Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Описание опыта работы «Формирование читательской компетентности»




Скачать 387.21 Kb.
Дата04.02.2017
Размер387.21 Kb.
Описание опыта работы
«Формирование читательской компетентности»
Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не

научился при этом учиться.

Э.Тоффлер

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Диапазон мнений варьируется от констатации глубокого кризиса читательской культуры до утверждения новой модели чтения в современных условиях информационного общества. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

Я, как учитель, неоднократно обращаюсь к статьям методиста из Свердловской области Н.В.Орловой «Интеграция при анализе художественного текста: «В начале было слово…»»: «Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Нас не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики… Наше национальное богатство – художественная литература, «создавшая феномен русских мозгов», – отвергнута современным русским человеком»

При беседах на родительских собраниях, встречах родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются ко мне за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Этим объясняется АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Я согласна с ведущими специалистами в области образования, что читательская компетентность определяется:


  • владением техникой чтения,

  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

  • сформированностью духовной потребности в книге и чтении.


Мною используются перечисленные ниже виды речевой и читательской деятельности:

  • аудирование (слушание),

  • чтение (чтение вслух, чтение про себя)

  • работа с разными видами текста

  • библиографическая культура

  • работа с текстом художественного произведения

  • работа с учебными и научно-популярными текстами

  • говорение (культура речевого общения)

  • письмо (культура письменной речи)

Формированием читательской компетентности детей младших классов я занимаюсь несколько лет. Сложился определённый опыт работы по теме «Формирование читательской компетентности».

В 2009 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.

В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование читательской компетентностей у учителя нет.



Я вижу противоречия в сложившихся условиях:

между количеством часов (3ч) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе. Трех часов очень мало!



Цель, которую я ставлю – это выявление приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности



Для себя я определила задачи:

Научить:

  • осознанно, правильно, выразительно читать;

  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

  • самостоятельно выбирать книги для чтения;

  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

  • самостоятельно выбирать книги для чтения.

  • изучить программу по скорочтению Ситдиковой Р.Н.

  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

  • развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературного чтения и организацию внеклассной деятельности.

Что же я ждала от своих учеников?

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и к книге.

  2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

  3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

  4. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника.

  5. Творческий подход к работе по программе «Скорочтение»

Читательскую компетентность я формирую на уроках литературного чтения, во внеклассной деятельности. Мне, как учителю, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организовать читательское пространство, подобрать материал для чтения, направляющий развитие читательской деятельности. Важно помочь ребенку постичь мир литературы – мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.

На уроках литературного чтения создаю проблемно-поисковые ситуации, настраиваю всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов. В создании таких ситуаций важную роль играет «волшебная» книжка-игрушка. Особенно детям нравится, когда книжка «приходит» на урок литературного чтения во время чтения сказок. Беседы-дискуссии учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение. Я замечала, что вдумчивость чтения у детей повышалась после того, как они получали задание самим задавать вопросы по содержанию прочитанного. В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к тексту, постепенно накапливая материал для пересказа.

Достижению положительных результатов работы способствовал и мой личный пример учителя, я всегда выразительно читаю художественный текст. Учительское владение словом настолько захватывало детей, что они стремились найти и прочитать произведение, отрывок из которого они только что услышали, потому, что им «очень понравилось, как оно написано».

Хорошей основой для накопления учащимися личного опыта творческого восприятия художественных произведений стало использование приема устного словесного рисования. В ходе словесного рисования мои дети воображали прочитанное и как бы видели его наяву, усматривали за словами картины и образы, без труда не только называли тему любого эпизода или ситуации, но и представляли детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.

Большое внимание на уроках уделяю словарной работе, особенно при чтении сложных текстов. Здесь использую разнообразные приёмы толкования значения новых слов: объяснение значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работа с синонимами и антонимами, пословицами и загадками. Все трудные слова чаще всего выписываю перед уроком на доску или карточку. Как правило, значение этих слов объясняли сами дети, если же они затруднялись, то находили объяснение трудных слов в толковом словаре самостоятельно.

Чтобы повысить интерес к чтению, на уроках литературного чтения использую элементы драматизации. Ставить маленькие спектакли по прочитанным произведениям.

Любимой формой работы стало для детей создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению. Здесь проявлялись творческие способности каждого. При этом авторы диафильмов демонстрировали умения проследить за ходом событий произведения, пересказать текст по рисункам.

В ходе работы я увидела, что уроки литературного чтения и музыки являются благодатной почвой для формирования и развития в ребенке необходимых творческих умений и навыков, с помощью которых дети смогут познавать мир. Мне удалось заметить, что дети на уроках литературного чтения, где звучала музыка, проявляют высокую активность, которая выражалась в творчестве детей.

Анализируя свой опыт, я пришла к выводу, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения я признаю целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий Программы «Скорочтение» - автор Ситдикова Р.Н. (см. Программа по скорочтению в сокращении) – Приложение 1).

Данную программу я адаптировала для себя и моих учеников, определив цели, задачи, предполагаемые результаты, принципы обучения, формы и методы работы. Подобрала необходимые средства обучения.

Интеграцию основного и дополнительного образования я нашла во внеклассных мероприятиях. Свою работу по формированию читательской компетентности я выстраиваю во взаимосвязи со школьной и городской библиотеками, учреждениями культуры и с родителями моих учеников.

Положительные результаты приносят нестандартные формы работы с детской книгой, способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг читательские конференции, устные журналы, занятия в клубе семейного чтения, выпуск литературной газеты, конкурсы и викторины.

Под формами внеклассной деятельности я подразумеваю выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Работа по формированию читательской компетентности осуществляется через уроки литературного чтения, а также через внеклассную деятельность.



Внеклассные мероприятия;

  • Просмотр спектаклей, мюзиклов по книгам (ДК, МДОУ №1 «Медвежонок»)

  • Участие в конкурсах (Конкурс чтецов стихотворений «Служу Отечеству», «ЭМУ», «Золотое руно», Конкурсы сочинений, иллюстраций)

  • Участие в предметных неделях (Создание газет, подбор материалов и выступление с докладом)

  • Подготовка и участие в традиционных календарных праздниках (Новый Год, 8 Марта, День Победы, День учителя, День Защитников Отечества), народные православные праздники (Рождество, Масленица)

  • Встречи с интересными людьми (Средина О.С.- поэтесса, Крестовский А. А.– артист разговорного жанра)

Работа школьного библиотекаря:

Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе, я начала активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.

Большую роль в приобщении детей к книге сыграли библиотечные уроки. Я тесно сотрудничаю с библиотекарем Тепловой Татьяной Владимировной. Она особое внимание уделяет бережному отношению к книге. Ведь невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Дети с большим интересом выбирали ту книгу, которая им понравилась. Предварительно Татьяна Владимировна тщательно отбирала книги, и перед детьми на полках были выставлены красочно оформленные, эстетически выразительные, доступные для детского понимания и восприятия книги. Библиотекарь терпеливо объяснила всем детям, как читать книгу, как ее следует беречь и «лечить».

Мероприятия, проведенные школьным библиотекарем:


  • Знакомство с библиотекой «Как хорошо уметь читать» (Экскурсия)

  • Правила обращения с книгой «Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья» (Беседа).

  • «Калейдоскоп сказок» (Библиотечный урок)

  • «Книжные новинки». ( Библиотечный обзор)

  • «Парад литературных героев» (Библиотечный урок)

  • «Древнерусская книга» (Библиотечный урок)

  • «Там на неведомых дорожках…» (Игра-петешествие)

  • Библиотечные уроки к книгам-юбилярам

  • Библиотечные уроки к юбилеям писателей.(Дж.Родари, А.Барто, Бр.Гримм, К.И.Чуковский)

  • Беседы у книжной выставки «Земля- планета людей»

  • «Книжкина больница» (ремонт книг учащимися)

  • Библиотечный урок «В мире словарей» (Приложение 2).



Работа с учреждениями культуры;

  • МУ «Культура» Участие в городских мероприятиях (День Победы, День Защитников Отечества, Первые городские литературные чтения Памяти Леонида Николаевича Сурина «Поэзия Родного края»)

  • ДДТ (посещение кружка «Затейник»)

  • Городская детская библиотека (посещение тематических выставок книг, тематические мероприятия)

Работа с родителями

К родительским собраниям, посвященным вопросам детского чтения, непременно устраиваем книжные выставки, которые тут же рассматриваем и обсуждаем.



Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. И это нужно помнить при беседах с детьми, чтобы они не превращались в нудное «выспрашивание», которое никакой радости ни взрослому, ни ребенку не приносит.

На консультации со школьным психологом родители получают рекомендации, как поощрять детей к творчеству, избегать даже случайных насмешек в отношении ребят, любящих книги. Брошенная в шутку фраза: «Ну, опять уткнулась в книгу!» может быстро погасить интерес к знаниям. Не следует также превращать обсуждение книг в экзамен и наказывать детей за то, что они отвечают не так, как хотелось бы родителям. Нельзя заставлять ребенка читать книгу без предварительного разговора о ней. Если тяга к чтению идет от сердца, она, наверное, сохранится у человека на всю жизнь.

Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.

Моя система работы позволяет внедрять новые технологии, использовать нестандартные формы работы во внеурочной деятельности. Также позволяет мне развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволило мне значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ провожу интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомство детей с писателями и их произведениями и т.д.

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и самостоятельному чтению. Ведь единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей – основное условие успешного формирования ребенка–читателя в семье, поэтому максимально использую воспитательный потенциал семьи, устанавливаю контакты с родителями, оказываю им необходимую помощь.

Доказано, что читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категории проблем, имеют большой объём памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью. Читающие дети – залог успешности нации в будущем.

Каждый раз, оценивая свою работу по формированию читательской компетентности», я радуюсь результатами своего труда. Мои ученики научились самостоятельно выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную информацию, высказывать оценочные суждения, работать с разными источниками, повысилась техника чтения, развилась оперативная память и творческое мышление.

Прибегая к помощи старших: учителей, библиотекарей, родителей ребята проявляют свои творческие способности: создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы.

На своём сайте (http://koa37.ucoz.ru/) на страничке «Чтение с увлечением» я размещаю тексты произведений, подобранных Татьяной Владимировной, под рубрикой «Книги-юбиляры». Так же на этой страничке вы можете воспользоваться полезными ссылками сайтов электронных библиотек. Подборку текстов стихотворений на конкурс чтецов на патриотическую тематику можно скачать на страничке «Предметы».

Я в этом учебном году являюсь тьютером по внедрению ФГОС НОО в данном образовательном учреждении. Оказываю методическую поддержку учителям, работающим в первых классах. Размышляя о формировании читательской компетентности, прихожу к мысли о том, что назрела необходимость использования программы Елены Посашковой «Вдумчивое чтение».



Портфолио моё и моих учеников

1) Школьный конкурс чтецов, посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне» - 1 место, апрель, 2010. (Кузнецов Никита, ученик 1 класса).

2) Школьный конкурс чтецов, посвященный 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне» - 2 место, апрель, 2010. (Воробьева Диана, ученица 1 класса).

3) Школьный конкурс чтецов «Служу России» - 1 место, февраль, 2011. (Воробьева Диана, ученица 2 класса).

4) Школьный конкурс чтецов «Служу России» - 2 место, февраль, 2011. (Кузнецов Никита, ученик 2 класса).

5) Городской конкурс-фестиваль «Салют, Победа! В номинации «Художественное чтение» 1 место, май, 2010 (Кузнецов Никита, ученик 1 класса).

6) Городской конкурс «Служу России» номинация художественное чтение – 2 место, февраль, 2011 (Слепенков Артем, ученик 2 класса).

7) Городской конкурс «Служу России» номинация художественное чтение – 3 место, февраль, 2011 (Воробьева Диана, ученица 2 класса).

8) Первые городские литературные чтения Памяти Леонида Николаевича Сурина «Поэзия Родного края» исполнение стихов Л.Н.Сурина, март, 2011 (Воробьева Диана, ученица 2 класса).

9) Первые городские литературные чтения Памяти Леонида Николаевича Сурина «Поэзия Родного края» исполнение стихов Л.Н.Сурина, март, 2011 (Слепенков Артем, ученик 2 класса).

10) Участие в городском мероприятии, посвященном 66 годовщине Победы, май, 2011 (2 класс).

11) Участие в городском мероприятии, посвященном празднованию Дня Защитника Отечества, февраль, 2011 (2 класс).

12) Благодарственное письмо за помощь и участие в городском мероприятии, посвященном 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, май, 2011.

13) Грамота за активное сотрудничество с МУ «Культура» г.Юрюзань, 2010.

14) Благодарность за помощь в проведении концерта, посвященного Празднованию Дня защитника Отечества, февраль, 2011.

Литература


  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение, 1997.

  2. Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения /Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО, 2006.

  3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. – М.: Просвещение 1978.

  4. Герцен А.И. Литературные работы, связанные со служебной деятельностью в Вятке и Владимире. Собр. соч. т.1 – М.: Просвещение, 1954.

  5. Горбылева А.Я., Мишина А.П., Сахарцева М.К. Особенности работы по курсу «Литературное чтение» в начальной школе. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2000.

  6. Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – 1994. – №6.

  7. Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа. – 2001. – №7.

  8. Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению.// Начальная школа. – 2005. – №7.

  9. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на компетентностной (деятельностной) основе: учебное пособие.- Ульяновск: УИПКПРО,2009.

  10. Ситдикова Р.Н. Программа по скорочтению. Челябинск, 2011

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд.перераб. – М.:Просвещение, 2011.- 400 с. – (Стандарты второго поколения). 08.02.2012 г.

___________________ (Ковалева О.А.) 08.02.2012 г.



Приложение 1.

Программа по скорочтению Ситдиковой Р.Н. (в сокращении)

Цель программы: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению и развитию памяти, как слуховой, так и зрительной, детям и подросткам через обучение новой методике чтений и запоминания.

Задачи:

  1. Создание комфортной обстановки для для раскрытия умственных способностей детей и подростков.

  2. Развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.

  3. Формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психической деятельности, умение обобщать навыки по развитию памяти.

  4. Развитие у воспитанников чувства ответственности, сотрудничества.

  5. Воспитание самостоятельности в работе, потребности в собственной творческой проектной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение техники чтения на 50-100%

  • Повышение зрительной и слуховой памяти на 200%

  • Обучение занятиям дома, аутогенные тренировки.

  • Улучшение разговорной речи.

  • Применение знаний и умений на практике.

Принципы обучения:

1) принцип сознательности, творческой активности самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;

2) принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению улучшению зрительной и слуховой памяти, как выражение комплексного подхода.

3) принцип связи обучения с жизнью;

4) постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.

Формы работы:


  1. Урок;

  2. Беседа;

  3. Индивидуальная работа;

  4. Групповая работа;

  5. Коллективная работа;

  6. Практика;

  7. Инструктаж;

  8. Обзорная лекция.

Методы:

  1. Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.

  2. Наглядные: демонстрация.

  3. Практические: упражнения, выполнение графических записей.

  4. Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.

Средства:

  1. Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

  2. Методическая литература: книги, журналы;

  3. Оборудование: книги, карандаши, ручки;

  4. Материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания, набор слов для слуховой памяти.

Приведу лишь несколько примеров заданий , упражнений, приемов для освоения методов быстрого и эффективного чтения.

Артикуляционная гимнастика.
а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.


б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.


в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа
д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко


1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.


ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ


Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
Складывание слов из половинок

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова.
Упражнения из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.
Для развития скорости и гибкости

(умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется



упражнение «Буксир” Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Бросок – засечка”

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении можно использовать упражнение
Губы”

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.


По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Для опытных читателей начальной школы
Чтение перевернутого текста

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.



Это упражнение способствует:

  • Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв;

  • Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов;

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.


Корректировка деформированных предложений

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.


Набор деформированных предложений

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная , крутая и длинная горка была

Приложение 2.

Библиотечный урок
ТЕМА: В мире словарей

ЦЕЛЬ УРОКА – воспитание библиотечной - библиографической грамотности у учащихся.

ЗАДАЧИ УРОКА:

- воспитание у учащихся навыков и умений искать, находить и использовать нужную для них

информацию.

- воспитание интереса к справочной литературе;

- приобщение ребят к работе со словарями;

- развитие творческих способностей школьников;

- воспитание у учащихся навыков коллективной работы.

Оборудование: Книжная выставка: « В мире словарей», Презентация « В мире словарей», АРМ учителя

ХОД УРОКА:


Всему название дано - и зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, - означено словами.


Вся жизнь человека состоит из процессов получения информации и ее применения. Сегодня мы проведем экскурсию в мире слов.

Ребята, подумайте:



  • Как человек может получить информацию? (с помощью органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания.)

  • Что помогает нам найти информацию о словах? (словари)

Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь- это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него!

Вы согласны с этим утверждением? Обоснуйте свое мнение. ( Для подготовки 3 минуты)

А какие вы знаете словари? Ведь вы уже работаете с ними, перечислите, пожалуйста, их.

А теперь познакомимся более подробно с видами словарей.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ объясняет (толкует) значение слов или, иначе сказать толкует, при помощи других слов.

Бабушка- мать одного из родителей.

Около - неподалеку в окружности.

На свете существуют сотни и сотни тысяч различных русских слов. Можете поручиться, что они известны вам все, от союза «А» до прилагательного «Ящурный», которое стоит последним в большинстве словарей?

Конечно, нет.

Вы позабыли слово «Штанген», а ведь это определенный слесарный инструмент. Ему никогда не попадалось слово «Звонница»; между тем так архитекторы и археологи называют устройства колокольни древнерусских церквей. А вот она впервые наткнулась в книге на слово «чапура». Что оно значит? Оказывается, так на юге именуют обыкновенную цаплю; есть и такое слово в русском языке!

Самыми известными толковыми словарями являются:



  1. « Толковый словарь русского языка» под ред. С. И. Ожегогова и Н.Ю. Шведовой;

  2. « Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля.

  3. «Большой толковый словарь русского языка» Д.Н. Ушакова.

Но в нашей библиотеки есть и другие толковые словари:

  • Популярный толково- энциклопедический словарь русского языка, автор А. П. Гуськова. Одна из задач этого словаря - дать словам, толкование значений и сообщить о них разностороннюю информацию.

    • Школьный толковый словарь русского языка, автор Семенюк А.А.

    • Современный толковый словарь русского языка. Этот толковый словарь является справочником по лексике современного русского языка.

    • Толковый словарь русского языка конца ХХ века с языковыми изменениями. В этом толковом словаре отображены все перемены, которые произошли в русском языке за последние годы.(пример: презентация.)

Как же пользоваться словарем? Очень просто. Все словари составлены по принципам, облегчающим поиск нужной информации. Обычно слова расположены по алфавиту, реже по тематике.

Сейчас я вам дам задание, которое можно выполнить при помощи толкового словаря. Удобнее всего будет воспользоваться словарем С.И. Ожегова.

Итак, приступим. Задание следующее: объясните значение слова «масса» в каждом предложении, которое я назову.



ЗАДАНИЕ:


  1. Масса у арбуза была больше, чем у тыквы. (Одна из основных величин механики - величина, измеряющая количество вещества в теле)

  2. Над детской площадкой нависла масса высотного здания. (О чем-нибудь большом, сосредоточенном в одном месте – переносное: темная масса здания.)

  3. На нас сразу же набросилась кровожадная масса комаров. ( Множество, большое количество кого-нибудь - разговорное масса народу, масса пыли.)

  4. Очень важно вернуть книгу в массы, заинтересовать людей чтением. (Широкие, трудящиеся круги населения, народ: книгу в массы, воля масс.)

  5. Мама прекрасно готовит ватрушки с творожной массой. (Тестообразное, бесформенное вещество, густая смесь: древесная масса, сырковая масса)

С толковым словарем мы разобрались, определять значение слов научились.

А сейчас мы поговорим с вами об одном из самых необходимых словарей это - орфографический словарь.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ объясняет правильное произношение слов, включая ударение, формы окончания в различных падежах и так далее.


  • « Орфографический словарь современного русского языка» автор Тихонов А.Н.

  • « Школьный орфографический словарь русского языка» М.Т Баранов.

  • « Орфографический словарь русского языка для школьников» Ткаченко Н.Г.

Безошибочное письмо, или орфографическая грамотность, является одним из важнейших показателей общей культуры человека. У вас на парте в орфографических словарях лежат карточки с различными словами, в которых пропущены буквы. Вам нужно вписать недостающие буквы. Если вы, в чем - то сомневаетесь, можете воспользоваться орфографическим словарем.
ЗАДАНИЕ.

Карточка 1.

Арх_тектор, бесчу_ств_н_ый, возвыш_н_сть, зах_лус_ный, к_ртоф_ль, не_быкн_ве_но.(Архитектор, бесчувственный, возвышенность, захолустный, картофель, необыкновенно)

Карточка 2.

Опр_д_ление, стю_рде_са, убеж_щ_, ц_ркуль, ак_ум_лят_р, ге_графия. (Определение, стюардесса, убежище, циркуль, аккумулятор, география)

Карточка 3.

Об_езж_н_ый, п_жалу_ста, театр_лизова_ный, ф_нтаз_я, ц_плен_к, щик_лотка (Объезженный, пожалуйста, театрализованный, фантазия, цыпленок, щиколотка)

Карточка 4.

Кам_нщ_к, младенч_с_во, неи_сяка_мый, одн_време_ный, полк_вод_ц, рав_нс_во. (Каменщик, младенчество, неиссякаемый, одновременный, полководец, равенство)

Карточка 5.

Усовершенс_в_в_ние, чес_н_сть, э_ск_ват_р, и_люстрац_я, наследс_ве_ность, соб_ль.

(Усовершенствование, честность, экскаватор, иллюстрация, наследственность, соболь.)

Многие народные высказывания, а также выражения классиков попали во фразеологический словарь. Эти выражения стали крылатыми, часто имеют переносное значение и употребляются без всяких изменений.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ объясняет значение и происхождение словосочетаний.

Я вам сейчас прочитаю стихотворение Владимира Суслова, а вы попробуйте в нем услышать фразеологизмы.

Бывает частенько, что слово - одно,

Но очень по- разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»!

О смелом, мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки - сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода»

Случалось с тобою: ты правил не знал.

Молчал при опросе? « Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет-

«Под камень лежачий, вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол,

«воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую… Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу не жалея труда,

Чтоб вы не сказали; « В стихах-то вода…»

Какие фразеологизмы вы услышали в этом стихотворении? У нас в библиотеке есть словари:



  • «Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний» автор Шанский Н.М.

  • « Фразеологический словарь русского языка» под ред. Молоткова А.И

  • « Школьный фразеологический словарь русского языка» автор Жуков В.П.

  • «Фразеологический словарь-справочник русского языка» автор Грабчикова Е.С.

Сейчас откройте фразеологический словарь и объясните значение устойчивых выражений.

ЗАДАНИЕ


  1. Держать нос по ветру. ( В зависимости от обстоятельств беспринципно менять свои убеждения, свое поведение.)

  2. Играть с огнем. (Поступать неосмотрительно, крайне неосторожно, не думая об опасных последствиях.)

  3. Камень преткновения.. (помеха затруднение препятствие.)

  4. Нести свой крест. (Терпеливо переносить страдания, испытания, тяжелую судьбу.)

  5. Переливать из пустого в порожнее. (Бесполезно, бесцельно проводить время.)

  6. Рубить сплеча. (Действовать опрометчиво, прямолинейно, необдуманно.)

  7. Жить припеваючи (Пользоваться всеми благами жизни)

Потерять голову (Безрассудно влюбиться)
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ объясняет происхождение различных слов. В

«В этимологическом словаре русского языка для школьников» объясняется происхождение около 4 500 слов.

Вот, например слово: « Абрикос». Оно явилось три столетия назад из Голландии: откуда привозили на Русь абрикосы. Но голландцы свое «abrikos» позаимствовали у французов, которые зовут этот вкусный плод « abrikot», переняв это название из испанского языка. Что это конец эстафеты? Вовсе нет. Испанцы взяли имя фрукта у арабов: по арабски «абрикос»- «аль- биркук», что означает согретый солнцем. Видите, какую причудливую петлю описало это слово по миру? А мы с вами зовем абрикос абрикосом, даже не подозревая, как сложен был его путь, прежде, чем оно проникло в наш язык. Очень интересный словарь по этимологии написал, Лев Васильевич Успенский называется эта книга «Почему не иначе?»

А сейчас мы с вами поговорим о словаре ИНОСТРАННЫХ СЛОВ. Как вы думаете, зачем он нам нужен? На самом деле в русском языке очень много слов, пришедших из других языков. Нужно знать точное их название, форму употребления, иначе можно допустить ошибки. Именно для этого и существует словарь иностранных слов.

. Одним из наиболее полных словарей является « Большой словарь иностранных слов»


  • « Краткий словарь иностранных слов»

  • « Школьный словарь иностранных слов»

Вот, например слово «Абитуриент» пришло из немецкого языка и означает 1. Выпускник средней школы 2. Поступающий, в высшее или среднее учебное заведение.

ЗАДАНИЕ: откройте словарь иностранных слов и объясните нам значение слов

1. Мадригал. ( Из французского. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее; любезность, комплимент.)

2. Инкогнито. ( Из итальянского. Скрытно, тайно, не открывая своего имени; лицо обычно официальное скрывающее ( не с преступными целями) свое настоящее имя)

3. Репродукция.( Из латинского. Воспроизведение и размножение рисунков путем фотографии, клише и т.п.; картина, рисунок, воспроизведение типографским способом. Альбом с репродукциями картин известных художников.)

4. Клише ( Из французского. Рисунок, чертеж ( в обратном виде), сделанный на металлической, деревянной или каменной доске для печатания; шаблонное выражение, избитая мысль ( книжн.).)

5. Резюме ( Из французского. Краткое, заключительное изложение речи, статьи, доклада, сообщения.)

6. Фойе ( Из французского. В театре зал для прогулок во время антракта.)

7. Алиби (Из латинского. Нахождение обвиняемого в момент совершения преступления в другом месте как доказательство его невиновности.)

ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ помогает установить, как следует поставить ударение в русских словах, как произносить иноязычные слова, в том числе и новые, заимствованные в конце ХХ - начале ХХI века. Одним из распространенных орфоэпических словарей являются следующие:


  • «Орфоэпический словарь русского языка» ( составитель В.И. Круковер)

  • «Орфоэпический словарь русского языка» Н. И. Новинской.

А в нашей библиотеке есть:

  • «Школьный орфоэпический словарь русского языка» автор Лекант П.А.

Задание:

1. Баловать, ветеринария, газопровод, девичий, закупоривать, иконописец.

(Баловать, ветеринария, газопровод, девичий, закупоривать, иконописец)

2. Видение, зубчатый, инок, камбала, кирзовый, отложить.

(Видение, зубчатый, инок, камбала, кирзовый, отложить)

3. Заплесневевший, исковой, колледж, лассо, маклер, озорничать.

(Заплесневевший, исковой, колледж, лассо, маклер, озорничать)

.4. Исподволь, досыта, знахарка, каталог, коклюш, лавровый.

(Исподволь, досыта, знахарка, каталог, коклюш, лавровый)

5. Инакомыслие, кашлянуть, маневровый (корабль), обеспечение, плесневеть, салютовать.

(Инакомыслие, кашлянуть, маневровый (корабль), обеспечение, плесневеть, салютовать.)
БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ рассказывает нам о биографиях известных личностей. Таких словарей появляется все больше и больше, как в печатном, так и в электронном виде.

Биографический словарь-это мировая история и современность в биографических портретах. В таком словаре вы прочитаете о жизни и деятельности отдельных людей, которые творили историю всего человечества. Как вы думаете, чем отличается этот биографический словарь от предыдущих? ОТВЕТЫ.

Биографический словарь не объясняет значение или орфографию слова, а рассказывает биографию определенного человека. Биографический словарь можно использовать при подготовке к различным школьным предметам. Перед вами биографические словари, обратите в каком виде, располагаются данные в этих словарях.

Фамилии в словаре располагаются по алфавиту, имя и отчество следует после фамилии. Информация в словаре дается сжато. Биография располагается в хронологическом порядке

В нашей библиотеке есть два замечательных таких словаря


  • «Кто есть кто в мире»

  • «Школьный биографический словарь»

  • и «Универсальная школьная энциклопедия. Биографии»

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ – дают определение понятий и терминов, сообщают краткие сведения о событиях, географических объектах, животных и растениях, раскрывает значение новых слов. Главная цель таких словарей дать систематизированную информацию по всем областям знаний. В таких словарях есть приложения в виде таблиц, где есть сведения о нобелевских лауреатах, Об основных современных денежных единицах стран мира, Крупнейших в мире географических объектах.

В больших универсальных словарях вверху каждой страницы расположены аббревиатуры из четырех букв.

Например, ВСЕС-ВУКИ Это означает, что понятия и термины на этой странице начинаются с сочетания букв ВСЕС…. и заканчиваются сочетанием букв…ВУКИ

Сначала мы смотрим материал по первым двум буквам, затем по третьей букве и по четвертой



ЗАДАНИЕ, запишите слова по алфавиту: КРУИЗ. КУЧМА. КАЗНАЧЕЙСТВО.

Вы заметили, что все слова начинаются на букву «Ка», значит, смотрим и располагаем слова по второй букве.

Бывает так, что в нескольких словах одинаковые три буквы. В этом случае располагаем материал по алфавиту четвертой буквы. Например: КАДРЫ. КАДУШКА. КАДЫК.

ЗАДАНИЕ: расположите слова в алфавитном порядке. МАТИЛЬДА. МАТОВЫЙ,. МАТРОСОВ. МАТЕЦКИЙ ( Матецкий, Матильда, Матовый, Матросов)

Я вам рассказала коротко лишь об основных видах словарей.

А ведь их очень- очень много: Отраслевые и тематические словари, словарь антонимов, синонимов, словарь литературоведческих терминов, современный русский язык.

Теперь вы знаете, что словари очень полезная вещь, и без них не обойтись человеку, который хочет хорошо знать свой родной язык.