Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению подготовки магистратуры 050400. 68 Психолого-педагогическое образование




страница1/3
Дата03.07.2017
Размер0.68 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ М2.ДВ2 Мониторинг развития образовательного учреждения (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению подготовки магистратуры 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа «Психология организационно-управленческой деятельности» (квалификация (степень) «магистр») (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 04 сентября 2013 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич 2013 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины М 2.ДВ2 Мониторинг развития образовательного учреждения 2. Автор программы: Тучкова Т.В. 4. Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «Мониторинг развития образовательного учреждения» - формирование у магистрантов умения осуществлять мониторинг развития образовательного учреждения. Реализация на практике данной цели предполагает решение следующих основных задач: формирование представлений о методах и методиках, используемых в процессе мониторинга развития организации; формирование умения применять на практике психодиагностический инструментарий, предназначенный для диагностики организации и уровня ее развития; формирование умения формулировать диагностическую гипотезу; формирование умения обрабатывать результаты диагностического обследования; формирование умения формулировать выводы по данным диагностики результатов работы образовательного учреждения. 5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Учебный курс «Мониторинг развития образовательного учреждения» относится к дисциплинам по выбору, предваряет изучение дисциплин: «Технология профессионального успеха руководителя образовательной сферы», «Диагностика результатов деятельности образовательного учреждения» и др. В процессе изучения данной дисциплины студенты осваивают систему понятий, связанных с мониторинговой деятельностью руководителя образовательного учреждения, и важных для становления их профессиональной компетентности. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля): В соответствии с «ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) «МАГИСТР»), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации магистр, обучающийся по курсу «Мониторинг развития образовательного учреждения» должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11); использованием научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2); способностью проводить экспертизу образовательной среды учреждения и определять административные ресурсы развития учреждения (ПКОУ-1). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные категории и понятия психологической диагностики; основные методы и методики, применяемые в процессе мониторинга развития образовательного учреждения; этапы проведения диагностического обследования; особенности формулировки психологического диагноза и прогноза развития; специфику написания диагностического заключения. уметь: формулировать запрос; формулировать диагностические гипотезы; адекватно подбирать диагностический инструментарий с целью проверки диагностических гипотез; последовательно и грамотно проводить диагностическое обследование; осуществлять обработку полученных в ходе обследования данных; осуществлять интерпретацию данных; разрабатывать психолого-педагогические рекомендации по результатам диагностического обследования. 3) владеть: русским литературным языком, навыками устной и письменной речи; способностью выступать публично и работать с научными текстами; способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательного пространства. 10. Темы для самостоятельного изучения № пп Наименование раздела дисциплины (модуля) Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы 1 Мониторинг и специфика его осуществления вопросы для самостоятельного изучения; составление библиографического списка на тему: «Мониторинг развития образовательного учреждения» 5 собеседование, проверка библиографии 2 Оценка качества образования как проблема современного образовательного менеджмента подбор методик исследования качества образования 5 проверка методик 3 Мониторинг воспитательного процесса в школе реферат; проведение эмпирического исследования по изучению воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Мурманска 5 защита реферата; проверка данных исследования 4 Мониторинг деятельности классного руководителя проведение исследования деятельности классного руководителя в любом образовательного учреждении 5 контроль качества выполнения эмпирического исследования 5 Мониторинг качества подготовки специалистов вуза аннотирование литературы по теме 6 проверка результатов аннотирования и заслушивание сообщений 6 Мониторинг в дошкольном учреждении Познакомиться с документами по итогам аккредитационной экспертизы деятельности ДОУ, представить данные на занятии 6 обсуждение данных; заслушивание сообщений 7 Мониторинг инновационной деятельности образовательного учреждения контрольная работа: «Анализ перспективных планов развития образовательных учреждений» с целью выявления мероприятий по изменению внешних и внутренних условий работы учреждения 6 проверка контрольной работы 8 Аттестация педагогических и научно-педагогических работников анкетирование участников образовательной среды школы; обобщение опыта проведения аттестации педагогических работников на уровне образовательного учреждения и районной комиссии 6 собеседование, заслушивание сообщений 9 Мониторинг социально-психологического климата образовательного учреждения и удовлетворенности персонала трудом в образовательном учреждении подготовка сообщения на тему «Современные факторы, мотивирующие труд»; анализ системы мотивации сотрудников в любых образовательных учреждениях г. Мурманска, представить результаты анализа на занятии в виде презентации 6 заслушивание сообщения; просмотр презентаций Образовательные технологии Интерактивные формы занятий: № раздела (темы) Формы 1 Дискуссия на тему «Мониторинг развития образовательных учреждений: за и против». 3 Мозговой штурм на тему: «Условия, механизмы, способы повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях». 4 Решение ситуационных задач. 5 Разбор кейс-заданий. 6 Круглый стол на тему: «Система функционирования экспертных групп педагогов ДОУ». 7 Организационно-управленческая мастерская «Управление инновациями в образовании». 8 Презентация на тему: « Портфолио моих профессиональных достижений» Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Мониторинг развития образовательного учреждения» В ходе самостоятельного изучения дисциплины Мониторинг развития образовательного учреждения методические рекомендации позволяют студентам получить комплексное всестороннее представление о предмете, ознакомиться с основами терминологической, теоретической и практической стороны педагогической психологии. В методических рекомендациях представлен комплекс материалов для самостоятельного овладения учащимся всей программой дисциплины «Мониторинг развития образовательного учреждения». Активная работа на лекциях - одно из решающих условий качественного обучения студентов является их. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы. Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций: конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей; необходимо записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры; названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их; в конспекте дословно записываются определения психологических понятий, законов, остальное должно быть записано своими словами; каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например: Д – дети, Р – развитие; П - психика и т.п.). Все используемые сокращения нужно хорошо знать, для того чтобы в них правильно ориентироваться. Для того, чтобы в них не путаться, можно сокращения выписать на последнем листе тетради. В конспект следует заносить все то, что преподаватель диктует, пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала. В конце каждой темы выделены основные термины и понятия, предлагаются вопросы и задания для самопроверки с целью организации самоконтроля, темы рефератов иили курсовых работ, а также список основной литературы. Учебный текст сопровождается информационно-справочным материалом учебного назначения. По каждой теме в учебно-методическом комплексе предусмотрены хрестоматийные материалы. При подборе хрестоматийных материалов ставилась задача представить содержание современной педагогической психологии. Такой подход дает объективный критерий оценки практической значимости большинства теоретических работ. В соответствии с развиваемыми в публикуемых материалах идеями, была осуществлена попытка предоставить максимально широкую ориентировку для воссоздания логической структуры изучаемой дисциплины, ее проблем и достижений. Предпочтение отдано тому минимуму публикаций, без которого невозможно обеспечить достаточно высокий уровень проблемности учебного материала и активности при его усвоении. Для более качественного овладения учебным материалом приводится понятийно-терминологический словарь, включающий как общенаучные, так и специально-научные понятия. Самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов). Самостоятельная работа является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Обучение студентов МГГУ включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента. Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Основные способы самостоятельной работы по изучению дисциплины Мониторинг развития образовательного учреждения являются: изучение и конспектирование первоисточников - произведений классиков психологической науки; чтение учебников, учебно-методических пособий, научных статей, монографий и другой учебной литературы; регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач; работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий); подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях; подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины; решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) преподавателем; формулировка развернутых ответов на вопросы для подготовки к практическим занятиям; подготовка и выполнение контрольной работы (для студентов заочной формы обучения); подготовка к зачету экзамену. В образовательном процессе студентов МГГУ выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Тесная взаимосвязь этих видов работ предусматривает дифференциацию и эффективность результатов ее выполнения и зависит от организации, содержания, логики учебного процесса (межпредметных связей, перспективных знаний и др.): Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Мониторинг развития образовательного учреждения» выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.); написание рефератов; подготовка к семинарам и практическим занятиям; составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических, методических и др.); выполнение микроисследований; подготовка практических разработок; компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов. Практические занятия проводятся под руководством преподавателя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо: уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию; ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия; прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него; изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков психологической науки; прочитать дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем. На студента обрушивается громадный объем информации, которую необходимо усвоить. Нужный материал содержится не только в лекциях (запомнить его – это только малая часть задачи), но и в учебниках, книгах, статьях. Порой возникает необходимость привлекать информационные ресурсы Интернет. Система обучения студентов МГГУ подразумевает значительно большую самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности. Работа с литературой. При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке используются алфавитный и систематический каталоги. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой - это всегда большая экономия времени и сил. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также указана в методических разработках по данному курсу. Изучая материал по учебнику, следует переходить к следующему вопросу только после правильного уяснения предыдущего, описывая на бумаге все выкладки и вычисления (в том числе те, которые в учебнике опущены или на лекции даны для самостоятельного вывода). При изучении любой дисциплины большую и важную роль играет самостоятельная индивидуальная работа. Особое внимание следует обратить на определение основных понятий дисциплины «Мониторинг развития образовательного учреждения». Студент должен подробно разбирать примеры, которые поясняют такие определения, и уметь строить аналогичные примеры самостоятельно. Нужно добиваться точного представления о том, что изучаешь. Полезно составлять опорные конспекты. При изучении материала по учебнику полезно в тетради (на специально отведенных полях) дополнять конспект лекций. Там же следует отмечать вопросы, выделенные студентом для консультации с преподавателем. Выводы, полученные в результате изучения, рекомендуется в конспекте выделять, чтобы они при перечитывании записей лучше запоминались. Различают два вида чтения: первичное и вторичное. Первичное - эти внимательное, неторопливое чтение, при котором можно остановиться на трудных местах. После него не должно остаться ни одного непонятного олова. Содержание не всегда может быть понятно после первичного чтения. Задача вторичного чтения полное усвоение смысла целого (по счету это чтение может быть и не вторым, а третьим или четвертым). Правила самостоятельной работы с литературой. Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим: Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; «не старайтесь запомнить все, что вам в ближайшее время не понадобится, – советует студенту и молодому ученому Г. Селье, – запомните только, где это можно отыскать» (Селье, 1987. С. 325). Сам такой перечень должен быть систематизированным (что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности, то есть что может расширить Вашу общую культуру). Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время). Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть. При составлении перечней литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными руководителями (или даже с более подготовленными и эрудированными сокурсниками), которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время... Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц). Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это очень хороший совет, позволяющий экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах). Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время (у кого-то – до нескольких недель и даже месяцев); опыт показывает, что после этого студент каким-то «чудом» начинает буквально заглатывать книги и чуть ли не видеть «сквозь обложку», стоящая это работа или нет... «Либо читайте, либо перелистывайте материал, но не пытайтесь читать быстро... Если текст меня интересует, то чтение, размышление и даже фантазирование по этому поводу сливаются в единый процесс, в то время как вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном», – советует Г. Селье (Селье, 1987. – С. 325-326). Есть еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи. В этом случае студент (или молодой ученый) будет как бы искать аргументы «за» или «против» интересующей его идеи, и одновременно он будет как бы общаться с авторами этих книг по поводу своих идей и размышлений... Проблема лишь в том, как найти «свою» идею... Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того на сколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.) во многом зависит эффективность осуществляемого действия. Выделяют четыре основные установки в чтении научного текста: информационно-поисковый (задача – найти, выделить искомую информацию) усваивающая (усилия читателя направлены на то, чтобы как можно полнее осознать и запомнить как сами сведения излагаемые автором, так и всю логику его рассуждений) аналитико-критическая (читатель стремится критически осмыслить материал, проанализировав его, определив свое отношение к нему) творческая (создает у читателя готовность в том или ином виде – как отправной пункт для своих рассуждений, как образ для действия по аналогии и т.п. – использовать суждения автора, ход его мыслей, результат наблюдения, разработанную методику, дополнить их, подвергнуть новой проверке). С наличием различных установок обращения к научному тексту связано существование и нескольких видов чтения: библиографическое – просматривание карточек каталога, рекомендательных списков, сводных списков журналов и статей за год и т.п.; просмотровое – используется для поиска материалов, содержащих нужную информацию, обычно к нему прибегают сразу после работы со списками литературы и каталогами, в результате такого просмотра читатель устанавливает, какие из источников будут использованы в дальнейшей работе; ознакомительное – подразумевает сплошное, достаточно подробное прочтение отобранных статей, глав, отдельных страниц, цель – познакомиться с характером информации, узнать, какие вопросы вынесены автором на рассмотрение, провести сортировку материала; изучающее – предполагает доскональное освоение материала; в ходе такого чтения проявляется доверие читателя к автору, готовность принять изложенную информацию, реализуется установка на предельно полное понимание материала; аналитико-критическое и творческое чтение – два вида чтения близкие между собой тем, что участвуют в решении исследовательских задач. Первый из них предполагает направленный критический анализ, как самой информации, так и способов ее получения и подачи автором; второе – поиск тех суждений, фактов, по которым или в связи с которыми, читатель считает нужным высказать собственные мысли. Из всех рассмотренных видов чтения основным для студентов является изучающее – именно оно позволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом. Основные виды систематизированной записи прочитанного: Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения; Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала; Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала; Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора; Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного. Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта. Методические рекомендации по составлению конспекта: Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта; Выделите главное, составьте план; Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора; Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы: наиболее интересные мысли следует выписать; сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию; решить задачи и тестовые задания, содержащиеся в настоящем пособии. Особенностью изучения дисциплины Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». Студентам целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий. Важной формой обучения, а также этапом подготовки к практическим занятиям является самопроверка знаний. В ходе самопроверки студент должен ответить на вопросы, рекомендованные для подготовки к практическому занятию, а также составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Вопросы, указанные в плане практического занятия, являются наиболее существенными. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел. На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей. На практическом занятии дисциплины Мониторинг развития образовательного учреждения разрешается пользовать конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию. В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты: анализ взглядов по рассматриваемой проблеме дисциплины Мониторинг развития образовательного учреждения ; изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала; связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности; вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы). Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до 4-6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску. Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения. Выступления на практическом занятии оцениваются по четырехбалльной системе. Одной из форм обучения, подготовки к практическому занятию, разработки и написания реферата, контрольной и курсовой работы является консультация у преподавателя. Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, контрольной работы, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. Преподаватель поможет составить план доклада (контрольной и курсовой работы), порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы. Самопроверка. После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств. В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале. Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего материала. В этом случае надо вернуться назад и повторить плохо усвоенный материал. Важный критерий усвоения теоретического материала - умение решать задачи или пройти тестирование по пройденному материалу. Однако следует помнить, что правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений. Консультации. Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки. При подготовке к итоговой аттестации студент использует весь семестровый материал учебного процесса: конспекты лекций, альбомы, рекомендованную учебную литературу, методические пособия, свои тетради для лабораторных работ, и планомерно отвечает на вопросы из списка вопросов, выносимых на зачёт. Сложные вопросы, неподдающиеся для понимания вопросы следует разобрать с сокурсниками и с преподавателем в часы консультаций. Следует помнить, что зубрить материал, т.е. механически запоминать, бесполезно. Лучше потратить дополнительно время на то, чтобы разобраться и понять материал. Систематическая учеба в семестре - залог успеха при итоговой аттестации! В ходе работы предусмотрено и реализовано как минимум три уровня самопроверки и самоконтроля: тематический - по завершению той или иной темы учащемуся, помимо прочего, предлагается выбор заданий для самопроверки и контроля обучения, итогом которых является вынесение оценки усвоения частных тематических вопросов; рубежный - 14 тем учебного курса сгруппированы в 4 раздела, по окончании каждого из которых учащемуся предлагается оценить уровень полученных знаний, касающихся вопросов и проблем более высокого уровня, чем это было после изучения отдельных тем; наконец, предусмотрен итоговый уровень самопроверки (и аттестации), который включает вопросы и задания, касающиеся наиболее значительных проблем, изученных по ходу работы с курсом. Итоговая аттестация зависит от результатов промежуточных (тематических и рубежных) этапов самопроверки. Критерии оценивания знаний по дисциплине Мониторинг развития образовательного учреждения : Оценка «отлично» («5» – 91-100 баллов) ставится, когда студент показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии). Оценка «хорошо» («4» – 81-90 баллов) ставится, когда студент твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал твердые навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии). Оценка «удовлетворительно» («3» – 61-80 баллов) ставится, когда студент в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны и будущей профессиональной деятельности, продемонстрировал навыки и умения применения теоретических знаний в ходе практических занятий, представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии). Оценка «неудовлетворительно» («2» – 60 баллов и менее) ставится, когда студент представил все формы отчетности по дисциплине (формы отчетности указаны в настоящем пособии) и (или) не усвоил основного содержания дисциплины. Занятие № 1. Тема: Мониторинг и специфика его осуществления Вопросы для обсуждения: Понятие мониторинга развития образовательного учреждения, его цель, задачи, принципы проведения. Основные направления, этапы исследования. Задания для самостоятельной работы: Проанализировать годовой отчет руководителя о деятельности образовательного учреждения (ДОУ, СОШ, гимназии, лицея), сопоставить с планом работы на этот же учебный год, выявить степень соответствия планируемого и осуществленного, выяснить причины невыполнения каких-либо задач. Методические рекомендации по изучению темы Раскрыть сущность понятия мониторинга развития образовательного учреждения, его цели, задачи, принципы проведения. Охарактеризовать основные направления, этапы проведения мониторингового исследования. Проанализировать годовой отчет руководителя о деятельности образовательного учреждения (ДОУ, СОШ, гимназии, лицея), сопоставить с планом работы на этот же учебный год, выявить степень соответствия планируемого и осуществленного, выяснить причины невыполнения каких-либо задач. Основная литература. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снетковой. – СПб.: Речь, 2007. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. Галкина Т. И. Мониторинг образовательной деятельности в школе : книга современного завуча Галкина Т. И., Озерова Н. П. ; Административное управление образованием. - Ростов нД : Феникс, 2006. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения : учебное пособие Нац. фонд подгот. кадров (НФПК) ; [разраб. модуля: Писарева С. А. и др.]. - СПб. : Миралл, 2005. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект-Центр, 2004. Дополнительная литература. Абакумова Н. Н. Понятия инновации и педагогический мониторинг: соподчиненность и взаимообусловленность Абакумова Н. Н. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 5. - С. 50-55. Баллантайн И., Попова Н. Центры оценки и развития. – М., 2003. Бершадский М. Е. Консультации : мониторинг в образовании Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Педагогические технологии. - 2007. - № 2. - С. 109-140. Вербицкая А. В. Мониторинг в воспитательной деятельности Вербицкая А. В. Классный руководитель. - 2012. - № 2. - С. 3-25. Верещагина Н. В. Мониторинг в детском саду Верещагина Н. В. Дошкольная педагогика. - 2011. - № 10. - С. 51-53. Ермаков Д. С. Государственная аккредитация школ и мониторинг использования информационно-коммуникационных технологий Ермаков Д. С., Орлихина Н. Е. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2013. - № 2. - С. 20-27. Жигалова З. Я. Мониторинг воспитательного процесса Жигалова З. Я. Классный руководитель. - 2009. - № 7. - С. 10-14. Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе Фоменко С. Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 110-119. Занятие № 2. Тема: Оценка качества образования как проблема современного образовательного менеджмента Вопросы для обсуждения: Понятие качества образования. Подсистемы системы качества управления качеством образования в школе. Современные подходы к системам качества образования. Задачи мониторинга качества образования в школе. Процедуры управления качеством образования. Основные недостатки мониторинга в школе. Задания для самостоятельной работы: Подобрать методики исследования качества образования и представить на занятии в виде презентации. Методические рекомендации по изучению темы Проанализировать понятие качества образования. Охарактеризовать подсистемы системы качества управления качеством образования в школе. Выделить современные подходы к системам качества образования. Определить задачи мониторинга качества образования в школе. Описать процедуры управления качеством образования. Выявить основные недостатки мониторинга в школе. Подобрать методики исследования качества образования и представить на занятии в виде презентации. Основная литература. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект-Центр, 2004. Аксенова Е.А. Стратегический ассесмент. – М.: Юрайт-Издат, 2008. Галкина Т. И. Мониторинг образовательной деятельности в школе : книга современного завуча Галкина Т. И., Озерова Н. П. ; Административное управление образованием. - Ростов нД : Феникс, 2006. Ковальчук О. В. Мониторинг качества образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: задачи и итоги Ковальчук О. В. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Ком. по образованию адм. МО Всеволожский муницип. р-н, Район. метод. центр. - СПб. : РГПУ, 2008. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения : учебное пособие Нац. фонд подгот. кадров (НФПК) ; [разраб. модуля: Писарева С. А. и др.]. - СПб. : Миралл, 2005. Дополнительная литература. Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе Фоменко С. Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 110-119. Харисова А. Бинарный мониторинг - путь к повышению качества образования Харисова А.Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 198-203. Шакина Г. В. Система мониторинга сформированности общеучебных умений младших школьников Шакина Г. В. Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 8. - С. 63-68. Занятие № 3 Тема: Мониторинг воспитательного процесса в школе Вопросы для обсуждения: Основные составляющие единой системы мониторинга воспитания. Ал­горитм действий всех субъектов мониторинга. Модель единой системы мониторинга воспитательного процесса. Методики мониторинга воспитательной деятельности в школе и вузе. Задания для самостоятельной работы: Провести эмпирическое исследование по изучению воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Мурманска, результаты представить на занятии. Методические рекомендации по изучению темы Определить основные составляющие единой системы мониторинга воспитания. Представить ал­горитм действий всех субъектов мониторинга. Описать модель единой системы мониторинга воспитательного процесса. Охарактеризовать методики мониторинга воспитательной деятельности в школе и вузе. Провести эмпирическое исследование по изучению воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Мурманска, результаты представить на занятии. Основная литература. Галкина Т. И. Мониторинг образовательной деятельности в школе : книга современного завуча Галкина Т. И., Озерова Н. П. ; Административное управление образованием. - Ростов нД : Феникс, 2006. Вербицкая А. В. Мониторинг в воспитательной деятельности Вербицкая А. В. Классный руководитель. - 2012. - № 2. - С. 3-25. Жигалова З. Я. Мониторинг воспитательного процесса Жигалова З. Я. Классный руководитель. - 2009. - № 7. - С. 10-14. Максикова Н. Н. Мониторинг воспитания в образовательном учреждении Максикова Н. Н. Классный руководитель. - 2009. - № 7. - С. 14-20. Дополнительная литература. Бершадский М. Е. Консультации : мониторинг в образовании Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Педагогические технологии. - 2007. - № 2. - С. 109-140. Иванова Т. П. Мониторинг результативности воспитательной деятельности классного руководителя Иванова Т. П. Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 65-69. Якунина А.Н. Мониторинг семейного образования: постановка проблемы Якунина А.Н. Стандарты и мониторинг в образовании - 2013. - № 3. - С. 28-35. Занятие №4 Тема: Мониторинг деятельности классного руководителя Вопросы для обсуждения: Принципы осуществления мониторинга. Направления и критерии эффективности деятельности классного руководителя. Технология оценки качества деятельности классного руководителя. Задания для самостоятельной работы: Провести исследование деятельности классного руководителя в любом образовательного учреждении и представить его результаты на занятии. Проанализировать содержание «Педагогического кодекса», выделить в нем содержательные компоненты, отражающие специфику организационной культуры образовательного учреждения (Н.В. Пернай. Проблемы образовательного менеджмента». – с. 242-244). Методические рекомендации по изучению темы Охарактеризовать принципы осуществления мониторинга. Проанализировать направления и критерии эффективности деятельности классного руководителя. Представить технологии оценки качества деятельности классного руководителя. Провести исследование деятельности классного руководителя в любом образовательного учреждении и представить его результаты на занятии. Задания для самостоятельной работы: Провести эмпирическое исследование по изучению воспитательного процесса в образовательных учреждениях г. Мурманска, результаты представить на занятии. Основная литература. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект-Центр, 2004. Ковальчук О. В. Мониторинг качества образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: задачи и итоги Ковальчук О. В. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Ком. по образованию адм. МО Всеволожский муницип. р-н, Район. метод. центр. - СПб. : РГПУ, 2008. Максикова Н. Н. Мониторинг воспитания в образовательном учреждении Максикова Н. Н. Классный руководитель. - 2009. - № 7. - С. 14-20. Рекомендации к проведению мониторинга деятельности классных руководителей Петрова О. В., Солодова В. А., Жилина С. В., Рогозина Е. А. Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 43-55. Дополнительная литература. Акимова А.К. Психологическая диагностика.- М., 2005. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога в организации. – М., 2001. Иванова Т. П. Мониторинг результативности воспитательной деятельности классного руководителя Иванова Т. П. Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 65-69. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения : учебное пособие Нац. фонд подгот. кадров (НФПК) ; [разраб. модуля: Писарева С. А. и др.]. - СПб. : Миралл, 2005. Занятие № 5. Тема: Мониторинг качества подготовки специалистов вуза Вопросы для обсуждения: Сущность мониторинга качества подготовки специалистов вуза. Методика и методы мониторинга качества подготовки специалистов вуза. Задания для самостоятельной работы: Подобрать литературу по данной теме и составить аннотации к ней. Методические рекомендации по изучению темы Раскрыть сущность мониторинга качества подготовки специалистов вуза. Охарактеризовать методики и методы мониторинга качества подготовки специалистов вуза. Подобрать литературу по данной теме и составить аннотации к ней. Основная литература. Никитина Н.Ш., Николаева Н.В. Мониторинг качества подготовки специалистов в вузе Стандарты и мониторинг в образовании. – 2009. - № 4. С. 18-22. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. - № 2. С. 3-10. Дополнительная литература. 1.Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. 2-е изд., перераб. и доп. А.В. Гличев.- М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 2.Брагип Ю.В. Путь ОГВ: проектирование и производство продукции, исходя из ожиданий потребителей Ю.В. Брагин, В.Ф. Корольков. - Ярославль: ННОУ «Центр качества», 2003. Занятие № 6. Тема: Мониторинг в дошкольном учреждении Вопросы для обсуждения: Виды мониторинга для ДОУ. Технологии аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения. Мониторинг педагогического процесса в детском саду. Методики мониторинга. Задания для самостоятельной работы: Познакомиться с документами по итогам аккредитационной экспертизы деятельности ДОУ, представить данные на занятии. Основная литература. Карелина С.Н. Система функционирования экспертных групп педагогов ДОУ Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013. № 1. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Творческий центр, 2008. Никитина С., Петрова Н., Свирская Л. Оценка результативности и качества дошкольного образования. – М.: Линка-Пресс, 2008. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2009. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. Дополнительная литература. Верещагина Н. В. Мониторинг в детском саду Верещагина Н. В. Дошкольная педагогика. - 2011. - № 10. - С. 51-53. Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: «Детство-Пресс», 1999 Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект-Центр, 2004. Багаутдинова С.Ф., Корнещук Н.Г., Рубин Г.Ш., Старков А.Н. Определение типов данных и методов расчёта единичных показателей качества деятельности ДОУ Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. - № 5. С. 9-13. Занятие № 7 Тема: Мониторинг инновационной деятельности образовательного учреждения Вопросы для обсуждения: Задачи и направления развития инновационной деятельности в системе образования. Критерии способности образовательного учреждения к развитию. Предметы анализа инновационной деятельности. Технологии оценки инновационной деятельности образовательного учреждения. Задания для самостоятельной работы: Выполнить контрольную работу на тему: «Анализ перспективных планов развития образовательных учреждений» с целью выявления мероприятий по изменению внешних и внутренних условий работы учреждения. Методические рекомендации по изучению темы Определить задачи и направления развития инновационной деятельности в системе образования. Описать критерии способности образовательного учреждения к развитию. Выделить предметы анализа инновационной деятельности. Проанализировать технологии оценки инновационной деятельности образовательного учреждения. Выполнить контрольную работу на тему: «Анализ перспективных планов развития образовательных учреждений» с целью выявления мероприятий по изменению внешних и внутренних условий работы учреждения. Основная литература. Абакумова Н. Н. Понятия инновации и педагогический мониторинг: соподчиненность и взаимообусловленность Абакумова Н. Н. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 5. - С. 50-55. Гетман Н. А. Мониторинг инновационных процессов на уровне образовательного учреждения и района как ресурс развития образования Гетман Н. А. Методист. - 2006. - №10. - С. 19 - 24. Козырь В. И. Мониторинг стратегических ориентаций руководителей образовательных учреждений Козырь В. И., Аврутина Е. Ф. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 4. - С. 24-28. Милеева С. В. Программа опытно-экспериментальной деятельности по проблеме “Мониторинг качества образовательного процесса” Милеева с. В. Завуч. – 2012. - № 6. – С. 41-47. Дополнительная литература. Горенков Е. М. Мониторинг инновационного потенциала участников модернизации школы Горенков Е. М. Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 27-32. дошкольным образовательным учреждением. – 2013. № 1. –с.49-53. Петрова И.В. Управление инновациями в дошкольном образовании Управление Утешевa Т.П. Развитие педагогического коллектива как фактор повышения качества инновационной деятельности школы Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 3. - С. 14-20. Занятие № 8 Тема: Аттестация педагогических и научно-педагогических работников Вопросы для обсуждения: Цель, задачи аттестации педагогических и научно-педагогических работников. Критерии аттестации. Современные формы, подходы к процедуре аттестации. Задания для самостоятельной работы: Обобщить опыт проведения аттестации педагогических работников на уровне образовательного учреждения и районной комиссии. Методические рекомендации по изучению темы Определить цель, задачи аттестации педагогических и научно-педагогических работников. Выделить критерии аттестации. Охарактеризовать современные формы, подходы к процедуре аттестации. Обобщить опыт проведения аттестации педагогических работников на уровне образовательного учреждения и районной комиссии. Основная литература. Галкина Т. И. Мониторинг образовательной деятельности в школе : книга современного завуча Галкина Т. И., Озерова Н. П. ; Административное управление образованием. - Ростов нД : Феникс, 2006. - 384 с. Карасаева Х.О. Педагогический мониторинг как система прогнозирования учебного взаимодействия учащегося и преподавателя Карасаева Х.О.Инновации в образовании. - 2009. - № 4. - С. 13-18. 3.Магура М.Н., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. – М., 2002. 4.Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе Фоменко С. Народное образование. - 2007. - № 4. - С. 110 - 119. Дополнительная литература. Портфолио как форма мониторинга развития школьника Петрова О. В., Солодова В. А., Жилина С. В., Рогозина Е. А. Классный руководитель. - 2007. - № 8. - С. 34-42. Янковская Н. Мониторинг для завуча Н. ЯнковскаяНародное образование. – 2009. - № 9. - С.100-108. Занятие № 9 Тема 9: Мониторинг социально-психологического климата образовательного учреждения и удовлетворенности персонала трудом в образовательном учреждении Понятие социально-психологического климата в социальной группе, его показатели. Стили взаимодействия в организации и их влияние на формирование социально-психологического климата. Конфликты в организации, их классификация, способы разрешения. Основные цели и базовые принципы построения стимулирования сотрудников. Современные факторы, мотивирующие труд. Формы стимулирования персонала. Повышение профессиональной квалификации как средство удовлетворения потребностей персонала в профессиональном росте. Задания для самостоятельной работы: Подобрать методики и провести эмпирическое исследование в организациях образования города с целью определения степени удовлетворенности персонала трудом в организации, разработать рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в образовательном учреждении. Методические рекомендации по изучению темы Раскрыть сущность понятия социально-психологического климата в социальной группе, его показатели. Описать стили взаимодействия в организации и их влияние на формирование социально-психологического климата. Рассмотреть сущность и конфликтов в организации, их классификацию, способы разрешения. Определить основные цели и базовые принципы построения стимулирования сотрудников. Представить современные факторы, мотивирующие труд, формы стимулирования персонала. Раскрыть потенциал повышения профессиональной квалификации сотрудников как средства удовлетворения потребностей персонала в профессиональном росте. Подобрать методики и провести эмпирическое исследование в организациях образования города с целью определения степени удовлетворенности персонала трудом в организации, разработать рекомендации по оптимизации социально-психологического климата в образовательном учреждении. Основная литература. Белова С.Н. Управление качеством образовательного процесса в вузе на основе мониторинга удовлетворенности потребителей образовательными услугами Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - № 1. - С. 18-21. Вучкович-Стадник А.А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – М., 2008. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект-Центр, 2004. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снетковой. – СПб., 2007. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2004. Дополнительная литература. Акимова А.К. Психологическая диагностика.- М., 2005. Дмитриева М.А. Цели профессиографии и структура профессиограммы Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов. Хрестоматия Сост. и ред. Л.В. Винокуров. – СПб, 2001. Музыченко В.В. Управление персоналом. – М.: Академия, 2003. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект-Центр, 2004. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. Тумбаева Н.В. Мониторинг социально-психологического состояния учителя Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 5. - С. 57-59. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и группы. – М., 2002. Хазова Л. В. Современные подходы к повышению профессиональной квалификации Стандарты и мониторинг в образовании. - 2007. - № 6. - С. 60-65. 13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература Акимова А.К. Психологическая диагностика.- М., 2005. Бахмутский А. Е. Технологии социального мониторинга : учеб.-метод. комплекс : учеб.-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. пед. образования Бахмутский А. Е., Заир-Бек Е. С., Кашина О. Н., Тимченко В. В., Трапицын С. Ю. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб. : РГПУ, 2007. Бершадский М. Е. Консультации : мониторинг в образовании Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Педагогические технологии. - 2007. - № 2. - С. 109-140. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Экономист, 2004. Вучкович-Стадник А.А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – М., 2008. Галкина Т. И. Мониторинг образовательной деятельности в школе : книга современного завуча Галкина Т. И., Озерова Н. П. ; Административное управление образованием. - Ростов нД : Феникс, 2006. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб., 2001. Ковальчук О. В. Мониторинг качества образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: задачи и итоги Ковальчук О. В. ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, Ком. по образованию адм. МО Всеволожский муницип. р-н, Район. метод. центр. - СПб. : РГПУ, 2008. Магура М.Н., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. – М., 2002. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения : учебное пособие Нац. фонд подгот. кадров (НФПК) ; [разраб. модуля: Писарева С. А. и др.]. - СПб. : Миралл, 2005. Музыченко В.В. Управление персоналом. – М.: Академия, 2003. Пернай Н.В. Проблемы образовательного менеджмента. – М.: Интеллект-Центр, 2004. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности под ред. В.А. Бодрова. – М., 2003. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снетковой. – СПб., 2007. Севрук А. И. Мониторинг качества преподавания в школе : учеб. пособие для педагогов и руководителей образоват. учреждений Севрук А. И., Юнина Е. А. - М. : Пед. общество России, 2005. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании: учебное пособие. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и группы. – М., 2002. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. – СПб., 2004.
  1   2   3