Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа в области музыкального искусства «основы музыкального исполнительства»




страница1/4
Дата05.07.2017
Размер0.71 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" города Можги
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

(СИНТЕЗАТОР, ФОРТЕПИАНО, НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
Предметная область

ПО.02. учебные предметы историко-теоретической подготовки
Программа по учебному предмету

ПО.02.УП.02.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

Можга, 2015



«Одобрено»

Методическим советом

МБОУ ДОД «ДШИ» г. Можги
Протокол №1 от «____»_2015г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД «ДШИ»г.Можги

_________________Кузьмин Н.М.

«____»____________2015г.


Разработчик – Липина Надежда Григорьевна,

преподаватель теоретических дисциплин

Рецензент –

Рецензент –

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план

III. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;



- Годовые требования. Содержание разделов;
IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
V. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Требования к промежуточной аттестации;

- Критерии оценки;
VI. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;



VII. Материально-технические условия реализации программы
VIII. Список рекомендуемой учебной и методической литературы



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе «Дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (синтезатор, фортепиано, народные инструменты, струнные инструменты).

Предмет «Слушание музыки» является учебным предметом историко-теоретической подготовки в детских школах искусств, реализующих «Дополнительную общеразвивающую образовательную программу в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (синтезатор, фортепиано, народные инструменты, струнные инструменты).

Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и ориентирована на получение первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях, также знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства).

«Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Основы музыкальной грамоты», «Основы музыкального исполнительства (синтезатор, фортепиано, народные инструменты, струнные инструменты)» и занимает важное место в системе обучения детей. Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.


2. Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки»

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс по классу синтезатор, фортепиано, народные инструменты, струнные инструменты в возрасте 10 – 12 лет составляет 4 года (3 года 10 месяцев).



3.Объем учебного времени и виды учебной работы

при продолжительности учебного года 34 учебные недели


Год обучения

1

2

3

4

Итого часов

Форма занятий

Кол-во часов

Кол-во часов

Кол-во часов

Кол-во часов




Аудиторная

34

34

34

34

136

Самостоятельная работа

34

34

34

34

136

Максимальная учебная нагрузка

68

68

68

68

272

Вид промежуточной аттестации

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

зачет






при продолжительности учебного года 35 учебных недель


Год обучения

1

2

3

4

Итого часов

Форма занятий

Кол-во часов

Кол-во часов

Кол-во часов

Кол-во часов




Аудиторная

35

35

35

35

140

Самостоятельная работа

35

35

35

35

140

Максимальная учебная нагрузка

70

70

70

70

280

Вид промежуточной аттестации

Контрольный урок

Контрольный урок

Контрольный урок

зачет






4.Форма проведения учебных аудиторных занятий

Реализация учебного плана по предмету «Слушание музыки» проводится в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек.

Для учащихся 1-4 классов занятия по предмету «Слушание музыки» предусмотрены 1 раз в неделю по 1 часу (продолжительность урока 40 минут).

5. Цель и задачи учебного предмета

Программа учебного предмета «Слушание музыки» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося. Обучаемые постигают содержание музыки в разных формах музыкально-творческой деятельности.



Цель и задачи:

- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов в области музыкального искусства;

- формирование знаний о творчестве великих композиторов, о выдающихся отечественных и зарубежных произведениях области музыкального искусства, также знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;

- умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте.

Результат освоения программы «Слушание музыки» заключается в знании различных музыкальных жанров, основных стилистических направлений, лучших произведений отечественных и зарубежных композиторов, выразительного значения элементов музыкального языка и овладении практическими умениями и навыками целостного восприятия несложных музыкальных произведений.


6. Обоснование структуры программы учебного предмета

Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:


  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:



- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

-наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

-практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащены пианино, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащена современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(по классу синтезатор, фортепиано, народные инструменты, струнные инструменты)

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов по разделам и темам учебного предмета.



Первый год обучения


№№

Тем


Наименование тем

Кол-во

часов


1.

Вводная беседа. Музыка в нашей жизни.

Содержание музыкальных произведений.



1

2.

Выразительные средства музыки. Содержание музыки.

3

3.

Образы людей

2

4.

Сказочно-фантастические образы

2

5.

Картины природы в музыке

2

6.

Первичные жанры в музыке. Марш.

2

7.

Первичные жанры. Песня. Народная песня и ее жанры. Использование народной песни в творчестве русских композиторов.

5

8.

Первичные жанры. Танец. Народный танец. Русские народные пляски. Белорусские, украинские танцы, танцы народов Кавказа. Танцы народов Европы.

6

9.

Музыкальные формы.




9.1.

Фраза. Предложение. Период.

1

9.2.

Простая двухчастная форма.

1

9.3.

Простая трехчастная форма

1

9.4.

Рондо

1

9.5

Вариации

1




Закрепление пройденного.

3




Контроль.

3







Итого 34 час.

Второй год обучения


№№ тем

Наименование тем

Кол-во часов

1.

Тембр




1.1.

Вокальные тембры.

Женские высокие и низкие голоса.

Мужские высокие и низкие голоса.

Вокальные ансамбли и хоры.



4

1.2.

Инструментальные тембры. Инструменты симфонического оркестра.

6

1.3.

Инструменты русского народного оркестра. Удмуртские народные инструменты.

3

1.4.

Виды оркестров

1

1.5.

Старинные инструменты.

2

2.

Народное творчество




2.1.

Удмуртское музыкальное творчество

2

2.2.

Татарское музыкальное творчество

1

3.

Программная музыка

1

4.

Музыкально-сценические жанры




4.1.

Музыка в драматическом театре

2

4.2.

Балет.

4

4.3.

Опера.

4




Закрепление пройденного.

2




Контроль.

2







Итого:34

час.



Третий год обучения


№№

тем


Наименование тем

Кол-во часов




Западноевропейская музыкальная литература.

Классики европейской музыки






1.

Классицизм. Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь

1

1.1.

Соната ми минор.

1

1.2

Симфония Ми бемоль мажор

2

2.

В. А. Моцарт. Жизненный и творческий путь

1

2.1.

Симфония соль минор.

2

2.2.

Опера «Свадьба Фигаро»

1

3.

Л. Бетховен. Жизненный и творческий путь.

1

3.1.

Симфония до минор

2

4.

И. С. Бах. Жизненный и творческий путь

1

4.1.

Клавирная музыка. Инвенции.

1

4.2

Хорошо темперированный клавир.

1

4.3.

Сюиты

1

4.4.

Органная музыка

1

5.

Романтизм. Ф. Шуберт. Жизненный и творческий путь.


1

5.1.

Песни. Вокальные циклы.


1

6.

Ф. Шопен. Жизненный и творческий путь


1

6.1

Мазурки и полонезы


1

6.2.

Прелюдии, этюды

1




Классики отечественной музыки




7.

Введение. Русская музыка до Глинки.

Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы. Музыкальная культура XVIII века, творчество Д.С.Бортнянского, М. С. Березовского.



1

8.

Культура начала XIX века. Романсы. Творчество А. А. Алябьева, А.Е. Варламова, А. Л. Гурилева

1

9.

М. И. Глинка. Жизненный и творческий путь.

1

9.1.

Опера «Иван Сусанин»

4

9.2.

Песни и романсы

4




Закрепление пройденного материала.

2




Контроль.

2

Итого: 34 час.




Четвертый год обучения


№№ тем

Наименование тем

Количество часов




Классики отечественной музыки (продолжение)




1.

А. С. Даргомыжский. Жизненный и творческий путь.

1



Песни и романсы

1

2.

Русская музыкальная культура в 60-70-е гг. XIX в.

1

3.

А. П. Бородин. Жизненный и творческий путь.

1


Опера «Князь Игорь»

3

4.

М. П. Мусоргский. Жизненный и творческий путь

1



Опера «Борис Годунов»

3

5.

Н. А. Римский-Корсаков. Жизненный и творческий путь.

1



«Шехеразада»

2

6.


П. И. Чайковский. Жизненный и творческий путь.

1



Опера «Евгений Онегин»

4

7.


Русская музыкальная культура концаXIX начала XXв. А. Н. Скрябин. С. В. Рахманинов.

1

8.

Отечественная музыкальная культура 20-30 годов XX в.

1

9.

С. С. Прокофьев. Жизненный и творческий путь.

1

9.1.

Кантата «Александр Невский»

1

9.2.

Симфония №7. I часть.

1

10.

Д. Д. Шостакович. Жизненный и творческий путь

1



Симфония № 7

1

11.

А. И. Хачатурян. Г. В. Свиридов. Р. К. Щедрин. Обзор жизни и творчества

1


12.

Композиторы последней трети XX в В. А. Гаврилин. С. М. Слонимский. А. П. Петров. Обзор творчества.

1

13.

Музыкальная культура Удмуртии

2




Закрепление пройденного.

2












Контроль.

2

Итого:34 час.





  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по предмету «Слушание музыки» реализуется в структуре дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства», рассчитанной на 4 года обучения.

Годовые требования

Первый год обучения

  1   2   3   4