Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образовательная программа дополнительного образования детей «С песенкой по лесенке»




страница1/10
Дата02.07.2017
Размер1.29 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества № 2

Утверждаю

Директор МБОУ ДОД ЦДТ № 2

____________М.В.Сазонова

«21» марта 2014 г.

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«С песенкой по лесенке»
(Обучение эстрадному вокалу)

Срок реализации – 5 лет

Всего часов: 1080 часов Программа разработана

1 год обучения - 216 ч. педагогом дополнительного образования

2 год обучения - 216 ч. Подобедова Румия Абдулхаковна,

3 год обучения - 216 ч. первая квалификационная категория.

4 год обучения - 216 ч.

5 год обучения - 216 ч.

Возраст обучающихся: 7 – 13 лет
Программа рассмотрена и рекомендована Приказ №437-1 от 21.03. 2014 г.

на заседании методического совета

Протокол №10 от «20» марта 2014 года


г. Ульяновск,

2014 г.

«… пение, есть божественное

и небесное занятие, укрепляющее

всё хорошее и благородное в человеке».

Платон Афинский (427 – 347 до н. э.)


2. Пояснительная записка

Характеристика программы


По целевому обеспечению потребностей личности ребёнка

Познавательно - развивающая

По образовательным областям

Художественно - эстетическая

По уровню усвоения

Общекультурная - базовая

По характеру деятельности

Комплексная

По возрастной категории

Для разновозрастного коллектива (ориентирована на детей 7-15лет)

По контингенту воспитанников

Общая (принимаются все желающие)

По временным показателям

Долгосрочная (рассчитана на 6 лет)

По форме организации деятельности

Групповая


Постановка проблемы


В сегодняшнее время в условиях социально-экономического кризиса нашего общества особенно остро ощущается потребность современного разностороннего образования и воспитания. Именно от качества воспитания и образования зависит формирование Нового человека – Творческой личности.

Сегодня каждая семья озабочена стихийным, неорганизованным воздействием на детей средств массовой информации (кино, радио, телевидения), которые не способствуют, а скорее, вредят эстетическому воспитанию. Показывая западные низкопробные фильмы, боевики, рекламы, «стихийных» музыкальных исполнителей.

Ребёнок один не в состоянии разобраться и противостоять воздействию негативной информации. Сохранить человеческое достоинство, душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в её красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот основные задачи, которые актуальны сегодня. И решить их можно, прежде всего, через знакомство с высокими образцами мировой культуры, музыкального искусства. Знание древних корней питает человека духовной силой, открывает ему новые знания, рождает любовь к Отечеству, воспитывает уважительное отношение к миру искусств и культуре в целом, приобщает к общечеловеческим ценностям. Желание многих родителей дать разностороннее эстетическое воспитание, привить нравственный иммунитет своим детям против волны аморализма огромно.

Детские музыкальные школы, школы искусств в основном работают с одаренными детьми, проявляющими на вступительных экзаменах хорошие музыкальные способности. А что делать тем детям, у которых способности проявляются не сразу?

Современная педагогика говорит о том, что каждый человек рождается творцом, обладающим тем или иным талантом. Нетворческих детей нет. Нетворческими их делают нетворческие условия их жизнедеятельности, в которые их помещают взрослые. И в этом им могут помочь занятия в объединении - вокальный ансамбль «Колибри».

Название программы «С песенкой по лесенке» выбрано не случайно. Имеется в виду, что посредством занятий в вокальном ансамбле дети будут как по «ступенькам лесенки» подниматься вверх, обогащая свой внутренний мир, откликаясь на жизненные явления, события, отношения, предметы, постепенно приобщаясь к миру искусства.

Работа с творческим коллективом, строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. Творческий процесс в коллективе - это эмоционально-интеллектуальная отдача каждого поющего, осуществляемая в коллективной форме. И если внешнее и внутреннее единство ансамбля отвечает целям, задачам, содержанию исполнительской деятельности, то он способен подняться на высокую ступень общественно-музыкального развития, сформировавшись как творческий коллектив.

В направлении данного вокального ансамбля «Колибри» преобладает эстрадное пение, в связи с этим подбирается и репертуар. Весь он отвечает задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и является доступным ему по вокально-техническому и исполнительскому уровню. Эстрадному вокальному ансамблю необходимо заниматься сценическим движением. Сама природа эстрадной песни предполагает импровизационную основу, органично сочетающую музыку и пластику движений. Элементы движения, включенные в исполнение, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют раскрыть содержание песни глубже, передать характер произведений. Исполняя детские эстрадные песни под фонограммы, и в движении дети, с одной стороны, приближаются к взрослой манере исполнения, а с другой стороны не заметно для себя получают физическую нагрузку, что положительно влияет на их здоровье.

Занятия органично сочетают в себе учебный процесс с конкретной деятельностью коллектива, где каждый участник на всех этапах обучения будет иметь исполнительскую практику, то есть возможность выступить перед зрительской аудиторией.

Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся в последовательности, сопровождающей систему практических занятий.

Актуальность программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и многоголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.



Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном ансамбле - это источник раскрепощения, оптимистичного настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.


Цель и задачи
«С песенкой по лесенке» - это программа, которая не ставит своей целью воспитание профессиональных музыкантов, а направлена на развитие музыкальных, вокальных способностей, личности ребёнка средствами музыкального искусства. Данная программа нацелена на то, чтобы у ребёнка появилась устойчивая потребность общения с музыкой, чтобы она стала частью его внутренней жизни, его мироощущения, благодаря которому человек лучше понимает красоту окружающего мира.

Цель программы – создание условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в области музыкальной культуры и вокального пения.

Цель определяет следующие задачи.



1.Образовательные:

  • приобретение знаний об искусстве вокала, различных жанрах  и стилевом многообразии  вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка; 

  • формирование певческих умений и навыков, необходимых для выразительного и осмысленного исполнения.

2. Воспитательные:

  • воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры, умения работать в коллективе, настойчивости и целеустремлённости в преодолении трудностей учебного процесса, ответственности за творческий результат;

  • формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни.

3. Развивающие:

  • расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов современной, народной и зарубежной песенной литературы, а также слушания классической и современной музыки;

  • развитие музыкального слуха, памяти, чувство ритма, певческого голоса, способности сопереживать, творческого воображения как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Отличительные особенности программы в том,что она :

- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.

- ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 5 лет обучения соразмерно личной индивидуальности;

- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса ,а также развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;


Специфика программы

Программа предназначена для музыкального обучения детей в возрасте от 7 до 15 лет. Срок обучения пять лет. Программа построена по принципу постепенного усложнения теоретических понятий на основе ранее полученных знаний и постоянного совершенствования технических возможностей учащегося с целью передачи образного содержания исполняемого репертуара и делится на три этапа:



  • I этап «Начальный» 1-2 год обучения (7-10лет) — младшая группа;

  • II этап «Основной» 3-4 год обучения (11-13 лет) — средняя группа;

  • III этап «Заключительный» — 5 год обучения (14-16лет) — старшая группа.

Программа реализуется через обучающие занятия, включающие в себя теоретическую и практическую часть. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями – 10 минут. Занятие проводятся по группам.

Количество детей в одной группе составляет 15 человек.

Формы и режим занятий


Групповые занятия

2 раза в неделю по 2 часа

144

Сводные занятия

1 раз в неделю по 2 часа

72

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и сводных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и т. д., а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей. Возможно проведение таких занятий на природе.

Выездное занятиепосещение выставок, музеев, концертов, праздников, фестивалей.

Каждое занятие строится по схеме:

1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);

2) дыхательная гимнастика;

3) распевание;

4) пение вокализов;

5) работа над произведением;

6) анализ занятия;

6) задание на дом.

Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.


Задачей индивидуальных часов обучения является воспитание у учащихся творческой воли, формированию художественного вкуса, широкого кругозора. Такая работа с учащимися способствует раскрытию эмоционально-творческих ресурсов, развитию музыкального слуха, памяти, эмоциональной отзывчивости.

Индивидуальные занятия создают условия для внимательного, систематического и всестороннего изучения каждого ребенка, его психических свойств (способностей характера, темперамента, интересов, общей направленности, уровня умственного развития). Педагогу необходимо найти подход к каждому ученику, создать атмосферу совместного поиска, сотворчества, помогающую познать радость открытия, потому каждый ученик – это личность. Каждый ребёнок обладает индивидуальными, присущими только ему одному особенностями, которые должны учитываться в процессе воспитания. Так же индивидуальные занятия направлены на развитие детей, подготовленных слабее, чем остальные дети в группе. Подтягивание отстающих даст возможность гармонизации группы в целом.



I этап «Начальный» - знакомство с азами: учащиеся приобретают элементарные музыкально-теоретические знания и вокальные навыки, умения, овладевают основными способами звукоизвлечения, знакомятся с основными средствами музыкальной выразительности, простыми формами музыкальных построений. Дети овладевают умением исполнять несложные одноголосные песни.

II этап «Основной» - закрепление и углубление теоретических знаний приобре­тенных на первых годах обучения, совершенствование вокальных умений и навыков, развитие технических возможностей голоса, накопление репертуара. Дети овладевают умением исполнять несложные двухголосные произведения.

III этап «Заключительный» - предполагает выход на более высокую ступень в постижении культурно-музыкального наследия, умение ориентироваться в огромном потоке музыкальных направлений, с обязательным закреплением полученных ранее знаний и их углублением в процессе музыкально-исполнительской деятельности. Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству. Вся учебно-воспитательная работа в этот период строится таким образом, чтобы учащиеся в своей дальнейшей практической деятельности смогли максимально участвовать в пропаганде музыкального искусства.

Программа предусматривает широкое использование информационно-коммуникационных технологий, как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Также в основу разработки программы  положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:



  • технология развивающего обучения;

  • технология индивидуализации обучения;

  • личностно-ориентированная технология;

  • компетентностного и деятельностного подхода. 

А так как творческое восприятие у детей развивается быстрее через игровую деятельность, особенно в младшем школьном возрасте, то занятия проводятся на основе игровых технологий. В игре происходит рефлексирование и самореализация учащихся, что позволяет решать на занятиях следующие задачи:

  • развитие творческой индивидуальности;

  • воспитание эстетических, патриотических чувств;

  • развитие музыкальных способностей;

  • развитие духовной сферы;

  • развитие самостоятельности, физическое развитие.

Ожидаемые результаты:
-чистое интонирование;

-умение раскрепощено двигаться по сцене; проявление культуры работы на сцене;

-хорошие вокально-техническими данные;

-знание основ физиологии речевого и дыхательного аппаратов, основы гигиены голоса;

-умение работать на сцене сольно или в ансамбле.
Способом проверки результатов обучения по программе является:
-активное участие воспитанников в концертной деятельности,

-участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, в том числе всероссийского и международного;

-получение диплома об окончании обучения, отражающего успехи учащегося и полноту выполнения программы.

Формой подведения итогов реализации образовательной программы является наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы и работы объединения необ­ходимы следующие условия:

1. материально-технические:



  • аудио-видеозаписывающая техника;

  • множительная техника;

  • фотоматериалы и альбомы;

  • расходные материалы для оборудования кабинета.

2. методические:



  • нотная библиотека;

  • фоно- и видеотеки;

  • различный методический материал.

3. кадровое обеспечение программы:

- педагог дополнительного образования по классу вокала и сольфеджио;


  • концертмейстер.


4. социальное партнерство:

- с родителями учащихся;

- с образовательным учреждением;

- с детьми других объединений;

- с музеями;

Финансирование программы

Цели

Источники финансирования

Для обеспечения концертной и учебно-воспитательной деятельности:

  • приобретение и пошив сценических костюмов;

  • минусовые фонограммы;

  • рабочие тетрадки, учебники;

  • канцелярские товары;

  • обеспечение транспортом;

  • оплата экскурсий, концертных походов;

  • призы, поощрительные подарки, сувениры.

  • Администрация города

  • Родители учащихся вокального ансамбля

  • Спонсоры

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

  • Платон Афинский (427 – 347 до н. э.)
  • Постановка проблемы
  • Специфика программы