Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Основание города Красноярска




Скачать 83.54 Kb.
Дата26.06.2017
Размер83.54 Kb.
Основание города Красноярска
Красноярск, как и большинство старинных городов Сибири, вырос из острога. В длинной цепи поселений — военных крепостей второй половины XVI века — русские землепроходцы заложили в западной части Сибири Тюмень, Тобольск, Сургут, Березов и другие города.

Ближайшими предшественниками Красноярского острога были Мангазея и Енисейск.

Енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов в целях укрепления своего острога от набегов кочевников, а также для усиления сбора ясака с населения южных земель решил построить надежный заслон со стороны верхнего Енисея.

В 1623 году он привез из Москвы «для разных поручений» и «посылок в дальние земли» дворянина Андрея Дубенского, которого и послал во главе небольшого отряда вверх по Енисею для отыскания подходящего места, где можно основать новое поселение.

Поднимаясь вверх по Енисею, казаки достигли земли, которой владел Тулка, князец местного татарского племени аринов. Дубенский нашел на тулкиной земле удобное место для постройки острога, на мысу при впадении р. Качи в Енисей. По возвращении в Енисейск воевода отправил его в Москву с донесением, в котором было сказано: «И присмотрели Андрей Дубенской с служилыми людьми в новой Качинской землице на реке Енисее на яру место угоже, высоко и красно, и лес близко всякой есть, и пашенных мест и сенных покосов много, и государев-де острог на том месте поставить мочно».

К донесению был приложен план будущего острога и схема прилегающей к нему местности.

Представленный план в Москве одобрили. Тобольскому воеводе было предложено набрать в сибирских городах необходимое количество служилых людей, и снабдив их оружием, денежным и хлебным довольствием, под начальством Дубенского направить на Красный Яр для «острожного постановления».

Самоотверженный труд русских людей, мужественно преодолевавших многочисленные трудности в диком необжитом краю, помогли выполнить поставленную задачу. В августе 1628 года строительство острога было закончено.

На небольшом участке земли, обнесенном высоким бревенчатым частоколом с двумя проезжими и тремя дозорными башнями, размещались приказная изба, воеводский двор, зимовья казаков, амбары для военных и продовольственных запасов, тюрьма, склад под соболиную казну, баня и небольшая церковь.

Судя по историческим документам, это была одна из самых значительных крепостей всей Сибири.

Первоначально она именовалась «Новым Качинским острогом», или как называли его окрестные жители-татары, Кызыл-Яр-Тура, то есть город красного берега.

Красноярску — молодому городу — пришлось долго отстаивать право на свое существование. Немало было нападений воинственных кочевников, населявших южные районы Енисейского бассейна и привлекавших на свою сторону аринов, качинцев и другие малые племена.

Лишь в 1703 году кыргызы были окончательно удалены за пределы русских земель, и с этого времени Красноярск стал жить мирной жизнью и из города-крепости постепенно превратился в административный центр уезда.

Численность города росла из года в год в основном за счет прибывающих «пашенных» крестьян, ремесленников и промысловиков из центральных российских губерний.

Жестокая эксплуатация трудового народа царским правительством, усиленная его ставленниками — воеводами, приводила нередко к взрывам возмущения и даже восстаниям, являвшимся отголосками классовых выступлений крестьян под водительством Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева.

Волнения красноярцев и жителей окрестных селений в 1695—1698 годах вылились в открытое и грозное восстание, вошедшее в историю под названием «Красноярской шатости».

С мая 1695 года в течение трех с лишним лет с небольшими перерывами власть в городе и уезде фактически принадлежала восставшим.

Установить власть воеводы в городе удалось только осенью 1698 года.
* * *
Почти столетие со дня основания Красноярск развивался очень медленно. Его население ко второй четверти XVIII века не составляло и двух тысяч человек.

Объяснить это можно тем, что Красноярский острог находился в стороне от главного пути, связывающего Москву с Забайкальем.

Одновременно вокруг Красноярска возникали заимки и деревни, которые и в настоящее время окружают город (Дрокино, Солонцы, Старцево, Частоостровское, Есаулово, Зыково и др.).

Прежде, чем попасть в разряд перспективных городов Российской империи, Красноярску пришлось пережить немало изменений в административном подчинении. В 1709 году он вошел в состав Енисейской провинции. В 1792 году его причислили к Колывано-Воскресенской губернии.

Спустя 15 лет, т. е. в 1797 году, Красноярск оказался подчиненным Тобольску, а через семь лет (в 1804 году) был возведен в ранг окружного города Томской губернии.

В 1822 году образовалась Енисейская губерния, и Красноярск, ввиду его удобного географического положения, стал губернским городом.

Дальнейшее развитие Красноярска определялось изменениями в экономической жизни России, более активным ростом заселения Восточной Сибири и сельскохозяйственного освоения края.

В 60-х годах XVIII столетия закончилось проведение Московского тракта.

Благодаря ему город Красноярск превратился в один из важных пунктов транзитной торговли русских с Китаем.

В городе в XVIII и первой половине XIX столетия не было промышленных предприятий, и поэтому городское население состояло из купцов, посадских, приказных служителей, духовенства, казаков, солдат, крестьян и дворян.

В 1773 году Красноярск постигло большое бедствие — от страшного пожара он почти весь сгорел, осталось лишь тридцать дворов.

Пожаром был уничтожен и острог, который впоследствии уже не восстанавливался.

Однако, несмотря на огромные потери, причиненные пожаром, особенно беднейшему населению, город довольно быстро поднялся из пепелища и уже в 1789 году в нем насчитывалось 475 домов.

Возродилась и несколько расширилась промышленность. Она была представлена несколькими заводиками по переработке продуктов земледелия и животноводства.

В 1822 году с назначением Красноярска губернским городом его население возросло до четырех тысяч человек.

Город превратился в чисто чиновничий центр с характерным для николаевского времени ансамблем однообразных казарменного вида построек. Сюда прибыл гарнизонный батальон и конная жандармерия. Началось строительство зданий для размещения новых губернских учреждений и воинских частей. Появились слободки — солдатская и ремесленная, в которых селились семьи солдат и разный люд.

В Красноярске только в 1759 году построили одно из первых каменных зданий — собор (к настоящему времени не сохранился).

К тому же времени относится создание городского сада (парк культуры им. Горького). Сад этот представлял собою остаток естественного леса. Тогда же была построена здесь беседка в китайском стиле, сохранившаяся до настоящего времени.

По данным историка Н. В. Латкина в Красноярске к 1875 году было 1700 домов, из них 75 каменных. 280 лавок, около 30 заводиков и 6 церквей.

Спустя шесть лет, в ночь на 1 мая 1881 года, Красноярск вторично подвергся большому пожару. Сгорело 390 жилых домов и множество хозяйственных построек, но уже в 1897 году «Сибирский торгово-промышленный календарь» сообщал, что в городе насчитывается 2069 строений, из них 124 каменных.

Сибирская железнодорожная магистраль, пересекшая огромные пространства, вызвала к жизни новую для этих мест, в том числе и для Красноярска, фабричную промышленность.

6 декабря 1895 года к берегу Енисея с запада подошел первый пробный поезд в составе трех вагонов.

15 февраля 1896 года было открыто временное движение на участке Обь — Красноярск, а 1 января 1897 года он был сдан в эксплуатацию. Спустя год закончилось строительство моста через Енисей.

Строительство железной дороги, а также мастерских и депо явилось основой для появления в Красноярске промышленного пролетариата.

За какие-нибудь 10—15 лет вокруг уже сложившейся городской застройки появилось около десятка рабочих слободок: Таракановка, Николаевка, Алексеевка, Сахалин, Нахаловка, Покровка, Затон и другие.

Красноярск в те годы был крайне разбросан, а вновь возникшие рабочие поселки были полностью лишены самых элементарных видов благоустройства. Первый мост в городе через р. Качу построили в 1813 году, а переправа на правый берег Енисея осуществлялась двумя плашкоутами.

Паромы ходили медленно, поэтому правобережные крестьяне, возвращающиеся с базара, нередко целыми сутками стояли в очереди, растянувшейся по Кузнецкой улице до городского сада, в ожидании переправы.

В 1889 году последовало постановление городской думы об устройстве на улицах города тротуаров. Хотя тротуары эти были дощатые, где в две, где в три доски или горбыля, но все-таки горожане могли теперь ходить, не рискуя утонуть в лужах и грязи.

До Великой Октябрьской социалистической революции в городе была лишь одна мощеная булыжником улица — Воскресенская, причем вымостили ее незадолго до первой мировой войны.

Весной и особенно осенью улицы Красноярска превращались в непроходимые болота, а в жаркие июльские дни по городу носились тучи пыли.

Обычным видом городского транспорта в те годы были извозчики легковые и ломовики, которые в ожидании найма стояли на биржах в разных частях города.

Осенью трудно было из-за бездорожья и темноты нанять извозчика, если нужно было ехать в одну из слобод.

Таким был Красноярск в период роста капиталистических отношений в России.
Источник: Нифантьев, Е. Город на Енисее / Е. Нифантьев. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1973. - 208 с.

Библиография:

  1. Безъязыков, Леонид Васильевич. Красноярск изначальный [Текст] : учебное пособие / Л.В. Безъязыков. - 2-е изд. - Красноярск : Красноярское книжное издательство, 2004. - 416 с.

  2. Безъязыков, Леонид Васильевич. Ослушники государевы [Текст] / Л.В. Безъязыков. - Красноярск : Буква, 2002. - 160 с.

  3. Быконя, Геннадий Фёдорович. Андрей Дубенский - основатель Красноярска [Текст] : биография отдельного лица / Г.Ф. Быконя. - Красноярск : Буква, 1998. - 64 с. : фото.

  4. История Красноярска [Текст] : документы и материалы. XVII - первая половина XIX вв / Сост. Г.Ф. Быконя, отв. ред. Б.А. Чмыхало. - 2-е изд., доп. и перераб. - Красноярск : ОФСЕТ, 2000. - 848 с.

  5. Красноярск [Текст] : очерки истории города / Науч. ред. и сост. П.Н. Мешалкин. - Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1988. - 371 с.

  6. Красноярский краевед [Текст] : сборник очерков, статей, публикаций / Ред.-сост. Л.И. Ярославцева. - Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1991. - 304 с. : ил, фото.

  7. Нифантьев, Е. Город на Енисее / Е. Нифантьев. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1973. - 208 с.

  • Библиография