Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа «литературное краеведение»




Скачать 125.47 Kb.
Дата09.01.2017
Размер125.47 Kb.
ТипОбразовательная программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА» г.о. САМАРА





УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД ЦДОД

«Экология детства» г.о. Самара

_________ Л.С. Панькина

«13» января 2012 года


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
Возраст детей – 11-13 лет

Срок реализации программы – 2 года







Принята на Научно-методическом совете

МОУ ДОД ЦДОД «Экология детства»

протокол № 3

«11» января 2006 года







Составитель: педагог

дополнительного образования Улейкина С.Н.



САМАРА

ВВЕДЕНИЕ
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования. Рассчитана на развитие детей среднего школьного возраста (11 – 13 лет) в течение 2 лет с нагрузкой на группу:

1 года обучения 4 часа в неделю ( 2 занятия в неделю по 2 часа),

2 года обучения 6 часов в неделю (3 занятия в неделю по 2 часа).

Количество обучающихся в группе 1 года и 2 года – 12 человек (группа слабослышащих детей).

По степени авторского вклада данная программа является адаптированной, на основе проекта Соловьевой Л.А. “Литературное краеведение в регионах России”.

По форме организации – групповая.

По срокам реализации - долгосрочная

По уровню содержания учебно-исследовательская.

По степени профессионализации – методологической грамотности и общекультурной компетенции.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа “Литературное краеведение” представляет собой описание процесса организации деятельности детей, которым предлагается рассматривать и обсуждать произведения по местному краеведению, созданными поэтами, писателями родного края и жившими, бывавшими в Самарском крае.

В центре программы личность ребенка, развивающаяся в процессе с материалом по литературному краеведению.

Программа “Литературное краеведение” взаимодействует с образовательной программой:


  • “Мир слов ” (ПДО Федоренко И. В., Мамедова И.В.)


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель программы расширение знаний учащихся по литературе, через литературное краеведение. Обучение воспитанников принципам и навыкам исследовательской работы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


  1. Познакомить детей с произведениями поэтов, писателей родного края.

  2. Развить у каждого ребенка свое собственное отношение к произведениям литературного краеведения.

  3. Развивать способность к обоснованным суждениям.

  4. Развивать эмоциональную сферу.


КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ученики должны знать:

  • биографии писателей и поэтов Самарского края;

  • историю Самарского края;

  • современную литературную жизнь родного края.

Ученики должны уметь:



  • давать характеристику творчеству писателя;

  • отбирать литературный материал для написания творческой работы;

  • систематизировать и анализировать краеведческий материал;

  • составлять библиографическую картинку по творчеству поэтов и писателей родного края.


ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Практический выход реализации программы “ Литературное краеведение” – участие в школьной, районной, городской, межшкольной олимпиадах и творческо-поисковой краеведческой конференции учащихся.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


  1. Курс учитывает присущие ученику естественные способности восприятия, и поэтому произведения литературного краеведения были специально отобраны и выстроены в последовательные ряды. В основе последовательности лежит принцип постепенного усложнения произведений литературного краеведения по мере того, как развиваются способности ребенка, расширяется сфера его интересов. Параллельно с этим задаваемые вопросы становятся все более конкретными. Обучение построено таким образом, чтобы соответствовать естественно присущему ребенку темпу нравственного, эстетического роста, и базируется на результатах исследований в области литературного краеведческого развития.




  1. Особую значимость программе придает то обстоятельство, что педагог последовательно настаивает на обосновании точки зрения ребенка. Это помогает детям научиться всегда указывать на те элементы в произведении литературного краеведения, которые побуждают их думать именно так, а не иначе. Таким образом, дети постоянно фокусирующие свое внимание на материале местного краеведения и совершенствуют свое умение убедительно отстаивать свои идеи, их наблюдения становятся все более конкретными и тонкими. Такие способности будут иметь большое значение в их дальнейшей жизни и, в частности, в различного рода исследовательской деятельности.

При изучении каждой темы вырисовывается следующая схема изучения материала:



  1. Начинается изучение темы с изучения теоретического материала.

  2. Развиваются умения и навыки через практические занятия по теме.

  3. Закрепление материала проводятся через обсуждение, анализ практических работ.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения


№ п/п

ТЕМА


Количество часов

всего

Теор.

Практ занятия

На местности

В классе

1

Введение

2

2







2

Наш город. Край в художественной и мировой литературе

30

20

2

8


3

Писатели и другие деятели культуры и наш край

28

8

8

12


4

Современная литературная жизнь нашего города, края

20

4

4

12


5

Навыки литературно – краеведческой деятельности. Литературно – творческие навыки.

28

8

4

16


6

Туристические навыки

6







6

7

Экскурсии

20







20

8

Диагностика . Итоговое занятие.

10

10










ИТОГО:

144

52

18

74



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Введение. Знакомство с коллективом. Техника безопасности.


2. Наш город, край в художественной литературе

От сказов Бажова к сказам и былям Жигулей: Евгений Шаповалов:

“Самоцветное слово”, легенды “Каменный молодец”, “Сокол и Жигуль”, “На горе лепешка”, “Иван да Груня”.

Диагностика. Экскурсия в краеведческий музей.

Артем Веселый. Личность судьба. Отрывок “Забава” из романа “Гуляй, Волга”.

Телешов Н.Д. “Живой камень”. Садовников Д.Н. Сказ “Усолка”.Шаповалов Е. Сказ “Манчиха”.Полюзов Ю. Сказ “Ермак и Епишка”, “Сабля Степана Разина”. Чапыгин А.П. Глава из романа “Степан Разин”


3. Писатели и другие деятели культуры и наш край

Составление плаката “Писатели и наш край”


Работа в библиотеках.

Пушкин и наш край. Повесть “Капитанская дочка”

Экскурсия в Жигулевский заповедник.

Аксаков С.Т. и его деятельность в нашем крае. “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова – внука”.

Экскурсия в школу, где есть музей краеведения (школа № 12).

Диагностика.


4. Современная литературная жизнь нашего города, края

Путешествие по литературным страницам местных газет.

Экскурсия в школьные музеи (школы № 57 за Сухой Самаркой), музеи школ Ленинского района.

Встреча с писателем Самары Никульшиным. Повесть Никульшина “Под ракитой”.

Экскурсия в Дом – музей А.Толстого

Диагностика.


5. Навыки литературно – краеведческой деятельности.

Выезд в села: Подгоры, Рождественно.

Работа над записями (с целью отработки) в классе.

Работа с каталогом. Паспортизация записей. Составление библиографии.

Описание и паспортизация литературных памятников.Выборочная работа

по заданной теме.

Работа над умением составления конспекта.

Диагностика.


6. Туристические навыки

Подготовка к путешествию:



  • Сбор рюкзака;

  • Техника безопасности.

  • Разжигание костра;

  • Приготовление обеда.

Путешествие в Подгоры.

  1. Экскурсия в Ширяево, с посещением штольн

  2. Диагностика. Итоговое занятие


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения


№ п/п

ТЕМА


Количество часов

всего

Теор.

Практ занятия

На местности

В классе

1

Писатели и другие деятели культуры и наш край.

30

10

10

10


2

Наш город (район, край) в художественной и мемуарной литературе.

30

10

15

5


3

Современная литературная жизнь нашего города, края.

15

5

5

5


4

Изучение литературных произведений литераторов родного края.

60

40

10

10


5

Навыки оформительской деятельности

30

10

10

10

6

Навыки культурно – просветительской деятельности

25

15

5

5


7

Литературно – творческие навыки

24

5

15

4

8

Диагностика . Итоговое занятие

2







2




ИТОГО:

216

95

70

51



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Писатели и другие деятели культуры и наш край

Паспортизация литературных памятников. Привлечение внимания общественных организаций к памятным местам.

Практические занятия

Составление плаката “Писатели и наш край”, плакатов, альбомов о творчестве отдельных писателей и других деятелей культуры, связанных с нашим краем.



Практические занятия на местности

Экскурсия в центр, рабочий клуб (20 –е годы), квартиры: Виноградова, Степнова, Тисленко и другие.


2. Наш город (район, край) в художественной литературе, мемуарной литературе
Первый Самарский литератор И.А. Второв. Творчество Л. Толстого

Практические занятия

Составление альбома, экскурсия. Работа над составлением картотеки. Создание литературной карты родного края.


3. Современная литературная жизнь нашего края
Экскурсия в дом – музей А. Толстого. Составление фрагментов родословной Набокова. Составление летописи “Современная литературная жизнь нашего города”.


  1. Изучение литературных произведений литераторов родного края

Произведения указаны в тематическом планировании.




  1. Навыки оформительской деятельности

Правила учета, паспортизации и экспонирования литературно – краеведческих материалов. Составление тематико-экспозиционного плана выставки по литературному краеведению

Практические занятия.

Изготовление стендов, карты походов, литературной карты родного края, оформление фотографий, папок и т.д.




  1. Навыки культурно – просветительской массовой деятельности

Подготовка лекторов и экскурсоводов по темам и материалам работы объединения.

Практические занятия.

Организация и проведение утренников и вечеров, викторин, встреч с писателями и литературно – краеведческим активом других школ.




  1. Литературно – творческие навыки

Работа над записями (с целью отработки) в классе.

Работа с каталогом.

Паспортизация записей.

Составление библиографии.

Выборочная работа по заданной теме.



Работа над составлением конспекта.

8. Диагностика. Итоговое занятие
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Барков А. Вопросы методики и истории географии. М.,1961.

  2. Милонов Н.П., Кононов Ю.Ф., Разгон А.М. и другие. Историческое краеведение: Основные источники изучения родного края. М., 1969

  3. Общая психология. Под. ред. В. В. Богословского. М., «Просвещение», 1973.

  4. Сухомлинский. О воспитании. М., «Политическая литература». 1988.

  5. Соловьева Л.А. “Литературное краеведение”. Типовая программа.

  6. Травушкин Н.С. Литературное краеведение в системе литературоведческих наук (Научные доклады литературоведов Поволжья). Астрахань, 1967.

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
  • САМАРА ВВЕДЕНИЕ
  • КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Ученики должны знать
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЫХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение
  • 3. Писатели и другие деятели культуры и наш край
  • Экскурсия в Ширяево, с посещением штольн Диагностика. Итоговое занятие УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Писатели и другие деятели культуры и наш край
  • Практические занятия на местности
  • Изучение литературных произведений литераторов родного края
  • Навыки культурно – просветительской массовой деятельности
  • Литературно – творческие навыки
  • 8. Диагностика. Итоговое занятие СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ