Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основная образовательная программа: Иностранные языки




страница1/7
Дата28.06.2017
Размер0.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филологический факультет

Кафедра немецкой филологии

Королева Анна Витальевна
КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ И ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОММУНИКТИВНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В СТРУКТУРНОМ ЭЛЕМЕНТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАРРАТИВА “КУЛЬМИНАЦИЯ”
Выпускная квалификационная работа бакалавра
Направление: 035700 Лингвистика

Основная образовательная программа: Иностранные языки

Профиль: Немецкий язык

Научный руководитель:

К.ф.н., доцент

Новожилова Ксения Ростиславовна

Cанкт-Петербург

2016 г.

Оглавление

Введение 2

1. Кульминация и ее место в структуре художественного нарратива 1. 1. Понятие кульминации в отечественной и зарубежной лингвистике 6

1. 2. Нарратив и его структура 7

1. 2. 1. Понятие “истории” и ее связь с повествованием 9

1. 2. 2. Переход от истории к наррации 12

1. 2. 3. Основные элементы структуры нарратива 15

2. Особенности восприятия текста читателем 19

2. 1. Создание коммуникативного напряжения в кульминации с точки зрения когнитивной лингвистики 20

2. 1. 1. Нарушение предсказуемости как причина возникновения коммуникативного напряжения 26

2. 1. 2. Эффект комизма как доминирующий прием нарушения предсказуемости 27

3. Средства создания коммуникативного напряжения в кульминации 29

3. 1. Создание коммуникативного напряжения в кульминации с помощью нарушения предсказуемости 31

3. 2. Лингвостилистические средства создания коммуникативного напряжения в кульминации 43

3. 2. 1. Соотношение времени истории и времени повествования как фактор, влияющий на создание коммуникативного напряжения 43

3. 2. 2. Градация как средство усиления коммуникативного напряжения 58

3. 2. 3. Роль элементов сказовой манеры повествования в оформлении кульминации 62

Заключение 66

Список использованной литературы 69

Список словарей 72

Список электронных ресурсов 73




Введение


Исследование восприятия читателем художественного текста представляет интерес для ученых различных областей знания, в частности, литературоведения и лингвистики. И если в рамках литературоведения изучается, главным образом, содержательная составляющая художественного текста, то в лингвистике акцент делается на особенности языкового выражения и оформления различных тактик, которыми пользуется автор для достижения своих целей. Как правило, основной целью автора является вызвать заинтересованность читателя в произведении. Суть чтения художественной литературы и состоит в том, что читатель с интересом следит за развитием сюжета, судьбами героев; описанные ситуации вызывают отклик у читателя, заставляют его сопереживать и задумываться над различными вопросами. Однако достижение подобного эффекта воздействия на читателя происходит не только на содержательном уровне произведения, но и обусловлено языковым оформлением.

Данное исследование посвящено изучению различных лингвистических приемов и средств создания коммуникативного напряжения у читателя в кульминации художественного нарратива.

В нашем исследовании кульминация понимается как структурный элемент художественного нарратива. Необходимо пояснить, что в данной работе мы придерживаемся точки зрения о структуре нарратива как о трехчастной структуре, состоящей из исходной ситуации (или экспозиции), осложнения этой ситуации с помощью определенных обстоятельств и развязки. Кульминация как элемент данной структуры представляет собой фрагмент развития действия от момента его осложнения до развязки. Именно на этом отрезке повествования происходит нарастание коммуникативного напряжения у читателя.

Сам термин “коммуникативное напряжение” неоднократно использовался в работах лингвистов, посвященных анализу предложения. Например Карл Боост исследовал напряжение, которое создается между говорящим и слушающим и служит для связи в рамках предложения. Изучением коммуникативного напряжения на материале немецкого языка занимался и ученый В.Г Адмони, который подчеркивал такой фактор, как заинтересованность читателя с первых строк художественного текста. Он также отмечал, что задачей этого текста является усиление интереса читателя вплоть до завершения текста. Такое движение, направленное к концу повествования придает напряженность тексту.1

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, она соответствует общим тенденциям в современной лингвистике, ориентированной на человека как субъекта коммуникации. В настоящем исследовании описывается роль лингвистических средств и композиционных приемов в создании эффекта воздействия на читателя. Для более полной картины читательского восприятия текста в данной работе мы обращаемся к когнитивным представлениям и рассматриваем особенности создания коммуникативного напряжения у читателя с позиций такого относительно нового и перспективного направления в науке как когнитивная лингвистика.

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности создания коммуникативного напряжения у читателя в кульминации как элементе структуры художественного нарратива, а также выявить и классифицировать основные средства и приемы, влияющие на создание и нарастание напряжения в кульминации, и описать их роль в представленном тексте.

Поставленные цели работы определили следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по заданной теме;

  2. Выбрать стратегии анализа, основываясь на авторитетных источниках

  3. Проанализировать данное явление на выбранном материале

Объектом исследования является кульминация как структурный элемент художественного нарратива.

Предметом исследования в данной работе является средства, влияющие на создание и нарастание коммуникативного напряжения у читателя в кульминации произведения.

В качестве материала исследования были выбраны рассказы Зигфрида Ленца из его сборника “Так нежна была Зулейкен”.

Работа проводилась с опорой на следующие исследовательские методы:

  1. Метод целенаправленной выборки

  2. Метод стилистического анализа

  3. Метод лексико-семантического анализа

  4. Метод фреймового анализа

  5. Метод структурного анализа текста

Научная новизна работы состоит в том, что в ней термин “коммуникативное напряжение” впервые применяется в рамках анализа кульминации нарративного текста, а также в том, что особое внимание в ней уделяется специфике типа повествования как фактору, влияющему на создание коммуникативного напряжения у читателя.

В качестве теоретической базы исследования использованы труды В. Шмида, Т. ван Дейка, К. Бринкера, Б. Зандиг, Ж. Женетта, В. В. Виноградова и др.

Работа состоит из введения и трех глав. Во введении описываются актуальность исследования, цели работы и выполняемые задачи, а также дается краткая характеристика объекта и предмета исследования и обозначаются выбранные методы проведения исследования.

В первой главе работы даются основные определения теоретических понятий нарратологии, касающиеся темы исследования, предлагается их характеристика и рассматриваются различные подходы к описанию структуры нарратива. Вторая глава посвящена описанию восприятия текста читателем с точки зрения когнитивной лингвистики, а также нарушению предсказуемости как основному средству создания коммуникативного напряжения. Третья глава имеет практическую направленность, в ней рассмотренные в первой главе понятия изучаются на конкретном лингвистическом материале, описанном в третьей главе. Работа завершается заключением и библиографическим списком.

  1   2   3   4   5   6   7

  • Королева Анна Витальевна
  • Выпускная квалификационная работа бакалавра Направление: 035700 Лингвистика
  • К.ф.н., доцент Новожилова Ксения Ростиславовна Cанкт-Петербург 2016 г.
  • Объектом