Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Одна судьба на двоих




Скачать 54.19 Kb.
Дата29.01.2017
Размер54.19 Kb.


Республика Башкортостан, 14.12.2013

Одна судьба на двоих


Владимиру Петошину — 60

Юбилей этот в коллективе принимают близко к сердцу. Должность именинника здесь совершенно ни при чем. Вот только один эпизод из его биографии: в 1996-м слесарь-сборщик Петошин с десятью классами образования стал депутатом Государственной Думы. И пока сановитые чиновники косились на «пролетария», он провел дополнительное бюджетное финансирование для Роскосмоса в размере 1,5 млрд рублей. А когда через шесть лет вернулся на родное предприятие, предложил взяться за комплексное перевооружение его опытно-конструкторское, исследовательской и производственной базы — то, без чего создание авиадвигателей нового поколения невозможно. Способность мыслить стратегически и не сдавать позиций — вот, пожалуй, определяющая черта


в характере юбиляра, благодаря чему «Мотор» сегодня
участвует в пяти федеральных проектах.
Летать так летать

Владимир Петошин и НПП «Мотор» — изначально Опытно-конструктор-ское бюро № 26 — почти ровесники и, можно сказать, поделили одну судьбу на двоих: столько больших дел вме-стестит не каждая биография. В 1955 го-дуду на Уфимский моторостроительный завод из ОКБ академика Микулина прибыли двигатели РД-9Б для перво-гого в CССР сверхзвукового истребителя МиГ-19 — такого же, как стоит сейчас на площади УГАТУ. Перед заво-дом ставилась задача как можно быстрее устра-стрее нить дефекты этого двигателя,-те увеличить его ресурс и запус-тить в серийное производство. Тогда и был подписан приказ о создании на на базе завода ОКБ-26. Возглавил его заместитель Микулина, талантливый авиаконструктор Виталий Сорокин.

- Доводка двигателя для МиГ-19 дала толчок двум основным направле-ниям в деятельности ОКБ: это созда-ние двигателей для пилотируемых бо-евых самолетов Микояна, Сухого, Яковлева и разработка короткоре-сурсных двигателей для крылатых ра-кет Челомея и беспилотных летатель-ных аппаратов Лавочкина, Туполева, Бериева, Березняка, — рассказывают специалисты предприятия. — На базе исходного РД-9Б были созданы, в ча-стности, двигатель для первой в мире крылатой ракеты с раскрывающимся в полете крылом и целое семейство маршевых двигателей для сверхзву-ковых ракет, а чуть позже — двигатель для первой противокорабельной те-леуправляемой ракеты, стартующей с подводной лодки. Таким образом, ОКБ участвовал в решении стратеги-ческой для СССР задачи: противопос-тавить флотам США и стран НАТО мощный ударный потенциал без урав-нивания сил по количеству и тоннажу.

В 1970-х годах на вооружение оке-анскому ракетно-ядерному флоту страны были переданы крылатые ра-кеты «Базальт», «Вулкан» и «Гранит» с новыми двигателями. В их разработке уфимские авиаконструкторы снова оказались пионерами. Уникальные ха-рактеристики, которые двигатели ОКБ дали этим ракетам, сделали бессиль-ной противоракетную оборону любой авианесущей группировки. С созда-нием двигателей семейства Р13Ф, Р25-300 обеспечено превосходство в воздухе МИГ-21 над американским истребителем «Фантом». Таких двига-телей УМЗ было выпущено более 15 тысяч — уникальный случай в мировой-войв практике; они поставлялись в де-сятки стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. С кульманов уфимского ОКБ стартовал в жизнь знаменитый двигатель Р95Ш, обеспечивший-чивший невероятную боевую живучесть штурмовику Су-25. Известны случаи, когда после прямого попада-нинининия ракеты в один из двигателей по-врежденный самолет возвращался на свой аэродром. По количеству боевых вылетов — свыше 400 тысяч — Су-25 не имеет себе равных в мире.

Вот в такой коллектив в 1974 году пришел Владимир Петошин — только что отслуживший в армии 21-летний парень.


Не хватает тех, кто работает

— Мой отец эвакуировался в Уфу вместе с авиамоторным заводом из Рыбинска и больше 40 лет проработал в одном цеху на УМПО наладчиком станков, — вспоминает Петошин.— Может, поэтому я еще мальчишкой хотел быть слесарем-сборщиком и просился именно в сборочный цех.

Как раз на сборку к авиаконструк-торам было попасть труднее всего. Выпускников в ОКБ в те годы прини-мали только с красным дипломом, рабочих — самых толковых, с кри-стальной биографией. Каждую опе-рацию в цехе принимал военный представитель. Володя Петошин сра-зу обратил на себя внимание светлой головой и вскоре уже собирал самые сложные агрегаты, где требуется ювелирная, до микрона, точность. В 86-м году, когда ОКБ передавало в серийное производство двигатель для крылатой ракеты «Метеорит» (он давал скорость, в три раза превыша-ющую звуковую!), именно Петошина командировали на Тюменский маш-завод для передачи опыта. За трудо-вой вклад в создание новой техники он был награжден орденом Трудовой Славы.

В l989 году Петошина избрали де-легатом 28-го, последнего съезда КПСС; в 96-м — депутатом в Госдуму от КПРФ. «Не вздумай отказываться!» — напутствовал его тогдашний глав-ный конструктор ОКБ Алексей Рыжов, которого Петошин считает одним из своих учителей: В Думе слесарю—сборщику из Уфы сразу предложили писать заявление в комитет по кон-версии и наукоемким технологиям. «Там, наверное, академики нужны»,— попробовал было возразить новоис-печенный депутат. «Академиков нам хватает. Не хватает тех, кто работает»; — ответил ему председатель комите-та Георгий Костин.

Так вышло, что все годы депутат-ства Петошин занимался вопросами бюджета, добиваясь реальной помо-щи для предприятий оборонной про-мышленности авиационно-космиче-ского сектора. Тогда же поступил в Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Сидел за книгами до трех ночи, к девяти опять ехал в Думу. Учился, кстати говоря, наш зем-ляк так, что скоро ему предложили чи-тать в академии лекции по бюджету. Отказался — все время съедала рабо-та. Диплом получил красный. «А в Ду-му второй раз не прошел, потому что пока другие занимались выборной кампанией, я корпел над статьями расходов», — смеется он. По предло-жению Президента РБ в 2000 году вернулся в Башкирию.


Прорыв

Когда 2003-м Владимир Петошин снова пришел в ОКБ — сначала кон-сультантом, потом заместителем ге-нерального директора, оно уже назы-валось НПП «Мотор». В 2011 году его назначили управляющим директором. Рассказывая сейчас о Владимире Анатольевиче, можно цитировать Плу-тарха: когда истории требуется чело-век, она его находит.

— Таким человеком в новейшей истории «Мотора» стал Петошин, - считают на предприятии.— НПП «Мо-тор» сумело войти в ряд федеральных целевых программ ведет работы по двигателю для перспективного авиацион-ного комглекса фрон-товой авиации и перспективного дви-гателя ПД-14 для самолетов граждан-ской авиации. Развивает конверсио-ную составляющую: «адаптировали» авиационные технологии для нужд энергетики и внедрили широкий ряд инновационных комплектующих для повышения надежности и эффектив-ности оборудования ТЭЦ.

На данный момент, считают спе-циалисты, не так много в республике, да и в стране, предприятий, которые так комплексно перевооружаются. В рамках федеральных программ «Мо-тор» полностью переоснастил опыт-но-конструкторское бюро, совершив прорыв из эпохи кульманов в мир цифровых технологий. Карандаш в ру-ках конструкторов заменили самые современные программные комплек-сы, которые ускорили процесс проек-тирования и свели к минимуму ошиб-ки; узлы и детали создаются уже не на бумаге, а в трехмерном пространстве. Предприятие приступило к модерни-зации экспериментально-исследова-тельской базы, разработан проект ре-конструкции опытного завода. Уже согласован перечень уникального оборудования, которое позволит повысить производительность труда и наполовину сократить издержки при -доводке двигателя.

Большую поддержку в реализации проектов оказывает управляющий ди-ректор УМПО Александр Артюхов, по-нимающий необходимость усиления ОКБ в интересах объединения и от-расли в целом.

— «Мотор», — замечает Владимир Петошин, — превращается в инжини-ринговую компанию — компактную и гибкую, которая может с чистого лис-та создать высокотехнологичную про-дукцию для авиационной, ракетно-ко-смической промышленности с высо-кой долей прибавочной стоимости. И уровень оборудования, и компетен-ция специалистов позволяют это де-лать.

Юбилей, как ни крути, — всегда черта, которую каждый из нас прово-дит под очередным отрезком жизни. Итог у каждого получается свой. «Из того, что имею сейчас, больше всего дорожу людьми, с которыми работаю, и очень переживаю, если кого-то по тем или иным причинам теряю,— признается собеседник. — Я считаю, то единение духа, творческий потен-циал и чувство команды, которые мы сберегли, несмотря на все трудности, дорогого стоит. И если я сумею соз-дать для людей нормальные условия, чтобы они могли творить, созидать и получать от этого моральное удовле-творение, я буду считать, что свою за-дачу выполнил».



Татьяна КРУГЛОВА.



  • Летать так летать
  • Не хватает тех, кто работает
  • Прорыв