Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Обзор видов и стилей рукопашного боя 6 боевые искусства индии 6




страница1/9
Дата27.06.2017
Размер1.33 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Путь руки
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5

ОБЗОР ВИДОВ И СТИЛЕЙ РУКОПАШНОГО БОЯ 6

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА ИНДИИ 6

Ваджра Мушти 6

Калари Паятту 6

Мукна 6

Современное состояние 7



Варма-калаи 7

УШУ 8


Истоки и направления (обзор 1) 8

Истоки 8


Происхождение названий 8

Деление на внутренние (нэй-цзя цюань) и внешние (вай-цзя цюань) стили 8

Школы внутреннего направления 9

Тай-цзи цюань 9

Син-и цюань 9

Ба-гуа чжан (Па-куа) 9

Школы внешнего направления 10

Чан цюань (Длинный кулак) 10

Дуань цюань (Короткий кулак) 10

Нань цюань (Южный кулак) 11

Сян-син цюань (образные или «звериные» стили) 12

Истоки и направления (обзор 2) 12

История Ушу 12

Уданское направление Ушу 13

Шаолиньское направление в Ушу 14

Эмейское направление Ушу 16

Традиционное Ушу и Спортивное Ушу 17

4 способа 19

12 принципов 19

8 требований 19

6 соответствий 19

Три звена 20

Метафизичность Ушу 20

Пять стихий и пять органов 20

Четыре представителя 20

8 способов движения тела 20

Три качества 21

Высшее мастерство 21

8 принципов ведения боя 21

Современные спортивные направления Ушу 22

Наиболее известные стили Ушу 23

Выводы по Ушу 28

Заметки по внутренним стилям 28

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ СТИЛИ КАРАТЭ 28

Бубиси – Библия каратэ 28

Краткая история 29

Магистральные направления окинавского каратэ 30

Окинавские первичные стили 31

Наха-тэ (Хигаонна) < Чан цюань (Длинный кулак) 31

Сюри-тэ (Итосу) < Дуань цюань (Короткий кулак) 31

Томари-тэ 31

Окинавские вторичные стили 31

*Сёрэй-Рю < Наха-тэ Томари-тэ 31

Сёрин-рю (Мацумура Сокон) < Сюри-тэ Томари-тэ 32

Сёриндзи-кэнпо (Кулачный бой монастыря Молодого Леса) 33

Японские [«постокинавские»] стили 34

Годзю-рю (Хигаонна>Мияги) – 1917-1929 < Наха-тэ Цзи-цзи 34

Сётокан (Фунакоши) – 1922 < Хигаона (Наха-тэ Цзи-цзи) Итосу (Сюри-тэ) 35

Сётокай (ученики Фунакоси) 36

Вэси-рю (Кабун Уэши) – 1924 < Хунгар? 36

*Вадо-рю (Оцука – ученик Фунакоси) - 1934 37

Сито-рю (Мабуни) – 1934 < Хигаона (Наха-тэ Цзи-цзи) Итосу (Сюри-тэ) 38

Современные стили 40

Иссин-рю (Isshin, Исшин) - 1954 40

Кёкусинкай (Kyokushinkai, Киокушинкай) - 1956 41

Значение названий ката Кекусинкай 42

Клятва Додзе - Додзе Кун 43

Технические требования IFK (Кекусинкай). 43

Асихара (Ashihara, Ашихара) каратэ 45

Дайко Дзюкэ (Daiko Juke, Дайко Джукэ) каратэ 46

Фудокан 46

Ката Фудокан 47

Редкие стили (в основном, окинавские) 49

Синдо-Рю 49

Анализ ката каратэ 50

Список ката по стилям 50

Основные pазличия междy тpадиционным каpатэ (ITKF) и совpеменным общим каpатэ

(WUKO) 52

Выводы 53

Фуцзяньские школы как источник каратэ 53

Эффективность определяется целью 53

ДРУГИЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ВИДЫ РБ 54

Корейские виды РБ 54

Тхэквондо (корейское каратэ) 54

Хапкидо 54

Вьетнамские виды РБ 54

Вьет-во-дао (вьетнамское каратэ) 54

Бирманские виды РБ 54

Бандо (бирманское каратэ) 54

Баншай (бирманское кобудо) 54

ВЫБОР ВИДА И СТИЛЯ РУКОПАШНОГО БОЯ 54

МНЕНИЯ 54

Мнение САТБИ 54

Мнение 2 55

Мнение 3 55

Мнение адепта Вьет во-дао 56

Мнение Сенчукова 56

Очень интересное мнение на форуме Kempo.ru 56

ВЫВОД 57

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 58

ТИГР СЁТОКАНА. ЭНОЭДА КЭЙНОСУКЭ - ЛЕГЕНДАРНЫЙ МАСТЕР КАРАТЭ 58

БОЕВОЕ ИСКУССТВО "КИ-ХАБ - СИДЭО КИН" 58

Закалка организма 58

МЕДИТАЦИЯ 60

Очищение 60

Дыхание 61

Виды дыханий 61

О ТАМЭСИВАРИ 62

ПРОГРАММА ТРЕНИРОВОК В КАРАТЭ [И НЕ ТОЛЬКО] 62

Основные принципы тренировки 62

Основные этапы тренировки 63

Методы тренировки 64

ТЕРМИНЫ И АКРОНИМЫ 66

СОКРАЩЕНИЯ 66

ТЕРМИНЫ 66

Индийские боевые искусства и техники 66

Китайские боевые искусства и техники 66

Японские боевые искусства и техники 66

Корейские боевые искусства и техники 66

Вьетнамские боевые искусства и техники 66

Таиландские боевые искусства и техники 66

ЛИТЕРАТУРА 67

ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦЫ ПО БОЕВЫМ ИСКУССТВАМ 68

Будо-сайты, центры, общее 68

Кунг-фу и китайские боевые искусства 68

Каратэ, тодэ, кэмпо, ти 69

Джиу-джитсу (дзюдзюцу) 70

Айкидо и айкибудо 70

Кендзюцу, кобудо, кендо 70

Ниндзюцу и тайдзюцу 70

Корейские боевые искусства 70

Индийские боевые искусства 70

Вьетнамские боевые искусства 70

Бирманские и таиландские боевые искусства 70

Филиппинские и индонезийские боевые искусства 71

Русские и славянские боевые искусства 71

Другие боевые искусства 71

Психология, философия, этика, дзэн, йога 71

2 71

Восточные Единоборства: 73



Введение

В этой книге, в отличие от книги «Путь меча», дается обзор различных систем

рукопашного боя (РБ), их стилей, а также обсуждение их выбора в зависимости от

предназначения.


Обзор видов и стилей рукопашного боя

Боевые искусства Индии

Существует множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо

развиты воинские искусства. Это отражено и в мифологии, и в религии, и в

искусстве. В основном, это относится к искусству ведения войны и использованию

оружия. Кришна сражал врагов метая чакры . Не те, о которых вы подумали. С

санскрита "чакра" переводится как "колесо", а оружием служили железные пластины

круглой формы. Метали их , целясь противнику в шею, т.к. острый, как лезвие

бритвы, край вращающейся чакры мог обезглавить противника. Шива пользовался

огромным мощным луком, поднять который было не под силу даже самым сильным из

простых смертных. Это удалось только Раме, который смог не только поднять лук

Шивы, но и сломать его. За что и получил право жениться на Сите. Дурга с мечом

в руках и верхом на тигре защищала своих детей. Кали саблей отрубала головы.

Ваджра Мушти

Учитывая такую воинственность индуистских божеств, нет ничего удивительно, что

одна из богинь изображена в боевой стойке Ваджра Мушти - с руками сжатыми в

кулаки с крещенными внизу живота. Нападение в Ваджра Мушти проводилось из этой

же стойки. Одна рука служила для быстрых мощных прямых ударов кулаком, а другая

- исключительно для защиты. Темп поединка был настолько стремительным, что если

победа не была одержана нападающим в течении двух-трех минут, у него уже не

оставалось сил и он неизбежно проигрывал. Существует версия, согласно которой

Ваджра Мушти послужило основой для создания Шаолиньского Кунг-фу , когда Бодхи

Дхарма, будийский монах, пришел в Китай из Индии и обучил китайских монахов 18

приемам самообороны. Впрочем, некоторые источники утверждают, что это было не

Ваджра Мушти, а Калари Паятту.

Калари Паятту

Калари Паятту зародилось в IV веке нашей эры и до сих пор практикуется в штате

Керала (Южная Индия). Хотя его иногда сравнивают с каратэ, это искусство

определенно имеет больше общего с Кунг-фу. Для Калари Паятту характерны большая

гибкость, подвижность и легкость, для развития которых использовались массаж с

растительными маслами и специальные упражнения. Изучение Калари Паятту

включало в себя приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств,

бамбуковых палок, мечей, копий, воздействие на болевые точки , духовное

самосовершенствование.

Оттуда же, из Южной Индии, но уже из штата Тамилнад, происходит Силабам -

искусство борьбы на палках. Одни приписывают его создание богам, другие -

тамильским раджам. Хотя еще в I - II веках нашей эры в Тамилнаде была популярна

игра, в которой бамбуковые палки использовались для защиты и нападения, Силабам

- далеко не игра. Помимо режущих, рубящих и колющих ударов палкой в

голову, корпус или ноги, в Силабам использовал техники, специально

предназначенные для отвлечения внимания противника и введения его в

замешательство. А мастер Силабам должен был уметь не только защититься от

камней, брошенных из толпы, но и в одиночку разогнать эту толпу.

Мукна


В штате Манипур, в Восточной части Индии, практикуется борьба Мукна. Борцы

захватывают друг друга за пояса и соревнуются в физической силе и мастерстве

техник борьбы. Другие захваты и какие-либо удары не разрешаются.

Современное состояние

Хотя Калари Паятту, Силабам, Мукна и другие национальные виды борьбы и боевых

искусств и практикуются в современной Индии, они далеко не так распространены,

как в славные былые времена. Во многом это результат влияния индийской

философии, умения принимать все как есть и принципов ненасильственного

сопротивления. А вообще, современная индийская молодежь, похоже, из всех

боевых искусств предпочитает каратэ.

Варма-калаи

Индийское боевое искусство, сохранившееся с древних времен в южном штате

Тамилнаду, в районе между Мадрасом и Путтуччери. На тамильском языке «варма»

означает «то, что скрыто», а «калаи» переводится как «поражать, или находить».

Таким образом, термин «варма-калаи» можно перевести словами «искусство

поражения уязвимых точек». Оно подразделяется на бой голыми руками и бой с

оружием. Обучение начинается с освоения стоек и передвижений. Потом приступают

к изучению блоков, ударов кулаком и открытой рукой. Затем приходит черед ударов

ногами, а также выпадов и уклонов. Кроме того, техника варма-калаи включает в

себя прыжки, удары локтями и коленями, захваты, подножки и броски. Когда ученик

овладевает техникой голых рук, его начинают знакомить с тем, как владеть

оружием. Сначала учат пользоваться в бою длинной палкой (силамбам), затем

переходят к дубинке, а потом к различным видам холодного оружия: кинжалу, сабле,

мечу, копью и даже таким экзотическим, как боевой хлыст и рога газели. Ученик

сначала работает с оружием в одной руке, позже его учат держать оружие в обеих

руках (например, работать с двумя дубинками или с двумя кинжалами одновременно).

Что касается формальных упражнений «ади вариссай» (дословно «серия, или

последовательность шагов»), то их насчитывается не менее 60-и. Они разделены на

пять блоков, по 12 в каждом, причем сложность их возрастает от первого блока

(«ученического») к пятому. Существуют также упражнения «кутту вариссай»

(аналогичные японским «бункай»), то есть применение техники формальных

комплексов против двух, трех и более противников. Интересно то, что все

движения в формальных упражнениях отрабатывают как с пустыми руками, так и с

оружием.

Любой атакующий прием варма-калаи нацелен на поражение жизненно важных точек

тела противника. Это называется «марма ади». Случайных ударов просто нет. Но в

зависимости от того, хотят ли убить противника или только вывести его на время

из строя, сами удары наносят по-разному. И еще: в зависимости от способа

поражения точек, связанных с внутренними органами, действие ударов может быть

отсрочено. Например, человека можно ткнуть пальцем сегодня, а умрет он только

через два месяца (это напоминает китайскую технику «дим мак»). Иными словами, в

основе техники «марма ади» лежат представления о циркуляции внутренней энергии.


Тренировки по системе варма-калаи обычно проводят рано утром (с 4-х до 5-и

часов), на свежем воздухе, подальше от любопытных взглядов. Места для занятий

выбирают самые разнообразные: на берегу моря, в лесу, в песках, на крутых

склонах гор, в болотах и даже под водой (чтобы тренировать дыхание). Практика

варма-калаи требует серьезного знания йоги (особенно техники дыхания), а также

знакомства с «баратханатти-ям», классическим танцевальным искусством тамилов.

Дело в том, что в варма-калаи позиции и передвижения сходны с «па» этого

танцевального стиля.

В Европе школу «варма-калаи» с 1988 года пропагандирует гуру Закрия, ученик

мастеров Кришны и Тирунгана Самбадар.

Ушу

Истоки и направления (обзор 1)



Истоки

Истоки шаолиньского циньна теряются в веках;

во времена до монаха Сэнчоу тренировались плохо.

Открыв шаолиньские секретные трактаты по кулачному искусству,

[узнаем, что] наработка боевого искусства начинается с «18 рук [архатов]».

«32 соединения», «10 схватываний и ударов»,

«12 [дорожек] таньтуй» идут тигром и леопардом.

Взлетает дракон и танцует феникс - формы взвиваются в воздух,

сотня искусных приемов для захвата злодея.

С помощью взвивающихся методов взлетаешь на самый гребень стены,

18 видов оружия сотрясают Вселенную.

Однако первые исторически потвержденные сведения о том, что в Шаолиньском

монастыре есть свой особенный стиль ушу, относятся к началу периода правления в

Китае монгольской династии Юань. В XIII веке в монастыре появился монах по

имени Цзюэюань. Он ушел из родных мест с единственной целью - постичь тайны

искусства шаолиньских бойцов. Однако несмотря на занятия у лучших наставников

он пришел к выводу, что уровень шаолиньского ушу вовсе не соответствует тому, о

котором говорят легенды. Решив найти настоящих мастеров, он отправился на

поиски. В Ланьчжоу он помог отбиться от разбойников некоему Ли Соу. Узнав о

цели странствий Цзюэюаня Ли Соу рассказал, что в Лояне (тогдашняя столица

Китая) есть человек по имени Бай Юнфэн, который знает тайные шаолиньские

традиции. Вместе с сыном Ли Соу (позднее принявшим монашеское имя Дэнхуэй) и

Бай Юнфэном все четверо вернулись в монастырь. Там они много лет перерабатывали

имеющиеся техники, привнося все казавшееся рациональным и разумным. Так на

основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки» (в настоящее время в

Шаолине существует парный комплекс «72 приема Цзюэюаня»), который потом был

дополнен до 170 приемов. Бай Юнфэн же разработал систему «кулака 5

составляющих», которую впоследствии стали соотносить с 5 животными - тигром,

леопардом [кошкой в уэти-рю ?], драконом, змеей [карпом в уэти-рю ?] и журавлем

[вариант – феникс ?].

Происхождение названий

Термин «Ушу» в переводе с китайского означает «боевая (воинская) техника

(искусство)». Этот термин существует с начала XX века. Раньше использовались

термины:


* цзи-цзи – «техника ударов» [изучал Хигаона];

* цзи-цяо – «техническое искусство»;

* цзи-юн – «герой техники»;

* цюань-шу – «кулачная техника»;

* цюань-юн – «кулачный герой».

Последнее из этих названий (цюань-юн) - самое древнее, оно упоминается в «Книге

песен» - (Шицзин), датируемой XI-XII веками до нашей эры.

Деление на внутренние (нэй-цзя цюань) и внешние (вай-цзя цюань) стили

Этот стиль возник в эпоху Мин, когда в Поднебесье уже гремело имя Шаолиньского

монастыря. Некоторые школы ушу были не согласны с главным принципом Шаолиня -

нападением - и справедливо считали, что этого явно недостаточно, ведь противник,

воспользовавшись благоприятным моментом, тоже может проводить контратаки.

Поэтому, был выдвинут новый принцип: «...посредством покоя управляй движением и

на базе этого контролируй противника, поддавайся мощи и применяй силу». Для

того чтобы новое направление отличалось от стиля шаолинь цюань, ему дали имя

нэй-цзя цюань. Но в последние годы династии Цин из-за сходства форм и некоторых

особенностей тай-цзи цюань, син-и цюань и ба-гуа чжан были объединены под

одним названием нэй-цзя цюань. А школа шаолинь цюань была названа вай-цзя

цюань (школа внешнего направления).

Школы внутреннего направления

Тай-цзи цюань

Стили ян, чэнь, сунь и два стиля у объединены под общим названием – тай-цзи

цюань. Это направление китайского бокса отличает мягкость, плавность и

легкость. Здесь тело и дух сливаются в полном единстве, и движения

осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое.

Вместе с тем каждый стиль тай-цзи цюань имеет свои особенности:

* стиль ян - спокойный и распрямленный;

* стиль у (первый) - изящен и динамичен;

* стиль у (второй) - открыт и четок;

* стиль чэнь - это гармония мягкого и твердого;

* стиль сунь - подвижен и гибок.

Син-и цюань

«Направленная воля и воплощенный разум», «форма-мысль». Это обобщенное название

5 форм и 12 образов. Это стиль четких действий, где в твердости таится мягкость,

форма и содержание едины, движения необычайно аккуратны, просты и отчетливы,

тело прямое, шаг прочный, внутреннее и внешнее едины...

Ба-гуа чжан (Па-куа)

По-китайски означает «кулак» (цю-ань) «восьми»(ба) «триграмм» (гуа). Один из

трех наиболее известных стилей «внутреннего» направления ушу (нэй-цзя).

Согласно традиции считается, что «отцом-основателем» является некий Ван Хэн,

живший во второй половине XVIII века.

Особенность этого стиля в движении по кругу шагами двух типов (сворачивающимися

и разворачивающимися) с одновременным вращением вокруг оси. Основное оружие —

открытая рука, точнее, ее ладонь и пальцы. Базовые формы стиля подразделяются

на 8 составных элементов, имеющих названия «Лев», «Единорог», «Дракон»,

«Феникс», «Змея», «Ястреб», «Медведь», «Обезьяна». Во время практики форм

особенно ценится непрерывность и скорость вращении в сочетании с перемещением

ногами по кругу.

Это один из видов кулачного боя внутреннего направления. Специфичность этого

стиля основана на непрерывности движения по кругу, вращении влево и вправо,

ловкости тела и живости шага, сочетании твердости и мягкости, многочисленных

изменениях позиции. Поступь здесь легкая, как лебединый пух, стойки прочны, как

скала, изменения позиции быстры, как молния, движения вперед - назад, влево -

вправо бесконечно трансформируются и непрерывно переплетаются. Все выполняется

на едином дыхании...

Школы внешнего направления

В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства можно с уверенностью

отнести следующие: да хун цюань (большой кулак Хуна}, сяо хун цюань (малый

кулак Хуна), пао цюань (пушечный кулак), лохань цюань (кулак архатов), чжао-ян

цюань (кулак обращённый к солнцу), мэйхуа цюань (кулак сливы мэйхуа), тун-би

цюань (кулак рук [Хань] Туна), чан-чуй цюань (кулак длинных ударов), цзинь-ган

цюань (алмазный кулак), ци-син цюань (кулак семи звёзд), синь-и ба (захват

сердца и мысли), кулачные методы пяти животных (дракона, тигра, леопарда, змеи

и журавля), синь-и цюань (кулак сердца и мысли) и жоу цюань (мягкий кулак). В

парные таолу входят: кулак шести соединений хватания за руки, кулак шести

соединений раскрывания рук, кулак шести соединений хватания ушей и кулак шести

соединений идущих лошадей.

Чан цюань (Длинный кулак)

Обобщающее название ча цюань, 2 стилей хуа цюань, пао цюань, хун цюань

[хунгар?], шаолинь цюань, цзе цзяо, фань цзы и др.

После образования КНР понятие чан цюань претерпело изменения. С тех пор все

виды кулачного боя, содержащие распрямленные стойки, ловкие, быстрые, мощные

движения, четкий ритм, наскоки, прыжки, молниеносные перемещения, переходы в

верхние и нижние позиции стали именоваться чан цюань. Каждый из видов чан

цюань имеет свое лицо. Так, ча цюань и один из хуа цюань отличаются

спокойствием и непринужденностью, легкостью и изяществом, пао цюань и фань цзы

- пронизаны чистотой и аккуратностью и наполнены неисчерпаемой силой.

Дуань цюань (Короткий кулак)

[Китайский бокс. От него пошло окинавское Сюри-тэ]

Имеет еще названия: дуань-да цюань (дуань-да), мянь-чжан цюань (мянь-чжан).

Комплексов тао лу в дуань цюань всего 16 - 8 начальных и 8 мастерских. В этом

смысле приоритетное место в тактике занимает защита, хотя, конечно, имеются и

атакующие приемы. Особое внимание уделяется защите лица на верхнем уровне, ног

на нижнем, груди и боков - на среднем. Основные удары наносятся кулаком, локтем,

ногой, предплечьем, бедром, кончиками пальцев, коленом, головой [как в

муай-тай].

Китайское слово «дуаньда» состоит из двух иероглифов, «Дуань» — короткий, «да»

— бить, удар. Таким образом, это слово обозначает технику ближнего боя,

основанную на коротких, энергичных приемах, преимущественно на ударах и толчках.

Система дуаньда использует в качестве оружия части человеческого тела — голову,

кулаки, ладони и пальцы, локти, плечи, таз, колени, стопы. Ее главный принцип

ловкие и яростные действия на ближней дистанции. Это способствует преобладанию

коротких, небольших по амплитуде, смелых, резких и мощных приемов. Особенно

много разнообразных действий локтями и коленями.

Атакующая рука никогда не распрямляется до конца, всегда остается возможность

ее отдернуть. Удары наносятся вверху — в лицо и в горло, .внизу — в пах и по

коленным суставам. Удары стопами применимы как на дальней, так и на ближней

дистанции и помогают действиям руками. Удары ногами должны быть расчетливыми и

ловкими, быстрыми, точными, яростными. Удары головой внезапны и обладают

сокрушающей мощью. В ближнем бою они поистине бесценны.

В своих движениях вы должны проявлять искусность руки, отточенность движения

локтя, мощь ноги, отработанность удара коленом и головой, точность шага. Удары

в дуаньда просты, но сокрушительны, правильная стойка наполняет их энергией.

Эта энергия зарождается в поясе, усиливается ногой и достигает руки. Надо

пользоваться толчком ноги, «закручиванием» талии, помощью плеча, чтобы все тело

действовало в едином порыве. Резким и мощным ударам обычно сопутствует крик,

помогающий «выбрасывать энергию». [Хоть и бокс, но «по-каратистски»]

В схватке следует выполнять следующие требования: руки всегда возле ребер,

кулаки всегда у центра туловища, они защищают голову и закрывают пах от атак

сверху, прямо и снизу. Защищаясь от мощного удара, надо уклониться, уйти с

линии атаки, затем использовать брешь, образовавшуюся в обороне противника

после проведения им приема, и контратаковать. Удар, идущий высоко в голову,

отбивается вверх, удар в среднем уровне отбивается в сторону, а низкие удары

отбиваются вниз. Удар левой руки блокируется правой с уклоном и ударом ногой,

удар правой блокируется левой.

В дуаньда приемы не делятся на чистые действия руками или ногами, правой или

левой конечностью. Все части тела помогают друг другу. Неудавшийся удар рукой

подкрепляется ударом ногой и наоборот. Удару правой конечностью сопутствуют

защитные действия левой, удар правой рукой дополняется ударом левой ногой. Для

увеличения взрывной силы ударов, возможностей своего тела противостоять ударам

противника, развития его способности наполнять те или иные части тела энергией,

необходима гармония физического и психологического состояния.

Такая гармония достигается через сочетание физических и энергетических

  1   2   3   4   5   6   7   8   9