Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Организация деятельности




Скачать 283.27 Kb.
Дата30.06.2018
Размер283.27 Kb.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА НА УРОКЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ В СВЕТЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАНИЮ. Автор: Тарашнина С.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ гимназии г. Слободского Кировской области. Содержание. 1.1.Теоретическое обоснование темы стр. 3 1.2. Взгляд на целесообразность изучения биографии писателя в истории методики преподавания литературы в 19-20 веках стр.3-5 2. Дидактический анализ 2.1. Роль и место изучения биографии писателя в процессе изучения темы. стр.5-6 2.2. Цели и задачи школьного изучения биографии писателя стр.6 2.3. Принципы изучения биографии писателя на уроках литературы стр.7-9 3. Методический подход к изучению биографии писателя 3.1. Методические формы организации урока работы по изучению биографии писателя стр.9-12 3.2. Методические приёмы и методы, используемые на различных этапах урока изучения биографии писателя стр.12-18 4. Используемая литература стр.18 1.1.Теоретическое обоснование темы Согласно Концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, имеющие возможность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести за них ответственность, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за свою страну (сформированный набор УУД). Однако при формировании личности, обладающей названными качествами, необходимо помнить и о её духовном развитии. Роль «исправления сердец и очищения ума» (В. Острогорский) всегда принадлежала литературе. В тенденциях развития отечественной культуры и образования можно проследить ориентацию на повышение ценности индивидуальности. В связи с этим злободневной оказывается проблема восприятия личностных особенностей творческой деятельности любого содержания, от успешной самореализации личности в целом до присвоения уникальности результата художественной деятельности при её восприятии. Искусство традиционно рассматривается в художественной педагогике как реализация творческого потенциала неповторимой и уникальной личности художника. 1.2.Взгляд на целесообразность изучения биографии писателя в истории методики преподавания литературы в 19-20 веках Литературоведы и известные методисты отмечают, что изучение биографии писателя в преподавании литературы является необходимым условием постижения его художественного мира. Знакомясь с фактами жизни литератора, учащиеся получают конкретное, а не умозрительное представление о взаимоотношениях личности и среды, взаимосвязи мировоззрения и творчества художника. Исследование связей между жизнью художника и его творчеством нашло свое воплощение в трудах сторонников биографического метода. Этот метод – один из первых научных способов изучения литературы, разработанный в эпоху романтизма. Впервые примененный французским критиком и писателем Ш. О. Сент-Бевом биографический метод утвердил подход к биографии и личности писателя как к важнейшему и определяющему фактору его творчества. В биографическом методе биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты творчества. О внимании к личности художника и той «почве», на которой родился и развивался его дар, писал В. Г. Белинский в своей статье «Взгляд на литературу 1847 года»: «Личность поэта не есть что-нибудь безусловное, особо стоящее, вне всяких явлений извне. Поэт прежде всего — человек, потом гражданин своей земли, сын своего времени, дух народа и времени на него не могут действовать менее, чем на других»[1, с. 362]. Этот сложный комплекс жизненных влияний воздействий формирует черты личности автора, в свою очередь стимулирующих те или иные направления его творчества. Идея личностного рассмотрения генезиса литературного творчества на разных уровнях его понимания была развита в трудах И. Тэна, Р. Де Гурмона, П. М. Бицилли, Ю. И. Айхенвальда, А. П. Скафтымова и др. Рассматриваемая на фоне историко-биографических реалий творящая личность в их исследованиях представала, с одной стороны, как уникальное самоценное явление, а с другой— как выразитель духа времени, своеобразный «голос эпохи». В России желание методистов 60-70-х гг. XIX в. (В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, В.Я.Стоюнин) воспитать подрастающее поколение на конкретных примерах привело к тому, что биографии писателей стали служить воспитательным средством. Подход к писательским биографиям как к воспитательно-образовательному материалу для занятий, по мнению В. Острогорского, отличается некоторой узостью, так как нельзя ограничивать знакомство с жизнью писателей только дидактическими целями. В первые десятилетия после Октябрьской революции в методике и практике преподавания еще не были найдены правильные пути изучения писательских биографий. Вопрос о необходимости изучения писательских биографий напрямую зависел от литературоведческих споров, которые вели представители формальной школы и биографической школы. Так, В.М.Фишер как представитель формальной школы полностью отрицал значение сведений о писателе в литературе. Для прочтения и понимания произведения не нужны ни имена, ни авторы, ни тем более их биографии. Важна и нужна только форма. Программа 1927 года исключала биографии писателей из практики школьного изучения. Для усвоения творчества художника учащимся было достаточно уяснить его социальную позицию. В качестве рекомендаций словеснику М.А.Рыбникова в то время предлагает искать причин литературных фактов не столько в индивидуальной жизни поэта, сколько в общественном бытии его класса в данный исторический момент, в общих воздействиях литературных традиций. Такой подход, связанный с вульгарным социологизмом, от которого М. Рыбникова вскоре отошла, обедняет толкование идейного содержания произведений и не дает полного представления об индивидуальности каждого писателя. Начиная с 40-х гг. XX века появляется ряд работ по методике преподавания литературы, в которых предпринимаются попытки поставить анализ произведений в непосредственную связь с его автором для более глубокого и правильного восприятия. (Исследования Г.Ж.Беленького, В.В.Голубкова, Г.К.Бочарова, И.Е.Каплана, Н.Д.Молдавской, З.Я.Рез). Такой подход к изучению биографии способствует более глубокому восприятию текста анализируемого произведения и является важнейшим элементом постижения его сути. В это же время систематизируются и классифицируются методы и приемы изучения биографического материала на уроках, повышающие стимул к изучению биографий, помогающие понять личность писателя, его творчество. В современном литературоведении элементы биографического метода наряду с концепциями внеиндивидуальной детерминации творческой деятельности художника составляют широкий контекст изучения, без которого невозможно объективное, многоаспектное изучение литературы как художественного явления. 2. Дидактический анализ 2.1.Роль и место изучения биографии писателя в процессе изучения темы. При изучении новой темы в большинстве случаев вначале излагается биография писателя с последующим текстуальным анализом произведения. Такой подход имеет свои положительные стороны с точки зрения экономии и четкости в организации материала. Однако знакомство с личностью писателя практически завершается уже на первых уроках, что обусловливает естественную потерю познавательных и воспитательных возможностей. Существует и другой путь: рассказ о жизни, литературной деятельности писателя прерывается анализом произведения. При этом нарушается целостность изучения жизненного пути художника: биографический материал преподносится по частям, чередуясь с характеристикой произведений. В данном случае биография является как бы фоном, на котором рассматриваются произведения. Предлагается и такой путь: вначале изучается творчество писателя под руководством учителя, биография же его рекомендуется учащимся для самостоятельного чтения, а на итоговом занятии учитель обобщает весь жизненный путь художника. Однако эти подходы к освещению биографии не реализуют основных задач ее изучения, так как рассмотрение образной системы вне авторского отношения к изображаемому приводит к снижению уровня нравственного влияния литературы. Эффективность решения проблемы по В.Н. Дроботу достигается при изучении жизненного и творческого пути писателя в их органическом единстве. Такой подход позволяет на конкретных примерах показать двустороннюю связь, художественного произведения с личностью творца, его жизнью, определить, в каких компонентах стиля и как выражается авторская индивидуальность. Ведь биография художника не только знакомит с фактами его жизни и творчества, поисками и противоречиями, свойственными любому человеку, но и помогает понять позицию писателя, а следовательно, глубоко и полно постигнуть произведение, которое изучается в классе. Именно в процессе анализа художественного текста выясняется, насколько серьезно и глубоко учащиеся уяснили взгляды автора. Так изучение биографии и разбор произведения, взаимно дополняя друг друга, способствуют пониманию школьниками существа историко-литературного процесса. Художественный образ, произведение в целом несут информацию не только о действительности, но и об авторе. Чтобы узнать писателя в его героях, почувствовать своеобразие творческого почерка, необходимо хорошо знать личность пишущего, эпоху, его сформировавшую. Изучать личность – это значит обратиться к исследованию эпохи, страны, поколения, которые она представляет. Под личностью художника следует понимать единство таких человеческих факторов, как мировоззрение, жизненный опыт, талант, характер, которые определяют восприятие писателем объективной действительности и соответствующие отражение ее в художественных образах. Изучение биографии, рассматриваемой как духовный портрет в единстве индивидуально-личностного и творческого аспектов, с исследованием лаборатории художника слова дает возможность осмыслить его творческий путь как процесс, а не только как результат, и содействует духовному росту школьников, повышению их читательской культуры и интереса к литературе. 2.2. Цели и задачи школьного изучения биографии писателя 1.Методическая цель рассмотрения биографического материала – подготовка к анализу изучаемого литературного произведения. В связи с этим подборка и разработка методических приёмов в соответствии с интересами и возрастными особенностями учеников. 2.Образовательная задача – знакомство школьников с основными фактами жизни и творчества программных авторов. Биография должна дать картину формирования личности художника, ее развития в связи с общественной и литературной жизнью определенной эпохи. Наряду с этим формирование УУД школьников при изучении материала. 3. Эстетическая цель - проникновение в творческую лабораторию, тайны гения, что способствует развитию личности юного читателя. 4.Воспитательная цель – на примере жизни выдающегося человека формирование самоактуализации личности подростка, в свете открывающихся духовных ценностей возникновение стремления к самопознанию и самосовершенствованию. Ю. М. Лотман в статье с символическим заглавием «Биография – живое лицо» писал, что «за читательским интересом к биографии всегда стоит потребность увидеть красивую и богатую человеческую личность» [2, с. 230]. В связи с изложенными противоречиями, целями изучения биографии, запросами современной школы и государства необходимо совершенствовать методику изучения личности писателя, мировоззрения в процессе изучения его творчества. 2.3.Принципы изучения биографии писателя на уроках литературы. 1)Принцип концентризма в обучении заключается в том, что часть материала, изучаемого в основной школе, повторяется затем в старших, но только с разной степенью глубины: «… Начальный этап концентрического изучения учебного предмета характеризуется особым значением чувственного восприятия предметов и явлений, накоплением сведений и фактов. В последующем обучении принимает все более систематический характер, а на старшей ступени среднего образования носит характер серьезных теоретических обобщений».[10] Концентрическое построение материала предполагает его повторяемость в усложненном виде на следующей ступени обучения. Практика убеждает, что такой принцип необходим и оправдан в том случае, когда обьем учебного материала не может быть понятым учащимися сразу, не может быть раскрыт с нужной полнотой. При этом нарастание трудностей в усвоении какого- либо раздела литературы происходит постепенно, в соответствии с уровнем умственного развития учащихся. В каждом последующем классе внимание школьников акцентируется на ранее неизвестных биографических фактах и чертах личности писателя. Ранее изученный материал становится опорой при усвоении новых знаний. На последующих этапах литературного образования уже известные данные переоцениваются учащимися, рассматриваются на более высоком уровне. Таким образом, целенаправленное накопление от класса к классу нового биографического материала смягчает чувство повторного знакомства с писателем, вызванного неоднократным возвращением к одним и тем же фактам в предыдущих классах. На примере изучения жизни и творчества Н.В.Гоголя проследим возможности применения принципа концентризма на разных ступенях литературного образования, определим формы организации биографического материала. На первом этапе (в 5 классе) учащиеся знакомятся с важнейшими фактами и событиями из жизни писателя, имеющими целью привлечь их внимание незаурядной личности художника, заинтересовать его творчеством, подготовить к восприятию произведений. На втором этапе (в 6 классе) знания о писателе расширяются и углубляются. Здесь может вводиться дополнительный материал (например, заочная экскурсия в родной край Гоголя- Полтавщину- и Нежин, где он учился), но в то же время отмечается постоянный интерес писателя к истории, к украинскому фольклору. В 7-м классе у школьников формируем новые, более сложные навыки и умения для постижения биографии писателя, его личности, учим отбирать в биографии факты, характеризующие особенности жизненного и творческого пути художника, соотносить художественное произведение с жизненным опытом автора. С этой целью внимание учащихся фиксируем на событиях, повлиявших на литературную деятельность, на жизненных ситуациях, послуживших поводом к созданию данного произведения, ставших основой сюжета, определяем переживания и впечатления автора, отразивших в произведении. Рассказ о Гоголе был бы не полным, если бы мы обошли вопрос о его связях с Украиной, о влиянии украинской литературы на его творчество. Материалы о творческих взаимосвязях Гоголя с украинскими писателями будут дополнены и развиты в 9-м классе. Таким образом, систематическое наполнение сведений о личности писателя в средних классах позволяет строить работу в будущем с опорой на имеющиеся знания. Такой подход обусловливает изучение жизненного пути писателя в органической взаимосвязи с его творчеством. Основные аспекты взаимосвязанного изучения биографии и творчества на разных этапах работы раскрываются не сразу, а в процессе наблюдений над текстом произведения, проникновения в его идейно-художественное своеобразие. 2) Принцип линейности в изучении жизненного и творческого пути писателя. Для осуществления взаимосвязи изучения биографии писателя с его творчеством в старших классах рекомендуется использовать дидактический принцип линейности, при котором постижение личности художника рассматривается в органическом единстве на протяжении всех уроков. Это значит, во-первых, что жизненный и творческий путь писателя анализируется последовательно; во-вторых, его биография изучается в тесной взаимосвязи с творчеством; в- третьих, изучение жизни писателя осуществляется с той полнотой, глубиной и основательностью, которые необходимы для постижения личности художника и его творчеств Рассмотрим эти положения на примере изучения биографии Л. Н. Толстого в X классе. Планирование уроков творческой биографии с учетом коллективных, групповых домашних и индивидуальных домашних и классных занятий может выглядеть следующим образом: 1.Детство, отрочество и юность Л.Толстого. Начало творчества. Автобиографическая трилогия 2.Годы военной службы на Кавказе. «Севастопольские рассказы» Толстой в 50-60 г. Писатель-педагог. Общественная деятельность. 3.Работа Толстого над романом «Война и мир» Мировоззрение и творчество писателя. (кратко). 4.Нравственные искания 70-80 гг. 5.Последний период в жизни и деятельности писателя. Уход из Ясной поляны. Смерть. 1.Лекция учителя. Чтение отрывков из автобиографической трилогии- индивидуальные задания на карточках. Чтение отзывов и воспоминаний о Толстом. 2.Сообщение учащихся. Обзор преподавателя. Коллективный анализ эпизодов. 3.Сообщение учащихся. Продолжение лекции преподавателя. Чтение учащимися отзывов читателей- современников Толстого и современных читателей (индивид.задания) 4.Групповая и индивидуальная работа. 5.Сообщение учащихся. Обобщение учителя. Чтение отрывков из воспоминаний современников. Сопровождающее чтение учащимися. Заочная экскурсия в Ясную поляну, сопровождаемая показом наглядного материала Богатство и сложность личности Л. Н. Толстого, глубина его нравственных и эстетических исканий требуют от учителя особого внимания к формированию жизненных убеждений и художественных принципов писателя. В планировании уроков по творчеству Толстого в X классе важно установить взаимосвязи между основными этапами изучения всей темы. Это работа по творческой биографии писателя, повторение пройденного в VIII и IX классах, организация чтения ранних произведений Толстого, романа-эпопеи «Война и мир», изучение «Войны и мира», обзоры романов «Анна Каренина» и «Воскресение», знакомство с драматическими произведениями, формирование обобщений на итоговых уроках. Установить системные связи между частями изучаемой монографической темы поможет, прежде всего, понимание отношения писателя к событиям времени, к народу, к истории. 3.Методический подход к изучению биографии писателя 3.1. Методические формы организации урока работы по изучению биографии писателя. Методические формы организации урока по изучению биографии широко известны. Проведу анализ применяемых форм уроков, в которые удалось внести изменения в соответствии с современными образовательными запросами. 1.Одной из самых распространённых форм урока по изучению биографии является лекция. Она может быть лаконичной, т. е. представлять собой сжатый очерк, в котором упомянуты даты рождения и смерти и несколько произведений писателя. Это может быть эссе, очерк, можно претендовать и на новеллу – повествование с напряжённым сюжетом, рассказ на тему «Один день из жизни писателя», «Последний год жизни». Особое место на сегодняшний момент занимает лекция как активная форма работы на основе мультимедийного авторского пособия. Данная лекция представляет собой фильм, созданный учителем по биографии писателя в программе «Киностудия». Лекция становится интерактивной, так как фильм наполнен заданиями, его можно остановить для выполнения творческой работы, в конце предлагается задание по изученной теме. Примером такой лекции может стать фильм по изучению жизни и творчества А.П. Чехова и задания к уроку. (Приложение №1). 2. Кино, как известно, является одним из самых востребованных видов искусства, поэтому нельзя пренебрегать документальными и художественными фильмами о писателях. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебника, книг биографического жанра. Перед просмотром необходимо предложить ряд вопросов, по которым после просмотра фильма строится беседа по биографии писателя. Это побуждает учеников не просто внимательно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран. Вопросы могут быть следующего плана: 1. Что нового в жизни и творчестве писателя узнали вы из фильма 2. Какие кадры фильма вы считаете наиболее выразительными 3. Какие слова из отзывов современников или высказываний самого писателя вы могли бы сделать эпиграфом к фильму 4. Удачно ли по-вашему мнению, отобраны отрывки из произведений писателя 5. Какой эпизод биографии наиболее полно на ваш взгляд, выражает характер писателя 6. Помогает ли музыка, сопровождающая текст, понять и почувствовать характер писателя настроение эпохи 7. Какие черты, характерные для личности писателя, вы хотели бы воспитать в себе (Каталог фильмов – Приложение №2) Если после просмотра фильма в классе развернется обсуждение по этим и другим вопросам, то ученики не только активно отнесутся к увиденному, но и надолго запомнят его. Очень полезно включение отдельных отрывков фильма в урок по биографии писателя. 3. Виртуальная экскурсия на уроках литературы очень похожа на проведение обыкновенной экскурсии: понадобится разъяснение учащимся цели экскурсии, сообщение им знаний, необходимых для успеха экскурсии. Характерными признаками виртуальной реальности являются моделирование в реальном масштабе времени; имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма; возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь. Объекты экскурсии - размещаемые в сети Интернет изображения и отображения реальных объектов: музейные экспонаты, описание биографий писателей, фотогалереи, иллюстрации к произведениям, озвученные произведения писателей, критические статьи. Поэтому при предварительном знакомстве с объектом экскурсии нужно обратиться к информации на том или ином сайте, который впоследствии посетят учащиеся. Маршрут экскурсии разрабатывается следующим образом: анализируются страницы в интернете и последовательность их изучения учащимися, разрабатываются задания. Также при разработке маршрута виртуальной экскурсии особое внимание уделяется санитарно-гигиеническим нормам работы на компьютере. Методика разработки виртуальной экскурсии представлена в Приложении № 3. Виртуальную экскурсию целесообразно проводить на сайтах государственных литературных музеев, такая форма позволяет глубже погрузиться в историческую эпоху, связанную с писателем, познакомиться с его интересами, мировоззрением. (Каталог сайтов литературных музеев – Приложение №4) При проведении виртуальной экскурсии важно помнить, что это не просто «прогулка» по страницам в сети Интернет, а часть учебного занятия, и активно вовлекать обучающихся в работу. Рассказывать следует лишь о том, что может вызвать интерес ребят. Такие экскурсии можно проводить как самостоятельно, так и совместно с обучающимися. Вместе можно разработать предварительный маршрут экскурсии (по каким местам и в какой последовательности будет проходить экскурсия, на каких фактах следует остановиться более подробно). Создать творческую группу из 4-5 человек и раздать задания. Каждый выступающий будет раскрывать свою подтему в контексте с главной темой экскурсии. При подготовке и проведении урока в форме виртуальной экскурсии можно активно обращаться к единой коллекции Цифровых Образовательных ресурсов (http:school-collection.edu.ru). Например, тема урока А.А.Блок. Тревога за судьбу России. На уроке идёт работа со статьей учебника, одновременно обращаемся к материалу представленному в коллекции. Это портрет А.Блока, портрет А. И. Бекетова (деда А. Блока), изображение имения в Шахматово. Создание виртуальной экскурсии по жизни и творчеству писателя может стать и продуктом проектной деятельности учеников. В ходе создания данной формы ученики подробно изучают биографию писателя в различных источниках, подбирают фото и видеоматериалы, осваивают технологию создания фильмов и сайтов в сети интернет. (Виртуальная экскурсия «Гриновские места на карте России» https:genakuznecova.jimdo.com) 4.Урок в форме веб-квеста является на сегодняшний день самой востребованной у учеников формой организации урока. Веб – квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты  для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов. Важно учесть, что веб-квест – увлекателен сам по себе, лучше в планировании на проведение такого урока выделить 2 спаренных урока или устроить внеурочное занятие, причём оно может быть как в стенах школы, так и дома. Веб-квест имеет особенности структуры и свои этапы работы. (Приложение №5). Организация работы по веб-квесту очень напоминает организацию урока-проекта (индивидуальная, коллективная форма работы, задания). Организация данной формы работы очень трудоёмка для учителя, так как подразумевает разработку проектных заданий в ходе урока, создание и наполнение сайта. (Урок веб-квест «Гринландия вятского романтика», адрес сайта: http:lanatarashnina.jimdo.com) 5.Создание живого журнала (ЖЖ) по биографии писателя. Данная форма урока является одной из самых творческих и трудозатратных как для учителя, так и для учеников. По сути своей, это урок по созданию проекта журнала. Он может быть выполнен как заполнение рубрик печатного журнала, так и по аналогии ведения ЖЖ в сети интернет. Если остановиться на печатном варианте, то тогда нужно продумать рубрики. Например, «Все мы вышли из детства», «В мире интересного», «Интервью со звездой» и др. Создание же мультимедийного продукта ЖЖ потребует освоения блога, ведения ЖЖ. (Приложение №6) 3.2. Методические приёмы и методы, используемые на различных этапах урока изучения биографии писателя. (материалы к приёмам в Приложении №7) В современной методике преподавания литературы особое внимание уделяется приёмам смыслового чтения, которые формируют все виды УУД. Данные приёмы можно широко использовать на уроках изучения биографии писателя. Подбор приёмов и методов изучения биографии писателя должен производиться в зависимости от того, на каком этапе урока изучения биографии писателя приём можно применить: на этапе вызова, практическом этапе или рефлексивном. Рассмотрим поэтапную организацию урока изучения биографии писателя. Этап вызова. Основная задача учителя литературы на данном этапе – поставить вопросы перед учениками или сформулировать проблему для дальнейшего изучения материала, а главное - уйти от трафаретного восприятия художника (как восприятие портрета на стене, к которому все привыкли), представить писателя прежде всего как человека, с его исканиями, удачами и неудачами, сомнениями, взлётами и падениями. Самым распространённым и простым приёмом, вызывающим интерес к личности писателя, является синквейн, когда на доске учитель записывает фамилию, имя и отчество писателя, а дети, имея запас знаний о нём, создают ассоциативную запись, состоящую из 5 строк: 1строка – 1 существительное (тема синквейна – объект, о котором идёт речь), 2 строка – 2 прилагательных (описание признаков и свойств объекта), 3 строка – 3 глагола (характерные действия объекта), 4 строка – фраза из 4 слов, выражающая личное отношение автора к объекту, 5 строка – одно слово – резюме, характеризующее суть объекта. Не менее эффективным приёмом является цепочка ассоциаций к имени писателя. В данном случае учитель предлагает ребятам назвать ассоциации к имени и записывает на доске все предложенные слова, после чего весь рассказ учителя или работа по информационному материалу могут быть построены на ассоциациях. Конечно, приём предполагает не только высокую информированность учителя по теме, но и прозорливость и умение логически связывать ученические ассоциации с приготовленным информационным материалом по теме. Рассмотрим пример: подбирая ассоциации к имени А.С. Пушкина, ученики в 5 классе говорят об Арине Родионовне. В таком случае, информационный материал можно составить в трёх руслах: информационная справка о детстве поэта, о няне, о русских народных сказках, рассказанных няней и положенных в основу пушкинских сказок. В 9 классе ученики часто называют те же ассоциации, только учитель вслед за анализом ассоциаций может вывести учеников к проблемному вопросу: Почему сказки написаны в последние годы жизни Какую нагрузку несут Таким образом, происходит не только повторение, но и расширение знаний, углубление понимания мировоззрения великого русского поэта. Технология «Списки» (автор Галицких Е.О.) интересна на любом этапе урока. Начать урок можно не совсем обычно: пусть в начале урока состоится небольшой разговор о жизненных ценностях, который начинается с заполнения первого столбика таблицы в рабочем листе «Мои жизненные ценности» в виде списка из 7-9 слов (это существительные, называющие то, что ценит ученик, не оговаривается, духовные или материальные ценности). Мои жизненные ценности В списках могут появиться самые неожиданные и самые ожидаемые слова: друг, деньги, мама, развлечения, спорт … После заполнения и озвучивания ценностей возникает необходимость пообщаться о приоритетах молодого человека (любому ученику всегда интересно говорить о себе), поэтому разговор получается живой, часто с элементами диспута. Вопрос же учителя о том, изменились ли ценности человека за 100-200 лет, является неожиданным переходом к жизни писателя. И здесь от учителя зависит только одно – направление, в котором пойдёт работа по информационному материалу (информационный материал готовится на основе жизненных ценностей писателя). Но самое главное впереди - после изучения нового материала ученикам нужно заполнить второй столбик таблицы «Жизненные ценности писателя» (название столбика записывают ученики) Жизненные ценности писателя и ответить на вопрос: «Чем близок мне (имя писателя)». Рефлексивная письменная работа позволит ученику увидеть писателя живым, чувствующим, близким. Анализ набора высказываний о писателе поможет составить характеристику человека, о котором говорится в отрывках. В начале урока объявляется имя автора, раздаётся информационный материал, учителю важно подобрать такие цитаты, которые покажут писателя с разных сторон. На основе высказываний ученики составляют характеристики писателей (как устные, так и письменные). Составление характеристики можно начать с заполнения клише (5-6 классы) и закончить письменной работой (индивидуальной или групповой в 7-11 классах). Например: объявляется имя А.И. Куприна. Формулируется задание: «Прочитайте высказывания о писателе, составьте его характеристику на основе мнений известных людей»: 1.«…его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни». (О.Н.Михайлов) 2. «Он был романтик. Он был капитаном юношеских романов, морским волком с трубочкой-носогрейкой в зубах, завсегдатаем портовых кабачков. Он чувствовал себя храбрым и сильным, грубоватым внешне и поэтически-нежным душевно». (Н.А. Тэффи) 3.Это — мудрость верной силы. В самой буре — тишина.  Ты — родной и всем нам милый. Все мы любим Куприна (К. Бальмонт) Расширить данный приём можно, предъявив ученикам затем портреты писателя. Цель: найти те качества в живописном портрете, фото, о которых говорили критики, современники. Организация работы с портретами писателей разных художников вызывает не меньший интерес у учеников. Данный приём организации деятельности учеников аналогичен предыдущему, только здесь «работает» визуальное восприятие материала, осуществляются межпредметные связи. Задание к данному приёму звучит так: составьте характеристику писателя по художественному описанию, найдите сходства и различия в изображениях писателей на картинах разных художников. Приём можно усложнить, в начале урока предъявив ученикам известные много лет портреты писателей, а в конце урока, после изучения информационного материала, - портреты современных художников, сопроводив проблемным вопросом: «Как изменилось восприятие писателя современным человеком и почему». Составление портрета по псевдонимам писателя вызывает живой интерес всех учеников. Условно данный приём назван «Юный Шерлок Холмс» (применяются методы дедукции, анализа, поиска мелких деталей). Ход игры: 1.Класс делится на группы. 2.Каждой группе предлагается набор псевдонимов писателя, имя не объявляется 3.Каждая группа выполняет следующее задание: «Сделайте предположения о характере писателя, особенностях литературного творчества». Данный приём можно использовать, например, при изучении биографий А.П.Чехова (псевдонимы: «Человек без селезёнки», «Балдастов», «Вспыльчивый человек», «Брат моего брата», «Врач без пациентов», «Прозаический поэт», «Юный старец»), А.С.Пушкина («Сверчок», «Феофилакт Косичкин», «Иегуда Хламида», «Француз», «Старый арзамасец») При мозаично-ассоциативном вызове ученикам предлагаются различные картинки, которые ассоциативно можно связать с именем писателя. После знакомства с картинками учитель задаёт вопросы: «О ком речь Как связаны данные образы с писателем, творчество которого будем изучать Закончите ассоциативный ряд именем писателя». Например, при изучении жизни и творчества Островского А.Н. (10 класс) школьникам предлагается 4 картинки с изображением Замоскворечья, торговых купеческих рядов, портрета купца, театра. Задание: «Закончите ассоциативный ряд именем писателя» (выводится портрет писателя). Вызовом является также приём «Музыкальная шкатулка». Учитель предлагает прослушать музыкальное произведение, связанное с творчеством или личностью писателя. Весь последующий рассказ о жизни и творчестве писателя строится на основе постоянного возвращения к музыкальному произведению. Данный приём можно использовать при изучении биографии Грибоедова А.С., Фета А.А., Куприна А.И. Например, изучение биографии и особенностей творчества М.Ю. Лермонтова можно начать с романса «Выхожу один я на дорогу», в котором звучит мотив одиночества (эту особенность называют ученики), а затем сделать акцент на одиночестве поэта как в жизни, так и в проблематике творчества. Итак, общая характеристика всех перечисленных приёмов – вызов интереса ученика к теме урока, формирование коммуникативных и личностных УУД школьников. Практический этап урока предполагает организацию работы ученика с информационными источниками с целью изучения жизни и творчества писателя. На данном этапе формируются все виды УУД школьников на основе использования учителем современных стратегий чтения. Рассмотрим интересные виды работы с текстом и из особенности. - Одним из самых распространённых видов стратегий чтения является графическая обработка текста: таблицы, кластеры, схемы. Какие виды таблиц можно использовать 1.Таблица «ЗИУ» (знаю, интересно, узнал), «ЗУ» (знаю, узнал) Таблица «Что Кто Где Когда Как» (применяется перед, при и после изучения текстового материала по биографии писателя). 2.Цветная таблица («ЗУ»). Графа таблицы «Знаю» заполняется синим цветом, графа «Узнал» заполняется любым другим цветом после прочтения информационного материала, информация из данной графы обязательно озвучивается после работы с таблицей. 3.Составление панорамы событий жизни. Каждой паре учеников учитель выдаёт иллюстративный материал, связанный с определённым этапом биографии писателя (иллюстрация для каждой пары своя), но одинаковый информационный материал (весь информационный материал, связанный с писателем). Задание: прочитайте информационную справку, в ней найдите информацию, которой можно сопроводить иллюстрацию, подготовьте рассказ по картинке. При устном ответе всего класса каждая пара представляет свою иллюстрацию, прикрепляет к доске (тем самым достигается визуальный эффект восприятия темы урока), сопровождает иллюстрацию пересказом найденной информации. 4.Деловая игра «Следователи». Учителем на каждую парту раздаётся набор открыток и краткая информационная справка к данному набору. Задание: установите связь визуальных образов и фактов, данных в информационном материале, расскажите о событиях жизни и творчества писателя, пользуясь информацией учебника, раздаточным материалом и ИНТЕРНЕТ. 5.Изучение дневниковых записей, автобиографий, писем позволит осуществить непосредственное общение ученика с писателем и в итоге создать различные виды творческих работ: кодекса чести писателя, правил жизни, рекомендаций современному человеку, эссе. 6.Особое место в изучении жизни и творчества писателей занимают готовые электронные образовательные ресурсы, в которых много ценного, а главное, готового материала для урока. (Приложение №8 каталог ЭОР) Итак, цель практической части урока – организация деятельности учеников по изучению информационного материала, связанного с биографией писателей, формирование познавательных УУД школьников, их духовной сферы. Как провести контрольно-оценочный этап урока изучения биографии писателя Ученику предстоит определить для себя пути применения полученных знаний в собственной читательской практике (выполнить творческое задание) на основе заданий, предложенных учителем. Конечно, в педагогической практике применяются такие рефлексивные приёмы, как синквейн, акрослово, приём незаконченного предложения, контрольные электронные образовательные ресурсы. Вот наиболее продуктивные и интересные приёмы. 1.«Свободное письмо»- это рефлексивное письмо. Оно направлено на осмысление изученного материала здесь и сейчас и является ответом на вопрос: «Что вы узнали о…» (или «Задайте вопрос, на который вы бы хотели услышать ответ...») Главное в таком сочинении – отразить собственную позицию об авторе, его мировоззрении, жизненных исканиях. 2.Составление интервью с писателем. Интервью – это диалог, в том числе, воображаемый. Структура интервью: 1)вступление (представление интервьюируемого и интервьюируемых, представление проблемы и человека, знающего проблему), 2)основная часть (система вопросов и ответов на них), 3)заключение (ответ на итоговый вопрос, заключительное суждение интервьюера). Интервью с писателем «как вид общения» может быть о жизненных ценностях, о вопросах бытия, интересующих современных читателей, о замысле произведения и работе над ним, об отношении к своим героям, об отношении автора к различным интерпретациям своих произведений, о современном читателе. (Приложение №9) 3.В старших классах рефлексивный этап можно расширить до индивидуальной работы дома, когда ученик самостоятельно читает, например, поэтические произведения автора, выбирает заинтересовавшее его стихотворение и пишет творческую работу «В какой момент жизни поэта написано данное стихотворение». Это сочинение может быть предположением или результатом исследований дополнительного материала. Цель задания – побудить ученика к глубокому, вдумчивому чтению художественной литературы и пониманию глубокой связи писателя и его произведений. Данные приёмы помогают формировать личностные и коммуникативные УУД учеников, умение излагать собственное мнение. Примером урока изучения биографии писателя с использованием приёмов смыслового чтения, формирующих все виды УУД школьников, является урок «Философия маленьких шагов Экзюпери» (Приложение №10). Итак, при подготовке урока по биографии писателя нужно помнить, что на вопросы, которые возникнут у ученика при чтении художественного произведения появится множество вопросов. На все вопросы поможет ответить сам писатель, ведь учитель и его ученики уже попытались понять его, почувствовать то, о чём писатель думал, мечтал… Нужно только помнить, что, находясь рядом с источником духовности, невозможно не напиться из него! А ещё нужно помнить требования, которые разработал для себя Ирвинг Стоун, когда взялся за создание биографической повести: драматизируй, веди массу диалогов, оживи всех действующих лиц, используй анекдоты и юмор. К этим требованиям, думается, каждый учитель литературы добавил бы ещё два: вызови интерес к автору и его творчеству, сделай ученика ближе к писателю и помоги его понять. 4. Используемая литература 1. Белинский, В.Г. Собр.соч.: в 9 т. В. Г. Белинский. – Т. 8. – М.,1982. 2. Лотман, Ю.М. Биография–живое лицо Ю. М. Лотман Нов. мир. –1985. – №2. –С.228–236. 3. Историко-биографический альманах «Прометей» (ЖЗЛ). М., 1966. С. 339). 4. Курдюмова Т. Ф. Как рассказать о биографии писателя. Газета «Литература» изд. дома «Первое сентября», 2005, №5, с 6-7. 5. Моруа А. Мемуары. М., 1999. С.10, 411). 6. Полосухин В. В. Постижение механизмов творческого процесса через взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника в процессе изучения литературы в старших классах Элективные курсы по предметам художественно-эстетического цикла в рамках основного и дополнительного образования: к проблеме вариативности обучения: Сборник научных трудов. – М.: Компания Спутник , 2005. – 85 с. 7.Полосухин В. В. Взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника. Постановка педагогической проблемы Художественное образование в парадигме современной культуры: Сборник научных трудов. – М.: 2006. – 206 с. 8.Полосухин В. В. Взаимосвязи личности и творчества. Опыт моделирования биографии писателя Искусство в школе. 2006. №6. 9. Пранцова, Г.В. Современные стратегии чтения: теория и практика: учебное пособие Г.В. Пранцова, Е.С. Романичева.- М.: ФОРУМ, 2013.- 368 с. 10. Дробот В. Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. – К.: Рад.шк.,1988.

  • 1.1.Теоретическое обоснование темы
  • 1.2.Взгляд на целесообразность изучения биографии писателя в истории методики преподавания литературы в 19-20 веках
  • 2. Дидактический анализ 2.1.Роль и место изучения биографии писателя в процессе изучения темы.
  • 2.2. Цели и задачи школьного изучения биографии писателя
  • 2.3.Принципы изучения биографии писателя на уроках литературы.
  • 3.Методический подход к изучению биографии писателя 3.1. Методические формы организации урока работы по изучению биографии писателя.
  • Приложение №1
  • Урок в форме
  • Урок веб-квест «Гринландия вятского романтика», адрес сайта
  • Приложение №6
  • Анализ набора высказываний о писателе
  • Организация работы с портретами писателей разных художников
  • Составление портрета по псевдонимам писателя
  • Составление панорамы событий жизни
  • Деловая игра «Следователи».
  • 5.Изучение дневниковых записей, автобиографий, писем
  • 4. Используемая литература