Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Оценочные средства по учебной дисциплине б 2 Педагогика Направление подготовки




страница1/2
Дата27.05.2017
Размер0.54 Mb.
ТипРешение
  1   2
ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет технологии и профессионального образования



Оценочные средства по учебной дисциплине
Б.3.2 Педагогика

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки:

Технология и экономика

Технология и информатика
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедра педагогики
Курс – 1-3 семестр 2,3,4,5
Форма обучения - очная

Составитель: проф. Бирюкова Н.А., канд. пед. наук

проф. Кондратенко Е.В., канд. пед. наук

доц. Чулкова Р.Г., канд. пед. наук

доц. Арзамасцева Н.Г., канд. пед. наук

ст. преподаватель Валькова Н.А.


Йошкар-Ола 2011



Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии

общеуниверситетских кафедр

протокол заседания №

от " " ___________________2011 г.

_________________ Краснова Н.М.





Рассмотрены и одобрены на

заседании кафедры педагогики

протокол заседания №

от " " __________________2011 г.

_________________ Бирюкова Н.А.

Сведения о переутверждении

на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения







































Оценочные средства по дисциплине

«Педагогика»
1. Текущий контроль успеваемости студентов
1.1. Лекционные занятия
Вопросы для устного опроса (выборочной проверки)


  1. Педагогическая профессия: в чем ее уникальность?

  2. В чем заключаются творческий характер труда учителя?

  3. Каковы профессиональные функции современного педагога?

  4. Раскройте содержание педагогической деятельности.

  5. Назовите основные компоненты педагогической деятельности.

  6. Охарактеризуйте основные виды педагогической деятельности.

  7. В чем выражается коллективный характер педагогической деятельности?

  8. Дайте определение понятия «профессиограмма».

  9. Раскройте понятие «профессиональная этика» учителя.

  10. Что понимается под педагогическим тактом и каковы условия овладения им?

  11. Что составляет структуру компетентности педагога?

  12. Дайте определение понятия «педагогическое общение».

  13. Какие способы коммуникативного воздействия на личность вы можете назвать

  14. Какова структура педагогического общения?

  15. Раскройте понятие «технология педагогического общения»

  16. Раскройте объект и предмет педагогики.

  17. В чем заключаются задачи педагогики как науки?

  18. Какие функции выполняет педагогическая наука?

  19. Что изучает методология?

  20. Что является предметом методологии педагогики?

  21. Каковы уровни методологии?

  22. Каковы социокультурные функции образования?

  23. Каковы критерии отбора содержания образования?

  24. Что представляет собой государственный образовательный стандарт, каковы его функции?

  25. Что собой представляет учебная программа?

  26. Какие требования предъявляются к учебникам?

  27. Раскройте сущность образования как процесса обучения.

  28. В чем выражается единство преподавания и учения в процессе обучения?

  29. Что является движущими силами процесса обучения?

  30. Раскройте закономерности и принципы обучения.

  31. В чем заключается двусторонний характер процесса обучения?

  32. Что является движущими силами процесса обучения?

  33. Какова структура процесса обучения?

  34. В чем заключается двусторонний характер процесса обучения?

  35. Какими свойствами должен обладать целостный процесс обучения?

  36. Что называют содержанием образования? В каких документах оно представлено?

  37. Почему одним из компонентов Базисного учебного плана является национально-региональный компонент? Какие предметы он включает в себя в Республике Марий Эл?

  38. В чем состоит адекватность целей и содержания образования? Ответ подтвердите цитатами из Закона Российской Федерации «Об образовании», Государственного образовательного стандарта и программы по предмету Вашей специализации.

  39. Что из перечисленного не относится к средствам обучения: урок, прием обучения, учебник, беседа, таблица, видеофильм о многообразии цветковых растений, лабораторное оборудование, демонстрация, экскурсия, схема круговорота воды в природе?

  40. Чем определяется выбор методов и средств обучения?

  41. На каких дидактических принципах базируется применение средств обучения?

  42. Чем отличается семинар от урока обобщения и систематизации знаний?

  43. Почему классно-урочная система обучения остается основной системой школьного обучения на протяжении четырех столетий?

  44. Как соотносятся между собой формы и методы обучения?

  45. Зависит ли выбор типа урока от возраста учащихся?

  46. Всегда ли на уроке решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи?

  47. Какие требования к организации контроля в обучении Вы считаете наиболее значимыми? На каких принципах обучения они базируются?

  48. Что определяет выбор методов контроля в процессе обучения?

  49. В чем отличие понятий «оценка» и «отметка»?

  50. Не противоречит ли требование дифференцированного подхода к оценке знаний учащихся требованиям стандартизации образования? Ответ обоснуйте.

  51. Что Вы понимаете под объективностью оценивания знаний ученика?

  52. К какой группе инноваций относятся авторская воспитательная система, ЕГЭ, безотметочное оценивание, метод проектов?

  53. Чем вызвана необходимость педагогических инноваций?

  54. Какие факторы препятствуют широкому внедрению инноваций в педагогической практике?

  55. Раскройте содержание понятий «технологический подход»; «педагогическая технология».

  56. Назовите основные характеристики педагогической технологии.

  57. Назовите основные критерии того, что деятельность педагога и учащихся на конкретном этапе образовательного процесса проходит на технологическом уровне.

  58. Раскройте сущность понятия «педагогическая задача».

  59. Назовите основные виды педагогических задач

  60. Дайте характеристику этапов решения педагогической задачи.

  61. Раскройте сущность воспитания как социально-педагогического феномена.

  62. Каковы основные функции воспитания?

  63. Что является движущими силами процесса воспитания?

  64. Назовите внешние и внутренние закономерности воспитания.

  65. Перечислите принципы воспитания.

  66. Назовите основные компоненты базовой культуры личности.

  67. Раскройте содержание понятий «культура самости», «культура социумности», «культура жизненного самоопределения личности».

  68. Назовите основные направления воспитания.

  69. Дайте определение понятия «метод воспитания».

  70. Дайте характеристику основным методам воспитания.

  71. Раскройте сущность и содержание понятия «средства воспитания».

  72. Назовите педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов и средств воспитания.

  73. Раскройте сущность и содержание понятия «формы воспитания».

  74. Раскройте сущность понятия «воспитательная система».

  75. Перечислите основные характеристики воспитательной системы.

  76. Как определяется тип конкретной воспитательной системы?

  77. Какие основные этапы проходит в своем развитии воспитательная система образовательного учреждения?

  78. Раскройте сущность понятия «коллектив».

  79. Назовите основные признаки коллектива.

  80. Охарактеризуйте структуру и основные функции коллектива.

  81. Дайте характеристику различных подходов к выделению этапов развития коллектива.

  82. Раскройте сущность понятия «педагогический мониторинг».

  83. Охарактеризуйте проектировочную деятельность классного руководителя.

  84. Дайте характеристику организаторской деятельности классного руководителя.

  85. Назовите особенности гностической деятельности классного руководителя.

  86. Раскройте содержание понятия «социализация»

  87. Охарактеризуйте стадии социализации.

  88. Раскройте сущность понятий «объект социализации», «субъект социализации».

  89. Назовите основные средства и механизмы социализации.

  90. Раскройте сущность понятия «социальное воспитание».

  91. Назовите основные принципы социального воспитания.

  92. Раскройте сущность понятий «объект социального воспитания», «субъект социального воспитания».

  93. Дайте характеристику социальных субъектов системы воспитания.

  94. Раскройте сущность понятия «семья».

  95. Назовите основные параметры семьи.

  96. Дайте характеристику семейной политики и демографической ситуации в России..

  97. Назовите и охарактеризуйте принципы государственной политики РФ в области образования.

  98. Дайте характеристику законодательной базы РФ в области образования.

  99. Каковы основные перспективы развития законодательства РФ в области образования?

  100. Что общего и чем различается российское и зарубежное законодательство в области образования?

  101. Определите основные тенденции развития высшего образования в рамках Болонского процесса.

  102. Назовите формы защиты прав ребенка и дайте им характеристику.

  103. Что такое юрисдикционная форма защиты прав ребенка?

  104. Перечислите основные полномочия ОУ.

  105. Определите организационно-правовое обеспечение деятельности ОУ

  106. Чем определяется правовое обеспечение аттестации педагогических и руководящих работников ОУ?

  107. Каков механизм регулирования трудовых отношений педагогических работников?

  108. Что вы понимаете под управлением, социальным управлением, управлением педагогическими системами?

  109. Каковы специфические особенности социального управления?

  110. Можно ли считать учителя менеджером образования?

  111. В чем состоит роль и каково содержание педагогического анализа в управлении школой?

  112. В чем заключается взаимосвязь различных видов планов работы школы?

  113. Чем определяется миссия школы?

  114. Чем отличается структура школы как системы в различных масштабах: в социальном, масштабе коллективов, в масштабе процессов, функционирующих в школе?

  115. Как отличается управление функционирующей школой и развивающейся школой?

  116. Что входит в понятие «управленческая культура руководителя»?

  117. 2. Каковы формы авторитета руководителя?

  118. 3. Как связаны показатели качества управления ОУ и авторитет руководителя?

  119. Что является предметом истории педагогики?

  120. Охарактеризуйте основные источники историко-педагогического знания.

  121. С какими науками и педагогическими дисциплинами связана история педагогики?

  122. Проведите сравнительный анализ систем воспитания и обучения в Древнем Риме и в Древней Греции.

  123. Какие вопросы воспитания рассматриваются в сочинениях римских мыслителей (Сенека, Цицерон, Квинтиллиан)?

  124. Чем отличались мусические и грамматические школы в Древней Греции?

  125. Чем отличалось образование в церковных и светских школах Средневековья?

  126. Проведите сравнительный анализ различных образовательных моделей, сложившихся в практике средневекового образования.

  127. Дайте определение понятий: «теология», «гуманизм», «томизм», «схоластика».

  128. Почему Я.А.Коменского считают основоположником научной педагогики?

  129. На каких принципах предлагал Я.А.Коменский строить новую школу?

  130. Дайте характеристику системе школ, предложенной Я.А.Коменским.

  131. Каковы основные положения концепции воспитывающего обучения И. Гербарта?

  132. В чем заключалась цель воспитания по И.Ф.Гербарту?

  133. Какой вклад внес А.Дистервег в разработку теории и практики педагогического образования?

  134. Каково методологическое значение принципов природосообразности и культуросообразности в педагогике А.Дистервега?

  135. Какие изменения произошли в организации воспитания и школьного образования за рубежом в конце ХХ века?

  136. В чем заключалось своеобразие древнерусской педагогики?

  137. Кого называли отроком на древней Руси?

  138. Какую роль в распространении просвещения играли мастера грамоты?

  139. Какие основные этапы развития школьного дела в России XIX в. вы можете назвать?

  140. На основе какой идеи строит свою педагогическую систему К.Д.Ушинский?

  141. Как Л.Толстой трактует категории «воспитание» и «образование»?

  142. В чем характерные особенности педагогики Л.Толстого?

  143. Какие тенденции обнаружились в развитии теории и практики образования в России в конце XIX - начале XX вв.?

  144. Почему К.Н. Вентцеля называют идеологом свободного воспитания?

  145. Что такое эволюционная педагогика? Какие идеи она интегрировала?

  146. Кого из представителей религиозной философии, оказавших существенное влияние на развитие отечественной педагогической мысли, Вы можете назвать?

  147. Какие тенденции обнаружились в развитии теории и практики образования в России в к.XIX - нач.XX вв.?

  148. Что представляет собой педагогический процесс с точки зрения П.Ф.Каптерева?

  149. Раскройте суть трех принципов образования, предложенных В.В.Розановым.

  150. Почему педагогику С.Т.Шацкого называют социальной педагогикой?

  151. В чем заключается вклад в теорию и практику отечественной педагогики А.С.Макаренко?

  152. На каких принципах строился коллектив А.С.Макаренко?

  153. Как В.А,Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?

1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия
Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины


  1. Выпишите из различных источников определение понятий воспитательная система и педагогическая система. В чем их сходство и отличие?

  2. Какие признаки педагогической одаренности вы можете назвать? Встречались ли вам люди, обладавшие ярко выраженной педагогической одаренностью? Приведите примеры.

  3. Составьте список профессионально значимых качеств личности педагога. Объясните, почему вы выбрали именно эти качества.

  4. Что для вас означает готовность к педагогической деятельности? Поразмышляйте на эту тему и оформите ответ в виде эссе.

  5. Разработайте схему структуры педагогической техники.

  6. Насколько важна культура внешнего облика для современного учителя? Приведите примеры из школьной жизни.

  7. Насколько важна для учителя эмоциональная гибкость? Можно ли этому научиться в педвузе? Оформите ответ в виде эссе. Обоснуйте свой ответ.

  8. В чем заключается специфика внимания учителя? Приведите пример.

  9. Что входит в понятие «техника речи»? Как вы совершенствуете технику речи? Приведите в качестве примера несколько упражнений.

  10. Какие речевые клише учитель может использовать на уроке? Составьте список.

  11. Как совершенствовать выразительность речи, и какова ее роль в деятельности учителя? Ответ оформите в виде эссе.

  12. В чем состоит различие позиций педагога-исследователя и педагога-практика по отношению к педагогической науке? Напишите эссе на данную тему

  13. В чем различие между результатами педагогической науки и педагогической практики? Составьте таблицу, отражающую эти различия.

  14. Какие виды знаний являются результатом научных исследований в области педагогики и каковы способы их получения? Поразмышляйте на данную тему. Ответ зафиксируйте в тетради.

  15. При каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики? Составьте список этих условий в тетради.

  16. Какой из признаков успешного педагогического опыта является определяющим? Ответ оформите в виде эссе.

  17. Чем различаются научная проблема и практическая задача? Составьте сравнительную таблицу.

  18. Охарактеризуйте соотношение между объектом и предметом исследования. Ответ зафиксируйте в тетради.

  19. Каково главное требование к педагогической гипотезе и формулированию защищаемых положений? Ответьте на данный вопрос письменно.

  20. Назовите принципиальное различие между описанием новизны результатов проведенного исследования, с одной стороны, и определением его значения для науки – с другой. Ответ зафиксируйте в тетради.

  21. Охарактеризуйте логику педагогического исследования, его основные этапы. Схему занесите в терадь.

  22. Раскройте сущность образования как педагогического процесса. Ответ оформите в виде эссе.

  23. Что является основной единицей педагогического процесса? Ответ зафиксируйте в тетради.

  24. Опишите структуру педагогического процесса. Ответ представьте в виде схемы.

  25. Раскройте сущность воспитания как социально-педагогического феномена. Дайте развернутый ответ в тетради.

  26. Каковы основные функции воспитания? Запишите ответ в тетради.

  27. Что является движущими силами процесса воспитания? Ответ зафиксируйте в тетради.

  28. Раскройте закономерности и принципы воспитания. Ответ зафиксируйте в тетради.

  29. Охарактеризуйте основные направления воспитания. Ответ зафиксируйте в тетради.

  30. Что такое национальное своеобразие воспитания? Ответ оформите в виде эссе.

  31. Согласны ли Вы с утверждением, что народная педагогика обладает значительным воспитательным потенциалом, который можно использовать в педагогическом процессе современной школы? Ответ занесите в тетрадь. Обоснуйте свою точку зрения.

  32. Проанализируйте народные пословицы и поговорки. Какие свойства и качества личности, общественные отношения они отражают? Приведите примеры.

  33. Приведите примеры народных сказок и легенд, отражающих идеал личности. Назовите основные качества героя (героини) народной сказки. Найдите сходства и различия этого идеала в сказках разных народов.

  34. Назовите принципы педагогики межнационального общения. Дайте письменный ответ на данный вопрос.

  35. Дайте характеристику основным методам воспитания. Ответ оформите в виде таблицы.

  36. Назовите педагогические условия оптимального отбора и эффективного применения методов и средств воспитания. Составьте список этих условий и занесите в тетрадь.

  37. Назовите главные, по Вашему мнению, нравственные качества личности. Проведите их рейтинговую оценку.

  38. Тождественны ли понятия «интеллект» и «образованность»? Ответ обоснуйте.

  39. Сформулируйте основные задачи нравственного, умственного, эстетического, гражданского и правового воспитания учащихся. Оформите в виде таблицы

  40. Назовите основные критерии выбора методов воспитания.

  41. Составьте план воспитательной беседы с учащимися подросткового возраста по проблемам:

  42. а) нравственности; б) права; в) искусства (по выбору).

  43. Предложите тематику диспутов (2-3 темы) для старшеклассников. Обоснуйте актуальность выбранных тем.

  44. Согласны ли Вы с утверждением, что педагог способен оказать значительное влияние на становление и развитие детского коллектива? Ответ занесите в тетрадь. Обоснуйте свою точку зрения.

  45. Сопоставьте в виде таблицы различные стили управления детским коллективом.

  46. Назовите критерии диагностики уровня развития коллектива и межличностных отношений. Ответ занесите в тетрадь.

  47. Составьте план воспитательной работы, охватывающий различные направления воспитания, с учащимися 5, 7, 9 классов (по вариантам) на учебную четверть. Объясните, чем обусловлен выбор конкретных мероприятий и воспитательных дел.

  48. Назовите критерии и показатели эффективности деятельности классного руководителя. Ответ занесите в тетрадь.

  49. Дайте характеристику нашего города как одного из мезофакторов социализации личности.

  50. Назовите основные формы организации взаимодействия в жизнедеятельности воспитательных организаций. От чего зависит выбор конкретной формы организации взаимодействия?

  51. Перечислите условия эффективной организации взаимодействия в воспитательной организации. Приведите примеры.

  52. Проведите сравнительный анализ основных стилей семейных отношений и тактик воспитания детей. Результаты представьте в виде таблицы.

  53. Подготовьте материалы к беседе (лекции) для родителей учащихся по одной из актуальных проблем семейного воспитания (по выбору).

  54. Охарактеризуйте деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка.

  55. Дайте определение следующим понятиям: общие права, специальные права и обязанности, злоупотребление родительскими правами, административная и уголовная ответственность/

  56. Проведите анализ устава образовательного учреждения. Какие разделы, на ваш взгляд, следует изменить?

  57. Чем отличается лицензия от свидетельства о государственной аккредитации?

  58. Самостоятельно составьте должностную инструкцию учителя.

  59. Постройте структуру управления школы, в которой вы проходили стажерскую практику. Докажите, что управление в этой школе носит государственно-общественный характер.

  60. Проанализируйте различные виды планов работы школы. В чем заключается их взаимосвязь?

  61. Во время стажерской практики в школе познакомьтесь с содержанием годового плана работы школы. Проанализируйте содержание основных разделов, составьте структуру плана.

  62. На основе изученной литературы составьте план внутришкольного контроля. Что, на ваш взгляд, является особенно важным, что менее?

  63. Часто в обиходе встречаются такие отзывы о школе, как «хорошая школа» («плохая школа»). Кто чаще всего высказывает подобные суждения? Как проиллюстрировать такие суждения?

  64. Довольно часто можно слышать такие суждения: «У нас (или в этой школе) очень хороший (плохой) коллектив». Раскройте ваши представления о том, по каким признакам можно понять, в какой коллектив вы попали. Каким образом молодой учитель может «войти» в педагогический коллектив?

  65. Сформулируйте и запишите в тетрадь педагогические проблемы, значимые для современной теории и практики образования, которые были поставлены в античную эпоху.

  66. Какие из современных педагогических терминов и понятий имеют древнегреческое происхождение? Запишите их в педагогический словарь.

  67. Какие проблемы, значимые для современной теории и практики образования, ставили и решали педагоги Средних веков, Возрождения и Реформации? Тезисно оформите ответ в тетради, приведите конкретные примеры.

  68. Подберите примеры из «Великой дидактики», демонстрирующие реализацию принципа природосообразности в дидактической теории Я.А. Коменского.

  69. Проанализируйте возникновение и развитие дидактики в трудах Я.А.Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Гербарта, А. Дистервега. Ответ аргументируйте цитатами из произведений педагогов и запишите в тетерадь.

  70. Сравните взгляды К.А.Гельвеция, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо на место и роль воспитания в становлении человека. Чья позиция представляется вам наиболее убедительной и почему?

  71. Проследите развитие принципа природосообразности в истории зарубежной педагогики. (Покажите единство и различие в понимании этого принципа. Задание можно выполнить, составив сравнительную таблицу.)

  72. Проанализировав древнерусские памятники учения и воспитания («Поучение детям» Владимира Мономаха, Домострой) докажите взаимосвязь христианского и светского направление в отечественном образовании.

  73. Раскройте смысл названия статьи К.Д.Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении». Ответ подтвердите цитатами.

  74. Составьте план статьи К.Д.Ушинского «О пользе педагогической литературы».

  75. Напишите эссе «Л.Н. Толстой о воспитании и образовании».

  76. Какие тенденции обнаружились в развитии теории и практики образования в России в конце XIX - начале XX вв.? Составьте таблицу. «Реформы образования в России в XIX веке»

  77. Покажите единство и различие в теории «свободного воспитания», представленной Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстым, К.Н.Вентцелем. (составьте сравнительную таблицу). Чья теория вам кажется продуктивней и почему?

  78. Напишите эссе на тему «Образование – это культура» (С.И. Гессен).

  79. Составьте сводную таблицу по основным представителям отечественной реформаторской педагогики, обозначив их вклад в развитие отечественной педагогики и основные педагогические сочинения.

  80. Насколько обосновано противопоставление педагогических систем А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского? (Аргументируйте свой ответ).

  81. Составьте аннотации статей А.С.Макаренко и сделайте цитатные выписки по источникам.

  1   2

  • Квалификация (степень) выпускника
  • Оценочные средства по дисциплине
  • 1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины