Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Образ матери в творчестве С. Есенина. Любовная лирика




Скачать 45.97 Kb.
Дата27.02.2017
Размер45.97 Kb.
Тема: Образ матери в творчестве С.Есенина. Любовная лирика.

Цель: -раскрыть красоту и искренность чувств поэта, его

преклонение перед женщиной, матерью, возлюбленной;

-углубить представление об интимной лирике поэта;

-развивать навыки выразительного чтения и анализа

лирического произведения;

-дать почувствовать, что стихи Есенина созвучны нашему

времени, близки каждому.

Оборудование: иллюстрации, магнитофон.

Милая, добрая, старая, нежная, Лучше тебя никого не видал! С.Есенин

Ты дала красивое страданье

Про тебя на родине мне петь.

С.Есенин

ХОД УРОКА:

1. Новый материал:формулировка целей и задач урока учащимися.

2)Вступительное слово учителя:

Если вы помните, ребята, то первый урок о судьбе С.Есенина, я закончила словами поэта: «Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах». Вот и сегодня перед нами приоткроется еще одна сторона жизни Есенина- его отношение к женщине, матери, любимой. Героинями нашего урока будут: Татьяна Федоровна Есенина - мать поэта, о которой он сказал: (эпиграф). И ШаганэНерсесовна Тертерян (эпиграф).

Литературный критик Марк Щеглов в статье «Есенин в наши дни» писал:

«Любовь ко всему родному: родному крову, очагу, к близким - это самая светлая ...тема есенинской поэзии. Стихи Есенина,обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери— это драгоценные выражения русской лирики».

И действительно, стихотворение «Письмо матери» - одно из наиболее совершенных в художественном отношении произведений Есенина.

Слушая стихотворение, постарайтесь понять настроение поэта, проникнуться его чувствами.

Словарная работа: шушун - старинная верхняя женская

одежда, вроде кофты, телогрейки или рубахи.

З.Чтение стихотворения учителем. 4.Беседа:

—Каким чувством проникнуто стихотворение?

—О каких фактах из биографии поэта вы узнали?

—Как переданы в стихотворении чувства матери?.

—Найдите обращения к ней.

—Как относится поэт к родному дому?

—Как смотрит на свое прошлое и настоящее?

Обобщение учителя:

Мать переживает за сына, ни с кем не делится своей тревогой, не беспокоит и сына своими тягостными раздумьями. Он узнает о ее переживаниях от кого другого (Пишут мне...).

Герой относится к матери с большой любовью, называет ее: родная, старушка, помощь и отрада...

Мы чувствуем, что поэт одинок, у него нет никого близкого, кроме матери (Ты одна мне помощь...).

Он высказывает ей самые лучшие пожелания (Пусть струится...), и просит успокоиться, забыть про тревогу, не грустить. И самое лучшее, чем он может обрадовать мать - это рассказать о своей жизни, а еще лучше - приехать домой.

Любовь и нежность к матери сочетаются с любовью к своему краю, родительскому дому. «Низенький, избушка»-нежно называет поэт свой дом, мечтая в него вернуться и начать новую жизнь.

С какой целью употреблены в стихотворении диалектные слова?

Поэт рассказывает матери о себе простыми, понятными для нее словами. Поэтому в стихотворении уместны просторечные и диалектные слова (шибко, саданул, шушун..).

Почему стихотворение написано в форме письма?

Актуально (созвучно) ли оно сегодня?

Каждая мать переживает за своего сына, думает об опасностях, которые могут его подстерегать.

5.Чтение стихотворения учащимися.

Задание: читая стихотворение, обратите внимание на его ритм, интонацию.

Каков ритм стихотворения, его интонация?

Плавность, напевность характерны для его ритма, что роднит его с произведениями песенного народного творчества. Не случайно «Письмо матери» еще при жизни Есенина было положено на музыку В.Н.Липатовым и является популярной в народе песней.

Прослушивание песни «Письмо матери»

Удалось ли певцу показать чувства героя?

Сделайте вывод, каково отношение Есенина к матери?

Любовная лирика в творчестве С.Есенина занимает значительное место. Замечателен в этом плане сборник стихов «Персидские мотивы»-цикл стихов о любви. С особенностями этого цикла вас кратко познакомит........По ходу его рассказа прошу записать

основные особенности данного сборника стихов.

7.Выступление учащегося по теме: «Замысел и идейно-стилевое своеобразие «Персидских мотивов»

Мимо поэзии Востока не прошел ни один крупный русский поэт. В Персию (Иран) Есенин влюбился, читая стихи Омара Хайяма. Поэт мечтал о настоящей любви, о которой писали древние персидские лирики. В Персии ему побывать не удалось, но он ездил в Грузию, Азербайджан и впечатления, которые он получил, легли в основу сборника стихов «Персидские мотивы». Главная особенность стихотворений этого цикла - поэтизация светлого и прекрасного чувства любви. Стихи задушевны и лиричны, мелодичны и просты. Есенин располагает стихи в сборнике не по хронологическому , а по сюжетному принципу.., раскрывая тем самым историю любви своего лирического героя. Любовь у поэта романтична. Об этом в одном из стихов поэт сказал: «Ты дала красивое страданье , про тебя на родине мне петь».

Для поэта женщина - настоящий друг, а не только возлюбленная. Есенин в сборнике использует традиционные художественные символы персидской лирики, такие как: соловей, луна, кипарис, Коран, чадра; а также имена и названия: Шираз, Тегеран, Хайям и др.

Главным героем его стихов является русский поэт и поэтому в стихах много типично русских разговорных слов и выражений. Но главная его тема - любовь к России - присутствует в каждом стихотворении «Персидских мотивов».



8.Выразительное чтение и краткий анализ стихов из цикла «Персидские мотивы»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ»

«Я спросил сегодня у менялы»

«Никогда я не был на Босфоре».



Стихотворение «Шаганэ...» возникло под влиянием чувства к Шаганэ Нерсесовне Тертерян(Тальян). Поэту хочется поделиться с ней своими раздумьями, переживаниями.

Какова тема стихотворения? (тоска по родине)

Как относится поэт к девушке? (моя, дорогая...)

О чем он хочет рассказать ей? (о том, что дорою ему).

Поэт не говорит о своей любви к Шаганэ, для него важна духовная близость, взаимопонимание, поддержка. Именно это и привлекает в стихотворении.

В стихотворении «Никогда я не был на Босфоре» поэт выразил надежду на то, что может быть на Востоке он обретет настоящее счастье, которою он не узнал в родном краю. Поэт стремится найти в женщине настоящего друга, а не только возлюбленную. В этом кроется один из основных источников спора Есенина с персидскими лириками.

ВЫВОД: что характерно для любовной лирики Есенина?

(В женщине видит друга. Тема любви сближается с темой Родины.)

.ИТОГ УРОКА, оценки.

Дома: наизусть «Письмо матери» Задание на выбор:

- письменный анализ стихотворения (на выбор)

- иллюстрация к стихотворению Есенина(на выбор)



-составить список стихов Есенина , положенных на музыку.

  • Про тебя на родине мне петь. С.Есенин ХОД УРОКА: 1. Новый материал:формулировка целей и задач урока учащимися.
  • Словарная работа: шушун - старинная верхняя женская одежда, вроде кофты, телогрейки или рубахи. З.Чтение стихотворения учителем. 4.Беседа
  • С какой целью употреблены в стихотворении диалектные слова
  • Почему стихотворение написано в форме письма
  • 5.Чтение стихотворения учащимися. Задание: читая стихотворение, обратите внимание на его ритм, интонацию.
  • Прослушивание песни «Письмо матери»
  • 7.Выступление учащегося по теме: «Замысел и идейно-стилевое своеобразие «Персидских мотивов»
  • 8.Выразительное чтение и краткий анализ стихов из цикла «Персидские мотивы» —«Шаганэ ты моя, Шаганэ»
  • Стихотворение «Шаганэ...» возникло под влиянием чувства к Шаганэ Нерсесовне Тертерян(Тальян). Поэту хочется поделиться с ней своими раздумьями, переживаниями.
  • Какова тема стихотворения (тоска по родине) Как относится поэт к девушке (моя, дорогая...) О чем он хочет рассказать ей (о том, что дорою ему).
  • Поэт не говорит о своей любви к Шаганэ, для него важна духовная близость, взаимопонимание, поддержка. Именно это и привлекает в стихотворении.
  • ВЫВОД: что характерно для любовной лирики Есенина