Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образование в течение всей жизни




страница1/14
Дата23.06.2017
Размер2.29 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

НОЦ
"Образование в течение всей жизни"


Панькова Ирина Ивановна


Здоровьетворящее образование

в контексте
православной педагогической традиции


Ростов-на-Дону

2011

УДК 37.01 +37.017.93 + 37.7

ББК 4 421.053
ISBN 57051-0267-4

Научный редактор: академик РАО, профессор,
доктор педагогических наук Е. В. БОНДАРЕВСКАЯ


Рецензенты: профессор, доктор педагогических наук О.Д.Федотова,

кандидат богословия В. Тер-Аракельянц

заслуженный учитель РФ Н.С.Кащенко

Автор: Панькова И. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Южного федерального университета, отличник народного образования, лауреат Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью «За нравственный подвиг учителя» по номинации «Педагоги высшей школы – средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания» (2009).

В монографии обоснована теория здоровьетворящего образования в контексте православной педагогической традиции. С этой целью дана педагогическая интерпретация идеи здоровой личности в православии, выявлены и проанализированы педагогические аспекты современных концепций здоровья, представлена концептуальная модель, ее экспериментальная апробация и данные гуманитарной экспертизы. Приведены результаты многолетней работы автора в качестве заместителя директора по опытно-экспериментальной работе Классического лицея №1 при РГУ (ныне – МОУ лицей №1 «Классический» г. Ростова-на-Дону) и МОУ СОШ № 37 «Школа экологии детства» г. Ростова-на Дону, преподавателя духовно-ориентированных курсов учебных заведений различного уровня.


Книга представляет интерес для специалистов в области православной педагогической традиции, здоровьетворящего образования, педагогов, родителей, воспитателей, студентов, а также всех, кому небезразлично сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья детей и школьников.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18

1.1. «Образование» и «здоровье»: философско-
педагогическая проблематизация 18

1. 2. Педагогическая реконструкция историко-философского


понимания «врачевания» и «образования» 30

1.3. Специфика экзистенциально-терапевтического


контекста современного образования 48

Глава 2. ИдеЯ здоровОЙ ЛИЧНОСТИ в ДУХОВНОЙ культурЕ православИЯ 56

2.1. Воспитательный потенциал духовной культуры
православия 56

2.2. Личность и ее здоровье в свете православной


антропологии 63

2.3. Духовная культура православия о воспитании здоровой личности 75

3. Педагогическая интерпретация ОБРАЗОВАНИЯ здоровой личности в контексте духовной культУРы православия 90

1. Педагогические аспекты современных концепций


здоровья 90

2. Восстановление целостности человека – основа


здоровьетворящего образования 107

3.3. Православная педагогическая традиция образования


здоровой личности 119

Глава 4. Стратегии здоровьетворящего


ОБРАЗОВАНИЯ 145

4.1. Парадигмальный подход к построению модели здоровьетворящего образования


146

4.2.Опережающий подход и технология его применения 156

4.3. Концептуальная модель здоровьетворящего образования школьника и ее опытно-экспериментальная апробация и гуманитарная экспертиза 174

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193

ЛИТЕРАТУРА 195

ВВЕДЕНИЕ





Актуальность исследования. В ходе обсуждения проблем сохранения и укрепления здоровья детей часто вспоминают крылатое латинское выражение: «В здоро́вом те́ле здоро́вый дух» – «Mens sana in corpore sano». При этом сознательно или по неведению допускают принципиальную неточность в цитировании. Это выражение взято из Ювенала (Сатира Х, строка 356), но при этом оно вырвано из контекста. Если современные авторы, как правило, имеют в виду мысль – сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе этим душевное здоровье, то автор оригинала отнюдь не предполагал такой прямой зависимости. Он призывал к определенным усилиям к достижению желаемого:

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.

Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,

Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat

Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,

Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres

Hérculis áerumnás credát saevósque labóres

Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -

Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,

Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса

Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

(http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:JS8yZUuEIgwJ:dic.academic.ru/dic.nsf/latin_proverbs/1449/Mens+Mens+sana&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru&client=opera&source=www.google.ru)

Данная преамбула потребовалась нам для того, чтобы настроить читателя на пристальное и внимательное вчитывание в текст предлагаемой монографии. Ставшее за последние годы привычным словосочетание "здоровьетворящее образование" у разных авторов наполнено очень разными смыслами. Современные публикации по проблемам сохранения и укрепления здоровья пестрят разнообразием подходов: от физиолого-медицинских до оккультно-эзотерических. При этом нередко методологическая позиция автора бывает не обозначена, что характерно для постмодернистского подхода, допускающего ее размытость и неоднозначность.

В условиях наступающего постмодерна качественно изменились границы «нормы» и «патологии», «нормального» и "маргинального". В этих условиях многие из современных авторов отмечают, что состояние здоровья детей и школьников, нации в целом, стало одним из социальных факторов угрозы национальной безопасности страны. Это связано с депопуляцией населения, которая началась с 1991г., снижением интеллектуального потенциала школьников и студентов, увеличением рождаемости детей с грубой патологией (И.Силуянова).

В поисках выхода из тревожной ситуации педагогическая наука и практика все чаще стали обращаться к традиционным религиозным ценностям. Религиозный взгляд на мир и человека исторически возник раньше, чем научный, и на протяжении многих веков был господствующим. Современное учение о человеке возвращается к тем идеям, которые лежат в основе христианской антропологии. Европейская культура, наука и образование выросли на базе христианского мировоззрения.

Однако в настоящее время под видом научных знаний нередко преподносятся оккультно-эзотерические, лженаучные знания. Иными словами, в экзистенциально-терапевтическом контексте образования, как и в образовательном процессе в целом, заложены определённые педагогические риски. В такой ситуации к ученым-педагогам обращено вопрошание от многих участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Как разобраться – что полезно для здоровья личности ребенка, а что – вредно? Как максимально использовать то, что нами обозначено как экзистенциально-терапевтический потенциал, заложенный в современном образовании и не повредить тонкий и скрытый от постороннего глаза механизм становления и развития личности.

Современное образование нацелено на обретение почвы, тех ценностей, которые помогут в выработке стратегии и тактики здоровьетворящего образования, которое способствует становлению здоровой личности. Проблема воспитания здоровой личности находится в центре внимания различных отраслей современной науки. Ее разрешению посвящены многие исследования и публикации. В них представлен широкий спектр данной проблематики – от перечня соматических заболеваний, характерных для нынешних школьников, до обсуждения смысла и цели жизни человека и их роли в воспитании здоровой личности. При этом все чаще акцент делается на опережающем подходе к организации процесса образования школьников.

Т.И. Власова В. Колесников, М. Коуэл обращаются к принципу духовного предвосхищения. Опережающий подход применяют при анализе и проектировании теории и практики образования и воспитания Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Н.В. Зорькина, А. Е. Марон, Т. В. Мухлаев, А.М. Новиков и др. Нами используется опережающий подход для анализа связи между педагогическими и терапевтическими стратегиями в образовательном процессе.

Анализировать связь между педагогическими и терапевтическими стратегиями в процессе культурно-исторического развития какой-либо культуры с нашей точки зрения, которая подробно раскрывается в первой главе, плодотворно только в контексте религиозных взглядов, характеризующих развитие данного общества.

Анализ подобных процессов в историческом развитии нашей страны тесно связан с рассмотрением духовной культуры православия. Такое методологическое решение связано с проблемой исключительного положения православной педагогической традиции, на базе которой формировалась отечественная образовательная парадигма на протяжении многих столетий, и лишь с приходом советской эпохи она ушла в тень, а ныне к ней возвращаются многие отечественные педагоги. Православные педагогические идеалы не только отличаются от дохристианской античности, но и существенно отличаются от западно-христианских – в римско-католическом и протестантском – этосах. Идея «внутреннего образования», раскрытия образа Божия в человеке как онтологической платформы педагогического процесса отсутствует в античном миросозерцании, центрирующем человека на идеях «гармоничного единения с природой» и «самодостаточном нравственном совершенстве», но эта идея исчезает и в западно-христианских конфессиях, культурообразующих для европейской цивилизации.

Изучение литературных источников и педагогической практики показало, что современная ситуация в сфере исследований проблем духовно-нравственного воспитания учащихся характеризуется переходом от изучения и констатации фактов к исследованиям, направленным на изучение условий и закономерностей, методов и приемов воспитания, в том числе и воспитания здоровой личности школьника. Поворот исследователей обусловлен как особенностями постоянно изменяющейся социально-культурной ситуации в сфере образования, так и противоречиями между общественной потребностью в организации здоровьетворящего образования школьников и невозможностью ее удовлетворения традиционными средствами школьного образования.

Проблема исследования состоит в том, чтобы ответить на вопрос, каковы актуальные теоретико-методологические основы и педагогические особенности здоровьетворящего образования школьников в контексте духовной культуры православия.

Приступая к изложению степени разработанности проблемы, считаем необходимым подчеркнуть, что христианский подход не отрицает ничего из истинных знаний, выработанных человечеством, а интегрирует их и дополняет, дает целостную картину решения той или иной проблемы. Поэтому в нашем исследовании нашлось место и античным авторам, в центре внимания которых были насущные проблемы жизни и смерти человека, ее смысла, самочувствия человека, и М.Фуко, который дал определение данному феномену – «забота о себе», психолого-педагогическим и святоотеческим текстам по проблеме исследования.

Междисциплинарный характер проблемы исследования потребовал обращения к источникам по различным аспектам воспитания, философии образования, культуры здоровья личности.

Теоретической базой исследования послужили труды классиков педагогики: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, а также ряд работ, имеющих отношение к междисциплинарным исследованиям в области философии, антропологии, богословия и истории аскетических практик, психологии, экзистенциальной терапии.

Для изучения античных взглядов на образование использованы труды Сенеки, Платона, Эпиктета.

В метафизическом и философско-педагогическом обосновании проблемы взаимосвязи обеспечения здоровья личности и воспитательного процесса в рамках единого образовательного пространства современных учебных заведений нам помогло обращение к Основам учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, к работам современных российских и зарубежных философов:Г.С.Батищева, М.М. Бахтина, В.С. Библера, М. Блюменкранц , Л. Василенко, Ю.Г. Волкова, А. Зубова, В.В. Кожинова, A.Ф. Лосева, С.В. Лурье, Т.П. Матяш, B.М. Розина, М. Фуко и др.

В процессе изучения сущности духовной культуры православия важными в контексте нашего исследования явились труды современных христианских мыслителей, таких как С.Н.Булгаков, архимандрит Иануарий (Ивлиев), епископ Каллист (Уэр), В.Н. Лосский, В.В. Зеньковский, И. Мейендорф, архимандрит Георгий (Тертышников), Э.Уолкер, Г. Флоровский, П.Флоренский, Х. Яннарас, аввы Дорофея, архимандрита Софрония (Сахарова), святителя Феофана Затворника и др. Также были использованы труды русских философов И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, П.Флоренского и мыслителей эпохи патристики св. Григория Паламы, св. Николая Кавасилы. Важно отметить, что, обращаясь к творчеству святых отцов восточно-христианской традиции, мы исследовали их творения как особый род опытного философствования, своего рода педагогическую литературу по самовоспитанию, и того феномена, который в нашем исследовании обозначен как воспитание здоровой личности.

Православное учение о человеке представлено у митрополита Филарета, митрополита Минского и митрополита Слуцкого, С. С. Хоружего, С. СтрагородскогоМного полезного в процессе изучения влияния христианской добродетели целомудрия и чистоты на становление здоровой личности мы нашли в работах В. Свешникова и Г. Шиманского.

В прояснении исходных позиций исследования мы учитывали основы духовной психологии как особой формы рационального знания о духовности человека в пределах его индивидуальной жизни, которые отражены в работах отечественных психологов Б.С Братуся, В.П. Зинченко, Б.В. Ничипорова, В.И. Слободчикова.

Для нашего исследования было плодотворным обращение к работам современных зарубежных авторов: Д.К. Кроу, С.Льюис, А. Маслоу, Р. Уолш, Р. Эммонс, M.J Erickon, K.I. Pargament, C.W. Ellison, J. Smith, посвященным психологии высших устремлений, мотивации и духовности личности.

Диалогический смысл воспитания здоровой личности и роль в этом процессе экзистенциального диалога позволили выяснить работы Бахтина, М.М. Библера, В.С. Бубера. Много ценного нами было обнаружено в трудах Т.А.Флоренской, Л.В. Суровой, посвященных методологии и методике духовно-ориентированного диалога в православной педагогике.

Ценности отечественной культурно-педагогической традиции в контексте инновационных процессов в современном образовании рассматриваются В.В. Медушевским, М.Т. Ермоленко, М.В. Захарченко, Т.В. Карсаевской, Т.И. Марковой, А. Рогозянским, Т.И.Симоненко и др..

Большой вклад в разрешение отечественной педагогикой проблемы самоидентификации личности в контексте отечественных культурных традиций внесли работы Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Э.Н. Козлова, С.В.Кульневича и др. С православных позиций данной проблемой плодотворно занимаются игумен Георгий (Шестун), В.И. Беляева, о. Андрей Лоргус, о.Борис Ничипоров, Л.В. Сурова, Т.И. Петракова, А. Рогозянский, В.И.Слободчиков, Г.М.Цыпин, Л.Л.Шевченко и многие другие.

Различные аспекты проблемы воспитания здоровой личности в свете христианской антропологии представлены В.В.Зеньковским, И.А.Ильиным.

Основы философской герменевтики (Х.-Г Гадамер., М.Фуко, В.П.Кохановский) способствовали определению и построению концептуальной модели воспитания здоровой личности.

Рассмотрение сферы образования здоровой личности связано с уточнением понятия «здоровье» в современной науке и духовной культуре православия. На протяжении долгого времени здоровье рассматривалось как преимущественно биологический или психофизиологический феномен, относящийся к сфере индивидуального бытия. Поэтому и система оздоровительной работы рассматривалась, прежде всего, как работа по закаливанию, приучению к санитарно-гигиеническим правилам, режимным моментам. Нам необходимо было проследить динамику изменений представлений о здоровье.

Основные документы ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) были использованы в качестве отправной точки в определении современного понимания здоровья. Медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования здоровья населения России мы находим у Р.И.Айзмана, Н.М.Амосова, Р.М.Баевского, Л.А. Гаврилова, Н.С.Гавриловой, И.А.Гундарова.

Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию школьников дают М.А.Якунчев, С.П. Голышенков, И.В.Вершинина, О.Н.Волкова.

И.И.Брехман, Г.Л. Апанасенко, Л.А.Попова акцент делают на валеологическом подходе к вопросам формирования здоровья детей и молодежи.

Вопросам истории и современного состояния изучения психологии здоровья человека посвящали работы А.В.Басов, Б.С.Братусь, О.С.Васильева, Ф.Р.Филатов, М.Ф.Секач, Г.С.Никифоров.

В настоящее время происходит смещение акцентов на социально-ориентированнный подход к трактовке здоровья П.Бергер, Т.Лукман, В.М.Розин, Д.Д.Венедиктов, А.И.Чернух, Ю.П.Лисицын, В.И.Кричагин.

Мировоззренческие аспекты здоровья представлены О.Ф.Волочаевой, А.Я.Иванюшкиным, Н.Н.Малярчук, И.В.Силуяновой, они определяют параметры взаимозависимости духовно-нравственного и физического здоровья.

Новые концепции охраны здоровья, ориентированные на активную позицию личности, в нашей стране развивают видные ученые: Ю.П. Лисицын, А.Н. Разумов, Р.Г. Оганов, В.П. Венедиктов, Л.Н. Баранов.

В определении индивидуальных и коллективных представлений о здоровье исходными для нас были работы Э. Дюркгейма, А.И. Донцова, Емельянова, С. Московичи, Р.Филатова.

Экзистенциальная терапия, представленная М.Боссом, М. Хайдеггером, М.Фуко, В.Франклом, Ю.Хабермасом, а также работы Д.А.Авдеева, В.К.Невяровича, А.В. Недоступа, А.В.Котеневой, А.Е.Соловьёва и др. помогли нам выявить экзистенциональные коннотации современного понимания здоровья. Это позволило нам точнее определиться с понятием здоровой личности.

Такие видные учёные, как Г.Л. Апанасенко, В.И. Бондин, Ю.П. Лисицин, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, О.Г. Чораян способствовали тому, чтобы проблемы здоровья молодого поколения стали в центре внимания современной педагогики и состоялось новое направление – валеология. Однако, ряд авторов – Т.Ф.Акбашев, Т.А.Солдатова, Л. Татарникова – в содержание валеологии активно внедряют оккультно – эзотерические знания. Данный факт не соответствует закону об образовании и является явным нарушением светского характера образования. Специальному анализу это направление нами не подвергнуто. Мы просто фиксируем наличие педагогических рисков, присущих валеологии. Г.К Зайцев и А.Г Зайцев критикуют доминирующий в настоящее время превентивный («здоровьесберегающий») подход, направленный на облегчение адаптации детей к условиям обучения, делая акцент на деятельности, построенной на творческой интуиции или сверхсознании (курс.- И.П). Они активно используют понятие здоровой личности. Однако необходимо уточнить: определение понятия здоровой личности они не дают.

Здоровьетворящее образование в контексте духовной культуры православной педагогической традиции , как будет показано в монографии, – это, прежде всего, духовно-нравственное образование, воспитание. Вопросам содержания, методологии и методики духовно-нравственного воспитания, развития и становления личности в воспитании школьников посвящена обширная литература: В.В. Абраменкова, В.А. Беляева, Т.А. Берсенева, Т.И. Власова, А. Владимиров, С. Куломзина, В.В. Медушевский, И.В. Метлик, Т.И. Петракова, Л.Б. Соколовская, Л.В. Сурова, Л.Л. Шевченко, игумен Георгий (Шестун), Г.И. Шиманский, Р.В. Янушкявичюс, О.Л. Янушкявичене и др.
Концептуальная идея.

Изучение литературных источников и опыт работы по исследуемой проблеме показывает, что здоровьетворящее образование в контексте духовной культуры православной педагогической традиции не стало настоящей педагогической проблемой. Она в большей мере декларируется, чем решается. Для решения проблемы плодотворным может быть использование монографического исследования Т.И. Власовой «Теоретико – методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников», в котором предпринята попытка рассмотрения проблематики «духовность человека» как светского понятия. Автор привлекает в своем рассмотрении тексты религиозного характера, но они не являются основным предметом ее изучений. Мы же рассматриваем вопросы духовности, здоровья личности школьника в контексте именно религиозной духовной культуры православия, используя данные современных исследований по философии, культурологии, антропологии, психологии, экзистенциальной терапии.

Для обозначения православной педагогической традиции воспользуемся мнением известного государственного деятеля и педагога К.П.Победоносцева. Он писал, что в многовековой российской педагогической традиции, основанной на православных религиозно-нравственных ценностях, «утверждалось триединство: вера в Бога, любовь к Отечеству и почитание родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни».

Современный исследователь педагогического диалога православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования Кудряшова Анна Николаевна в качестве основных принципов православного образования называет христоцентризм, единство семьи, церковного прихода и школы, научение делам любви, воцерковление, аскетизм. Данные принципы являются предпосылкой для установления приоритета в образовании духовности.

Иными словами, Церковь, семья и школа в единстве усилий должны организовывать воспитание детей и молодежи – в этом заключается суть православной педагогической традиции России.

Современная социально-культурная ситуация существенно осложняет реализацию православной педагогической традиции. В школе, семье, обществе навыки христианского поведения и отношения к ближнему во многом утрачены. Мы рассматриваем вопросы духовности, здоровья личности школьника, здоровьетворящего воспитания в контексте именно религиозной духовной культуры православия, используя данные современных исследований по философии, культурологии, антропологии, психологии, экзистенциальной терапии.

Для уточнения наших исследовательских позиций для нас важно определиться с представлением о здоровой личности в православии. В работах русских религиозных мыслителей о.Павла Флоренского, Владимира Лосского, о.Сергия Булгакова и других отмечается тот факт, что Личность – это тайна. Свободу и любовь, эти составные элементы личности, нельзя постичь с помощью рациональных категорий и она не может быть выражена понятиями, т.к. ускользает от всякого рационального определения. О.Павел Флоренский утверждал, что можно лишь создать символ коренной характеристики личности, или же значок, слово, и, не определяя его, ввести формально систему других слов. Православный взгляд на человека дает нам возможность «лишь создать символ коренной характеристики здоровой личности», описать ее. Исходя из этих методологических позиций, мы, тем не менее, предприняли попытку описать следующие понятия:


  • здоровая личность;

  • воспитание здоровой личности школьника;

  • экзистенциально - терапевтический контекст образования.

Также нами разработана система понятий, характеризующая опережающий подход, который в нашем исследовании трактуется в его соотнесении с явлением пролепсиса. В четвертой главе нами введены такие понятия как опережение, структура, функции и дальность опережения, способы его использования в педагогическом процессе.

В ходе исследования нами было уточнено понятие здоровье личности.



Здоровая личность – это иерархически-гармоническая, целостная, духовно-нравственная личность. Можно внести в данное определение следующее уточнение с точки зрения именно религиозной духовной культуры православия - Здоровая личность – это личность, любящая всё сущее, стремящаяся реализовать в себе образ и подобие Божие.

Здоровьетворящее образование школьника создание педагогических условий сохранения и укрепление его духовного, психического и физического здоровья. В православной педагогической традиции необходимым является при этом памятование о главной цели воспитания – спасении души ребёнка для жизни вечной, устроение для этого жизни временной в соответствии с христианской нравственностью и реалиями социокультурной и педагогической ситуации.

Экзистенциально - терапевтический контекст образования (экзистенция – существование; терапия – лечение, исцеление) – это контекст, который является его “смыслоносной сердцевиной”, способствует обретению школьником смысла жизни и наполняет ее реальным содержанием.

Понятие здоровье личности в контексте духовной культуры православия потребовало уточнения. Вспомним, что в документах Всемирной организации здравоохранения в определении здоровья присутствует его характеристика как состояния физического, психического и душевного БЛАГОполучия. Благо в православии отражает возможность Богообщения. Таким образом, можно сделать вывод, что в православной культуре здоровье личности, являясь одной из характеристик временной, земной жизни человека, принадлежит, прежде всего, к области его духовной жизни.

Иными словами, словосочетания “физическое здоровье личности”, “социальное здоровье личности” в православном контексте являются не вполне корректными. Например, на наш взгляд, проблематично говорить о социальном благополучии православных мучеников, в том числе, времен советских гонений святителя Луки (Войно-Ясенецкого), исповедника Никона (Рождественского), святителя Илариона (Троицкого), погибших в заключении, и сонмов других новомучеников и исповедников Российских. Однако, причисление их к лику святых однозначно свидетельствует о их духовном здоровье, о том, что каждый из них являет собой пример здоровой личности. В православной традиции, когда речь идет о здоровье личности, как правило, говорят о духовном здоровье личности. Высказывания относительно физического, социального благополучия имеют отношение к человеку как индивидуальности, а не личности. Фактически, понятия здоровая личность и духовное здоровье личности, в нашей трактовке, являются синонимичными.

И последнее. Отмечая необходимость разработки педагогических основ использования опережающего подхода в процессе приобщения к духовно-нравственной культуре православия, как главного звена в воспитании здоровой личности, приведем слова академика Е.В. Бондаревской о том, что особенность воспитания как технологии, обеспечивающей социокультурное развитие, состоит в его опережающем характере, направленности на будущее. Воспитание работает на будущее путем создания в социокультурном пространстве новых форм культуросообразной жизни детей и взрослых. Фундаментальная задача педагогов состоит в оказании учащимся помощи в построении культуросообразных моделей собственного поведения, программ и проектов настоящей и будущей жизни. На выбор той или иной стратегии поведения влияет социокультурная компетентность, овладению которой способствует опережающий подход, базирующийся на методологии взаимодополнения социокультурного и личностно-ориентированного подходов. Такой тип воспитания обозначен Е.В. Бондаревской как «Социокультурное воспитание опережающего типа».

Подводя итоги, можно констатировать, что православная педагогическая традиция, являясь базой социокультурного воспитания опережающего типа, обеспечивает построение здоровьесберегающего и здоровьетворящего образования. В связи с этим становится особенно существенным и актуальным религиозно-метафизическое осмысление человека, а также духовно-нравственное понимание здоровья как дополняющее научные и социо-культурные представления об этой теме, которые могут выступить в качестве целостной культурно-педагогической базы, предлагающей средства и методы построения здоровьетворящего образования в контексте духовной культуры православия.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  • В ВЕДЕНИЕ