Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Онтология имени в творчестве писателей-арзамасцев, А. С. ПушкинА, М. Ю. ЛермонтовА




страница1/3
Дата27.06.2017
Размер0.6 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Афанасьева Эльмира Маратовна



ОНТОЛОГИЯ ИМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ

ПИСАТЕЛЕЙ-АРЗАМАСЦЕВ, А. С. ПушкинА, М. Ю. ЛермонтовА

Специальность 10.01.01 – Русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Москва – 2014

Работа выполнена на кафедре литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет»



Научный консультант:




Уразаева Татьяна Тимофеевна

доктор филологических наук, профессор,

Томский государственный педагогический

университет


Официальные оппоненты:

Анненкова Елена Ивановна
доктор филологических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,

зав. кафедрой русской литературы





Моторин Александр Васильевич

доктор филологических наук, профессор,

Новгородский государственный университет

им. Ярослава Мудрого, зав. секцией

нравственного и эстетического воспитания





Савинков Сергей Владимирович

доктор филологических наук,

профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы,

Воронежский государственный университет




Ведущая организация:

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный

университет» им. первого Президента России

Б. Н. Ельцина


Защита состоится « 24 » апреля 2014 года в 15.30 на заседании диссертационного совета Д 212.198.04, созданного на базе РГГУ, по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская пл., д. 6.
Автореферат разослан « » _____________________ 2014 года

Ученый секретарь
диссертационного совета




С. С.  Бойко


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Реферируемая диссертация посвящена исследованию онтологии имени в коллективной мифологии членов литературного общества «Арзамас», в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В русской литературе XIX в. имя часто становится объектом эстетической рефлексии, в процессе которой поднимаются вопросы смерти и бессмертия, вечной славы и вечного проклятия. Эти проблемы нашли отражение в художественных произведениях, мемуарно-эпистолярной прозе, в критических статьях и заметках. Как представляется, эстетическая рефлексия над именем – факт, еще должным образом не осмысленный в литературоведении.

Актуальность диссертации. Имя, понятое как слово, наделенное сверхсмыслом, постоянно находится в поле внимания литературоведов. Недостаточная изученность онтологических аспектов номинологии в художественных практиках, с одной стороны, с другой – активный современный интерес к философии имени свидетельствуют о необходимости восполнения существующего пробела. Это становится возможным благодаря публикации трудов, посвященных ономатодоксии. Современные академические издания русской классики и факсимильные воспроизведения рукописных источников XIX в. способствуют проникновению в творческую лабораторию писателей. Выход в свет «Полного собрания сочинений и писем: В 20 тт.» В. А. Жуковского, подготовка исправленного и дополненного собрания сочинений М. Ю. Лермонтова, публикация «Онегинской энциклопедии» отражают новые принципы эдиционной практики и комментирования текстов. Тематические конференции, посвященные литературному обществу «Арзамас», творчеству А. С. Пушкина, а также всплеск интереса к художественному наследию М. Ю. Лермонтова (спровоцированный подготовкой к юбилею 2014 г.) свидетельствуют о своевременности постановки вопроса об исследовании номинологических стратегий в художественных практиках, изучение которых во многом определяет самосознание нации. Как в коллективной мифологии арзамасцев, так и в авторской мифологии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова процесс творческой самоидентификации сопряжен с осмыслением природы имени.

Степень научной разработанности проблемы. На сегодняшний день библиография работ, посвященных теории литературного имени, охватывает сотни источников, не говоря о тематических изданиях1 и ономастических словарях. В центре внимания большинства исследований – конкретное имя или ономастическая система в целом. Наиболее разработан этимологический подход, в основе которого соотнесение исконного значения слова с эстетическим событием.

Исследование эпического потенциала имени, его связи с развитием сюжета находится в поле внимания О. М. Фрейденберг. Поэтика имени в контексте историко-литературных процессов раскрывается в работах Д. С. Лихачева, Н. М. Виролайнен, Л. И. Вольперт, Б. М. Гаспарова, Н. М. Герасимовой, О. А. Проскурина, Т. П. Николаевой, Я. В. Хихловской и др. В последнее время в область филологического анализа активно входит изучение номинологической экспрессии авторского имени (Г. Ф. Ковалев, В. В. Мароши), появляется интерес к исследованию поэтики имени в лирике2.

Наиболее последовательно номинологическая теория оформилась в религиозной философии начала ХХ в. и в работах представителей московско-тартуской семиотической школы. Осмысление имени в контексте логосно-энергийного взаимодействия с миром стало основой философского подхода, оформившегося в трудах А. Ф. Лосева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского как реакция на споры об имени Божием. Семиотический анализ позволил соотнести имя с фольклорными традициями, мифами, обрядами, а также с историко-культурным контекстом (Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский, В. Н. Топоров и др.). Продолжение исследования имени-текста связано с концепциями А. Б. Пеньковского, Е. В. Душечкиной, В. Г. Щукина, А. Ф. Белоусова и др.

Несмотря на то, что непосредственного взаимовлияния философской и семиотической концепций в интерпретации природы имени не было, общим для них стало определение мифологического потенциала номинологии. Еще одной общей чертой является выявление уровневой системы, формирующей полноту словесного бытия. Если московско-тартуская школа помимо лингвистического анализа имени ориентируется на его мифологический, культурно-исторический и непосредственно эстетический потенциал, то философское направление изучает природу слова с позиции христианской ономатодоксии. А. Ф. Лосев, восстанавливая иерархию звуковой структуры слова и структуры значений, возводит имя к логосному первосмыслу. В концепции П. А. Флоренского учитывается генеалогическая составляющая именной реализации, в том числе и духовная генеалогия в истории монашества.

Не случайно именно в 1990-е годы, в период активной публикации работ русских религиозных философов, очевиден всплеск интереса к литературной номинологии и онтологической поэтике.

Объект данного исследования – онтология имени в художественных практиках. Предметом является эстетическая рефлексия над природой имени в творчестве писателей-арзамасцев, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Постановка вопроса об онтологии имени в литературе неизбежно связана с современными дискуссиями об онтопоэтике как методе или способе гуманитарного исследования. С одной стороны, термин «онтология» утвердился в литературоведческом словаре. С другой – несомненным является факт становления этого понятия и наполнения его терминологической четкостью.

О необходимости обоснования философских основ гуманитарных наук в 1940-е гг. писал М. М. Бахтин: «Предмет гуманитарных наук – выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собою и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении»3. Номинологическая концепция исследователя во многом определяет методологию изучения онтологии имени. М. М. Бахтин поставил вопрос о соотношении имени и прозвища применительно к разным родам литературы, о роли «другого я» в процессе номинологической идентификации героя. В данной работе бахтинская теория применяется по отношению к исследованию онтологии слова.

На сегодняшний день родословная термина «онтологическая поэтика» соотнесена с автокомментариями тех исследователей, которые в девяностые годы ХХ в. активно искали новые формы и методы толкования феноменологии художественного текста. Среди работ этого времени необходимо отметить статью Л. В. Карасева «Гоголь и онтологический вопрос» (1993), его же монографию «Онтологический взгляд на русскую литературу» (1995) и ряд публикаций в журнале «Вопросы философии». В 1995 г. вышла монография Н. А. Шогенцуковой «Опыт онтологической поэтики», написанная в диалоге с концепцией Л. В. Карасева. Параллельно развивалось направление, связанное с исследованием христианской онтологии русской литературы (работы Е. А. Трофимова).

Литературоведы, обращаясь к онтопоэтике, определяют бытие как универсальную сущность художественного миромоделирования. Разница подходов зависит от того, что становится объектом исследования: художественное целое текста, авторская картина мира или онтология слова. Отдельным предметом исследования может стать «небытие» и поэтика пустоты, что предпринято в монографии Н. Р. Саенко «Онтологическая поэтика пустоты» по отношению к эстетике постмодернизма.

В. И. Тюпа определяет онтологический статус литературного текста и порождаемого им смысла как коммуникативное событие, направленное на читателя4. При таком подходе художественная реальность априори онтологична. Точечно она может концентрироваться в имени, в котором бытие и личность находятся в ситуации наибольшего взаимодействия.

В докторской диссертации В. П. Океанского онтопоэтика осмыслена как актуализация бытийной природы слова: «“онтологизм” выступает не как “способ” изучения слова (в ряду других таких способов), но как бытие самого слова».5 Подход, предложенный В. П. Океанским, позволяет определить онтологический статус номинологии в контексте авторской мифологии и картины мира.

Цель диссертации – выявление особенностей онтологии имени в коллективной мифологии членов литературного общества «Арзамас», в авторской картине мира А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Постановка цели, с одной стороны, требует обоснования базового понятия, с другой – анализа отдельных литературных практик и основных номинологических моделей. Этим обусловливаются типологические и историко-литературные задачи:

- разработать теоретико-методологическую базу литературоведческого анализа онтологии имени;

- выявить основные номинологические модели литературной онтологии имени и характер их реализации в художественных практиках;

- исследовать структурирующие принципы и онтологический потенциал номинологического мифа членов литературного общества «Арзамас»;

- определить особенность авторской самоидентификации в персональном именном мифе А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,

- выявить типологические черты онтологии имени в любовной лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,

- проанализировать мотивы развоплощения имени и безымянности в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»,

- исследовать онтологические горизонты имени в цикле А. С. Пушкина «Песни западных славян»,

- исследовать онтологию имени в поэмах М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» и «Мцыри».

Материалом диссертации являются арзамасские документы (протоколы заседаний, переписка участников литературного общества, художественные и мемуарные тексты), литературные и эпистолярные произведения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. В работе предпринят анализ архивных источников из фонда рукописного отдела ИРЛИ РАН («Пушкинский дом»), привлекаются прижизненные издания произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, а также источники пушкинской и последующих эпох, демонстрирующие наиболее важные аспекты бытия имени в эстетической реальности. Основным критерием отбора материала является наличие в произведении эстетической рефлексии над природой имени. Наиболее репрезентативна в этом отношении лирика А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Еще одним источником, в котором природа имени подвергается эстетической рефлексии, является драматургия: трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» и драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Межтекстовые связи в процессе онтологизации имени рассмотрены на материале цикла А. С. Пушкина «Песни западных славян» и поэм М. Ю. Лермонтова, опубликованных в сборнике 1840 г. В работе анализируются только те произведения, в которых наиболее очевиден процесс онтологизации имени. Отбор материала ориентирован на выявление особенностей номинологического мифа и типологических черт конкретных художественных практик.

Научная новизна диссертации включает в себя несколько аспектов:

- в работе представлена методология литературоведческого анализа онтологии имени,

- впервые предметом литературоведческого исследования стали онтологические модели имянаречения, имявоплощения и имяомысления, проявленные в коллективной мифологии арзамасцев и в отдельных художественных практиках,

- номинологическая система членов литературного общества «Арзамас» определена с позиции генеалогического кода, структурирующего коллективную мифологию первых русских романтиков,

- выявлены жизнетворческие механизмы онтологизации имени в арзамасской мифологии, юношеском творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,

- на основе целостного и комплексного анализа стихотворений, раскрывающих онтологический потенциал авторского имени, описана номинологическая стратегия творческой самоидентификации А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,

- выявлена типологическая общность мотивов «утаенного чувства» и «тайного страдания» в любовной лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова,

- на основе анализа онтологии имени в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» описаны эстетические приемы развоплощения имени, связанные с деструкцией номинологического единства «личность – имя – бытие»,

- впервые системно проанализированы юношеские тетради М. Ю. Лермонтова, введен в научный оборот рукописный сборник 1829 г., исследованы истоки формирования авторской номинологической стратегии,

- на основе анализа цикла А. С. Пушкина «Песни западных славян» и поэм М. Ю. Лермонтова, вошедших в сборник 1840 г., описаны межтекстовые связи, определена авторская стратегия имявоплощения или развоплощения имени.



Методология исследования определяется целями и задачами диссертации. В работе используются сравнительно-типологический, историко-литературный, структурно-семиотический, мифопоэтический методы анализа.

Теоретической базой диссертации являются работы по поэтике, мифологии и философии имени. Это, прежде всего, исследования Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского, А. Б. Пеньковского, В. Н. Топорова, а также публикации последних десятилетий О. А. Проскурина, К. Э. Штайн, Д. И. Петренко. Разработка концепции шла в диалоге с трудами мифологов, этнографов (А. ван Геннепа, Д. Д. Фрезера, М. Элиаде) и религиозных философов (С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского). Литературоведческой базой диссертации являются работы М. М. Бахтина, В. И. Тюпы, В. П. Океанского, в которых представлена проблема философской основы филологического анализа, а также исследования по истории литературы первой половины XIX в.: В. Э. Вацуро, М. Н. Виролайнен, Л. И. Вольперт, Б. М. Гаспарова, В. А. Грехнёва, А. И. Журавлевой, Р. В. Иезуитовой, Я. Л. Левкович, С. А. Кибальника, Л. Н. Киселевой, Г. П. Макогоненко, Ю. В. Манна, В. М. Марковича, Н. И. Михайловой, А. В. Моторина, Э. Э. Найдича, А. А. Смирнова, В. М. Строганова, И. З. Сурат, У. М. Тодда III, Б. В. Томашевского, Ю. Н. Тынянова, Т. Т. Уразаевой, С. А. Фомичёва, Б. М. Эйхенбаума, А. С. Янушкевича и др.

Теоретическая значимость. Диссертационное исследование восполняет пробел в области литературоведческого анализа имени в соотнесении с художественным миром и героем, а также с авторской мифологией. Представляется перспективным использовать разработанную методику применительно к исследованиям в области жанрово-родовых принципов именования. Выявленные номинологические модели могут служить основой изучения отдельных художественных систем и литературных закономерностей разных эпох.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее положений в научной и педагогической деятельности: в области изучения истории русской литературы, в эдиционной практике, в междисциплинарных исследованиях по истории и теории имени, в общих и специальных филологических курсах для бакалавров, магистров, аспирантов и пр. Материалы диссертации имеют ценность для таких наук, как лингвистика, культурология, философия.

Основные положения диссертации изложены в монографии «Онтология имени в творчестве русских писателей начала XIX века: литературное общество «Арзамас», А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов», в статьях, включенных в Перечень ВАК Минобрнауки РФ, и в ряде других публикаций. Концепция исследования прошла апробацию на международных и всероссийских конференциях: «Православие и русская культура» (Санкт-Петербург ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), 2003), «Евроазиатский культурный диалог» (Томск, ТГУ, 2004), «Русская словесность и православие» (Москва, РГГУ, ГАСК, 2004), «Русская литература ХХ–ХХI веков: проблемы теории и методологии изучения» (Москва, МГУ, 2004), «Дневники русских писателей в литературном и историческом контексте» (Варшава, Instytut Rusycystyki Uniwersytetu Warszawskiego, 2005), «Дневники, записные книжки, письма русских писателей» (Варшава, Instytut Rusycystyki Uniwersytetu Warszawskiego, 2007), «М. Ю. Лермонтов: художественная картина мира» (Кемерово, КемГУ, 2006); «International Medieval Congress» (Leeds, (Великобритания), 2006), «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения»; Великий Новгород, НовГУ 2005, 2008), «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 2002, 2007, 2009), «Томские филологические чтения. Исследования русской и мировой культуры в языке и тексте» (Томск, ТГУ, 2008), «Лермонтовские чтения» (Санкт-Петербург, Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга; МЦБС им. М. Ю. Лермонтова, Санкт-Петербург, 2007–2012), «Православная культура в современном мире» (Кемерово, КемГУКИ, 2008), «Семиотика художественной культуры. Образ России в межкультурной коммуникации» (Кемерово – Санкт-Петербург, КемГУКИ, 2009), III Международный симпозиум «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва, Фонд Ф. М. Достоевского, 2009), «Филологические чтения» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2011, 2012), «Слово и образ в художественной культуре» (Кемерово – Далянь, КемГУКИ, 2011), VII Летняя лингвистическая школа «Теоретические и прикладные проблемы современной лингвистики» (Кемерово, КемГУ, 2012), «Христианство и славянское культурное наследие» (Кемерово, КемГУ–КемГУКИ, 2013), «Сюжетно-мотивная динамика художественного текста» (Новосибирск, Институт филологии СО РАН, 2013).



Практическая апробация результатов исследования осуществлялась в рамках учебных курсов, читаемых у специалистов, бакалавров и магистров на факультете филологии и журналистики Кемеровского государственного университета, а также в авторских спецкурсах: «Онтология имени в творчестве русских писателей XIX в.», «Молитвенная лирика XIX в.». Некоторые положения адаптированы в двух изданиях учебного пособия «Феномен книги в художественном мире М. Ю. Лермонтова» (2007, 2012), имеющего грифы УМО и СибРУМЦ.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Онтология имени концентрирует в себе двустороннюю связь между субъектом и эстетически организованным миром. Базовой онтологической триадой является триада «личность–имя–бытие». Деформация взаимодействия элементов внутри триады ведет к деформации онтологического единства личности и мира.

  2. К основным номинологическим моделям относятся имянаречение, имявоплощение, имяосмысление. Онтологический потенциал имянаречения связан с формированием «номинологического коридора», задающего перспективу самосознания личности в художественном мире. Имяосмысление и имявоплощение определяют номинологические горизонты субъекта эстетической деятельности. Наиболее репрезентативным для имяосмысления родом литературы является лирика.

  3. Структурообразующим элементом коллективной мифологии участников литературного общества «Арзамас» является генеалогический код. Имянаречение и имявоплощение – основные модели, проявленные в номинологическом мифе первых русских романтиков. В системе литературных имен воплотились представления о первостихиях, микро- и макрокосме. Игровая мифология основана на принципе зеркального отражения: эстетически воссозданный мир структурировался через имя, а имя отражало явленный в нем мир.

  4. Онтология имени формирует персональный миф в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Основу пушкинской «философии имени» составляют стихотворения «Желание славы» и «Что в имени тебе моем?». Осмысление природы «моего имени» в этих произведениях осуществляется в парадигмах отрыва слова от личности с последующим восстановлением ценностной триады «я–мое имя–бытие». Онтологическое единство формируется в зоне контакта с другим «я».

Маркированным элементом номинологического мифа Лермонтова является эстетический комплекс «мое названье». Отстраненная позиция «другого» по отношению к лермонтовскому герою часто соотносится с негативной оценкой. Это определяет энергийное поле имени, которое балансирует на грани славы и проклятия.

  1. Авторская номинологическая стратегия в персональном мифе А. С. Пушкина связана с онтологизацией фамилии (лирика 1814–1830 гг.). Лицейские тексты воссоздают процесс творческой самоидентификации героя. В поэтическом диалоге с В. Л. Пушкиным и стихотворении «Моя родословная» происходит соотнесение собственной фамилии с комплексом общих родовых качеств.

Основу персонального именного мифа М. Ю. Лермонтова составили аллюзии на ветхозаветную историю (князь Михаил) и Апокалипсис (архангел Михаил). Процесс имяосмысления определяется христианской парадигмой покровительства святого, именем которого называется человек.

  1. Мотивы «утаенной любви» А. С. Пушкина и «тайного страдания» М. Ю. Лермонтова раскрываются с помощью приема номинологического намека. В лирике Пушкина «утаенная любовь» связана с сокрытием имени возлюбленной от других. В лирике Лермонтова «тайное страдание» включается в ситуацию двойного сокрытия: от других и от себя. В постромантический период прием утаения имени возлюбленной осмысляется как эстетический штамп в творчестве обоих поэтов.

  2. В «Борисе Годунове» А. С. Пушкина и «Маскараде» М. Ю. Лермонтова происходит деформация онтологического единства «личность–имя–бытие». В пушкинской трагедии это связано с деятельной активностью героя-самозванца. Онтологические горизонты имени определяются вечностью: «вечная слава» царевичу Димитрию, «анафема» – Гришке Отрепьеву. В драме Лермонтова номинологическая деструкция обусловлена давлением законов светского общества на человека. Утрата имени и замена его ролевой функцией становятся знаком обезличивания героев. В обоих произведениях отсутствие онтологического единства личности и имени характеризует искажение ценностных основ жизни.

  3. Имяосмысление в контексте национально-этнических, культурно-исторических традиций связано с проблемой «имя и социум». Онтология имени в «Песнях западных славян» А. С. Пушкина формирует горизонты национально-этнического мировосприятия и самосознания. Актуализация имени в цикле соотносится с ситуациями христианской молитвы, языческого обряда нанесения порчи, переименования, табу. В поэмах Лермонтова, вошедших в сборник 1840 г., мотив утраты имени обостряет конфликт между личностными устремлениями и жизненными обстоятельствами. В «Песне про купца Калашникова» ритуальная безымянность не отпетого после смерти героя преодолевается народной памятью о нем. В «Мцыри» номинологическое развоплощение – признак незавершенности самоидентификации личности как в контексте национально-родовых традиций, так и в монашеском служении.

  4. Онтологический потенциал имени включает в себя самореализацию или идентификацию субъекта эстетической деятельности. В мифологии арзамасцев и в лирике А. С. Пушкина номинологическая ретроспекция связана с генеалогическим кодом. В лирике Лермонтова она реализуется в аспекте осмысления христианских традиций имянаречения. Номинологическая перспектива определена возможностью имявоплощения при жизни и после смерти. Несовпадение или слияние онтологических границ личности и имени обусловливает эстетическую рефлексию о номинологии в ее связи с законами миропорядка.
  1   2   3

  • Уразаева Татьяна Тимофеевна
  • Официальные оппоненты: Анненкова Елена Ивановна
  • Моторин Александр Васильевич
  • Савинков Сергей Владимирович
  • Ведущая организация: ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет
  • ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • Актуальность диссертации
  • Степень научной разработанности проблемы.
  • Объект
  • Теоретическая значимость.
  • Положения, выносимые на защиту