Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Общая характеристика состояния нир лаборатории за отчетный период




Скачать 420.37 Kb.
страница1/2
Дата04.07.2017
Размер420.37 Kb.
  1   2
Раздел 1. Общая характеристика состояния НИР лаборатории

за отчетный период

В штате лаборатории педагогики и психологии детства работают 4 научных сотрудника (1,25 штатные единицы).

Основное направление научно-исследовательской работы – Культурологический потенциал достижений академической науки и его использование в инновационном развитии дошкольного, педагогического и специального (дефектологического) образования (коды ГРНТИ: 14.23.05, 14.23.07, 15.31.31, 14.29.25).

В соответствии с утвержденным планом проводится разработка теоретико-методологических основ исследуемой проблемы и опытно-экспериментальная работа:

культурологическая подготовка будущих педагогов дошкольного и специального образования (исполнитель – Г. П. Захарова)

В рамках исследования продолжена работа по изучению актуальных проблем взаимодействия  культуры и образования и подготовки специалистов по разным направлениям инновационной образовательной деятельности. В рамках исследования продолжена работа по изучению актуальных проблем взаимодействия  культуры и образования и подготовки специалистов по разным направлениям инновационной образовательной деятельности.

В 2015 году Г.П. Захарова стала победителем Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2014-2015», организованного Координационным комитетом по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, с проектом «Мир один на всех» (сумма гранта – 325300 тыс.руб.). Целью проекта является обучение сестер милосердия основам русского жестового языка для внедрения в практику проведения служб для прихожан с нарушениями слуха в храмах г. Чебоксары. За отчетный период были проведены рабочие встречи с иереем Михаилом Павловым, одним из исполнителей проекта в Храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Чебоксары. В ходе встречи решались вопросы организации перевода на жестовый язык для глухих и слабослышащих в Храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Чебоксары. Также обсуждались вопросы организации обучения сестер милосердия жестовому языку. В рамках проекта определена целевая аудитория, которая включает в себя 10 сестер милосердия медицинского колледжа для последующего обучения их жестовой речи; 15 детей школьного возраста с нарушениями слуха и 30 жителей с нарушениями слуха. 5 июня 2015 года в Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Чебоксары состоялась встреча с глухими и слабослышащими Чувашской Республики.

В рамках проекта в Храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» 30 августа впервые проведена утренняя Литургия для глухих и слабослышащих верующих из г. Чебоксары и других районов Чувашской Республики. Перевод осуществлялся переводчиком церковной жестовой речи Артемом Владимировичем Савичевым, представляющим Православный центр глухих «Спас» ( г. Нижний Новгород). Уважаемый иерей Михаил Павлов, поддержавший идею реализации этого проекта в Чувашии и сопровождающий все начинания участников проекта, отметил, что сегодня неслышащим верующим был доступен текст Литургии, который они прочувствовали сердцем, а осмысленный сурдоперевод открыл новую страницу их пребывания в Церкви. Переводчик А.В. Савичев доступно и выразительно обеспечил богослужение для глухих и слабослышащих верующих, создал благоприятную атмосферу взаимодействия всех участников духовно-просветительского действа. У многих верующих были слезы в глазах. Глухие отметили, что сегодня произошло «чудо», так как многие давно искали дорогу к Храму, двери которого сегодня им открылись. По окончанию богослужения иерей Михаил Павлов, переводчик А. В. Савичев, доцент кафедры коррекционной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева Т.М. Кожанова и неслышащие верующие подвели итоги встречи, обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия по сопровождению глухих и слабослышащих в Храмах Чувашской Республики.

Занятия по обучению церковной жестовой речи в рамках проекта проводил переводчик жестового языка, руководитель Школы жестового языка "Образ", директор института жестового языка им. Флери г. Санкт-Петербурга Заварицкий Денис Александрович. 23 октября 2015 г. Денис Александрович также посетил наш факультет и прочитал лекцию для студентов и сестер милосердия. 24 октября, в воскресенье, в храме иконы Божией Матери "Скоропослушница" г.Чебоксары прошла утренняя служба, где присутствовали глухие и слабослышащие прихожане. Специально для них Денис Александрович переводил литургию на жестовый язык.

Основные результаты за отчетный период по проекту «Мир один на всех»

С целью создания доступной среды и проведения служб в Храмах для глухих и слабослышащих жителей Чувашской Республики проведена организационная работа. Определено место обучения и проведения служб - Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Чебоксары. В соответствии с календарным планом реализации проекта определена целевая аудитория, состоящая из 10 сестер милосердия, а также 15 школьников с нарушениями слуха и 30 жителей с нарушениями слуха г. Чебоксары. Организовано обучение сестер милосердия русской и церковной жестовой речи. Для работы с детьми с нарушениями слуха закуплен логопедический тренажер «Дельфа-142.1», который предназначен для коррекции устной и письменной речи лиц с нарушениями слуха, а также набор компакт-дисков для расширения возможностей тренажера. Это оборудование значительно обогащает содержание методической подготовки сестер милосердия и расширяет возможности приобщения детей и взрослых к православной культуре. Начата работа по разработке учебно-методического пособия, что создаст методическую базу для проведения обучающих мероприятий с сестрами милосердия. В рамках реализации проекта «Мир один на всех», в Храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Чебоксары настоятелем Храма, иереем М. Павловым систематически проводятся встречи с глухими и слабослышащими жителями Чувашской Республики. Все встречи сопровождаются переводом на жестовый язык Т. М. Кожановой - доцент кафедры коррекционной педагогики факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ЧГПУ им. И. Я. Яковлева и А. П. Замиковой - Чувашское региональное отделение ОООИ «Всероссийское общество глухих» г. Чебоксары. 25 июля 2015 года в рамках реализации проекта и при содействии Чувашского регионального отделения ОООИ «Всероссийское общество глухих» была организована поездка в Дивеево Нижегородской области. Цель – познакомить глухих и слабослышащих верующих с православной культурой и церковной жестовой речью. В Храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» 30 августа проведена утренняя Литургия для глухих и слабослышащих верующих из г. Чебоксары и других районов Чувашской Республики. Перевод осуществлялся переводчиком церковной жестовой речи Артемом Владимировичем Савичевым, представляющим Православный центр глухих «Спас» (г. Нижний Новгород). Осмысленный сурдоперевод открыл новую страницу пребывания верующих в Церкви.



Значимость полученных результатов и потенциальные области их применения

Значение организуемой работы обосновывается практикой привлечения лиц с нарушениями слуха в Православную церковь, созданием доступной для них культурно-образовательной среды, а также практико-ориентированной подготовкой сестер милосердия к участию в сопровождении глухих и слабослышащих верующих в службах Храмов. Эта работа также связана с большой просветительской миссией по привлечению не только окружающих людей, но и священников к русской и церковной жестовой речи. Возможность духовного развития лиц с ограниченными возможностями здоровья непосредственно в Храмах, обеспечение доступности просветительской деятельности Церкви, активное взаимодействие всех участников культурно-образовательного процесса создает благоприятные условия для становления гражданско-патриотической позиции, единения духовно-нравственной позиции во взаимодействии с разной аудиторией верующих. Мнение неслышащего жителя г. Чебоксары. Антонов Владимир: "Известие о том, что у нас в Чебоксарах Православная Церковь начинает заниматься с нами неслыщащими, сильно обрадовало меня. Тогда я долго мечтал о том, чтобы в церкви батюшка мог бы духовно помогать неслышащим, могли бы делиться своими проблемами, получать ответы, приучаться к благочестию, познать красоту богослужения и пр. Благодарю Бога, что услышал меня и мою убогую просьбу. Буду искренне рад, что буду понимать службу с помощью сурдопереводчика, иметь духовного отца, доступно поговорить с ним. Боже подай этому начинанию возрасти (июнь, 2015 г.)". Опыт организации доступной среды может быть использован в Храмах России.



Наличие и характер незапланированных результатов

Расширяется аудитория верующих с нарушениями слуха, проявляется интерес к проекту служителей Церкви. Поездка 25 июля 2015 г. в Дивеево Нижегородской области с группой глухих и слабослышащих верующих г. Чебоксары. Результат – знакомство с церковной жестовой речью и православной культурой непосредственно в Храмах.



Оценка успешности проекта

Успешность реализации проекта подтверждается проведением системной целенаправленной совместной работы факультета и Церкви по оказанию помощи глухим и слабослышащим верующим, открытия им дороги в Храм, повышением мотивационно-ценностного отношения служителей Церкви к проблемам доступности среды, обогащением ее новыми возможностями. Успешность реализации проекта определяется и новыми методическими разработками по практико-ориентированной подготовке сестер милосердия к участию в сопровождении глухих и слабослышащих верующих в службах Храмов на основе овладения ими русской и церковной жестовой речью.



Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта

Отсутствие церковной литературы, переведенной на церковный жестовый язык.



Общие выводы по проекту

В целом реализация проекта осуществляется в соответствии с утвержденным календарным планом.

В феврале 2015 г. Г.П. Захарова в качестве руководителя приняла участие в конкурсе внутривузовских научных грантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева с проектом на тему «Формирование профессиональной компетентности бакалавров по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой образовательной организации» (исполнители – сотрудники лаборатории: Н.Н. Васильева, С.В. Велиева, Т.Н. Семенова).

С 24 декабря 2015 года Г.П. Захарова является руководителем пилотной площадки по апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по 2 инновационным проектам:

- «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего. образования и дошкольного образования» (сумма финансирования– 100.000 руб.);

- «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и основного общего образования».

25 июня 2015 года Г.П. Захаровой был организован республиканский научно-практический семинар: «Новые требования к качеству кадрового обеспечения дошкольного образования» в рамках совместного экспериментального проекта с МПГУ. В обсуждении актуальных проблем модернизации дошкольного образования приняли участие представители Министерства образования и молодежной политики ЧР, Чувашской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования, Центра развития дошкольного образования г. Чебоксары, Центров мониторинга образования г. Чебоксары, г. Канаш и др., специалисты-эксперты отделов по дошкольному образованию, заведующие дошкольных образовательных организаций Чувашии, методисты отделов образования районов Чувашской Республики, а также преподаватели ЧРИО и ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. С сообщениями на семинаре выступили: Маргарита Юрьевна Парамонова, к.п.н., доцент, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ («Практико-ориентированная подготовка педагогических кадров в условиях бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Воспитатель) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и дошкольного образования»), Людмила Михайловна Волобуева, к.п.н., профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики МПГУ («ФГОС дошкольного образования: актуальные проблемы внедрения»), Людмила Ивановна Павлова, к.п.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования, заместитель декана по учебно-методической работе МПГУ («Профессиональный стандарт педагога: государственные требования к трудовым действиям педагога дошкольного образования»).

Область применения и внедрения результатов исследования

Полученные научные результаты служат основой для создания научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза по дисциплинам «Вербальные и невербальные средства общения», «Инновационная деятельность в образовании» со студентами, обучающимися по направлениям подготовки: «Педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование».

Результаты исследований отражены в 3 научных статьях: 1 статье из журнала перечня ВАК и 1 статье, индексируемой в международной базе цитирования Scopus, 1 статье по материалам Международной научно-практической конференции и 9 студенческих статьях.
культурогенез современного дошкольного и педагогического образования (исполнитель – Н.Н. Васильева)

В отчетном календарном году продолжилась разработка проблемы культурологических основ развития дошкольного, специального и педагогического образования. Соисполнителями выступили – 5 студентов: Гроздева Е.В. (4 курс, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»), Михайлова М.М., Феденева Г.Г., Мясникова И.В., Яковлева О.Н. (5 курс, специальность «Специальная дошкольная педагогика и психология»).

В 2015 году научно-исследовательская работа осуществлялась в рамках двух научно-исследовательских проектов:

1) проект РГНФ «Инновационные способы педагогического сопровождения адаптации детей к обучению в школе» (проект № 13-06-00665а) (научный руководитель д.психол. наук, профессор С.В. Феоктистова). Финансирование проекта осуществляется через НОУ ВПО «Российский новый университет»;

2) проект «Психолого-педагогическое сопровождение образования ребенка в контексте реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования» (Техническое задание Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 1688).

Научно-исследовательская работа включала следующие направления:

- реализация компетентностного подхода в системе подготовки бакалавров к психолого-педагогическому сопровождению образования детей (Васильева Н.Н.);

- изучение современных подходов к психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации детей в образовательном пространстве (Васильева Н.Н., Гроздева Е.В.);

- формирование навыков общения у дошкольников с нарушениями зрения (Мясникова И.В.);

- развитие познавательной сферы детей с ОВЗ (Михайлова М.М., Феденева Г.Г., Яковлева О.Н.).

Базой исследования явились: факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии; МБДОУ «Детский сад № 137 компенсирующего вида», МБДОУ «Детский сад №89 «Ладушки»», МБДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 185» города Чебоксары, МБДОУ «Детский сад кoмпeнcиpующeгo видa c пpиopитeтным ocущecтвлeниeм кoppeкции peчи № 37 «Лacтoчкa», МБДОУ «Детский сад № 44 «Поляночка» комбинированного вида города Новочебоксарск.

Результаты научной работы активно использовались в учебном процессе в курсах «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», «Дошкольная тифлопсихология» со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Результаты исследований отражены в 6 публикациях: 1 статье в сборнике научных трудов, 1 монографии, опубликованной совместно с С.В. Феоктистовой, М.А. Хмельковой, С.В. Дмитриевой, 10 студенческих статьях.
культурологический подход в исследовании психических состояний (исполнитель – С.В. Велиева)

В течение учебного года разрабатывалась проблема «Культурологический подход в исследовании психических состояний» (15.21.41: Психические процессы и состояния; 15.21.61 Особые состояния и явления психики).

В рамках направления ставились и решались следующие задачи:


  1. Разработать систему мероприятий по развитию и коррекции психических состояний у дошкольников с ОВЗ на материале народной этносказки.

  2. Систематизировать экспериментальные данные и установить акмеологиче-ские особенности психических состояний детей дошкольного возраста.

  3. Проанализировать коррекционно-педагогический потенциал народной педагогики, его роль в формировании социальной компетентности.

  4. Обобщить данные о наиболее эффективных технологиях опережающего образования.

За текущий период проанализированы особенности самооценки у детей 6–7 лет с нарушением зрения, связь уровня самооценки с психическими состояниями. Систематизированы экспериментальные данные и установлены акмеологические особенности психических состояний детей дошкольного возраста. Разработана, апробирована, показана степень эффективности системы мероприятий по коррекции психических состояний дошкольников с речевой патологией средствами этнических сказок; проанализирован коррекционно-педагогический потенциал народной педагогики, его роль в формировании социальной компетентности. Обобщены наиболее эффективные технологии опережающего образования, разработанные для старшеклассников и апробированные на этапе довузовской подготовки. Описаны социокультурные условия организации работы куратора студенческой группы. Отобраны экспресс-методики диагностики готовности педагогов к внедрению инноваций.

Полученные научные результаты служат основой для создания научно-методического обеспечения образовательного процесса вуза по дисциплинам бакалавриата, магистратуры, отделений профессиональной переподготовки; при подготовке научных публикаций, учебно-методических пособий, монографии. Материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольного и школьного образования, педагогами-психологами, дефектологами республики и региона для повышения эффективности комплексного сопровождения профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС. Внедрение результатов исследования С.В. Велиевой осуществлялось в преподавании:

- студентам заочного и очного отделения направления подготовки Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология», «Специальная психология» дисциплин «Психология психических состояний», «Основы психотерапии», «Психологическое консультирование», «Психология лиц с нарушением эмоционально-волевой сферы»;

- на трех отделениях профессиональной переподготовки: «Коррекционная педагогика и специальная психология», «Педагогика и психология дошкольного образования», «Психология трудных и экстремальных жизненных ситуаций», следующих дисциплин:

- на отделении профессиональной переподготовки «Коррекционная педагогика и специальная психология», «Психологическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения»;

- на отделении профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» - «Психология»;

- на отделении профессиональной переподготовки «Психология трудных и экстремальных жизненных ситуаций», «Психология трудных и экстремальных ситуаций», «Психология воздействия», «Психологическое консультирование», «Методы психотерапии».

– на отделении профессиональной переподготовки «Семейная психология и психотерапия» – «Семейная психология», «Семейная психотерапия», «Возрастное психоконсультирование», «Психология родительства», «Психология супружеских отношений», «Семейное консультирование», «Психологическая безопасность личности» (с 01 октября 2015 г. начато обучение по ДПП профессиональной переподготовки «Психология трудных и экстремальных жизненных ситуаций» (всего 7 человек) и «Семейная психология и психотерапия» (всего 17 человек));

– на занятиях по дисциплинам магистерских программ "Психология и педагогика дошкольного образования", "Психология и педагогика развития ребенка" направления подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование: «Психологические технологии и техники в работе с детьми», «Семейное консультирование», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Психологическое консультирование по проблемам возрастного развития», «Консультирование по проблемам эмоционального и нравственного развития ребенка», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»;

– на занятиях по дисциплинам магистерской программы "Педагогика и методика дошкольного образования" направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование: «Социальная и психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании и развитии детей», «Психолого-педагогическое сопровождение социокультурного развития ребенка»;

– на занятиях по дисциплинам магистерской программы «Психология и педагогика инклюзивного образования» направления подготовки 050400.68 Психолого-педагогическое образование: «Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды», «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления», «Психологические технологии в работе со взрослыми участниками образовательного процесса», «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье».

Подготовлена и подана заявка на Основной конкурс 2016 года на тему «Динамика образа психических состояний детей и подростков в обычных и трудных жизненных ситуациях» Номер заявки: 16-06-00189 на сумму проекта 250000. Тип: а, область знания: 06. Код классификатора РГНФ: 06-220. Код ГРНТИ: 15.31.31.

Результаты научно-исследовательской работы были представлены на сле-дующих конкурсах:

Конкурс внутривузовских научных грантов ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева». Участие в качестве соисполнителя в проекте на тему «Формирование профессиональной компетентности бакалавров по психолого-педагогическому сопровождению ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой образовательной организации», руководитель – доцент, к.пед.наук Г. П. Захарова (февраль, 2015 г.);

– Конкурс внутривузовских научных грантов ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева». Участие в качестве соисполнителя в проекте на тему «Тенденции и направления развития современного ребенка на разных этапах онтогенеза в социокультурных условиях Чувашской Республики», руководитель – профессор, д.биолог.наук Н. Н. Васильева (февраль, 2015 г.);

– конкурс на лучшее учебное и научное издание вуза 2014 г. (5 марта 2015 г.) – монография (Формирование психологической готовности будущих педагогов в области психологии к инновационной деятельности. – Москва : МПГУ, 2014. – 170 с.).

На следующих мероприятиях С.В. Велиева выступала в качестве эксперта:

– январь 2015 г. – участие в работе аттестационной комиссии на базе ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии;

– 05.03.2015 г. – участие в работе комиссии по экспертизе внутривузовских грантов ученых ЧГПУ;

– 05.05.2015 г. работала в качестве эксперта на XVII Межрегиональной конференции-фестивале научного творчества учащейся молодежи «Юность Большой Волги».

21.05.2015 г. завершено обучение по ДПП профессиональной переподготовки «Психология трудных и экстремальных жизненных ситуаций» с выдачей диплома (всего 30 человек).
этнокультурные основы развития специального образования: национальная культура и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (исполнитель – Т.Н. Семенова)

В рамках темы исследования «Этнокультурные основы развития специального образования: национальная культура и образование лиц с ограниченными возможностями здоровья» определены сущность, структура и критерии готовности будущих дефектологов к реализации этнопедагогических технологий в логопедической практике. Установлено, что готовность к использованию этнопедагогических технологий в логопедической практике включает три взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный (осознание значимости этнопедагогического опыта для логопедической работы с дошкольниками), когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о содержании и особенностях логопрактики средствами народной педагогики) и деятельностный (наличие сформированного комплекса умений, направленных на использование этнопедагогических технологий в логопедической работе с дошкольниками). Компоненты готовности выступают критериями ее сформированности у будущих дефектологов.

В ходе теоретического анализа и изучения психолого-педагогической и методической литературы в аспекте изучаемой проблемы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов, диссертационных исследований Семеновой Т.Н. разработаны: технологии использования народной сказки в инклюзивном образовании дошкольников с негрубыми нарушениями психоречевого развития; этнопедагогические технологии в коррекции нарушений моторной сферы у детей с общим недоразвитием речи с точки зрения метапредметного подхода в логопедии; организационно-педагогические условия формирования у будущих логопедов готовности к интеграции этнопедагогических технологий в работу по развитию и коррекции детской речи; изучены: процессы социокультурной реабилитации средствами этнопедагогики; коррекционно-педагогический потенциал народной педагогики в формировании социальной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи; возможности народной сказки как источник развития словесного творчества у детей с речевыми расстройствами.

Внедрение результатов исследования Т.Н. Семеновой осуществлялось в преподавании ряда дисциплин: «Логопедические технологии», «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях», «Методика речевого воспитания» со студентами, обучающимися по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

25 марта 2015 года Т.Н. Семенова принимала участие в заседании попечительского совета КУ "Специализированный Дом ребенка "Малютка" для детей с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Результатом встречи стали еженедельные психокоррекционные занятия с воспитанниками, проводимые студентами 2 курса направления «СДО».

5 марта 2015 г. монография «Формирование готовности будущих дефектологов к использованию потенциала народной педагогики в логопедической работе с дошкольниками» (Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014, 170 с.) была представлена на конкурс на лучшее учебное и научное издание ЧГПУ.

10 февраля 2015 г. Т.Н. Семенова принимала участие в Молодёжном научно-образовательном форуме «Чувашия – территория научной инициативы», приуроченном ко Дню российской науки на базе Национальной библиотеке Чувашской Республики. На форуме была презентована выставка тактильных рукодельных книг для незрячих детей под лозунгом: «Сказки на кончиках пальцев».

18 ноября 2015 года приняла участие в вебинаре "Проблемы инклюзивного образования: современные вызовы и запросы общества", организованного Федеральной инновационной площадкой ГБОУ ЦО № 1679 г. Москвы по теме: «Реализация преемственности в системе непрерывного образования как средство обеспечения ФГОС в условиях нового финансового обеспечения» и профессиональным сообществом «Преемственность в образовании».

Результаты исследования нашли отражение в 4 научных статьях: 2 зарубежных, 1 – в центральном издательстве, 1 статье по материалам международной научно-практической конференции, 6 студенческих статьях и обсуждены на 1 международной научно-практической конференции.

  1   2

  • Культурологический потенциал достижений академической науки и его использование в инновационном развитии дошкольного, педагогического и специального (дефектологического) образования