Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образ времени года в литературном произведении




Скачать 148.81 Kb.
Дата26.06.2017
Размер148.81 Kb.
Технологическая карта урока

Автор: Смирнов Николай Сергеевич, учитель литературы, БОУ ВО ВМЛ

Класс: 5

Предмет: литература

Тема: Образ времени года в литературном произведении (на примере стихотворений Ф.И.Тютчева)

Цель: научить определять способы создания образов природы в литературном произведении

Задачи:

  1. Познакомить

- с основными видами средств художественной выразительности;

- с творческим наследием и биографией Ф.И. Тютчева.



2. Научить

- формулировать учебные задачи, планировать достижение целей, прогнозировать и оценивать результат;

- способам освоения теоретического понятия;

- определять средства художественной выразительности. используемых автором для создания образа в лирическом произведении;

- находить средства художественной выразительности в предложенных текстах;

- первоначальным приемам анализа поэтического текста.



Критерии достижения цели урока: обучающиеся знают и понимают определение понятия «художественный образ»; умеют анализировать художественный образ времени года в литературном произведении; владеют приемами выявления смысла лирического произведения.

Условия обеспечения учебной деятельности: УМК: Чертов В.Ф. Литература. 5 класс.- М., «Просвещение», 2012., фонохрестоматия к учебнику В.Ф. Чертова, дидактические материалы.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент .

Подготовка класса к работе.

Мотивация.

1.Задает вопросы: Что такое художественный образ? Какие художественные образы мы с вами уже рассматривали на уроках литературы? Какие лирические произведения мы с вами анализировали? Кто может прочитать нам одно из стихотворений А.С. Пушкина о природе?

2. Организует обсуждение стихотворения А.С.Пушкина, задает вопросы: Какие художественные образы представлены в этом стихотворении?


Подготовка класса к работе. Отвечают на поставленные вопросы. Читают стихотворение наизусть. Участвуют в коллективном обсуждении.

Личностные:

действия смыслообразования.



Регулятивные:

прогнозирование результата.



Коммуникативные:

умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою точку зрения.



Познавательные:

Логические - анализ объекта.



2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Переход от старого знания к новому:

1.Учитель демонстрирует художственное исполнение стихотворения «Весенняя гроза» из фонохрестоматии.

2.Организует коллективное обсуждение вопросов обучающимися: Чем отличается это стихотворение от стихотворения А.С.Пушкина? Какие образы доминируют в этом стихотворении, выходят на первый план?


1.Слушают стихотворение.

2.Участвуют в коллективном обсуждении вопросов



Личностные:

Умение вести диалог на основе равноправных отношений;



Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание того, что известно и что еще подлежит усвоению);



Коммуникативные:

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем



Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков;

решение проблемы поискового характера



3.

Постановка учебной задачи

 


Учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока.

1.Учитель задает вопрос: Чем отличается прослушанное вами стихотворение от стихотворения А.С.Пушкина? Какие образы доминируют в этом стихотворении, выходят на первый план?

2. Опираясь на тему урока и определение понятия «художественный образ», учитель предлагает сформулировать учебные задачи.


Обучающиеся формулируют тему урока:

«Образ времени года в литературном произведении»



Обучающиеся формулируют учебные задачи:

- познакомиться с произведениями, в которых на первый план выходит образ времени года;

-выявить, какими средствами автор создает образ времени года;

- узнать новые для себя средства художественной выразительности;

- научиться находить в текстах изученные средства художественной выразительности


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками- определение цели, функций, способов взаимодействия;



Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы

4.

Построение проекта выхода из затруднения

в процессе решения первой задачи урока

 


Учитель предлагает обучающимся составить план достижения первой задачи:

1. Предлагает познакомиться с текстами Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза» и «Весенние воды» в учебнике (с.231)

2. Организует коллективное обсуждение, задает вопросы: Каким настроением пронизаны эти стихотворения?

3. Организует индивидуальную работу с биографической статьей учебника, предлагая такую форму, как «чтение с карандашом», просит выделить главное.

4. Организует коллективное обсуждение необходимости для дальнейшей работы выделенных учениками фактов биографии писателя.



1.Читают стихотворения.

2. Участвуют в коллективном обсуждении.

3. Индивидуальная работа с биографической статьей.

4. Участвуют в коллективном обсуждении.





Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;



Логические: анализ объектов с целью выделения существенных признаков.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.

Построение проекта выхода из затруднения

в процессе решения второй и тертьей задач урока

 


Учитель предлагает обучающимся составить план решения второй задачи:

1.Организует коллективное обсуждение возможных способов знакомства с видами средств художественной выразительности.

2.Предлагает свои способы знакомства с видами средств художественной выразительности, предлагает рассмотреть таблицу:


Средство художественной выразительности

Определение

Примеры

Эпитет







Олицетворение







Сравнение







Метафора







Аллитерация







Ассонанс






2. Организует работу в парах. Для этого предлагает спланировать сотрудничество: определить цели парного сотрудничества, функции каждого участника и способы взаимодействия

3.Предлагает в парах. ответить на следующие вопросы: Какие средства художественной выразительности из перечисленных вам уже известны? Вспомните или попытайтесь сформулировать определение каждого из них? Какие термины оказались для вас новыми?


1.Участвуют в коллективном обсуждении возможных способов знакомства с видами средств художественной выразительности.

2. Обсуждают вариант решения второй и третьей задачи урока, предложенный учителем, предлагают варианты модернизации данной таблицы.

3. Работа в парах: планируют сотрудничество: функции каждого участника и способы взаимодействия.

4. Работают в парах по по обсуждению представленных в таблице названий средств художественной выразительности, пытаются сформулировать определения известных им средств художественной выразительности.



Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений, самооценка.

Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные:

анализ объектов, выбор оснований для классификации, установление причинно-следственных связей.



Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.

Первичное закрепление

 


1. Организует коллективное обсуждение результатов парной работы по обсуждению представленных в таблице средств художественной выразительности.

2. Предлагает обучающимся зсовместно заполнить таблицу на основе коллективного обсуждения парной работы.

3. Заполняет таблицу вместе с учениками.

4. Организует рефлексию.





1.Участвуют в коллективном обсуждении.

2.Дают определения средств художественной выразительности.

3.Оценивают результаты деятельности свои и классного коллектива, эффективность данного способа действий.

4.Определяют то, что усвоено и то, что еще подлежит усвоению.



Личностные: формирование потребности в самовыражении.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера



7.

Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения третьей и четвертой задачи урока

 


Учитель предлагает обучающимся составить план решения третьей задачи:

1.Организует коллективное обсуждение возможных способов определения новых для учеников средств художественной выразительности, посредством коллективного обсуждения выявляются возможные источники получения информации:



  • Учебник.

  • Интернет.

  • Энциклопедия юного литературоведа.

  • Словарь литературоведческих терминов.

  • Учитель.

2.Организует работу в парах со словарем литературоведческих терминов в учебнике.

3.Организует коллективное обсуждение и совместное заполнение пустых граф таблицы.

4.Организует коллективное обсуждение, параллельное заполнению таблицы: предлагает найти в прочитанных текстах данные средства художественной выразительности и заполнить соответствующие графы таблицы.


1.Участвуют в коллективном обсуждении возможных способов знакомства с видами средств художественной выразительности.

2. Делают выбор способа достижения цели.

3.Работают в парах по освоению новых видов средств художественной выразительности.


Личностные:

Умение вести диалог на основе равноправных отношений;



Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

8.

Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу обучающихся.

Предлагает познакомиться с произведениями Ф.И.Тютчева о зиме («Зима недаром злится…», «Чародейкою Зимою…») и самостоятельно найти примеры средств художественной выразительности, записать найденные примеры в тетрадь.



Организует коллективное обсуждение результатов работы.

1.Обучающиеся самостоятельно знакомятся с текстами произведений, заполняют таблицу.

2.Представляют результаты работы. Принимают участие в коллективном обсуждении.



Личностные:

формирование потребности в самовыражении;нравственно- этическое оценивание художественной идеи произведения;



Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

( выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению), осознание качества и уровня усвоения;



Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме; преобразование схемы в текст, постановка и решение проблем творческого характера;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.



9.

Рефлексия деятельности (итог урока)

 


1.Предлагает соотнести цель и задачи урока с полученными результатами.

2.Задает вопрос: какими средствами автор создает образ времени года в своем произведении?




Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование

10.

Домашнее задание

Организует обсуждение вариантов домашнего задания

1.Предлагает свои варианты домашнего задания:

1. Познакомиться с произведениями А.А.Фета (в учебнике) и найти в них средства художественной выразительности.

2. Выучить одно из стихотворений Ф.И.Тютчева наизусть и подобрать к нему иллюстрацию из в электронном формате (найти с помощью сети Интернет).

3.Сформулируйте для себя домашнее задание самостоятельно.


1.Участвуют в обсуждении вариантов домашнего задания.

2.Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить. Определяют его цель.



Личностные: действия смыслообразования

(потребность в самовыражении и самореализации).



Регулятивные: оценка, целеполагание, планирование.

Коммуникативные:

познавательная инициативность (способность с помощью вопросов получать нужную информацию).



Комментарий к уроку литературы в аспекте требований Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования

Результаты образования в соответствии с ФГОС ООО определяются в трех направлениях: предметные (достижения в предмете); метапредметные («горизонтальные» достижения, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет); личностные (достижения как результат аксиологического и антропоцентрического подходов).

Личностные результаты обучающихся, формируемые при изучении предмета «Литература» направлены на:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет - ресурсы и др.).

Метапредметные результаты определяются:

- умением понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умением самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умением работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



Предметные результаты систематизированы с учетом их достижения в различных сферах:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к литературному роду и жанру, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

- владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры;

- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- собственная интерпретация изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней.

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; творческих работ, рефератов, исследовательских работ.

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Прокомментируем урок литературы в 5 классе по теме «Заглавный образ»

Несомненно, для получения новых результатов обучения нужны обновленные подходы к преподаванию литературы.

Планируя урок, мы опирались на деятельностный, коммуникативный (« литература есть средство коммуникации») и текстоцентрический подходы к литературному образованию.

Основные принципы организации работы обучающихся на уроке следующие:

- системная организация учебной деятельности школьников;

- проблемный и развивающий характер заданий урока;

- учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. (В ходе урока школьники последовательно осваивают коммуникативные универсальные учебные действия);

- на уроке используются разнообразные организационные формы.

В организации учебной деятельности школьников учитываются пять основных компонентов: 1) учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо сформировать понятие о заглавном образе и научиться его характеризовать», 2) действие целеполагания («что я должен сделать, чтобы достичь цели урока»), постановка учебных задач. 3) выбор средств и методов ( использование разнообразных источников знания, работа по алгоритму или плану, преобразование схемы в текст, метод «Замены» и др.) , 4)планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу») 5)решение учебных задач и рефлексивно-оценочная деятельность.

Одной из важнейших задач урока является не только вооружение обучающихся знаниями из области теории и истории литературы, но и организация деятельности школьников, вооружение их различными алгоритмами постижения смысла художественного произведения.



Понятие о заглавном образе и способах его характеристики дается не в готовом виде, а школьники под руководством учителя конструируют свое знание: формулируют учебные задачи, актуализируют теоретические знания, анализируют заглавные образы по примерному плану, углубляют представление о смысле заглавного образа через использование приемов преобразования текста, проводят оценку результатов собственной читательской деятельности, планируют дальнейшую деятельность по освоению темы (выбирают один из вариантов домашнего задания).Учитель предоставляет обучающимся право выбора метода познания, того или иного способа действия.

В целом предложенная методика проведения урока литературы позволяет обеспечить формирование личности, обладающей информационной и читательской компетентностью, способной выстраивать взаимоотношения с другими людьми, самореализовываться.