Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения




страница1/34
Дата01.07.2017
Размер5.58 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


«Согласовано» «Утверждено»

Директор МОУДПО(ПК)С «УМЦ» приказом

_______________ Чугаева А.В. заведующего МАДОУ «Детский сад №3

«____» _____________2011 г. общеразвивающего вида»

№ от 2011 г.

Принято решением

педагогического совета

№ 1 от 2011г. Протокол №

Заведующий МАДОУ «Детский сад №3

общеразвивающего вида»


______________ Сидорова Е.М.

«____»_______________ 2011 г.



Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 3 общеобразовательного вида»

2011г.
СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ 37

1.1.1. Организация режимных процессов в ДОУ 37

1.1.2. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ 41

1.1.3. Модель воспитательно-образовательного процесса ДОУ «Детский сад №3» 43

1.2.Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной Программы дошкольного образования 46

1.2.1 Особенности взаимодействия взрослых и детей. 46

1.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей 100

1.3.1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье» 100

1.3.2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области « Физическая культура» 104

1.3.3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» 109

1.3.4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» 118

1.3.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» 123

1.3.6.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» 126

1.3.7.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация» 129

1.3.8.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание» 133

1.3.9 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка» 138

1.3.10.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» 145

1.4. Содержание коррекционной работы с детьми с нарушениями речи 155

1.5. Планируемые результаты освоения Программы 158

1.6. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования 204

2.1. Региональный компонент в ДОУ 210

2.2. Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста 220

2.3. Особенности организации образовательного процесса в группах по предшкольной подготовке 223

2.4.Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания 229

2.5. Условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 231

2.5.2.Создание и обновление предметно-развивающей среды 232

2.5.3.Инновационная деятельность ДОУ 237

2.5.4. Сотрудничество с семьей 241

2.5.5. Преемственность ДОУ и школы 249

Приложение 301



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная общеобразовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 общеразвивающего вида» город Руза, является нормативно-управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде и обеспечивающую достижение воспитанниками физической и психологической готовности к школе.



Нормативно-правовой базой для разработки основной общеобразовательной программы МАДОУ «Детский сад №3 общеразвивающего вида» является:

- Конституция РФ от 12.12.1993г.

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

- Конвенция ООН о правах ребёнка, 1998г.

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990.

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91).

- Инструктивно-методическое письмо МОиПО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 года № 65/23-16.

- Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ, и Российской Академии Образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ РФ» от 16.07.2002 года № 2715/227/166/19

- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 комбинированного вида» муниципального образования город Руза.

Программа построена на теоретико-методологических подходах к проблеме развития психики ребенка:


  • качественный подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

  • генетический подход (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже).

  • возрастной подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже).

  • культурно-исторический подход (Л.С.Выготский).

  • личностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец).

  • деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов).

Программа основывается на положениях:

1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;

2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования;

3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.



Программа:

  • направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) развитие;

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  • отвечает критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);   

  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;    

  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;    

  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;  

  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей;

  • предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;

  • учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;

  • обеспечивает преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;

  • направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Важнейшим условием эффективности Программы является определение ее ценностных ориентиров.

Цель Программы:

- Обеспечение целостности и единства воспитательно-образовательного процесса как основы повышения качества дошкольного образования.

Задачи Программы:

  1. Укрепление и сохранение физического и психического здоровья каждого ребенка, их физического развития и эмоционального благополучия.

  2. Создание условий для разностороннего развития ребенка, обеспечивающего физическую и психологическую готовность к школьному обучению.

  3. Создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей детской деятельности.

  4. Оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого воспитанника.

5. Взаимодействие с семьей в рамках осуществления полноценного развития ребенка.

В Программе исключена из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебная деятельность, как не соответствующая закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

В качестве адекватных дошкольному возрасту форм работы выступают: экспериментирование, беседы с детьми, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др. Вышеназванные формы работы и виды детской деятельности не предполагают обязательного проведения традиционных занятий, построенных в логике учебной модели организации образовательного процесса.

Ведущая идея программы – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.

Показателями Программы являются:


  • построение целостного педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей;

  • разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей детей;

  • организацию индивидуальных и коллективных видов деятельности, построенных на содержательном общении, диалоге;

  • право выбора самим ребенком содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности.

Возможность реализации Программы дошкольного образования обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов:

- наличие квалифицированного кадрового потенциала в ДОУ;

- материально-техническое оснащение ДОУ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, современных требований;

- создание образовательно-развивающей среды, предполагающей активное использование культурно-образовательных ресурсов ДОУ.

В МАДОУ «Детском саду №3 общеразвивающего вида» воспитываются дети в возрасте от 1,6 года до 7 лет. Функционирует 11 групп, из них:


  • 11 групп – общеразвивающих, из них:

- группа раннего возраста (1,6 -2) -1гр.;

- 1 младшая (с 2 до 3 лет) – 2 группы;

- 2 младшая (с 3 до 4 лет) – 3 группы;

- средняя (с 4 до 5 лет) – 2 группы;

- старшая (с 5 до 6 лет) – 1 группа;

- подготовительная (с 6 до 7 лет) – 2 группы.

Контингент родителей (законных представителей) представлен следующим образом:

- социальный статус: рабочие – 110 (35%), служащие - 163 (52%), неработающие – 11 (3,5%), предприниматели – 7 (2,2%), домохозяйки – 19 (6,1%). Приоритетные направления деятельности

- образовательный статус: высшее образование – 99 (31,9%), среднее – профессиональное – 144 (46,4%), среднее – 60 (19,3%),без образования – 6 (1,9%).

МАДОУ имеет кадровый потенциал, обеспечивающий режим стабильного развития. Воспитательно-образовательный процесс обеспечивают 26 педагогов, из них воспитателей - 22, музыкальных руководителя - 1, педагог-психолог – 1, учитель - логопед – 1.

12 педагогов (46%) имеют высшее образование, 14 педагогов (54%) - среднее специальное.

Квалификационную категорию имеют 20 педагогов (76 %), из них 2 (10 %) имеет высшую квалификационную категорию, 11 (55%) - первую квалификационную категорию, 8 (35%) – вторую квалификационную категорию. Коллектив МАДОУ стабильный, работоспособный, творческий. В дошкольном образовательном учреждении работают опытные педагоги, профессионалы, мастера своего дела. 3 педагога (28%) имеют стаж работы более 15 лет, 8 педагогов (72%) имеют стаж работы более 20 лет.

Для реализации целей Программы в ДОУ созданы оптимальные материально-технические условия: во всех возрастных группах организованы специальные условия для разнообразной детской деятельности: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, опытнической, двигательной. Все «уголки» оснащены необходимым материально-техническими ресурсами.

В МАДОУ оборудованы: медицинский кабинет, спортивный зал, музыкальный зал. Выделены специальные помещения для коррекционной работы с детьми: кабинет педагога-психолога. В ДОУ имеются: зимний сад, музей народно – прикладного искусства.

В дошкольном учреждении созданы условия для безопасного пребывания участников воспитательно-образовательного процесса: детский сад оборудован охранной и пожарной сигнализацией, дистанционными кнопками тревожной сигнализации.

Для осуществления целей Программы в МАДОУ создана образовательно-развивающая среда, которая способствуют развитию дополнительного образования воспитанников, являющегося важнейшей составляющей духовного и интеллектуального развития личности ребенка. Целью дополнительного образования является гармоничное развитие способностей, склонностей и интересов каждого воспитанника, формирование творчески активной личности. Эта цель реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования, введение в процесс дополнительного образования программ, имеющих физическую, социально-личностную, художественно-эстетическую направленность.

Для более полного удовлетворения индивидуальных интересов и склонностей воспитанников МАДОУ действуют факультативы и кружки:


  • «По дороге к Азбуке»;

  • «Юный художник»;

  • «Детский дизайн»

Приоритетные направления деятельности в МАДОУ: экологическое воспитание, физическое воспитание, художественно – эстетическое развитие, социально – нравственное развитие, взаимодействие с семьёй. Основное приоритетное направление МАДОУ по реализации Программы – направлено на создание условий для интеллектуального и личностного развития ребенка в процессе взаимодействия с семьей.

Содержание образовательного процесса построено на основе реализации комплексных образовательных программ нового поколения:

- Программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;2011г.

- «Программа воспитания и обучения в детском саду», М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой;2010г.

- парциальных программ и технологий различной направленности.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Особенности осуществления образовательного процесса отличают организационные, национально-культурные, демографические, климатические и другие особенности.

При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») решаются и в ходе реализации других областей Программы.

Комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, обеспечивает соединение образовательных областей в единое целое. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен календарь праздников, который обеспечивает:



  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

  • социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

  • поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы, так как праздник – это всегда событие (день памяти; счастливый, радостный день, напоминающий о произошедшем или устраиваемый по какому-либо поводу);

  • технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);

  • разнообразие форм подготовки и проведения праздников;

  • возможность реализации принципа построения программы «по спирали» или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (органичное включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

Содержание Программы в полном объеме реализуется в совместной деятельности педагогов и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

Образовательная программа МДОУ состоит из двух частей:

  1. Обязательной части.

  2. Вариативной части.

Обязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Обязательная часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса и другие разделы:

  • «Планируемые результаты освоения Программы».

  • «Организация режима пребывания детей в ДОУ».

  • «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

  • «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей»: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Вариативная часть Программы отражает:

  • видовое разнообразие МАДОУ «Детский сад №3», наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей;

  • специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей.

Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а в вариативной части 20% общего объема Программы.

Основным аспектом является интегрирование образовательных областей Программы: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».



Физическое развитие

«Здоровье»

Необходимыми условиями решения одной из главных задач ДОУ по охране жизни и укреплению здоровья детей являются:

- создание в ДОУ безопасной образовательной среды;

- осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;

- использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.

Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- воспитание культурно-гигиенических навыков;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.


Виды интеграции образовательной области «Здоровье»

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека.

«Социализация» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ.



«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья.

«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека.

«Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье».

«Труд» - накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда.

«Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье».

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
  • «Детский сад № 3 общеобразовательного вида» 2011г. СОДЕРЖАНИЕ
  • Нормативно-правовой базой
  • Программа построена
  • Программа основывается на положениях
  • Цель Программы
  • Ведущая идея программы
  • Возможность реализации Программы
  • Образовательная программа МДОУ состоит из двух частей: Обязательной части. Вариативной части. Обязательная часть
  • Физическое развитие «Здоровье»
  • - создание в ДОУ безопасной образовательной среды; - осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;
  • - использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.
  • Основные задачи психолого-педагогической работы: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • Виды интеграции образовательной области «Здоровье» По задачам и содержанию психолого-педагогической работы
  • По средствам организации и оптимизации образовательного процесса «Познание»
  • «Безопасность»
  • «Художественное творчество»
  • Чтение художественной литературы»