Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. Я. Мамонтова; углубить знания о поэтах-белгородцах




Дата07.07.2017
Размер60.5 Kb.
63-летию Белгородской области посвящается.

Константин Яковлевич Мамонтов – поэт-фронтовик.

Цели мероприятия.

Обучающая: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Я.Мамонтова; углубить знания о поэтах-белгородцах.

Развивающая: совершенствовать навыки устной и письменной речи.

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истории своего края.



Забыть ли нам! Нет! Мы для поколений

Должны всё помнить, дать на всё ответ,

Не скрыв от них ни горечь поражений,

Ни торжества блистательных побед.

К.Мамонтов


Ход мероприятия.

1.Организационный момент.

-Сегодня мы проводим поэтический час, посвящённый 63-летию образования Белгородской области. Данное мероприятие мы будем проводить в виде конкурсов между творческими группами класса. Всего 5 конкурсов (названия записаны на доске):

-конкурс литературоведов;

-конкурс мастеров слова;

-конкурс лингвистов-исследователей;

-конкурс художников;

-конкурс поэтов.


Представить группы и их капитанов.

Представить жюри.


2.Сообщение темы и цели мероприятия.

Тема мероприятия: Константин Яковлевич Мамонтов – поэт-фронтовик.

Цель мероприятия: знакомство с жизнью и творчеством поэта-фронтовика Константина Яковлевича Мамонтова; чтение и анализ стихотворений поэта-фронтовика; развитие своих творческих способностей.
-Эпиграфом к мероприятию я взяла строки из стихотворения Константина Яковлевича Мамонтова (чтение эпиграфа). Внимательно прослушайте сообщения участников, чтобы в конце мероприятия ответить на вопрос: «Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа
3.Вступительное слово учителя.

-В наступившем 2017 году Белгородская область отметила 63-летие образования. Белгородчина имеет славное героическое прошлое. Оглядываясь на пройденный путь, мы искренне благодарны всем поколениям белгородцев, кто защитил этот край в годы Великой Отечественной войны, передав нам, как эстафету, завещание любить, беречь и защищать свою малую родину, своё отечество. Свыше тысячи писателей-белгородцев участвовало в Великой Отечественной войне непосредственно – в рядах нашей армии и флота, в партизанских отрядах, во фронтовой печати – почти половина из них награждена орденами и медалями, восемнадцать писателей погибли смертью храбрых на фронтах или были расстреляны фашистами за участие в подпольной борьбе. Мы, живущие после войны, должны знать и помнить прошлое и настоящее родного края и уважать его.


-Итак, мы переходим к конкурсной программе. Слушаем внимательно выступления, чтобы в конце мероприятия не только ответить на вопрос, но и составить связный рассказ о поэте-фронтовике.

4.Конкурсы.


1 конкурс. Сообщения литературоведов.
Группа №1

Судьба стихов Константина Мамонтова удивительна, потому что родились они в огне Великой Отечественной войны, его человеческая судьба – легендарна. Как будто о нём сказал Марк Лисянский: «Похоронен был дважды заживо».

В мартовский день 1942 года связиста артиллерийского полка Константина Мамонтова накрыла мина, когда он ликвидировал обрыв. Провод был протянут по открытому полю, и, чтобы найти его, предстояло пробежать из леса, где находился наблюдательный пункт, до батареи не менее километра. Но другого выхода не было, и сержант Мамонтов. Держась рукой за провод, пополз, утопая в ноздреватом мартовском снегу. Первая мина разорвалась метрах в ста. Потом ближе, ближе и совсем рядом…Теряя сознание, он продолжал ползти вперёд, но зачистить концы уже не было силы. И солдат, прокусив изоляцию, крепко стиснул провод зубами. Несколько часов обстреливала вражеские позиции наша батарея, и всё это время не прерывалась связь с наблюдательным пунктом. Константина Яковлевича вынесли только вечером. Весь день он лежал на снегу, сжимая зубами оборванный провод. В 1966 г. он так описал этот бой:
…В ладонь зажав шершавый провод,

Бегу, спеша найти обрыв.

Глядит безмолвно и сурово

В глаза война. И вдруг – разрыв!

Померкла глубь родного неба,

Качнулся лес, и в снег упал.

Но провод связи порван не был –

Концы его зубами сжал.


Группа №2

О подвиге сержанта Мамонтова писала тогда дивизионная газета «Боевое знамя».

На фронте он был связистом, санинструктором, а осенью 1942 г. был отозван в распоряжение штаба 20-й гвардейской Краснознамённой (впоследствии Криворожской ордена Кутузова) стрелковой дивизии для формирования духового оркестра и краснознамённого ансамбля песни и пляски. В это время пишет много стихов, частушек, выступает перед бойцами. За работу в ансамбле был награждён орденом Красной звезды.

Вторично война поставила отметину поэту в 1944 году. Пуля, пробив лёгкое, прошла почти возле самого сердца. Когда очнулся, сразу же попросил сестру принести блокноты со стихами.

«Какие блокноты? - растерянно спросила та.- Не было никаких блокнотов». Шесть блокнотов с фронтовыми стихами Константина Мамонтова (почти 300 стихотворений) затерялись в одном из госпиталей в районе Тирасполя. Трудно было восстанавливать всё написанное по памяти. Но, к счастью, один блокнот сохранил бывший санитар, и стихи из него вошли в сборник погибших на войне поэтов «Имена на поверке». Только после выхода в свет этого сборника выяснилось, что автор их жив.

Стихи поэта о том, что забыть нельзя, - о трудных военных годах. Поэт пишет о том, что почувствовал и полюбил. Что испытал и возненавидел. Святая любовь к Родине и беспощадная ненависть к войне – две основные, ярко выраженные позиции поэта.


Потомок мой, не будь холодным к датам

Военных битв сороковых годов.

За каждой цифрой – кровь и смерть солдата,

Судьба страны в нашествии врагов.

Группа №3.

Имея уже славную биографию, К.Мамонтов посылает стихи на закрытый конкурс. И вот - победа! Ему вручили диплом и медаль победителя в конкурсе имени Н.Островского. Затем Константина Мамонтова принимают в члены Союза писателей СССР. Выходят один за другим сборники его стихов: «Я сын твой, Россия!», «Родник», «Благодарю тебя, Отчизна», «Жизнь прожить…».

О поэте, о его творчестве Центральной студией был снят документальный фильм «Навстречу жизни». Творческая судьба Константина Мамонтова и его жизненная судьба – неразделимы. В то же время поэт умеет своё личное облачить в общезначимую форму:
Растим детей. И судьбы их до боли

Тревожат нас: «А вдруг опять война!»

Дай бог, не знать им даже сотой доли

Того, что нам испить пришлось до дна.


Поэт огня – так можно сказать о Константине Мамонтове. Воин, герой, рабочий – эти звания, составляющие его основное звание – поэт.

И слово, сказанное поэтом, всегда находит отклик, идёт к самому сердцу читателя, потому что стихи его пишутся сердцем.

И хотя Константин Яковлевич Мамонтов в 1989 г. вернулся на родину в г. Кунгур Пермской области, белгородцы считают его своим земляком. И хочется поблагодарить поэта-фронтовика за его сокровенные стихи-размышления, которые касаются самых святых и высоких понятий: Россия, Родина, родимая сторона – вот что волнует думы и согревает сердце бывшего солдата.
-Мы познакомились с фактами биографии К.Я.Мамонтова, а сейчас послушаем его стихи о войне.

2 конкурс.

Конкурс мастеров слова. (Выразительное чтение наизусть стихотворений К.Мамонтова).

1 группа: «Война не вечна!..»

2 группа: «Не рано ль, враг, ты празднуешь победу…»

3 группа: «Сегодня здесь такая тишина…»

-Мы прослушали выступления мастеров слова, а сейчас выступят лингвисты-исследователи и прокомментируют изобразительно-выразительные средства стихотворений.



3 конкурс.

Конкурс лингвистов-исследователей. (Комментарий изобразительно-выразительных средств стихотворения).


- Стихотворения К.Я.Мамонтова небогаты на изобразительно-выразительные средства, но такова тема войны: в ней нет ничего привлекательного. Но всё же наши художники смогли разглядеть в них сюжеты для своих иллюстраций.
4 конкурс.

Конкурс художников. (Иллюстрации к строчкам стихотворения).

-Тему войны освещали в своём творчестве многие писатели и поэты. Знакомство с творчеством К.Я.Мамонтова побудило наших поэтов к созданию собственных стихов о войне.
5 конкурс.

Конкурс поэтов. (Чтение собственных стихов о войне).


5.Подведение итогов.
-Это был последний конкурс. Пока жюри подводит итоги конкурсов, я проведу опрос. Мы вернёмся к эпиграфу.

-Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?


-Составьте связный рассказ о поэте-фронтовике, опираясь на следующие вопросы:

1)Назовите фамилию, имя, отчество поэта-фронтовика.

2)На какую тему писал стихотворения?

3)Какой эпизод из жизни поэта запомнился?


6.Слово жюри.
7.Заключительное слово.

-Мы сегодня провели поэтический час в форме конкурса и узнали о жизни и творчестве поэта-фронтовика Константина Яковлевича Мамонтова, проанализировали его стихотворения, проиллюстрировали их и показали свои творческие способности.



Спасибо участникам, спасибо жюри, спасибо гостям за внимание.

  • К.Мамонтов