Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа «Юный гитарист»




Скачать 401.19 Kb.
страница1/3
Дата26.06.2017
Размер401.19 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3
Дополнительная общеразвивающая

образовательная программа


«Юный гитарист»

Возраст детей: 10-18 лет

Срок реализации: 1 год
Утверждено

приказом директора МОУДО «ДЮЦ ЦТС»

132 от 27. 07. 2016 г.

2016г
Рецензия

на дополнительную общеразвивающую

образовательную программу «Юный гитарист»

муниципального бюджетного образовательного учреждения

дополнительного образования детей Станция юных туристов.


Автор – Евтеева Мария Александровна,

педагог дополнительного образования детей.


Предлагаемая для рецензии программа отвечает всем необходимым требованиям. Ведущей идеей программы «Юный гитарист» является создание условий для развития в детях умения понимать и ценить музыкальное искусство, развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, понимать и ценить красоту родной природы.

Актуальность программы определяется её направленностью на создание условий для проявления у детей подросткового возраста своей индивидуальности и творческого потенциала. Данная программа соответсвует специфики дополнительного образования детей и способствует:

- развитию коммуникативных навыков и творческих способностей личности;

- стимулированию познавательных процессов;

- созданию социокультурной среды общения;

- самовыражению личности ребенка.

Особенность и привлекательность программы «Юный гитарист» состоит в том, что её содержание носит практический характер. Это даёт возможность рекомендовать её к использованию в образовательной практике.


Заместитель директора по УВР ______ Непомнющая В.М.

Пояснительная записка.

В современном мире при самовыражении личности ребенка, его музыкального образования особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как гитара.

Образовательная программа «Юный гитарист» предназначена для ознакомления ребят с миром музыки, чувств и настроений. Через музыку и, непосредственно через игру на гитаре, ребенок может раскрывать свой внутренний мир, самовыражаться и духовно обогащаться.

Направленность данной программы может восприниматься как художественно-эстетическая, однако туристско-краеведческий элемент в ней присутствует в полной мере. Поход без гитары может быть немного скучным, особенно вечером. Но когда в туристской группе есть ребенок, который играет и поет, а если их несколько, то можно провести в лесной глуши и день, и два, и даже больше.

Данная программа модифицированная (адаптированная). В основу положены программы педагогов дополнительного образования, работающих по направлению «Гитара». Модифицированной её делают изменения, внесенные в исходную программу с учётом особенностей образовательного учреждения МБОУ ДОД СЮТур, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Возраст обучающихся ограничен подростковым периодом не случайно. Этот период характеризуется стремлением подростков к познавательной деятельности, формированием ценностных ориентиров, стремлением проявить свою  индивидуальность, желанием нравиться, быть уважаемым в кругу друзей, одноклассников. Умение играть на гитаре и петь под собственный аккомпанемент дает детям возможность обратить на себя внимание ровесников, проявить свою индивидуальность, реализовать свой творческий потенциал и просто получать радость от процесса творчества.

Цель программы - приобщение обучающихся к музыкальному искусству посредством освоения популярного и общедоступного инструмента - гитары, создание условий для творческой самореализации обучающихся в сфере туристской деятельности, содействие формированию у них качеств, присущих разносторонне и гармонично развитому человеку.

Данная цель может быть достигнута при решении ряда задач: 

1. Обучающих: 
а) познакомиться со строением и происхождением шестиструнной гитары; 
б) овладеть основными приемами игры на гитаре; 
в) уметь ставить аккорды и знать нотный стан 
2. Развивающих: 
а) способствовать развитию и совершенствованию качеств личности: усидчивости, настойчивости, терпения, воображения, мышления, упорства, любознательности, артистизма;

б) формировать самостоятельность, ответственность; 
в) воспитание нравственного, эстетического, патриотически настроенного молодого поколения.

3. Воспитательных:

а) содействие личностному росту обучающегося

б) создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества в коллективе.

Программа «Юный гитарист» предполагает организацию познавательной деятельности обучающихся средствами туризма под руководством педагогов таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную и эмоциональную сферу ребёнка в непосредственном контакте с окружающей природной и социальной средой.



Участники программы: обучающиеся 5-8 классов, не имеющих специальной музыкальной подготовки. Программа предлагает формирование первичных навыков овладения игрой на инструменте, знакомство с различными музыкальными стилями, авторами, исполнителями, исполнение несложных произведений.

Содержание программ рассчитано на один год обучения для детей, проявляющих интерес к музыке, к гитаре, туризму и краеведению. Рекомендуемый минимальный состав группы на начало учебного года – 15 человек, к концу учебного года – не менее 12 человек.



Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление обучающихся с историей происхождения гитары, её строения, настройки, основных аккордов, приемов игры на гитаре и основных правил игры. 
Практическое обучение основано на использовании музыкального инструмента, постановки аккордов, изучение основных приемов игры на гитаре. Также на занятиях ребята познакомятся с творчеством таких исполнителей как Юрий Визбор, Андрей Козловский, Олег Митяев, Татьяна и Сергей Никитины, Виктор Цой, Юрий Шевчук и т.д., ставшие классикой русской музыки.

Примерная учебная программа рассчитана на 144 часа в год, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учётом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна превышать двух академических часов в помещении и четырёх часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Каждая тема занятий должна предполагать как организацию активной оздоровительно-спортивной (физические разминки, подвижные игры, туристские и оздоровительные прогулки), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы; коллективное чтение и обсуждение музыкальных произведений о природе и путешествиях; просмотр видеосюжетов; экскурсии).

Основной метод организации учебной деятельности – усвоение и закрепление знаний через упражнения-тренировки, а также творческие работы обучающихся: стихи, песни, мелодии; проектно-исследовательская работа; участие в творческих мероприятиях разного уровня; организация, участие в походе и подготовка отчета о совершенном путешествии.

Планируемые результаты:

Личностные - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживания чувствам других людей; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные и предметные - сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека; сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры бардов, развитие интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с педагогом.

  Критерии оценки результата реализации программы: 
• отзывы родителей, педагогов, друзей; 
• зачетные выступления, вечера. 

К концу года обучающие должны знать: историю происхождения гитары; строение гитары; настройку гитары; правильную постановку аккордов; слова изучаемых песен. Должны уметь: распознавать приемы игры на гитаре и правила игры на гитаре; воспроизводить нотный стан; извлекать 7 нот.

Учебный план дополнительной общеразвивающей

образовательной программы

«Юный Гитарист»

1-й год обучения




Наименование тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Введение в образовательную программу.

2

1

1

История происхождения гитары. Строение гитары.

3

2

1

Типы гитар.

Правильная посадка. Звукоизвлечение.



4

2

2

Обозначения нот латинскими буквами.

2

1

1

Изучение перебора 1 вариант

5

1

4

Игра перебором. Аккорд Em.

4

1

3

Игра боем. Использование медиатора. Аккорд Am.

4

2

2

Изучение аккордов E, Dm.

5

1

4

Изучение аккордов A, D.

5

1

4

Изучение аккордов C, G, H7.

5

1

4

Аккорды F

5

1

4

Изучение перебора 2 вариант

5

1

4

Знакомство с биографией бардов и их песнями.

24

6

18

Знакомство с биографией музыкальных групп и их песнями.

24

6

18

Проведение мероприятий « Мы идем в поход с гитарой»

20

3

17

Повторение пройденного материала

10

4

6

Подготовка к отчетному концерту

20

2

18

Итого за период обучения

144







Итоговый отчетный концерт – вне сетки часов

Содержание учебного плана

дополнительной общеразвивающей образовательной программы

«Юный Гитарист» (1-й год обучения)

Введение в образовательную программу.

Знакомство с основными темами программы. Основное понятие и термины. Результаты обучения по программе.



История происхождения гитары. Строение гитары.

Гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире. История происхождения гитары. Типы гитар. Устройство гитары, условия хранения, эксплуатации, транспортировки.
Типы гитар. Правильная посадка. Звукоизвлечение.

Правильная посадка гитариста. Правильное положение кисти и пальцев правой руки. Умение извлекать звуки на открытых струнах, а затем зажатых. Бой, виды боя. Аккорды. Табулатура, чтение табулатур. Настройка гитары.
Обозначения нот латинскими буквами.

Буквенно-цифровое обозначение аккорда — метод упрощённой записи аккордов в музыкальном аккомпанементе

Таблица латинских обозначений нот

до

ре

ми

фа

соль

ля

си-бемоль

си

C

D

E

F

G

A

B

H

Изучение перебора 1 вариант.

Перебор - это зацепление струн, тип игры на гитаре, когда пальцы правой руки цепляют струну либо по порядку, либо нет.

Основной перебор. Цифры - номера струн, которые должны зацепляться пальцами правой руки. В основном, все переборы начинаются с большого пальца, а потом начинается разнообразие четырех пальцев.

Расшифровка



  • 4-я струна - большой палец;

  • 3-я струна - первый палец;

  • 2-я струна - второй палец;

  • 3-я струна - первый палец;

  • 1-я струна - второй палец;

  • 3-я струна - первый палец;

  • 2-я струна - второй палец;

  • 3-я струна - первый палец.


Перебор «Четверка» 4-3-2-1-2-3

Большим пальцем правой руки цепляется 4-я струна, делать это нужно как бы сверху вниз, 3-я струна цепляется первым пальцем, но уже как бы снизу вверх подушечкой пальца, 2-ю струну - вторым пальцем, аналогично первому, 1-ю струну - третьим пальцем. После этого всё повторяется заново, не делая никаких пауз, необходимо соблюдать ритм. 
Игра перебором. Аккорд Em.

Аккорд Em.

- Струны 1, 2, 3 и 6 остаются открытыми.

- Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.

- Струна 5 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

Разучивание песни с использованием аккорда Em.


Игра боем, использование медиатора. Аккорд Am.

Бой - это прием игры на гитаре, при котором правой рукой ударяют по струнам (с шестой по первую) либо указательным пальцем, либо всеми, кроме большого.

V^V^


Эта схема расшифровывается так:

  • V - удар по струнам вниз;

  • ^ - удар по струнам вверх;

Схемы боев на гитаре:



  • V^V^

  • V_V^

  • V_V*^

  • V_V*^_^V*^

  • V_^V*^V^

  • V_^V^V*^

  • V_^V*^V_^V*^V^

  • V*V*V*V*

Как играть медиатором перебор.

Для наглядности возьмем перебор "четверку" - 4321. В отличие от игры пальцами, медиатором переборы надо играть переменным штрихом. То есть 4-ю струну мы играем, направляя сверху вниз, 3-ю струну - снизу вверх, 2-ю опять сверху вниз, 1-ю опять снизу вверх, то есть поочереди. Такой переменный штрих нужен для того, если придется играть перебор быстро. А этот перебор играется именно быстро.

Аккорд Аm

- Струны 1 и 5 остаются открытыми.

- Струна 2 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу.

- Струна 3 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.

- Струна 4 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

- Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.
Изучение аккордов E, Dm.

Аккорд Е


  • Струны 1, 2 и 6 остаются открытыми.

  • Струна 3 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу.

  • Струна 4 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 5 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

Аккорд Dm.

  • Струна 1 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу.

  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.

  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 4 остается открытой.

  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Разучивание песен с аккордами E, Dm, Am, Em
Изучение аккордов A, D.

Аккорд А


  • Струны 1 и 5 остаются открытыми.

  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 4 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Аккорд D

  • Струна 1 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.

  • Струна 3 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 4 остается открытой.

  • Струны 5 и 6 не должны звучать, поэтому при игре боем должны быть приглушены.

Разучивание песен с аккордами A, D, E, Dm, Am, Em

Изучение аккордов C, G, H7.

Аккорд C


  • Струны 1 и 3 остаются открытыми.

  • Струна 2 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу.

  • Струна 4 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.

  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Аккорд G

  • Струна 1 зажимается мизинцем на 3-ом ладу.

  • Струна 2 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.

  • Струны 3 и 4 остаются открытыми.

  • Струна 5 зажимается указательным пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 6 зажимается средним пальцем на 3-ом ладу.

Аккорд H7



  • Струна 1 зажимается мизинцем на 2-ом ладу.

  • Струна 2 остается открытой.

  • Струна 3 зажимается безымянным пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 4 зажимается указательным пальцем на 1-ом ладу.

  • Струна 5 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 6 не должна звучать, поэтому при игре боем должна быть приглушена.

Разучивание песен с аккордами C, G, H7
Изучение аккорда F

Аккорд F


  • Струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем на 1-ом ладу приемом баррэ.

  • Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.

  • Струна 4 зажимается мизинцем на 3-ом ладу.

  • Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу.

Разучивание сложных композиций.
Изучение перебора 2 вариант.

4 (12) (12)

Вид перебора 4 (12) (12) означает, что сначала цепляется 4-я струна, а потом 1-я и 2-я вместе, и опять 1ю и 2ю вместе. Вместе - значит первую струну безымянным пальцем, а вторую указательным, одновременно.
Проведение мероприятий « Мы идем в поход с гитарой».

Участие учебной группы «Юный гитарист» в проведении походов выходного дня для воспитанников МБОУ ДОД СЮТур.


Повторение пройденного материала.

Проверка знаний текстов песен, проигрывание песен, мелодий. Подготовка докладов о музыканте, группе, бардовском течении.


Подготовка к отчетному концерту.

Отработка навыков игры, текстовка песен. Написание сценария проведения отчетного концерта. Репетиции.



Знакомство с бардами: биография, песни. В.С.Высоцкий, Т. и С. Никитины, О. Митяев, А. Козловский – в течение учебного года.

Знакомство с музыкальными группами: биография, песни. «Чайф», «Кино», «Машина времени» - в течение учебного года.

Словарь специальных терминов.

Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — созвучие из трёх и более музыкальных звуков разной высоты

Аппликатура - это вариант расстановки и последовательность чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте.

Баррэ - это более одной струны, прижатых на одном ладу

Джем (Jam) - это импровизация.

Гитара - Струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире

Гитарный ремень — ремень из прочного материала (кожа или синтетика), позволяющий гитаристу удобно исполнять композиции стоя.

Соло - это партия мелодии музыкального произведения исполняемая на одном инструменте

Тюнер — электронное устройство, упрощающее настройку гитары путём визуальной индикации точности настройки каждой струны

Табулатура - это вид музыкальной записи, схема, упрощённый альтернативный вариант нотной записи. В табулатурах с использованием графики, букв и цифр прописывается мелодия, положение пальцев.

Лад - Деталь конструкции ряда струнных инструментов, представляющая собой выпуклую поперечную полоску на грифе и служащую для изменения тона звучащей струны.

Медиатор - Пластина треугольной формы, служащая для извлечения звука со струн.

Камерто́н (нем. Stimmgabel, англ. tuning fork) — инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звукаКолок - Стержень небольшого размера. Предназначен для натяжения и настройки струн в музыкальных инструментах.

Канитель - Обмотка на струнах.

Звучание в унисон - это звучание одновременно двух или нескольких одинаковых по высоте звуков.


Материально-техническое обеспечение программы.

Для занятий по программе каждый обучающийся обязан иметь музыкальный инструмент. Педагогом при объяснении теории используется доска, на которой пишется оперативная информация или заранее подготовленные плакаты, материалы. На занятиях возможно использование магнитофона или ПК для прослушивания музыкальных произведений в учебных целях, также для просмотра концертов различных групп и исполнителей. Большую часть работы обучающиеся проводят дома самостоятельно. Для лучшего усвоения обучающимися учебного материала используется система раздачи текстов песен, памяток с аккордами и другой информации.

Литература, используемая педагогом.

    1. История шестиструнной гитары http://blog.norma40.ru/?p=473

    2. История гитары http://www.7not.ru/guitar/

    3. Строение гитары http://www.mygitara.ru/26-guitar_sostav.html

    4. Аккорды для гитары http://www.guitarshilin.ru/index9gl.htm
  1   2   3

  • Учебный план дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Юный Гитарист»
  • Наименование тем Количество часов Всего
  • Содержание учебного плана дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Юный Гитарист»
  • Буквенно-цифровое обозначение аккорда
  • Таблица латинских обозначений нот
  • Перебор «Четверка» 4-3-2-1-2-3
  • 4 (12) (12) Вид перебора 4 (12) (12)
  • Словарь специальных терминов. Акко́рд
  • Аппликатура
  • Джем (Jam)
  • Канитель
  • Литература, используемая педагогом.