Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Оружейная палата




страница1/9
Дата25.06.2017
Размер1.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Культурные сокровищницы Москвы.

I.

Повторение курса алгебры за 5-6 классы


ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

История создания

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое, дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году.

Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных тканей, дорогое оружие. Из перечисленных в завещании предметов (а князь, отправляясь в Орду и будучи готовым не вернуться оттуда живым, составлял их несколько раз) обращает на себя внимание "шапка золота", которая, вероятно, является известной "шапкой Мономаха", а также «бармы» - воротник, шитый золотом и драгоценными камнями. Шапка (венец) и бармы были символами княжеской власти. Интересно, что в завещании не упомянута «калита» (кошель), с которым, князь Иван, по преданию, не расставался. Преемники князя были небогаты: княжество платило дань Золотой Орде, да вдобавок подвергалось бесчисленным разграблениям кочевников и соседних князей. Ценностей оставалось немного. Княжеские хоромы украшали иконы в великолепных золотых и серебряных окладах с драгоценными камнями и жемчугом, поблескивающими при мерцании неугасимой лампады, а также дорогая посуда в поставцах. Остальные же сокровища - венцы и бармы, драгоценное оружие и одежды хранились в сундуках в Казне и Постельной палате и приносились в хоромы при необходимости.

Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся на территории Кремля. Московский двор, начиная с конца 15-го столетия, и в 16-м, 17-м особенно, был одним из богатейших дворов Европы. И показ казны как раз и должен был показать гостю московского двора и посетителю царской казны, могущество (и имущество) Московского правительства. Потому и демонстрировали гостям (о чем те потом с восторгом писали) и ценности-символы власти (короны, троны) и произведения оружейников и потчевали за неимоверной пышности столами…

Хранили Казну до XV в. в подклете Благовещенского собора, площадью около 40 кв. м. Когда же она перестала там помещаться, для ее хранения стали использовать тайники других Кремлевских соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском дворе работало немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них числились в составе Оружейной палаты, мастерских, в которых изготавливали предметы, как необходимые для повседневной жизни великокняжеской семьи, так и предназначенные в дар государям других стран, а также для жалования своим соотечественникам за их заслуги

В XVI в. Постельная палата- разделилась на Государеву и Царицыну палату. Мастерская Царицына палата разместилась в женской половине Теремного дворца, ближе к царским хоромам. Она ведала не только изготовлением постельного царского убранства, одежды для членов царской семьи, но и заботилась о сохранении этого драгоценного имущества.

Мастерские размещались в каменных строениях, которые назывались «палатами» (в отличие от деревянных домов, которые назывались «хоромами»). Некоторые производства составляли отдельные приказы, входившие в Оружейный: Ствольный приказ, приказ Золотого и алмазного дела, Серебряный приказ и другие. У каждого приказа была своя судьба: с периодами расцвета, деления, угасания: от созданной в начале XVII века Серебряной палаты, в 1624 году отделилась как самостоятельная мастерская Золотая палата. Новые мастерские разместили неподалеку от Троицких ворот, в направлении современного здания Оружейной палаты. В Золотой и Серебряной палатах изготовлялись изделия из редких металлов и редких камней, и другие ценности. Эти изделия вошли в основной фонд государственной казны. Эти две палаты в основном выполняли производственные функции в отличие от Оружейной палаты, Конюшенного приказа, Государевой и Царицыной палат, которые были и хранилищами и мастерскими.

В Ствольном приказе работали мастера ствольного, замочного, сабельного, лучного, панцырного и ножевого дел. В Золотой палате - золотых дел мастера и ювелиры. В Иконной палате - иконописцы, живописцы, расписывающие храмы и палаты, левкасчики, золотари, знаменщики - мастера, наносившие рисунок. Мастерские, изготавливавшие парадное конское убранство, подчинялись Конюшенному приказу, в чьи обязанности вменялось также поставка лошадей для войска и тому подобное. Конюшенный приказ имел свои мастерские, в которых изготовлялось парадное конское убранство и предметы, связанные с парадными выездами. В XVII веке для этого приказа возводят специальное двухэтажное здание около Боровицких ворот. За сани и кареты отвечал Каретный приказ. Одежду для великокняжеской (царской) семьи шили мастерицы Царицыной Мастерской палаты. Там же создавали те удивительные вышивки шелками, золотыми и серебряными нитями, жемчугами, которые составляют славу музея Оружейной палаты.

При царском дворе росла потребность и в дворцовой утвари, в дорогой и красивой посуде, ювелирных украшениях. И вот

Ведомство, которое управляло всеми ремесленными и художественными мастерскими, называлось Оружейным приказом, а по месту расположения - Оружейной палатой.

Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада.

А дипломаты, как известно, приезжали с дарами от правителей своих стран. Причем чем подарок привозился пышнее, тем очевидней должно было стать получателю, как богат даритель!

Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь.

Когда Иван III присоединил к Московскому княжеству Новгород и вывез оттуда 300 возов "злата и серебра" и драгоценных камней, - великокняжеская казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в Кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Называлось оно "казенный двор". Здесь почти триста лет хранились сокровища московских правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора составляли изделия, изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских, или "палатах". Год от года казна росла, и в 1552 г. Иван Грозный, 3 дня праздновавший в Грановитой палате победу над Казанским ханством, имел возможность пожаловать сподвижникам братины, чаши и кубки общей массой в 300 пудов серебра. Епископ Елассонский Арсений, бывший в Кремле в 1589 г., написал: "Мы видели множество превеликих золотых сосудов, каких в уме представить себе не можно... Я перечесть не могу такого множества чаш и сосудов..."

Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному мастерству.

Она не была открыта для любых посетителей, как сейчас.

В нее допускали особых гостей царского двора, послов, которые приезжали со всех стран Европы, Азии. Они имели возможность осмотреть эти сокровища, и оставили удивительные воспоминания о том, что увидели. Блеск сокровищ царского двора иногда был настолько силен, что больно смотреть было на него глядеть. И казна все пополнялась, конечно, и за счет покупок, и от посольских даров, которые текли в Москву широкой рекой.

Приходили сюда удивительные вещи, которые удивительным образом сохранились до сих пор.
Они создавались на самом высоком уровне своего времени, в своей стране, самыми лучшими мастерам, на пике моды, если можно сказать. А кроме посольских даров, казна пополнялась и работами княжеских, потом царских мастеров. И как раз, начиная с 16-го столетия, мы знаем уже о существовании нескольких мастерских царских, в которых исполнялись и предметы парадного конского убранства, и драгоценная посуда, и церковные вещи, и облачения царские, и оружие, конечно. В 16-м веке существовали уже эти мастерские и казнохранилище.
На территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам, попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний: царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах, также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.

Непоправимый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления самозванца - Лжедмитрия (1605-1607). Он раздаривал уникальные ценности. После его низложения и убийства разграбленная казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег в государстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распорядиться серебряные редкости переплавлять в монеты: деньги шли на плату войскам, усмирявших взбунтовавшихся крестьян, под предводительством Ивана Болотникова. Во время пребывания в Москве польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена. 10 марта 1613 г. Земский собор написал о разграблении казны польскому королю Сигизмунду III: "...а царскую казну, многое собранье и с давних прежних великих государей наших, царей российских, и их царские утвари, царские шапки и коруны и их царское всякое достояние и чудотворные образы к вам отослаша, а достальную казну...пограбя, по себе разделили". Одновременно, в Смутное время кремлевские мастерские прекратили свое существование. Огромные сокровища Государевой казны почти полностью погибли в начале XVII в. Поэтому почти все, что мы видим в Оружейной палате, сделано после Смутного времени. С началом царствования Михаила Федоровича мастера вернулись в Кремль. Их число быстро росло. В двух приказах Оружейной палаты - Оружейном и Серебряного дела численность мастеров за год, с 1614 по 1615, удвоилась, да еще при мастерах были не учитываемые подмастерья. Мастера Оружейной палаты по-прежнему занимались изготовлением уникальных высокохудожественных изделий, в том числе и парадного оружия, для царской семьи и двора. Уже во второй половине XVII века художественные и технические ремесла переживают пору расцвета. В это время, в период бурного экономического и политического роста государства, было создано множество высокохудожественных произведений, ставших гордостью русского искусства.

Оружие же для армии стали ковать не в Оружейной палате, а в кузницах, расположенных в Кремле на месте былого Бархатного двора, а также в Стрелецком и Пушкарском приказах. Значительную часть оружия стала изготавливать Тула, где по велению царя была образована слобода оружейников. За 1614 - 1652 гг. 200 кузнецов, ствольников, заварщиков и станочников отремонтировали много старого оружия и изготовили 1550 сабель, 1440 стволов для мушкетов, 4685 замков для ружей и многое другое. Все оружие, изготовленное и отремонтированное на Бархатном дворе, шло в стрелецкие полки и в полки Иноземного строя, устроенные и вооруженные так же, как полки западноевропейских армий. Шло оно не только на награды и пожалования подчиненным (вспомните шубу, подаренную Ермаку «с царского плеча»), но и на подарки обитателям соседних престолов.

Но, одаривая своих сограждан, посылая дары другим государям, властители России не расставались с предметами, связанными с историческими событиями страны. Так, до наших дней дошли сабли К.Минина и Д.Пожарского, с которыми те освобождали Москву. Поэтому постепенно казна из собрания вещей бытовых превратилась в коллекцию предметов исторических.

В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных мастерских Московского Кремля постепенно сокращалась.
По приказу Петра I в 1711 г. лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу: "перевести мастеровых людей разных художеств" - в Петербург. В 1716 г. в старой московской Оружейной палате осталось всего 7 мастеров.

В 1727 г. Казенный приказ, Оружейную и Мастерскую палаты и Конюшенную казну объединили в единую Мастерскую и Оружейную палату. Она не имела постоянного помещения, и драгоценные изделия портились от непрерывного переноса с места на место и сырости. Тем не менее Петр стремился сохраняя, приумножить накопленные веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой, Петр приказал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи передать в Оружейную палату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал отремонтировать помещение палаты и изготовить дубовые шкафы, чтобы "...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." В 1720 году он же повелевает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и передать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим музеем.

Мастерская и Оружейная палата на протяжении всего XVIII столетия сочетала в себе функции государственной сокровищницы и производственно-реставрационной мастерской. Одновременно шел процесс зарождения элементов музейной деятельности. Менялось штатное расписание, сокращался штат мастеровых людей, появлялись новые и исчезали старые должности, драгоценные предметы неоднократно переезжали из одних зданий Кремля в другие, но неизменно учет и хранение древних ценностей оставались важнейшими задачами данного учреждения. Именно этим проблемам и посвящены журналы и протоколы заседаний присутствия Мастерской и Оружейной палаты, многочисленные описи имущества, отдельные перечни и реестры по приемке и выдаче сокровищ. Особенно активно работа по описанию сокровищ велась при Главноначальствующем палаты Г.А. Потемкине в 1775 - начале 1780-х гг., когда разбор вещей проходил по двум экспедициям. Более ценные предметы описывались по прежним образцам, а ветхие - отдельно и более кратко. Для проведения экспертизы, квалифицированного описания и оценки предметов в палате постоянно работали купцы Серебряного ряда, число которых на протяжении столетия было не постоянным. В 1727 г. с их помощью была проведена работа по «подписке... нумеров и весу» на золотой и серебряной посуде, употреблявшейся для украшения Грановитой палаты в дни коронаций. В редких случаях для оценки вещей привлекались и представители других торговых рядов Москвы - Суконного, Ветошного, Каретного, Самопального и т.д. Совершенствовались и законодательные источники, в том числе руководствовались в свое время указом императрицы Анны Ивановны от 20.12.1737 г. и указом Сената от 4.08.1738 г., которые провозгласили принципы комплектования сокровищниц и определившие источники их пополнения. Росло число исследования по истории Оружейной палаты. И, кстати, продолжает расти вплоть до нашего времени). В конце XVI века одна из них

В конце 1730-х гг. в соответствии с упомянутыми выше указами были заложены основные принципы комплектования сокровищницы: поступавшие в нее ценности должны были представлять и художественный, и исторический интерес, не говоря об их высокой стоимости. Определился круг источников поступления: за счет личных вещей членов императорской семьи, военных трофеев, имущества опальной знати и другие. В рассматриваемый период палата пополнилась многими ценными приобретениями. Это и трофеи «Полтавской баталии», и личные вещи Петра I и его сестры Натальи Алексеевны, ларец с ценными предметами декоративно-прикладного искусства, принадлежавшими А.Д. Меншикову, дорогие конские уборы, поступившие из Конюшенной канцелярии, серебряная и золотая посуда из ведомства Главной дворцовой канцелярии, драгоценности из кабинета императрицы Елизаветы Петровны, а также принадлежности ее коронационного наряда, Мальтийский крест императора Павла I и многие другие экспонаты, экспонирующиеся в музее “Оружейная палата” в наши дни. Однако состав хранилища не был постоянным не только благодаря значительным поступлениям, но и за счет многочисленных выдач для самых различных целей. Предметы из собрания Мастерской и Оружейной палаты являлись непременными атрибутами всех государственных церемоний, будь то коронации или похороны российских монархов, посольские приемы, празднования, посвященные «замирению» со Швецией, всевозможные увеселения - карусели, «маскерады», фейерверки и т.п. Из Мастерской и Оружейной палаты производились и награждения дорогим оружием и иными ценными предметами, особенно частые в 1730-х гг. Палата одновременно являлась и хранилищем государственных ценностей, в том числе регалий, и сокровищницей царской семьи, использовавшей уникальную коллекцию для личных нужд - раздачи фаворитам и в качестве вещей для домашнего обихода. Но вещи из коллекций, как правило, выдавались руководством палаты по документам: журналам и протоколам.

Значительный ущерб собранию Мастерской и Оружейной палаты принес пожар в Кремле в мае 1737 г., в нем, в частности, погибли трофеи (оружие и знамена), взятые у шведов в битве под Лесной. После этого случая проводились противопожарные меры: в хранилищах постоянно находились чаны и ведра с водой, была приобретена заливная труба, в помещениях работникам запрещалось курить. Неоднократно кремлевские сокровища переезжали с места на место, порой в неприспособленные для них помещения, что отрицательно сказывалось на их сохранности. Особенно страдали при этом изделия из кости, янтаря и перламутра, а также ткани. В середине 1760-х гг. для хранения ценностей возле Благовещенского собора была возведена специальная галерея по проекту архитектора Д. Ухтомского, где предполагалось выставить сокровища для обозрения знатной публики. Однако из-за строительства на этом месте дворца для Екатерины II по проекту В. Баженова здание галереи было снесено раньше, чем туда перенесли вещи, и сокровища разместили в нижних покоях Теремного дворца.

В 1754 году первый ректор Московского Университета А.Аргамаков после тщательного обследования и изучения древних ценностей предложил Сенату сделать специальную галерею для хранения сокровищ и назначить один день в неделю, чтобы показывать всем желающим. И осенью 1756 года в Кремле, возле Благовещенского собора, под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского были заложены первые камни будущего здания Оружейной палаты. Через 12 лет строительство это закончилось. Но древние реликвии никогда не были размещены в этом помещении: в связи с закладкой нового дворца В.И.Баженова только что отстроенное здание по повелению Екатерины II было снесено.

За ХVIII в., были выработаны принципы комплектования, определившие кремлевскую сокровищницу как хранилище предметов высочайшей художественной ценности, имеющих при этом историческую значимость. Постоянно велась работа по разборке и описанию вещей. Но у собраний Мастерской и Оружейной палаты не существовало специального здания, и они были рассредоточены по различным неприспособленным помещениям. Новый начальник Кремлевской экспедиции П.С.Валуев, в ведении которого находилась Мастерская и Оружейная палата, обратился к Александру I с предложением начать строительство "новых апартаментов для хранения ... сокровищ". 10 марта 1806 г. царь подписал указ, по которому Оружейная палата стала музеем, в который допускались посетители, желающие познакомиться с его сокровищами. Это был первый московский музей. Оружейная палата по именному указу Александра I от 10 марта 1806 г. «О правилах управления и сохранения в порядке и целости в мастерской и Оружейной палате ценностей» получила статус музея в ведении Экспедиции Кремлевского строения.

Новое здание для музея возвел в Кремле в 1806-1810 годах архитектор И.В.Еготов - возле Троицких ворот, на месте бывшего дворца Бориса Годунова. Отделочные работы продолжались до лета 1812 года.

Накануне Бородинского сражения все ценности Оружейной палаты были вывезены в Нижний Новгород. Ответственность за сохранность кремлевской сокровищницы лежала на действительном статском советнике И.П. Поливанове. Он с честью выполнил возложенную на него миссию и после бегства Наполеона из Москвы вернул в Кремль все без исключения экспонаты.

В 1814 году здание, выстроенное И.В. Еготовым, наконец, восстановили, и в семи его залах была создана постоянная музейная экспозиция. Но, конечно, первый блин – комом, и в доме, по сути, первом музее России, во избежание пожара не построили печей1, в результате чего экспонаты портились от холода и сырости

В августе 1831 г. Оружейная палата, стала самостоятельным учреждением в ведении Московской дворцовой конторы Министерства Императорского двора.

В 1844 году петербургский архитектор К.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового здания, завершив его к 1851 году. Новое здание было построено между 1849-1851 гг. Здание Оружейной палаты - памятник архитектуры середины XIX в., украшено 58 мраморными барельефами и портретами российских царей и великих князей. В просторных залах второго этажа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты. Здание Оружейной палаты имеет два этажа. Анфиладой расположены высокие двусветные залы второго этажа, перекрытые крестовыми сводами, опирающимися на центральные массивные столбы. На втором этаже и размещена основная часть коллекции этого уникального музея.

В 1858 г. создается должность архивариуса Оружейной палаты, однако в 1869 г. наиболее древняя часть архива, наряду с документами других кремлевских учреждений, объединяется в Московский дворцовый архив (после нескольких реорганизаций и изменения названий он был передан в РГАДА

После революционного октября 1917 г. музей был передан в систему Наркомпроса РСФСР и стал называться Государственной Оружейной палатой. В ведение музея поступают Кремлевские соборы (Архангельский, Благовещенский и Успенский), церкви, бывшие боярские палаты, терема и патриаршие покои. Вместе с ними в музей передается и некоторая часть их архивов и библиотек, национализированные памятники истории и культуры Патриаршей ризницы, монастырей, храмов и частных собраний. В то же время из фондов Оружейной палаты для продажи в распоряжение Государственного хранилища ценностей выделяются музейные предметы, музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов, из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Оружейная палата стал одним из самых популярных музеев страны. Она входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, имеет специализированные реставрационные мастерские.

В 1922 г. на базе Кремлевских соборов, функционировавших в качестве музеев с 1923 года, Государственной Оружейной палаты и подведомственного ей Музея боярина XVII в. создается Государственный музей декоративного искусства "Оружейная палата".

В 1924 г. музей преобразуется в Объединенный музей декоративного искусства, в состав которого вошли также Музей мебели (1918-1928), Музей фарфора (1918-1931) и Музей игрушки.

В конце 1924 года Оружейная палата, в составе Музея прикладного искусства, открыла свою первую после революции выставку

После распада в 1929 г. Объединенного музея, Государственная Оружейная палата получает прежнее название и в 1932 г. передается в ведение Комитета по заведованию учеными и учебными учреждениями ЦИК СССР.

В 1938 г. музей переводится в распоряжение Управления комендатуры Московского Кремля (УКМК) и практически теряет свою самостоятельность как учреждение культуры. Этот процесс завершается в 1947 г., когда музей становится одним из отделов УКМК.

Самостоятельность музея была восстановлена в апреле 1960 г., когда на основе его фондов и музеев Кремлевских соборов было создано объединение - Государственные музеи Московского Кремля, подчиненное Министерству культуры СССР. После реконструкции в 1962 г. ряда архитектурных памятников Кремля в составе музейного комплекса в качестве филиала был открыт Музей прикладного искусства и быта России XVII в.

Работа музея, изучение его памятников были прерваны Великой Отечественной войной. Все коллекции Оружейной палаты в июне 1941 года были вывезены на Урал, где и хранились до февраля 1945 года. Летом 1945 года они вновь предстали перед посетителями музея. Современное название музей получил в 1991 г., когда был реорганизован и передан в ведение Министерства культуры РФ. В декабре 1991 года музей был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Научный архив музея-заповедника существовал с 1960 г., когда из УКМК в музей были переданы документы, связанные с деятельностью Оружейной палаты и соборов Кремля. В 1975 г. на базе фондов Научного архива и Научной библиотеки музея создается Отдел рукописных, печатных и графических фондов. Отдельно существует Отдел

Любил Иван Грозный драгоценные камни. Спускался в свой подвал, осматривал их, показывал их своим гостям. Но был среди этих камней любимый - сапфир.

Из не крупных шедевров, наверное, вещи 16-го века, связанные с именем Ивана Грозного - царя, при котором сформировалась удивительно высокая придворная культура в Кремле, изделия того периода отличаются удивительной изысканностью, изощренностью. У него был отменный вкус и мастера работали при нем неплохие. Поэтому, и остались в памяти потомков - Рукописные книжки: Новопрестольное Евангелие, которое по его повелению создавали для домовой церкви Благовещенского собора. Одна из них серебряная, украшена литьем.

А второе Евангелие- совершенно исключительная рукопись, богатейшая рукопись с удивительным письмом золотом, полихромными красками, с удивительными миниатюрами, эмалями, зернью.. И убрана она в золотой оклад, украшенный чеканкой, драгоценными камнями. И там присутствуют редкой стоимости и красоты камни.

Мартынова Мария Васильевна, хранительница коллекции древнего ювелирного искусства, поведала историю оклада иконы Богоматери Смоленской. Саму икону с ликом Богоматери покрывает золотой оклад с драгоценностями. Отрадой запертых в Новодевичьем монастыре царевен была эта икона. Возможно, именно к ней обращали они свои молитвы, в своем безрадостном пожизненном заточении. Особо почитаема среди верующих, золотой оклад ее богато украшался прихожанами во исполнение молитв, она пережила все потрясения. Не сгорела в большом пожаре 1812-го, не уничтожена при большевиках. Самое удивительное, что декорированный драгоценными камнями оклад дошел до нашего времени практически нетронутым. Вот загадка. И это, когда ценности, тем более, церковные, после 17-го уничтожались. Шли на переплавку, исчезали бесследно. У каждой вещи своя судьба. У оклада иконы Богоматери Смоленской судьба счастливая. Написание иконы датируется с точностью до года. 1456-го. Сперва образ Богоматери Смоленской находился в Благовещенском соборе Московского Кремля. Через 70 лет ее торжественно внесли в недавно построенный Новодевичий монастырь, по иронии судьбы, она вновь окажется за кремлевскими стенами уже в 20-м веке, уже в музее. Именно на эту икону обратил внимание Борис Годунов. После своего воцарения в 1598-и году, по его указанию лучшие мастера Оружейной палаты сотворили драгоценный оклад, который с тех пор обрамляет лик Богоматери.. Художник выполнил резьбу на золоте чернью, специальной смесью, гравюр редких по исполнению. Прямо взлет жанра с уходящей в книжную традицию европейских миниатюр проработкой штрихов и линий. Но тщательно охранять икону необходимо было из-за обилия драгоценных камней: сапфиров, яхонтов, рубинов, изумрудов. Нарядна одежда младенца Христа и Богоматери, так называемый убрус, это сеть жемчужного шитья с разноцветными вкраплениями камней. До нашего времени икона пришла все же с потерями. В пору активного безбожия неизвестная рука лишила ее венца. Но и сейчас она останавливает внимание проходящего. В первую очередь теплым светом. Ведь еще в 17-м веке она запомнилась путешествовавшему архидьякону Павлу Алепскому. В своих воспоминаниях он отметил, что Богоматерь Смоленская цены не имеет. Я, наверное, дополню, что икону Богоматерь Смоленскую с окладом, вы можете увидеть в одной из первых витрин Оружейной палаты. Когда начнете путешествие по Оружейной палате, остановитесь, посмотрите на этот шедевр.

Сотрудники Оружейной палаты встречали экспонаты, вернувшиеся из зарубежных гастролей в родные кремлевские стены. Памятники представляли культуру России в Берлине, на выставке 'Кремль - слава Господня, и величие царей'. Берлинцы познакомились с настоящими шедеврами искусства Древней Руси и петровской эпохи. Увидели уникальную икону Дмитрия Солунского. Впервые за рубежом были показаны фрагменты русской белокаменной архитектуры 14-го, 15-го веков, и украшения из Большого Кремлевского клада. В Берлине побывала даже парадная одежда Петра Первого. Его наперсный крест. И естественно, такая выставка не могла обойтись без шедевра знаменитого ювелира - пасхального яйца 'Московский Кремль', изготовленного в мастерской Карла Фаберже. Теперь экспонаты, конечно, вновь займут свои места в постоянной экспозиции и в хранилищах музея.
Уезжало около 2,5 сотен экспонатов, в основном из экспозиции Оружейной палаты. В основном, древнего периода, начиная с 4-го века, и включая 17-й век. Это всегда очень нервно, волнительно, но с другой стороны и интересно. И еще Люди замечали этикетки, которые были на немецком и на английском - параллельные тексты. И очень много раз писали зрители о том, что хорошо бы были тексты на русском языке. Причем, это писали не только эмигранты, которые живут сейчас там, и у них конечно, ностальгическое восприятие этого материала. Но и немцы. То есть, язык воспринимается, как элемент культуры очень важный для адекватного сопровождения такого большого зрелища, как выставка, которая была показана в Берлине. Это очень интересное явление.Сапфир, совершенно верно.

сапфир символ горного мира, разные восприятия этого камня существуют. И в частности, сапфир предохранял от измены, от коварства, Мжет быть, именно по этому Грозный - царь любил именно этот камень. Но и для средневековья, конечно, камень этот особый, потому что и тексты священного писания всегда связывают именно этот камень с самыми высокими понятиями в мире.


конечно, И даже сочетание камней давало сове определенное содержание. Это не просто украшение, не просто драгоценный камень, это содержательный элемент убранства любого предмета средневекового

Оружейная палата стала Оружейной палатой с начала 16-го столетия, о существовании этой мастерской, где исполнялось драгоценное оружие для русских царей, для русских правителей. Это название так и закрепилось за этой мастерской и за эти хранилищем, которое существовало при мастерской. И потом, на основе этого хранилища, на основе казны царской возникает вот то явление, которое сейчас мы имеем, тот огромный музей, Оружейная палата, находится в Кремле и показывает публике и русские ювелирные изделия, начиная с 12-го, и кончай 19 веком.


А единиц там музейных? (), экспозиция Оружейной палаты сейчас показывает где-то около 2 тысяч вещей.
А в запасниках, конечно, около 40-тысяч. Мы очень стеснены всегда в помещениях, это тоже общее место для жизни любого музея, а кремлевского музей особенно.
Биографии каждой вещи, каждого экспоната (40 тысяч), конечно, не известны

Каталог собраний коллекции, это каталоги собраний произведений фирмы Хлебникова работы Светланы Яковлевны Кальварской. Каталог, посвященный расписной эмали Ирины Акимовны Вобравницкой, 'Московская эмаль' была опубликована Мариной Васильевной Мартыновой,. И последнее издание, каталог, посвященный Московским серебряникам первой половины начала 18-го века, выполненный хранителем это коллекции, Костиной Инной Дмитриевной. Это конечно, наиболее ценные издания, которые сейчас как затратные воспринимаются, но они дадут, несомненно, отдачу в более позднее время.


и путеводитель по Оружейной палате?

поскольку мы стеснены в помещениях, и храним особо драгоценные вещи, мы к сожалению, показываем свои коллекции в системе сеансового показа. У нас существуют 4 сеанса, во время которых в течение 1,5 часов публика может смотреть вещи. Есть сеансы с экскурсоводами. Путеводители, к сожалению, существуют, уже довольно давно изданные. И мы их сейчас переиздаем, потому что изданы они довольно хорошо, по ним легко ориентироваться в музее в витрине. Но сейчас, параллельно работая над новой экспозицией, работаем и над новым путеводителем - более подробным, развернутым, как это хотелось бы.


царские игрушки К сожалению, не показаны в экспозициях, но есть в фондах, и может быть, будет у нас показана выставка, есть она в проекте, посвященная детству и миру детства. То, что мы можем показать на своих коллекциях.

попадали монеты в царскую казну естественным образом. Во-первых, был собственный Московский чеканный двор. Находился он за кремлевскими стенами. И это как раз был один из источников металла. Драгоценного металла, потому что вы знаете, производство и добыча драгоценного металла, золота, в России началась довольно поздно. Поэтому, источником для изготовления сокровищ, которые в Оружейной палате, был именно металл такого рода.

Как только он поступал в казну, он уже не имел возможности для свободного обращения. Как все эти драгоценности и дары, и произведения кремлевских мастеров? То есть, государь мог свободно войти в хранилище, вынуть икону с драгоценным окладом и подарить ее кому-нибудь, либо забрать себе. То есть, имел он такую возможность, а не был это неприкосновенный запас для всех.


Казна переходила из рук в руки - государева казна. Это была казна главы государства. Не сколько личная, сколько государева, но не государственная.
Конечно, только он мог и подарить, и пожаловать.

у нас удивительная коллекция оружия. Конечно, есть работы иностранных оружейников, и восточных, работы оружейников Турции, Персии. И Западной Европы - Голландии, Англии, Франции. И сейчас должен скоро выйти каталог английского огнестрельного оружия у нас. Его подготовила Елена Александровна Яблонская, хранитель этой коллекции. И готовится, в работе, каталог голландского оружия того же автора. Так что два значительных издания я надеюсь, любители оружия получат в ближайшем будущем.

в Англии просто завидуют музеям Кремля, в которых много британского оружия, оружия английских мастеров. недавно было выставка прекрасная, которая представляла это искусство. И на пресс-конференции представитель музеев Британии просто говорил, что они готовы принимать у себя выставки из Кремля, потому что это самая полная коллекция оружия британских мастеров.
Пополняется, конечно, коллекция Оружейной палаты. Потому что те вещи, которые нас интересуют, она всегда безумно дороги. Как правило, это закупки. И министерство культуры выделяет средства на это, находятся спонсоры.
Один из таких крупнейших предметов, который был закуплен недавно, это ритуальный ковш византийской работы рубежа 4-го - 5-го веков. Вот такая древняя вещь. Причем, это не просто ковш, а комплект, состоящий из ковша и лжицы - ложки серебряной. Очень редкостная, ранняя вещь, с изображением чеканным шествия Диониса, с его кавалькадой, с его свитой. Очень выразительный сосуд. надеемся, что последние поступления в музей, поступления за последние 10 лет, мы покажем на выставке новых поступлений.
Продажа была в истории Оружейной палаты. К сожалению, конечно, это было. музеи издают материалы об собственных исследованиях. Издано уже достаточно томов, и 14-й том«Страница исторической биографии музеев Московского Кремля» посвящен сокровищнице России. И там история продаж конца 20-х - 30-е гг. присутствует. Основана на архивных материалах, и серьезно представляет этот больной сюжет истории музея.
Вот сейчас в связи с выставкой коллекции ювелирной из собраний Форбса, ныне Вексельберга, как опять говорили, как ценой своей жизни спасали работники Оружейной палаты свою коллекцию, когда она просто расходилась, и они не могли поймать эти драгоценности. Просто честь им было дорога. Покончил жизнь самоубийством главный хранитель этой коллекции? Потому что свою честь он защитил, и не хотел быть причастен к ее разграблению. Это было после 17-го года.

вернуть того, что было распродано, не удалось. Хотя, какие-то вещи возвращаются. И недавно вернулись две камеи времен Ивана Грозного, , исполненные на сардониксе , удивительные. Они пропали раньше, не в ходе продаж. А вернулись где-то в 70-е годы, стараниями одного из сотрудников Оружейной палаты, такая Марина Михайловна Постникова-Лосева, крупнейший специалист в области русского ювелирного искусства. Она работала долгое время в Оружейной палате. Потом перешла в силу определенных обстоятельств в Исторический музей Московский. И вот ее стараниями, вернулись в музей две удивительных камеи.

А в прошлом году вернулась домой еще одна коллекция. Ее историю можно проследить по документам, хотя подавляющее большинство материалов на эту тему, к сожалению, продолжает находиться под грифом "секретно".
Почти за год до решения Совета народных комиссаров о конфискации всего имущества, принадлежавшего Николаю II и членам его семьи, в августе 1917 года вся собственность Романовых уже стала де-факто и де-юре достоянием республики. Произошло это благодаря постановлению Временного правительства Керенского. В нем было объявлено о национализации царских дворцов и находившегося в нем добра. Тогда же была создана специальная художественно-историческая комиссия по приемке ценностей. За несколько месяцев до октябрьского переворота подавляющую часть царского богатства срочно эвакуировали в Москву. Так в Кремле впервые оказалась коллекция из 48 яиц Фаберже. Всего с 1885 по 1916 год их было изготовлено 50. По непроверенным данным, одно яйцо продано в Санкт-Петербурге еще до отправки в Первопрестольную. Второе покинуло Россию вместе с матерью Николая II. Так что первое республиканское правительство России официально объявило местом хранения произведений царского ювелира Московский Кремль, и с тех пор прописка коллекции не менялась. Однако сама коллекция таяла на глазах.
Народная собственность была сохранена в опечатанных ящиках Временного правительства в помещении Оружейной палаты во время Гражданской войны и военного коммунизма. О Фаберже и прочем "романовском золоте" большевики вспомнили только в начале 1922 года. Тогда им срочно потребовались средства в помощь жертвам жуткого голода, начавшегося летом 1921 года, и параллельно на мировую революцию. Власти потребовали в кратчайшие сроки "раскошелиться" музеям, складам ЧК, губфинотделам и закрытым ранее монастырям и церквям. С 17 февраля по 24 марта 1922 года пасхальные яйца среди множества других драгоценностей бывшего императорского двора из Оружейной палаты ушли на баланс отдела Валютного фонда Наркомфина (Гохран). Не исключено, что 8 экземпляров, которые не удается обнаружить в течение последних 90 лет, были похищены на стадии погрузочно-разгрузочных работ.

В дальнейшем предметы искусства из музеев изымали еще не раз и вполне официально. Впрочем, музеи не всегда беспрекословно исполняли директивы об экспорте. Как свидетельствует история Оружейной палаты, в результате постоянного сопротивления властям работникам этого музея в Кремле удалось сохранить часть произведений искусства от Фаберже. В том числе и 10 пасхальных яиц

В 1927 году благодаря настойчивости директора Оружейной палаты Дмитрия Иванова из "закромов Родины" вместе с другими экспонатами в музей удалось вернуть 24 пасхальных подарка, где они впервые получили музейные инвентарные номера. По распоряжению Совета труда и обороны 16 яиц вернули в музей из Алмазного фонда, находившегося в ведении отдела Валютного фонда Наркомфина. Восемь яиц поступили со склада Московского ювелирного товарищества, располагавшегося на улице Кузнецкий Мост. Общая цена восьми яиц Фаберже составляла тогда 6861 рубль. В среднем по 857 рублей за изделие. Иванов неоднократно внушал новой власти, что "все известные в истории попытки использовать произведения искусства для поднятия финансов оказались сплошь неудачными". Большого впечатления эти призывы не произвели. За "образцами старого реакционного искусства" приходили еще дважды. В 1930-м ввиду отсутствия западных кредитов из музея "на индустриализацию" затребовали очередную порцию экспонатов, среди которых оказалось 11 пасхальных яиц. Не желая участвовать в "музейной экспроприации", директор Оружейной палаты Дмитрий Иванов покончил жизнь самоубийством. Из-за несговорчивости с властями в дальнейшем были репрессированы директор Сергей Монахтин, сотрудники Владимир Клейн, Александр Павлюкевич и другие. Сам музей, в конце концов, подчинили комендатуре Кремля, и в феврале 1933 года из музея "на основании словесного распоряжения" коменданта Рудольфа Петерсона приказали выдать еще три яйца.
Возврат коллекции начался в январе с письма директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной на имя министра культуры. Она предложила правительству изыскать средства на покупку лишь одного предмета из выставляемой на торги коллекции наследников американского издателя Малколма Форбса. Хранительницу кремлевских сокровищ интересовало "Ренессансное яйцо" из собрания Форбса. История его изъятия из музейного фонда и продажи за рубеж в отличие от большинства других изделий Фаберже документально зафиксирована. Яйцо реквизировали из музейного собрания Оружейной палаты 21 июня 1930 года и продали за 1000 рублей.

Петербургские музейщики в лице руководства Эрмитажа вмешались в процесс позже.


Директор музея Михаил Пиотровский хотел бы видеть в Северной столице всю купленную Вексельбергом коллекцию: "Было бы замечательно, если бы работы Фаберже вернулись в Зимний дворец, то есть именно туда, где они когда-то хранились

Существует предание, что деньги от продажи произведений искусства в 1930-е годы спасли СССР от поражения в годы Великой Отечественной войны. Возможно. Следует только знать, что вовсе не все средства, полученные от выручки музейных экспонатов, шли на закупку оборудования для оборонки. В октябре 1933 года Сталин в письме Кагановичу, например, просил закупить на 50 тысяч валютных рублей "импортные эфирные масла для выпуска парфюмерии". Так что не исключено, что яйца Фаберже стали источником для удовлетворения более прозаических нужд советской властиЙ Первоначально правительство решилось приобрести два пасхальных подарка из коллекции Форбса, чтобы затем по-братски разделить между Москвой ("Ренессансное") и Санкт-Петербургом ("Коронационное").


А вот денег в бюджете на это не было: на весь 2004 год на закупку культурных ценностей выделено всего 14 миллионов рублей. Пришлось искать частных меценатов. В конце концов Виктор Вексельберг (миллионер из США, корнями связанный с Россией) приобрел всю коллекцию Форбса до проведения аукциона примерно за 120 миллионов долларов. Владелец поставил условие ее хранения в России - коллекция не должна дробиться. Отчасти это стало причиной нынешнего противостояния музейных работников двух столиц. Все формальности с частной реституцией коллекции, жемчужиной которой являются девять пасхальных яиц Фаберже, можно считать улаженными, так как Министерство культуры окажет ее покупателю, предпринимателю Виктору Вексельбергу, всяческое содействие в оформлении бумаг (коллекция, в частности, должна быть зарегистрирована в специальном реестре Минкультуры).

В пользу воплощения в жизнь идеи московских хранителей наследия Фаберже о воссоединении коллекции говорит и то, что яйца из коллекции Форбса и Музеев Московского Кремля в 1990 году вместе выставлялись в течение нескольких месяцев.

А изображения животных, в коллекциях, в основном, орлы, это понятно. А еще часты и львы, и единороги, такие замечательные животные.
В палатах держали не так часто домашних животных?
Много было и упоминаний и изображений соколов, соколиную охоту.
Трофеи сохранились военные, трофеи Полтавской битвы выставлены в экспозиции, их можно увидеть.
Экскурсионный центр находится сразу же под Троицкими воротами, в Александровском саду, если вы смотрите на Троицкие ворота, то это справа. Вот вы спускаетесь и справа есть большое информационное бюро, где можно всю эту информацию получить. В Лебяжьем переулке, дом 4, можно приобрести абонементы на лекции. И вот телефоны, 203-41-15, 203-03-49.

Являлась хранилищем государственных ценностей. Коллекции Оружейной палаты включают собрания предметов декоративно-прикладного искусства России, Западной Европы, стран Востока.



П

Денис Бабиченко


Культурное противостояние

С учетом того, что культурное противостояние двух российских столиц имеет давние традиции, вопрос о "территориальных претензиях" на приобретенную коллекцию встал особенно остро. Да и художественные вкусы московских и питерских музейщиков, как оказалось, весьма разнятся. К примеру, хранительница коллекции произведений Фаберже в Эрмитаже Марина Лопато высказала весьма негативное мнение о стиле Фаберже, "если можно назвать стилем беззастенчивое заимствование отовсюду, часто действительно на грани китча". Несмотря на безжалостную критику вкусов создателей пасхальных подарков и их заказчиков - императоров Александра III и Николая II, - Лопато тем не менее согласилась, что "для полноты собрания Эрмитажа следовало бы приобрести так называемое "Коронационное яйцо".


В пользу воплощения в жизнь идеи московских хранителей наследия Фаберже о воссоединении коллекции говорит и то, что яйца из коллекции Форбса и Музеев Московского Кремля в 1990 году вместе выставлялись в течение нескольких месяцев.


В качестве возможных вариантов помимо кремлевского рассматриваются Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина и Третьяковская галерея.

В пользу Кремля высказывается главный специалист Минкультуры по реституции, глава департамента по сохранению культурных ценностей Анатолий Вилков. Еще в начале февраля он заявил, что его ведомство будет рекомендовать Виктору Вексельбергу передать коллекцию яиц Фаберже в постоянную экспозицию Музеев Московского Кремля. Иное развитие событий, по словам Вилкова, трудно представить: только там есть специалисты, которые могут поделиться опытом с новым владельцем в вопросах хранения и экспонирования пасхальных яиц. У Михаила Швыдкого на днях в Нью-Йорке заявил, что хранить коллекцию "разумнее либо в Кремле, либо в Эрмитаже, а может быть, и там, и там, потому что для них это родные гнезда".

Сам владелец коллекции окончательно должен определиться с выбором на этой неделе. Руководитель фонда "Связь времен" Андрей Шторх, представляющий интересы Виктора Вексельберга, в интервью "Итогам" не исключил, что "после анализа всех возможных вариантов коллекция сможет экспонироваться в Кремле". В факте пусть даже временного воссоединения коллекции на территории Кремля (Вексельберг планирует после первой выставки обязательно организовать ее показ по сибирским городам и только затем примет решение о постоянном месте хранения своей коллекции) специалисты усматривают мировую сенсацию.

Что же касается места постоянного экспонирования коллекции, то, по мнению ряда экспертов, на стороне Москвы и прежде всего музеев Кремля, которые специализируются на экспонировании декоративно-прикладного искусства, есть аргументы, которые трудно игнорировать. У Кремля имеется многолетний опыт хранения, экспонирования и транспортировки яиц Фаберже. Дело в том, что эти экспонаты крайне хрупки и требуют особых условий хранения. При перемещении обязательно сопровождение произведений хранителем и реставратором.

Кроме того, мотивы, по которым музейщики настаивают на размещении коллекции после пересечения границы именно в Кремле, полностью соответствуют всем требованиям, которые Вексельберг выставлял потенциальным хранителям: доступность, безопасность, высокий профессиональный уровень хранителей. Ну и наконец, "американская" коллекция будет здесь просто выгоднее смотреться. Например, в Патриаршей Палате или выставочном зале Успенской звонницы, где в прошлом году прошла выставка "Фаберже. Пасхальные подарки". Кстати, на Пасху звонница будет свободна, и технически организовать российскую премьеру коллекции Вексельберга на высшем музейном уровне там не составит особого труда. Все это так, лишь бы в процесс не вмешалась политика. Например, модное ныне стремление всемерно подчеркивать столичный статус Санкт-Петербурга. Произведениям Фаберже в плане влияния политики на их судьбу "везет", как никаким другим художественным ценностям.
главное, политических спекуляций.
25 апреля 1985 года после длительного перерыва открылась новая экспозиция знаменитой государственной сокровищницы Московского Кремля. Дело в том, что около четырех лет велась реконструкция и реставрация здания Оружейной палаты. В то же время шла работа над проектом новой реконструкции. В ходе этой работы рассматривалось несколько возможных решений новой экспозиции. И было решено необходимым сохранить сложившийся в течение столетий облик музея, вобравшего в себя лучшие образцы русского, восточного и европейского прикладного искусства.
Коллекции Оружейной палаты размещены в девяти залах, где представлены уникальные памятники древнерусского и западноевропейского декоративно - прикладного искусства начиная с XII века до начала XX столетия.
Светлый золотистый парадный зал открывает анфиладу верхнего этажа музея, где начинается знакомство с собранием русских золотых и серебряных изделий XII - начала XX века. Эта коллекция - одна из самых значительных в сокровищнице Оружейной палаты. Памятники золотого и серебряного дела XII-XV вв., представленные в экспозиции, дают возможность судить о высоком уровне древнерусской культуры.

В третьем и четвертом залах Оружейной палаты находятся редчайшие памятники русского боевого и парадного вооружения. Коллекция оружия в музее представлена необычайно широко.

В XVII веке Оружейная палата была крупнейшим центром по производству строевого и парадного вооружения, опиравшимся на достижения лучших мастеров-оружейников из других русских городов. Для создания оружия нередко привлекались и мастера Золотой и Серебряной кремлевских палат.

Парадное вооружение в XVII веке играло значительную роль в оформлении дворцовых церемоний- смотра войск, посольских приемов и царских выездов.

Завершает анфиладу второго этажа Оружейной палаты торжественный алый зал, где размещается редчайшая коллекция серебряных изделий западноевропейской работы XVII1-XIIХ веков. В этом зале собраны уникальные дары из Англии, Австрии, Голландии, Польши, Швеции, Дании и других государств. Это драгоценные кубки, блюда, фигурные настольные украшения и другие изделия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • История создания