Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Обучение решению конкретных задач-ситуаций посредством кейс-технологий




Скачать 164.52 Kb.
Дата26.06.2017
Размер164.52 Kb.

Обучение решению конкретных задач-ситуаций посредством кейс-технологий.


Ничего нельзя сказать такого, что не было бы сказано раньше. Теренций

Кейс – катализатор, ускоряющий процесс обучения путём привнесения в него практического опыта. Эндрю Тоул

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций.

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.

В последнее время в Российской школе широкое распространение получили активные методы обучения, среди них метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. При активном обучении обычно используются термин «кейс-технологии» как папка с учебными материалами.

Кейсы

Обучение с помощью кейсов помогает ученикам приобрести широкий набор разнообразных навыков;

Кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.

Задачи

Сопровождают материал, дающий школьникам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов, принципов;

Задачи, как правило, имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению

Научение Изучение

Креативность Пассивность

Процесс Конечный результат

Учитель – тьютор Учитель – наставник

Кейс – это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы.

Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний.

В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с учащимися, сможет это сделать вполне профессионально.

Кейс

- учит работать с информацией



- развивает навыки анализа ситуаций

- позволяет самим принимать решения, высказывать разные точки зрения, выявлять ключевые проблемы

- соединяет теорию и практику

- учит учиться самостоятельно

Обучаемые оказываются перед необходимостью поиска дополнительной информации, следовательно, вынуждены задавать вопросы, преимущественно «восходящие – вопросы на развитие», т.е. для получения новой дополнительной информации. Обычно такого типа вопросы начинаются со слов: Что? где? когда? почему? как? Зачем?

Классификация кейсов:



  • Иллюстративные учебные ситуации;

  • Учебные ситуации с формированием проблемы;

  • Учебные ситуации без формирования проблемы.

Структура кейса:

  1. Сюжетная часть. Теоретический материал (художественный, публицистический) с указанием источника полученных данных.

  2. Информационная часть. Ключевые слова, тезисы, научная информация, факты и т.д.

  3. Методическая часть. Задания по анализу текста, вопросы.

Практика – наилучший учитель.

Цицерон


Мастер-класс «Какое несимметричное время…»»

Работа в группах.

Составление кейса к уроку литературного чтения.

Учебник литературы для 5 класса, часть первая (под ред. Проф. Б.А.Ланина).- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

Оборудование: часы, учебник литературы, цветная бумага, циферблат, словари, картины С.Дали, цветные карандаши, альбомы, цветная бумага, презентация, стихи А.Вознесенского, видеоролики.

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»



Цели:

  • Обеспечить глубокое понимание смысла текста, осознание последствий потерянного времени, своего опыта, своего внутреннего мира.

  • Учить быть человеком путем воздействия на воображение и чувства с помощью литературы.

  • Опираясь на деятельность самих учащихся, доказать истинность поговорки, глубоко понять смысл текста произведения.

  • Развивать речь учащихся в процессе анализа произведения.

Сюжетная часть.

- « Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварца



Информационная часть.

- год издания сказки

- интересные факты биографии писателя

- фотографии Е.Л.Шварца, высказывания о нём



Методическая часть

  1. Отгадайте загадки:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

  1. Как вы понимаете смысл названия? О чем должны быть произведения в этом разделе? Найдите главное слово. Так о чём будет сказка?

- Поиграем в ассоциации со словом ВРЕМЯ

  1. Определите жанр. Докажите.

а) зачин

б) магическое число

в) волшебство

г) добро побеждает зло



  1. Объясните смысл словосочетания «внутренний монолог». Найдите монолог Пети, о чём он думает?

« Какой я одинокий несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже пенсии не дадут: ведь я всего только три года работал. Да и как я работал – на двойки да на тройки….»

- А какой сегодня у нас в стране пенсионный возраст мужчин и женщин?



  1. Словарная работа.

а). Как вы понимаете следующие слова и словосочетания?

Окладистая (борода).

Керосиновая лампа.

Ходики.


Ситный

б). Подберите антонимы к словам:



Молодость

старость

Добро

Зло

Состариться

Помолодеть

Трудиться

Бездельничать

Несчастье

Счастье

- Такие ли уж злые эти волшебники?

  1. Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть потерянной молодости?

Кто задаёт эти вопросы? Как вы можете на них ответить? Как называются такие вопросы?



  1. Найдите в тексте словосочетания со словом «время», объясните их смысл.

(Бежит время, украденное время, понапрасну терять время, нечего время терять, идёт время, не терять времени даром, боялся время потерять, берегут украденное время, вернули потерянное понапрасну время).

  1. О представителе какой профессии так думает Петя: «Он никогда в жизни не терял времени понапрасну»? (Начальник пожарной охраны)



  1. Подберите стихи о человеке и его часах.

 тик-так, тикают часы
Минутка
Час исчез
в поисках минутки,
за часом отправились
целые сутки,
и не одни!
Ночи и дни!
И все еще не возвратились они
В поисках той драгоценной минутки,
Той, что дороже, чем целые сутки! (Э. Мошковская).

Ведут часы секундам счет.


Ведут минутам счет.
Часы того не подведут,
Кто время бережет. …
… С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай! (С. Баруздин)

Андрей Вознесенский.

«Какое несимметричное время...»

(В первую очередь нуждается в расшифровке слово «несимметричное». Уточняется, что симметрия – это точное повторение чего-либо относительно оси. Какой образ создает поэт, перенося пространственное понятие на представления о времени? Для наглядности можно нарисовать любые симметричные фигуры. Желательно затем нарисовать круг, две половины которого симметричны относительно диаметра. А потом поинтересоваться: можно ли назвать симметричными циферблат часов, песочные часы, годовой круг. Можно еще раз вспомнить фольклорное круговое представление о повторяющемся времени и современное линейное представление о времени, направленном из прошлого через настоящее в будущее).



«Тихо-тихо»

(Образ песочных часов. При чтении легче всего это обнаруживается в третьей строке: «Струйкой тихою песочка». А затем останавливает внимание и на четвертой строке: «Пересыпается цепочка». «А можем ли мы не только увидеть, но и “услышать”, как течет время?» Мы слышим шелест песка в словах, содержащих звукопись: СлыШно, тоЧно, песоЧка, цепоЧка, на Шее дыШаЩей. Так и хочется сказать: «Остановись, мгновенье...»)



  1. Нарисуйте, изобразите время….В каком временном пространстве вы себя видите?

прошлое – настоящее – будущее

спираль в бесконечность…

ночь – утро – день – вечер

часы


солнце всходит и заходит

жизнь по кругу (православный календарь) январь….декабрь

песочные часы (мы слышим, как идёт время)


  1. Рассмотрите картины Сальвадора Дали. Что на них изображено?

«Расплывшееся время» «Утекающее время»

Что мы называем «застывшим , неизменным, остановленным» временем? (Это память).

Что мы называем «утекающим, ускользающим, движущимся»?

(Это наше настоящее) настоящее.


  1. А какого цвета время? (В зависимости от нашего настроения)

Обратите внимание, буквы в названии сказки раскрашены в разные цвета. Подумайте, что может означать каждый цвет.

(Презентация. Красный – активность, деятельность;

Синий – холод, грусть, тоска, апатия;

Оранжевый – уверенность, счастье, успех;

Зелёный – спокойствие, умиротворение, лёгкость.)

Раскрасьте сказку в разные цвета.




  1. Дружишь ли ты со временем, расскажи свою историю.



  1. Мастер-класс по актёрскому мастерству. Разыгрываем пьесу.

Придя из школы, Катя садится делать домашнее задание. Открывает учебник... и тут же закрывает его: "Ерундовое задание - его можно сделать за пять минут. Потом! А сейчас пойду поиграю в мяч - девчонки зовут".

Вернувшись с улицы, Катя опять садится за стол, открывает учебник... "Да ведь уже половина шестого, в это время обычно по телевизору начинаются мультики! Вот посмотрю - и сразу за уроки. Задание-то легкое, успею".

После мультиков бабушка зовет пить чай с пирогами - ну как отказаться? Потом звонит подруга - нужно срочно обсудить новое платье Машки из соседнего подъезда. Еще полчаса поговорили о моде, о погоде, о девчонках из параллельного класса и мальчишках из соседнего двора. На часах - половина восьмого. Катя опять открывает учебник... Но тут начинается любимый сериал: нельзя же пропустить новую серию!

Сериал кончился, но тут пришел брат, принес новую компьютерную игру. Интересно, как в нее не поиграть?

Оторвавшись наконец от компьютера, Катя смотрит на часы - половина одиннадцатого. "Спать хочется. Ах, да еще домашнее задание. Лучше завтра встану пораньше и сделаю. Задание-то ерундовое, успею перед завтраком..."

Ты, наверное, уже догадался(лась), чем кончилась эта история: Катя пришла в школу с невыполненным заданием. Когда учительница спросила, почему она не сделала домашнее задание, Катя честно ответила: "Не успела".

Ну как, знакома тебе такая ситуация?



  1. Объясните смысл пословицы.

«Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

  1. Просмотр видеороликов «Качели времени», «Гимн РФ». Обсуждение.

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение на тему «Что такое время?»
    Что такое для нас время? Это секунды, минуты, часы, недели, месяцы, дни. Что мы успеваем за день? Утром почистить зубы, позавтракать, поехать в школу на занятия, сделать домашнюю работу, поиграть, посетить кружки, поехать домой, поужинать, посмотреть телевизор и вовремя лечь спать. Для того, чтобы все успевать, надо ценить каждую долю секунды. Время – удивительная штука – его так много, когда ждешь и так не хватает, когда опаздываешь.
    Я прочитал произведение Е. Шварца «Сказка о потерянном времени». В нем рассказывается о ребятах, которые не умели правильно тратить время. Главный герой сказки – Петя Зубов. Его заколдовали, превратив в старика за то, что он постоянно опаздывал и откладывал все дела на потом. А заколдовали его четыре злых волшебника. Петя Зубов был не единственной жертвой волшебников. У него были друзья по несчастью: Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Зайцев Вася. Их заколдовали по тем же причинам, что и Петю. Спастись от злых чар можно было так: прийти в избу волшебников ровно в полночь и повернуть стрелку на семьдесят семь кругов назад. Но для этого Пете надо было разыскать ребят и прийти туда вчетвером. Им это удалось. Они стали опять ребятами, а волшебники погибли.
    Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. Из этой сказки я понял, как важно все делать вовремя, не откладывая ничего на потом.



  1. Составьте правила, как всё успевать и не тратить время даром.

- Придя из школы домой, посмотри, сколько уроков задано на завтра и насколько они трудные? Прикинь, сколько примерно времени займет выполнение заданий. Прибавь к этому еще полчаса на непредвиденные обстоятельства.

- Заранее определись, когда ты будешь делать домашнее задание. Например, скажи себе: "После обеда работаю два часа, а остальное - личное время". И как решил(а), так и сделай.

- Следуй принципу: "Сделал дело - гуляй смело".

- Старайся готовить уроки в тот же день, когда они заданы, а не потом - например, через два дня. Так тебе не придется долго вспоминать, как вы решали такие же задачи в классе.

- Начинай готовить уроки с наиболее трудных, лучше с письменных заданий - легче разберешься, пока еще не устал(а).

- Когда делаешь уроки, не отвлекайся, не думай о посторонних вещах и не мечтай.

- Не сиди над уроками дольше, чем два часа, без перерыва. После этого времени необходимо передохнуть, а лучше всего прогуляться.

- Невнимательность на уроках - это потеря времени! Если ты отвлекаешься, то позже потратишь больше времени, чтобы выучить то, что мог бы узнать за 45 минут.

- Держи все свои вещи и книги в порядке, чтобы у каждой было свое определенное место. Тогда тебе не придется по полчаса тратить на поиски линейки или словаря.

- Приготовь с вечера все, что понадобится завтра, чтобы утром не тратить времени на поиски нужной вещи или не забыть ее в спешке.

- Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти раньше на две-три минуты, чем опоздать.

- Никогда не обещай того, чего не можешь выполнить. Например, если завтра у тебя контрольная по математике, нужно сдать книги в библиотеку и забежать на минуточку к бабушке, то не обещай подруге (другу), что пойдешь с ней (с ним) гулять.

- Умей рассчитывать свои силы. Не взваливай на себя слишком большую нагрузку. Конечно, интересных занятий - великое множество, и хочется попробовать себя во всем. Но посещать одновременно три кружка, две студии и спортивную секцию не по силам никому.

- Меньше слов - больше дела. Даже если ты целый час будешь жаловаться окружающим, как много задали тебе сегодня в школе, заданий от этого меньше не станет. А вот времени на его выполнение точно останется меньше. Но если вместо того чтобы болтать о жутких нагрузках, ты сядешь за стол и возьмешься за работу, то постепенно справишься со своими уроками.



Если ты будешь беречь свое время и поймешь, какое оно дорогое, ты будешь успевать все: и приготовить вовремя уроки, и поиграть, и погулять и почитать.

  1. Составь примерный распорядок дня.

Алгоритм работы с кейсами.

Этапы

Цели

  1. Знакомство с конкретной ситуацией

Вспомнить конкретные события, теоретические концепции

  1. Поиск и анализ информации

Внимательно прочесть вопросы к кейсу, научиться добывать информацию

  1. Обсуждение возможностей альтернативных решений

«мозговой штурм», развитие творческой активности школьников

  1. Дискуссия

Умение аргументировать, контролировать эмоции, утверждать и доказывать

  1. Рефлексия или Дебрифинг

Оценить взаимосвязь интересов, оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией, извлечь информацию из анализа занятия

Принципы «мозгового штурма»:

  • Есть идея – говорю, нет идеи – не молчу!

  • Поощряется самое необузданное ассоциирование!

  • Количество предложенных идей должно быть как можно большим!

  • Высказанные идеи разрешается заимствовать, видоизменять и улучшать!

  • Исключается критика!

  • Можно высказывать любые мысли без боязни, что их признают плохими!

  • Не имеют никакого значения социальные статусы участников – это абсолютная демократия!

  • Все идеи записываются в протокольный список идей!

  • Время высказывания 1-2 минуты!

Признаки хорошего обсуждения кейса:



  • Чем меньше говорит преподаватель, тем лучше;

  • Активность учеников;

  • Большое количество вопросов, заданных учениками;

  • Энергичность учителя;

  • Активность дискуссии;

  • Позитивная атмосфера;

  • Обоснованность вывода по кейсу.

Дебрифинг

Английский термин «debriefing» означает «выдаивание» знаний из участников игрового взаимодействия.

«Под понятием дебрифинга подразумевается процесс, обратный инструктажу, его цель — извлечь информацию из анализа занятия. «рефлексия» — предполагающая возможность оглянуться на события, происходившие во время работы над ситуацией

«дискуссия» — рассмотрение или обсуждение спорных вопросов.

Дебрифинг реализует следующие функции:
- внести ясность в происходящие события (на уровне фактов);
- устранить возникшие недоразумения и исправить ошибки;
- снять напряжение (тревогу, беспокойство) у тех обучаемых, которые находятся в таком состоянии;
- выявить возникшие установки, чувства и перемены, произошедшие с обучаемыми в ходе, например, ситуационно-ролевых игр;
- дать возможность участникам занятия развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу и продемонстрировать их;
- усовершенствовать навыки ведения включенного наблюдения;
- соотнести итоговый результат с первоначально поставленными целями;
- проанализировать, почему события происходили именно так, а не иначе;
- сделать выводы по итогам анализа поведения и действий;
- закрепить или откорректировать усвоение новой информации;
- наметить новые темы для размышления и подготовки к следующему занятию;
- установить связь с предыдущими и последующими занятиями и т. д.

Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию.

Представление результатов анализа кейса – важный аспект метода кейс-стади. Умение публично представить интеллектуальный продукт, показать его достоинства и возможные направления является ценной компетентностью ученика и учителя!!!

И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться. А.В.Луначарский   



Рефлексия.                           

Всемирно известный пианист Эмиль Гилельс был на гастролях в Вологде и, знакомясь с достопримечательностями города, осматривал Софийский собор. Даже в середине лета в огромном соборе прохладно и гулко. Ходит знаменитый маэстро по храму, любуется фресками и все потирает да прячет руки, отыскивая им теплое место: то под мышками их зажмет, то в карманы спрячет. Сопровождающие его местные интеллектуалы не обращают никакого внимания на происходящую с гостем неладность, а вот старушка, уборщица, заметила.

- Отчего, милый, рукам место ищешь? Мерзнут?

- Мерзнут, бабушка, мерзнут. А мне вечером играть. Нельзя руки остужать.

- Возьми вот мои рукавички. Они хоть и старенькие, но чистые.

Гость охотно подставил руки, бабушка надела рукавички, простые рукавички, согретые своими руками, на бесценные руки пианиста. И маэстро ожил, и повеселел, и долго еще оставался в Софийском соборе.

Уходя из собора, Гилельс вернул бабушке рукавички и, приложив ладонь к левой части груди, наклонился элегантно, как это умел делать только он:

- Благодарю вас, родимая! Благодарю вас! Вы очень мне помогли.

Великий музыкант и бабушка-уборщица. Что общее у них?

(По В.П. Астафьеву)



Закончите текст одним предложением…(Предлагаются варианты концовки).

- А на самом деле текст имеет вот такую концовку: “.…Каждый из них умел делать добро. На своем месте. И служил ему. В меру своих сил”.

  • Практика – наилучший учитель.