Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа «Юный библиотекарь»




Скачать 481.04 Kb.
страница1/4
Дата09.01.2017
Размер481.04 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Ювента»

«Утверждаю»

«____»_______2012 г.

И.о. директора
МОУ ДОД ЦВР «Ювента»


_______________________

Пан Н.Н.

Протокол № _10__от

«_30_» _08__2012 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный библиотекарь»
для детей от 7 до 10 лет

срок реализации до 2 лет

Автор составитель:

Давыдова Наталья Александровна,

педагог дополнительного

образования

реализует Красько Валентина Михайловна

педагог дополнительного

образования


г. Переславль-Залесский

2012г.

Пояснительная записка
Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. «Национальная программа поддержки и развития чтения», подготовленная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, отмечает снижение интереса к чтению у населения. Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Побуждать к нему – значит обращать внимание детей на внутренний, духовный мир человека.

Можно развивать способность к самостоятельной творческой активности в библиотечном объединении, на занятии по внеклассному чтению и другими, присущими библиотеке формами.

Раскрывая перед учащимися премудрости пользования библиотекой, педагог рассеет его опасения относительно загадочности, сложности или непостижимости этого мира. Педагог дополнительного образования видит свою цель в том, чтобы убедить ребенка в необходимости освоения библиотечной грамоты и внушить ему веру в собственные силы.

Содержание программы позволит формировать у ребят библиотечные навыки, привить уважительное отношение к книге, воспитать культуру чтения, познакомить с творчеством современных писателей. В ходе программы обучающиеся научатся находить книжные издания, используя каталог. Ребята познают секреты библиотечного мастерства, а значит, смогут найти необходимую информацию. Основной идеей программы является вовлечение детей в процесс познания библиотечного дела. Новизна данной программы состоит в том, что содержание программы как логично выстроенной системы предполагает не только формирование у детей библиотечно-библиографических знаний, но и воспитания информационной культуры личности.

Программа рассчитана на 2 года обучения по 4 часа в неделю. Общий объём – 144 часа, в основу обучения положен современный образовательный проект. Средний возраст учащихся 7 - 10 лет.
Цель:

создание условий для становления подрастающей личности через приобщение к активному чтению.


Задачи:
Обучающие

- формирование у детей библиотечных знаний, навыков и умений;

- знакомство ребят с творчеством писателей, устным народным творчеством.


Развивающие

- расширение кругозора детей;

- развитие эмоциональной сферы, образного восприятия, умения думать и размышлять.


Воспитательные

- воспитание бережного отношения к книге;

- воспитание культуры чтения.



1 год обучения


Цель:

Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте через приобщение к активному чтению.


Задачи:
Обучающие

  • формирование у детей библиотечных знаний, навыков и умений;

  • знакомство ребят с творчеством писателей, устным народным творчеством.
Развивающие

  • расширение кругозора детей;

  • развитие эмоциональной сферы, образного восприятия, умения думать и размышлять.
Воспитательные

  • воспитание бережного отношения к книге;

  • воспитание культуры чтения.


Учебно – тематический план




п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практ.

1. Блок «Книговедение»

36 ч.

1.

Введение в курс. Организационные вопросы.

2

2

-

2.

Беседа – рассказ «Роль книги, история возникновения книги».

2

2

-

3.

Беседа «Путешествие в страну знаний».

2

1

1

4.

Структура и элементы книги

2

2

-

5.

Беседа - рассказ «Художники-иллюстраторы книг».

2

2

-

6.

Рассказ о библиотеке.

2

2

-

7.

Книга в жизни человека. Структура книги.

2

2

-

8.

Структура книги: внешнее и внутреннее оформление книги

2

2

-

9.

Экскурсия «Знакомство с книжным фондом» (расстановка книг в фонде, отделы)

3

1

2

10.

Обзор «Книги – юбиляры».

2

2




11.

Книжная выставка «Новые книжки для вас, ребятишки».

2

1

1

12.

«Говорящие обложки» - самостоятельный  выбор книги в школьной библиотеке. Художники-иллюстраторы детских книг

2

2

-

13.

Твои первые энциклопедии, словари, справочники: обзор. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, указатели.

2

2

-

14.

История книги. Древнейшие библиотеки

2

2

-

15.

Книжная выставка «Интересные факты из газет и журналов о моей стране».

2

1

1

16.

Игра «Без учебников друзья нам прожить никак нельзя».

1

1




17.

Беседа. Рисунки. «Как к нам приходит книга».

2

1

1

18.

Подготовка тематического списка книг «Мои любимые книжки».

2

1

1

2. Блок «Устное народное творчество»

22 ч.

19.

Беседа. Рисунки. «Сказки со смыслом».

2

1

1

20.

Викторина. «Что за прелесть эти сказки».

2

2




21.

Беседа «Народные богатыри» (о былинах).

2

2

-

22.

Литературная гостиная « Мудрость пословиц, поговорок».

4

3

1

23.

Всякая душа празднику рада (обзор – викторина на тему русских праздников)

2

2

-

24.

«Нет дерева сердцу милей…» (праздник русской березки)

2

1

1

25.

"Лучик света" - загадки детям.  Сказочные герои

2

1

1

26.

Загадки - герои мультфильмов и сказок.

2

1

1

27.

Тематический вечер «Загадки волшебницы зимы».

2

1

1

28.

Викторина «Игра – проверочное занятие».

2

1

1

3. Блок «Творчество писателей»

15 ч.

29.

Беседа. Жизнь и творчество русских писателей. Знакомство с юбилярами года.

3

1

2

30.

Жизнь и творчество современных писателей.

3

2

1

31.

Беседа «В гостях у детских журналов».

2

2




32.

Конкурс загадок по сказкам писателей-юбиляров

2

2

-

33.

Игровая программа «Литературный ринг».

2

2

-

34.

Обзор по произведениям Андерсена.

1




1

35.

Игра – путешествие. «Из Букварины в Литературию».

2

1

1

4. Блок «Мир вокруг нас»

20ч.

36.

Книжная выставка. «Сохраним планету для потомков».

2

1

1

37.

Заочная экскурсия «Путешествие в зимний лес».

2

1

1

38.

Игровая программа «Диалог с природой».

2

2

-

39.

Книжная выставка «Дикие животные, кошки, собаки».

2

2




40.

Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили».

2

1

1

41.

Игра-викторина «Мир животных».

2

2

-

42.

Познавательная игра «Эти удивительные растения».

2

1

1

43.

Беседа на экологическую тему: «Земля - наш родной дом».

2

1

1

44.

Создание тематической картотеки «Наша планета в опасности»

4

1

3

5. Блок «Я за здоровый образ жизни»

6 ч.

45.

Создание папки материалов на тему «Искусство быть здоровым»

2

1

1

46.

Книжная выставка «Если хочешь быть здоровым»

2

2

-

47.

Книжная выставка «Мы за здоровый образ жизни».

2

2

-

6. Блок «Родина моя любимая»

30 ч.

48.

Книжная выставка «Берегите хлеба каждую крупинку».

2

1

1

49.

Книжная выставка «Моя малая Родина».

2

2

-

50.

Космический КВН для мальчиков. Игровая программа.

2

2

-

51.

Игровая программа «Праздник вежливых ребят».

2

2

-

52.

Книжная выставка к празднику «День защиты детей».

2

2

-

53.

Книжная выставка на тему: «Символика России».

2

2

-

54.

Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране».

2

1

1

55.

Библ.урок. «Чем и кем славен мой город?»

2

2

-

56.

Беседа. «Чем богат наш край?»

2

2

-

57.

Библ. урок. «Поклонимся великим тем годам»

2

1

1

58.

Игровая программа: «Этот праздник со слезами на глазах»

2

2

-

59.

Книжная выставка, посвящённая ВОВ.

2

1

1

60.

Символы моей родины. Беседа.

2

2

-

61.

Мой край - моя судьба

2

1

1

62.

Россия – Родина моя!

2

1

1

7. Блок «Книжная мастерская»

15 ч.

63.

Ремонт книг (Технические навыки в ремонте книг).

2




2

64.

Книжная мастерская «Родилась книжка» (о переплетном деле).

2

1

1

65.

Беседа – рекомендация «Учимся выбирать книги» (Домашняя и общественная библиотека)

2

2

-

66.

Разработка и приготовление закладки для книг.

2

1

1

67.

Знакомство с новыми книжными изданиями

«Внимание! Новые книжки».



2

2

-

68.

Создание Собственной книжки «Моя первая книжечка»

3

1

2

69.

Итоговое занятие « Книжная страна»

2

2

-

Итого:

144ч.

104ч.

40ч.

Содержание программы
1. Блок «Книговедение»

1.1 Введение в курс. Организационные вопросы. На первом занятии проходит знакомство с ребятами, их увлечениями. Затем в ходе беседы предлагается обратить внимание на предмет- книгу. Таким образом помочь привлечь внимание к предлагаемой программе, рассказать о содержании библиотечных встреч. Выбираем с ребятами девиз, визитную карточку - эти элементы помогут нас объединить в теме познания книги.

1.2 Беседа-рассказ «Роль книги, история возникновения». Для ребят проводятся беседы из истории возникновения книги, письменности, о книгах других народов. О значимой роли книги в жизни человека. Просмотр иллюстраций.

1.3 Беседа «Структура книги и ее элементы». Обложка, форзац, фронтиспис, титульный лист, нумерация страниц, главы, абзац. Показ элементов книги - автор книги, название, выходные данные. Справочные элементы: вступление, содержание, сноски, аннотация. Внимательное рассмотрение книги и ее элементов.

1.4. Беседа - рассказ «Художники – иллюстраторы книги». Предлагается просмотреть книги с иллюстрациями разных художников. Сутеева В., Чарушина Е., Л. Владимирского. Просмотр иллюстраций, мнение ребят об иллюстрациях к литературным произведениям.

1.5. Беседа – консультация «Рассказ о библиотеке». Библиотеку называют «Книжкин дом». В ходе беседы ребята узнают о правилах пользования библиотекой и книгами. Структурные подразделения: абонемент, чит. зал, сектор электронной информации: их назначение и функции.

1.6. Беседа «Справочные издания». Справочные элементы книги (вступление, аннотации, расположение материала), знакомство со словарями. Практические занятия: найти в предложенных книгах необходимую информацию.

1.7. Игра «Без учебников, друзья, нам прожить никак нельзя». Беседа «К нам приходит книга».

1.8. Экскурсия в библиотеку. Правила расстановки литературы по ББК, знакомство с книжным фондом. Практические занятие: расстановка книг по темам, просмотр тематических книжных подборок литературы. Правила пользования услугами библиотеки. Отличие массовой библиотеки от домашней, научной.

  1   2   3   4

  • Обучающие
  • Развивающие