Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Однажды, возвращаясь домой после музыкальной школы, в троллейбусе я невольно подслушала разговор женщины с ребенком




страница1/3
Дата07.07.2017
Размер0.78 Mb.
  1   2   3
Задание №2

1.

Однажды, возвращаясь домой после музыкальной школы, в троллейбусе я невольно подслушала разговор женщины с ребенком. Рыжеватый мальчуган, лет 8, с танцующими веснушками на детском личике упорно тряс даму средних лет, с такой же рыжей копной волос, собранной в пучок, и выразительными зелеными глазами, спрятавшимися за линзами очков. “Мама, ну мам,- протяжно заныл тот,- скажи, а есть на свете Бог?” ”Конечно есть, мой малыш”,- ответила женщина, улыбнувшись во весь рот своей белоснежной улыбкой. ”А бабушка, мам, бабушка тоже верит в него? ” ”Да, она глубоко убеждена в его существовании, она духовный человек.” “ А что такое духовный?- не унимался ребенок и затаив дыхание ждал следующего ответа.- Объясни..” Но тут я вынуждена была выйти на своей остановке и дальнейший разговор не слышала. Этот диалог натолкнул меня на глубокие размышления по поводу высказывания М.Н. Муравьева- русского писателя, государственного деятеля, родившегося в Смоленске и ставшим одним из самых образованных людей своего века, несмотря на отсутствие цельного образования. Он искренне убежден в том, что «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других» Я согласна с его мнением. Тот, кто восхищается прекрасным-духовно развитый, с большим уровнем сознания и способностями человек, во много раз превышающими обычное восприятие людей, он не способен радоваться чужому горю. Духовный - это прежде всего мудрый человек, мудрость, как известно, достигается жизненным опытом. Основа фундамента духовного развития ребенка закладывается в семье. С самого раннего возраста создаются впечатления об окружающем мире, об отношениях между людьми. Наскольки широко развиты они будут, зависит от способности родителей доносить знания своему чаду. Поэтому неудивительно, что столь юное существо интересовалось о Боге, а вообще есть ли он? У каждого свои представления об этом, своя религия. Верить или нет в существование того или иного зависит от самого человека. Рассматривая личность в контексте духовного развития, можно выделить различные уровни личностного и духовного роста, присуще людям на конкретный период жизни. Мальчика, встретившего в троллейбусе, я могу отнести к развивающейся личности, т.к. он только познает еще себя и мир. Себя же отнесу к разносторонне развитой личности. Я считаю, что у меня широкий спектр интересов и взглядов, а самопознание и миропознание происходит через конкретный жизненный опыт, чувства, ощущения. «….не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других.» окончание фразы Муравьева наталкивает меня на ассоциацию с рассказом «Дурачок» Лескова, которое входило в задания на школьной олимпиаде по литературе. Главного героя Паньку прозвали дурачком только потому, что считали его поступки ненормальными. Примером служит наказание розгами, данных ему вместо Петруши, или же освобождение Хабибулы. Его деяния происходят от чистого сердца, не в корыстных целях. Герой получает умиротворение, когда видит, что окружающим его людям хорошо. Как раза таки он был не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других. Данное обращение к Хану-Джангару указывает на этого «Ты ведь хотел замучить Хабибулу, а я терпеть не могу, чтобы других мучили, -- вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, -- пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная, потому что ведь я ни тебя, ни других никого не боюся». И только тогда люди поняли, что зря считали Паньку дураком. Он был праведником. А праведников окружающие часто не понимают.

Источники: http://author-leskov.ru/index.php?wh=p00053&pg=3



http://naturalworld.ru/article_duhovnoe-razvitie-i-razvitie.htm

http://www.xserver.ru/user/duhch/1.shtml

2.

Муравьев Михаил Никитич русский писатель, поэт, государственный деятель. Родился 25 октября(5ноября) 1757 года в Смоленске. Происходил из графского рода, не мог похвастаться блестящим аристократическим происхождением, зато имел право сослаться на странное выслуженное дворянство: его предки, новгородские «боярские дети». В возрасте 8 лет начались его занятия немецким языком, затем латинским и французским, а также математикой, которой обучал его отец. В январе 1768 года Михаил переехал с отцом в Москву, где поступил в дворянскую гимназию при университете. Уже в 11-летнем возрасте он остается без матери. Она умерла 1768 году. Тогда же мальчик начинает свои первые литературные опыты – наброски переводов «Федры» Ж. Расина, «Заиры» Вольтера и т.д.

Михаил Муравьев убежден, что «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других». Я соглашусь с автором, чувствовать, в чем заключается вся красота поэмы либо картины, могут не многие. Восхищаться всем величием поэмы, прочувствовать смысл картины, что хотел изобразить автор, чем «дышал» во время создания того или иного произведение искусства, может только настоящий ценитель искусства, мудрый, высокого склада ума человек, тонко чувствующий. Люди, видящие свое благополучие в несчастиях другого, этого корыстные люди. Все равно все вернется к тебе, сделаешь добро – оно вернется к тебе с такой же силой, сделаешь же зло – вернется в 2 раза сильнее. На такие поступки способен лишь «маленький человек». Что противоречит вышесказанному, что прочувствовать всю красоту поэмы может лишь человек с великою душой. Таким людям даже в голову такая мысль не придет, чтобы строить свое счастье, на несчастии другого. Они всего добиваются сами, без чьей либо помощи, видеть свое благополучие в несчастии другого для него было бы очень низко.

3.

– Уважаемый Михаил Никитич! Не могу удержаться, чтобы не выразить Вам свое восхищение и … сочувствие.

– М-да, не самые похожие чувства… Чем же, сударыня, я обязан тому, что Вы и порадовались, и опечалились, думая обо мне?

– Михаил Никитич, мы же не Иваны, не помнящие родства! Потому и не забываем своей истории, ее прекрасных и печальных страниц. Одна из них – восстание декабристов. 190 лет прошло, а я не перестаю удивляться бесстрашию этих не понятых своими современниками благородных людей! И чем больше я о них читаю, тем больше во мне гордости за моих соотечественников.

– Но, друг мой, я, Михаил Никитич Муравьев, не выходил на Сенатскую площадь! И не столько потому, что Бог не привел мне дожить до этого дня, сколько потому, что я убежденный сторонник иных, ненасильственных путей изменения действительности. Так что что-то вы, душа моя, путаете!

– Нет, просто я восхищаюсь вами как человеком, воспитавшим четверых из этих ста пятидесяти «первенцев свободы» - двух сыновей и двух племянников! Я уверена, что именно Вы со своим стойким и твердым характером немало способствовали зарождению у них свободолюбивых настроений. Они не могли не знать Вашего мнения о неправомочности крепостного права и убежденности во внесословной ценности личности.

Да, дети и племянники Ваши - прекрасные, достойные люди!

– Спасибо, моя милая, за признание заслуг моих детей во благо Отечества!

– Кстати, Михаил Никитич, Вашими детьми я считаю не только Никиту и Александра, не только Михаила и Артамона, но и многих других, кому посчастливилось учиться в университете, когда Вы там были попечителем. С полной отдачей трудились на ниве российского просвещения!

– Да, довелось мне заниматься образованием, причем не только царских детей…

– И с каким успехом! Сколько замечательных книг Вы написали в те годы! Сколько прекрасных профессоров переманили из Германии для обучения российских студентов! Это важно, конечно, но главнее всего тот дух, который именно благодаря Вам витал в университете, – дух благородства! Быть приличным и порядочным человеком всегда – вот к чему Вы призывали! И Ваши призывы были услышаны! Сколько достойных людей вышло тогда из университета! Каким секретом, какой «военной тайной» Вы владели, что этому столь обширно способствовали?

– Эх, сударыня, не во мне дело, не в призывах и воспитательных беседах! Искусство – во всех его формах! – безмерной силой обладает! Оно формирует душу каждого из нас! Кто восхищается красотами поэмы или расположения картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастьях других! Вот в чем я убежден, потому и добился, чтоб наряду с «Московскими учеными ведомостями» в университете выходил и «Журнал изящных искусств»!

– Вы правы, уважаемый Михаил Никитич, жаль только, что сейчас об этом не помнят: уроков литературы, музыки, изобразительного искусства в школе все меньше и меньше… Да и музеи художественные далеко не в каждом городе есть!

– Душа моя, да в этом ли дело? А библиотеки? Так ли часто вы их посещаете?

– Простите, Михаил Никитич! Это нам свойственно, к сожалению: мы сразу находим виноватого в наших бедах, и – увы! - очень редко виним самих себя. Многие говорят, что не верят в силу искусства, а сами его и не знают!

– И напрасно, сударыня! Каждое произведение искусства – выстраданный в муках наказ вам, нашим потомкам, от тех, кто мечтал о лучшей России – России, достойной ее красот и богатств.

– Спасибо, я поняла теперь, что мне делать! Я подружусь с настоящим искусством и буду приобщать к нему своих друзей. Организую, например, у нас в школе работу Музея одной картины… Ведь любая картина – это целый мир, и чтобы понять его, мало одной беглой встречи в музее…

– Абсолютно верно! Я желаю вам удачи! Только помните, что красота не только для того существует, чтобы ею восхищаться. Нужно свою жизнь строить по ее законам!

– Не полагать своего благополучия в несчастьях других – один из этих законов?

– Разумеется! Помогай вам Бог в ваших благих начинаниях!

– Спасибо, уважаемый Михаил Никитич! Мы постараемся стать достойными Вашими потомками!

4.

Как мне известно, Муравьёв – русский государственный деятель, генерал, живший в 18-19 веках. Особым направлением его деятельности было обновление действующих и восстановление из развалин православных церквей для восстановления, в его представлении, исконно православного характера края. Он также был главным начальником Северо-западного края во время восстания 1863 года и был в этом довольно успешным. Ему также был установлен памятник, над которым, к сожалению, в дальнейшем было совершено надругательство.

С его словами «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других» я полностью согласна . На чужом несчастии своего счастья не построишь, а при общем развитии (автор привел пример относительно литературы и изобразительного искусства) это понимается лучше.

Но можно задать несколько вопросов относительно этого убеждения: люди, обладающие каким характером, могут восхищаться «красотами поэмы или расположением картины»? Ответ Муравьёва: «Несомненно, люди чуткие, рассудительные, совестливые, обладающие чувством сострадания, душевной добротой и отзывчивостью». «А по какой причине эти люди не способны чужих несчастиях полагать своего благополучия?» - спрошу я тогда. Муравьёв явно ответил бы именно так: «Те люди, которые способны рассмотреть гармонию в творчестве, возвышены духом и тонко чувствуют жизнь, сопереживая несчастью других»


5.

Муравьев Михаил Никитич родился двадцать пятого октября тысяча семьсот пятьдесят седьмого года, а скончался двадцать восьмого июня тысяча восемьсот седьмого года. Этот человек известен мне из истории как государственный деятель. На посту попечителя Муравьев развивал принципы просветительской политики в области народного образования, явившейся наиболее последовательной из всех либеральных реформ начала «александровского» царствования. Своими внимательными и неутомимыми заботами об университете Муравьев завоевал огромный авторитет в глазах профессоров и студентов, называвших его “наш попечитель” и сохранивших впоследствии его облик как образец просвещенного покровителя науки. К этому можно добавить, что именно благодаря Муравьеву Н.М.Карамзин получил должность и жалование историографа вместе с возможностью свободно работать во всех архивах и библиотеках, без чего было бы невозможно создание “Истории Государства Российского”. Муравьев был не только сановным покровителем Карамзина, но и Батюшкова, который долгое время жил в его петербургском доме служа в канцелярии попечителя, а также Жуковского, С.Н.Глинки и многих других литераторов.

Цитата Муравьева : «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других» заставила меня задуматься.

В данной цитате говорится о том, что творческий человек, который пропитан искусством, не способен находить выгоды в проблемах, несчастиях других. Я согласна с этой цитатой, но частично. Да, творческие люди всегда отличаются особым строением души. Они рисуют свой мирок, ведь они «художники». Я бы назвала их гуманными. Ведь человек, у которого нет души, разве способен на великие произведения, потрясающие картины, гениальные высказывания? Я уверена, что нет. А помощи от бездушных людей точно не дождешься. Но разве только творческие люди обладают невероятно обширными интересами и глубокой душой? Конечно, нет. Не только музыканты, но и самые обыкновенные продавцы могут выдать что-то особенное. Все зависит не только от того, кем является человек, но и каков он сам. Ведь у всех людей своя идеология, у всех свои жизненные позиции и взгляды на саму жизнь.

Я могу взять в пример даже себя. Несмотря на свой возраст, а мне пятнадцать лет, в моей жизни успело поменяться миллионы раз. В детстве я хотела стать и спортсменкой, и певицей, и даже на тракторе ездить хотела. Но все движет меня к одному, к творчеству. Я рисую, пою, танцую и, кажется, что для удовлетворения души мне большего и не надо. А Катя, моя подруга, ленива, но очень любит свою бабушку, помогает ей всегда, они рядом и постоянно хохочут, в то время как я ,то в художественной школе, то в музыкальной, у меня не остается время на родных и близких. Но я всегда стараюсь найти на них время.

Поэтому я бы сделала небольшой вывод : неважно кто ты, какова твоя профессия, важно лишь одно, есть ли у тебя душа или нет.



6.

Диалоги об искусстве

- Здравствуйте! В эфире программа «Говорит историческая личность», где мы обсуждаем какие-либо интересные высказывания выдающихся личностей России. Сегодня у нас в гостях Русский писатель, поэт, государственный деятель Михаил Никитич Муравьев. Происходит он из графского рода. Отец, Никита Артамонович, военный инженер, часто находился в разъездах, с 1760 года служил вице-губернатором в Оренбурге, где Михаил Муравьев получил начальное домашнее образование. Мать умерла, когда Михаилу было всего 11 лет. В это же время мальчик начинает свои первые литературные опыты - наброски переводов "Федры" Ж.Расина, "Заиры" Вольтера и другие.

Михаил Никитич играл активную роль в развитии науки: увеличил состав профессоров Московского университета за счёт приглашения иностранцев, создал при Университете ряд обществ, устроил Институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной истории и другие заслуги.

Писал стихи, басни, считается представителем сентиментализма.

Сегодня мы будем обсуждать ваше любопытное выражение, Михаил Никитич. В своей статье «О забавах воображения» вы были утверждаете, что тот, «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других», то есть иными словами вы хотели сказать, что человек, понимающий искусство, восхищающийся им, не может сделать, что-либо дурное для человека или общества в целом!?

- Да, верно, я в этом глубоко убеждён.

- Знаете, в чём-то Вы правы, действительно, люди искусства более, чем другие, знают ценность жизни, ценность духовного благополучия, они более открыты, честны, то есть и к людям относятся подобающе. Но отчасти, я вынужден с вами не согласиться!



- Хм… Интересно знать в чем ?!

- Далеко не все люди искусства, как вы выразились «не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других». Мир знает много примеров, того как художники-аферисты подделывали картины известных классиков, продавали и получали большие суммы денег. Вот недавно, раскрыли мошенничество талантливейшего художника - Вольфганга Бельтрачи, который последние полтора десятилетия искусно копировал картины многих известных художников и выдавал свои копии за оригиналы, хотя сам, своим трудом легко мог стать одним из тех великих! Но он решил пойти по скользкой дорожке, обманывал разных коллекционеров, просто богатых людей или даже целые галереи, при этом заработал 16 миллионов евро! А ведь он - человек искусства, способный восхищаться и красотами поэмы и расположением картины. Пожалуй, я привел достойный аргумент, Михаил Никитич?



- Да, в этом с вами нельзя не согласиться. Впрочем, я склонен относиться и поддерживаю тех людей, которые, имея поэтическую, художественную натуру, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других.

Хорошо, что мы пришли к общему согласию! Полагаю, на этой дружеской ноте наша дискуссия окончена. Мы прощаемся с нашим гостем, а с Вами, дорогие телезрители, мы увидимся в следующий четверг, в 19:25. Всем спасибо! Всем пока!



7.
Чтобы лучше понять и прочувствовать слова М.Н.Муравьева обратимся к некоторой дополнительной информации и поговорим о самом авторе:
Биографическая справка:

Муравьев Михаил Никитич – это русский писатель, поэт, государственный деятель родом из Смоленска. Будучи по происхождению из графского рода он не имел особо аристократических корней. Его отец был видным человеком в Оренбурге, а мать умерла довольно рано, когда писателю было всего 11 лет. В этом же возрасте он и начал свои литературные опыты. Муравьев был одним из самых образованных людей своего века. А на выпуске гимназии 17 декабря 1769 года он произнес "признательные речи" на французском и немецком языках.


Сам же Муравьев весьма скромно оценивал свое творчество и место в русской поэзии. Однако, в действительности в истории русской литературы писатель сыграл огромную роль. Он был учителем Карамзина и всех сентименталистов 1790-х годов. Поэт К.Н. Батюшков был не только племянником и воспитанником Муравьева, но и учеником его в поэзии. В.А. Жуковский был более чем хорошо знаком с рукописями Муравьева. Чуть ли не наизусть знал доступные ему стихи Муравьева А.С. Пушкин и неоднократно применял их как явные или скрытые цитаты в своих произведениях. Поэтому для крупнейших литераторов 18-19 веков Муравьев был образцом для подражания и источником опыта и знаний. Простой же читатель поэта-новатора практически не знал. Кроме того, Муравьев был приверженцем высокой нравственности и гуманизма, был человеком справедливости.
Г.А. Гуковский писал о Муравьеве так: "Самый облик Муравьева стал каноническим образцом мудреца и поэта, принятым в кругу Карамзина; это был образ мирного, тихого человека, обожающего добродетель и отечество, кроткого и умиленного, который в своей голубиной чистоте видит весь мир, общество и людей в розовом свете добродетельных эмоций, который кротко наслаждается в тиши изящными искусствами и чтением умных книг и без честолюбия и страстей, но вблизи трона, ведет спокойную ровную жизнь на лоне дружбы, природы и поэзии и кротко поучает юных друзей правилам своей мирной морали..."
Исходя из того, что нам удалось узнать об авторе цитаты, предложенной в задании, можно начать наше рассуждение.

А начать я бы хотела с того, что немного растолковать смысл сказанного Муравьевым. А именно суть цитаты: Человек искусства не может извлекать выгоду для себя из несчастий других. Я соглашусь с писателем и попытаюсь объяснить, почему это так.

Само по себе искусство – довольно тонкая духовная материя, которая подвластна далеко не каждому из нас. Кому-то суждено лишь изредка соприкасаться с ней, кому-то лишь наблюдать со стороны, а для кого-то искусство – это среда обитания, это воздух, это смысл жизни. А потому и все люди, относящиеся к одной из этих групп, будут разными по своему внутреннему миру, по своему характеру и образу мыслей. На мой взгляд, «Восхищаться красотами поэмы или расположением картины» может только человек с чистым сердцем, с искренними намерениями, с доброй душой и отчасти философскими взглядами на жизнь. И в идеальном варианте в таких людях не может уживаться с прекрасным нечто темное и корыстное. Да хотя бы и мысль о личной выгоде из чужой беды. Казалось бы, вещи несовместимые. Но, как показывает практика жизни, это не всегда так. Люди на жизненном пути встречаются самые разные и, порой, диву даешься, насколько парадоксальным может быть внутренний мир человека. Поэтому быть целиком и полностью уверенным в том, что такое совмещение темной и светлой сторон души человеческой невозможно, нельзя. Нужно просто стараться смотреть на мир через призму положительных эмоций, быть оптимистом насколько это осуществимо, но без сумасшествия, конечно. Всегда возможно воспитывать в себе какую-либо добродетель, чтобы быть так же искренне уверенным в утверждении Муравьева, как и он сам. Но если подходить несколько скептически к анализу цитаты, то можно отметить чересчур сентиментальную энергию, которой пропитана фраза Муравьева. А потому можно счесть ее слега наивной и излишне чувствительной (опять же возвращаясь к тому, что мир не идеален, и не всегда все происходит именно так, как должно бы быть).

Итак, познакомившись с более чем интересным человеком и его мировоззрением каждый из нас может сделать вывод для себя – как именно ему воспринимать происходящее вокруг, как оценивать поступки людей и как вести свою, самую главную политику – политику жизни.



8.
«Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других»
М.Н. Муравьёв – поэт и писатель середины XVIII – начала XIX вв. Большую известность приобрёл как писатель: в стихотворении «Оборот на себя» очень скромно оценил свою роль как поэта – он считал, что поэт, как художник душ, должен оставаться в благородной безвестности. Муравьёв писал, что «кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других», иными словами, человек, воспитанный высоким искусством, не может строить своё счастье на несчастьях других людей.

Это была его действительная жизненная позиция. Существует множество фактов, подтверждающих это. Например:

Дети Михаила Никитича – Александр и Никита – воспитанные им же, впоследствии стали декабристами, что само по себе о многом говорит;

Михаил Никитич учил будущего императора России Александра I в духе Просвещения и гуманизма на трудах таких писателей-просветителей, как Адам Смит, Монтескье или Руссо;

Широко известно, что он ни во что не ставил звания и престиж ("Величие мое в душе моей, а не в производстве, не в чинах, не в мнениях других людей… Имя философа знаменитее титла камер-юнкера"; "Гвардии прапорщиком я стал поздно и своим величеством могу удивлять только капралов. Но дурак я, ежели стыжусь в мои годы быть прапорщиком; дурак, ежели кто меня почитает по прапорщичеству. Неоспоримые титлы мои должны быть в сердце" ). Как истинный приверженец идей сентиментализма (М.Н.Муравьёв первый из русских поэтов перешёл от классицизма с его общественно-политическим уклоном к сентиментализму с его превознесением человеческой натуры и чувств превыше всего.), уважал и любил крестьянство – самый угнетаемый слой общества того времени. («Меня поразила мысль, что в тот же самый день простой крестьянин внушил в меня почтение, когда я взирал с презрением на знатного, недостойного своей породы. Я почувствовал всю силу личного достоинства. Оно одно принадлежит человеку и возвышает всякое состояние»)

Батюшков характеризует Муравьёва как человека в высшей степени мудрого и нравственного, заботящегося о пользе страны и общества, но в то же время уделяющего много времени духовным изысканиям (“Кто знал сего мужа в гражданской и семейственной его жизни, тот мог легко угадывать самые тайные помышления его души. Они клонились к пользе общественной, к любви изящного во всех родах и особенно к успехам отечественной словесности.”; “Он любил отечество и славу его, как Цицерон любил Рим; он любил добродетель, как пламенный ее любовник, и всегда, во всех случаях жизни, остался верен своей благородной страсти.”)

Действительно, мы видим, что высказывание Муравьёва отнюдь не голословно, он зачастую ставил интересы других людей превыше своих и других учил быть такими же.

Но такое серьёзное утверждение не может существовать применительно лишь к одному человеку. Если рассматривать его касательно других личностей, то оно становится несколько спорным. Безусловно, развитие души через искусство идёт во благо человеку, но достаточно ли этого для того, чтобы полностью облагородить его?

Я не скажу ни «да», ни «нет». У этой монеты, как всегда, 2 стороны. Начнём с хорошей. И так уж получилось, что это решка – денежно-числовой эквивалент добродетели. О ком же пойдёт речь далее? Конечно, это любимые и боготворимые каждым творческим человеком меценаты, ангелы-хранители искусства.

Да, зачастую они сами по себе не способны произвести нечто эстетически-значимое, но своими средствами они помогают более способным в этом нелёгком деле, тем самым привнося свою «скромную» лепту в совершенствование мира.

Широко известны имена меценатов, я назову лишь несколько:

Меценат, Гай Цильний – римский государственный деятель, его имя стало нарицательным, был известен благодаря дружбе с лучшими поэтами и учёными своего времени и посильной помощи, оказываемой им;

Екатерина II Великая – императрица Всероссийская, известный меценат и покровительница искусств. Считая себя доброй матерью своему народу, она помогала развитию наук и искусства, строила просветительские заведения. (Эрмитаж, Публичная библиотека)

Братья Третьяковы – купцы, известные меценаты. Оставили своей след в истории благодаря очень благородному поступку - завещанной ими в пользу Москвы личной коллекции картин и икон вместе с домом, который впоследствии стал музеем – «Третьяковской галереей».

В самом деле: живущие искусством люди – добры и милосердны, по мере возможностей, несут счастье другим.

Но перевернём же нашу монетку. Что мы видим? Правильно, мой наблюдательный читатель – орла, символа власти, причём державной. Почему я заостряю своё внимание именно на августейших особах, правителях? Всё просто: с ростом возможностей человека растёт и то зло, которое он может нанести.

Примеры? Вот пара имён:

Нерон – император Римской империи с 54 по 68 г. н.э. Кроме своей неуравновешенности, нарциссизма и сложного нрава вкупе с тиранией населения, он прославился ещё и страстью к театральному искусству. К слову сказать, по словам современников, актёром он был никчёмным. Но, как точно подметил Марк Туллий Цицерон, «влюблённый в себя соперников не имеет». Широко известно событие, называемое «Великий пожар Рима»: в ночь с 18 июля на 19 июля 64 г. н.э. в Риме разгорелся сильнейший пожар, уничтоживший 10 из 14 кварталов Вечного Города. По сведениям очевидцев, сам Нерон в это время находился на безопасном расстоянии, и, глядя на горящую столицу, декларировал поэму о гибели Трои, облачившись в театральный костюм и аккомпанируя себе на лире.

Адольф Гитлер (о деяниях, думаю, напоминать нет никакого смысла) – 23 рейхсканцлер Германии, фюрер Третьего Рейха. В детстве и особенно в юности, будучи одарённым (хоть, по словам своего учителя, и «односторонне») он проявлял тягу к искусству. К 15 годам он уже сочинил пьесу, писал стихи и новеллы, а также был автором либретто для оперы Вагнера по легенде Виланда и увертюры. Но больше всего юный Адольф любил рисовать, и к этому имел несомненный талант. Исторический факт: Гитлер дважды пытался поступить в Венскую художественную академию, и дважды ему отказывали, мотивируя это тем, что он «скорее архитектор, чем художник». Вполне возможно, что если бы будущий фюрер всё-таки поступил, то история сложилась бы иначе…

Итак, насколько мы можем видеть, люди, в полной мере понимающие и отдающие себя искусству, способны как на в высшей степени достойные поступки, так и на ужасные зверства. А это значит, что только искусства недостаточно. Чего же боле?

Ответ на этот вопрос нам даёт сама личность Муравьёва, и ответом является не что иное, как благородство. Без лишних слов – сразу к доказательствам!

"Никакое неприятное воспоминание не отравляет моего уединения: чувствую сердце мое способным к добродетели; оно бьется с сладостною чувствительностию при едином помышлении о каком-нибудь деле благотворительности и великодушия. Имею благородную надежду, что, будучи поставлен между добродетели и несчастия, изберу лучше смерть, нежели злодейство. И кто в свете счастливее смертного, который справедливым образом может чтить самого себя?"

Из писем и сочинений М.Н.Муравьёва

Таким образом, мы видим, что культурный и благородный человек способен совершать поистине великие по доброте и бескорыстию поступки, в то время как развитый духовно, но лишённый благородства может нести великое зло.

Но много ли таких людей? По-хорошему, внимательно смотря вокруг, я мечтаю, чтобы ими была хотя бы четверть населения планеты. В контексте нынешней суровой действительности его слова звучат как красивая и добрая, но всё же... сказочка, которую рассказывать уже поздновато.

Таких людей, как Гитлер и Нерон, спасёт, увы, только гильотина, но никак не искусство, это надо понять и признать.

На мой взгляд, искусство – это скорее профилактика, нежели средство лечения.

Но я не могу не уважать жизненную позицию М.Н.Муравьёва, благородную и в чём-то всё же правильную.

Сие будет достойно памяти этого человека:

Manibus date lilia plenis:

Purpureos spargam Mores!1
Использованные источники:

Биография М.Н. Муравьёва: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/lazarevskoe/tombs/muravev/muravev.html

О поэзии М.Н. Муравьёва: http://www.rvb.ru/18vek/muravjov/03article/intro.htm

«Письмо к И. М. М<уравьёву>-А<постолу>: http://www.booksite.ru/fulltext/bat/yus/hkov/tom1/6.htm

Материал для примеров: http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

Вместо послесловия: один из выпусков «Гражданина Поэта» - http://www.youtube.com/user/GrazhdaninPoet#p/u/12/vU9sGVIVPOY



9.

Русский писатель, поэт, государственный деятель. Он происходил из графского рода, не мог похвастаться блестящим аристократическим происхождением, зато имел право сослаться на старинное выслуженное дворянство: его предки, новгородские "боярские дети", с XV века служили московскому самодержцу. Михаил Муравьев получил начальное домашнее образование. В возрасте 8 лет начались его занятия немецким языком, затем латинским и французским, а также математикой, которой обучал его отец. В январе 1768 года Михаил переехал с отцом в Москву, где поступил в дворянскую гимназию при университет. В 11-летнем возрасте Михаил остался без матери, она умерла в 1768 году. Тогда же мальчик начинает свои первые литературные опыты - наброски переводов Заиры" Вольтера и т.д. В Архангельске, куда он переехал, прервав учебу, Муравьев перевел отрывок из трагедии П.Корнеля "Цинна", ряд стихотворений Ж.Буало, работал над переводом трагедий Ж.Расина "Федра" и "Андромаха", писал духовные оды.

В 1774 году М.Н. Муравьев напечатал перевод поэмы "Гражданская брань" - фрагмента "Сатирикона" Петрония, большое стихотворение "Военная песнь", названное в типографских документах "поэмой" и "Оду государыне Екатерине II, императрице Всероссийской, на замирение России с Портой Оттоманскою».

В 1801-1802 годах он упоминает о том, что работает над составлением итоговых поэтических сборников: "Извлечение из стихотворений" и "Собрание стихотворений".

11 августа 1803 года М.Н. Муравьев создал стихотворение "Оборот на себя", в котором очень скромно оценил свое творчество и место в русской поэзии. В действительности в истории русской литературы Муравьев сыграл огромную роль. Он был учителем Карамзина и всех сентименталистов 1790-х годов.

Своим влиянием Муравьев сделал доступными для Карамзина многие из тех материалов, на которых построена "История Государства Российского". Как писатель, Муравьев считается проводником сентиментализма, подражателем Н.М. Карамзина, которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю ("Учение истории" и "О истории и историках").

Скончался М.Н. Муравьев неожиданно, в разгар бурной разнообразной деятельности. Простудившись на похоронах своего друга, директора Московского университета И.П. Тургенева, он долго болел и умер в Петербурге 29 июля (10 августа) 1807 года в возрасте 50 лет. По семейным преданиям последний тяжелый приступ болезни у него вызвали известия о поражении русских войск под Фридландом и о позорном для России Тильзитском мире. Отец декабристов, сановник и педагог, историк и поэт Михаил Никитич Муравьев был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
«Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других».

Услышав эту фразу от Муравьева, я задумалась. Какой скрытый смысл несет фраза? Заставляет ли она представлять богатых людей, показывающих свое благополучие, построенное на поломанных судьбах? Или же говорит о совести обеспеченных людей, которые смотрят на холст картины или слушают отрывок поэмы, невольно задумываясь о реальном положении дел, мягко сокрытом в легких изгибах кисти и ловких словах поэтов?

Мне сложно спорить или доказывать что-то автору-сентименталисту. Я соглашаюсь с ним, я говорю об этом открыто. Его слова несут двоякий смысл, который понять не просто. На сломанных судьбах вершится легкий танец восхищения картиной, поэмой, романом. Эта «красивая» сторона жизни, наизнанку мало кто смотрит. Черная, пустая, холодная – она вызывает неприятная ощущения. Но вам не кажется, что мы сами сделали ее такой? Сами превратили в грязь? Такие мысли запрещены для публики. Мы будем и дальше восхищаться и восторгаться, забывая о других сторонах шедевров творцов.

10.

М.Н.Муравьев - видный деятель общественной жизни и отечественной культуры, яркий представитель русского Просвещения, самобытный поэт и прозаик.



Я согласна с Вами, Михаил Никитич Муравьев. Действительно, праздные люди благородных сословий, свободные от необходимости тяжкой работы для того, чтобы прокормить себя и свое семейство, не могут полагать своего благополучия в несчастиях других. Их души становятся неспособными к ощущениям нежным и возвышенным.
11.

Муравьев, Михаил Никитич - государственный деятель и писатель (1757 - 1807). Учился в Московском университете; служил в Измайловском полку; в 1777 году был выбран сотрудником вольного собрания любителей российского слова, в трудах которого и печатались его ранние опыты. В 1785 году М. был приглашен Екатериною II преподавать великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. В своих лекциях, отличавшихся живостью и ясностью изложения: "Опыт истории письмен и нравоучения" (Санкт-Петербург, 1796; М., 1810), М. следовал взглядам шотландских философов. В 1800 году он был назначен сенатором; в 1801 году Александр I определил его секретарем в собственный кабинет для принятия прошений. В 1802 году назначен товарищем министра народного просвещения, в 1803 году - попечителем Московского университета; отправлял обе должности одновременно, живя преимущественно в Петербурге. Он увеличил состав московских профессоров как из числа иностранцев, так и из числа питомцев университета (Мерзляков , Тимковский, Кошанский , Чеботарев , Болдырев , Мудров и другие); создал при университете ряд обществ, устроил институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной истории; ввел "курсы для публики"; принимал деятельное участие в выработке нового устава университета 1804 года; предпринял издание научного журнала: "Московские Ученые Ведомости", прекратившегося с его смертью. Доставлял для Карамзина многие из тех материалов, на которых построена "История Государства Российского". В подражание Вергилию написана им "Эклога" (1771). В 1773 году появились его "Басни в стихах" и "Переводные стихотворения". "Обитатель предместья и Эмилиевы письма" (1815) имеют автобиографическое значение (воспоминания о его детстве). Полное собрание его произведений в стихах и прозе издано в Санкт-Петербурге, (1819 - 20, 1847, 1857). Как писатель, М. был проводником сентиментализма, подражателем Н.М. Карамзина , которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю ("Учение истории" и "О истории и историках"). Как в лекциях о "нравоучении", так и во многих стихотворениях он полагает "верховное счастье" в добродетели, а главным достоинством добродетельного человека считает самообладание; одобрение совести ставил выше всего и благополучие видел в "чувствовании сердца" (см., например, стихотворения "Размышление" и "Послание к И.П. Тургеневу"). - Ср. "Вестник Европы" (1807 год, № 19, ст. Кошанского); "Галатея" (1830 год, № 13, ст. Н. Б-ского); Шевырев "История Московского университета" (М., 1855); "Москвитянин" (1855 год, № 9); Сухомлинов "Материалы для истории образования в России при Александре I"; Петухов "М.Н. Муравьев. Очерк его жизни и деятельности" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894, кн. 8); В.И. Саитов , в примечаниях к сочинению Батюшкова ; Венгеров "Русская поэзия". Новейшее, по архивным и печатным источникам, исследование: Н. Жинкин "М. Н. М." ("Известия II-го Отделения Академии Наук", 1913, кн. 1).

Взято с сайта http://biography.yaxy.ru/01130559.htm
1.11.11

Привет, мой дорогой дневник! Давненько я тут не писала…

На днях встретила еще одну интересную мысль М.Н. Муравьева: «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других».

А знаешь, я готова поспорить с Михаилом Никитичем.

Конечно, казалось бы, абсурдно то, что человек просветленный, любящий и умеющий ценить искусство в своем великолепном многообразии, может искать выгоду в чужом горе, радоваться, когда другие грустят. Но… как показывает опыт, в настоящее время это не редкость.

Взять даже некоторых преступников .

Человек интеллигентный, обожающий картины художников –импрессионистов, подсыпает яду сопернику по бизнесу. А почему бы и нет? Разве это удивительно? Не думаю, что уважаемый Михаил Никитич подумал об этом. Сейчас жестокость повсюду. Она может граничить с любовью к искусству, ничто им не мешает спокойно сосуществовать вместе в одном человеке. Как показывает статистика, самые опасные преступники- умные, образованные люди, с творческим мышлением. Именно они совершают самые жестокие, изощренные и ужасные в своей опасной непредсказуемости преступления.

К чему я все это, дорогой дневник?..

Да, искусство должно воспитывать прекрасное в человеке, да, оно должно его развивать в лучшую сторону. Это довольно устоявшееся мнение, и оно в общем-то правильное. Но я недавно встретила прекрасный афоризм: «Это только кажется, что правда одна. На самом деле их много, и они часто противоречивы. Есть правда ягненка, который хочет жить, и правда волчицы, у которой в норе голодные волчата. Кроме того, существует сотни поддельных правд. На один истинный алмаз всегда приходится десяток фальшивок». (Д.Емец).

Человечество создает какие–то стереотипы, истины, забывая, что у каждой монеты есть обратная сторона. Тень, фальшивка, часто незаметная на первый взгляд, но она есть. Не стоит забывать об этом и стараться не дать себе обмануться этой псевдоправдой.

Думаю, на сегодня все. Осталось лишь поблагодарить М. И. Муравьева за то, что он дал такую интересную тему для размышления.

12.

Кто же такой М.Н. Муравьёв?

Михаи́л Ники́тич Муравьёв (25 октября (5 ноября) 1757, Смоленск — 29 июля (10 августа) 1807, Санкт-Петербург) — российский общественный деятель и писатель.

Воспитанник Московской университетской гимназии (1768—1769), обучался в Московском Университете (1769—1770, учёба была прервана в связи с переездом отца по службе). Преподаватель риторики Вологодской духовной семинарии. Солдат (1772), капрал (1772), сержант (1774), прапорщик лейб-гвардии Измайловского полка (1782). Поручик (1785), капитан-поручик (1786), капитан (1790), полковник (1791), генерал-майор (1797). Статский (1798), тайный (1800) советник. Сенатор (1801), товарищ министра народного просвещения (1803), член главного управления училищ. Сенатор апелляционного департамента Сената (1806). Академик Российской академии (1804).


В 1777 году был выбран сотрудником Вольного собрания любителей российского слова, в трудах которого и печатались его ранние литературные опыты. В 1785 году был приглашен Екатериной II преподавать великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. Учитель русского языка будущей императрицы Елизаветы Алексеевны (1792).

Скончался, простудившись на похоронах своего друга, директора Московского университета И. П. Тургенева; долго болел и умер в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Первое литературное произведение было написано Муравьёвым в подражание Вергилию ещё в 1771 году и называлось «Эклога». В 1773 году появились его «Басни в стихах» и «Переводные стихотворения»; затем «Военная песнь», «Похвальное слово Ломоносову». «Обитатель предместья и Эмилиевы письма» (1815), имеющие автобиографическое значение — воспоминания о его детстве; переводил с латинского и английского. Полное собрание его произведений в стихах и прозе издано в СПб. (1819—20, 1847, 1857). Как писатель, Муравьёв считается проводником сентиментализма, подражателем Н. М. Карамзина, которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю («Учение истории» и «О истории и историках»).

Как в лекциях о «нравоучении», так и во многих стихотворениях, он полагает «верховное счастье» в добродетели, а главным достоинством добродетельного человека считал самообладание, одобрение совести ставил выше всего и благополучие видел в «чувствовании сердца».


Он искренне был убеждён в следующем: «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других». Так ли это?

Я хочу поспорить с автором этого высказывания. Кто-то может восхититься расположением картины либо красотой поэмы, не заметив внутренней глубины произведения. Кто-то, напротив, оценит произведение изнутри, не заметив внешней оболочки. А есть и такая категория людей, которые могут прочувствовать не только саму суть произведения, но и внешнюю красоту.

Но разве от этого зависит, будет ли человек сочувствовать и сопереживать другому. Возможно, иногда это действительно так, но чаще все совсем иначе. Есть люди, которые мало знакомы с искусством, но они совсем не эгоцентричны. Они могут прочувствовать внутренний мир другого человека, болеть за него душой, в конце концов, уважать его интересы и чувства. А есть люди, которые посещают галереи и библиотеки, могут оценить произведение, но, увы, они далеки от людей. Они не помогут в трудную минуту и навряд ли поинтересуются о самочувствии и настроении ближнего.

Возможно, во времена М.Н. Муравьева было действительно так. Но сейчас другой мир, он сильно изменился, изменились и люди в нем, и их мировоззрение иное. Поэтому я не соглашусь с данным утверждением, на мой взгляд, оно, к сожалению, не отражает «я» человека двадцать первого века.



Михаи́л Ники́тич Муравьёв (25 октября (5 ноября) 1757, Смоленск — 29 июля (10 августа) 1807, Санкт-Петербург) — российский общественный деятель и писатель
.
Биография

Воспитанник Московской университетской гимназии (1768—1769), обучался в Московском Университете (1769—1770, учёба была прервана в связи с переездом отца по службе). Преподаватель риторики Вологодской духовной семинарии. Солдат (1772), капрал (1772), сержант (1774), прапорщик лейб-гвардии Измайловского полка (1782). Поручик (1785), капитан-поручик (1786), капитан (1790), полковник (1791), генерал-майор (1797). Статский (1798), тайный (1800) советник. Сенатор (1801), товарищ министра народного просвещения (1803), член главного управления училищ. Сенатор апелляционного департамента Сената (1806). Академик Российской академии (1804).

В 1777 году был выбран сотрудником Вольного собрания любителей российского слова, в трудах которого и печатались его ранние литературные опыты. В 1785 году был приглашен Екатериной II преподавать великим князьям Александру и Константину Павловичам русскую словесность, русскую историю и нравственную философию. Учитель русского языка будущей императрицы Елизаветы Алексеевны (1792).

10 ноября 1794 года состоялась свадьба Муравьёва с Екатериной Фёдоровной Колокольцовой (1771—1848), дочерью сенатора Ф. М. Колокольцова, одного из богатейших людей России. 19 августа 1796 года родился сын Никита, впоследствии глава Северного общества декабристов.

19 марта 1802 родился сын Александр, тоже декабрист.

В 1800 году он был назначен сенатором; в 1801 году Александр I определил его секретарем в собственный кабинет для принятия прошений. В 1802 году назначен товарищем министра народного просвещения, в 1803 г. — попечителем Московского университета (и одновременно Московского учебного округа); отправлял все должности одновременно, живя преимущественно в Петербурге. Скончался, простудившись на похоронах своего друга, директора Московского университета И. П. Тургенева; долго болел и умер в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Роль в развитии российской науки

Муравьёв увеличил состав профессоров Московского университета, как за счёт приглашения иностранцев (Г. Фишер фон Вальдгейм,  Г. Ф. Гофман,  Х. Маттеи,  И. Ф. Буле), так и из числа питомцев университета (А. Ф. Мерзляков, Р. Ф. Тимковский, Н. Ф. Кошанский, Х. А. Чеботарёв, Болдырев, Озеров, Смирнов, М. Я. Мудров, Войновы и др.); создал при Университете ряд обществ (Общество Истории и Древностей Российских, Общество испытателей природы, Общества Соревнователей Медицинских и Физических наук и т. д.), устроил Институты хирургический, клинический и повивальный, ботанический сад и музей натуральной истории; ввел «курсы для публики»; принимал деятельное участие в выработке нового устава Университета 1804 г.; предпринял издание научного журнала: «Московские Ученые Ведомости», прекратившегося с его смертью; участвовал в открытии почти всех гимназий московского округа. Своим влиянием Муравьёв сделал доступными для Карамзина многие из тех материалов, на которых построена «История Государства Российского».
Литературные труды

Первое литературное произведение было написано Муравьёвым в подражание Вергилию ещё в 1771 году и называлось «Эклога». В 1773 году появились его «Басни в стихах» и «Переводные стихотворения»; затем «Военная песнь», «Похвальное слово Ломоносову». «Обитатель предместья и Эмилиевы письма» (1815), имеющие автобиографическое значение — воспоминания о его детстве; переводил с латинского и английского. Полное собрание его произведений в стихах и прозе издано в СПб. (1819—20, 1847, 1857). Как писатель, Муравьёв считается проводником сентиментализма, подражателем Н. М. Карамзина, которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю («Учение истории» и «О истории и историках»). Как в лекциях о «нравоучении», так и во многих стихотворениях, он полагает «верховное счастье» в добродетели, а главным достоинством добродетельного человека считал самообладание, одобрение совести ставил выше всего и благополучие видел в «чувствовании сердца» (см., напр., стих «Размышление» и «Послание к И. П. Тургеневу»).

В стихотворении «Оборот на себя» (1803) Муравьёв очень скромно оценил своё творчество и место в русской поэзии, но его влияние в истории русской поэзии заметно. Поэт К. Н. Батюшков был учеником Муравьёва (а также племянником и воспитанником). С рукописями Муравьёва был знаком В. А. Жуковский; его творчество знали и активно использовали поэты «Арзамаса».
Источники

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).


Размышляя на тему фразы, сказанной М.Н. Муравьевым, который убежден в следующем: «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастьях других», я сочинила такое стихотворение:
Зачем друг другу жизни мы ломаем?

Без совести чужое счастье отбираем?

Ну, почему наш мир стал так жесток?

И в каждом встречном есть души порок?
Совсем недавно люди жили в мире,

Не зная злобы, зависти, обид.

Друг друга уважали все, любили.

Порок здесь был подавлен и «убит»!
Они ходили вместе по театрам,

Переживали чувства, что владел герой.

Балет им был без слов понятным,

Достаточным прочувствовать душой.
И частым гостем были в галереях

Любители пространства и мечты.

В картинах отражалась сущность мира

И необъятность вечной красоты!
Они читали много разных книжек,

В библиотеках допоздна пробыв.

Там будто кто-то на бумаге выжег

Всей жизни легкости порыв.
Но в одночасье мир переменился,

Друг друга перестали люди понимать.

И тут порок восстал, повеселился,

Его уже никто не сможет обуздать!
«К чему наш мир идет?!» - ответьте люди,

«Ну, почему такое в нем царит?!»

Мы никого, кроме себя, не любим,

Все полны злобы, зависти, обид.
Мы поменяли тот театр на телевизор,

Нам постер заменил картину на стене.

Мы вместо книг погрязли в интернете.

Все это не по нашей ли вине?
Несчастья у других нам стали безразличны,

Мы строим свою жизнь, ломая у чужих.

Все люди так наигранны, безличны,

В них нету чувств по доброте простых.
Давайте возродим былое время,

Поработим порок, забудем навсегда!

Чтоб в мире никогда никто злым больше не был!

Чтоб только лишь добро несли мы сквозь года!


13.

М.Н Муравьёв сказал: ”Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других”.

Я думаю, что он прав, потому что тот человек, который будет восхищаться красотой картины или поэмы, будет считаться культурным и образованным человеком, и он никогда в своей жизни не будет строить своё счастье тогда, когда у других будет горе. Этот человек всегда будет помогать другим и никогда не бросит человека в трудную минуту, и никогда не предаст другого человека. Но, к сожалению, в нашем мире таких людей очень мало. Некоторые люди в нашем мире только и делают, что строят своё счастье и благополучие только тогда, когда другие несчастливы. Эти люди поступают очень подло. От них никогда не дождешься помощи в чём - либо, и я считаю, что всем этим людям нужно быть добрее к другим, и только тогда их можно будет считать порядочными людьми. Поэтому никогда нельзя строить своё счастья на несчастии других.
14.

Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других”, - убеждён Н.М. Муравьёв. Я согласна с мнением этого удивительного и интересного человека. Если ты сделаешь человека несчастным, будешь ли счастлив ты? Нет. Ты потеряешь друзей, потому что они будут на стороне несчастного. В душе у тебя будет боль от того, что ты не будешь знать, как попросить прощения, как вернуть друзей.

Я думаю, что нельзя быть счастливым в том обществе, где каджый думает лишь о себе, лишь о своём благополучии. Но… каждый человек не может быть спокойным, счастливым, когда у другого горе, потому что не зря русская мудрость гласит: “На несчастье другого своего счастья не построишь”.
15.

Н.М. Муравьёва сказал: “Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других”. Я полностью разделяю его точку зрения, потому что такой человек тонко чувствует красоту и может “почувствовать” душу другого человека. Он сможет понять, когда человек счастлив, а когда нет. Сможет понять человека и помочь ему, а не радоваться чужому горю, как это делают многие. Человек, помогающий другим людям в горе, - гуманный человек. И каждый из нас, я думаю, должен стремиться к этому.


16.

МУРАВЬЕВ Михаил Никитич (1757-1807)

Русский писатель, поэт, государственный деятель М.Н. Муравьев родился 25 октября (5 ноября) 1757 года в Смоленске. Он происходил из графского рода, не мог похвастаться блестящим аристократическим происхождением, зато имел право сослаться на старинное выслуженное дворянство: его предки, новгородские "боярские дети", с XV века служили московскому самодержцу. Его отец, Никита Артамонович, военный инженер, часто находился в разъездах, с 1760 года служил вице-губернатором в Оренбурге, где Михаил Муравьев получил начальное домашнее образование. В возрасте 8 лет начались его занятия немецким языком, затем латинским и французским, а также математикой, которой обучал его отец. В январе 1768 года Михаил переехал с отцом в Москву, где поступил в дворянскую гимназию при университете. В гимназии (1768-1770) он учился языкам, истории, географии и математике, "будучи еще дитя, шел как исполин; не доволен был классическими книгами, но старался разбирать труднейшие сочинения особливо в латинском языке". Уже в 11-летнем возрасте Михаил остался без матери, он умерла в 1768 году. Тогда же мальчик начинает свои первые литературные опыты - наброски переводов "Федры" Ж.Расина, "Заиры" Вольтера и т.д.

"Кто восхищается красотой поэмы или расположением картины,не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других". - в этом убежден Муравьев. Ну, а я думаю совсем по - другому. Каждый человек, кем бы он ни был, не может понять несчастье другого. Может помочь, дать совет, поддержать в трудную минуту жизни. Ведь поддержка - это главное, если случилось несчастье. А если человек бесчувственный и ничего не понимает в несчастье, то это уже не человек.


17.

Русский писатель, поэт, государственный деятель М.Н. Муравьев родился 25 октября 1757 года в Смоленске. Он происходил из графского рода, не мог похвастаться блестящим аристократическим происхождением, зато имел право сослаться на старинное выслуженное дворянство: его предки, новгородские "боярские дети", с XV века служили московскому самодержцу. Михаил Муравьев получил начальное домашнее образование. В возрасте 8 лет начались его занятия немецким языком, затем латинским и французским, а также математикой, которой обучал его отец. В январе 1768 года Михаил переехал с отцом в Москву, где поступил в дворянскую гимназию при университете. В гимназии он учился языкам, истории, географии и математике, "будучи еще дитя, шел как исполин; не доволен был классическими книгами, но старался разбирать труднейшие сочинения особливо в латинском языке". Уже в 11-летнем возрасте Михаил остался без матери, он умерла в 1768 году. Тогда же мальчик начинает свои первые литературные опыты - наброски переводов "Федры" Ж.Расина, "Заиры" Вольтера и т.д.


В стихотворениях 1779-1780 годов начинают преобладать мрачные настроения, мысли об уходящей молодости, об угасающем таланте.

На посту царского воспитателя М.Н. Муравьев проявил себя незаурядным педагогом, что подтвердили его повести и статьи, написанные с учебной целью, а также рассказы о русской истории и прозаические повести "Обитатель предместья" и "Эмилиевы письма", форма и язык которых во многом предварили прозу Н.М. Карамзина.

В 1801-1802 годах он упоминает о том, что работает над составлением итоговых поэтических сборников: "Извлечение из стихотворений" и "Собрание стихотворений"

В 1803-1804 годах Муравьев написал "Краткие сведения из жизни тайного советника Львова", опубликовал составленные им биографии профессоров Университета А.А. Барсова и И.М. Шадена. 24 мая 1804 года Муравьев был избран членом Российской Академии. Кроме того, он был членом Академии художеств, ряда обществ при Московском университете, почетным членом Виленского университета и Лейпцигского общества латинской литературы.

11 августа 1803 года М.Н. Муравьев создал стихотворение "Оборот на себя", в котором очень скромно оценил свое творчество и место в русской поэзии. В действительности в истории русской литературы Муравьев сыграл огромную роль. Он был учителем Карамзина и всех сентименталистов 1790-х годов. Поэт К.Н. Батюшков был не только племянником и воспитанником Муравьева, но и учеником его в поэзии. В.А. Жуковский прекрасно был знаком с рукописями Муравьева, разработанные впервые Муравьевым жанры и стилистические обороты активнейшим образом использовали поэты "Арзамаса". Чуть ли не наизусть знал доступные ему стихи Муравьева А.С. Пушкин и неоднократно применял их как явные или скрытые цитаты в своих произведениях. Таким образом, крупнейшие литераторы конца XVIII - начала XIX века знали стихотворения Муравьева и использовали его опыт, массовый же читатель поэта-новатора практически не знал. Его приверженность к гуманизму, высокая нравственность, справедливость, проявилась в сыновьях Александре и Никите - будущих декабристах. В его доме бывал А.С. Пушкин, современники (Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков) сохранили удивительно единодушный портрет Муравьева, который привлекал окружавших его людей неповторимым обаянием своей личности, простотой, отзывчивостью, сохраненной несмотря на близость к высшим государственным сферам, благодаря выработанному годами чувству внутреннего достоинства и душевной свободы.

Своим влиянием Муравьев сделал доступными для Карамзина многие из тех материалов, на которых построена "История Государства Российского". Как писатель, Муравьев считается проводником сентиментализма, подражателем Н.М. Карамзина, которому следовал и в изложении теоретических взглядов на историю. Муравьева постигла участь поэтов переломного времени: классицисты, от которых он постепенно отошел в своем творчестве, отвернулись от него еще при жизни; сентименталисты и романтики, которым он прокладывал дорогу, оценили его посмертно.

Скончался М.Н. Муравьев неожиданно, в разгар бурной разнообразной деятельности. Простудившись на похоронах своего друга, директора Московского университета И.П. Тургенева, он долго болел и умер в Петербурге 29 июля 1807 года в возрасте 50 лет. По семейным преданиям последний тяжелый приступ болезни у него вызвали известия о поражении русских войск под Фридляндом и о позорном для России Тильзитском мире. Отец декабристов, сановник и педагог, историк и поэт Михаил Никитич Муравьев был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

- «Кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других»

- Отчасти я с Вами согласна, Михаил Никитич, что человек, образованный, интеллигентный, видящий и ценящий красоту, способный «восхищаться красотами поэмы или расположением картины», благороден и велик душой, и не может извлекать выгоду из несчастий других людей. А ведь бывают люди, которые разбираются в искусстве и литературе, понимают все тонкости, умеют оценить картину или произведение, но являются в то же время вредителями для общества или конкретного человека. Хотя такие люди с душой и благородством, скорее всего, не знакомы. И, Михаил Никитич, я так же полагаю, что и человек, не знающий, кто такой Леонардо да Винчи и Гомер, может быть истинно благороден и велик душой и, как Вы говорите, «не в состоянии полагать своего благополучия в несчастиях других». Поэтому убеждение Ваше я считаю весьма спорным вопросом.
http://dekabrist.mybb.ru/viewtopic.php?id=162

Захаров Н. В. У истоков русского шекспиризма: А. П. Сумароков, М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (Шекспировские штудии XIII)

18.

Безусловно, кто восхищается красотами поэмы или расположением картины, не в состоянии полагать своего благополучия в несчастии других. Перефразируем: человек сострадателен, если способен восхищаться искусством. Конечно, это так.

Что же такое «искусство», и почему оно определяет, развивает, указывает на такие возвышенные качества, как любовь к ближнему, неравнодушие к страдающим?

Искусство — это материализованный дух невидимой космической энергии, укро тимой неземными желаниями и страстью творческого порыва. Готова ли, способна ли душа ваша принять его? Эта задача посильна чистым сердцем, разумом, тем, кто не обременен бытовыми кандалами и банально не впихнувшим работы творцов в схему подражания реальности, ее точного копирования. Люди «закостенелые», «заросшие плесенью» и погрязшие в собственных проблемах, взглядах, идеалах, не должны и близко подходить к работам искусства, а тем более критиковать их, никто не имеет права разрушать «государство» художника или поэта. Для зрителей есть лишь право в это «государство» войти и подчиниться его «конституции». А тот, кто может осуществить это, лишен гордыни, смиренен, тот, кто принимает чужие интересы, взгляды, иную жизнь. А это и есть сострадание.

Нетерпеливый конь кипит

И снег копытом мочным роет.

Князь карлу ждет. Внезапно он

По шлему крепкому стальному

Рукой незримой поражен;

Удар упал подобно грому...


Можете ли вы влезть в душу поэта, пробраться в его сокровенный мир сердцем, полным тревоги, опустошенности и равнодушия? «В произведении искусства самое интересное — это личность» - Поль Сезанн. Поэтому, кто восхищен работой творцов, тот испытал чувство восторга, интереса к его личности. Такой зритель - не критик, не зануда, подкупный стереотипами массы глупцов, не раб рационального ума, он — сожитель, соучастник драмы поэта.

Одна из причин обращения в искусство — особый вид несчатья, душевного подарить свою дружбу жаждущему её поэту. неспокойствия , муки одиночества. Тогда творения — воплощение просьбы о помощи, понимании, поддержки. И, естественно, не каждый может поделиться своей любовью.

Но с другой стороны, художники — это жрецы, хранители тайн, открывающие сокральные знания небытия, предоставляющие каждому войти в «портал» отрешенности от сущего, вознестись во вселенскую безбрежность свободы и счастья. Всё дело в том, что не каждый находит в себе силы войти внутрь или просто не может найти частоту портала, нащупать вибрации картины, поэмы.

Поэтому, необходима тонкая чувствительность, чтобы «взломать сейф» творческой личности, разблокировать его душу. А кто обладает таким качеством, неизбежно постигает и все другие окружающие его души, их жизненные трудности. Сердце его не равнодушно к несчастиям других, да.



19.

Я согласна с мнением Н.М. Муравьёва. У человека, который восхищается красотами поэмы или расположением картины, “просыпается” душа, он уже не может безразлично относиться к тому, что происходит вокруг него. Такой человек не может быть убеждён, что он в чём-то превосходит других. Такой человек всегда будет испытывать душевные муки, видя, как страдают другие.



  1   2   3

  • Взято с сайта http://biography.yaxy.ru/01130559.htm
  • Михаи́л Ники́тич Муравьёв