Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Очерки теории и истории культуры. Часть От Возрождения к современности




Скачать 100.83 Kb.
Дата27.06.2017
Размер100.83 Kb.
Очерки теории и истории культуры. Часть 2.

От Возрождения к современности


Глава 1. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В.И.Гончарова

§ 1. ВОЗРОЖДНИЕ: ЭПОХА И КУЛЬТУРА


Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв. европейской истории) настолько сложна и многогранна, что нет практически ни одного связанного с ней вопроса, который бы не вызывал дискуссии среди исследователей. Прежде всего, выясняется, что весьма затруднительно сформулировать определение термина «Возрождение», так как каждый историк и Искусствовед трактует его по-своему. Более или менее приблизительно Возрождение можно определить как период быстрого подъема культуры после «темного» Средневековья. Свое название эта эпоха получила за то, что ее главной отличительной чертой является возрождение высокой античной культуры, а деятели этой эпохи считали себя продолжателями великих свершений греческих и римских писателей и художников. Термин «Возрождение» часто употребляется во французском (Ренессанс) или итальянском (Ринашименто) вариантах.

Часто в качестве параллельного термина для обозначения широкого духовного движения описываемого периода употребляется слово «гуманизм» в его узком конкретно-историческом смысле (например, «немецкий гуманизм XV-ХVI вв.»). Дело в том, что в XIV-XV вв. в Италии, а потом и в заальпийской Европе возникает целый ряд научных дисциплин (прежде всего филологических), которые получили название studiа humana («познание вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека» - Л.Бруни). Деятели Возрождения противопоставляли их «наукам о божественном» - studiа divina, которые преподавались в школах и университетах в течение всего Средневековья. Антропоцентризм - обращение к изучению человеческой личности и возвеличивание ценности этой личности - станет одной из характернейших сторон ренессанской культуры. Здесь следует отметить, что, находясь в тесной связи друг с другом, понятия «Возрождение» и «гуманизм» совпадают не полностью. Это как бы две стороны одной медали: говоря о Возрождении, мы имеем в виду, прежде всего художественную культуру эпохи, развившуюся под влиянием значительного изменения в мировоззрении людей XIV в. Термином «гуманизм» принято обозначать новые явления в науке, литературе, общественной мысли.

Впервые понятие «Ренессанс» появляется в литературном сочинении довольно известного художника и архитектора XVI в. Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Благодаря этому труду нам сейчас известны биографии Гиберти, Брунеллески. Боттичелли, Леонардо да Винчи и многих других великих и просто известных деятелей итальянского Возрождения.

Изучение этой эпохи было начато в 60-е гг. ХIХ в. профессором Базельского университета Якобом Буркхардтом (основополагающий труд – «Культура Италии в эпоху Возрождения; рус. перевод - Спб.,1906; переиздание: М., 1996). Буркхардт имел огромное число учеников и последователей, в том числе и в России (А.Н.Веселовский, М.С.Корелин и др.). В конце XIX - начале ХХ вв. понятие «Возрождение» применяется для характеристики только исключительно итальянской культуры XIV-XVI вв., хотя сам Буркхардт в своем труде неоднократно проводил параллель между развитием культуры и общественной мысли Италии и Германии в этот период. Он даже предполагал начать работу над отдельной книгой, посвященной Ренессансу вне Италии. В искусствоведческих работах первой половины ХХ в. закрепляются понятия «классический» (итальянский) и «неклассический» (всей остальной Европы) Ренессанс.

Географические рамки этого явления были «раздвинуты» в 1945 г. американским исследователем Отто Бенешем, который ввел в научный оборот понятие «Северное Возрождение» (рус. перевод: Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973). Бенеш указал, что расцвет культуры в Северной Европе (без Скандинавии) в ХV-ХVI вв. имеет много общих черт с итальянским Ренессансом. Следующий значительный шаг в определении пространственных и временных рамок понятия «Возрождение» был сделан также американским исследователем Эрвином Пановски, который в работе «Ренессанс и ренессансы» пришел к выводу, что ренессанс - это логическая закономерность в развитии культуры, вызванная периодически возникающей потребностью возвращения к прежним культурным традициям. Таким образом, это понятие вполне приложимо к любому, исторически зафиксированному периоду подъема культуры (Каролингский ренессанс; Оттоновский ренессанс; Провансальское возрождение XII-XIII вв.).

Cледует подчеркнуть, что изложенные выше точки зрения отнюдь не общепризнанны в современной науке. Например, крупнейший современный исследователь этой проблемы Л.М.Баткин возражает против применения термина «Возрождение» для объяснения феноменов развития искусства и культуры вне Италии. Существенным вопросом, на который также обращает внимание Баткин, является вопрос о хронологических рамках интересующего нас явления. исследователи и здесь демонстрируют полное отсутствие единодушия. Более или менее определенно на сегодняшний день к Ренессансу относят XIV, ХV и первую половину ХVI вв. Вторая половина ХIII в. именуется Предвозрождением (Проторенессансом), а в качестве конечной даты называют 1540, 1600 или 1650 гг. Не менее затруднительной представляется попытка выделить признанные всеми этапы развития Возрождения. Проще всего следовать за итальянскими учеными, которые делят эту эпоху «по векам»: треченто (трехсотые годы) - XIV век, кватроченто (четырехсотые) - ХV век, чинквеченто (пятисотые) - XVI век.

Два существеннейших вопроса: что все-таки понимать под Возрождением и каковы его хронологические рамки - оказываются тесно связаны друг с другом. Как остроумно заметил Баткин: “Пытаясь обозначить границы Возрождения, мы оказываемся в заколдованном кругу. Границы зависят от того, что мы договоримся понимать под “Возрождением”, а это понимание зависит от того, в каких временных (и пространственных) границах, на основе какого материала, отнесенного нами к “Возрождению”, оно будет вырабатываться”.

Какие же черты - как бы ни были они спорны у теоретиков Ренессанса - можно указать как определяющие это явление в истории культуры? Во-первых, это обращение к человеку, возвеличивание ценности человеческой личности в противовес утверждениям христианской церкви о ничтожности человека и его полной подчиненности воле Бога. Во-вторых, гуманисты выступили против всеобъемлющего господства церкви над умами людей, основанного на безоговорочной вере в авторитет Священного Писания и отцов церкви. В своем творчестве они утверждали приоритет разума над слепой верой, что, впрочем, не означало отрицания церкви как таковой и идеи всемогущества Бога.

Третьим важным моментом, определяющим мировоззрение деятелей эпохи Возрождения, был индивидуализм, отрицающий одну из основополагающих составных частей средневекового мышления - корпоративность. Человек Средневековья не мыслил себя вне рамок какого-либо коллектива, это было одним из условий его существования и выживания в этом суровом мире. Каждый рассчитывал на поддержку: рыцарь - своего сословия, крестьянин - сельской общины, ремесленник - своего цеха. Это выразилось в отсутствии понятия “индивидуальное творчество”: средневековые мастера не подписывали своих творений, имена создателей шедевров романики и готики дошли до нас в исключительных случаях. Иные принципы исповедовались гуманистами, утверждавшими, что человек имеет собственную значимость как индивидуум, не связанный ни с каким коллективом. Это было провозглашением ценностей нарождающегося буржуазного общества - каждый человек сам, своим трудом и талантом добивается успеха в жизни.

И наконец, главной отличительной чертой Возрождения является преклонение перед античной образованностью, искусством, архитектурой, литературой, философией. Это также противоположно типично средневековой системе мышления: церковь, руководившая всеми отраслями культуры вплоть до ХV в., объявила античность язычеством и относилась к ней соответственно с большим подозрением. На античную культуру устраивались гонения как на несоответствующую идеалам христианской церкви. Это, впрочем, не помешало усвоению некоторых элементов античной образованности, например, латинский язык стал языком церкви, а также международным языком образования и науки.

Таким образом, культура и искусство эпохи Ренессанса зиждутся на основах, совершенно противоположных культуре средних веков, Ренессанс выступает как “отрицание” Средневековья. В известном смысле его также можно рассматривать как “отрицание отрицания” т.е. возврат, осмысление на новом уровне высокой культуры древней Греции и Рима. Конечно, это лишь самое общее объяснение проблематики, связанной с изучением феномена Возрождения. Круг вопросов необычайно велик, и ни один из них не имеет однозначного решения. Одной из таких дискуссионных проблем является проблема соотношения Ренессанса и Реформации.

Проблема взаимодействия Возрождения и Реформации - двух глобальных явлений в духовной жизни Западной Европы периода перехода от феодального общества к буржуазному - не может быть решена однозначно. Правильнее было бы поставить вопрос о соотношении трех сил: католической церкви, Возрождения и Реформации. Правда, и здесь существуют нюансы в зависимости от того, будем мы говорить о взаимодействии гуманизма и Реформации (которые все-таки имеют что-то общее) или Возрождения и Реформации (которые скорее противостоят друг другу). В данном случае под Реформацией понимается движение за глубинную реформу католической церкви, начатое Лютером в 1517 г. в Германии и приведшее к образованию самостоятельных реформационных протестантских церквей - сначала лютеранской, а чуть позже - кальвинистской.

Общей базой дня развития гуманизма и Реформации стало критическое отношение к католической церкви. Можно сказать, что широкое духовное движение гуманизма подготовило начало Реформации. Гуманисты ратовали за возвращение к первоначальным текстам Священного Писания, за изучение древнееврейского и древнегреческого языков, на которых написаны соответственно тексты Ветхого и Нового Заветов. Это привело к исправлению и улучшению т.н.Вульгаты (латинского перевода Библии, сделанного Блаженным Иеронимом). Это, в свою очередь, способствовало расцвету многих новых филологических дисциплин, расшатавших прежнюю систему схоластического образования. Образование и наука вышли, таким образом, из-под контроля церкви, но самым существенным моментом подготовки грядущей Реформации была гуманистическая критика институтов и установлений католической церкви, которая, лицемерно провозглашая высокие нравственные идеалы раннего христианства, сама уже давно им не следовала. Блестящие публицистические произведения итальянских и немецких гуманистов, посвященные этим вопросам, использовались затем деятелями Реформации для обличения пороков церкви. Однако гуманистов не следует рассматривать как потенциальных реформаторов, скорее наоборот: деятели гуманизма и Возрождения очень редко принимали Реформацию, зато можно назвать достаточно примеров, когда римскмй престол занимали папы, в молодости увлекавшиеся гуманистическими идеями.

Сложность взаимоотношений между тремя ведущими духовными движениями эпохи (католицизм - гуманизм - Реформация) можно пояснить на примере судьбы великого нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского, прославившегося памфлетами с критикой современного ему общества (“Похвальное слово Глупости” и др.). Авторитет Эразма среди образованных людей Европы того времени был так велик, что й реформаторы, и католическая церковь желали видеть этого выдающегося ученого в своих рядах. Однако на все обращения и предложения он - проживающий в Базеле вдали от бурь Реформации - отвечал уклончиво и не позволял втянуть себя в полемику вероисповедных конфликтов. Ему, как и другим гуманистам, был одинаково чужд фанатизм, проявляемый обеими сторонами в религиозной борьбе. Очень скоро стало ясно, что реформационное движение, отвергнувшее догматы католицизма, тем не менее базируется на присущих тому представлениях об изначальной греховности человека, его порочности и ничтожестве, о невозможности его существования без духовного наставничества. задачу которого взяла теперь на себя протестантская церковь. Лютеранство возгласило свою монополию на истину, отвергнув все другие вероисповедания. Тем самым был нарушен гуманистический приоритет Разума над Верой, выражением которого была присущая всем деятелям Возрождения и гуманизма веротерпимость.

Реформаторы и гуманисты разошлись и в оценке наследия античности: Лютер возмущался, что в университетах преподают философию «язычника» Аристотеля, Кальвин утверждал, что все античные философы «ничего не стоят». В известной мере у деятелей Реформации происходит отождествление античного Рима с папским Римом, который они считали не менее языческим. И это только наиболее яркие примеры, показывающие нам, что идеология Возрождения и идеология Реформации обнаруживают гораздо больше различий, чем сходства. Следствием этого было старание гуманистов дистанцироваться от реформационного движения так же, как и от католической церкви. К сожалению, этот «третий путь” в ту эпоху был возможен далеко не для всех - судьба Эразма скорее исключение, чем правило. Остальным приходилось выбирать - либо католицизм, либо протестантизм, либо... гибель на костре за свое свободомыслие.

Отношения живописцев и скульпторов Возрождения с католической церковью кажутся более понятными. Развитие изобразительных искусств и архитектуры Италии XIV-ХV вв. связано с обширным церковным строительством этого периода. Многочисленные заказы со стороны церкви обеспечивали работой художественные мастерские Флоренции Рима, Сиены. Некоторые великие мастера состояли непосредственно на службе у римских пап (Рафаэль, (Микеланджело).



Великие творцы Возрождения никогда не служили Реформации уже потому, что она отвергала все формы религиозного искусства: поклонение статуям и иконам считалось идолопоклонством. Единственным украшением протестантской церкви служило даже не распятие, а просто крест. Более того, развертывание Реформации чаще всего сопровождалось уничтожением уже имеющихся художественных ценностей (выступление Савонаролы во Флоренции, иконоборческое восстание в Нидерландах 1565 г.). Художники и скульпторы вынуждены были либо покидать протестантские страны, либо искать себе работу при дворах светских властителей.

В отличие от гуманизма Ренессанс в сфере художественного творчества оказывается неотделим от католической церкви, которая покровительствовала художникам и скульпторам. Исследователи говорят даже об особом “ренессансном состоянии” католицизма. И это при том, что деятели художественной культуры сохраняли верность принципам гуманизма - преклонение перед античностью (римские папы старались не замечать, что образцами для статуй христианских святых служат статуи античных богов), прославление величия человека, интерес к его эмоциональному миру. Конечно, критика пороков католической церкви звучала в их творениях весьма завуалировано, что связано с разными способами кодирования информации: для гуманистов — это слово (которое всегда имеет определенный смысл), а для художников - образ, который можно трактовать так или иначе. Мастера Возрождения скорее давали католической церкви примеры величия человеческого духа в образах христианских подвижников и святых. Возрождение предлагало обществу (и католической церкви как духовному руководителю этого общества) вариант постепенного, эволюционного перехода от Средневековья к Новому времени путем воспитания, просвещения и смягчения нравов. Но человечество не воспользовалось предложенной альтернативой - процесс перестройки общества все равно пошел по революционному пути Реформации, вызван кровавые катаклизмы, восстания, сожжение инакомыслящих (как католиками, так и протестантами), религиозные войны. “Окультуренный гуманистами институт папства” (М.Т.IIетров) не соответствовал потребностям эпохи: Европа нуждалась в мощном духовном руководстве, которое и было ей предложено вождями Реформации и деятелями Контрреформации - движения за восстановление и укрепление позиций римской католической церкви, развернувшегося во второй половине XVI в. И Реформация, и Контрреформация явились своеобразной реакцией на Ренессанс, а их развитие в Европе привело к глубокому кризису идеалов Возрождения и предопределило конец этого широкого движения в области искусства, культуры и духовной жизни Западной Европы.