Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа «родной край в фольклоре и литературе»




страница1/6
Дата01.07.2017
Размер1.13 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6








Дополнительная общеобразовательная программа

«РОДНОЙ КРАЙ В ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ»
Возраст детей – 13-17 лет

Срок обучения – 4 года


Разработчики:



Буртасова Галина Аркадьевна,

педагог дополнительного образования;



Савина Наталия Александровна,

методист


Тольятти

2015


Паспорт дополнительной программы

Название программы

Дополнительная общеобразовательная программа «РОДНОЙ КРАЙ В ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ»

Учреждение, реализующее программу

МБОУ ДО «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о.Тольятти

Адрес: 445012, Тольятти, ул.Коммунистическая, 87А,

т. 76-98-94, 76-90-56


Разработчики программы

Буртасова Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования;

Савина Наталия Александровна, методист



Аннотация


Программа "Родной край в фольклоре и литературе" позволяет представить литературу края живым, противоречивым, ярким, литературным процессом, к которому каждый имеет свое отношение. В ней соединено изучение народного поэтического и песенного творчества, изучение литературной истории Самарского края, современной литературной жизни родного Тольятти; жизни и творчества писателей-земляков. Учебный материал разделен на четыре сквозных для всех лет обучения раздела: 1 «Родимый край в песнях, сказках, произведениях писателей», 2 «Писатели, поэты и наш край», 3 «Современная литературная жизнь Самары и Тольятти», 4 «Проектно-исследовательская практика»

Год разработки программы

2001 г.

Где, когда и кем утверждена программа

Решение методического совета ГЦИР . Протокол № 2 от 10.10.2001 года

Программа принята в новой редакции

Решение методического совета ГЦИР. Протокол № 1 от 28.09.2015 года

Тип программы по функциональному назначению

общеразвивающая

Направленность программы

туристско – краеведческая

Направление (вид) деятельности

литературное краеведение

Вид программы по степени авторства

авторская

Вид программы по уровню освоения содержания программы

учебно-исследовательская

Вид программы по признаку возрастного предназначения

среднего (полного) общего образования

Охват детей по возрастам

13-17 лет (7-10 класс)

разновозрастные группы



Вид программы по способу организации содержания

интегрированная

Срок реализации программы

4 года

Степень реализации программы

программа реализована полностью

Вид программы в зависимости от территориальных особенностей

учрежденческий

Рецензенты программы (для авторских):

  1. Г.А.Медяник, к.п.н., зав.отделом мониторинга методического центра «Педагогический поиск», 20.10.2002

  2. Г.В.Здерева, к.и.н., доцент кафедры истории ТГУ, 03.10.2001

  3. А.А.Рашевский, к.и.н., завкафедрой общих гуманитарных и естественных дисциплин ТФ ИВЭСЭП, 28.10.2013 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ





Пояснительная записка
Направленность программы………………………………………………………….




3




Актуальность программы, педагогическая целесообразность

отбора содержания…………………………………………………………………...




3



Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ…………………………………….…





4



Цель и основные задачи программы……………………………………..………..…




5



Организационно – педагогические основы обучения…………………………..…




6



Ожидаемые результаты освоения программы…………………………….………




11



Психолого-педагогический мониторинг результатов

образовательного процесса……………………………….…………………………




14





Учебный план программы…………………………………………………………….


16





Содержание программного материала





Первый год обучения «Фольклорные традиции Самарского края»………..……..




17



Второй год обучения «Литература Самарского края

XVIII-XIX вв»………………….………………………….…………….…….……...




22



Третий год обучения «Литература Самарского края ХХ века»……………………




27



Четвертый год обучения «Тольятти литературный»…..…………………….……..




32





Методическое обеспечение программы…………………………………………….….


37




Список литературы, использованной при составлении программы…………………………………………………………………………………


51





Приложение

Календарно-тематический план








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Родной край в фольклоре и литературе» туристско-краеведческой направленности является неотъемлемой частью образовательной программы МБОУ ДО «Гуманитарный центр интеллектуального развития» г.о. Тольятти и дает возможность каждому ребенку получать дополнительное образование исходя из его потребностей, интересов, склонностей и способностей.

По своему функциональному назначению программа является общеразвивающей. Программа " Родной край в фольклоре и литературе" позволяет представить литературу края живым, противоречивым, ярким, литературным процессом, к которому каждый имеет свое отношение. В ней соединено изучение народного поэтического и песенного творчества, изучение литературной истории Самарского края, современной литературной жизни родного Тольятти; жизни и творчества писателей-земляков.

Актуальность программы, педагогическая

целесообразность отбора содержания

Региональный (пространственный) фактор становится всё более значимым в организации жизнедеятельности людей. Современные коммуникационные технологии сокращают расстояния. Социальное взаимодействие и общественно-политическая практика приобретают глобальный планетарный характер. А современные коммуникационные технологии и общественно-политическая практика всё чаще оказываются не связанными с конкретным местом, с тем или иным регионом и его пространством. Созданы все условия для искоренения из нашей жизни самого понятия «малая родина», которая остается лишь как факт биографии частного человека. Но каждый человек выделяет и хранит память о том малом (региональном) пространстве, к которому относит себя. «Малая родина» всегда была и будет непременным условием и важным фактором бытия, определяющим становление личности, её укоренённость в традиции своего народа. Поэтому в современных условиях нарастания глобалистических тенденций изучение литературы конкретного региона, включение её в контекст общенационального литературного развития представляется особо актуальным.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, утвержденной в рамках ФГОС второго поколения (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) определено, что одной из главных ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики, когда через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.

Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.

Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества.

Большое воспитательное и образовательное значение имеет собирание местного фольклора. Не в стенах школы, не по книгам, а в живом, непосредственном общении с народом дети приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа. Увлекательная работа по собиранию фольклора будит у учащихся интерес к славному прошлому нашей Родины. Произведения фольклора, услышанные в живом исполнении сказителя (певца), помогают ощутить красоту устного народного творчества, приучают любить мелодию народной песни и живую народную речь, доставляют эстетическое наслаждение, развивают художественный вкус.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест способствует воспитанию чувства бережного отношения к природе, желания принять участие в мероприятиях по ее охране.

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий научных организаций по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у обучающихся сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

Целенаправленное обучение учащихся по программе "Родной край в фольклоре и литературе" позволяет представить литературу края живым, противоречивым, ярким, литературным процессом, к которому каждый имеет свое отношение, позволяет сформировать навыки активно-положительного проведения свободного времени, готовить учащихся к дальнейшему образованию в гуманитарном направлении.

Актуальность и целесообразность программы подчеркивается её научно-практической значимостью. В результате практической работы постепенно складывается архив этнографических и фольклорных материалов, который представляет интерес для науки. Полевые материалы являются отправной точкой для многих исследовательских работ, докладов, статей, представленных не только на юношеских, но и на «взрослых» научных конференциях.

Программа призвана помочь детям открыть многообразие способов освоения местной литературы и культуры, сформировать устойчивую потребность общения с культурой, традициями, ценностями родного края.



Новизна, отличительные особенности данной

программы от уже существующих образовательных программ

Программа «Родной край в фольклоре и литературе» является авторской. Целью её создания стало изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов литературного краеведения на основе деятельностного подхода.

Идея разработки данной программы возникла из анализа существующих программ, методических пособий, публикаций в педагогических журналах, специальной литературы по организации краеведческого образования, а также из личного опыта педагогов и анализа работы детского коллектива.

Новизна программы «Родной край в фольклоре и литературе» заключается в том, что в ней представлен содержательный материал, позволяющий создать условия для вхождения ребенка в культурную среду региона и сформировать у него систему нравственно-патриотических и духовных ценностей. Содержание программы призвано дать достаточно полное, целостное представление о литературном процессе городов Самары и Тольятти, выявить связь известных русских писателей с Самарским краем, привить учащимся чувство гордости за свою малую родину.

Теоретической основой программы стали исследования ученых и педагогов Э.Г.Беккера, Н.X.Весселя, М.Г.Качурина, A.И.Княжицкого, П.В.Куприяновского, Н.А.Милонова, Н.П.Терентьевой, М.Д.Янко по вопросам организации краеведческой работы в школе.

В методическом плане остались актуальны методические рекомендации по организации краеведческой работы из книги «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. Изд.3 дополненное», изданной в 1982г.

Традиционно в каждом регионе за основу изучения в курсе литературного краеведения берется местная литература. Поэтому при составлении программы использовались следующие материалы:


  1. Наш край: хрестоматия для преподавателей и учащихся старших классов средней школы. – Куйбышев: Кн.изд-во, 1966.

  2. Наякшин К.А. Очерки истории Куйбышевской области. - Куйбышев: Кн.изд-во, 1962.

  3. Овсянников В. Ставрополь-Тольятти. Страницы истории. - Тольятти, 1996.

Основное отличие программы «Родной край в фольклоре и литературе» от существующих заключается в следующем.

1) Программа «Родной край в фольклоре и литературе» является историко-литературной. В ней соединено изучение народного поэтического и песенного творчества и изучение литературной истории Самарского края, современной литературной жизни родного Тольятти; жизни и творчества писателей-земляков.

2) Исследователь П.В.Куприяновский выделил четыре основные проблемы, составляющие предмет именно литературного краеведения: область в художественной литературе, изучение жизни и творчества местного писателя и изучение писателя-классика (крупного писателя) в плане регионально-краеведческого начала; исследование литературной жизни в области. На основании этой классификации в программе «Родной край в фольклоре и литературе» выделены три тематических раздела «Родимый край в песнях, сказках, произведениях писателей», «Писатели, поэты и наш край», «Современная литературная жизнь Самары и Тольятти», которые дополнены практической работой по разработке и реализации исследовательских проектов в области литературного краеведения (раздел «Проектно-исследовательская практика».

3) акцент в программе делается на изучении современного литературного процесса в Самаре и Тольятти.

4) Особенностью программы является ее ярко выраженная воспитательная направленность: изучение народной культуры – это реальная основа для формирования патриотической позиции подростка.

5) К особенностям программы следует отнести и то, что она требует применения современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым профильным базам, банкам данных, источникам информации по темам исследования.

6) Программа дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации и создания компьютерных презентаций до создания литературно-краеведческого сайта или виртуального школьного музея.

7) В содержание программы интегрированы воспитательные мероприятия, – праздники, в том числе и на основе народного и православного календаря, экскурсии в музеи, библиотеки, художественные галереи, прогулки в лес, парк, встречи с писателями, поэтами, учеными, конкурсы - которые позволяют обогатить культурный, ценностный и авторский опыт детей, решать задачи формирования языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций обучающихся по программе.



Таким образом, программа «Родной край в фольклоре и литературе» способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, удовлетворяет их познавательный интерес в области литературной истории края, разнообразия фольклорных и литературных жанров, формирует навыки активно-положительного проведения свободного времени.

Цель и основные задачи образовательной программы

Цель программы - создание условий для вхождения учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Самарским краем и Тольятти.

Основные задачи программы:

Воспитательные:

  1. воспитать уважение к фольклорному и литературному наследию родного края, бережное отношения к памятникам истории и культуры на основе формирования и развития представлений о народной культуре как национальном феномене;

  2. формировать патриотическое сознание и гражданское поведение через осознание школьникам себя частью жизни родного края;

  3. вовлечь обучающихся в общественно-полезную деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного наследия родного края средствами литературного краеведения;

  4. формировать систему ценностных ориентаций: а) уважения к трагической истории русской деревни; б) уважения к эстетической гармонии фольклорных произведений; в) утверждение нравственных ценностей, лежащих в основе мировоззрения русского крестьянства; г) уважения к традициям русской академической научной школы;

  5. формировать социально активную, ответственную, высоконравственную, творческую личность, ориентированную на дальнейшие самостоятельные контакты с литературой и культурой.

Обучающие:

  1. познакомить обучающихся с литературой и традициями Самарского края: прошлым своего народа, его традициями, культурой, обычаями и отражением их в произведениях словесности;

  2. сформировать представление о месте Самарского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

  3. сформировать у учащихся умения интерпретации и анализа произведений словесности;

  4. расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Самарского края;

  5. ознакомить с основами краеведческого исследования, методами практического накопления опыта;

  6. привить навыки исследовательской работы с литературными, историческими, архивными источниками.

Развивающие:

  1. развить интеллектуальные способности на основе мыслительных операций по сопоставлению, анализу и обобщению литературно-краеведческого материала;

  2. сформировать у подростков навыки активно-положительного проведения свободного времени через приобретение опыта участия в общественной жизни города, области.

Организационно – педагогические основы обучения

Педагогические принципы, лежащие в основе образовательной программы

Реализация программы «Родной край в фольклоре и литературе» основывается как на общедидактических принципах научности, последовательности, системности, связи теории с практикой, доступности, так и на основных принципах дополнительного образования – добровольного участия детей в занятиях, самодеятельности и партнерства, индивидуального подхода к учащимся, развивающего и воспитывающего обучения.

Акцент в программе делается на следующих принципах.


  1. Принцип патриотической направленности, который предусматривает обеспечение субъективной значимости для детей идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Реализация этого принципа предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству, стимулирование переживаний, которые ориентируют ребенка на действия, приносящие благо Отечеству).

  2. Принцип культуросообразности. Этот принцип предполагает максимальное использование семейной, национальной, церковной, народной материальной и духовной культуры, а также понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания.

  3. Принцип интегративности предполагает включение в образовательно-воспитательный процесс знаний по лингвистике, истории, краеведению, экологии, эстетике, религиоведению, культурологи, психологии.

  4. Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение ребенка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Если ему уже задано то, к чему он должен прийти, то для него нет проектирования. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские, художественные, социальные и экзистенциальные проекты подростков.

При разработке программы учитывались также основные принципы краеведческого образования:

  • сохранение духовно-нравственных и историко-культурных традиций региона и города;

  • учет историко-национальных особенностей уклада жизни населения региона и реалий сегодняшнего состояния нравственной и культурной жизни региона;

  • толерантность к другому мнению, другому поведению, другой культуре, вероисповеданию.

Основные характеристики образовательной программы

Возраст обучающихся по программе - 13 – 17 лет (7-10 класс).

Принцип набора в объединение свободный. Ребенок, приступающий к изучению программы, должен иметь знания по русскому языку и литературе в объеме шести классов общеобразовательной школы.

Группы формируются с учетом интересов и потребностей детей, что выявляется в ходе проведения обязательного предварительного собеседования.

Группы могут быть разновозрастными. Для учащихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального образовательного маршрута и назначении учебных заданий в процессе обучения.

Срок реализации программы – 4 года.

Количество детей в группе: 1-го года обучения не менее 15 человек; 2-го - 4-го годов обучения – 12-15 человек.

Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально (с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям или с детьми с особыми возможностями здоровья).

Продолжительность образовательного процесса - 34 учебных недели в учебный год: начало занятий 1 октября, завершение – 31 мая.

Режим занятий: два занятия в неделю. Недельная нагрузка на учащихся 3 часа.



Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса

Программное содержание, методы, формы, средства обучения отбирались с учетом выше обозначенных принципов и основных направлений развития системы дополнительного образования области.

Занятия литературным краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли.

Учебный материал, скомпонованный по принципу перспективных динамических связей, разделен на четыре сквозных для всех четырех лет обучения раздела:

Раздел 1. Родимый край в песнях, сказках, произведениях писателей.

Раздел 2. Писатели, поэты и наш край.

Раздел 3. Современная литературная жизнь Самары и Тольятти.

Раздел 4. Проектно-исследовательская практика.

В каждый последующий год обучения данная тематика изучается в новом временном периоде или в новом аспекте. Причем, практическая работа по разделу «Проектно-исследовательская практика» идет параллельно с изучением трех других разделов в течение всего учебного года.

Предметом исследования в рамках этого раздела могут стать составляющие литературного пространства региона – литература или фольклор региона и образ региона в литературе.

Литература региона есть произведения писателей, чей творческий и жизненный путь был связан с данным регионом рождением, длительным проживанием, созданием основных произведений. Именно в их судьбе наиболее отчётливо явлена историческая судьба региона, а они своё творчество неизменно ассоциировали со своей «малой родиной». Тексты этих писателей и составляют собственно региональный текст, в котором и выражено региональное самосознание.

Образ региона можно рассмотреть в творчестве тех писателей, кто не связан с областью рождением и судьбой, но чье пусть и кратковременное пребывание в регионе отмечено созданием интересных текстов на материале региона. В своих текстах (художественных, публицистических, мемуарных) они делали образ региона интересным для общероссийского читателя.

Материалом исследования служат не только тексты и творческие биографии писателей (литературное пространство), но и широкий контекст отдельных образов, эпизодов биографий, судьбы произведений. Тексты, составляющие предмет исследовательской работы, могут быть областью как культурологических, так и филологических исследований.

Содержание программы по годам обучения распределяется следующим образом:



  • Первый год обучения «Фольклорные традиции Самарского края».

  • Второй год обучения «Литература Самарского края XVIII-XIX веков».

  • Третий год обучения «Литература Самарского края ХХ века».

  • Четвертый год обучения «Тольятти литературный».

Таким образом, первые три года отражают хронологическую последовательность развития литературного процесса, а четвертый год обучения делает акцент на исследовании старшеклассниками литературы родного города.

В зависимости от содержания занятий используются следующие формы работы:



  • лекционная (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные темы);

  • семинарская (обучение навыкам литературно-краеведческой работы, работа с картографическим материалом и историческими источниками, деловые игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся);

  • экспедиционная (полевая практика, изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов, поездки, экскурсии);

  • литературно-творческая (дневники, сочинения на темы похода, эссе, отзывы о прочитанных текстах);

  • оформительская (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты, литературно-краеведческого сайта, виртуального школьного музея);

  • организаторско-массовая (проведение литературно-музыкальных вечеров на краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов, летняя работа с передвижной выставкой, социально-значимые акции и т. д.);

  • научно-исследовательская (работа НОУ, собирательская практика, изучение и классификация собранных материалов, подготовка докладов, участие в конференциях и т. д.).

Практическая работа по программе предполагает также интенсивное чтение обучающимися литературных произведений и освоение социокультурного аспекта текстов, связанных с литературными местам и литературными именами, а именно:



Чтение

Овладение системой теоретических знаний

Овладение системой самостоятельной творческой деятельности

1) Текстов фольклорных произведений.

2) Текстов художественных произведений писателей, поэтов, родившихся, проживавших или проживающих, бывавших в Самарской области, г.Тольятти.

3) Текстов художественных и публицистических произведений о Самарском крае, городе Тольятти.

4) Текстов художественных произведений, в которых описываются исторические события, происходившие на территории края.

5) Текстов мемуарной литературы.

4) Научных текстов по вопросам литературоведения, истории, фольклористики, этнографии, диалектологии, краеведения



1) Знание фольклорных и литературных текстов, связанных с темами программы.

2) Теоретические представления о жанрах фольклора и литературы.

3) Знание особенностей народной культуры, материальной и духовной.

4) Знание исторических реалий.

5) Знание современных литературных процессов в Самаре и Тольятти


1) Формирование навыков самостоятельной «кабинетной» работы над текстом.

2) Работа в библиотеке, в том числе в каталогах и библиографическом отделе.

3) Работа в поисковых системах Internet.

4) Работа на теоретических и практических занятиях программы.

5) Полевая практика собирателя.

6) Работа на конференциях для школьников.

7) Литературно-творческая деятельность.

8) Участие в олимпиадах, литературных гостиных, встречах с писателями, вечерах и т.д.



Практический итог работы за год может выражаться в оформлении литературно-краеведческой выставки; открытии литературного музея; помощи местному краеведческому музею в оснащении раздела истории культуры родного края. Собранные за год материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Ценные материалы, собранные обучающимися, должны читаться на занятиях, отражаться на фотовыставках и в местной печати, представляться на конференциях различного уровня.

Воспитательная поддержка программы

Воспитательные мероприятия – неотъемлемая часть программы. В течение всех трех лет обучения планируется участие детей в досуговых, социально-значимых и творческих мероприятиях.





Названия блоков и мероприятий

Примерные сроки

Цели проведения мероприятий

Блок мероприятий «Наши традиции»:



Праздник начала учебного года «Азъ да буки, а там и другие науки»

сентябрь

Создание традиций детского коллектива, Формирование сплоченного детского коллектива. Организация досуга.

Развитие творческой активности обучающихся





Праздник Наума Грамотника

14 декабря



Рождественский праздник

Декабрь-январь



«До новых встреч» (праздник окончания учебного года)

май

Блок мероприятий «Действие»:



Выборы Совета НОУ, информационной группы и пресс-центра

сентябрь

Приобщение к общественной деятельности



Участие в городской акции «Протяни руку помощи» в день памяти Николая Чудотворца

19 декабря

Приобщение к и благотворительности, воспитание способности к состраданию, милосердию и деятельной помощи нуждающимся



Акция «Пять добрых дел во Всемирный день здоровья»

Весенние каникулы,

7 апреля


Формирование культуры здорового образа жизни

Блок мероприятий «Творчество»:



Дискуссионный клуб (встреча с тольяттинскими учеными-филологами, краеведами)

январь

Выполнение программы, развитие творческой активности обучающихся, формирование и поддержание мотивации к исследовательской работе



Выпуск сборника лучших исследовательских и творческих работ обучающихся объединения

май



Подготовка конкурсных материалов и участие в профильных творческих мероприятиях различного уровня:

- районная олимпиада по литературе,

- региональный тур интеллектуальной олимпиады «Наше наследие»;

- городская научно-практическая конференция для школьников 5-9 классов «Первые шаги в науку»;

- городские Православные образовательные чтения;

- городской Конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее»



Согласно плану организаторов мероприятий


Работа с родителями

Работа с родителями является одним из важнейших факторов, влияющих на функционирование и развитие объединения дополнительного образования.

Естественно, что исследовательская и проектная деятельность ребёнка должна находить поддержку и участие со стороны родителей.



Виды работ

Цели проведения данных видов работ

1

Индивидуальные и коллективные консультации для родителей. Собеседования с родителями.

Совместное решение задач по воспитанию и развитию детей. Педагогическое просвещение родителей

2

Родительские собрания в объединении

Решение организационных вопросов; планирование деятельности и подведение итогов деятельности объединения. Выработка единых требований к ребенку семьи и объединения дополнительного образования

3

Привлечение родителей к посильному участию в жизни детского коллектива (помощь в приобретении расходных материалов, участие в подготовке праздников, помощь в организации экскурсий, мелкий ремонт в кабинете, хозяйственные работы)

Формирование сплоченного коллектива. Совместное решение задач по воспитанию, развитию детей и организации образовательного процесса.

Финансовая поддержка участия детей в мероприятиях различного уровня



С целью изучения потребностей родителей, степени их удовлетворенности результатами учебно-воспитательного процесса в конце учебного года проводится анкетирование «Удовлетворенность родителей результатами посещения ребенком занятий объединения».
Ожидаемые результаты и способы их проверки

Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подхода; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, её приобщения к национальным ценностям.



Овладение предметными знаниями и умениями

По окончании первого года обучения обучающиеся



должны иметь представление:

  • об основных исторических реалиях, связанных с Самарским краем в Х-ХVII веках;

  • о современных литературных процессах Самары и Тольятти;

  • об этнографии поволжских народов: особенностях, исторической ценности и самобытности, их вкладе в фольклор и литературу края;

  • о художественной культуре народов Среднего Поволжья: традиционных рукоделиях (ткачестве, низании бисером, игольном кружеве, обработке бересты), особенностях народных промыслов края;

должны знать:

  • дефиниции основных понятий: фольклор, устное народное творчество, жанр, сказитель, формы бытования фольклора, краеведческий источник;

  • жанры фольклора;

  • историческую основу народных праздников и традиций;

  • культурные традиции народов, населяющих малую родину;

  • фольклорные тексты, связанные с природой и историей Самарского края;

  • фольклорные тексты разных этнических групп, населяющих Самарский край;

должны уметь:

  • различать произведения разных фольклорных жанров;

  • выразительно читать по памяти произведения устного народного творчества, спеть народную песню;

  • давать описание событий и памятников культуры;

  • рассказать об увиденном на экскурсии ясно, сжато и конкретно;

  • с помощью педагога работать с первоисточниками, документами, картами, литературой;

  • корректно выражать свое мнение относительно культурных, религиозных ценностей и традиций народов, населяющих Среднее Поволжье.

По окончании второго года обучения обучающиеся



должны иметь представление:

должны знать:

  • виды краеведческих источников;

  • теоретические представления о жанрах литературы;

  • фольклорные и литературные тексты, созданные в XVIII-XIX веках и связанные с природой и историей Самарского края

  • факты из биографии писателей, поэтов, родившихся в Самарской губернии или бывавших здесь в XVIII-XIX веках;

должны уметь:

  • выполнять творческие работы, рефераты, составлять путеводители;

  • самостоятельно работать с первоисточниками, документами, картами, литературой;

  • использовать первоисточники в исследовательских работах на краеведческие темы;

  • овладеть навыками конспектирования статей, выбора материала;

  • анализировать литературные тексты, делая выводы о связи их с историческими, культурными, нравственными традициями Самарского края;

По окончании третьего года обучения обучающиеся



должны иметь представление:

  • о современных литературных процессах в Самаре и Тольятти;

  • об основных исторических реалиях, связанных с Самарским краем в ХХ веке;

должны знать:

  • дефиниции основных понятий: фольклор, устное народное творчество, жанр, сказитель, формы бытования фольклора;

  • литературные тексты, созданные в ХХ веке и связанные с природой и историей Самарского края

  • теоретические представления о жанрах фольклора и литературы.

  • факты из биографии писателей, поэтов, родившихся в Самарской губернии или бывавших, творивших здесь в XX веке;

должны уметь:

  • соотносить события отечественной и региональной истории, выявлять и объяснять общность и различия важнейших общероссийских и региональных литературных процессов;

  • работать в литературном музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея;

  • анализировать литературные тексты, делая выводы о связи их с историческими, культурными, нравственными традициями малой родины;

По окончании четвертого года обучения обучающиеся



должны иметь представление:

  • о современных литературных процессах в Самаре и Тольятти;

  • об основных исторических реалиях, связанных с городом Ставрополем-Тольятти;

должны знать:

  • дефиниции основных понятий, связанных с литературным краеведением как научной дисциплиной;

  • фольклорные и литературные тексты, связанные с природой и историей Тольятти и его окрестностей;

  • факты из биографии писателей, поэтов, родившихся в Ставрополе-Тольятти или бывавших, творивших здесь;

должны уметь:

  • соотносить события отечественной и городской истории, выявлять и объяснять общность и различия важнейших общероссийских и городских литературных событий и процессов;

  • анализировать литературные тексты, делая выводы о связи их с историческими, культурными, нравственными традициями малой родины;

  • делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

  • составлять вопросы для краеведческих бесед с жителями города, села;

  • вести информационный диалог;

  • работать с историческими архивными документами, картами, первоисточниками.


Овладение ключевыми компетентностями

По итогам четырехгодичного обучения по программе выпускники



должны обладать компетентностями:

  • развитые инновационные характеристики личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность приобретать новые знания, желание и потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях, сущностях;

  • креативность и творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса;

  • умение, желание, потребность и способность выстраивать траекторию и планы личного успеха на разную временную перспективу;

  • понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевность и доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность. Признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость;

  • готовность практически применять умения и навыки, полученные при изучении истории, культуры, экологии региона;

  • добывать новые знания из различных источников и различными способами (наблюдение, чтение, слушание);

  • работать с информацией, уметь передавать ее содержание в сжатом или развернутом виде (составлять план, тезисы, конспект);

  • умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности: умения сформулировать проблему исследования, выдвинуть гипотезу; владение методикой сбора, оформления полевого материала; умения работать в систематическом и алфавитном каталоге библиотеки над литературным обзором; овладение терминами в той научной области знания, в которой проводится исследование; овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять статью, доклад.


Освоение опыта самостоятельной творческой деятельности

По окончанию обучению по программе обучающийся должен



  • стремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при выполнении практических заданий, совершенству своих творческих способностей;

  • осознано участвовать в освоении программы (должны быть сформированы коллективистские и личные мотивы посещения занятий),

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Обучающийся способен и может принять участие в следующих мероприятиях турнирного характера:

  • районная олимпиада по литературе, краеведению;

  • городская научно-практическая конференция для учащихся 4-9 классов «Первые шаги в науку» или городской Конгресс молодых исследователей (10-11 классы).

Воспитательные результаты

Обучающийся должен воспитать в себе такие качества:



  • по отношению к себе: трудолюбие, терпение, требовательность к себе (самоконтроль); осознанность нравственных правил и потребность их выполнять в соответствии с нравственным законом в душе;

  • по отношению к людям: потребность и готовность проявлять сострадание, сорадование и взаимопомощь, долг и ответственность, инициативность, стремление воспринимать общие дела как свои собственные.

Обучающийся должен присвоить себе следующие ценности:

  • бережное и ответственное отношение к культурному наследию;

  • значимость труда;

  • альтруистическое отношение к людям;

  • значимость учения;

  • духовное отношение к жизни;

  • творческая деятельность как необходимая составляющая жизни каждого человека;

  • любовь к родной земле, к своей малой родине.


Психолого-педагогический мониторинг результатов

образовательного процесса

Практическая результативность программы основывается на конкретных достижениях детей в повышении уровня знаний по заявленным темам и уровня культуры, воспитания патриотизма. Оценивание знаний идет на проверку элементов исторической, литературной, этнографической, исследовательской и практической подготовки учащихся, таких как:



  • работа с источниками, описание, рассказ, анализ версий и обоснование своего отношения к событиям и личности;

  • работа по написанию рефератов, сочинений, оформление выставок, участие в конференциях, участие в спектаклях;

  • умение выполнять литературно-творческие задания (статьи в школьную газету, выпуск альманаха и т.д.).

При работе над данной программой предусмотрены следующие формы контроля:

  • вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях с целью выявления образовательного и творческого уровня развития детей, их воспитанности. Данный контроль проводится в форме теста-анкеты «Что я знаю о литературе своего края».

  • текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы и овладения ключевыми компетентностями. Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: рефераты, кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии и другие.

  • итоговый контроль проводится по завершению каждого года обучения по программе.

Формы оценивания процесса и результата деятельности учащихся:

  • Анализ оформления проектных папок.

  • Анализ результатов участия в мероприятиях различных уровней.

  • Анализ портфолио.

  • Коллективное обсуждение итогов года.

  • Анализ журналов (посещаемость занятий, отсутствие пропусков по неуважительной причине).

Для социопсихологической диагностики личностного развития учащихся используются следующие методики:

  1. Методика исследования мотивов посещения занятий в коллективе. Автор: Л.В.Байбородова. Цель: изучение мотивов посещения занятий учащимися. Срок проведения: в начале года.

  2. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся. Авторы М.И.Рожков, Ю.С.Тюнников, Б.С.Алишев, Л.А.Волович. Цель: на основе выявленных критериев провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности: Срок проведения: один раз в год.

  3. Методика диагностики ценностного отношения подростков к миру, людям, самому себе. Авторы: Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Цель – изучение сформированности ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе. Входная диагностика: первый год обучения, ноябрь. Итоговая - четвертый год обучения, май.


Способы систематизации диагностических материалов:

Диагностика усвоения содержания программы проводится педагогом в течение всего учебного года, и результаты ее заносятся в дневник педагогических наблюдений.

Данные о результатах обучения фиксируются учащимися в листе учета результатов обучения и анализируются на итоговом занятии.

В конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В). Этот показатель фиксируется педагогом в учебном журнале.



Подведение итогов реализации программы

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах:



      1. творческого отчета обучающегося, выполненного по методике портфолио;

      2. участия в итоговом мероприятии МБОУДОД «ГЦИР» Фестивале интеллекта и творчества «Мы в Центре».

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ


№ раздела

Наименование раздела

Количество часов по годам обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

Всего

1

Родимый край в песнях, сказках, произведениях писателей

36

24

18

18

90

2

Писатели, поэты и наш край

18

30

30

30

114

3

Современная литературная жизнь Самары и Тольятти

18

18

24

24

84

4

Проектно-исследовательская практика

30

30

30

30

120




Итого по программе:

102

102

102

102

408



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения

«Фольклорные традиции Самарского края»
Учебно-тематический план



Наименование раздела программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Экскурсии




Раздел 1. Родимый край в песнях, сказках, произведениях писателей

36

8

12

16

1.1

Вводные занятия. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина

3

1

2

-

1.2

Земля Самарская и русский фольклор

5

3

2

-

1.3

Заветные места

7

1

2

4

1.4

Отражение в фольклоре исторических событий

7

1

2

4

1.5

Русский фольклор Самарской земли

7

1

2

4

1.6

Фольклор народов Поволжья

7

1

2

4




Раздел 2. Писатели, поэты и наш край

18

4

10

4

2.1

Собиратели волжского фольклора

9

2

5

2

2.2

Этнограф Дмитрий Николаевич Садовников

9

2

5

2




Раздел 3. Современная литературная жизнь Самары и Тольятти

18

2

8

8

3.1

Литературные новинки

9

1

4

4

3.2

Сохранение народных традиций

9

1

4

4




Раздел 4. Проектно-исследовательская практика

30

2

28

-

4.1

Формирование замысла проекта

6

2

4

-

4.2

Практическая реализация проектов

12

-

12

-

4.3

Презентация проектов

6

-

6

-

4.4

Итоговые занятия

6

-

6

-




Всего часов первый год обучения:

102

16

58

28


Содержание обучения

Раздел 1. Родимый край в песнях, сказках, произведениях писателей.

Тема 1.1. Введение. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина.

Теория. О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Роль литературы в духовной жизни человека. Литературное краеведение как особая учебная и научная дисциплина. Связь литературного краеведения с общей историей русской литературы. Виды краеведческих источников.

Практика. Игра - знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Просмотр фильма «Земля Самарская». Коллективная беседа «Что такое литературное краеведение». Планирование работы на учебный год (работа в группах).

Входная диагностика. Анкета-тест «Что я знаю о литературе Самарского края».
  1   2   3   4   5   6