Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основные понятия и сущность информационных ресурсов Определение информационных ресурсов




страница1/13
Дата04.07.2017
Размер3.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Основные понятия и сущность информационных ресурсов

1. Определение информационных ресурсов

Любой субъект (мировое сообщество, конкретное государство, регион, город или район, организация, предприятие или хозяйство, отдельный человек или группа лиц) для своей деятельности располагает определенными объемами и видами ресурсов . Последние подразделяются на отдельные виды ресурсов относительно определенных предметных областей жизни и деятельности человека. Например: материальные (совокупность предметов труда, используемых в процессе производства общественного продукта — сырье материалы, топливо, полуфабрикаты и т. п.), природные (естественные ресурсы — объекты, процессы, условия природы, используемые для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей), энергетические (носители энергии — нефть, газ и др.), трудовые (люди, владеющие общеобразовательными и профессиональными знаниями), а также финансовые, товарные, нематериальные (духовные или интеллектуальные) и др.

Перечисленные ресурсы имеют первостепенное значение для материального производства особенно в эпоху индустриального общества.

В отличие от большинства перечисленных выше ресурсов информационные ресурсы (ИР) являются продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения, составляют значительную часть национального богатства и относятся к числу возобновляемых благ, так как имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности.

В большей своей части эти ресурсы материализованы в виде книг, статей, документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и т.п. По существу, эти накопленные людьми знания на протяжении своей истории существования и развития, зачастую отчужденные от своих создателей, рассматриваются как общие стратегические ресурсы, принадлежащие всему человечеству.

Информационные ресурсы объединяют первичную информацию, отражающую знания человека об опыте своей деятельности и сведения об окружающей среде, а также всю вторичную информацию, образующуюся в результате обработки и переработки всей получаемой информации.

С одной стороны определенный объем ИР составляют знания людей, специалистов (экспертные знания). Объем этих знаний неуклонно возрастает в результате более совершенных и целенаправленных научных исследований, ведущих к открытиям и научно-техническим достижениям, более глубокого и широкого образования населения, развития и повсеместно используемых современных средств вычислительной техники, коммуникаций, связи и других факторов.

С другой стороны, основная и большая часть ресурсов представляет собой накопленную информацию, которая фиксировалась на различных носителях на протяжении всего исторического пути развития человечества и продолжает накапливаться и фиксироваться в настоящее время весьма быстрыми темпами (за счет использования современных компьютерных и коммуникационных средств).

Следует отметить, что обмен информацией в результате общения и коммуникаций присущ всей живой природе (по некоторым учениям нематериалистического характера и неживой), однако только человеку принадлежит свойство глубокого познания окружающего мира, извлечения из него разнообразной информации, ее анализа и на этой базе генерирования и накапливания новых знаний. Именно это — формирование и использование ИР — отличает человека от всего живого и позволяет ему не только осознанно ориентироваться в окружающей обстановке, но и создавать вокруг себя общественные богатства, строить социальные отношения и обеспечивать свою жизнедеятельность с помощью научнотехнических достижений.

Чрезвычайно важно то обстоятельство, что определенным образом собранная и целенаправленно обработанная информация порождает новые знания. Таким образом, информация обладает уникальным свойством репродуцировать (воспроизводить) знания и усиливать эффект их накопления (суммирования), что приводит к постоянному росту ИР.

Следует отметить, что практически до последней четверти ХХ в. ИР не рассматривались с позиций общественно значимой экономической или иной категории, влияющей на состояние и развитие страны. В основном обращалось внимание на культурное наследие той или иной национальности или государства. В настоящее время в эпоху постиндустриального развития общества по своей эффективности использования, важности, полезности и степени значимости ИР играют все большую роль и рассматриваются как приоритетные стратегические ресурсы, сопоставимые с материальными и энергетическими ресурсами.

В современной редакции Закона “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” по сравнению со старой понятие информационного ресурса не приводится, однако в виду важности этого понятия приведем его определение согласно старому закону:



Информационный ресурс — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Учитывая, что эта формулировка носит статический характер наличия или хранения сведений и не затрагивает большую и чрезвычайно важную часть знаний, которыми обладают отдельные люди, образованные и информированные в определенных областях науки и техники, медицины и биологии, литературы и искусства и т. д. (учителя, врачи, ученые, инженеры и т. д., одним словом, эксперты), целесообразно понятие ИР представить шире с учетом динамических свойств, рассматриваемых в моменты передачи информации и ее восприятия. Отсюда это понятие можно представить так:



Информационный ресурс — это индивидуальные и коллективные экспертные знания, отдельные документы, отдельные массивы документов, а также документы и их массивы, составляющие базы и банки данных, базы знаний, библиотеки, архивы, фонды, информационные системы и другие системы в определенной предметной тематической области, которые удовлетворяют функциональным потребностям и запросам потребителей информации.

Информационными ресурсами обладают отдельные люди, коллективы людей, организации, территориальные и национальные образования, города, регионы, страны и в целом весь мир. Если ИР собирается и используется в рамках региона или в рамках одной страны, то говорят о региональных или национальных, государственных ИР.

Государственные информационные ресурсы в России включают:

– федеральные информационные ресурсы;

– информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (информационные ресурсы совместного ведения);

– информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

В том случае если информация пересекает государственные границы и используется на межгосударственном или межнациональном уровне, то говорят о мировых информационных ресурсах.

Учитывая развитие современных информационных технологий, прежде всего повсеместное расширение в мире глобальной сети Интернет, государственные границы для информации теряют свое значение, и она становится доступной для всего человечества. Поэтому вся совокупность ИР, накопленных различными лицами, организациями, регионами, государствами и используемых на межгосударственном уровне, называется мировыми информационными ресурсами.



2 Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов

Все перечисленные в предыдущем параграфе объекты, разные по сути, могут быть представлены в виде одной универсальной модели, которая использует информационное описание объекта. Так, всю информацию об объекте можно представить в виде совокупности разносторонних параметров или показателей, которые характеризуют его состояние и поведение во времени, что показано на рис. 2.1. Причем следует сказать, что понятие “параметр” используется чаще всего применительно к техническим объектам, а к другим объектам применяют понятие “показатель”. Например, параметры автомобиля — габаритные размеры, масса, нагрузка, предельная скорость и т.п., а показатели деятельности предприятия — прибыль, рентабельность и др. Иногда понятие “параметр” используется при характеристике статических состояний объекта (например, параметры уровня и количества сырья в емкости), а понятие “показатель” — при динамических (например, показатели роста производительности труда на производстве). В рассматриваемой модели будем использовать одно общее понятие — “параметры”.



В данном случае вектор y =(y1, y2, …, yn) представляет выходные, или управляемые, параметры. Именно эти параметры информируют о том, в каком состоянии находится объект и каким образом оно отвечает поставленным целям управления.

Вектор x =(x1, x2, …, xr) определяет входные, или задающие (контролируемые), параметры, являющиеся причиной изменения состояния объекта.

Вектор u =(u1, u2, …, um) обозначает параметры возмущающих управляющих воздействий на объект согласно принятой цели управления и его алгоритму.

Вектор f (f1, f2, …, fk) показывает параметры возмущающих неконтролируемых и неуправляемых воздействий, которые являются следствием влияния факторов внешней окружающей среды или иных внутренних факторов (например, действие температуры или влажности воздуха на технологический процесс производства некой продукции, старение и износ узлов и механизмов, поведение отдельных людей в социальной среде при выполнении какойто определенной задачи и т.п.). Эти параметры отражают помехи при управлении. Если параметр такого рода может быть подвергнут контролю, то в таком случае этот параметр переводится в группу входных параметров, т.е. он включается в вектор x.

В общем случае вектор y является нелинейной векторной функцией задающих, управляющих и внешних воздействий:

y = y (x, u, f) (2.1)

Координаты векторов u и y называют соответственно управляющими и управляемыми координатами. Если объект управления характеризуется одной управляющей и одной управляемой величиной, т.е. векторы u и y имеют по одной координате, то объект называется простым, одномерным или односвязным. Если векторы u и y имеют несколько координат, то объект называется многомерным. При наличии нескольких взаимно связанных координат векторов u и y объект называют многосвязным.

Информация о целях управления заложена в алгоритме управления, который может быть представлен в виде функциональной зависимости

u(t) = F (y, x, f) , (2.2)

где F — некоторая в общем случае нелинейная векторная функция от управляемых параметров y , задающих параметров x и возмущающих воздействий f.

Любые процессы связаны с получением, переработкой или преобразованием, хранением и передачей только трех основных групп объектов: материально-вещественных, энергетических и информационных.

Информация материально-вещественных объектов несет знания о физических и физико-химических свойствах веществ и их составе. Информация энергетических объектов отражает энергетические характеристики процессов. Информационные объекты могут быть описаны набором показателей, например количеством информации в документе, качеством этой информации, характеристиками носителя информации и т.п. Это представлено на рис. 2.2.

Из представленного рисунка видно, что каждый объект управления имеет свое информационное описание с помощью набора параметров, признаков или показателей, с помощью которых можно получить новые знания о его состоянии и поведении. Если информационное описание фиксируется на материальном носителе или в мозгу человека, то эта информация становится информационным ресурсом.

Таким образом, информация выступает в качестве единого и универсального средства описания всего происходящего в окружающей человека среде и формирования, тем самым, информационных ресурсов для хранения и последующего извлечения из них необходимых для человечества знаний.

3 Возникновение и развитие информационных ресурсов.

С начала деятельности человека на земле его взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой приносили огромный опыт и накапливающиеся знания, которые выражаются в виде субъективной и объективной информации. При этом непосредственный опыт человека образует первичную информацию, или информацию первого порядка. Знания, полученные человеком в результате обработки первичной информации или в результате некоторых сведений об имеющемся опыте других людей, представляет собой вторичную информацию, или информацию второго порядка. Таким образом, получаемые знания первого или второго порядков человеком фиксируются, сохраняются, обрабатываются и передаются другим людям, что служит основой возникновения информационной деятельности и информационных технологий.

История возникновения и развития ИР показывает динамику развития человека как разумного существа, способного не только эффективно использовать свои умственные и духовные способности для общения между собой и активного взаимодействия с природой, но также создавать методы и средства фиксации, хранения, обработки и передачи информации и таким образом развивать информационные технологии и формировать информационную среду для своего существования. В процессе своего развития человечество создавало и создает новые, все более совершенные, механизмы и технологии производства, хранения, обработки и передачи информации для удовлетворения своих информационных потребностей и обеспечивает тем самым формирование множества ИР.

В истории и развитии ИР условно можно отметить следующие фазы.



Первая фаза связана с возникновения речи и развитием информационного обмена между людьми на речевом и сигнальном уровнях, что позволяло оценивать разнообразный опыт деятельности человека в категориях информации и передавать последнюю от поколения к поколению. Устная информация явилась толчком к развитию речи, которая позволила выделить человека из животных и запустить механизмы информационных технологий.

Вторая фаза развития ИР относится к эпохе возникновения письменности (приблизительно конец 4 — начало 3 тысячелетия до н.э. в Египте и Месопотамии), когда общение между людьми и обмен знаниями перешли на более высокий уровень — на уровень документального общения. При этом возникла технология хранения информации в единичных экземплярах на примитивных носителях (папирус, глина и т.п.), которые можно было перемещать в пространстве и времени. Появились возможности доступа (хотя малого и ограниченного) к информации текущего момента и исторического характера. В те времена создавались первые хранилища документов с информацией, отражающей состояние и поведение отдельных людей и общественной жизни.

Третья фаза характеризуется появлением печати (в середине XI в. в Китае, в середине XV в. в Европе, в середине XVI в. в Москве). Это изобретение позволило тиражировать документы в виде книг или газет, распространять их в пространстве, а также формировать библиотеки, архивы и хранилища, т.е. накапливать источники знаний, сконцентрированные в одном месте, что создало основу системы общего и отраслевого профессионального образования и распространения этих знаний по всему миру. Формируемые таким образом ИР начали приближаться к уровню информационных потребностей человека, которые, в свою очередь, пропорционально вырастали.

Четвертая фаза развития ИР относится к периоду открытия и применения в технике электрических сигналов и электромагнитных волн (середина XIX в.). Появление телеграфа, телефона, радио и телевидения позволило обеспечить оперативный обмен информации в любом объеме практически по всему миру.

На этой стадии рост объемов создаваемых ИР приобрел крайне интенсивный характер (по экспоненциальной зависимости). Так, например, если общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. — уже каждые 5 лет, с 1990 г. — ежегодно!

Это вызвано быстрым ростом числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытноконструкторских работ, постоянно увеличивающимся числом периодических изданий по разным областям человеческой деятельности, появлением разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.).

Если в начале ХХ в. во всем мире насчитывалось примерно 10 тыс. наименований журналов по всем областям знаний, то сейчас ежегодно публикуется около 100 тыс. журналов более чем на 60 языках, свыше 5 млн. научных статей, книг, брошюр, более 250 тыс. диссертаций и отчетов. Огромное количество документов (отчеты о научноисследовательских работах, проектная и производственная документация и др.) остаются неопубликованными, их число в 3–5 раз превышает опубликованные.

При этом бурными темпами развивались технологии приема-передачи информации на сигнальном уровне, а ее хранение происходило на старом уровне — традиционном уровне обработки и хранения документов. Это привело человечество к кризисному состоянию, характеризуемому, с одной стороны, резко возрастающим объемом информации, в том числе за счет активно формирующихся цивилизованных экономических и общественных структур и средств оперативного получения информации о разных аспектах их деятельности, а с другой — ограниченными возможностями архивирования и хранения документов (в большей части бумажных). При этом возникла проблема поиска необходимой информации среди множества другой, а также необходимость разработки и создания современных средств автоматизации информационной деятельности. В таком потоке информации ориентироваться становилось все труднее. Подчас выгоднее было создать новый продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. К примеру, в середине 80-х гг. ХХ в. для поиска необходимых документов в библиотеках США ежегодно тратилось примерно 300 млн долл., а темпы роста бумажного делопроизводства втрое превзошли темпы роста валового продукта США.

Такая ситуация вызвала новый виток бурного развития науки и техники на базе информационных технологий, что связано с изобретением транзистора (1947 г.), микропроцессора (1971 г.), а в результате — с появлением персональных компьютеров и компьютерных сетей передачи данных. Наступила пятая фаза развития ИР — эпоха новых информационных технологий, отличающихся следующими характерными чертами революционного перехода к современному информационному

миру:

– замена механических и электрических средств обработки информации электронными;



– миниатюризация всех узлов, устройств, приборов и машин, приведшая к резкому сокращению их энергопотребления;

– создание энергонезависимых элементов вычислительных устройств;

– разработка программно-управляемых устройств и процессоров.

Развитие современных средств вычислительной техники и связи, создание компьютерных сетей, в частности Интернета, привело к расширению сферы науки и образования, сферы влияния электронных средств массовой информации, а следовательно, и к новому взрывному процессу резкого увеличения объема вновь генерируемых ИР. Так, в конце ХХ — начале ХХI вв. это увеличение по сравнению с предыдущим периодом (за первые три четверти ХХ в. информационный поток увеличился примерно в 30 раз) приняло скачкообразный характер и получило название “информационного взрыва”, или “информационной революции”.

Таким образом, наступили некоторые противоречия между возможностями человека по восприятию и переработке информации, с одной стороны, и существующими мощными потоками лавинообразно нахлынувшей на него информации и колоссальными массивами хранящихся ИР — с другой. При этом возникает информационный “шум”, т.е. существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезного и нужного для потребителя ИР, а их объемы, распределенные в мировом информационном пространстве, не позволяют ему быстро и эффективно извлекать искомую информацию.

В настоящее время впервые за всю историю человечества темпы роста ИР перекрыли темпы роста информационных потребностей человека, которые приближаются к своему пределу. При этом объем ИР в мире продолжает расти так же интенсивно, а информационные потребности остановили свой рост в силу ограниченных возможностей самого человека усваивать или “переваривать” эти ресурсы. Таким образом, наступила эпоха информационного насыщения, или эпоха информационного кризиса, разрешение которого возможно только за счет НТП в области информационных технологий.

За последние годы широкое использование компьютеров и микропроцессоров, сетей передачи данных, спутниковых и наземных каналов связи позволило объединить мир в единую гигантскую систему, практически не имеющую границ и обеспечивающую хранение колоссальных по объему разнообразных ИР, пополнение и широкие возможности их освоения. Разрабатываются новые методы, оптимизирующие процессы обработки информации (например, распараллеливание процессов), ее хранения (например, сжатие) и распространения.

Происходит переход к “безбумажной” технологии и “безбумажному” обществу, в котором ИР представляются в основном в цифровом или электронном виде, а информационный обмен между людьми осуществляется с помощью электронных средств (Интернета, электронной почты, видеотелефона, видеоконференций, факсимильной связи и т. п.). Хранение и обработка любой информации при этом производится в цифровом виде на персональных компьютерах (объединенных развитой телекоммуникационной сетью), что по своей сути является переходом к новой — шестой фазе развития и потребления ИР.

Современные информационные технологии по формированию и использованию ИР привели к созданию информационной индустрии, которая по своим масштабам и экономическим показателям опередила энергодобывающую, промышленную и сельскохозяйственную индустрии. Она связана как непосредственно с поиском и предоставлением информации, так и с разработкой программного и технического обеспечения и продажей его все большему числу пользователей. При этом возникла проблема экономической оценки как самих ИР, так процессов их хранения и передачи. Появились множественные службы и организации по управлению и распространению ИР, а также программных и технических средств их хранения, переработки и доставки.

В итоге развитие мировых ИР и эволюция информационных технологий на настоящий момент позволили:

– формировать новые ИР на базе более эффективных методов и средств автоматизации и информатизации;

– превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;

– сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;

– образовать всевозможные базы данных по ресурсам регионов и государств;

– более эффективно использовать имеющиеся ИР для повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений по управлению как в технических и организационно-экономических системах (например, в фирмах, банках, биржах, в промышленности, торговли и т.п.), так в социальной и других сферах.

4 Классификация информационных ресурсов

Для классификации ИР и разбиения их на определенные виды или категории можно использовать разнообразные признаки. Наиболее обобщенным признаком, не требующим анализа ни семантической, ни синтаксической, ни прагматической составляющих в ИР, служит признак формы представления или фиксации информации. В соответствии с этим признаком классификация ИР представлена на рис. 2.3.

Исходя из приведенной классификации, все ИР целесообразно разбить на два класса: недокументированные, к которому относят индивидуальные и коллективные знания специалистов, и документированные.

Документированные ИР по признаку закрепления информации подразделяют на текстовые (письменные), графические (чертежи, схемы, графики, карты, диаграммы, картины), фото-, аудио- (грампластинки, аудиокассеты и т. п.), видео- (кинофильмы, диапозитивы, слайды и т. п.) и электронные документы.





По признаку фиксации информации документированные ИР можно также разделить на два класса: зафиксированная и хранящуюся на различного типа материальных носителях (различные материалы: бумага, холст, глина, парафин, фотопленка, кинопленка, магнитная пленка и т. п.) и преобразованная и зафиксированная в электронном виде (память компьютера, дискетка, компакт-диск и т.п.).

По признаку подлинности документированные ИР подразделяются на документы- оригиналы и копированные, или репродуцированные, документы (микрофиши, микрофильмы, ксерокопии, фотокопии и т. п.).

По признаку тематической принадлежности ИР могут быть подразделены на множество тематических областей и подобластей знаний, например:

– научные ресурсы;

– социальные ресурсы;

– экологические ресурсы;

– законодательные ресурсы

– нормативно-правовые ресурсы;

– статистические ресурсы;

– обучающие ресурсы;

– и т.д.

Использовать данный признак классификации ИР достаточно сложно, так как один и тот же ресурс может содержать информацию по ряду разнообразных тем. В таком случае ИР включают в соответствующие тематикам виды, и, таким образом, он может встречаться многократно в разных списках.

По признаку ограничения доступа ИР подразделяются на ряд классов, которые определяются законодательством страны или внутренними положениями организаций, владеющих информацией. Так, в Законе “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” сказано, что “доступ к информации — возможность получения информации и ее использования” (ст. 2, п. 6); “конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя” (ст. 2, п. 7); “ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства” (ст. 9, п. 1).

Также в Законе прописано: “Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа)” (ст. 5, п. 2) и “Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется:

- на информацию, свободно распространяемую;

- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

- информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается” (ст. 5, п. 3).

Таким образом, информация в зависимости от категории доступа разбита на два класса: общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа, и в зависимости от порядка ее предоставления или распространения — на 4 класса.

Следует отметить, что Закон гласит: “Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение” (ст. 9, п. 4).

По признаку коммерциализации ИР можно разделить:

– на некоммерческие ресурсы (открытые государственные и отраслевые публичные библиотеки, фонды, хранилища, музеи, передачи по общедоступным каналам эфирного или кабельного телевидения и радио, бесплатное образование и т. п.);

– коммерческие ресурсы (конкретный информационный продукт, имеющий определенную стоимость и продаваемый по рыночной цене, или платный доступ в библиотеки, фонды, хранилища, музеи, к системе платного телевидения, в информационные системы, в том числе Интернете т. д.).

ИР от отправителя (коммуникатора) к потребителю (реципиенту) распространяются с помощью устных, документальных и электронных каналов передачи информации. При этом возможны четыре варианта коммерциализации процесса:

1) предоставление ресурса бесплатное, получение бесплатное;

2) предоставление ресурса бесплатное, получение платное;

3) предоставление ресурса платное, получение бесплатное;

4) предоставление ресурса платное, получение платное.

В рекламном бизнесе принято предоставлять ИР на платной основе, а получать рекламную информацию бесплатно (по телевидению и радио, путем рассылки газет, рекламных брошюр, установки рекламных щитов и плакатов и т. п.).

Для доступа в Интернет провайдерами устанавливается определенная плата в зависимости от объема получаемой информации или времени нахождения в сети. При этом отдельные ресурсы предоставляются бесплатно, а некоторые имеют свою цену, которую необходимо оплатить предварительно перед получением информации.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

  • Информационный ресурс
  • 2 Информационное описание объекта и формирование информационных ресурсов
  • 3 Возникновение и развитие информационных ресурсов.
  • 4 Классификация информационных ресурсов