Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано», «сольное пение»




страница1/5
Дата28.03.2017
Размер0.76 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5


ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С. В. Рахманинова»

Детская школа искусств



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

в области музыкального искусства

«ФОРТЕПИАНО», «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»,

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
по учебному предмету

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА»



Разработчик программы:

Григорьева Нина Александровна,

преподаватель теоретических дисциплин

первой квалификационной категории

ДШИ при ГБПОУ «НОКИ им. С.В. Рахманинова»

Великий Новгород

2013 год

Пояснительная записка

Изучение музыкальной литературы в детской школе искусств — составная часть единого и много­стороннего процесса музыкального воспитания и обучения. Уроки музыкальной литературы расширяют музыкальный кругозор учащихся, развивают их музы­кальную память, музыкальный вкус и художественный критерий. Они развивают также мышление и фантазию детей, учат передавать словами свои впечатления, содержание музыкального произведения. Образовательная задача предмета преследует также и воспитательную цель — развить эстетический вкус ученика, расширить круг его эмоционально-образных впечатлений. В процессе активного изучения разнообразных музыкальных произведений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Преподавание музыкальной литературы в тесной связи со всем циклом учебных дисциплин обогащает музыкально-педагогический процесс, способствует более быстрому и гармоничному развитию музыкальных способностей учащихся. Богатство содержания и разнообразие жанров изучаемых произведений, знакомство с событиями музыкальной жизни, с биографиями крупнейших композиторов классиков и наших современников помогает учащимся понять связь искусства с явлениями общественной жизни, насыщает в идейном отношении процесс музыкального воспитания и обучения учащихся детских музыкальных школ.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная литература» составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»; на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Данная программа имеет художественную направленность и разработана на основе примерной программы по дисциплине «Музыкальная литература», допущенной Министерством культуры Российской Федерации и одобренной Научно-методическим центром по художественному образованию в 2002г., автор – Лагутин А.И.

Программа реализуется на музыкальном отделении Детской школы искусств при «НОКИ им. С.В. Рахманинова» в составе комплексных программ «Фортепиано», «Народные инструменты», «Сольное пение».

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что музыкальное образование призвано решить ответственные задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовить активных участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры, а наиболее способных - к дальнейшей учёбе в средних специальных учебных заведениях.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учётом современных требований и достижений музыкального искусства и соответствует уровню развития детей 10(11)-14(15) лет.

В программе учтены основные ценности и цели дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию детей, которые способствуют более рациональному и сбалансированному распределению учебной нагрузки, связанной с учётом возрастающих от класса к классу требований.



Цель программы: формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей посредством приобщения к музыкальному искусству.

Задачи программы:

1.Образовательные:

- приобретение умения разбирать музыкальные произведения, слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи;

- приобретение умения ориентироваться в нотном тексте сочинений;

- приобретение умения запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке;

- научить грамотно передавать содержание произведений, выделять основные выразительные средства, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией;

- активизация познавательных и музыкальных способностей;

- приобщение к высокохудожественному репертуару классической и современной музыки;

- знакомство с основными музыкальными жанрами (симфоническими, музыкально-дра­­ма­­тическими, вокально-симфоническими, камерно-вокальными и т.д.).

- знакомство с основными художественными стилями зарубежной музыки (ба­рокко, классицизм, романтизм), их особенностями, характерными жанрами и средст­вами воплощения художественной идеи. Изучение этапов развития русс­кой музыкальной культуры конца XVIII — XX века как значительного яв­ления мировой художественной культуры.

- ознакомление с биографией, творчеством крупнейших композиторов Ев­ро­пы и России XVIII— XX веков и формирование понятия авторского стиля в ра­кур­се художественного направления эпохи.



2. Воспитательные:

- формировать слушательские умения и навыки учащихся;

- формирование духовной культуры и нравственности ребенка;

- поддерживать познавательный интерес учащихся;

- приобщение к отечественным и мировым культурным ценностям;

- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;

- развитие художественного вкуса.



3. Развивающие:

- развивать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству, пониманию народного, классического и современного музыкального творчества;

- развивать любознательность и кругозор ребенка;

- развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания;

- развивать эмоциональность ребенка;

- развивать мотивацию учащихся к познанию и творчеству;

- развивать коммуникативные способности учащихся;

- развивать музыкальные способности учащихся;

- развивать художественный вкус.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса Детской школы искусств при ГБПОУ «Новгородский областной колледж искусств им. С.В. Рахманинова» и представляет собой курс «Музыкальной литературы», ориентированный на контингент учащихся и особенности образовательного процесса данной школы искусств.

Данная программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.



Возраст детей, участвующих в реализации программы 10(11)–14(15) лет.

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.

В соответствии с учебным планом, на предмет «Музыкальная литература» отводится 34 часа в год, из расчета - 1 час в неделю в 4-6 классах (при семилетнем курсе обучения) или во 2-4 классах (при пятилетнем курсе обучения), в 7 классе (в 5 классе) – 51 час в год, из расчета 1,5 часа в неделю.

Весь курс программы «Музыкальная литература» составляет 153 часа.



Формы и режим занятий:

– форма организации занятий – мелкогрупповая / групповая (максимальная наполняемость групп 12 человек);

– занятия проводятся по расписанию;

– продолжительность учебного занятия – 1 час (40 минут) (в соответствии с «Положением о детской школе искусств»).



Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки.

Первый год обучения носит ознакомительный характер. Его основная цель пробудить у учащихся сознательный и стойкий интерес к слушанию и разбору музыкальных произведений, к приобретению разнообразных музыкальных знаний.

Учащиеся должны:

– знать и свободно владеть терминологией;

– уметь разбирать музыкальные произведения: слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, определять форму, жанр, тембры инструментов;

– приобрести умение ориентироваться в нотном тексте сочинений;

– запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки.

Цель проверочных заданий ­­- повторение и закрепление пройденного материала. Задания не должны быть очень сложными, а их выполнение не должно занимать много времени. Лучше, если задания будут интересными, разнообразными по выполнению и ориентированные на учащихся с различной степенью знаний и способностей. Важно, чтобы все учащиеся были вовлечены в работу, поэтому можно использовать как индивидуальные так и групповые формы работы.

В качестве проверочных заданий могут быть кроссворды, решаемые одним или группой учащихся, музыкальные викторины: жанровая –определить жанр звучащих отрывков (по ходу вспоминается и теоретический материал), викторина по прослушанным в году произведениям (подбираются самые известные и полюбившиеся фрагменты).

Программа второго года обучения включает монографические темы, посвященные крупнейшим представителям западно-европейской музыки XVIII–XIX веков: И. С. Баху, Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену, Ф. Шуберту, Ф. Шопену, а также вводный курс о формировании и развитии западно-европейской музыкальной культуры до XVIII века.

Учащиеся за этот год должны:

– усвоить биографический материал;

– усвоить понятие музыкального стиля;

– познакомиться с новыми музыкальными формами (сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный цикл);

– познакомиться с новыми музыкальными жанрами симфонии, увертюры;

– запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанных произведений.

Итоговый урок может включать в себя вопросы по творчеству композиторов (вопросы могут обсуждаться в устной или письменной форме), характеристику и анализ отдельных произведений, музыкальную викторину по произведениям, прослушанным в году.

Программа третьего года обучения включает три обзорные темы, посвященные композиторам: Р. Шуману, Ф. Листу, Дж. Верди, завершающие знакомство с западно-европейской культурой XIX века. С этого же года начинается изучение русской музыкальной культуры. Программа предусматривает изучение творчества основных представителей русской классики XIX века: М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, А.П. Бородина, Н.А. Римского- Корсакова, М.П. Мусоргского. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также две обзорные темы: вводную тему «Хоровая музыка конца XVIII века, песни и романсы» и беседу о русской музыкальной культуре второй половины XIX века. Основное внимание в этом разделе программы уделено опере – ведущему жанру русской классической музыки.

К итоговому уроку учащиеся должны:

– уметь рассказать о важнейших событиях жизни и творчества композиторов;

– знать музыкальный материал;

– знать содержание опер, уметь охарактеризовать главных героев, а также усвоить как общие закономерности жанра оперы, так и некоторые особенности, характерные для творчества отдельных композиторов;

– запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанных произведений.

Итоговый урок может включать в себя вопросы по творчеству композиторов, характеристику и анализ отдельных произведений или их фрагментов, музыкальную викторину по произведениям, прослушанным в году.

Программа четвертого года обучения предполагает изучение творчества довольно большого круга композиторов XIX и XX веков: П.И. Чайковского, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова, И.Ф. Стравинского, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке, а также включает обзорные уроки о русской музыкальной культуре конца XIX начала XX века и об эстрадной музыке и джазе.

Завершая изучение курса музыкальной литературы, учащиеся должны:

– иметь представление о музыкальных стилях, жанрах;

– знать к какой исторической эпохе принадлежит тот или иной композитор;

– уметь рассказать о наиболее запомнившихся и полюбившихся произведениях;

– свободно пользоваться терминологией.

Итоговый урок может включать в себя вопросы музыкально – исторического плана, теоретические, связанные с объяснением музыкальных понятий, терминов, вопросы о творчестве известных или любимых композиторов, характеристику и анализ отдельных произведений или их фрагментов, музыкальную викторину по известным произведениям. Одной из форм итогового урока по предмету может быть представление и защита выполненной самостоятельно (но под контролем преподавателя) презентации по творчеству какого-либо композитора.

Чтобы проверить степень освоения материала без лишнего нажима и назидания, дается ряд творческих заданий. Они помогут выявить знания, умения и навыки учеников, а также станут не столько критерием оценки, сколько любимой формой работы на уроке.

Формы подведения итогов:

– Творческие задания (викторины, кроссворды, сочинения, рисунки и т.д.)

– Фронтальный опрос;

– Беглый текущий опрос;

– Музыкальная викторина;

– Проверка домашнего задания;

– Контрольные уроки в конце каждой четверти.

Проверку успеваемости следует рассматривать как одно из средств

управления учебной деятельностью учащихся. Объектами поурочного контроля должны явиться: наличный уровень знаний и умений, учебная работа учащихся, а также динамика их музыкального развития.

Основная форма контроля на уроках музыкальной литературы — устная выборочная проверка. При индивидуальном опросе преподаватель имеет возможность обстоятельно проверить усвоение отдельными учащимися биографического и музыкального материала посредством его пересказа, ответов на вопросы, узнавание музыки на слух. Фронтальный опрос, сопровождаемый обычно более высокой активностью учащихся, позволяет в ограниченное время осуществить проверку знаний большинства учеников постановкой вопросов перед всей группой с целью воспроизведения фактов, объяснения понятий, терминов, названий, приведения доказательств, характеристики содержания и выразительных средств музыки и т. п. Если при проверке знаний биографий композиторов от учащихся требуются более сжатые ответы, то при разборе музыкального материала они могут более полно раскрыть свои возможности. По ходу ответа в таких случаях возможно напоминание учащимся звучания музыкальных фрагментов. Текущий контроль успеваемости осуществляется на каждом уроке посредством наблюдения за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу. В конце каждой четверти проводится опрос по пройденным темам в виде контрольного урока. На таких уроках проверку знаний можно проводить в различной форме (индивидуальный или фронтальный опрос, письменная форма ответа, тест, музыкальная викторина и т. д.). В конце года возможен итоговый урок по пройденным в году темам.

Четвертные отметки выводятся по результатам текущего опроса и обобщающей проверки на контрольном уроке и должны объективно отражать степень усвоения учебного материала. Итоговыми отметками по музыкальной литературе являются годовые, которые определяются на основании четвертных и с учетом тенденции роста учащихся. Итоговая отметка за последний год обучения идет в свидетельство об окончании школы искусств.

Эффективность уроков музыкальной литературы в значительной степени оп­ределяется применением различных методов обучения. Основная часть ма­те­ри­ала и теоретического, и собственно музыкального усваивается уча­щимися из объяснений учителя. Наибольшей актив­нос­ти учащихся можно добиться обращением к форме беседы при сообщении но­вых знаний, их закреплении, а также при повторении пройденного материала и проверки его ус­воения. Дополнительными источниками информации, расширяющими пред­став­ление учащихся об окружающем музыкальном мире, могут служить раз­но­об­разные иллюстрации, применение которых возможно не только на би­ог­ра­фи­чес­ких уроках, но и при изучении музыкальных произведений. Источником ху­дожественных впечатлений детей в классе должна быть звучащая музыка. На уро­ке обязательно должно прозвучать целиком или в законченном фрагменте про­изведение, которое является предметом изучения. Демонстрация музыки в клас­се возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и путем во­сп­ро­из­ведения с помощью технических средств. При возможности прослушивание музыки полезно сочетать с наблюдением ее по нотам. Такая форма работы хо­ро­шо концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные на­вы­ки.

В школе искусств организована внеклассная работа, за­да­ча которой рас­ширять представление учащихся о музыкальном мире, зна­комить с наиболее значительными событиями музыкальной жизни. С этой целью устраиваются му­зы­кальные вечера, посвященные памятным датам (лекции –концерты), твор­чес­кие встре­чи с му­зы­кан­тами, экскурсии, посещение концертов.

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:


  • обеспечение доступом каждого учащегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;

  • укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно­методической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;

  • наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;

  • обеспечение каждого учащегося основной учебной литературой;

  • наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 учащихся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялем, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами).

Учебно – тематический план

Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

тем



Наименование разделов и тем

Макс. Учебная нагрузка уч-ся час.

Количество часов

лекц

практ




I год обучения













Роль элементов музыкальной речи и музыкальной формы в создании музыкального образа произведения. Основные музыкальные жанры










1

Вводное занятие. Музыка, как вид искусства. Связь ее с другими искусствами.

1

1

-

2

Средства музыкальной выразительности

3

2

1

3

Музыкальные жанры. Песни, танцы, марши

7

6

1

4

Музыкальные инструменты. Орган, клавесин, фортепиано. Инст­­рументы симфонического оркестра

6

3

3

5

Программная и непрограммная музыка. Музыкальная изо­б­­ра­зительность (Лядов — «Кикимора», Чайковский — «Вре­­мена года» и «Детский альбом», Вивальди — «Времена го­да», Сен-Санс «Карнавал животных», пьесы Грига и Шо­пена).

2

2

-

6

Музыкальные формы. Членение музыкальной речи. Мотив, фраза, предложение, период. Формы: простые и сложные двух- и трехчастные, вариации, рондо, сонатная

7

6

1

7

Опера. Строение и название оперных номеров. История воз­ник­новения оперы (Моцарт — «Волшебная флейта»).

3

3

-

8

Балет. (Чайковский — «Щелкунчик»).

1

1

-




*В конце каждой четверти отводится одно занятие на контрольный урок

4




4




ИТОГО:

34

24

10
  1   2   3   4   5

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музыкальная литература»
  • Педагогическая целесообразность
  • Задачи программы: 1.Образовательные
  • 2. Воспитательные
  • Отличительной особенностью
  • Возраст детей
  • Формы и режим занятий
  • Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки. Первый год обучения
  • Формы подведения итогов
  • Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»
  • Учебно – тематический план
  • *В конце каждой четверти отводится одно занятие на контрольный урок