Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Общественно-политические взгляды Радищева в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" содержани е «Путешествие из Петербурга в Москву»




Скачать 180.74 Kb.
Дата28.05.2017
Размер180.74 Kb.


Общественно-политические взгляды Радищева в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву"
С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение 1

1. «Путешествие из Петербурга в Москву» 2

как главная книга А.Н.Радищева 2

2. Радищев А.Н. о государстве и государственном управлении 6

3. Революционные взгляды А.Н.Радищева 11

Заключение 16

Список источников: 17




Введение

 

«Радищев, следуя обыкновенному ходу вещей,



должен был достигнуть одной из первых

степеней государственности, но...дерзнул безо

всякой опоры вооружиться противу общего

порядка, противу самодержавия...»

 

А.Пушкин

Великий русский поэт Александр Пушкин, прочитав книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», отметил: «Невежественное презрение ко всему прошедшему, слепое пристрастие к новизне – вот что мы видим в Радищеве». Совершенно другое мнение о Радищеве было у русского писателя Александра Герцена, который ценил и уважал автора «Путешествия» и печатал его в своем издательстве в Лондоне.

Оценки полярные, пристрастные, неравнодушные. Это и понятно: Радищев был яркой, заметной и в то же время весьма неоднозначной фигурой в истории российской культуры.

В ХХ веке интерес к Радищеву пробуждается с новой силой: он становится идеологическим символом борьбы против царизма. После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года к нему прочно пристал ярлык первого в русской литературе писателя-революционера. А главная его книга – «Путешествие из Петербурга в Москву» из разряда памятников литературы перешла в разряд обязательных произведений школьной программы по литературе.

Сегодня Радищев вновь актуален. Политические и социальные события, происходящие в России, изменение статуса человека в обществе заставляют обратиться к мировой и отечественной общественно-политической мысли классиков, в том числе и Радищеву, первому в новой истории сказавшему громко о необходимости революционных преобразований в России.

1. «Путешествие из Петербурга в Москву»

как главная книга А.Н.Радищева


А.Н.Радищев долгое время шел к главному труду своей жизни – книге «Путешествие из Петербурга в Москву».

В юности Радищев получил блестящее образование: естественные науки, юриспруденцию и медицину изучал в Германии в Лейпцигском университете. Там увлекся философией французского Просвещения – Гельвецием, Дидро, Руссо и Вольтером. Их идеи о новом общественном устройстве, основанном на равенстве всех людей, оказали на Радищева огромное влияние.

Первые литературные опыты Радищева относятся к студенческим годам. Вернувшись в Петербург и поступив на государственную службу, он продолжал заниматься литературным творчеством.

Успешно складывалась его карьера чиновника. Радищев дослужился до чина советника и руководил петербургской таможней. Был хорошо обеспечен, содержал семью. Этот благополучный период его жизни продолжался до 1790 года.

И вот вдруг в возрасте 40 лет из уважаемого члена общества он превратился в опасного государственного преступника.

В 1790 году, ловко обойдя цензуру, Радищев в собственной типографии напечатал книгу очерков «Путешествие из Петербурга в Москву». Она попала к императрице Екатерине II, и тут же последовал указ: книгу из продажи изъять, тираж уничтожить, а ее автора заключить в Петропавловскую крепость. Следствие провести со всей возможной строгостью. Радищеву был вынесен смертный приговор, который впоследствии был заменен ссылкой в Сибирь.

Повествование «Путешествие из Петербурга в Москву», написанное в необычной форме – небрежных путевых записей, носящих «псевдослучайный» характер, со свободными переходами от одной темы до другой.

При этом, как свидетельствует содержание книги, выбор жанра путешествия объясняется не стремлением автора рассказать о быте и нравах увиденных мест: путешествие является лишь удобной канвой для изложения мыслей Радищева о несправедливом общественном устройстве России и о способах его изменения.

Герой «Путешествия из Петербурга в Москву» переезжает из одного места в другое, встречает разных людей и открывает читателю все новые недостатки и беды общества. Бесправие простых людей, притеснения, несправедливость судов, деградация дворянства, невежество и безнравственность...

Пожалуй, автор «Путешествия» не умалчивает ни об одном из людских пороков. Радищев гневно и страстно бичует зло. Его цель – привлечь внимание читателя к вопиющей несправедливости, вызвать сочувствие к угнетенным.

Положительные персонажи книги – прежде всего крестьяне. Они и благородны, и добродетельны, и бескорыстны, в общем – наделены достоинствами сверх меры.

Но и это не все: он посмел выпустить критические стрелы в сторону трона. В одной из глав книги в аллегорической форме выведена царственная особа, наделенная чертами Екатерины II. А такого она стерпеть не могла. Возможно, именно этот эпизод в книге и определил участь писателя.

Есть у Радищева и проект идеального общества будущего. Науки, искусства и ремесла в нем достигают высочайшего совершенства, вражда между людьми неизвестна, все ощущают себя братьями. Радищев пишет: «Законы верховной власти почитаются, как веления нежных родителей к своим чадам. Наказания умеренны, взаимные оскорбления редки, царит миролюбие и кротость. Имущество разделено между гражданами по справедливости. Внешних врагов нет». Как и многие мыслители разных эпох, Радищев мечтал о счастье для всех и создал свою утопию.

«Путешествие из Петербурга в Москву» по содержанию и композиционно тесно связано с Верхневолжьем: из глав, названных по почтовым станциям тракта Петербург-Москва, где автор останавливался и менял лошадей, восемь относятся к станциям, находившимся на территории Тверской губернии.

В тверских главах «Путешествия…» А.Н.Радищевым созданы картины, наиболее ярко обнажающие социально-классовую суть «золотого века Екатерины II»: ужасающая бедность крепостных крестьян, у которых не осталось «ни коровы, ни лошади, ни барана», «срамное позорище» продажи крепостных людей с публичного торга, наравне со скотом, пагубное влияние цензуры, условия и порядки рекрутского набора, вседозволенность и бесчинства власть имущих.

Подзаголовки двух глав («Хотилов» и «Выдропуск») – «Проект в будущем». «Проектами» представлен реформаторский путь преобразования России.

В главе «Выдропуск» вносится предложение об уничтожении придворных чинов, в главе «Хотилов» - проект полной отмены крепостного права.

В главу «Тверь» включена ода «Вольность», которая идейно объединяет тематически различные части произведения и содержит призыв к свержению самодержавия.

Арест и ссылка в Сибирь наложили запрет на имя Радищева и его произведение. В прессе практически не появлялось прямых высказываний ни за, ни против «Путешествия из Петербурга в Москву».

В сибирской ссылке писатель с семьей провел около шести лет. Занимался естественными науками – минералогией, агрономией, химией, физикой. Написал работу по экономике о перспективах торговли с Китаем. Устроил у себя небольшую лабораторию. Были у него в столице высокие покровители, которые старались облегчить его участь. Но безуспешно.

В 1796 году Екатерина II умерла. Ее наследник Павел I вернул из ссылки многих, попавших в опалу в годы правления матери. Радищев вернулся в свое имение в средней полосе России, но в дворянском звании и гражданских правах восстановлен не был. Это произошло лишь в 1801 году при следующем царе – Александре I. Наконец-то он смог увидеть Петербург. Радищев был зачислен членом «Комиссии сочинения законов». Проработал в ней не больше года. Ни один из составленных им законодательных проектов не был принят. В 1802 году здоровье его ухудшилось, он страдал душевной болезнью. Может быть, именно это, может быть, другие мрачные обстоятельства жизни привели его к самоубийству. Он выпил яд. Радищев скончался 12 сентября 1802 года и похоронен в Петербурге.



2. Радищев А.Н. о государстве и государственном управлении


Теоретической основой политико-правовых взглядов Радищева были идеи естественного права и общественного договора, наиболее радикальные концепции Просвещения. В произведениях Радищева отражены также революционные события английской, американской и первого года французской революций.

Напуганная французской революцией императрица увидела в книге Радищева «рассеивание заразы французской: отвращение от начальства». «Давно мысль его готовилась по взятому пути, а французская революция его решила себя определить в России первым подвизателем». Однако большая часть книги Радищева и ода «Вольность» написаны задолго до революционных событий во Франции, а основным источником мыслей и выводов была феодально-крепостническая действительность самодержавной России «Я взглянул окрест меня, – начинается «Путешествие», – душа моя страданиями человечества уязвленна стала».

Книге предпослан эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Описание встреч, событий, впечатлений путешественника вырастает в жуткую картину беспросветного произвола и беззакония, насилий и издевательств помещиков и чиновников над беззащитными крестьянами.

Содержащаяся в «Путешествии» критика «злых помещиков» тем отличается от журнальной критики отдельных пороков и недостатков, что впервые в русской литературе крепостное право осуждается как «зверский обычай порабощать себе подобного человека», как система, при которой от «доброго помещика», пожалуй, даже больше вреда, чем от «злого», хотя бы уже потому, что сколько-нибудь просвещенный крестьянин еще болезненнее чувствует и труднее переносит свое бесправие. «Крестьянин в законе мертв», – писал Радищев о законодательстве самодержавной России.

Радищев доказывал несостоятельность крепостничества с позиций теории естественного права. Положительный закон должен иметь основание в естественном законе; по природе все люди равны, и если одни порабощают других, то «тут никакой не можно быть связи, разве насилие». Крепостное право противоестественно, потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут противопоставить силу же; оно противоречит общественному договору, поскольку общество создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его части другой.

Радищев раскрывает также экономическую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит, крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда. «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан».

Не менее резко Радищев выступал против самодержавия. Еще в 1773 году термин «деспотизм», содержащийся в книге Мабли, Радищев перевел как «самодержавие» и пояснил: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Ода «Вольность» (1781-1783 гг.) содержит осуждение монархии и концепцию народной революции.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» сделаны конкретные выводы из общетеоретических посылок естественно-правовой школы.

В главе «Спасская полесть», описывая противоречие между внешним обликом «лучезарного царского величества» и его истинной деспотической сущностью, Радищев почти открыто изображает противоположность между показным великолепием екатерининского двора и бедственным состоянием ограбленной и угнетенной России. Первенствующий в славе, почете, в заботах об общем благе монарх, который «в народе зрит лишь подлу тварь», – на самом деле «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший».

В главах «Путешествия» изображены слуги самодержавия, казнокрады, бездушные бюрократы, самодуры. Каждый из чиновников связан круговой порукой со всем дворянским сословием, объединенным общей заинтересованностью в совместной охране сословных привилегий, подавлении угнетенных и недовольных. Эту круговую поруку, неразрывную связь «дворянского общества» и «верховной власти» Радищев красочно рисует, описывая дворянский суд над крепостными в главе «Зайцово», вызвавшей особенно злобные замечания Екатерины II Она обнаружила здесь идеи «совершенно те, от которых Франция вверх дном поставлена... Надежду полагает на бунт от мужиков».

Особое место в радищевской критике самодержавия занимает проблема «просвещенного абсолютизма». Само положение монарха, утверждал Радищев, таково, что он недоступен просвещению. «Пребывание мое, – говорит Истина, – не есть в чертогах царских». Союзником монарха в угнетении и подавлении народа под прикрытием «общего блага» являются церковь и духовенство: «Власть царска веру охраняет, власть царску вера утверждает; союзно общество гнетут; одно сковать рассудок тщится, другое волю стерть стремится; на пользу общую – рекут».

Казенному оптимизму прислужников монарха Радищев противопоставлял реалистическое описание страны, подавленной и разоренной самодержавием и крепостничеством.

Критика идеи «философа на троне» у Радищева органически связана с опровержением надежд на реформы «просвещенного монарха». Во-первых, монарх не может стать просвещенным («Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?»). Во-вторых, монарху нет выгоды ограничивать свой собственный произвол.

В главе «Хотилов» излагается проект постепенного освобождения крестьян, о возможности которого Радищев, однако, пишет скептически: свободы следует ожидать не от соизволения помещиков, «но от самой тяжести порабощения».

В будущей России должен установиться республиканский строй: «На вече весь течет народ». Вопреки господствовавшей абсолютистской идеологии и дворянской историографии Радищев стремился примерами истории доказать способность русского народа к республиканскому правлению: «Известно по летописям, что Новгород имел народное правление».

В Новгородской республике Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной демократии: «Народ в собрании своем на вече был истинный Государь». Так же будет управляться и будущая Россия. Поскольку в большом государстве невозможно осуществить непосредственную демократию, Радищев предполагал создание на территории России союза небольших республик: «Из недр развалины огромной... возникнут малые светила; незыблемы свои кормила украсят дружества венцом».

Основой общества будет частная собственность, которую Радищев считал естественным правом человека, обеспеченным первоначальным общественным договором: «Собственность – один из предметов, который человек имел в виду, вступая в общество». Поэтому в будущем обществе «межа, отделяющая гражданина в его владении от другого, глубока и всеми зрима и всеми свято почитаема». Но Радищев – противник феодальной собственности на землю; первым в России он выдвинул принцип: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает («Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее?»). В результате революции и ликвидации помещичьей собственности землю получат крестьяне: «Удел в земле, ими обрабатываемый, должны они иметь собственностию». Незыблемую частную собственность Радищев считал необходимым стимулом к труду; трудовая собственность на землю обеспечит общее благосостояние, процветание народного хозяйства: «Но дух свободы ниву греет, бесслезно поле вмиг тучнеет; себе всяк сеет, себе жнет».

Разработанная Радищевым программа была теоретическим выражением интересов крепостного крестьянства. Понимая, насколько трудно добиться того, чтобы эта программа вошла в сознание многомиллионных масс крестьянства, Радищев замечал: «Но не пришла еще година, не совершилися судьбы; вдали, вдали еще кончина, когда иссякнут все беды». Народная революция осуществится нескоро, однако она неизбежна: «Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую: я зрю сквозь целое столетие».

Не видя близкой перспективы антифеодальной революции в России, Радищев разработал проект постепенной ликвидации рабства («Хотилов. Проект в будущем»), взывая к совести помещиков и одновременно угрожая им ужасами крестьянской войны («"Приведите себе на память прежние повествования... Блюдитеся»).

Демократические положения содержатся также в рукописях Радищева по вопросам права («Опыт о законодавстве», «Проект Гражданского уложения»). На всех этапах своего творчества Радищев отстаивал естественные права личности (право на вольность, на безопасность), равенство граждан перед законом и судом, свободу мысли, слова, право собственности и др.

3. Революционные взгляды А.Н.Радищева


Перелом в истории русской общественной мысли в конце XVIII века во многом связан с А.Н.Радищевым, с его книгой «Путешествие из Петербурга в Москву».

Радищев писал, что крестьянин «заклепан в узы» и «в законе мертв». Дворяне заставляют крестьян «шесть раз в неделю ходить на барщину», взимают с них непосильные оброки, лишают их земли, применяют «дьявольскую выдумку» - месячину.

Помещики истязают крестьян «розгами, плетьми, батожьем или кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, «продают в оковах как скот».

Ни один крепостной крестьянин «не безопасен в своей жене, отец в дочери».

Помещики оставляют «крестьянину только то, чего отнять не могут, - воздух, один воздух». Из этого Радищев делал вывод о необходимости «совершенного уничтожения рабства» и передачи всей земли крестьянину – «делателю ее».

Еще дальше своих предшественников Радищев пошел в понимании связи между крепостничеством и самодержавием. Самодержавие защищает интересы вельмож и «великих отчинников», в органах управления и судах царят крепостнические порядки. Он первым среди русских мыслителей подчеркнул, что религия и церковь являются одним из важнейших орудий угнетения народа.

Впервые в истории русской политико-правовой идеологии Радищев выдвинул и концепцию народной революции. Критика надежд на совестливость помещиков или «просвещенность» монарха, описание ужасов крепостного права логически подводят к выводу: «Из мучительства рождается вольность».

«Русский народ очень терпелив, – писал Радищев, – и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклонился на жестокость». Напоминая помещикам о крестьянской войне, когда восставшие «не щадили ни пола, ни возраста», Радищев предостерегает дворянство: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

Близко к аналогии Козельского между восстанием угнетенных и рекой, прорвавшей плотину, Радищев пишет о потоке, который будет тем сильнее, чем тверже ему сопротивление; если этот поток («таковы суть братья наши, в узах нами содержимые») прорвется, «мы узрим окрест нас меч и отраву. Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие».

В оде «Вольность» красочно описываются народный суд над царем и его казнь: «Ликуйте, склепанны народы. Се право мщенное природы на плаху возвело царя». Обращаясь в той же оде к истории английской революции, Радищев порицает Кромвеля за то, что «твердь свободы сокрушил». «Но, – продолжает Радищев, – научил ты в род и в роды, как могут мстить себя народы, ты Карла на суде казнил».

«Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою, – возмущалась Екатерина. – Кромвелев пример приведен с похвалами. Сии страницы суть криминального намерения, совершенно бунтовские».

Считая народную революцию правомерной, призывая к ней на страницах «Путешествия», Радищев печалился, что «прельщенные грубым самозванцем» крестьяне «в невежестве своем» не видели других способов освобождения, как убийства помещиков: «Они искали паче веселия мщения, нежели пользу сотрясения уз».

В то время многие даже радикальные мыслители опасались, что народная революция не сможет привести к положительным результатам, боялись ужасов революции. Эти опасения были чужды Радищеву.

Действительно, бесчеловечность и жестокосердие господ, доводящих до отчаяния рабов, неизбежно порождают мстительность, жестокость, «пагубу зверства» восставших. Но и поголовное истребление дворянства не привело бы к урону для страны. «Что бы тем потеряло государство?

Скоро бы из среды их изторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены».

Не случайно «Путешествие» завершается «Одой Ломоносову». В Ломоносове Радищев видел пример ученого-самородка, каких во множестве выдвинет Россия, освобожденная от ига рабства.

Радищев твердо верил, что после революционного уничтожения крепостничества из крестьянской среды скоро бы «исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены».

Радищев наполнил понятие «патриотизм» революционным содержанием. Настоящим патриотом, по Радищеву, может считаться лишь тот, кто всю свою жизнь и деятельность подчиняет интересам народа, кто борется за его освобождение, за установление «предписанных законов естества и народоправления».

По Радищеву, «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Он утверждал, что истина и справедливость не живут в «чертогах царских», что одежды царя и его приближенных «замараны кровью и омочены слезами» народа, поэтому тщетны надежды просветителей на «мудреца на троне».

Мысль Радищева шла дальше: «Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти».

Своим произведением «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев как бы готовил читателей к восприятию идеи о необходимости революции.

После революции и казни царя, по мысли Радищева, на престол «воссядет народ» и воцарится вольность – «вольность дар бесценный источник всех великих дел». Он высоко ценил Кромвеля за то, что тот научил, «как могут мстить себя народы», и «Карла на суде казнил».

Издавая «Путешествие из Петербурга в Москву», запрещенное в России, Герцен писал о его авторе: «.... Он едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилью – громкий протест против крепостного состояния».

Требуя полного освобождения крестьян, указывая на революционный путь к нему, Радищев не исключал при этом и путь реформ сверху.

В этом не было ни отступления от своих основных взглядов, ни проявления либеральных иллюзий и колебаний.

Он имел в виду реформы, которые не укрепляли бы существующий строй, а ослабляли бы его, ускоряли его гибель.

Он разработал план постепенного осуществления мероприятий, которые должны завершиться «совершенным уничтожением рабства».

Однако Радищев мало верил в то, что помещики, эти «звери алчные, пиявицы ненасытные», согласятся на проведение реформ или что их осуществит монарх. Он грозил помещикам что «рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем разобьют железом главы» своих ненавистных господ.

Радищев считал, что революция – не пустая мечта: «Взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую. Я зрю сквозь целое столетие», - писал он.

Екатерина II понимала, какую опасность для самодержавно-крепостнического строя представляет критика крепостничества, сочетающаяся с провозглашением революционных идей, одобрением стихийных крестьянских бунтов и выступлением с революционной программой.

С именем Радищева связан особый этап революционной, республиканской мысли в России. Идя «вслед Радищеву», затравленному самодержавием, радищевцы – его современники и последователи – приняли эстафету из его рук и передали ее поколению Пестеля и Рылеева, Грибоедова и Пушкина. Если плеяда великих французских просветителей идеологически подготовила буржуазную революцию в Западной Европе, то Радищеву выпала великая честь выступить идеологом начинающегося революционного движения в России.



Заключение

Александр Радищев – не только русский литератор-революционер, по выражению Екатерины II, «бунтовщик хуже Пугачева», - писатель глубокий и смелый.

Книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» - редчайший по силе просветительский трактат, написанный в виде путевых очерков, где и точные наблюдения путешественника и вдохновенные лирические отступления, увлекают читателя к сопереживанию и соразмышлению: что есть Россия, что для нее благо и что зло.

Бессмертное произведение Радищева – это практическое появление революционно-демократической теории. Радищев впервые подверг крепостничество и самодержавие критике как систему, использовав наиболее радикальные идеи школы естественного права, сделал из этих идей конкретные выводы.

Не случайно именно творчество Радищева оказало сильное и продолжительное воздействие на последующее развитие общественной и политико-правовой мысли России.

Творчество Радищева сильно повлияло на деятелей русскогоосвободительного движения. «Это наши мечты, мечты декабристов», – писал о книге Радищева Герцен.



«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева повлияло на развитие целого направления в нашей литературе, целью которого было и является «исправление нравов». «Чувства добрые» пробуждали в сердцах своих сограждан Пушкин, декабристы, Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.

Список источников:


1. История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Э.Лейста. – М.: Издательство «Зерцало», 2000.
2. Милов Л.В. «Дорожник» Ивана Глушкова: К вопросу о прижизненном отклике на «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева//Русская литература. 1980. № 3.
3. Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. – М.: 1986.
4. Радищев А.Н. Исследования и комментарии: сб. – Тверь: ТвГУ, 2001.
5. Радищев А.Н. О человеке, его смертности и бессмертии//Избранные философские и общественно-политические произведения. – М.: 1952.
6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М.: ЭКСМО, Русская классика, 2006.
7. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. – М.: 2000.
8. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I. – М.: 2005.
9. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. – М.: 1997.


  • Введение
  • 1. «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • 2. Радищев А.Н. о государстве и государственном управлении
  • 3. Революционные взгляды А.Н.Радищева
  • Заключение
  • Список источников