Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования




страница1/20
Дата29.06.2017
Размер3.99 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
«Утверждаю» «Согласовано»

Заведующий МБДОУ специалист по дошкольному

«Детский сад образованию ИМЦ

комбинированного вида Менделеевского муниципального

№12 «Крепыш» района Республики Татарстан

Менделеевского муниципального ___________Э.А.Маслова

района

___________Т.В.Газизова

протокол №___ от________________2013г.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №12

«Крепыш»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан

г. Менделеевск, 2013г.



Содержание образовательной программы:


1.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ







Пояснительная записка

3

1.1.

Нормативная база, в соответствии с которой разработана общеобразовательная программа ДО

4

1.2.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

5

1.3.

Приоритетные направления деятельности ДОУ

по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования



10

1.4.

Цели и задачи деятельности ДОУ по реализация основной общеобразовательной программы

10

1.5.

Особенности осуществления образовательного процесса

11

1.6.

Принципы и подходы к формированию Программы

12

2.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ в МБДОУ №12




2.1.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей в ДОУ

13

2.2.

Модели образовательного процесса

27

2.2.1.

Комплексно - тематическое планирование на учебный год

28

2.2.2.

Перспективно-тематический план на летний период

31

2.3.

Принципы проектирования образовательного процесса. Структура образовательного процесса.

34

2.4.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

35

2.5.

Виды детской деятельности и формы работы с детьми

37

3

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей:




3.1.

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Физическая культура».



41

3.2.

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Здоровье».



44

3.3.

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Безопасность»



46

3.4.

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Социализация»



49

3.5.

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Труд»



53

3.6

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Познание»



57

3.7

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Коммуникация»



65

3.8

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы»



71

3.9

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Художественное творчество».



73

3.10

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательной области «Музыка».



80

IV

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. Особенности организации образовательного процесса




4.1.

Формы и средства организации коррекционной непосредственной образовательной деятельности

85

4.2.

Логопедическое сопровождение детей

86

4.3.

Функции деятельности учителя-логопеда

87

4.4.

График работы учителей-логопедов

87

4.5.

График индивидуально-подгрупповой работы с детьми

87

4.6.

Логопедическая документация

89

V

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА




5.1.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

90

5.2.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

91

5.3.

Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования

114

VI.

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




6.1.

Система работы с родителями воспитанников.

116

6.2.

Национально-региональный компонент

120

6.3.

Компонент ДОУ. Режим усиленной двигательной активности на открытом воздухе

154

6.4.

Условия реализации образовательной Программы

162

6.5.

Работа по осуществлению преемственности со школой

163

6.6.

Взаимодействие с другими учреждениями

167

VII

ОСОБЕНННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

168



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Крепыш» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному и коррекционно-речевому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №12 «Крепыш» расположено по адресу: город Менделеевск РТ, ул.Г.Тукая, дом 9, функционирует с 1991 года.

Учредителем детского сада является исполком Менделеевского муниципального района.

Дошкольное учреждение осуществляет свою деятельность на основании:



Лицензии на право ведения образовательной деятельности № 1012 от 13.04.2011года;

Свидетельства об государственной аккредитации АА 108780 рег.№8235 10 июля 2009г.

Устава МБДОУ №12 №179 от 28.02.2011г.

Тип – дошкольное образовательное учреждение

Вид – детский сад комбинированного вида

Категория – вторая.

Штатами дошкольное образовательное учреждение укомплектовано полностью. Все педагоги своевременно проходят курсовую подготовку.



1.1.Нормативная база, в соответствии с которой разработана общеобразовательная программа ДОУ

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Крепыш» Менделеевского муниципального района РТ разработана в соответствии с:

- «Законом об образовании в РФ» от 29.12.2012 г №273 - ФЗ

- "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - 2.4.1. 3049 – 13;

- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655,Регистрационный №  16299  от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ).

- приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан и Российской Федерации от 23.11.2009  № 655 «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

-«Законом РТ №44 от 28.07.2004 г. «О государственных языках РТ и других языках в РТ»

Устав МБДОУ:


  1. Руководство МБДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

  2. Заведующий МБДОУ выполняет свои функции в соответствии с должностной инструкцией.

  3. В МБДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплина:

    1. имеется номенклатура дел;

    2. регистрируется входящая и исходящая документация;

    3. осуществляется работа по изучению и реализации нормативных документов (приказов, инструкций);

    4. распределены обязанности между руководителями;

    5. обеспечивается целевое расходование средств, предусмотренных сметой;

    6. имеются данные о последней инвентаризации материальных ценностей.

  4. В МБДОУ имеется нормативно-правовая документация, регулирующая деятельность учреждения:

  • Устав МБДОУ;

  • Договор с учредителем;

  • Договоры между родителями (законными представителями) и МБДОУ.

Документация ведется в соответствии с номенклатурой дел МБДОУ.

  1. В МБДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников.

Существует определенная стратегия и тактика функционирования и развития МБДОУ;

  • осуществляется календарно-тематическое планирование;

  • воспитатели имеют перспективные планы по обучению и воспитанию детей;

  • освобожденные специалисты имеют перспективные планы по обучению и воспитанию детей;

  • работа педагогов (воспитателей, освобожденных специалистов) с определенными группами (подгруппами) осуществляется на основе координации их деятельности (совместно проводятся занятия, педагогические консилиумы и другие формы сотрудничества).

1.2. Возрастные и индивидуальные особенности детей, воспитывающихся в ДОУ

В детском саду функционирует восемь групп. Из них:



  • группа раннего возраста №6 (2-3 года)

  • группа раннего возраста №1 (2-3 года)

  • группа раннего возраста №7 (2-3 года)

  • вторая младшая группа №4 (3-4 года)

  • вторая младшая группа №10 (3-4 года)

  • средняя группа №2 (4-5 лет)

  • средняя группа №11 (4-5 лет)

  • логопедическая старшая группа №8 (5-6 лет)

  • логопедическая подготовительная группа №12 (6-7 лет)



Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Возрастные особенности детей

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его



общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с

правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие

дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц

восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить

значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и



отношения между предметами. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.


Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Возрастные особенности детей

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются

навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-разительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, знимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20