Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основные проблемы творчества Гайто Газданова в русле философской мысли и литературы XIX-XX вв




страница1/15
Дата27.06.2017
Размер2.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Оглавление:

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Основные проблемы творчества Гайто Газданова в русле философской мысли и литературы XIX-XX вв.

    1. Проблема смысла жизни перед лицом смерти в восприятии философов XX в. (на примере А. Шопенгауэра и Ф. Ницше)……………………………..10

    2. Проблема смысла жизни перед лицом смерти в восприятии русских классиков…………………………………………………………………...........16

    3. Русская философия конца XIX, начала XX в. о роли женского начала в национальном самосознании……………………………………………………28

    4. Преодоление экзистенциальной безысходности в творчестве Газданова: роль женского образа……………………………………………………………40

Глава 2. Функции женских образов в романной прозе Гайто Газданова

    1. Изображение процесса осознания героем творческого дара в романе «Вечер у Клэр»…………………………………………………………………..74

    2. Тема прорыва через мучительное двоемирие в романе «Призрак Александра Вольфа»…………………………………………………………………..86

    3. Осмысление роли женщины в сотворении писателем своего художественного мира в романе «Возвращение Будды»……………………………...99

    4. Мотив путешествия как символ процесса созревания художественного дара в романе «История одного путешествия»………………………………117

    5. Сюрреалистическая поэтика в изображении «воплощения» героя в романе «Ночные дороги»…………………………………………………………133

    6. Идея «двойного воплощения» в романе «Эвелина и ее друзья»……..151

Заключение…………………………………………………………………….175

Библиография…………………………………………………………………181

Введение

Изучение творчества и биографии Гайто Газданова продолжается уже более пятидесяти лет. А началось оно в 1964 году, когда владикавказский литературовед А. Хадарцева написала Газданову письмо в Париж в надежде ближе ознакомиться сего жизнью и творчеством. И тогда завязалась переписка, которая стала первым шагом в изучении творчества Г. Газданова. В 1967 году собрание сочинений И. Бунина стало первым на территории СССР источником информации о Газданове, где было указано лишь то, что он является писателем-романистом. В 1979 году его имя прозвучало на страницах «Литературной газеты»1в публикации И. Зильберштейна.

В 1984 году Газданов впервые упомянут в осетинской печати (статья Р. Бзарова «Владикавказский аул»). А еще через четыре года, в 1988 году, в Осетии прочтут главы из «Ночных дорог» с предисловием об авторе.

На Западе к тому времени о жизни и творчестве Газданова уже вышла отдельная монография и две библиографии. В 1971 году, почти сразу после смерти писателя его жизнью и творчеством заинтересовался американский славист Л. Диенеш. Несколько лет исследователь собирал сведения о жизни Газданова и по крупицам восстанавливал его биографию. Результатом этого многолетнего труда стала книга «Русская литература в изгнании: жизнь и творчество Гайто Газданова. История жизни писателя»2, вышедшая в Мюнхене в 1982 г., и первая библиография, вышедшая в Париже в том же году. Работа Диенеша определила на последующие годы путь газдановедения, в котором было выдвинуто положение о романах писателя как о художественном единстве.

Точкой отсчета, с которой начинается исследование жизни Газданова в России, явились публикации Р. Бзарова и Ф. Хадоновой 1980-х гг. К концу 1980-х – началу 1990-х годов в осетинской периодике появляются восстанавливающие пробелы в биографии писателя работы А. Хадарцевой, Р. Бзарова, Ф. Хадоновой, Т. Салбиева. Эти самые «пробелы», которые очень трудно было заполнить американскому исследователю в середине 70-х – 80-х гг., связаны, в том числе, и с осетинскими корнями автора. Важные сведения о семье Газданова были собраны и обработаны Л. Габоевой и В. Газдановой. Особым событием, связанным с изучением жизнедеятельности Газданова, стала публикация документов из личного писательского архива, привезенного из Парижа во Владикавказ Т. Камболовым и Р. Бзаровым3.

В начале 90-х годов книги Газданова выходят массовыми тиражами и привлекают широкое внимание российских литературоведов. Собрание сочинений писателя было сопровождено статьями Л. Сыроватко «Газданов-романист» и «Газданов-новеллист», раскрывающими жанровое своеобразие творчества писателя. К началу ХХI столетия уже было выпущено несколько сборников научных статей под редакцией М. Васильевой и Л. Сыроватко4. Новый толчок в осознании творчества Газданова дали исследования его литературного архива, проведенные О. Орловой, Т. Красавченко, М. Васильевой. Вслед за этим публикуются ранее неизвестные произведения Г. Газданова. Серия статей С. Федякина, выявляющих теснейшую связь судьбы писателя с поэтикой его прозы, знакомит широкого читателя со спецификой творчества автора. Работы Ю. Бабичевой, С. Кабалоти, Ю. Матвеевой, А. Мартынова, О. Подуст, Н. Цховребова и многих других литературоведов развивают ключевые направления в исследовании самобытности газдановских произведений.

К 100-летию со дня рождения Газданова к уже упомянутой монографии Л. Диенеша добавились еще две книги, посвященные жизни и творчеству писателя.

Н. Цховребов в своей монографии «Гайто Газданов»5 не только описал основные этапы творчества писателя, но и обобщил итоги исследований последнего десятилетия. Это значительно облегчило литературоведам ориентацию в научном пространстве – газдановедении, – существующем уже наравне с набоковедением и другими направлениями в изучении наследия Русского Зарубежья.

Монография О. Орловой стала первой попыткой создания художественной биографии писателя. Эта цель определялась намерением соединить образы Газданова-человека и Газданова-писателя через описание его частного и писательского пути на фоне исторической эпохи.

Каждая их трех монографий о Газданове явилась шагом на пути реконструкции портрета писателя и осмысления значения его литературной деятельности. Однако у газдановедов обнаруживается еще немало проблем самого различного характера.

В 2009 году выходит новая монография о Газданове «Единство иносказания: о нарративной поэтике романов Газданова» Е.  Проскуриной. В работе приводится подробно развернутое исследование романов Г. Газданова в аспекте нарративного анализа. Прослеживаются межтекстовые связи на разных уровнях текста: тематическом, сюжетном, мотивном, персонажном. Показывается организующая функция археосюжетной модели, оформляющая романы Газданова в единую метатекстовую систему. Выбранный исследователем подход позволяет увидеть каждый из романов писателя в его художественной феноменальности и, одновременно с этим, звеном паремиологической цепи, объединенной инициальной стратегией «довоплощения» героя и мира. В монографии приводится также положение о том, что содержательность письма как целого приобретается в романах Газданова в итоге воплощения, а не возникает на уровне авторского замысла. Оригинальный подход Е. Проскуриной состоит в попытке увидеть все единство романов Г. Газданова как крупную циклическую форму.

Газданов принадлежит к писателям, чье творчество не просто связано с фактами биографии, но основано на личном житейском и духовном опыте. Черта эта среди его ровесников-прозаиков не редкая. И. Шайтанов, анализируя особенности автобиографической советской послевоенной прозы, указывает на исток одного из ее течений, в 20-х годах сформулированный В. Шкловским: «Я говорю от своего имени, но не про себя»6. Лишь за пределами России можно было создать свою автобиографическую прозу по принципу, обозначенному И. Буниным: «Действительность – что это действительность? Только то, что я чувствую. Остальное вздор»7.

Гораздо позже произведения, написанные в России, – совершенно несхожие по стилю, по манере, по отразившейся в них биографии, но одинаково восходящие к воспоминанию о пережитом, – будут названы «лирической прозой». «Лирическая проза» создается на материале личной биографии, взятой как момент истории. Взгляд как бы раздваивается, охватывая одновременно широкое пространство исторической перспективы, в которую вписана отдельная судьба, и в то же время – эпоха предстает как факт внутренней жизни человека, запечатленной в его памяти. В этом сближении личного и исторического рождается новое чувство времени. Оно требует новой формы»8.

Но поиск новой формы, предпринятый младоэмигрантами, в истории русской литературы еще не получил своего определения. И для того, чтобы нужное обозначение этого поиска было найдено, изучение творчества Газданова представляется нам необходимым, так как фигура его в Русском Зарубежье является одной из ключевых. Среди писателей своего поколения именно Газданов наиболее последовательно выстраивал жизнь героев в соответствии с теми стремлениями и задачами, которые он, как личность, ставил для себя.

В 1930 году М. Горький заметил в письме Гайто Газданову, что тот ведет «свое повествование в одном определенном направлении: к женщине»9, чему удивился и сам автор – об этом явствует его ответное письмо Горькому. Даже сам Газданов на тот момент не представлял, насколько точное замечание сделал Горький. Уже позднее писатель осознал и оформил эту мысль в своем рассказе «Третья жизнь», который впоследствии исследователи окрестили творческой доктриной автора. В этом рассказе Газданов раскрывает свое видение творчества как процесса и роли писателя в нем. Газданов от лица героя-повествователя олицетворяет себя «функцией видения с лицом женщины». Рассказ «Третья жизнь» приоткрывает полную драматизма психологическую жизнь писателя, рисует образ художника во время перехода им границы между личностью и поэтом, вводит загадочный женский образ – музу – символ притягательной, неотразимой и мучительно-выматывающей силы искусства. Когда рубеж перейден, все прежнее существование кажется писателю жизнью в чужой стране, новая же жизнь –привычной, органичной, а лицо музы –давно знакомым.

Многие исследователи-газдановеды, такие как Ст. Никоненко, Ю. Нечипоренко, В. Боярский и др. неоднократно замечали, что роль женского образа, музы, в творческом наследии Гайто Газданова исключительна и несет особый смысл. Но подробного исследования данной проблематики до сих пор не проводилось. Актуальность определяется необходимостью рассмотрения роли женского образа в произведениях Гайто Газданова и связанной с ним концепции творчества для более полного осмысления художественного сознания писателя.



Объектом данного исследования стали шесть романов Газданова: «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полет», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа», «Возвращение Будды», «Эвелина и ее друзья». Нами не рассматривались три романа писателя, которые, на наш взгляд, нуждаются в отдельном исследовании: «Полет» и два произведения, основанных на французском материале, – «Пилигримы» и «Пробуждение».

Предмет исследования: художественное воплощение экзистенциального мироощущения героя-повествователя и возможности его преодоления.

Целью работы является изучение процесса преодоления экзистенциального мироощущения героя-повествователя с помощью женщины-музы в соответствии c авторской концепцией творчества в романистике Г. Газданова.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:



  • выявить истоки экзистенциального мироощущения писателя;

  • определить причины и суть двоемирия героя – борьбы действительного и воображаемого;

  • доказать, что в попытках избавиться от двоемирия герой стремится к самоидентификации в окружающем мире, к «воплощению»;

  • определить, каким образом преодоление «метафизической бездомности» благодаря женщине-музе реализует творческий потенциал личности героя-повествователя.

Методологической основой работы послужили литературоведческие труды Л. Алексеевой, М. Бахтина, В. Заманской, А. Николюкина, Н. Тамарченко, В. Хализева; работы исследователей-газдановедов Е. Асмоловой, Ю. Бабичевой, Е. Бальзамо, В. Гассиевой, Л. Дарьяловой, Л. Диенеша, Л. Калоевой, Т. Камболова, А. Мартынова, Ю. Матвеевой, С. Никоненко, О. Орловой, Т. Семеновой, Ю. Симонян, Л. Сыроватко.

Диссертация опирается на философские работы М. Бахтина, Н. Бердяева, С. Булгакова, Давыдова, В. Соловьева, Е. Трубецкого, Л. Шестова, А. Шопенгауэра.

Исходя из цели и поставленных задач в диссертации применены следующие методы исследования: культурно-исторический, биографический, сравнительно-типологический.

Научная новизна работы состоит во впервые предпринятом масштабном анализе романистики Г. Газданова с точки зрения осмысления авторской концепции творчества, которая была у писателя достаточно самобытной, имела свою динамику, способствовала уяснению важнейших философских, эстетических, жизненных воззрений автора. При анализе отдельных произведений данное исследование предполагает, прежде всего, выявление в них общих закономерностей, связанных со стремлением героя к «воплощению».

Основные положения, выносимые на защиту:


  1. Организующим началом художественного мира романов Гайто Газданова является экзистенциальное мироощущение, из которого вытекают важнейшие темы в творчестве писателя, одна из которых  тема бессмысленности жизни перед неизбежностью смерти.

  2. Газданов наделяет героя силой воображения, которое может заполнить отведенный промежуток времени между рождением и смертью иллюзорными представлениями о смысле жизни. Цель иллюзорного мира – отвести внимание перед единственной объективной реальностью – смертью.

  3. Преодоление экзистенциальной апатии возможно у Газданова только благодаря женщине. Выступая в роли музы, она способствует созреванию художественного дара героя-повествователя, что, по Газданову, составляет одну из главнейших ценностей человеческого существования.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем исследования составляет 204 страницы.

Глава 1. Основные проблемы творчества Гайто Газданова в русле философской мысли и литературы XIX-XX вв.


    1. Каталог: 2014
      2014 -> Программа дисциплины Западная философия до середины ХХ века для направления
      2014 -> Программа «литературное чтение»
      2014 -> Организация самостоятельной работы учащихся
      2014 -> Новинки Отдела гуманитарной и естественнонаучной литературы Литературоведение
      2014 -> Программа дисциплины "История дизайна"
      2014 -> Пояснительная записка Программа Гусаковой В. О. «Земное и небесное воинство. Духовно-нравственные традиции Российской армии»
      2014 -> Сатира в творчестве писателей 30-х гг. М. М. Зощенко
      2014 -> Дэн Иванов Вальдшмидт Будь лучшей версией себя
      2014 -> Республика калмыкия
      2014 -> Биография Л. Н. Толстого. Взаимоотношения детей и взрослых в повести
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

  • Глава 2. Функции женских образов в романной прозе Гайто Газданова
  • Заключение
  • Предмет
  • Методологической основой
  • Основные положения, выносимые на защиту
  • Глава 1. Основные проблемы творчества Гайто Газданова в русле философской мысли и литературы XIX-XX вв.