Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основные социологические термины




страница1/7
Дата30.03.2017
Размер0.95 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

С5.я7

З-635
Т.В. Зиновьева



ОСНОВНЫЕ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
Учебное пособие

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2006

ББК С5.я7

Зиновьева Т.В. Основные социологические термины: Учебное пособие. – Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 66 с.
ISBN 5-696-03538-8

Данное издание, содержащее словарные статьи по общей и прикладной социологии, адресовано студентам вузов. Работа с настоящим словарем, представляющим костяк аппарата социологии, видится наиболее продуктивной в комплексе с соответствующими учебниками.

Отпечатано с авторского оригинала.

Одобрено учебно-методическим советом исторического факультета ЮУрГУ.


Рецензенты:

Грунт Е.В., докт. филос. н., профессор УрГУ, г. Екатеринбург,

Тарасова Ю.Б., канд. культурологи, доц. ЧГАКиИ, г. Челябинск

© Зиновьева Т.В., 2006.



ISBN 5-696-03538-8 © Издательство ЮУрГУ, 2006.

Основные социологические термины

  1. Авторитет  установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей.

  2. Агрегат (от лат. aggregate – присоединённый) совокупность людей, имеющая определённую социальную характеристику, но не являющаяся, строго говоря, социальной группой (см. Группа социальная).

  3. Агрегация социальная – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

  4. Агрессия – враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально.

  5. Альтернативная форма ответа (от лат. alter – один из двух) – выбор респондентом одного из двух или нескольких предлагаемых вариантов ответа.

  6. Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

  7. Анализ данных (от др.-гр. analysis – разложение, расчленение) – этап прикладного социологического исследования (см. Исследование социологическое прикладное), заключающийся в изучении собранных и обработанных данных (см. Данные социологические) с целью раскрытия сути общественного явления или процесса, описываемого этими данными.

  8. Анализ данных – 1) Совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными. Исследователь пытается данные свернуть, сократить их количество, стремясь потерять при этом как можно меньше полезной информации, потенциально в них заложенной. Делается это обычно с помощью математических методов. 2) Процесс изучения статистических данных (поиска закономерностей статистических, закономерностей в среднем) с помощью математических методов, не предполагающих вероятностной модели изучаемого явления. 3) Отождествляется с понятием прикладной статистики, понимаемой как научная дисциплина, разрабатывающая и систематизирующая понятия, приемы, математические методы и модели, предназначенные для организации сбора, стандартной записи, систематизации и обработки статистических данных с целью их удобного представления, интерпретации и получения научных и практических выводов. 4) Процедуры поиска статистических закономерностей (свертки информации), не сводящиеся к применению формальных алгоритмов.

  9. Анализ документов (от др.-гр. analysis – разложение, расчленение и от лат. documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора социологических данных (см. Данные социологические), при котором источником их получения выступают документы. Обычно выделяют два вида анализа документов: неформализованный (качественный) и формализованный (контент-анализ).

  10. Аналитический отчет (от др.-гр. analysis – разложение, расчленение) – отчёт о прикладном соиологическом исследовании. В нём указываются исполнитель и заказчик, излагаются методология (см. Методология социологического исследования) и методика (см. Методика социологического исследования), даются описание и объяснение предмета исследования, делаются выводы и практические рекомендации.

  11. Анкета (от фр. enquete – дознание) – самостоятельно заполняемый респондентом опросный лист. В структуру анкеты входят:

1) вводная часть, где называется проводящая опрос организация, указывается цель исследования, объясняются правила заполнения анкеты, заявляется анонимность информации;

2) основная часть, состоящая из чётких, однозначных вопросов, первый из которых – контактный (см. Вопрос контактный);

3) паспортичка, представляющая из себя графу о социально-демографическом положении опрашиваемого (паспортичка располагается либо перед основной частью, либо после неё);

4) заключительная часть, обычно включающая в себя слова благодарности за участие в исследовании.



  1. Анкетер (от фр. enquete – дознание) – человек, проводящий анкетирование. В обязанности анкетёра входит: определение оптимальной ситуации для проведения анкетирования, инструктаж по заполнению анкеты, обеспечение возврата анкет, сохранение анонимности ответов респондентов. Анкетёр, как и интервьюер, предварительно проходит специальную подготовку.

  2. Анкетирование (от фр. enquete – дознание) – основная форма письменного опроса, процедура сбора данных (см. Данных сбор) посредством анкет. Анкетирование бывает прямое и опосредованное (через газеты, почту, Интернет).

  3. Аномия – (от франц. anomie – беззаконие, безнормность) – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Понятие аномии впервые сформулированное Э.Дюркгеймом еще в своей первой книги «О разделении общественного труда» (1893 г.), в книге «Самоубийство» (1897) получило у него дальнейшее развитие и глубокую разработку. Существуют две разные линии теоретического применения понятия аномия в современной социологии. Если в аномии видят первый аспект (условно – «безнормность»), то рассуждают в контексте понятий «отчуждение», «социальная интеграция и дезинтеграция», «слабая социализация» и т. п. Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Р.Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию аномии и расширив ее до масштаба общей теории девиантного поведения. Таким образом, по Мертону, аномия – результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Аномия возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных обществом целей «нормальными», им же установленными средствами.

  4. Антиглобализм – социальное движение и идеология, направленные не против глобализации как таковой, а против ее негативных последствий и несправедливости, против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств. Лозунг антиглобалистов – «Блага глобализации всем, а не избранным».

  5. Антропология – изучает поведение древних людей в примитивных культурах, их традиции, обычаи.

  6. Ассимиляция – процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.

  7. Аффективное действие – действие, определяющей характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние субъекта: захватившая его любовная страсть или ненависть, гнев или воодушевление, ужас или прилив отваги. Понятие «А.д.» было введено М. Вебером для определения выделенного им типа социального действия, который наряду с целерациональным, ценностно-рациональным и традиционным типами входит в веберовскую типологию деятельности. В отличие от целерационального поведения и подобно ценностно-рациональному аффективное действие имеет свой смысл не в достижении какой-либо «внешней цели», а в определенности (в данном случае чисто эмоциональной) самого этого поведения, его характера, одушевляющей его «страсти» («аффекта»).

  8. Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

  9. Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как «не мы», или «чужие».

  10. Банк данных (от ит. banco скамья менялы, ростовщика) – систематизированная совокупность социологических данных (см. Данные социологические), которые уже использовались и вновь могут быть использованы в прикладных социологических исследованиях (см. Исследование социологическое прикладное). Банк данных на бумажных или магнитных (ПК) носителях создаётся практически каждым социологическим центром или лабораторией.

  11. Блокада – любое вмешательство (или обстоятельство), создающее перерыв, преграду в уже начавшемся или намечаемом действии человека.

  12. Бюрократия – организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

  13. Валентность – сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень валентности (или желательности), который колеблется от -1,0 (весьма нежелательно) до 1,0 (весьма желательно).

  14. Валидность (от фр. valide – действительный, законный) – важнейший показатель качества полученной социологической информации (см. Информация социологическая), степень её теоретической и методической обоснованности. Теоретическая валидность – адекватность конкретной методики её родовой методологии. Эмпирическая валидность – соответствие выбранных методики и инструментария типу и характеру прикладного социологического исследования.

  15. Вебер Макс (1864–1920) – один из основателей социологии как науки. Сложность и неоднозначность веберовской социологии неоднократно демонстрировалась в ходе противоречивых интерпретаций его научных работ. Как существо работы Вебера. так и разнообразие ее толкований могут быть рассмотрены посредством краткого изложений его вклада в современную социальную науку в следующих областях: 1) философия социальной науки; 2) рационализация; 3) учение о протестантской этики; 4) отношение ученого к Марксу и марксизму; 5) его анализ политики сипы применительно к немецкому обществу. Социология должна стремиться к пониманию смысла действия, исходя из которого она может продвигаться в направлении формулирования моделей или идеальных типов действия на основе сравнительных исследований. Социология не является лишь субъективной интерпретацией действия, поскольку социологи руководствуются определенными нормами своего сообщества (такими, как «ценностная нейтральность»), а полученные ими данные должны быть открыты для научного анализа и критики. Вебер считал, что статистика и социальные обследования представляют собой существенную поддержку для социологического исследования, но статистические данные, по его мнению, должны, тем не менее, подвергаться интерпретации и оценке. В современной Германии дискуссии о политической подоплеке социологии Вебера продолжают оставаться весьма важными, сопровождая неослабевающую полемику относительно вклад Вебера в современную социологию, Вебер внес также вклад в сравнительную социологию религии, городскую социологию. социологию музыки, экономическую историю, социологию права и анализ древних цивилизаций.

  16. Верификация (от лат. verificare – проверять) – проверка истинности гипотезы социологического исследования. Результатом верификации может быть либо подтверждение, либо опровержение выдвинутой гипотезы.

  17. Взаимодействие социальное – система взаимообоусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

  18. Власть – любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается.

  19. Внешнее окружение организации – совокупность физических, социальных, организационных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организаций.

  20. Вопрос закрытый – вопрос, в котором уже предлагаются два или более сформулированных варианта ответа. Закрытые вопросы бывают с альтернативной и полимерной формами ответа.

  21. Вопрос контактный (от лат. contactus – соприкосновение) – вводный вопрос в начале анкеты или интервью, задаваемый с целью формирования позитивной установки респондента.

  22. Вопрос контрольный – вопрос анкеты или интервью, задаваемый с целью проверки компетентности и искренности респондента.

  23. Вопрос открытый – вопрос, ответ на который даётся в свободной форме.

  24. Вопрос полузакрытый – вопрос, включающий в себя, наряду с предложенными вариантами ответа, и свободный вариант, самостоятельно формулируемый респондентом.

  25. Выборка__случайная'>Выборка__систематическая'>Выборка__произвольная'>Выборка__неслучайная'>Выборка__многоступенчатая'>Выборка – представительная часть генеральной совокупности, воспроизводящая закон распределения признака в этой совокупности: 1) Совокупность выборочная. 2) Процесс отбора единиц. Например, термины «выборка случайная», «выборка районированная», «выборка гнездовая» и т.д. указывают на способ или прием формирования выборочной совокупности.

  26. Выборка квотная (от лат. quota – часть, приходящаяся на каждого) – выборка, воспроизводящая структуру генеральной совокупности. Такого рода выборка обычно бывает пропорциональной, т. е. соразмерно отражающей группы носителей социально-демографических признаков.

  27. Выборка многоступенчатая – выборка, осуществляемая в несколько этапов. На первом происходит общая дифференциация генеральной совокупности. На втором каждая из образовавшихся групп подвергается очередному расчленению по тому или иному признаку. И так далее, по мере необходимости.

  28. Выборка неслучайная – выборка, при которой не каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность попасть в выборочную совокупность. Существуют две разновидности неслучайной выборки – целенаправленная (напр., метод отбора типичных представителей) и стихийная (напр., опросы только на остановках и в транспорте).

  29. Выборка произвольная. См. Выборка стихийная.

  30. Выборка пропорциональная (от лат. proportio – соразмерность). См. Выборка квотная.

  31. Выборка серийная (от лат. series – ряд) – выборка, имеющая своим основанием разделение генеральной совокупности на группы (серии, или гнёзда), которые затем, на второй ступени отбора, вновь подвергаются дифференциации. Синоним – «гнездовая выборка».

  32. Выборка систематическая (от др.-гр. systema – целое, составленное из частей) – выборка, основанная на механическом отборе каждого k-го (напр., каждого сотого) из списка генеральной совокупности.

  33. Выборка случайная – выборка, при которой каждый элемент генеральной совокупности имеет некоторую отличную от нуля вероятность попасть в выборочную совокупность. Ср. Неслучайная выборка.

  34. Выборка стихийная – произвольно сформированная выборка (напр., выборка, сделанная по принципу «первого встречного»). Синоним – «произвольная выборка».

  35. Выборка стратифицированная (от лат. stratum – настил, слой и facere – делать) – выборка, базирующаяся на разделении генеральной совокупности на слои (страты), отражающие количественное изменение к.-л. признака объекта исследования.

  36. Выборки объем – число единиц генеральной совокупности, вошедшее в выборочную совокупность.

  37. Выборки основа – перечень единиц отбора, на базе которого формируется выборка. В многоступенчатой выборке (см. Выборка многоступенчатая) каждый уровень имеет свою основу выборки.

  38. Выборки ошибка – отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности. Ошибки выборки подразделяются на объективные (напр., допустимая статистическая погрешность, уменьшающаяся по мере возрастания объёма выборки /см. Выборки объём/) и субъективные (напр., несоответствие структуры выборки структуре генеральной совокупности).

  39. Выборочная совокупность – непосредственно обследуемая (см. Обследование социологическое) репрезентативная (см. Репрезентативность) часть генеральной совокупности. См. Выборки объём, Единица отбора, Выборки основа, Выборка квотная, Выборка многоступенчатая, Выборка неслучайная. Выборка случайная, Выборка серийная, Выборка систематическая, Выборка стихийная, Выборка стратифицированная, Метод основного массива, Метод отбора типичных представителей, Метод «снежного кома», Монографический метод.

  40. Генеральная совокупность (от лат. generalis общий) – изучаемый выборочным методом объект исследования. Ср. Выборочная совокупность.

  41. Герменевтика – теория и метод интерпретации осмысленных человеческих действий. Она имеет долгую историю, уходя корнями в традицию истолкования Библии. Герменевтика получила развитие в работах В. Дильтея, утверждавшего, что значительное различие между исследованием природы и исследованием человеческого действия заключается в том, что последнее, будучи выражением «живого опыта», требует специального метода анализа. Понимание в данном случае оказывается возможным благодаря наличию общей человеческой, природы или, другими словами, вследствие того, что как автор, так и интерпретатор суть выражения одного Духа. Герменевтика стремится понять человеческое действие через его связь с более широкими явлениями, придающими ему смысл. Такая обратная связь между целым и его частями известна под названием герменевтического круга. Подобные положения выдвигает и К. Маннхейм. Он считает, что индивидуальные культурные проявления могут быть поняты, если их рассматривать как части общего мировоззрения. Герменевтика стала частью общей критики позитивизма в социологии, рассматривающего человеческое действие как нечто порождаемое социальными структурами различного рода. За последнее время наибольший вклад в решение этой проблемы состоящее в ссылке на вышеупомянутый «герменевтический круг», внесен Х.Г. Гадамером. Он настаивает на том, что Герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части.

  42. Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) – 1) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее верификации; 2) вероятностное предположение, истинность которого недоказуема при современном состоянии знаний.

  43. Главный статус – наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

  44. Глобализация – один из наиболее модных концептов современного социального теоретизирования, обсуждение которого вышло далеко за пределы научного дискурса. Исторически данное понятие связано с понятием империализма (Дж.Э.Гобсон, В.И.Ленин), а также со многими теориями зависимости. Современные представления о глобализации во многом опираются на теорию миро-системы, разработанную И. Уоллерстайном. Полностью реализованное глобальное общество – это общество, в котором географические барьеры и политические границы ни от чего не ограждают. Немецкий социолог Ульрих Бек отмечает, что Г. привела к тому, что мы давно уже живем обществе, где представление о замкнутых пространствах превратилось в фикцию. Ни одна страна или группа стран не может отгородиться друг от друга.

  45. Глоболокализм – термин «глоболокализм», впервые введенный в научное употребление на 12-м Всемирном социологическом конгрессе в Мадриде (1990 г.), подчеркивает необходимость учета (при рассмотрении глобальных процессов) изменений, происходящих в конкретных локальных контекстах, связи между локальным и глобальным. Ср.: известная формула «think globally, act locally» («мысли глобально, действуй локально»). Идея глоболокализма явно пересекается с концепцией «глобализации» Роланда Робертсона.

  46. Господствующей идеологии тезис – современные марксисты в качестве причины политической пассивности подчиненных классов часто рассматривают феномен идеологического инкорпорирования, по-своему интерпретируя утверждение К.Маркса о том, что правящий класс повсеместно навязывает свою идеологию подчиненным классам, некритически принимающим ее за истину. Этот тезис подвергался критике как с теоретической точки зрения – за неточную интерпретацию положений Маркса, так и с эмпирической, поскольку история показала, что подчиненные группы часто развивали свои собственные ценности и отвергали идеологии господствующих классов.

  47. Границ поддержание – это понятие обычно использовалось функционалистами, в частности Т. Парсонсом, который определял социальную систему в качестве такой системы, которая поддерживала свои границы, будучи способной сохранять определенные закономерности, являющиеся внутренними относительно окружающей ее среды. Существуют социальные процессы, посредством которых поддерживаются как границы, так и равновесие системы по отношению к другим системам, составляющим ее окружающую среду.

  48. Графическое представление данных (от др.-гр. grapho – пишу) – способ представления данных (см. Данные социологические) путём наглядного изображения. При анализе социологической информации, напр., используются графики, социограммы, диаграммы, гистограммы.

  49. Группа вторичная – группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер. Такие группы направлены, как правило, на достижение общих целей и распадаются при отсутствии таковых.

  50. Группа контрольная – группа испытуемых в эксперименте, деятельность которых проходит без воздействия экспериментального фактора. По условиям деятельности группа контрольная не отличается от экспериментальной группы, подверженной воздействию экспериментального фактора гипотетической причины определенных изменений в социальной деятельности. Если в экспериментальной группе наблюдаются изменения в деятельности, а в группе контрольной нет, то гипотеза считается доказанной.

  51. Группа малая – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком группы малой является принадлежность к социальным группам, видовым непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие).

  52. Группа неформальная – вид группы малой, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства.
  1   2   3   4   5   6   7

  • Т.В. Зиновьева ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ
  • Рецензенты: Грунт Е.В.
  • Основные социологические термины Авторитет
  • Агрегация социальная
  • Альтернативная форма ответа
  • Антропология
  • Аудитория
  • Блокада
  • Взаимодействие социальное
  • Внешнее окружение организации
  • Вопрос контрольный
  • Вопрос полузакрытый
  • Выборка многоступенчатая
  • Выборка неслучайная
  • Выборка произвольная
  • Выборка систематическая
  • Выборка случайная
  • Выборка стихийная
  • Выборки объем
  • Генеральная совокупность
  • Главный статус
  • Господствующей идеологии тезис
  • Графическое представление данных