Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образования республики узбекистан андижанский государственный уничерситет




страница1/4
Дата05.06.2017
Размер1.26 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНОГО СПЕЦЕАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИЧЕРСИТЕТ

им. З.М. БАБУРА

На права рукописи

УДК_____________




Тургунов Абдурашид Абдуманнобович
Акцентуация характера в подростковом возрасте и методы его коррекции.
Психология – 5 А 140802
диссертация

на соискание академической степени магистра

Андижан – 2011


ТЕМА: АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ.


ОГЛАВЛЕНИЯ




ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….

2

ГЛАВА I

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРОСТА………………………………………………………




1.1.

Характер и подростковый возраст ………………………………

6

1.2.

Типы и виды акцентуаций подростковом возрасте ………………

25

1.3.

Психологические особенности подросткового возраста как причины поведенческие реакции …………………………………

50

ГЛАВА II

ПСИХОДИАГНОСТИКА АКЦЕНТУАЦИИ ПОДРОСТКА




2.1.

Определение акцентуаций характера у подростков………………

53

2.2.

Диагностика состояния агрессии у подростков …………………

62

2.3.

Опросник акцентуации личности …………………………………

67

ГЛАВА III

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ …………………………………………………




3.1.

Техники коррекция акцентуации тревожности и застенчивости ..

80

3.2.

Психотерапевтические методы коррекции акцентуации подростка ……………………………………………………………

89




Заключение……………………………………………………

96




Литература ……………………………………………………

97


Введение



Актуальность исследования. На современном этапе развития общества человек адаптируется к постоянно меняющимся социально–экономическим, политическим, сезонно–климатическим, геохимическим, экологическим условиям, которые в силу индивидуальной специфики восприятия могут оказать влияние на функциональный, биохимический, психологический статус.

В связи с этим адаптационные возможности личности непосредственно зависят от конституционально-биологических и индивидуально-типологических особенностей.

В то же время ускорение темпа жизни и увеличение информационных перегрузок часто приводят к обострению нервно-психических расстройств и граничащих с ними состояний, к которым относят, в частности акцентуации характера. Они рассматриваются как крайние варианты нормы, обусловливающие чрезмерное усиление отдельных черт, в силу чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или повышенной устойчивости к другим. Акцентуации ярко проявляются в подростковом возрасте на фоне становления личности и исчезают или сглаживаются со взрослением (Личко А.Е., 1985).

Акцентуации характера как индивидуально-типологическая особенность личности освещалась в работах П.Б.Ганнушкина (1933), О.В.Кербикова (1971), Э.Кречмера (1956), К.Леонгарда (1981), А.Е.Личко (1985), А.А.Реана (1991).

Наиболее полное и яркое описание феноменологии и типологии собственно характера принадлежит отечественному психиатру П.Б.Ганнушкину (1933) в его учении о конституционных психопатических личностях. Из данного учения вырастают современные представления об акцентуированных личностях К.Леонгарда и типах акцентуации характера А.Е.Личко (Парняко А.В., Сидоров П.И., 2000).

К.Леонгард выделяет следующие типы акцентуированной личности: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, аффективно-экзальтированный, эмотивный, тревожный, экстравертированный, интровертированный. А.Е.Личко выделяет следующие типы акцентуаций характера: истероидный, психастенический, эпилептоидный, гипертимный, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный, шизоидный, неустойчивый, астеноневротический (Личко А.Е., 1977).

Вариоливность черт характера подростков не только в их качественном многообразии, но и в количественном выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигают предельных величин, оказывается на границе нормы, то имеем так называемую акцентуация характера. Под акцентуацией характера понимаемая чрезмерно усиление отдельных черт характера, при котором наблюдается не входящие за придел нормы отклонения в психологи и поведение.

Изучение этого феномена является одна из актуальной проблемой современной психологии.



Цель исследования изучения и анализ проявления акцентуация характера и условия коррекция подростков.

Объект исследования учащих колледжей возрасте 16-17 лет.

Предметом нашего исследования является выявление взаимосвязей акцентуации характера от национального характера, менталитета и условиям подростков.

В основу нашей работы положена следующая

Гипотеза особенности проявления акцентуация характера в значительной мере зависят от менталитета и условия воспитания подростков.

Цель и гипотеза определила

Задачи исследования


  1. Изучать и проанализировать теоретическую литератур покрывающую проблему формирования акцентуации характера подростков.

  2. Определить методы исследования и набор психодиагностических и коррекционных методик.

  3. Выявить связи акцентуации характера менталитетном фактором и условиям воспитания.

Методологическая основа исследования является идеи излаженных в трудах Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова об образовании и идеи институтах Востока.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые было проанализирована и описано связи акцентуация характера подростков от менталитета и условиям воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается расширением и углублении представлении детерминированности личностных черт, уровней сложением национального характера и условия воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявления связей между становлением акцентуации характера в зависимости от менталитета и условиям воспитания подростков.

В ходе нашей работы использован следующие методы:

1. Теоретические – изучение и анализ теоретические литературы с целью.

2. Эмпирический – метод сбора об акцентуации характера подростков.

3. Проведено опрос патохарактерологик диагностический опросник разработанном А.Е.Личко.

4. Интерпретация и описание результатов исследовании.

Исследование проводилось на базе колледжа информационной технологии г. Андижан.

Положение выносимые на защиту.



  1. Предполагаем о том, что акцентуация характер подростков в наших условиях промечет не очень то заметно и быстро сглаживается.

  2. исходя из менталитета и специфические особенности воспитательного процесса у наших подростков акцентуация характера не имеет яркого проявления.

  3. Любой вид акцентуация подростков с помощью коррекционных и психотерапевтических приемов можно сглаживать.

Апробация работа. Результаты магистерской диссертации докладывались на научном семинаре кафедры психологии Анд.Г.У. и двух статьях отражающем содержании диссертации были опубликованы. «Научный вестник» А.Г.У..

Структура и объём диссертации. Магистерская диссертация состоит изведения, трех глав, заключение и библиография.

Глава I.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРОСТА.
1.1. Характер и подростковый возраст.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «Характер»).

Характер человека – это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле – тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общение, плывет, по течению зависим от обстоятельств управляется, ими.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял американский коллега У.Шелдон, Э.Фромм, К.Леонгард, А.Е.Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которой входят в характер человека, не являются случайными. Они образует четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Существуют ряд классификаций характеров, которые строятся а основном на описаниях акцентуациях соответствующих черт характера. Одна из них принадлежит известному психиатру А.Е.Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера, по Личко,— это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в. подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к соматическим заболеваниям, особенно длительным.

Акцентуация характера выступает как важный фактор фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее, эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений подростков чрезвычайно велика. При психопатиях и акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты.

Определение типа характера у подростка может способствовать поэтому успеху семейной терапии, психологической коррекции внутрисемейных отношений.

Другой важной задачей патохарактерологического обследования подростка является диагностика типов патологических девиации характера: типов конституциональных психопатий, психопатических развитий (патохарактерологичеких формирований) и психопатоподобных нарушений. Типы здесь, по сути дела те что и при акцентуациях характера, но крайне заострившиеся, приобретшие патологическую форму, т.е. перешедшие на новый качественный уровень.

Данные патохарактерологического исследования могут дать сведения, важные для дифференциального диагноза между психопатиями и преходящими психопатоподобными нарушениями поведения, возникшими на фоне акцентуаций характера. Однако окончательное заключение здесь делается психиатром на основе всей совокупности сведений, которыми он располагает.

Все сказанное делает достаточно актуальным патохарактереологическое обследование подростка с целью определения типа акцентуации характера или типа психопатии.

Кроме того, обследование позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка - психологической склонности к алкоголизации, к делинквентному поведению, к симуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности-женственности в системе личностных отношений.



  1   2   3   4

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА II ПСИХОДИАГНОСТИКА АКЦЕНТУАЦИИ ПОДРОСТКА
  • ГЛАВА III СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ
  • Заключение
  • Цель исследования
  • Гипотеза
  • Методологическая основа исследования
  • Научная новизна исследования
  • Теоретическая значимость исследования
  • Практическая значимость исследования
  • Структура и объём диссертации.
  • СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРОСТА. 1.1. Характер и подростковый возраст.