Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа Театрального кружка «Ставим классику»




Скачать 259.45 Kb.
Дата02.07.2017
Размер259.45 Kb.
ТипОбразовательная программа
БОУ «Троснянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

На пед.совете Зам директора по УВР Директор школы

Протокол № 1 Степко О.А._________ Жуков В.Д.________

От 31. 08.2015 г. От 1.09.2015 г. От 1.09.2015 г.

Рук.ШМО


Коломыцев В.Ф._______


Образовательная программа

Театрального кружка

«Ставим классику»
Срок реализации: 3 года

Возраст обучающихся:

12-14 лет.

Руководитель кружка

учитель музыки

Ахмедвелиева Марина

Рашидовна
С. Тросна 2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка

Как развивать речь и мышление учащихся? Как учить постигать тайны слова? Как учить постигать мир, воспитывать отзывчивость, сострадание, любовь ко всему живому?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Влияние любого вида искусства, в т.ч. и театрального, на личность ребенка неоспоримо. Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

В составленной программе театрально-литературного объединения «Ставим классику» детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Цели программы – развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Задачи программы: развитие творческого мышления; развитие художественно-творческих способностей учащихся; воспитание любви и интереса к культуре Отечества и мировой культуре; создание условий, позволяющих детям найти свое место в творчестве; воспитание эстетической культуры учащихся; развитие навыков общения.

Основой занятий является программа, которая предусматривает систематическое и последовательное обучение, развитие и воспитание.

Данная программа является модифицированной. Она составлена на основе следующих источников: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр I-XI классы. М. Просвещение, 1995; Программа «Школьный театр» Черняковская Н.А., - 2010. Отличие данной программы от типовых состоит в изменении структуры подачи материала и изменении режима временных параметров осуществления деятельности.

Программа театрально-литературного объединения «Ставим классику» рассчитана на два года занятий с детьми 12-14 лет.

Данная программа предусматривает примерное усложнение работы от первого года обучения ко второму и т.д. Программа состоит из шести разделов.

Программа разделена на отдельные тематические разделы, но в связи со спецификой занятий в театральном коллективе границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться темы из разных разделов: руководитель строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процессов, учитывая репетиционно-постановочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.

Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий.

Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждения спектаклей, фильмов, посещение выставок, концертов, подготовка афиш, программок, билетов, заблаговременная подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом (если он имеется) и т.д. Ежегодный показ нового спектакля или композиции – необходимый завершающий этап работы.

В театрально-литературного объединение принимаются все желающие. Число участников группы 15-20 человек. Группы занимаются по два академических часа, один раз в неделю. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Всего на год отводится 72 часа. Сюда включается и время, затрачиваемое на экскурсии, коллективное посещение театра.

Ход занятия предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнения, игры-этюды, прослушивание звукозаписей, просмотр видеоматериалов.



В результате освоения программы театрального театрально-литературного объединения «Ставим классику» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу второго года ученики должны:

· достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;

· воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;

· ориентироваться в этических вопросах, стремиться к самообразованию, уметь ценить труд в коллективе;

· овладеть навыками общения, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Главным критерием в оценке деятельности участника театрального объединения является его творческое проявление в процессе воплощения на сцене конкретного задания: исполнения роли в спектакле, участие в литературно-поэтической композиции или выступление в качестве ведущего концертной программы.



Одной из форм контроля является участие в школьных мероприятиях, окружных и городских творческих конкурсах. Высшая оценка для участника – получение призового места.

Учебно-тематический план








Название раздела и темы

Количество часов

Теория

Практика

1-й год обучения

1.

Вводный урок.




Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ

1

1

2.

«Беседы о театре»




Театр – синтез искусств. Экскурсия в музей театрального искусства

1

3




Народные истоки театра. Театр скоморохов. Театр кукол. Экскурсия в музей Образцова.

1

6

3.

Практическое знакомство со сценическим действием



Сценическое внимание. Предлагаемые обстоятельства. Действие с реальными предметами


1

4




Актерское взаимодействие. Бессловесные элементы действия. Пристройка.

1

4



«Калейдоскоп талантов». Показ лучших сценических этюдов.





2

4

Основы практической работы над голосом










Дикция. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Скороговорки. Логика.


1

3



Орфоэпия. Нормы литературного произношения. Работа со словарем.


1

1



Творческая программа «Калейдоскоп талантов» «Звучащий мир»





2

5.

Основы художественного чтения










Живое слово и его значение.


1

1



Идейно-тематический анализ произведения. Прослушивание записей выступлений профессиональных артистов.


2

3



Работа над произведениями. Конкурс чтецов.


1

4

6.

Работа над спектаклем











Вводное занятие.

1







Чтение пьесы. Тематический анализ. Распределение ролей. Чтение по ролям.

2

2




Репетиции. Событийный ряд, эпизоды, линии действий персонажей. Этюды-импровизации.


1

4




Репетиции картин. Подготовка декораций, реквизита, костюмов. Репетиции с деталями декораций.




7




Генеральная репетиция. Показ спектакля зрителям




4

7.

«Калейдоскоп талантов». Итоговое занятие

1

1




Итого 68 часа, из них

16

52


2-й год обучения

1.

Вводный урок.




Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ

1

1

2.

«Беседы о театре»




Развитие театрального искусства в России в 18-19веках. Крепостной театр. Первые профессиональные театры.


1







Русские театральные школы. К. Станиславский. В. Мейерхольд

1

2




Драматическое произведение. Особенности рода литературы, предназначенного для театра. Жанры драмы.

1

2




Русские драматурги. Посещение музея А.Н. Островского

1

2

3.

Практическое знакомство со сценическим действием



Развитие наблюдательности.





2



Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику) Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации.


1

2




Актерское взаимодействие. Бессловесные элементы действия. Пристройка. Составление сценических этюдов

1

2




Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

1

2




Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

1

3



«Калейдоскоп талантов». Показ лучших сценических этюдов.





2

4

Основы практической работы над голосом










Дикция. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Скороговорки. Логическое ударение.


1

1



Орфоэпия. Нормы литературного произношения. Работа со словарем.


1

1



Знакомство с основами риторики


2

2



Конкурс ораторов





2

5.

Основы художественного чтения










Живое слово и его значение.


1

1



Идейно-тематический анализ произведения.





3



Чтение стихотворения в определенном образе.


1

2



Работа над произведениями. Конкурс чтецов.


1

2

6.

Работа над спектаклем











Вводное занятие.

1







Чтение пьесы. Тематический анализ. Распределение ролей. Чтение по ролям.

1

1




Репетиции. Событийный ряд, эпизоды, линии действий персонажей. Этюды-импровизации.


1

3




Репетиции картин. Подготовка декораций, реквизита, костюмов. Репетиции с деталями декораций.




6




Генеральная репетиция. Показ спектакля зрителям




4

7.

«Калейдоскоп талантов». Итоговое занятие

1

1




Итого 68 часа, из них

18

50


Содержание дополнительной образовательной программы


Беседы о театре

Теория 1. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей различных профессий. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Уважение к их труду, культура поведения в театре.

2. Страницы истории театра. Театр Древней Греции. Народные истоки театрального искусства (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры на Руси. Развитие театрального искусства в России в 18-19веках. Крепостной театр. Первые профессиональные театры. Русские театральные школы.

3. Пьеса – основа спектакля. Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Пьеса – сказка. Сказки народные и литературные. Превращение литературной сказки в сказку драматическую. Драма как род литературы. Отличие драматических произведений от произведений других видов литературы. Сценарий. Жанры драматических произведений. Комедия. Драма. Трагедия.

4. Актер и сцена. Этические нормы поведения.



Практика.

1. Экскурсия в музей театральных кукол при ГАЦТК ( театр Образцова)

2. Экскурсия в музей театрального искусства Бахрушина.

3. Посещение театра, просмотр и обсуждение спектаклей.

4. Чтение и обсуждение драматических произведений, входящих в круг детского чтения (В.Голявкин, Е. Шварц, С. Маршак,В. Вольский)

5. Создание сценария на основе эпического произведения (рассказы писателей XIX века), написание собственной пьесы из 1 действия.




Практическое знакомство со сценическим действием


Теория. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.

Практика.

1. Простейшие упражнения и игры, помогающие сосредоточить и организовать активное, заинтересованное отношение к объектам внимания.


2. Игры и упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в предлагаемых обстоятельствах.
3. Упражнения на практическое знакомство с действием в условиях вымысла, т.е. в предлагаемых обстоятельствах:
4. Практическое знакомство с элементами общения, взаимодействия.

Основы практической работы над голосом


Теория. Рождение звука. Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Отделы речевого аппарата. Система дыхания. Гигиена речевого аппарата. Дыхание и голос. Дыхание и звук. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.

Практика. Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок.

Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.


Основы художественного чтения


Теория. Живое слово и его значение. Идейно-тематический анализ произведения. Основные сведения об авторе произведения. Уяснение содержания произведения: основная мысль; художественные образы; последовательность развития сюжета. Многообразие форм выступления. Логика речи. Понятие о речевом звене. Логическое ударение. Логическая пауза. Логическое построение фразы

Практика. Идейно-тематический разбор произведения: определение характеров взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев представление в воображении описываемых автором картин природы, людей, окружающей их обстановки, фактов и событий; определение к ним своего отношения и их оценка; определение исполнительской задачи (сверхзадачи, обусловленной основной мыслью (идеей) произведения).Логика речи. Выполнение исполнительских задач. Прослушивание записей выступлений профессиональных артистов.Работа над произведениями. Подготовка к участию в городском конкурсе художественной декламации. Конкурс стихов.

Работа над спектаклем


Теория. Тематический анализ. Событийный ряд и действенный анализ. Предлагаемые обстоятельства. Линии действия персонажей.

Практика. 1. Предварительный разбор пьесы. Первое чтение произведение руководителем с целью увлечь детей, помочь им уловить основной смысл и художественное своеобразие произведения.Обмен впечатлениями. Пересказ детьми сюжета пьесы с целью выявления основной темы, главных событий и смысловой сути столкновения героев. Распределение ролей. Чтение пьесы по ролям.

2. Воспроизведение в действии отдельных событий и эпизодов (в условиях примерной выгородки). Чтение пьесы (по событиям); разбор текста по линии действий и последовательности этих действий для каждого персонажа в данном эпизоде (что происходит, что делается, почему, с какой целью?).

Этюды – импровизации на событие пьесы (у каждого персонажа свои линии действия).

Воспроизведение разобранного события в действии на сценической площадке. Разбор достоинств и недостатков.

Повторное обращение к тексту пьесы.

3. Воспроизведение в действии целых картин. Уточнение и проверка на основе авторского текста намерений персонажей, мотивов их поведения, предлагаемых обстоятельств, действенных задач; создание у детей на основе текста пьесы конкретных образных представлений (видений). Практическое закрепление и проверка логики персонажей в живом действии и взаимодействии исполнителей. Работа над словом.

Репетиция с деталями декораций. Развитие у детей представления о выразительном значении отдельных компонентов спектакля (декорации, костюмы, музыка, свет).

4. Проигрывание пьесы целиком, с включением готового оформления, музыки и т.п. Хронометраж. Окончательная расстановка смысловых акцентов в развитии действия пьесы и закрепление последовательной линии поведения персонажей. Выявление недочетов и посильное их устранение путем повторных репетиций всей пьесы.

Установление порядка перестановки деталей декорации, выделение ответственных за перестановку.

Показ спектакля зрителям: учащимся, родителям, учителям. Обсуждение итогов работы.




Методическое обеспечение





Тема занятий

Формы,

методы и приемы

занятия

подведение

итогов

1-й год обучения

1.

Вводный урок.




Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ

беседа, репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов»

викторина

2.

«Беседы о театре»




Театр – синтез искусств.

беседа, экскурсия в музей театрального искусства







Народные истоки театра. Театр скоморохов. Театр кукол. Особенности кукольного театра.

мини-проекты учащихся, беседа, экскурсия в музей Образцова

викторина

3.

Практическое знакомство со сценическим действием



Сценическое внимание. Предлагаемые обстоятельства. Действие с реальными предметами


Обыгрывание элементов костюмов. (атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.







Актерское взаимодействие. Бессловесные элементы действия. Пристройка.

Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)






«Калейдоскоп талантов». Показ лучших сценических этюдов.





конкурс этюдов

4

Основы практической работы над голосом



Дикция. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Скороговорки. Логика.


Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

3



Орфоэпия. Нормы литературного произношения. Работа со словарем.


работа со словарем, беседа

конкурс

«Грамотей»





Творческая программа «Калейдоскоп талантов» «Звучащий мир»





творческий вечер

5.

Основы художественного чтения



Живое слово и его значение.


беседа

Составление небольшого рассказа «Многоликие слова»



Идейно-тематический анализ произведения. Прослушивание записей выступлений профессиональных артистов.


выразительное чтение, эвристическая беседа, прослушивание аудиозаписей мастеров слова

поход в театр



Работа над произведениями. Конкурс чтецов.





Конкурс чтецов

6.

Работа над спектаклем




Вводное занятие.

беседа, инструктаж по ТБ







Чтение пьесы. Тематический анализ. Распределение ролей. Чтение по ролям.

мини-проекты по биографии автора пьесы, обзор творчества, анализ произведения, беседа, распределение ролей.







Репетиции. Событийный ряд, эпизоды, линии действий персонажей.


Репетиции, работа в микрогруппах, пантомимические этюды, этюды-импровизации, индивидуальная работа с учащимися







Репетиции картин. Подготовка декораций, реквизита, костюмов. Репетиции с деталями декораций.

репетиции, подготовка декораций, реквизита, костюмов







Генеральная репетиция. Показ спектакля зрителям

репетиции, анализ и самоанализ актерской работы

представление спектакля

7.

«Калейдоскоп талантов». Итоговое занятие

Обсуждение деятельности объединения, планирование КТД на следующий год

Выпуск газеты «Твори, выдумывай, пробуй!».


2-ой год обучения


1.

Вводный урок.




Цели и задачи объединения.

Инструктаж по ТБ



беседа, составление плана КТД, «мозговой штурм»




2.

«Беседы о театре»




Развитие театрального искусства в России в 18-19веках. Крепостной театр. Первые профессиональные театры.


мини-проекты учащихся, просмотр кинофильмов







Русские театральные школы. К. Станиславский. В. Мейерхольд

беседа







Драматическое произведение. Особенности рода литературы, предназначенного для театра. Жанры драмы.

работа с учебной литературой, беседа, сценирование эпического произведения (рассказа А.П. Чехова),работа в микрогруппах







Русские драматурги. Посещение музея А.Н. Островского







3.

Практическое знакомство со сценическим действием



Развитите наблюдательности


тренинг (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).






Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику) Развитие координации.


Психофизический тренинг, подготовка к этюдам.







Актерское взаимодействие. Бессловесные элементы действия. Пристройка. Составление сценических этюдов

Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»)







Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин).

Психофизический тренинг







Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский).

Беспредметный этюд на контрасты. Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек)






«Калейдоскоп талантов». Показ лучших сценических этюдов.





Праздник «Дионисии»

4

Основы практической работы над голосом



Дикция. Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. Скороговорки. Логическое ударение.


артикуляционная гимнастика, сценические этюды на воображение; изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста, этюд на состояние ожидания в заданной ситуации






Орфоэпия. Нормы литературного произношения. Работа со словарем.


Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии.






Знакомство с основами риторики


Игры со словами, развивающие связную образную речь. («Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Почему гимн – Азия, а не гимн – Африка?», «Театр абсурда», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание»).






Конкурс ораторов


работа в мини-группах, распределение обязанностей

конкурс ораторов

5.

Основы художественного чтения



Живое слово и его значение.


Беседа «Я в мире … мир во мне…», индивидуальные сообщения о мастерах художественного слова, о любимом поэте или писателе

творческая работа «Я в мире … мир во мне…»



Идейно-тематический анализ произведения.


Чтение произведений, входящих в круг детского чтения. Просмотр к\ф






Чтение произведения в определенном образе.


Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды






Работа над произведениями. Конкурс чтецов.


индивидуальные консультации учащихся

Конкурс чтецов

6.

Работа над спектаклем




Вводное занятие.

беседа, инструктаж по ТБ «Поведение на сцене», поход в театр







Чтение пьесы. Тематический анализ. Распределение ролей. Чтение по ролям.

мини-проекты по биографии автора пьесы, обзор творчества, анализ произведения, беседа, распределение ролей.







Репетиции. Событийный ряд, эпизоды, линии действий персонажей. Этюды-импровизации.


Репетиции, работа в микрогруппах, пантомимические этюды, этюды-импровизации, индивидуальная работа с учащимися







Репетиции картин. Подготовка декораций, реквизита, костюмов. Репетиции с деталями декораций.

репетиции, подготовка декораций, реквизита, костюмов







Генеральная репетиция. Показ спектакля зрителям

репетиции, анализ и самоанализ актерской работы, анализ выступления

представление спектакля

7.

Итоговое занятие

Обсуждение деятельности объединения, подготовка творческих подарков, чаепитие

Выпуск видеолетописи объединения


Список литературы для учащихся

1. Барро Ж. Размышление о театре. М., 1963.

2. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999.

3. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997.

4. Смоленский Я.М. В союзе звуков чувств и дум. М., 1976.

5. Устинова Т.А. Беречь красоту русского танца. М., 1959.

6. Что такое театр. Книга для детей и их родителей. М., 1997.

Список литературы для педагогов

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Искусство, 1972.

2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 1998.

3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М.: Просвещение. 1978.

4. Груненкова Н.А. Программа театрального кружка «Творческая мастерская».

5. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Статьи. М., 1982.

6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., 1984.

7. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.

8. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1978.

9. Немирович – Данченко В.И. Об искусстве актера и режиссера. Работа над спектаклем. Т. 1. М., 1952

10. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.

11. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Квитная О.В. Учите детей танцевать. М.: Владос. 2003.

12. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М.: Просвещение. 1974.

13. Саричева Е.Ф. Сценическое слово. М.: Просвещение. 1963.

14. Станиславский К.С. Работа актера над собой. т 8. М., 1954.

15. Станиславский К. С. Этика. М.: Искусство. 1962.



16. Черняковская Н.А. Программа ДОД «Школьный театр»

17. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральных занятий младших школьников. М.: Владос. 2003.
Каталог: ld
ld -> Классный час «Александр Невский личность нации»
ld -> Методические рекомендации по созданию и ведению официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет г. Дубна 2013
ld -> 1. Основная часть. Изучение творчества Андерсена-поэта
ld -> 1802–1870 Тюрколог, иранист, арабист и исламовед
ld -> Контрольная работа по биографии и творчеству поэтов А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, В. В. Маяковского
ld -> Ю. В. Лебедев >(д ф. н., проф. Костромского Государственного университета), А. Н. Романова >(к ф. н., учитель Костромской гимназии №15) Методические рекомендации
ld -> Поэтика современной башкирской прозы
ld -> Учебно-методический комплекс дисциплины русская литература ХХ века