Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа по математике «Максимум» для учащихся 5-8 классов




Скачать 171.75 Kb.
Дата17.04.2017
Размер171.75 Kb.
ТипОбразовательная программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Дульдургинская средняя общеобразовательная школа»

Программа обсуждена и

рассмотрена на заседании центра

точных наук и информационных

технологий

руководитель центра

Кибирева И.В. /___________/

Программа утверждена__________

Заместитель директора по

воспитательной работе

Бачурина В.В./__________/

Директор школы

Доржиева Е.Б./__________/




Дополнительная образовательная программа

по математике «Максимум»

для учащихся 5-8 классов.


Срок реализации дополнительной образовательной программы: 4 года


Учитель математики: Кибирева Ирина Валерьевна

с. Дульдурга

2008 год

Содержание.




  1. Пояснительная записка.




  1. Учебно-тематический план кружка.




  1. Содержание дополнительной образовательной программы.




  1. Методическое обеспечение программы.




  1. Список литературы.



  1. Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Дополнительная образовательная программа «Максимум» рассчитана на учащихся пятых-восьмых классов (10-14 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Программа «Максимум» является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования по математике.

Цель кружковой работы с учащимися: придать предмету математика привлекательность, расширить творческие способности учащихся, укрепить в них математические знания.

Внеклассная работа - одна из эффективных форм математического развития учащихся. Учитель математики не может ограничиться рамками своей работы только обучению детей на уроке. Успех учителя в работе определяется не только высоким уровнем учебной деятельности учащихся на уроке, но и кропотливой «черновой» работой в различных видах внеурочных занятий. В классах обычно имеются учащиеся, которые хотели бы узнать больше того, что они получают на уроке, есть дети, которых интересуют задачи « потруднее», задачи повышенной сложности, задачи на смекалку. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа, особенно кружковая работа, помогают решить задачи кружковой работы:



  • Привитие интереса к математическим знаниям;

  • Развитие математического кругозора;

  • Привитие навыков самостоятельной работы;

  • Развитие математического мышления, смекалки, эрудиции;

  • Показать связь математики с жизнью.

Планирование работы кружка составлено на 34 занятия в год.

В основу составления плана работы математического кружка положены следующие принципы:



  • Углубление учебного материала.

  • Привитие у учащихся практических навыков.

  • Сообщение сведений из истории развития математики.

  • Решение примеров и задач на смекалку.

  • Использование занимательной математики.

  • Приобщение учащихся к исследовательской деятельности и участию в олимпиадах разного уровня

Программа рассчитана на 4 года. Продолжительность занятий 45 минут.

Структура занятия математического кружка:

  • Доклад кружковца 5-10 мин. (по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).

  • Решение задач, в том числе и повышенной сложности.

  • Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.

  • Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.

  • Ответы на разные вопросы учащихся.


Основные формы проведения кружковой работы:


  1. Комбинированное тематическое занятие:

  • Выступление учителя или кружковца;

  • Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;

  • Разбор решения задач;

  • Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;

  • Ответы на вопросы учащихся;

  • Домашнее задание.

  1. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:

  • Математическая карусель.

  • Математический бой, хоккей, футбол.

  • Математические турниры, эстафеты.

  • Математические викторины.

  • Устные или письменные олимпиады.

3. Заслушивание рефератов учащихся;

4. Коллективный выпуск математической газеты:



5. Разбор заданий школьной, районной олимпиады, анализ ошибок.

6. Разбор заданий заочных олимпиад «Авангард», «Турнир Архимеда», «Познание и творчество» и другие

  1. Решение задач на разные темы.

8. Разбор задач, заданных домой.

9. Изготовление моделей для уроков математики.

10.Сообщение члена кружка о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.

11.Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.

12. Просмотр видеофильмов, кинофильмов, диафильмов по математике.

13. Индивидуальная работа по подготовку участников научно практических конференций.

14. Составление презентаций.

Планируемые результаты.

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

  • Решать логические задачи.

  • Работать в коллективе и самостоятельно.

  • Расширить свой математический кругозор.

  • Пополнить свои математические знания.

  • Научиться работать с дополнительной литературой.

  • Научиться составлять презентации.

  • Достичь успехов на олимпиадах и конференциях разного уровня.


2. Учебно-тематический план работы математического кружка:




Кол-во часов

аудиторных



Кол-во часов вне аудиторных

Тема занятия

Примечания

1

4




Организационное занятие




2

1




Числа - великаны. Задачи




3

1




Числа – малютки. Задачи.




4

2




Математика в жизни человека.

(покупки, вложения, расчеты)






5

2




Фокусы с разгадыванием чисел




6

2




Занимательные задачи.




7

2




Действия с обыкновенными дробями. Занимательные задачи




8

8

20

Подготовка к школьной, районной олимпиаде по математике.




9




12

Участие на школьных, районных олимпиадах.




10

4

4

Разбор заданий Всероссийских заочных олимпиад «Авангард», «Турнир Архимеда», «Познание и творчество» и другие, а также участие в них.




11

8

10

Подготовка участников научно – практических конференций.




12

4




Анализ заданий




13




2

Выпуск математической листовки

об участниках районной олимпиады, недели математики.






14

2

2

Решение задач на смекалку




15

4

2

Логические задачи. Математические игры.




16




4

Участие в мероприятиях недели математики.




17




2

Составление презентаций по решению олимпиадных задач.




18

2




Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету




19

1




Приемы быстрого счета.




20

1




Симметрия.




21




1

Составление презентации по теме «Симметрия в жизни человека




22

2




Задачи на переливания




23

2

2

Великие математики.

Выступления членов кружка

Решение старинных задач.

Составление презентаций.






24

4




Конкурс-игра «Знатоки математики»




25

4




Решение комбинаторных задач.




26

2




Задачи на движение




27




1

Составление презентации о работе кружка « МАКСИМУМ»




28

4




Подведение итогов




Резерв

8










Итого

74

62










  1. Содержание дополнительной образовательной программы.

  1. Организационное занятие

  1. класс: Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов.

  2. класс: Наша десятичная система счисления. Наша нумерация, ее

достоинства и недостатки. Астрономические числа и «числа-карлики».

  1. класс: Числа Фибоначчи. Фигурные числа.

8 класс: Пятое математическое действие. Астрономические числа. Тремя

двойками. Тремя тройками. Тремя четверками. Тремя одинаковыми цифрами.



    1. Числа- великаны и числа- малютки

5 класс: Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

  1. Математика в жизни человека (покупки, вложения, расчеты).

7 класс: Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем. Решение

занимательных задач на проценты



  1. класс: Решение задач на простые и сложные проценты. Банковские

проценты.

  1. Фокусы с разгадыванием чисел.

5-6 класс: Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов.

  1. Занимательные задачи.

5-6 класс: Решение занимательных задач со спичками.

Из истории геометрии: Архимед.



  1. Действия с обыкновенными дробями. Занимательные задачи.

6 класс: Решение занимательных задач с обыкновенными дробями.

  1. Подготовка к школьной, районной олимпиаде по математике.

5-8 классы: Решение олимпиадных задач прошлых лет.

  1. Участие на школьных, районных олимпиадах.

5-8 классы: Обеспечение явки учащихся на школьную, районную олимпиады.

  1. Разбор заданий Всероссийских заочных олимпиад «Авангард», «Турнир Архимеда», «Познание и творчество» и другие, а также участие в них.

5-8 классы: Решение олимпиадных задач прошлых лет, а также приобщение учащихся к участию в текущих конкурсах и оказание им необходимой помощи.

  1. Подготовка участников научно – практических конференций.

5-8 классы: Оказание учащимся помощи в выборе темы, совместное составление плана исследования, проведение собеседований, консультаций.

  1. Анализ заданий.

Разбор олимпиадных заданий.

  1. Выпуск математической листовки об участниках школьной, районной олимпиады, недели математики.

Самостоятельная работа учащихся кружковцев с привлечением учащихся своего класса.

  1. Решение задач на смекалку.

Решение занимательных задач на смекалку.

  1. Логические задачи. Математические игры.

5класс: Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».

6 класс: Решение задач на определение фальшивых монет или предметов

разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без

гирь.


7 класс: Понятие высказывания. Построение отрицаний высказывания.

Методы решения логических задач: с использованием таблиц, с помощью

рассуждения.

8класс: Принцип Дирихле и его применение для решения задач.



  1. Участие в мероприятиях недели математики.

Согласно графику проведения предметных недель.

  1. Составление презентаций по решению олимпиадных задач.

Самостоятельная работа на усмотрение учащихся.

  1. Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету.

Решение текстовых задач.

  1. Приемы быстрого счета.

6 класс: Упражнения на быстрый счёт. Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение на 11, умножение двузначных чисел, близких к 100, деление и умножение на 5, 50, 25, 250.Из истории математики: биографии математиков, проявивших математические способности в раннем возрасте ( К. Гаусс, Б. Паскаль, А. Клеро, Э.Галуа, Пуассон, С. Ковалевская).

  1. Симметрия.

8 класс: Рассмотреть симметрию в жизни людей, природе, архитектуре.

  1. Составление презентации по теме «Симметрия в жизни человека»

8 класс: Самостоятельная работа. Защита своей работы на уроке геометрии и занятиях кружка.

  1. Задачи на переливание.

    1. Класс: Решение текстовых задач на переливание.

  1. Великие математики.

Выступления членов кружка с докладами о великих математиках.

Решение старинных задач. Составление презентаций.



  1. Конкурс-игра «Знатоки математики»

Проведение интеллектуальных игр.

  1. Решение комбинаторных задач.

7-8 класс: Простейшие комбинаторные задачи. Правило умножения и дерево

вариантов. Выбор нескольких элементов. Сочетания. Случайные события и

их вероятности.


  1. Задачи на движение.

    1. Классы: Решение текстовых задач на движение: на сближение, на

удаление, движение в одном направлении, движение по реке.

  1. Составление презентации о работе кружка « МАКСИМУМ»

Самостоятельная работа. Составление презентации о своих достижениях и успехах.

  1. Подведение итогов.

Заключительное занятие.


  1. Методическое обеспечение программы.

Для реализации программы «Максимум» необходимо:



Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютер, принтер, сканер, медиапроектор, классная доска, мел.

-Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет

Методическое обеспечение программы






Название тем

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

Числа- великаны и числа- малютки.

Математика в жизни человека (покупки, вложения, расчеты).

Фокусы с разгадыванием чисел.

Занимательные задачи.

Действия с обыкновенными дробями.

Решение задач на смекалку. Логические задачи. Математические игры.

Решение задач на практические подсчеты по семейному бюджету

Приемы быстрого счета.

Симметрия.

Задачи на переливание.

Великие математики.

Решение комбинаторных задач.

Задачи на движении.


Комбинированные тематические занятия
Практикумы по решению задач
Конкурсы по решению математических задач


Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации новизны,

актуальности, успеха,

решение задач,

доклады,

самостоятельная работа,

проведение конкурсов,

мозговой штурм.

Написание рефератов, работа с дополнительной литературой.


Конспекты занятий,
презентации,

компьютер,

медиапроектор


Устный опрос
Разбор задач, заданных на дом
Составление задач по теме «Числа-великаны и числа-малютки».

Защита рефератов, мини-проектов, презентаций.

Защита

творческих заданий.




2

Подготовка к школьной, районной олимпиаде по математике.

Участие на школьных, районных олимпиадах.

Разбор заданий Всероссийских заочных олимпиад «Авангард», «Турнир Архимеда», «Познание и творчество» и другие, а также участие в них.

Подготовка участников научно – практических конференций.

Анализ заданий.


Комбинированные тематические занятия
Практикумы по решению задач



Рассказ,

объяснение,

беседа,

создание ситуации

успеха, решение задач,

самостоятельная работа,

Индивидуальная и групповая работа с учащимися.

Школьная олимпиада по математике.

Школьная научно-практическая конференция.

Районная олимпиада, научно-практическая конференция «Юниор»



Банк заданий по подготовке к олимпиадам разного уровня,
презентации,

компьютер,

медиапроектор.


Устный опрос
Разбор задач, заданных на дом.

Участие кружковцев в олимпиадах разного уровня, в том числе Всероссийских олимпиадах и конкурсах «Авангард», «Турнир Архимеда», «Познание и творчество» и другие.

Участие в научно-практических конференциях.


3

Выпуск математической листовки об участниках школьной, районной олимпиады, недели математики.

Участие в мероприятиях недели математики.

Составление презентаций по решению олимпиадных задач.

Составление презентации по теме «Симметрия в жизни»

человека»

Конкурс-игра «Знатоки математики»

Составление презентации о работе кружка « Максимум»


Самостоятельная индивидуальная, парная или групповая работа учащихся по составлению презентаций, математических газет и т.д.
.

Самостоятельная работа,

проведение конкурсов, практическая деятельность, групповая работа, индивидуальная работа




Презентации учащихся,

компьютер,


интерактивная доска,

медиапроектор




Защита презентаций.




5.Список литературы.
Литература для учителя:


  • Внеклассная работа в школе. «Отдыхаем с математикой. 5-11 классы/ М.А.Иченская.- Волгоград: Учитель, 2008 год.

  • Предметные недели в школе./Л.В.Гончарова. Волгоград: Учитель, 2004 год.

  • 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике./Э.Н.Балаян. Ростов на Дону: Феникс, 2007 год.

  • Сборник задач по арифметике с практическим содержанием./Р.Н.Абаляев. Москва 1960г.

  • Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.

  • Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.

  • Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.

  • Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В.-М.:Просвещение,1998г.

  • Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.

Литература для учащихся:




  • Математический тренинг. Развитие комбинационной способности: книга для учащихся5-7кл./ М.И .Зайкин. М.:Гуманит из-во Центр ВЛАДОС,1996г.

  • В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы 1979г.

  • Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

  • Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.

  • Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.

  • Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.








  • Пояснительная записка
  • 2. Учебно-тематический план работы математического кружка
  • Содержание дополнительной образовательной программы.
  • Методическое обеспечение программы.
  • Материально-техническое обеспечение Методическое и дидактическое обеспечение
  • Название тем Формы занятий Методы и приемы
  • 5.Список литературы.