Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Общая характеристика работы актуальность темы исследования




страница1/5
Дата15.05.2017
Размер0.99 Mb.
  1   2   3   4   5
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования - Суфийская теория и практика, как сфера духовной деятельности, в которой концентрируется особое видение проблем, переживаемых обществом, и поиски ответов на его вопросы и запросы, все еще не достаточно становится объектом исследования историко - философской науки. Между тем процессы консолидации и объединения, затронувшие человеческое общество, выводят на первый план вопрос определения параметров национальной идентичности и духовного возрождения народов мира, расставления культурных акцентов, имеющих общечеловеческих посыл. В свете данной постановки проблемы обращение к философской и религиозной мысли прошлого, и ее новое осмысление, с учетом требований реалий современности может стать важной основой в развитии новых ценностей в обществе и нового человека. Данное обновление крайне необходимо, если мы желаем видеть кардинальные перемены в нашем обществе. Для этого необходимо как можно большее количество людей объединить общим, сходным ощущением жизни. Исследование наследия суфизма позволяет прикоснуться к опыту поиска абсолютной истины, объединяющей человечество как единое целое, возвращения духовности развившемуся до «золотого века суфизма» прагматизму. Данный опыт необходимо особенно сегодня подвергнуть тщательному изучению, когда стало важнейшей задачей изучение и использование сокровищ таджикско-персидской мысли, существовавших внутри нее различных течений и школ, имеющих непреходящее значение и ставших известными и почитаемыми далеко за пределами Таджикистана.

Среди безусловных титанов средневековой культуры, которые по объему своего вклада в ее развитие родственны, а порой и превосходят великих деятелей эпохи Возрождения, до сих пор не четко определен портрет Джалолуддина Руми. Между тем, он является одним из ярчайших представителей средневековой культуры, чья жизнь, деятельность и наследие способствовали тому, чтобы люди задавались вопросами «Что такое единство бытия - ”вахдати вуджуд”, «Что есть человек?», «Какова его природа?», «Как он должен себя вести?», «Что есть человеческое общество?» Жизнь и деятельность Джалолуддина Руми во многом способствовала развитию философии как сферы духовной деятельности, в которой концентрируется особое видение проблем, выдвигаемых обществом, и поиски ответов на его вопросы и запросы. Поставив во главу угла теоретических дискуссий доктрину единобожия и всячески развивая и углубляя ее, Джалолуддин Руми способствует раскрытию и разъяснению вопроса о трансцендентности и имманентности Бога по отношению к миру, тем самым, внося существенные коррективы в представления о месте человека в тварном мире. Он внес существенный вклад в отказ от линейного трактования причинности и раскрытие идеи абсолютного божественного единства как картины причинно-следственных отношений, заключенных внутри некой сущности, которая может быть одновременно и причиной и следствием и в которой происходит непрерывный процесс творения. Джалолуддин Руми, вслед за Ибн Араби, значительно расширил гносеологические позиции суфизма убежденностью в необходимости неустанного поиска истины.

В силу недостаточного внимания к исследованию проблем суфизма, в историко-философской науке сформировалось негармоничное представление об истории таджикской философии как единовластном в ней господстве идей фалосифа или восточного перипатетизма. Альтернативная к ней, и во многом восполняющая пробелы в миро, Бого и человеко познании, философия тасаввуф, исследовалась, в основном, в силу безусловного авторитета отдельных ее представителей. Это повлекло за собой не системность, фрагментарность и разрозненность наших представлений о религиозно-философском учении суфизма и определенное отставание в его исследовании.

Между тем, суфизм имел огромное влияние на формирование исламской культуры, способствовал активному географическому расширению ислама1, особенно укреплению его гуманитарной составляющей, развитию материальной культуры, внес в религиозное учение и социальную жизнь средневекового Востока необходимую апелляцию на разум и логику. По оценке многих видных исследователей, суфийский контекст оказал большое влияние на все науки о человеке и социуме. Суфийские воззрения обогатили философию, эстетику и этику концепцией многообразия Единого.



Актуальность исследования продиктовано следующим:

Учение Мавлоно Джалолуддина Руми создал своеобразную мистико-философскую антропологию и суфийскую практику, которая стала основой ордена мавлавия, проповедующую оригинальное самоъ - ритуальные танцы и музыкальные радения, осуществляемое с обязательным использованием музыкального сопровождения и оригинальных танцев. В связи с этими особенностями необходимо еще более глубокое исследование религиозно-философских воззрений Джалолуддина Руми, оказавших огромное влияние на развитие культуры в целом.

Необходимо внести ясность и в вопрос особенностей учения «вахдати вуджуд» Мавлоно Джалолуддина Руми, споры вокруг которого идут в историко-философской науке последние несколько лет. Насколько представления Мавлоно о единстве бытия близки к учению Ибн Араби, что можно принять в этих двух концепциях как единство, а что - как различие - вот один из важнейших вопросов данного исследования.

Огромное значение исследования социальных, этических и эстетических аспектов учения Мавлоно несомненно, так как, по признанию многих рейтинговых институтов, наследие Мавлоно является одним из наиболее востребованных в мире, не зависимо от территории, расовой, религиозной и др. принадлежности. В этой связи необходимо раскрыть антропоцентричность и универсальность его наследия, где заложены основы представлений о толерантности, мирного сосуществования народов, государств и религий, единства в многообразии и многообразия единства, глобализма понятия человечество.

Кроме того, в учении Мавлоно прослеживается связь светского и религиозного, указывается на их грани, взаимосвязь и пределы. Сопоставление его учения по данному вопросу с наследием его современников, адептов и апологетов крайне важно для составления адекватной картины суфийского учения тринадцатого века и дальнейших судеб данного учения.

Осмысление и переосмысление нового румиологического материала, возникшего за последние несколько лет во всем мире, является еще одним доводом важности обращения к данной теме.



Степень разработанности проблемы, О жизни, наследии и учении Джалолуддина Руми существует значительная исследовательская литература.

Прежде всего, к “Маснави маънави” Джалолуддина Руми было составлено множество комментариев, самые известные из которых «Комментарий к Рисолаи Ноия» - Маволоно Яъкуба Чархи, « Трактат «Ноия» Мавлоно Абдуррахмана Джами, «Луббулбоби Маснави» Муллохусайна Кошифи, Комментарий Вали Мухаммада Акбарабади, «Драгоценности тайн» Камолиддина Хусайна Хоразми, «Комментарий к «Маснавии маънави» Рейнольда Никольсона, «Великий комментарий» Исмоила Анкарави, «Комментарий тайн» Ходжа Муллоходи Сабзавори, «Комментарий величественного Маснави» Бадеуззамона Фурузонфара, «Притчи «Маснави» Бадеъуззамона Фурузонфара.

Известные исследования о жизни и наследии Джалолуддина Руми в странах зарубежного Востока и Запада условно делятся на две группы. К первой группе относятся средневековые антологии, в которых даются сведения о жизни и деятельности Джалолуддина Руми и его великого отца - Бахоуддина Валада, а также исследования современных отечественных и зарубежных ученых, посвященных жизни, творчеству и анализу суфийских взглядов самого мыслителя. Средневековые источники имеют строго биографический характер, хотя именно по ним восстановлена адекватная картина жизни и деятельности мыслителя, вплоть до создания карты его путешествий, из которых существенно выделяется антология Абдуррахмана Джами.

Список современных исследований, в которых прямо или косвенно ставятся и решаются вопросы изучения мировоззрения Джалолуддина Руми, достаточно насыщен. Известны исследования, посвященные различным аспектам философских, религиозных, мистических, этических воззрений Мавлоно, а также имеющие литературоведческий характер в России, Грузии, Узбекистане, Белоруссии. Существует большое количество переводов его произведений, первые из которых датируются XIX веком: во Франции (Хаммер И., 1806г.) Германии (Толук, Рюккерт Ф., по переводам которого с наследием Руми познакомился Гегель Ф., Розенцвейг-Шванау, Розен А. Г). Знаменитыми в исследовательских кругах Запада считаются переводы Оусли С., Эте Г., Редхауза Ж., Палмера Е., Рио Ч., Хьюара К., Вильсона, Винфельда, Арберри А.,

Е. Витрей-Мейерович, А. М. Шиммель. Среди этих работ особое место и значение имеет перевод Маснави и газелей с комментариями Ричарда Никольсона, так как изданный им критический текст Маснави* считается самым достоверным. Большой интерес к переводу и изданию произведений великого дервиша ощущается и сейчас2. Например во Франции, Германии, Турции, Белоруссии, Татарстане и Узбекистане вышли произведения Руми в переводе на русский язык и языки этих стран.

В Западном востоковедении даже существует направление - румиология, термин, который находит все большую популярность в Таджикистане. В этом смысле большой интерес представляют работы Никольсона Р., Арберри А. Дж., В. Дюранта, Трименгема Дж.С., Читтика У.К., А. М. Шиммель, X. Бюргеля, Е. Мейерович, К. Хакима, К.Эрнста, М.Фахри.

Иранские ученые внесли большой вклад в исследование жизни и творчества Руми, издании его произведений. Особые заслуги в этом деле принадлежат Б. Фурузонфару, который восстановил наиболее точную биографию Джалолуддина Руми, подготовил к изданию и издал все произведения Руми. Среди иранских ученых инте­ресны работы по различным аспектам мировоззрения Мавлоно - С. Нафиси, 3. Сафо, М.Икбала, Р. Шафака, М. Махджуба, Р. Хидоята, К. Гани, М. Мунаввара, А.Дашти, А. Зарринкуба, М. Шарифа, Б.Фурузонфара, М.Мутаххари, А.М.Бахриёри, К.Замони, А.Тадайюна, М.Муваххада, которые освещают аспекты его биографии, останавливаются на многих вопросах его литературного наследия, современников, последователей, становлении и развитии тариката мавлавия, основоположником которого считается Джалолудин Руми.

В России основу изучения наследия Руми заложили в XIX столетии Крымский А., Бартольд В. В., Жуковский В. А., Гордлевский В., Ахундов М.Ф., излагают его биографией, но знакомят с исторической и культурной обстановкой его времени, суфийским течением мавлавия, дают информацию о его последователях до начала XX века.

Первым шагом в изучении мировоззрения и основных моментов религиозно-философской мысли Мавлоно Джалолуддина Руми в таджикской и советской историко-философской науке можно назвать произведение Одилова Н. Ф. «Мировоззрение Джалолуддина Руми», монографии Джавелидзе Э. Д. «У истоков турецкой литературы», Степанянц М. Т. «Философские аспекты суфизма». Достаточно большой пласт исследовательской литературы составляют работы турецких исследователей А. Гюльпинарли, Ш. Озлука, А. Кабаклы, М. Ондера и др., которые крайне малодоступны в Таджикистане. Исследования Одилова Н.Ф. «Љањонбинии Љалолуддин Румї» и «Мировоззрение Джалолуддина Руми» вводят в научный оборот 60-х-годов ХХ века суфийскую тематику. В них исследованы основные моменты представлений Джалолуддина Руми, составляющих его мировоззрение.

Одним из важных моментов как для американских, европейских, так и иранских ученых является факт взаимовлияния учения Ибн Араби о единстве бытия - “вахдати вуджуд” на развитие религиозно-философской, суфийской мысли, так и на учение Джалолуддина Руми.3 Здесь уместно отметить, что еще не в полной мере исследован категориальный аппарат религиозно-философского учения Руми, а также требуют пристального исследования социально-политические воззрения мыслителя.

В таджикской румиологии отдельно стоят работы Зиёева Х.М. посвященные исследованию жизни и наследия отца мыслителя - Бахоуддина Валада и ордена Мавлавия, созданного сыном Джалолуддина Руми - Султонваладом. В данных работах нашли анализ многие аспекты мировоззрения и учения Руми, в частности вопросы онтологии, гносеологии и социально- этические воззрения мыслителя. Однако данное исследование все еще не является окончательным ответом на все вопросы румиологии. Стоит еще пристальнее остановиться на проблемах определения предтеч и истоков учения Руми, категориального аппарата и особенностей формирования его философской системы, его взаимодействия с существовавшими мыслительными традициями и дальнейших судеб его учения.

Философия суфизма, ее теоретические и практические аспекты, как сферы духовной деятельности большого страта средневекового общества, в котором концентрируются особая постановка и решение проблем социума и поиски ответов, все еще остаются менее познанными. К их числу относятся вопросы установления места суфийской философской мысли в истории таджикской философии, аспектов влияния греческих и других восточных культур, состоятельности суфийского философского дискурса в рамках ислама, а также его влияние на развитие мусульманской культуры.

Все это касается и религиозно-философских взглядов Джалолуддина Руми, являющегося одним из ключевых звеньев, связующих в ХШ веке теорию и практику суфизма. Обращение к данной тематике актуально потому, что до сих пор творчество Мавлоно глубоко чтимо и любимо на протяжении веков. Анализ его наследия позволит восстановить процесс развития таджикской философии, ее взаимосвязи и отношений с философской мыслью соседних народов. Что касается эволюции доктрины “вахдати вуджуд” - единства бытия, связанной с творчеством Джалолуддина Руми, то она до сих пор не нашла своего достаточно стройного описания.

Также остаются открытыми в мировоззрении Руми проблемы, связанные с онтологическими и эпистемологическими аспектами идеи монизма, соотношением единого и множественного, общего, особенного и единичного, объяснением творения, эпифании, совершенного человека, которые могли бы более четко истолковать его детерминизм. Необходимо внесение ясности во взаимосвязь причинно-следственных отношений, как отношений внутри некой сущности, что позволит объяснить концепцию разнообразия и многокрасочности бытия в воззрениях Джалолуддина Руми. Развитие в гносеологии Руми концепции соотношения разума и чувств, выявления места и значения интеллекта и чувств в постижении истины позволит определить его вклад в решение вопроса познаваемости непознаваемого Бога. Исследование соотношения умозрительной, дедуктивной логики, наличной парадигмы и частной интуиции в философии Руми позволит выявить значение индивидуального в познании мира и значения индивида в обществе. Несомненно, интересно выявить истоки и степень влияния теории толерантности Джалолуддина Руми, которая стала источником идей для последующих антропологических размышлений как суфизма, так таджикской философской мысли в целом.



Цели и задачи исследования - Основной целью нашего исследования является системное и наиболее цельное восстановление религиозно-философской концепции Мавлоно Руми. Для достижения данной цели, прежде всего, необходимо выполнение следующих задач:

- реконструкция социально-исторической и идейно - теоретической картины эпохи Мавлоно Руми;

- выявление основных теорий и идей, господствующих в религиозно-философских кругах эпохи и их трактовок проблем бытия, Бого и человекопознания;

- определение основополагающих моментов онтологической концепции Мавлоно Руми, его представлений о бытии и мире, месте и значении Бога и человека в мире;

- раскрытие оригинального учения «вахдати вуджуд» Мавлоно Джалолуддина Руми в сопоставлении с существовавшими трактовками данной теории;

  1   2   3   4   5

  • Актуальность исследования продиктовано следующим
  • Степень разработанности проблемы
  • Цели и задачи исследования