Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Олисей гречин между новгородом и аскалоном




Скачать 36.41 Kb.
Дата21.02.2017
Размер36.41 Kb.
Степаненко В.П.

УрГУ, Екатеринбург
ОЛИСЕЙ ГРЕЧИН

МЕЖДУ НОВГОРОДОМ И АСКАЛОНОМ

В 1973-1977 г. в Новгороде была раскопана усадьба, судя по найденным в ней грамотам, принадлежавшая Олесею Гречину. В.Л. Янин признал Гречина русским и реконструировал его биографию как представителя новгородской верхушки, предположив, что 1193 г. Олисей Гречин Петрович был кандидатом в новгородские архиепископы, в 1196 г. участвовал в росписи ц. Положения Ризы в кремле, в 1199 г. возглавил работы по росписи ц. Спаса на Нередице, в начале 1220 г. был священником ц. Константина и Елены, в 1226 г.- был избран игуменом Юрьева монастыря, умер в 1230 г.,

А.А. Гиппиус отметил слабые стороны данной реконструкции В.Л. Янина и предложил свой вариант биографии Гречина. По его мнению, Олисей принадлежал к известной боярской семье, будучи сыном Петра Михалковича, выдавшего в 1156 г. дочь за новгородского князя Мстислава Юрьевича, сына Юрия Долгорукого от второго брака с некой Грекыней. Сам князь весной 1157 г. был изгнан из Новогорода, а в 1162 г. вместе с братьями Василько и Всеволодом и матерью был изгнан Андреем Боголюбским откуда то из Северо-Западной Руси и бежал в Византию, «где был милостиво встречен императором Мануилом, который дал Васильку четыре города на Дунае, а Мстиславу «волость Отскалана», отождествляемую предположительно с палестинским Аскалоном». «Надо думать,- продолжает автор, что судьбу князя Мстислава разделила его жена.. Олисею Петровичу, если верно его отождествление с умершим в 1230 г. игуменом Юрьева монастыря Саввой Гречиным, могло быть тогда не более пяти-семи лет. Таким образом в то время, когда будущий Гречин должен был получать начальное образование, а затем осваивать профессию церковного художника, его сестра находилась в Константинополе, а впоследствии, вероятно, в Палестине…Вернувшись через некоторое время в родной город, и прозвище Гречин»

Основываясь на изысканиях А.А. Гипиуса и принимая их как аксиому, О.Е. Этингоф идет дальше, реконструируя уже пребывание Гречина в Византии и в ПалестинеАнализируя сообщение Ипатьевской летописи о даровании императором Мстиславу Юрьевичу волость Отскалана, исследовательница исходит из утвердившейся в отечественной историографии с середины XIX в. гипотезы, впоследствии ставшей аксиомой, о родстве второй жены Юрия Долгорукого, матери Мстислава, Василько и Всеволода, с Комнинами. Но, как показал А.П. Каждан, оснований для данного утверждения нет, так как источники сообщают лишь о том. что княгиня была «грекиней» и не более того. Все остальное - домыслы исследователей XIX столетия .

Пребывавший в Аскалоне «в благоприятных условиях» князь Мстислав выехал на Русь накануне взятия Иерусалима Салах ад дином, т.е. накануне 1187 г. С ним, нужно полагать, вернулся в Новгород, обогащенный палестинскими впечатлениями Гречин, привезя с собой греков и православных палестинцев. Предложенная исследовательница дата возвращения не случайна, так как в Новгороде он впервые упоминается в 1193 г.

К сожалению, восточный период биографии Гречина есть плод фантазии исследователей. И если его пребывание на востоке как паломника можно подтвердить находками в его усадьбе, то родственные связи с князем Мстиславом и пребывание с ним ьна востоке ничем не подтверждаются Князь был изгнан с территории Северо -Восточной Руси(не Новгорода!) в 1162 г. Андреем Боголюбским вместе с матерью и братьями Василько и Всеволодом «Пошли Гюргевичи к Цареграду, Мстислав и Василько с матерью, и Всеволода молодого взяли с собой, третьего. И дал царь Васильку четыре города на Дунае и Мстиславу дал волость Оскалана»

Византийский хронист Иоанн Киннам, пишет: «В то же время Владислав, один из династов Тавроскифской страны, с женой, детьми и всеми своими людьми добровольно перешел к ромеям. Ему была дана земля у Истра, которую некогда василевс дал пришедшему Василику, сыну Георгия, который среди филархов Тавроскифской страны обладал старшинством». Т.е. русские князья дважды получали города на Дунае в 1162 г. -Василько и в 1164 г., - загадочный Владислав.



Так что Василько владел городами на Дунае недолго. Его судьба после бегства в Византию неизвестна, как и судьба Мстислава. По видимому, они умерли в Византии., первый, возможно, до 1164 г., когда его владения на Дунае были переданы императором Владиславу. По крайней мере 1174 г., через три года после убийства Андрея в Боголюбове, «…пришел из-за моря из Солуня брат его Всеволод… и сел на великое княжение» . А так как он был младшим из трех братьев, то старших к этому времени явно не было в живых. Так что Мстислав никогда не вернулся на Русь и более его имя на страницах летописей не появлялось. Что же до Отскалана-Аскалона (?), то Мануил никак не мог дать его или землю в его окрестностях русскому князю, как не владел данными территориями, входившими в домен короля Иерусалима. Не мог дать князю Аскалон и сам король, так как не известно ни одного случая передачи феода православному схизматику или армянину и тем более по рекомендации императора. К тому же получение фьефа, как кажется, предполагало и католическое вероисповедание претендента. Так в 1179 г. Салах ад дин приказал перебить всех попавших в плен после Хаттина служивших в иерусалимской армии туркополов в наказание за их отступничество от ислама .

Как следствие, для того, что бы познакомиться с художественной жизнью Палестины, Гречину было необязательно бежать туда вместе с Мстиславом Юрьевичем 1162 г. и возвращаться в 1187 г.. Проще было совершить паломничество и вернуться нагруженным впечатлениями и амфорами с вином и маслами (находки в усадьбе). О том, что контакты с Палестиной в XII в. имели место, и контакты - паломнические, кроме «Хождения» Даниила, свидетельствуют и немногочисленные пока археологические данные, как, например, находки в Изяславле. Биографиия же его, по крайней мере ее восточный этап, не имеет под собой фактического основания и не может рассматриваться даже как гипотеза.