Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Организация самостоятельной работы учащихся




Скачать 77.16 Kb.
Дата06.01.2017
Размер77.16 Kb.
ТипСамостоятельная работа


Дорофеева Мария Яковлевна

Учитель математики

МКУ « Атагайская средняя общеобразовательная школа» пос. Атагай Нижнеудинского района Иркутской области

* * *

«Организация самостоятельной работы учащихся

на уроках математики»
Сделать учебную работу насколько возможно

интересной для ребенка и не превратить этой

работы в забаву – это одна из труднейших

и важнейших задач дидактики.

К.Д. Ушинский.

В классификации самостоятельных работ по уровню развития математического мышления можно выделить четыре вида самостоятельных работ:

- при воспроизводящей самостоятельной работе дети не получают новые знания, нет обобщения, но происходит формирование навыков;

- при репродуктивно –аналитического вида самостоятельной работе дети оценивают созданную специальную ситуацию, при которой ученики устанавливают очевидные факты и закономерности;



- при репродуктивно – планирующем виде ребята допускают несколько решений задачи , которые представляют определенные трудности. Это задания олимпиадного характера и аттестационные задания за курс основной и средней школы;

- получение оптимального результата, чаще относительно оптимального, посвящаются репродуктивно – рефлекторные самостоятельные работы.

Самостоятельность является качеством личности учащегося, она проявляется в мышлении, речи, практике, мотивации, поведении, деятельности и организации учебного труда.

Самостоятельная работа может быть по форме: индивидуальная, фронтальная и групповая.

В основном учителя – математики используют дифференцированные многовариантные самостоятельные работы ( иногда до 6), ученик сам выбирает вариант по сложности. Если желтая полоса на карточке, то задание легкое, зеленая - среднее по сложности, красное – тяжелое.

Однако увеличение вариантов приводит к тому, что много времени тратится на проверку, поэтому трудно более полно обсудить допущенные при решении ошибки, не все ученики анализируют эти недочеты, так как не знакомы с заданиями других вариантов. Поэтому задание должно быть одновариантным с возрастающей по степени трудности. На различные группы ребят дается указание учителя. Те, кто любит предмет, выполняют самостоятельную работу без дополнительных указаний учителя, среднеуспевающие ребята выполняют я 1 или 2 указаниями хода решения, а слабоуспевающим ученикам дается полный план хода выполнения данного задания.

Замечательно, что при проверке выполнения данной работы все ребята включаются в обсуждение, все увлечены и уверены, что с работой справились. Улучшается психологический микроклимат в классе, создается ситуация успеха.

Но одновариантные самостоятельные работы даются только при объяснении трудной темы, болезни ребят. А в основном - двухвариантный стиль. Весь класс решает, а двое работают от каждого варианта, затем проверяем на доске и в тетрадях, и оценивают свои работы сами, а иногда меняются тетрадями с соседом, и оценки выставляет товарищ. Можно проверить работы и по готовому, заранее и оформленному при помощи компьютера слайды, на которых даны решения заданий ( или на закрытой доске), иногда дети переводят ответы в буквы и составляют слово – ответ.

К слабоуспевающему ученику прикрепляется ученик – консультант, который помогает ему при выполнении и проверке домашнего задания, выполнении и проверке самостоятельной работы. Консультант сделает раньше задание и подходит помогать своему подопечному. Таких консультантов в классе может быть 3 – 5 человек. Для лучшей заинтересованности консультантов, оцениваются дополнительно они по знаниям своих подопечных. Они стали лучше учиться, оценка – «отлично» или « хорошо» ставится консультанту.

Практикую и такой вид самостоятельной работы: все решают основное задание, а подопечные с консультантами – видоизмененные задания. Слабые ребята выходят к доске и совместно с консультантами работают. Здесь развивается принцип личной ответственности: ученик должен отвечать не учителю, а соученику; учитель может лишь тактично корректировать деятельность ребят по контролю и оценке работы своих соучеников.

Счастливый дар учителя – умение общаться с детьми, при этом акцент делается на развитие у детей самостоятельного поиска, преодоления боязни работать у доски на виду всего класса.

Самостоятельная работа может даваться и индивидуально – дифференцированно. У меня в классе две доски, и при закреплении материала вызываю по карточкам одновременно шесть человек, а седьмой - работает на доске вместе с классом. В три приема я опрашиваю весь класс, а если кто не справляется – привлекаю консультантов.

Дети знают, что их спросят почти на каждом уроке, иногда в течении урока и два – три раза. Любую работу на уроке надо сделать интересной. Но не всегда это получается, потому ввожу игровые элементы. При устном счете мы играем в мяч, задаем вопрос (учитель или ученик) и кидаем мячик тому, кто должен отвечать. В этот момент мы проводим своеобразную физическую минутку на уроке. Занимает эта работа 2 – 3 минуты. Дети, играя, заучивают теоретический материал, повышают уровень мотивации к учебе. Они очень любят играть в математические карты по изучению формул. Играют парами, один показывает карточку, а другой отвечает, а потом меняются ролями. Играют также ребята в математическое домино, на одной половинке карточки записана формула или решение примера для устного счета (по геометрии – чертеж), а на другой стороне карточки другое задание и нужно к каждому концу карточки приложить ответ. Таким образом, складывается домино и по конечному результату можно сразу же определить верно, ли составлено домино, выставляется отметка. Весь класс в это время работает над другими заданиями. Ребята сами себя оценивают, а если учитель не уверен в ком – то, он может рядом постоять и послушать. Таким образом, я оцениваю на каждом уроке 3 – 4 пары.

Точно также я стою у любой пары класса, когда идет «попарный» опрос на доказательство теоремы. Один ученик рассказывает теорему, а другой прослушает, задаст дополнительные вопросы по пройденному материалу и выставит ему оценку, затем они меняются ролями. При такой работе дети начинают говорить языком математика, исчезает у некоторых страх стоять у доски, они чувствуют себя более свободно и при этом полностью раскрываются, доказывая друг другу.

Одним из видов самостоятельной работы является русское лото. Работают четверо ребят, сажу я их в конце класса, чтобы не отвлекали всех. И стараюсь проводить такую работу за 10 минут до конца урока, когда идет полным ходом закрепление материала.

Очень удачно проходит самостоятельная работа с равноценными трехвариантными заданиями (в классе три ряда парт) на составление репродукции. Ребята решают, подходят к столу учителя , сопоставляют свой ответ с ответами, расположенными на столе учителя, берут полученный ответ и прикрепляют магнитами к железной доске, если нет магнитной доски. На другой стороне ответа части репродукции, дети прикрепляют их к магнитной доске и составляются три картины (по рядам класса) художника. А потом три минуты урока посвящается краткой биографии художника – это своего рода психологическая разгрузка на уроке. Таким способом мы познакомились с картинами русских художников: Репина, Васнецова, Айвазовского, Сурикова.

На уроках геометрии провожу самостоятельные работы на нахождение элемента фигуры или пространственного тела по готовым чертежам. При такой работе дети сразу же включаются на нахождение неизвестного, не распыляя внимание на правильное заполнение: дано, найти, решение. Малая трата времени на уроке, большое выполнение количества заданий учеником – стимул для учителя на проведение таких работ. Кроме этого консультанты успевают помочь и своим подопечным. Это отработано в системе, не спрашивая разрешения учителя, молча подходят и помогают.

При изучении тем: симметрия, координатная плоскость, геометрические фигуры, тела я использую самостоятельную работу практической направленности. Как здорово заново свою квартиру увидеть глазами ребенка, когда он придумает свой паркет, свои обои в квартире, расставит придуманную мебель из геометрических фигур или тел. Затем ученики, после прохождения всей темы или раздела объединяются в группы и составляют мини – проекты : пишут сказки, рассказы, сочиняют стихи, делают модели фигур и пространственных тел, из сделанных фигур и тел дети составляют замки и дворцы, космические аппараты и многое другое. Данные работы с удовольствием выполняют и мальчишки и девчонки, а родители помогают им в этом. За пятнадцать лет работы детьми составлена большая книга « Координатная плоскость», в которой они помещают свои работы, составленные по точкам относительно координатной плоскости. Мы эти работы используем на уроках. На уроках мы используем и ребусы, составленные самостоятельно учениками дома и помогающие перейти к новой теме урока или к другому этапу урока.

Я отношу к самостоятельной работе и практическую работу по нахождению площадей фигур, площадей поверхности и объема пространственных тел. Вызывает большой интерес у ребят работа на местности по нахождению высоты здания школы, телеграфного столба, измерения ширины нашей речки Уда, площади лужи на школьном дворе, площади спортивной площадки, огорода. Дети учатся переводить площади участка, своего огорода в сотки, измеряют длину своего шага и вычисляют расстояние от своего дома до школы. Изучив масштаб, ученики рисуют план своей квартиры и расстановку мебели, в этом им помогают и родители. Рассмотрев через производную, нахождение наибольшей площади треугольника, ученики предлагают построить поилку для овец в виде прямоугольного треугольника в сечении, а кормушку подсвинок в виде квадрата. Изучив объем конуса и прямой призмы, определяем массу сена в скирде или в копнах. Рассмотрев тему на нахождение полной поверхности прямой призмы, вычисляем количество обоев, необходимых для смены новых обоев в квартире ит. д. Затем практические мини - проекты ребят рассматриваем на уроке, анализируем, даем общую оценку.

В последние пять лет я практикую выполнение самостоятельных работ в виде тестов с примерными четырьмя ответами. Я противник такому виду проведения работ, так как учащиеся, не анализируя, стараются сразу же подставить ответы, а некоторые используют метод « тыка», но жизнь заставляет проводить такую работу, чтобы ученики при итоговой аттестации смогли правильно отметить ответ.

При выборе заданий для самостоятельной работы желательно учитывать, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Давая ребятам задание для самостоятельной работы , учитель должен не только объяснять ребятам , что они должны сделать, что узнать, что выучить, но и дать указания, как действовать, как наблюдать, как описать.

Контроль результата самостоятельной работы, исправление недостатков, ошибок по свежим следам эффективнее, чем на следующий день.

После выполнения самостоятельной работы необходимо провести анализ в форме обсуждения ее хода и результатов. Работу над ошибками желательно сделать на следующем уроке.



Выполнение самостоятельной работы на уроке помогает ребятам овладеть навыками самоанализа собственной деятельности, умению анализировать ответы учеников и аргументировать оценку, применять рациональные способы выполнения, выделять главное, формируют и вызывают у каждого школьника его личностные интересы и склонности.

  • «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики»