Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Официально-деловой стиль речи




Скачать 156.34 Kb.
Дата01.07.2017
Размер156.34 Kb.
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ


Официально-деловой стиль – это стиль государственных документов, законов, инструкций, деловой переписки. Он функционирует преимущественно в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи – выступления на торжественных заседаниях, приемах, доклады государственных, общественных деятелей и т.п.

Официально-деловой стиль обслуживает отношения между государственной властью и населением, между странами, между предприятиями, ор­ганизациями, учреждениями, между личностью и обществом. Обстановка общения – официальная.

Официально-деловой стиль подразделяется на два подстиля: официально-документальный и обиходно-деловой. В первом выделяется язык дипломатии и язык законов, во втором - служебная переписка и деловые бу­маги в жизни отдельного человека.




  1. Проанализируйте таблицу соотношения подстилей и жанров официально-делового стиля. С какими жанрами вы сталкивались в своей практике? Какими жанрами можете дополнить таблицу?



ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ



Подстили


Жанры

  1. Официально-документальный

а) язык дипломатии
б) язык законов




  1. Обиходно-деловой

а) служебная переписка
б) деловые бумаги в жизни отдельного человека

дипломатические договоры, меморандумы, ноты …

законы, правительственные постановления, указы …

деловые письма, акты, протоколы, приказы …

заявления, расписки, доверенности, характеристики, автобиографии …





  1. Сгруппируйте слова и словосочетания по принадлежности к каждой разновидности подстилей официально-делового стиля.

Посол, королева, право владения, атташе, акт проверки, коммюнике, ко­роль, право пользования, характеристика дана для, Его высочество, оплату гарантируем, мною получены, направляется на рассмотрение, вынуждены сообщить, доверяю получить, государственная политика в области образова­ния, демократический характер управления, прошу рассмотреть.




Содержание документов официально-делового стиля должно исклю­чать двусмысленность, разночтения, поэтому к основным чертам этого стиля относятся ясность, точность, конкретность, четкость формулировок, а также логичность, лаконизм изложения, особые формы расположения мате­риала.

Для удобства общения в данном стиле необходимо единообразие рече­вых средств, клише. Так, язык служебных документов включает готовые ре­чевые формулы: согласно приказу (чему); в порядке оказания помощи; в со­ответствии с распоряжением (с чем) и др.; не допускает использования про­сторечных и диалектных слов (скидает – прост., заимка – обл.), оценочных слов типа красненький и под.; может включать предложения с последова­тельным подчинением однотипных форм, например: избрание на должность председателя профсоюзного комитета средней школы № 98; предложения с однородными членами; предполагает широкое использование глаголов в неопределенной форме для выражения предписывающего характера документов.


  1. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они соче­таются в официально-деловой речи.




  1. Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, акт, благодарность, апелляция.

  2. Предъявить, осуществить, направить, составить, устанавливать, объя­вить, вынести, издать, подать.


ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ


  1. Образуйте формы повелительного наклонения от следующих глаголов.

ОБРАЗЕЦ: предъявить – предъяви, предъявите.
Подать, вынести, установить, отрезать, спрятать, взвесить, исправить, оставить, умножить, познакомиться, утешить, лечь, быть.


  1. Сравните окончания глаголов в таблице. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание и восстановите заголовки таблицы.




форма глагола



Форма …

глагола


Форма …

глагола


крикнуть

выбр..ть


писать

кормить


умолкнуть

возить


крикн..те

выберите


пишите

корм..те


умолкн..те

воз..те


крикнете

выберете


пиш..те

кормите


умолкн..те

воз..те





  1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясняйте написание.




  1. Вытр..те доску, пожалуйста. – Когда вытр..те доску, вымойте тряпку. 2. Вы выбер..те тему в классе, а сочинение напишите дома. – Выбер..те тему сочинения по желанию. 3. Вы буд..те завтра читать доклад? – Буд..те внима­тельны во время чтения, следите за своей речью. 4. Выруч..те меня сегодня, пожалуйста. – Я вам буду очень признателен, если вы меня выруч..те.




  1. Одним из жанров деловой речи является инструкция. Это свод правил, ус­танавливающий порядок и способ осуществления чего-либо. Своеобразной инструкцией можно считать «Домострой» - памятник русской письменности XVI в. В этой книге представлен свод правил, определяющих «строй» дома: о ведении хозяйства, об установлении взаимоотношений в семье, о воспитании отроков.

Прочитайте отрывок из «Домостроя». Считаете ли вы эти советы полез­ными?
КАКО ДЕТИ УЧИТИ И СТРАХОМ СПАСАТИ

Казни (наказывай) сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою и даст красоту души твоей; и не ослабляй, бия младенца: аще (если) бо жезлом (прутом) биеше его, не умрет, но здравие будеш, ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти. Дщерь ли имаши, положи на них грозу (строгость) свою, соблюдеши я от телесных, да не посрамиши лица своего, да в послушании ходит …

Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи (после) о нем возве­селишися, казни сына своего измлада и порадуешися о нем в мужестве, и по­среди злых похвалишися, и обрящеши о нем покой и благословение
??? Попробуйте переложить этот текст с древнерусского языка на современ­ный русский.


  1. Познакомьтесь с кратким описанием документов, имеющих массовое рас­пространение.



КРАТКИЙ СЛОВАРИК ДОКУМЕНТОВ

АВТОБИОГРАФИЯ – документ, содержащий социально значимые сведения из жизни автора.

АКТ – документ, содержащий запись о каком-либо юридическом факте.

ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО – документ, используемый для передачи информации на расстояние, служащий средством общения между учреждениями, а также между учреждениями и частными лицами.

ДОВЕРЕННОСТЬ – документ, дающий кому-либо право действовать от имени лица, его выдавшего.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА – документ, адресованный руководителю учреж­дения, информирующий о имеющем место явлении, факте, событии, о сло­жившейся ситуации, о выполненной работе.

ЗАЯВЛЕНИЕ – документ, содержащий просьбу о чем-либо.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА – документ, поясняющий содержание от­дельных положений основного документа или объясняющий причины ка­кого-либо события, факта, поступка.

ОТЧЕТ – документ, содержащий сведения о выполнении какого-либо зада­ния, представляемый вышестоящему учреждению или должностному лицу.

ПРИКАЗ – документ, содержащий официальное распоряжение органа власти, руководителя учреждения.

ПРОТОКОЛ – документ, фиксирующий ход обсуждения и принятия решений на собраниях, заседаниях.

РАСПИСКА – документ, подтверждающий получение чего-либо.

СПРАВКА – документ, содержащий краткие сведения, данные о ком-, чем-либо.

ХАРАКТЕРИСТИКА – документ, содержащий отзыв, заключение о чьей-либо служебной, общественной и т.п. деятельности, о деловых качествах кого-либо.


??? Какие из этих документов относятся к деловым бумагам, связанным с жизнью отдельного человека?


  1. Прочитайте образец доверенности. Обратите внимание на необходимые реквизиты.

В бухгалтерию

Липецкого государственного

педагогического университета



ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Свиридов Игорь Александрович (паспорт V – АИ №546078, выданный Левобережным ОВД г. Липецка 10 ноября 1977 г.), доверяю получить зарплату за декабрь моей жене Свиридовой Ольге Николаевне (паспорт X – АИ № 809764, выданный 3-м о.м. г. Москвы 30 июля 1980 г.).
20 января 2007 г. Свиридов


  1. Прочитайте доверенность. Какие сведения в ней лишние, что пропущено автором. Отредактируйте этот документ.

В бухгалтерию

хлебокомбината № 1

от Семенова Ф.Л.,

слесаря

ДОВЕРЕННОСТЬ

Я, Семенов Ф.Л., доверяю получить деньги, заработанные мной за октябрь месяц сего года моему товарищу и другу слесарю Романенко И.П. в связи с плохим состоянием здоровья.

Прошу вас взять с него расписку в получении денег и принесении их мне.

02.11.с.г.
ЗАЯВЛЕНИЕ. При обозначении автора заявления допустимы две формы: родительного падежа без предлога и с предлогом от. В настоящее время предпочтителен вариант без предлога. Слово «заявление» пишется в центре страницы со строчной буквы, так как начальная часть документа яв­ляется одним предложением.

Составные части заявления:



  1. Кому (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества).

  2. От кого (фамилия, имя, отчество в родительном падеже предпочти­тельно без предлога, должность).

  3. Заголовок (заявление).

  4. Текст документа (просьба).

  5. Дата (слева), подпись (справа).

К заявлению могут прилагаться справки, документ об образовании, ав­тобиография и т.д.


  1. Познакомьтесь с образцом заявления.

Директору МОУСШ № 10

Соколову В.П.

учащейся 11 «А» класса

Ильиной Н.Г.

заявление.

Прошу разрешить досрочную сдачу экзаменов в связи с необходимостью выезда на лечение.

Заключение врача прилагается.

20 мая 2007 г. Ильина


  1. Напишите заявление в приемную комиссию института, в который вы со­бираетесь поступать. К такому заявлению обычно прилагаются меди­цинская справка, аттестат, приписное свидетельство (для юношей).

Ректору ЕГУ им. И.А. Бунина

профессору Кузовлеву В.П.



  1. Заявление как жанр имеет долгую историю. В разные времена на Руси оно называлось «челобитная», «прошение». Прошений писалось много, но не все они удовлетворялись.

Прочитайте прошение чиновника, обращенное к директору департа­мента Министерства юстиции. Благодаря чему просьба была удовлетворена?


Тридцать пять я получаю

Ежемесячно рублей,

И на них располагаю

Вот как жизнию моей:

Десять стоит мне квартира,

Двадцать стоят хлеб и соль,

Пять выходит для трактира,

Итого в остатке ноль.


Так нельзя ли, ваше превосходительство, прибавить мне что-нибудь на сапоги?

Саврасов


Просьба его была исполнена, и пособие выдано.

(Журнал «Русская старина», 1900 г.)


ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

ПРАВОПИСАНИЕ Н и НН В ПРИЧАСТИЯХ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


  1. Вспомните правописание Н и НН в причастиях, используя алгоритм:

НН

причастие глагол сов.в.



НН

причастие глагол несов.в., но есть 1) ова, ева

2) зависимое слово


Перестройте словосочетания, превратив прилагательные в причастия.

  1. Кипяченое молоко – а) кипяченное в кастрюле молоко, б) вскипячен­ное молоко. 2. Раненый солдат. 3. Мощеная улица. 4. Печеный картофель. 5. Тушеные овощи. 6. Вяленая рыба. 7. Жареные грибы.

  1. Перепишите, объясняя правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных.

ВСПОМНИТЕ: Интересы обломовцев были ограничеНы (ограничивались) кругом повседневных забот. Их взгляда были ограничеННы (ограниченными).


  1. Предложения были обоснова..ны конкретными фактами. Выводы вполне обоснова..ны, убедительны. 2. Войска были сосредоточе..ны у переправы. Бойцы были молчаливы и сосредоточе..ны. 3. Аудитория была взвол­нова..на выступлением студентки. Девушка была весела и взволнова..на. 4. Дети воспита..ны в уважении к труду. Они аккуратны и воспита..ны. 5. Чув­ства могу быть не сдержа..ны разумом. Вступая в спор, будьте вежливы и сдержа..ны.




  1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

Покамест слуги управлялись и возились господин отправился в общ..ю залу. Какие бывают эти общие залы всякий прие..жающий знает очень хо­рошо: те же стены выкраше..ные масля..ной краской потемневшие в/верху от трубочного дыма и залосне..ные снизу спинами разных прое..жающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням пр..ходили сюда сам-шёст и сам-сём исп..вать свою известную пару чаю, тот же за­копче..ный потолок, та же копче..ная люстра со множеством в..сящих стекл..шек которые прыгали и звенели всякий раз когда половой бегал по ис­тертым кл..енкам, помахивая бойко подносом на котором с..дела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу, те же картины во всю стену писа..ные масля..ными красками, - словом, все то же, что и везде.

(Н.В. Гоголь)
ЛП Сделайте морфологический разбор подчеркнутых слов.


  1. Прочитайте отрывок из «Путевых писем» П.И. Якушкина (1822-1872) о том, как реку Сосну сделали судоходной.

Город Елец стоит на Сосне-реке, и этой Сосне Елец обязан своими многочисленными богатыми мельницами, многие мельницы приносят доходу более тысячи рублей серебром, и горожане жили себе спокойно, пока их тщеславие не одолело; и обидела Елец та же река Сосна, по милости которой город славится своей знаменитой елецкой крупитчатой мукой! А вышло и дело такое, что и перенесть горе было нельзя! И вышло все от ученья: стали дети в училище ходить (в Ельце купцы есть миллионеры, а потому многие посылают детей и в уездное училище, где иногда дети их доходят и до третьего класса), стали дети географию учить и выучили по географии гос­под Арсеньева и Ободовского, что Мценск стоит на СУДОХОДНОЙ реке Зуше; Белев на СУДОХОДНОЙ реке Оке … Один только почти Елец стоит НЕ НА СУДОХОДНОЙ реке Сосне! Городу бесчестье большое! Как тут быть?

На счастье города городской голова был хорош, рачителен до города; стал голова хлопотать – сделать реку Сосну в Ельце судоходною; поехал в Петербург хлопотать; да ездил не раз, не два, а хлопотал, говорят, лет десять и кончил-таки, что назвали судоходною. Приехал голова из Петербурга с бу­магою, в которой объявлена Сосна – рекою СУДОХОДНОЮ!
??? К какому жанру официально-деловой речи относилась бумага, приве­зенная елецким головой из Петербурга? Попробуйте восстановить ее текст.


АВТОБИОГРАФИЯ. Структуру автобиографии составляют следующие элементы: 1) обозначение автора документа (личное местоимение, собст­венное имя); 2) наиболее важные события жизни автора и его близких с ука­занием их точного времени и места; 3) число, год составления автобиогра­фии и подпись автора.

В автобиографии употребляется стилистически нейтральная лексика.


  1. Прочитайте автобиографию В.М. Шукшина. Выделите в ней стандартные элементы, присущие данному жанру.

Я, Шукшин Василий Макарович, родился в 1929 году 25 июля в селе Сростки Сросткинского района Алтайского края.

Родители – крестьяне-середняки, после 1930 года – колхозники.

Отец, Шукшин Макар Леонтьевич, в 1933 г. был взят органами ГПУ. В 1956 году реабилитирован посмертно.

В 1943 г. я окончил 7 классов Сросткинской средней школы и поступил учиться в Бийский автотехникум. В 1946 г. ушел из техникума, не окончив его. Пошел работать. Сначала работал в колхозе, потом уехал в город и рабо­тал на стройках в качестве слесаря-такелажника.

В 1949 году был призван в ряды ВМФ.

В 1952 г. был по болезни демобилизован с исключением с военного учета (обнаружилась язва желудка).

В 1953 г. сдал экстерном на аттестат зрелости при Сросткинской сред­ней школе и год работал в Сросткинской школе сельской молодежи в каче­стве директора и учителя 5-7 классов.

В 1954 г. поступил во Всесоюзный государственный институт кинемато­графии и окончил его в 1960 г. (режиссерский факультет).

С 1958 г. снимаюсь в кино («Два Федора», «Золотой эшелон», «Аленка» и др.).

С 1960 года печатаюсь в журналах и газетах как прозаик («Октябрь», «Москва», «Новый мир» и др.).

2 августа 1963 г. В.М. Шукшин



??? Какой тип речи лежит в основе автобиографии?


  1. Сопоставьте фрагмент художественно-публицистической автобиографии И.С. Тургенева с официально-деловым стандартом. Обратите внимание на характеристику лиц, упоминающихся в автобиографии, уточнение деталей, упоминание о себе в 3-м лице (последний элемент не является характерным для художественной автобиографии).

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября (9-го ноября) (1818 г.) в городе Орле от Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Лутови­новой – вторым из трех сыновей; старший из них, Николай, жив до сих пор, младший, Сергей, скончался на 16-м году жизни. Отец Ивана Сергеевича служил в Елисаветградском кирасирском полку, квартировался в Орле. Выйдя в отставку с чином полковника, он поселился в имении своей жены, селе Спасском-Лутовинове, находящемся в десяти верстах от города Мцен­ска Орловской губернии, а в 1822-м году совершил с целой семьей и прислу­гой – в двух каретах с фургоном – заграничную поездку, в течение которой И.С. чуть не погиб в швейцарском городе Берне, сорвавшись с перил, окру­жавших яму, в которой содержались городские медведи; отец едва успел ух­ватить его за ногу. Возвратившись в Спасское, семья Тургеневых занялась деревенской жизнью, той дворянской, медленной, просторной и мелкой жиз­нью, самая память о которой уже почти изгладилась в нынешнем поколении, - с обычной обстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, до­морощенных дядек и крепостных нянек. В начале 1827 года Тургеневы пере­селились в Москву, где купили дом на Самотеке, а в 1833 году И.С. посту­пил, будучи всего 15-ти лет от роду, в Московский университет, по «словес­ному» факультету, как он назывался в то время. Из прежних учителей своих И.С. с благодарностью вспоминает о Д.Н. Дубенском, преподавателе русского языка, о П.Н.Погорельском, преподавателе математики, и об И.П. Клюшникове, довольно известном тогдашнем литераторе, подписывав­шем свои стихи буквою Θ*


??? Как бы выглядела эта часть автобиографии И.С.Тургенева в официаль­ном стиле?
РП Напишите такой вариант.


  1. Автобиография требуется при поступлении в институт, при приеме на ра­боту. Вспомните основные события своей жизни, напишите автобиогра­фию.

Текстам официально-делового стиля в связи с необходимостью едино­образия речевых средств, клиширования свойствен особый стиль изложе­ния. Этот способ не отвечает строению известных типов речи: повествова­нию, описанию, рассуждению. Лишь некоторые жанры – автобиография, протокол, отчет – имеют повествовательное изложение.






  1. Прочитайте шутливое распоряжение, сочиненное писателем В. Ардовым.

Замечено, что ученики портят учебники, каковые выдаются только на временное пользование таковым. Замечено, что таковые марают каковые по­средством клякс, каковые уменьшают ценность каковых, не давая возможно­сти следующим группам таковых пользоваться каковыми. Также замечено, что из каковых вырываются страницы таковыми. Впредь, если будут заме­чены таковые, портящие каковые, то из школы будут изыматься вместе с ка­ковыми и таковые.

Зав. школой.
??? Можно ли считать этот текст принадлежащим официально-деловому стилю? Помогают ли слова КАКОВОЙ и ТАКОВОЙ сделать текст более ясным?
РП Замените повторяющиеся слова синонимами:

ученики – учащиеся – школьники – они;

учебники – книги – они.

Отредактируйте текст.




  1. Неоправданное употребление деловой лексики часто встречается в разго­ворной лексике, в публицистике. Появилась проблема «засилья канцеля­рита».

Прочитайте фрагменты из книги Н. Галь «Слово живое и мертвое». Най­дите в них слова, не соответствующие разговорному стилю, замените их более уместными.
Молодой отец строго выговаривает своей четырехлетней дочери за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину… «Пожа­луйста, - вполне серьезно говорит он крохе, - можешь гулять, но поставь в известность меня и маму».

Или еще: бегут двое мальчишек лет по десяти-двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает:



  • А билет я тебе вручил?

И другой, пыхтя, отвечает:

  • Вручил, вручил.

Это в неофициальной, так сказать, обстановке и по неофициальному по­воду. Что же удивляться, если какой-нибудь октябренок скажет дома родите­лям или тем более доложит на сборе: «Мы ведем борьбу за повышение успе­ваемости».

Бедняга, что называется, с младых ногтей приучен к канцелярским обо­ротам… Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: «Берегись канцелярита !!!»

Это самая распространенная, самая злокачественная болезнь нашей речи.


  1. С помощью каких речевых средств достигаются точность (однозначное понимание) и лаконизм официально-деловой речи? К какому стилю бли­зок официально-деловой стиль?


РП Напишите небольшое сочинение-рассуждение. Тезисом возьмите пред­ложение: «Многословие – самый большой стилистический порок языка деловых бумаг».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:




  1. Какие сферы обслуживает официально-деловой стиль?

2. Назовите основные признаки официально-делового стиля. В чем его сходство с научным стилем?

3. Назовите подстили официально-делового стиля. Расскажите о жан­рах.



4. Какие типы речи характерны для текстов официально-делового стиля?


* Θ («фита») – буква кириллической азбуки древнерусской письменности, которая обозначала звук [Ф], так же как буква Ф («ферт»).

  • ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
  • ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
  • КРАТКИЙ СЛОВАРИК ДОКУМЕНТОВ
  • ДОВЕРЕННОСТЬ