиновничество дано Гоголем прежде всего в его служебной деятельности. А теперь давайте посмотрим маленький эпизод из комедии, где и представлены чиновники уездного города и так называемые «плоды их труда» на благо горожан. Инсценировка действия 3 явления 5 (инсценировка заранее готовиться с учащимися). Учитель: Вы посмотрели только одну маленькую сцену из комедии Гоголя. Но уже по этой маленькой сцене можно судить о том, как выполняют свои должностные обязанности те, в чьих руках судьба города и горожан - Как - Среди действующих лиц представлены практически все слои населения.: городские помещики, купцы, мещане, городские дамы и слуги. Скажите, ребята, кто-то из этих действующих лиц знает о другой, возможно лучшей жизни, или воспринимает всё происходящее как обыденный нормальный уклад СЛАЙД ГОРОДНИЧИЙ РУГАЕТ КУПЦОВ Промежуточный вывод: Во-первых, постепенно из мелких деталей и чёрточек возникает перед нами образ города (это и модель любого города вообще, так как перед нами представлены все основные стороны любой административно-территориальной единицы). Во-вторых, уже по 1-ому действию пьесы можно сказать, что дела во всех сферах городской жизни обстоят неблагополучно. В-третьих, и что самое страшное!... люди, живущие в этом городе, и не подозревают, что можно жить по-другому! 4. Анализ зарождения конфликта пьесы: Мы с вами уже достигли определённых результатов, тех целей, которые ставили перед собой в начале урока. Эксперты активно продолжают работать. А вот понять, как в данном произведении зарождается конфликт, это нам только предстоит. Для этого нам необходимо обратиться к некоторым теоретическим сведениям. - Перед нами драматическое произведение. В чём принципиальное отличие такого жанра от других (создано для постановки на сцене). - Мы с вами знаем, что любая пьеса делится на части: СЛАЙД СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Теория литературы: Давайте вспомним: действие в пьесе развивается, проходя ступени: Экспозиция – Исходная часть сюжета литературного произведения, непосредственно предшествующая завязке, в которой нарисованы характеры и положения действующих лиц до начала действия. Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия. Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе. Развязка – событие, завершающее действие. Итак, нам теперь легче будет определить экспозицию пьесы и завязку конфликта пьесы. СЛАЙД С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ СЦЕНЫ «ЧТЕНИЯ ПИСЬМА» - Прочитайте первые фразы Городничего в 1-ом действии. Почему эта фраза навела страх на всех чиновников (Суть ситуации состоит в особого рода игре - один должен найти и наказать, другой – укрыть и уйти от наказания.) - Почему же так боятся ревизора Бобчинский и Добчинский Они ведь нигде не служат (Ревизия может повлечь за собой печальные последствия для всех) Вывод: Получается, что именно Городничий «запускает» всё драматическое действие. Одной только фразой! В этом гениальность Гоголя! Все чиновники во главе с Городничим БОЯТСЯ. Поэтому с самого начала комедии полноправным участником действия становится СТРАХ! Он нарастает от действия к действию и найдёт своё максимальное выражение в немой сцене. Масла в огонь подливают Добчинский и Бобчинский: «Он денег не платит и не едет. Кому же быть, как не ему.... Он, ей-богу он… Такой наблюдательный: всё обсмотрел…». В комедии «Ревизор» практически экспозиция и завязка слиты в одно единое целое. В этом гениальность Гоголя-драматурга, в этом тоже новаторство пьесы. Задание: Найдите в тексте проявления страха в репликах героев и авторских ремарках: Гордничий: Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждёшь, что вот дверь отворится – и шасть… Бобчинчский: … так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и пробрало страхом ( ещё в д.4, явл.3) Таким образом, завязывается интрига. Появляется Хлестаков – и мираж как бы материализуется. Очень хорошо Гоголь показывает нам, как в сцене первого свидания с ним Городничего развивается ситуация взаимного испуга. В этом её комизм. - Всё говорит не в пользу Хлестакова, а у Городничего отпадают всяческие сомнения в том, что перед ним тот самый «инкогнито»-ревизор. Почему так происходит -Как же так получилось, что такого опытного человека провели, как же он так ошибся Что стало причиной СЛАЙД С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ РАСТЕРЯННОГО ГОРОДНИЧЕГО «Вот он – источник комического и смешного!» - писал В.Г.Белинский Для ошибки Городничего в сущности повода не было и не требовалось, он был в таком состоянии, что любое абсурдное утверждение казалось ему важным доказательством. (авторские ремарки красноречиво об этом говорят: «в страхе», «хватился за голову». «Вот он – источник комического и смешного!» - писал В.Г.Белинский пьесе ремарки в сторону особенную роль играют, они дают возможность читателю понять, какую двойную игру ведут герои пьесы. Выводы по уроку: Заключительное слово учителя: Вам ещё предстоит работать по пьесе Гоголя, вы сможете уделить внимание характерам героев, их нравственному облику, изобличить безнравственность и беззаконие чиновничества, ответить на проблемные вопросы. А те вопросы, которые мы ставили в начале нашего урока… Смогли ли мы на них ответить. Давайте предоставим слово нашим экспертам. (Ученики-эксперты делают выводы и обобщения по теме урока) 6. Домашнее задание: Подготовьте рассказ о Хлестакове, найдите комичные сцены в пьесе и попробуйте объяснить, в чём суть комического (Внешность, характер, речевая характеристика, поступки)

  • Только смехом поражается здесь порок. Н.В.Гоголь Корпорация разных служебных воров и грабителей… В.Г.Белинский
  • Создание экспертной группы учащихся
  • 3. Работа по теме урока: Слово учителя
  • СЛАЙД С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ ГОГОЛЯ
  • СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ УЕЗДНОГО ГОРОДА
  • СЛАЙД «ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА» Вывод
  • Инсценировка действия 3 явления 5
  • СЛАЙД ГОРОДНИЧИЙ РУГАЕТ КУПЦОВ
  • 4. Анализ зарождения конфликта пьесы
  • СЛАЙД СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ Теория литературы
  • Завязка
  • СЛАЙД С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ СЦЕНЫ «ЧТЕНИЯ ПИСЬМА»
  • Вывод
  • СЛАЙД С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ РАСТЕРЯННОГО ГОРОДНИЧЕГО